Научная статья на тему 'Производство и труд в пенитенциарной системе: динамика кризиса и неопределенность будущего'

Производство и труд в пенитенциарной системе: динамика кризиса и неопределенность будущего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ECONOMICS OF THE PENAL SYSTEM / КРИЗИС ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / A PRODUCTION CRISIS IN THE PENAL SYSTEM / СОСТОЯНИЕ ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT SITUATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ / CHARACTERISTICS AND EFFICIENCY OF LABOR OF PEOPLE SENTENCED TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погудин О.А.

Анализируя итоги экономической деятельности пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы за прошедшее десятилетие, автор констатирует, что она не реализует социальные функции по трудовой адаптации осужденных и неэффективна как рыночный субъект. В условиях, когда уголовно-исполнительная система не интегрирована в национальную экономику, ее производственный сектор объективно настроен на консервацию отсталых технологий и неквалифицированную занятость арестантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor and Production in the Penal System: Crisis Dynamics and Uncertainty of the Future

Analyzing the results of economic activity of the penal system over the past decade, the author states that it doesn’t implement social functions for the labor adaptation of convicts and is ineffective as a market actor. Under the conditions when the penal system isn’t integrated into the national economy, its producing sector is fair-minded to the conservation of backward technologies and the generation of unskilled employment of convicts.

Текст научной работы на тему «Производство и труд в пенитенциарной системе: динамика кризиса и неопределенность будущего»

Производство и труд в пенитенциарной системе: динамика кризиса и неопределенность будущего

О.А. ПОГУДИН, кандидат экономических наук, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. E-mail: pogudinoa@mail.ru

Анализируя итоги экономической деятельности пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы за прошедшее десятилетие, автор констатирует, что она не реализует социальные функции по трудовой адаптации осужденных и неэффективна как рыночный субъект. В условиях, когда уголовно-исполнительная система не интегрирована в национальную экономику, ее производственный сектор объективно настроен на консервацию отсталых технологий и неквалифицированную занятость арестантов.

Ключевые слова: экономика уголовно-исполнительной системы, кризис производства в уголовно-исполнительной системе, состояние занятости, эффективность труда осужденных

Россия по-прежнему среди лидеров по количеству осужденных (по статистике ФСИН1, на 1 января 2017 г. их было 522,8 тыс. чел.) [1, 2]. По состоянию на 2016 г, это 0,46% от численности населения страны в возрасте от 20 и более лет [3. С. 28]. Поэтому вопросы о том, как и в каких целях следует использовать их трудовой потенциал, особенно на фоне предстоящего масштабного дефицита численности трудоспособного населения, более чем актуальны.

Однако производственный сектор пенитенциарной (уголовно-исполнительной - УИС) системы сегодня перестал выполнять присущие ему функции по результативному применению труда осужденных и изготовлению ими качественной и конкурентоспособной продукции. Не более трети содержащихся в исправительных учреждениях лиц привлекаются к оплачиваемому труду

Как результат, уголовная система все хуже справляется с одной из своих главных функций - «исправительной». В общей численности «сидельцев» доля ранее отбывавших наказание достигла 64% [2]. При ежегодном освобождении из мест заключения около 270 тыс. чел. треть из них становятся рецидивистами [4].

1 ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний).

ЭКО. - 2017. - № 12 ПОГУДИН О.А.

Социально-экономические индикаторы: можно хуже, но некуда

С начала 2000-х годов в результате неоднократных ведомственных «реформаций» и «оптимизаций» многие еще недавно вполне технологичные пенитенциарные производства (сейчас это 566 центров трудовой адаптации осужденных и 80 учебно-производственных мастерских) превратились в примитивные раннекапиталистические мануфактуры, их производственные мощности используются лишь на 58,3% [5].

С 2010 г. по 2014 г объем товарной продукции (работ, услуг), изготовленной в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вырос в сопоставимых ценах лишь на 10,5%, составив в 2014 г в текущих ценах сумму 32,6 млрд руб. [6. С. 175], в 2015 г. -33,2 млрд руб. [5], а в 2016 г. - лишь 31,2 млрд руб. Свыше половины произведенной продукции потребляется внутри системы [5].

Многие авторы преувеличивают экономическую значимость для страны нынешнего пенитенциарного производства, ошибочно считая ФСИН «огромной "госкорпорацией"» [7] и характеризуя ее экономический комплекс «... как мощную производственную структуру» [8. С. 172]. На деле доля производства уголовно-исполнительной системы в ВВП страны не превышает 0,05%, трудоустроенные осужденные составляют 0,22% занятых в экономике России [9. С. 59]. А начисленный среднестатистическому осужденному среднемесячный заработок - величина, равная 9,3% от уровня работников организаций [6].

Задачи, стоящие перед центрами трудовой адаптации (организация трудового воспитания осужденных; создание условий для их заинтересованности в результатах труда; восстановление и закрепление у них профессиональных и трудовых навыков для последующей адаптации в обществе), не реализуются. Один заключенный в месяц производит продукции на 17,3 тыс. руб. (в ценах 2014 г.)2, а валовой добавленной стоимости - не более 5,0 тыс. руб. в месяц, при начисленном ему за тот же период заработке 3029 руб.3 [6]. Доля зарплаты осужденных (с 30%-м

2 По иным сведениям, эта величина была несколько больше - 19 тыс. руб. [10].

3 По закону переводимая осужденному на лицевой счет сумма после всех удержаний не должна быть меньше 25% от начисленного ему заработка. Сегодня она в среднем 700-800 руб. в месяц. Однако, по «альтернативным» источникам, «заработки в 200300 руб. в месяц во многих местах норма» [11].

социальным начислением) в структуре себестоимости продукции (в целом по всем направлениям деятельности) - 24%, а удельный вес зарплаты в создаваемой производственным сектором УИС добавленной стоимости - более 80% [6. С. 179], что существенно сдерживает рост трудовых доходов осужденных.

Иными словами, ограниченный человеческий капитал «работников по приговору» при минимуме производимой ими добавленной стоимости переводит любые вопросы, направленные на повышение их заработка, в разряд иллюзорных. Как точно в этой связи замечает Б. Земцов, «"гомо арестантус" - существо, чаще всего... к труду и созиданию не способное» [12. С. 24].

Приведенные здесь цифры демонстрируют, что осужденные, занятые на производственных объектах (в 2015 г их число составило 142,4 тыс. чел., а в 2016 г. - 133,1 тыс.), дают обществу в 4-5 раз меньше того, что сами от него получают [6. С. 178]. Данный тезис согласуется с позицией правозащитников, указывающих на то, что бюджетные расходы на ФСИН в 7,5 раза превышают приносимые ею в бюджет доходы4 [2, 13], иначе - производственно-хозяйственная деятельность ФСИН не приносит пользы ни обществу, ни потерпевшим (в том числе из-за невозможности компенсации причиненного осужденными вреда или осуществления ими пенсионных накоплений из их «копеечных» заработков5. Однако он «не вписывается» в их радикальный вывод «о рабском положении осужденных в современной России» [2], который, по нашему мнению, оказывается явно несостоятельным.

Ключевые причины деструктивных процессов в сфере материального производства и труда лиц, отбывающих наказания, определяются тем, что экспортно-сырьевая макроэкономическая модель страны не предполагает государственную хозяйственную активность и целенаправленную промышленную политику, а следовательно, не формирует спрос на труд осужденных и его результаты. Поэтому неудивительно, что с точки зрения достижения эффективного производства и занятости в местах лишения свободы оказалась безрезультативной реформа федеральных

4 Подобное соотношение приводят и ведомственные исследователи, отмечая, что «расходная часть бюджета на содержание ФСИН почти в 7 раз превышает доходную (270,4 млрд руб. против 39,9 млрд руб.)» [3. С. 29].

5 Так, иски о возмещении ущерба имеют 90 тыс. осужденных [14], а затраты на их содержание компенсируются за счет удержаний из зарплаты лишь на 26% [15. С. 17].

государственных унитарных предприятий (ГУП) исправительных учреждений, а Концепция обеспечения устойчивой работы производственного сектора уголовно-исполнительной системы (от 2009 г.) так и осталась на стадии проекта.

Вспоминая траекторию реформы ГУП уголовно-исполнительной системы (2006-2010 гг.), отметим, что основополагающий ее посыл (т.е. лишение предприятий статуса коммерческих организаций и создание на их базе центров трудовой адаптации и учебно-производственных мастерских) исходил из принципа невозможности подчинения интересов отбывающих наказания лиц и их профессиональной подготовки соображениям получения прибыли от тюремного производства. Провозглашенный тогда курс на решение производственным сектором УИС не столько экономических, сколько социальных задач по трудовой адаптации, воспитанию и социальной реабилитации осужденных формально остался неизменным, хотя и породил вполне конкретные экономико-правовые коллизии, в сущности, так до конца и не разрешенные ни в теории, ни на практике6.

В идеале же средства, получаемые исправительными учреждениями (в те годы федеральными бюджетными учреждениями) от производства и реализации выпущенной ими продукции, должны были служить источником финансирования деятельности центров трудовой адаптации и учебно-производственных мастерских, а также идти на восполнение бюджетной сметы на содержание осужденных по недостающим статьям расходов.

Однако в реальности фиксируемой производственными структурами исправительных учреждений прибыли (в ведомственной терминологии - финансового результата) никогда не хватало ни на восполнение бюджетной сметы, ни на создание новых рабочих мест, ни на модернизацию технологий и обеспечение конкурентоспособности продукции.

Так, полученная по итогам 2008 г. (лучшего года по совокупному выпуску УИС и выработке трудоустроенных заключенных

6 Одни авторы видят в этом «противоречие целей производителей продукции

в УИС и ее потребителей» [15. С. 17], другие - «фактор, влияющий на инвестиционную деятельность в экономике УИС, в том числе обусловленный ее спецификой» [16. С. 27]. В традиционном же понимании требование Минимальных стандартных правил обращения с заключенными является экономическим ограничением, которое должно учитываться при организации труда осужденных.

(рис. 1 и 2)) чистая прибыль составила 1,14 млрд руб. Этого хватило бы на создание и оснащение лишь 1036 дополнительных рабочих мест (0,7% от всех имеющихся на начало указанного периода)7. В 2009 г в УИС имелось 146,6 тыс. рабочих мест для осужденных, оснащенных 95,2 тыс. ед. технологического оборудования. Среди них 55% эксплуатировалось более 15 лет и подлежало списанию, а на долю нового оборудования (со сроком эксплуатации до пяти лет) приходилось только 13% [18. С. 68].

%

Индекс промышленного производства в РФ

— Л — Индекс объема производства товарной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в УИС Источник рис. 1-2: Официальные данные Росстата, ФСИН России, расчеты автора.

Рис. 1. Динамика промышленного производства в Российской Федерации и уголовно-исполнительной системе в сопоставимых ценах в 2005-2016 гг.,%

При средних затратах по формированию рабочего места в ИУ в сумме 1,1 млн руб. и размерах инвестиций для строительства и технического перевооружения производственных объектов (4,2 млрд руб.) [17] следует признать невозможность обновления активной части основных фондов и наращивания капиталовооруженности производства силами самой пенитенциарной системы (по данным [17], износ зданий и сооружений в 2008 г. уже был более 62%, а машин и оборудования - 72%. Сегодня, по сведениям ФСИН, в исправительных учреждениях свыше

7 В 2003-2004 гг. в промышленном производстве УИС находилось около 200 тыс. трактуемых с организационно-технической точки зрения рабочих мест. На начало 2008 г. их было уже 148,3 тыс., а в конце - на 300 позиций меньше. Причем аттестовано было лишь 56 тыс. рабочих мест [17].

120,0 тыс. единиц технологического оборудования со средним

износом более 75%)8.

%

-♦- Индекс производительности труда в экономике РФ

— ± — Индекс выработки осужденных (объем товарной продукции на единицу рабочей силы)

Рис. 2. Показатели производительности труда в экономике Российской Федерации и выработки осужденных в сопоставимых ценах в 2005-2015 гг.,%

Зная все это, нетрудно подсчитать, что для приведения в соответствие числа осужденных и количества оснащенных рабочих мест (т. е. для преодоления излишнего вывода на оплачиваемые работы в среднем 1,19-1,22 человека на одно рабочее место притом, что официально трудоустроенных в УИС арестантов в 2008 г. было 181,4 тыс. чел.) требуется около 36 млрд руб. Это значительно превышает совокупный объем производства ФСИН товарной продукции (26,2 млрд руб. в ценах 2008 г.) и тем более сумму балансовой прибыли (например, в 2011-2014 гг. ее среднегодовое значение - 1,5-1,6 млрд руб.). В этих условиях не приходится говорить о расширении основного капитала и преодолении его технологической отсталости. Падение занятости осужденных (до 142,4 тыс. в 2015 г.) и снижение результативности их «трудовой адаптации» на остающихся в эксплуатации немеханизированных рабочих местах - события вполне естественные и прогнозируемые (см. рис. 1, 2).

8 В структуре технологического парка 38,6% составляет оборудование для

швейного и обувного производства, 21% - для металлообрабатывающего и 9% - для деревообрабатывающего производства [16. С. 26].

Если в экономике страны после кризиса 2009 г. наблюдается медленное восстановление, то экономика УИС все последние годы движется в сторону неминуемой стагнации. Из-за недостаточной производительности, отсталых технологий, невысокого уровня человеческого капитала, отсутствия законодательной возможности получения кредитных ресурсов, ограниченного доступа к рынкам сбыта и иных признаков «неформальности» [19], экономическая система ФСИН принципиально не способна готовить к ресоциализации наказанных судом преступников. Неслучайно, как отмечают некоторые эксперты, уровень рецидивных правонарушений (наиболее значимый, по мнению криминологов, показатель эффективности деятельности УИС) достигает 30% среди освобожденных из учреждений общего режима и 50% - строгого.

Планируя основные направления деятельности, предусмотренные Государственной программой РФ «Юстиция» и Концепцией развития УИС до 2020 года (в ред. распоряжения Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010), в ведомстве едва ли не впервые официально заговорили о совершенствовании производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и эффективности труда осужденных. Например, в той же Концепции нашлось место тезисам о создании в учреждениях дополнительных рабочих мест, обновлении производственной базы и выпуске конкурентоспособной продукции. Однако бюджетные средства на решение указанных задач в рамках упомянутой госпрограммы не направлялись; среди индикаторов уровня достижения стратегических целей госпрограммы нет ни одного, хотя бы косвенно связанного с производством и занятостью осужденных [17].

В обновленном варианте Концепции развития уголовно-исполнительной системы (в ред. распоряжения Правительства РФ № 1877-р от 23.09.2015) модернизация ее производственно-хозяйственной базы, равно как и внедрение новых форм производственной деятельности, создание рабочих мест посредством реализации механизма государственно-частного партнерства рассматриваются исходя из финансовых возможностей системы осуществлять данные мероприятия.

Однако названные ранее скромные размеры прибыли ФСИН делают инвестиции в производственную сферу совершенно недостаточными, а превышение амортизации над инвестициями

снижают физический объем фондов как материальную основу любого производства. Как следствие, падает спрос на труд тех осужденных, кто получил специальность или повысил квалификацию в рамках ведомственного профессионального образования. Известно, что инвестиции в переобучение следуют за инвестициями в новые технологии, и при нехватке последних потребность в человеческом капитале оказывается мнимой. В настоящее время из 71 тыс. осужденных, заканчивающих профессиональные училища при исправительных учреждениях, трудоустраиваются лишь 18,3% [3. С. 28].

Таким образом, изолированный от производства институт профессионального образования - еще один фактор, «сжимающий» со стороны уголовно-исполнительной системы предложение собственной продукции, не только способствующий снижению ее валового выпуска, но и «упрощению» номенклатуры, которая часто не находит спроса «на воле». Именно поэтому УИС наращивает долю товарного выпуска для внутрисистемных нужд (54,5%, или 18,1 млрд руб. в 2015 г.) [5].

Налицо тенденция, когда занятость современных арестантов в ИУ с каждым годом становится все более примитивной, маломеханизированной, с низкими показателями фондовооруженности и технического оснащения рабочих мест, что в свою очередь провоцирует снижение сложности их труда в дальнейшем. Такой труд не требует высокой квалификации и профессионализма, поэтому обречен на низкую доходность и продуктивность. Как верно в этой связи постулирует А. Сорокин, «принцип трудовой адаптации осужденных, предполагающий цепочку последовательного взаимосвязанного воздействия на них через профессиональное образование - труд - профессиональную подготовку (переподготовку) - труд и т.д. остается прописанным только на бумаге» [20].

Говоря о трудовой адаптации и формально абсолютизируя ее социальную функцию по возвращению в общество преступивших закон граждан, нельзя не учитывать следующее. Конечно, созидательная сила труда не исчерпывается его внешними результатами - производимыми материальными и духовными ценностями. Он имеет огромную социальную значимость, поскольку в процессе трудовой деятельности развивается сам человек. Однако, на наш взгляд, социальная направленность труда

(а в УИС особенно!) все более проявляется тогда и только тогда, когда в максимальной степени реализуется его экономическая природа. Только такой, преимущественно квалифицированный труд, нацеленный на экономический результат, овеществленный в конкретном общественно значимом продукте, осужденных исправляет, воспитывает, реабилитирует. Ныне ситуация обратная. По констатации Б. Земцова, «... трудом не исправляют, а унижают, размазывают, добивают» [12. С. 189]. Поэтому в этой связи повторим, острота «конфликта между трудом и капиталом» в УИС проявляется не в направлениях расходования производимой осужденными добавленной стоимости (по утверждению оппонентов, в ущерб их заработкам [2,11,13]), а исключительно в ее крайне низкой величине [6. С. 178, 180].

За весь пореформенный период уголовно-исполнительная система так и не нашла действенных механизмов по привлечению уголовных правонарушителей к производительному труду по созданию общественно значимых материальных ценностей. Поэтому ее производственная деятельность экономически неэффективна. Тем не менее искать и обсуждать возможные в этих целях решения - задача и ведомственных авторов, и правозащитников, и экспертного сообщества.

Развитие пенитенциарного производства: основные идеи и неопределенность их воплощения

Преобладающие в литературе предложения по поводу возможной «реанимации» социально-экономических отношений в УИС отталкиваются, как правило, от идеи налаживания взаимовыгодного сотрудничества исправительных учреждений с предпринимательским сообществом, привлечения внешних инвестиций (государственных и преимущественно частных) в их производственный сектор [15, 16, 21 и др.]. Памятуя об успешном советском опыте хозяйственной кооперации предприятий УИС с предприятиями иных министерств и ведомств, УИС сегодня усиленно призывает бизнес-структуры к созданию совместных производственных участков для трудоустройства осужденных [5, 7, 14]. В контексте развития механизмов привлечения инвестиций некоторые авторы видят «наиболее перспективным и приоритетным для УИС заключение концессионных соглашений» [15. С. 19, 16. С. 28],

но оппоненты приводят разумные и аргументированные доводы о неочевидности их безоблачного будущего [1].

Подобно любой госструктуре, взаимодействующей с частным бизнесом в режиме государственно-частного партнерства, субъект пенитенциарной системы полагает возможным частично переложить на бизнес-партнера расходы по инвестированию и содержанию своей производственной инфраструктуры, а также воспользоваться его опытом и знаниями более эффективного управления собственностью и повышения рентабельности [22]. Однако и частный бизнес вправе надеяться на получение для себя определенных выгод в виде снижения инвестиционных рисков и гарантий определенного уровня доходности [22].

Так, одна из моделей «реализации взаимодействия УИС с деловой и образовательной средой на региональном и муниципальном уровнях» [21. С. 56] основана на заинтересованности крупных (в том числе с госучастием) фирм в создании интегрированных с экономическими субъектами пенитенциарной системы производственных структур. Ключевыми факторами, стимулирующими подобную интеграцию, по мнению автора модели, выступают структурно-технологическая модернизация частных предприятий и обновление ими производственных активов, что позволяет перенести высвобождаемые мощности на промышленные объекты исправительных учреждений, близкие с ними по технологической и предметной специализации.

При этом автор модели сам упоминает о «негативном восприятии "тюремной" системы со стороны рынка как неэффективного коммерческого партнера и источника разнообразных недиверси-фицируемых рисков». В частности, он пишет о «высоком риске криминализации, развития теневых отношений, проявления оппортунизма и прочих деструктивных факторов, способном стать непреодолимым барьером для "частника" в деле организации взаимодействия с УИС» [21. С. 54].

К сказанному добавим риски возникновения (роста) издержек на контроль технологии и качества продукции, а также на повышение квалификации «рабочих-сидельцев». Кроме того, остаются непрозрачными и схемы взаимодействия сторонних предпринимателей, администрации учреждений и самих осужденных. И это при отсутствии каких-либо реальных льгот и преференций для организаций, осуществляющих производство с использованием их труда.

Вместе с тем решающий ограничитель реализации обсуждаемой модели относится, на наш взгляд, к иному, более высокому порядку. Главное в том, что у гражданских предприятий отсутствует потребность в модернизации и активном использовании новых технологий и методов [23]. Неразвитость структуры российской экономики, удручающий бизнес-климат, отсутствие конкуренции ограничивают мотивацию предприятий к расширению и снижению издержек. В силу несовершенства институтов в бизнес-среде превалирует стремление к перераспределению уже имеющихся активов как гарантированному и безопасному средству получения весомых доходов [23]. Следовательно, на фоне отсутствия признаков улучшения индустриального ландшафта страны надежды на успешную реализацию в УИС предпринимательских проектов представляются нам безосновательными.

Альтернативой выдвигаемым выше (и, очевидно, поддерживаемым ФСИН) посылам выглядит предложение экспертов Общероссийского гражданского форума (ОГФ) о преобразовании «тюремного» ведомства в невоенизированную структуру и кардинальном изменении системы управления им [24]. Остающуюся за учреждениями УИС производственную функцию предполагается выполнять под началом гражданского бизнес-менеджмента. Его задача - налаживание контактов с местными предпринимателями и их структурами по поводу заказов и, самое главное, обеспечение трудоустройства осужденных, обладающих необходимой для конкретного пенитенциарного производства профессиональной подготовкой. Для решения организационно-экономических задач УИС предлагается создать за пределами ФСИН госкомпанию (госкорпорацию) с филиалами в регионах, отвечающими за производственную базу исправительных учреждений, что осуществимо в рамках действующего законодательства о некоммерческих организациях.

Итог внедрения в жизнь идеи госкорпорации видится экспертам ОГФ в «более широких возможностях кредитования, упрощении имущественных отношений, гибких схемах поиска заказчиков, изменении правового сопровождения занятости осужденных: от норм Уголовно-исполнительного кодекса, к нормам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ» [24]. Предполагается, что госкомпания сможет более эффективно использовать переданное ей имущество, направляя арендную плату за незадействованные

фонды и получаемую прибыль на обновление основного капитала и «осовременивание» производства, вплоть до строительства новых мощностей с передовыми технологиями.

Однако Правительство страны пока решило обойтись без радикальных мер. Распоряжением № 2808-р от 23.12.2016 утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)», в рамках которой предполагается направить из федерального бюджета 4,5 млрд руб. (по 500 млн руб. ежегодно в течение указанного времени) на приобретение 35 тыс. ед. техники и оборудования. Цель - к 2025 г. создать 50 тыс. новых рабочих мест, увеличив при этом занятость осужденных на 100 тыс. чел. при организации их работы в две смены [25].

Будут ли эти планы реализованы? В проекте ФЦП, который разрабатывается ФСИН в соответствии с Концепцией, и суммы выделяемых средств, и целевые индикаторы уменьшены почти вдвое: речь идет о создании всего 27 тыс. рабочих мест и трудоустройстве в две смены около 53,5 тыс. осужденных. Если в тексте правительственного документа говорится о формировании 600 объектов для труда в металлообработке и 45300 - в швейной промышленности, то в проекте программы их число сократилось соответственно на 60 и 43%, при предполагаемых госинвестициях в первую отрасль 54 млн руб. и 2,45 млрд руб.- во вторую.

***

Итоговые выводы на основании изложенного выше просты и очевидны. Скорее всего, ни одно из озвученных направлений решения социально-экономических проблем уголовно-исполнительной системы всецело приемлемым не является. Однако развитие событий по правительственному сценарию, заведомо для УИС ожидаемому и безболезненному, гораздо в большей степени рискует оказаться нерезультативным. Минимальные объемы господдержки не в силах изменить нерыночную, по сути, мотивацию нынешних экономических субъектов УИС и серьезно не скажутся на качестве занятости осужденных и росте квалификации их труда.

На фоне прогнозируемой в масштабах страны нехватки рабочих рук упомянутые в начале статьи «полпроцента» осужденных, видимо, останутся незадействованными в ее экономике,

а «стратегические направления развития производственного сектора УИС» с присущими ему признаками неформальности сохранятся неизменными. Ситуация с консервацией в пенитенциарной системе «вчерашних» технологий и неэффективного, почти нерентабельного труда «сидельцев» будет усугубляться, очевидно, никак не влияя на конкурентоспособность продукции и рост ее добавленной стоимости. Поэтому с сожалением можно лишь предполагать, что связанные между собой проблемы сближения труда в УИС и за ее пределами и постпенитенциарного рецидива, скорее всего, в обозримом будущем так и останутся не разрешенными.

Литература

1. Романова О., Козлов А. Страна отмотала сто лет лагерей. Краткий анамнез российской уголовно-исполнительной системы // Новая газета.- 2017.- № 54.- 24 мая.- С. 3-5.

2. Рабское положение заключенных в России / Доклад; под ред. О. М. Киюциной, Ин-т проблем современного общества (ИПСО).- СПб., 2016 [Эл. ресурс]. URL: http://i-pso.ru/ http://i-pso.ru/2016/09/08/rab/ (дата обращения: 12.11. 2016).

3. Тарасова М. И., Смирнов И. С. Профессиональное образование участников социально-трудовых отношений в пенитенциарной системе России: проблемы и пути их решения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2016.- № 5.

4. Думцы займутся реабилитацией бывших заключенных [Эл. ресурс]. URL: http://pravo.ru/news/view/127527/ (дата обращения: 06.01. 2017).

5. Доклад Федеральной службы исполнения наказаний «О возможных формах привлечения бизнес-сообщества на производственные площадки уголовно-исполнительной системы» [Эл. ресурс]. URL: http:// xn - h1akkl.xn - p1ai/news/kharakteristika-proizvodstvennogo-sektora-uis. pdf (дата обращения: 23.12. 2016).

6. Погудин О. А. «Трудовая революция» в уголовно-исполнительной системе: очередной миф или настоятельная необходимость? // ЭКО.-2015.- № 11.

7. ФСИН хочет сделать тюремные производства прибыльными [Эл. ресурс]. URL: http: //www.newsru.com/finance/19Sep2014/fsinlabour. html (дата обращения: 12.11. 2016).

8. Козин М. Н., Ибрагимов О. А. Многокритериальный анализ целевой эффективности трудовой адаптации осужденных как инструмент повышения экономической безопасности // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право.- 2016.- Т. 16.- № 2.

9. Белова Т., Чернышов И. Размышления о подневольном труде в контексте использования труда осужденных // Экономист.- 2015.- № 1.

10. Алябьева Е. Российский зэк производит в 14 раз меньше американского [Эл. ресурс]. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1325406/ (дата обращения: 30.03. 2014).

11. ФСИН зарабатывает каждый год на труде заключенных по 30 млрд рублей [Эл. ресурс]. URL: https://www.politforums.net/ internal/1476870120.html (дата обращения: 02.06. 2016).

12. Земцов Б. Зона путинской эпохи.- М.: Алгоритм, 2012.

13. ФСИН: Миф про «самое бедное ведомство». Доклад Ин-та проблем современного общества (ИПСО) [Эл. ресурс]. URL: http://i-pso. ru/http://i-pso.ru/2017/02/01/1433/ (дата обращения: 02.04. 2017).

14. Коршунов О. ФСИН готова развивать отношения с бизнесом [Эл. ресурс]. URL: http://фсин.рф/news/index.php? ELEMENT_ID=249952 (дата обращения: 09.07.2016).

15. Козин М. Н. Пенитенциарная экономика России в условиях санкци-онных рисков: целевые ориентиры и последствия // Международный пенитенциарный журнал.- 2017.- Т. 3 (1-4).- № 1.

16. Ибрагимов О.А. Повышение экономической безопасности уголовно-исполнительной системы на основе развития механизмов привлечения внешних инвестиционных ресурсов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2016.- № 6.

17. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний [Эл. ресурс]. URL: http:// fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения: 06.02. 2017).

18. Матвеева Н. С. Ресурсный потенциал производственного сектора уголовно-исполнительной системы России // Вестник института: преступление, наказание, исправление.- 2011.- № 2.

19. La Porta R., Shleifer A. Informality and development. // Journal of Economic Perspectives.- 2014.- Vol. 28.- № . 3.- Р. 109-126.

20. Сорокин А. Труд как средство исправления // Преступление и наказание.- 2013.- № 2.

21. Чернышов И. Экономика и пенитенциарная система: поиск модели сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2015.- № 42.

22. Зедина Ю. А. Институт государственно-частного партнерства в системной трансформации современной рыночной экономики // Вестник Ин-та экономики РАН.- 2014.- № 3.

23. Иноземцев В. Л. Семь внутриполитических ограничителей модернизации России // Журнал новой экономической ассоциации.-2015.- № 3 (27).

24. URL: https://ria.ru/defense_safety/20161119/1481717031.html (дата обращения: 21.12.2016).

25. Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N2808^ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» [Эл. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210073/ (дата обращения: 25.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.