Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СУБЪЕКТАХ РФ'

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СУБЪЕКТАХ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисива В.О.

В статье рассматривается проблема административных правонарушений в области общественного порядка. Анализируются особенности административной ответственности за совершение данных правонарушений. Обозначен перечень составов административных правонарушений, который можно отнести исключительно к общественному порядку и общественной безопасности, а так же выявлены проблемы связанные с рассмотрением дел указанной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мисива В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF PUBLIC ORDER VIOLATIONS IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the problem of administrative offenses in the field of public order. The features of administrative responsibility for the commission of these offenses are analyzed. The list of administrative offenses, which can be attributed solely to public order and public safety, is identified, as well as problems associated with the consideration of cases of this category are identified.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СУБЪЕКТАХ РФ»

УДК 342

Мисива В. О. студент магистратуры 2 курс, заочное отделение направление подготовки «Юриспруденция»

БФ РАНХиГС

научный руководитель: Гапонов О.Н., к.ю.н., доцент

заведующий кафедрой кафедра правового обеспечения государственного управления

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СУБЪЕКТАХ РФ

Аннотация: В статье рассматривается проблема административных правонарушений в области общественного порядка. Анализируются особенности административной ответственности за совершение данных правонарушений. Обозначен перечень составов административных правонарушений, который можно отнести исключительно к общественному порядку и общественной безопасности, а так же выявлены проблемы связанные с рассмотрением дел указанной категории.

Ключевые слова: административное правонарушение, общественный порядок, общественная безопасность, административная

ответственность, административное наказание.

Misiva V.O. master's degree student 2nd year, correspondence department direction of training «Jurisprudence» the Bryansk branch of RANEPA scientific director: Gaponov O.N., Ph.D. of law, associate professor

head of the department department of legal support of public administration

PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF PUBLIC ORDER VIOLATIONS IN SUBJECTS OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Annotation: The article considers the problem of administrative offenses in the field of public order. The features of administrative responsibility for the commission of these offenses are analyzed. The list of administrative offenses, which can be attributed solely to public order and public safety, is identified, as

well as problems associated with the consideration of cases of this category are identified.

Key words: administrative offense, public order, public safety, administrative responsibility, administrative punishment.

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - это соблюдение общественного порядка, а так же административная ответственность за его нарушение. Важность темы заключается в том, что данный вид административного правонарушения является серьезной угрозой для правопорядка в Российской Федерации. Административные правонарушения в сфере общественного правопорядка и общественной безопасности были и остаются самыми массовыми видами противоправных деяний. Наибольшая часть таких деяний выявляется органами внутренних дел, что обуславливает необходимость вмешательства государства в сферу общественного порядка и общественной безопасности.

В главе 2 Конституции РФ закреплены понятия прав и свобод человека и гражданина, что является наивысшей ценностью для демократического и правового государства.1 Следовательно, данная область требует повышенного внимания, надлежащего регулирования и защиты со стороны государства. В последние годы разработаны и осуществляются федеральные и региональные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, целью которых является защита законных интересов всех участников правоотношения. При этом существенно повышается значение мер борьбы с уличной преступностью, обеспечения надежного общественного порядка.

Стоит отметить, что и субъекты Российской Федерации, предпринимают меры для обеспечения общественного правопорядка и общественной безопасности. Рассмотрим на примере Закона Брянской области № 74-З, который был принят Брянской областной думой 24 декабря 2015 года. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" регулирует отдельные вопросы участия граждан в охране общественного порядка на территории Брянской области.2 В данном правовом акте выделены в отдельные статьи полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок создания и деятельности координирующих органов (штабов) в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин, а так же их отличительные особенности.

Законодатель в данном случае выступает с неким призывом для добровольного участия граждан в обеспечении правопорядка на территории субъекта, что в разы может сократить правонарушения в исследуемой области. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами: добровольности; законности; приоритетности

1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2 Закон Брянской области № 74-З от 24.12.2015 ( с изм. от 24.09.2018) «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Брянской области»

защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.3

Для начала рассмотрим, что по своей сути представляет собой «общественный порядок». «Под определением» можно понимать уже устоявшуюся систему взаимоотношений между людьми, которая обеспечивает условия для комфортного проживания, т.е. это те нормы поведения, которые регулируются законодательством, традициями и обычаями. Однако эта система действует только при мирном сосуществовании всех членов гражданского общества, определяя границы дозволенного. Нарушение общественного порядка - это действие индивида, которое доставляет дискомфорт окружающим его членам общества, а именно оскорбляет их чувства. К данным действиям можно отнести нецензурную брань, драки, неприемлемое поведение в общественных местах, хамство. Проведя анализ деятельности органов полиции, можно с уверенностью утверждать, что правонарушения в сфере общественного правопорядка, такие как мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) и уклонение от исполнения административного наказания (ст. 20.25 КоАП РФ), являются самыми распространенными противоправными деяниями.

Еще одним немало важным определением в правовом государстве является «общественная безопасность». В широком смысле общественная безопасность - это состояние общества, при котором ему не угрожает опасность. Понятие общественной безопасности определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступлений, других противоправных действий и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, стихийными бедствиями, эпидемиями, крупными катастрофами, авариями и пожарами. В узком смысле общественная безопасность представляет собой состояние защищенности основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, политической и социальной стабильности в обществе от противоправных посягательств.

Общественный порядок и общественная безопасность представляют собой различные виды общественных взаимоотношений, между которыми существует тесная взаимосвязь: каждая из этих групп отношений является условием существования другой. « Общественный порядок, как и

3 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (с изм. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка»

общественную безопасность, следует отнести к числу элементов, составляющих национальную безопасность. В реальной действительности охрана общественного порядка есть в то же время и обеспечение безопасности личности и общественной безопасности. В свою очередь, принятие мер по обеспечению безопасности служит непременным условием поддержания надлежащего общественного порядка. Таким образом, общественный порядок, безопасность личности и общественная безопасность представляют органически связанные между собой социальные явления, что обусловливает единство комплекса осуществляемых мер по их обеспечению и охране.4»

В соответствии с Конституцией РФ существует четыре вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная.5 Лицо, которое нарушает установленные государством нормы права, привлекается к ответственности за совершенное им деяние. Административная ответственность за правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности регулируется административно-правовыми нормами содержащиеся в главе 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, применение которых, в установленном законом порядке, возлагается на уполномоченные органы либо их должностные лица, с целью наказания и дальнейшем пресечением подобных проступков, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Рассмотрим административные наказания, которые предусмотрены законом за совершение противоправных деяний, в сфере общественного порядка и общественной безопасности.

В настоящем Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации первым видом наказания зафиксировано предупреждение, что является официальным порицанием физического или юридического лица, выраженное в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения.6 Данное наказание носит исключительно моральный характер. Однако в сравнении с иными видами административных наказаний, карательная мера «предупреждения» на правонарушителя минимальна.

Учитывая гуманность такого вида наказания, «предупреждение» предусмотрено только в санкциях ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) и ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ (нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет). Согласно статистике, в процессе рассмотрения административных дел данная мера при назначении наказания применяется судами довольно часто.

4 Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Электронный ресурс]: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ С.В. Байгажаков [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 463 с.

5 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

6 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу 01.02.2020)

Административный штраф является денежным взысканием, который выражается в рублях и налагается за правонарушения, предусмотренные административным законодательством. Такая карательная мера как штраф применяется в большей части статей КоАП РФ, а так же законах об административной ответственности субъектов Федерации, в том числе и устанавливающих ответственность за правонарушения предусмотренный главой 20 КоАП РФ. Административные штрафы являются наиболее распространенной мерой наказания, которой суды подвергают нарушителей общественного порядка и общественной безопасности.

Проанализировав на примере Брянской области практику судей в рамках настоящего исследования можно с уверенностью утверждать, что, в 65% случаев, административный штраф назначается судами (судьями) в минимальном размере, установленном соответствующей санкцией для того или иного субъекта административного правонарушения.

Дисквалификация (ст. 3.11. КоАП РФ) заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и предусматривается ч. 2, 3, 6 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискацию применяют в качестве основного административного взыскания, а так же в качестве дополнительного к основным административным взысканиям, подлежащим обязательному применению. Данный вид административного наказания может быть назначен только в судебном порядке. В настоящее время конфискация как мера наказания применяется судами довольно редко. 7

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения предусматривается законодателем ч. 1, 2 ст. 20.3, ч. 6 ст. 20.8, ст. 20.9, ст. 20.10, ч. 1 ст. 20.12, ст. 20.13 и ст. 20.14, ст. 20.15, ч. 2 ст. 20.23 и ст. 20.24, ст. 20.29 КоАП РФ.

Административный арест, как вид административного наказания, назначается за правонарушения, по своей тяжести приближенные к преступлениям, и является наиболее строгим административным

7 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу 01.02.2020)

взысканием. Административный арест в качестве санкции закреплен законодателем в ч. 3ст. 20.2, ч. 1 ст. 20.3, ст. 20.5, ч. 6 ст. 20.8, ст. 20.18, 20.21, ч. 2 ст. 20.25, ч. 3 ст. 20.27, ст. 20.29 КоАП РФ. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и назначается судьей в исключительных случаях.

Административное приостановление деятельности, как мера наказания, введена в настоящий Кодекс в 2005 году. Данная мера административной ответственности предусматривается за совершение правонарушений, предусмотренных ст. ч.5 ст. 20.4, ч. 2, 5, 6 ст. 20.8, ст. 20.10, ст. 20.29 КоАП РФ. Следует принимать во внимание, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.8

Проведя анализ и исследовав практику судов (судей), на примере Брянской области, можно сделать вывод, что глава 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не оказывает должного эффекта для предотвращения административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, данные меры административной ответственности являются гуманными для лиц совершающих противоправные деяния в данной области. Более того, согласно поведенным исследованиям, отмененных и обжалованных постановлений чрезвычайно много. К сожалению, к основным причинам проигранных судов относиться как это ни странно, нарушения процессуальных требований настоящего Кодекса самими должностными лицами данных органов. К ним относятся такие нарушения как несоблюдения сроков привлечения к административной ответственности, неправильное оформление протокола об административном правонарушении, отсутствие в административном материале приложений к протоколу и т.д. Все эти вышеперечисленные причины служат поводом для возврата административного материала в орган составивший протокол, а как следствие нарушение сроков рассмотрения. В конечном итоге несоблюдение процессуальных норм административного законодательства влияет на качество привлечения правонарушителей к установленной законодателем ответственности и, как результат - на эффективность превентивных мер, осуществляемых соответствующими органами.

Неисполнение принятых законодательными органами субъектов норм об административной ответственности приводит к незащищенности участников административных правоотношений. Неэффективным становится само законодательство, так как цель наказании не реализуется.

8 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу 01.02.2020)

Безнаказанность правонарушителей поощряет их к совершению новых правонарушений и подает негативный пример другим лицам.

По статистике в производство мировых и федеральных судей Брянской области частота поступления материалов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1, 20.21, ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в разы выше, чем дел иных категорий. Из них: около 30% дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ и 50 % дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Однако проведенный анализ показал, что, как правило, за правонарушения в сфере общественного правопорядка и общественной безопасности, предусмотренные ст. 20. 20, 20. 21, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, административный штраф назначается судьями в минимальном размере, установленном соответствующей санкцией для того или иного субъекта административного правонарушения. 9

В этой связи представляется возможным согласиться с официальной точкой зрения по поводу того, что среди причин совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 20. 20, 20.21 и ч. 1 ст. 20. 25 КоАП РФ важное место занимают недостаточно высокий уровень репрессивности административных наказаний и, прежде всего административных штрафов. Превентивная функция административного наказания в таких условиях не выполняется; у окружающих создается впечатление о безнаказанности данной неправомерной деятельности, обыденности употребления спиртных напитков, что способствует приучению к такого рода поведению несовершеннолетних, не вызывая у них в дальнейшем стереотипов недопустимости таких поступков.

В соответствии со всем вышесказанным предлагается внести поправки в отдельные статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно в ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и изложить ее в следующей редакции: «1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, — влечет наложение административного штрафа в трехкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее пяти тысяч рублей, либо административный арест на срок до тридцати суток». Увеличить размер санкций по ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ и предусмотреть в качестве ответственности за нарушение норм, регулирующийся данными статьями, привлечение лица к исправительным работам.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу 01.02.2020)

9 https://sudact.ru

3. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (с изм. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка»

4. Закон Брянской области № 74-З от 24.12.2015 ( с изм. от 24.09.2018) «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Брянской области»

5. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Электронный ресурс]: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ С.В. Байгажаков [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 463 c.

6. «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, норматиные акты [сайт] .// URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 25.02.2020 года)

7. Судебные и нормативные акты РФ [сайт] .// URL: https://sudact.ru (дата обращения 01.03.2020 года)

8. Законодательство Брянской области [сайт] .// URL: http://old.bryanskobl.ru (дата обращения 25.02.2020 года)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.