Научная статья на тему 'Производство и добыча строительных материалов в Крыму в последней четверти XIX - начале ХХ века'

Производство и добыча строительных материалов в Крыму в последней четверти XIX - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / КАМЕНОЛОМНЯ / QUARRY / ЦЕМЕНТ / CEMENT / ЗАВОД / PLANT / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марциновский П.Н.

Рассмотрена проблема производства и добычи строительных материалов в Крыму в последней четверти XIX начале ХХ в. в условиях интенсивного экономического развития Крымского полуострова и Российской империи, в целом. Сделан вывод о том, что в условиях интенсивного промышленного роста и, соответственно, активного строительства, производство и добыча строительных материалов также росли, отражая специфику отрасли, связанную с отсутствием условий для промышленной добычи древесины. В то же время, успешно действовали и развивались кирпичночерепичные заводы, каменоломни и глинокопни. С появлением современных цементных заводов и началом переработки крымских мергелей в цемент начинается новый этап развития отрасли. В статье, также, широко представлены имена владельцев предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production and extraction of building materials in the Crimea at the last quarter of XIX - early XX century

The article is devoted to the problem of production and extraction of building materials in the Crimea at the last quarter of XIX early XX century in conditions of intensive economic development of the Crimean peninsula and the Russian Empire, as a whole. The conclusion is drawn that in the conditions of intensive industrial growth and, accordingly, active construction, the production and extraction of building materials also grew, reflecting the specifics of the industry, related to the lack of conditions for industrial timber extraction. At the same time, brick and tile factories, quarries and clay mines successfully operated and developed. In the last quarter of the XIX the beginning of the XX century in the Crimea, rapid development is unfolding. In connection with active industrial development, as early as the eighties of the XIX century, on the peninsula, as a consequence of common infrastructure processes, there is a need for the construction of new or reconstruction of existing factories and plants. Economic growth was accompanied by the erection of both private and public buildings and structures, landscaping around buildings, construction and repair of roads, which, naturally, caused a significant increase in the number of enterprises producing construction materials. The period under review, as is known, is characterized by an intensive growth of industrial production throughout Russia and, undoubtedly, this growth was provided by the work of the broadest masses of the people. However, among the «fighters of the Russian economic miracle» a special role belonged, nonetheless, to the command staff owners and managers of factories and plants, quarries and clay mines, of all those whose names, as representatives of the «exploiting class», were undeservedly forgotten in the era of dictatorship of Proletariat. This unfair gap in historical memory, of course, as far as possible, must be filled, and therefore the names of merchants, townspeople, noblemen, villagers, peasants, retired officers, bureaucrats, persons of spiritual rank and others, whose talent and labor was created and The Crimean industry developed. Therefore, in the article, also, the names of the owners of enterprises are widely presented. Thus, the need and, accordingly, the production of construction materials intended for the construction of state, public and industrial buildings, structures, roads, bridges, intensively grew, reflecting the «stone» specificity of this industry on the Crimean peninsula. In conditions of lack of wood, the main building material was a stone Kerch yellow, badrak white, Yalta diorite and granite, limestone from Inkerman, Feodosiya, Petrovsky quarries near Simferopol and many other places. Widely used brick and tile. With the advent of powerful cement plants and the beginning of the processing of Crimean marls into cement, a new stage in the development of the production of building materials on the peninsula is associated, which contributed to the further development of the construction industry.

Текст научной работы на тему «Производство и добыча строительных материалов в Крыму в последней четверти XIX - начале ХХ века»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 3 (69), № 4. 2017 г.

УДК 94(470):332.1+(477.75) «1875/1914»

ПРОИЗВОДСТВО И ДОБЫЧА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В КРЫМУ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Марциновский П. Н.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: pnmarz@mail.ru

Рассмотрена проблема производства и добычи строительных материалов в Крыму в последней четверти XIX - начале ХХ в. в условиях интенсивного экономического развития Крымского полуострова и Российской империи, в целом. Сделан вывод о том, что в условиях интенсивного промышленного роста и, соответственно, активного строительства, производство и добыча строительных материалов также росли, отражая специфику отрасли, связанную с отсутствием условий для промышленной добычи древесины. В то же время, успешно действовали и развивались кирпично-черепичные заводы, каменоломни и глинокопни. С появлением современных цементных заводов и началом переработки крымских мергелей в цемент начинается новый этап развития отрасли. В статье, также, широко представлены имена владельцев предприятий.

Ключевые слова: Крым, промышленность, строительство, каменоломня, цемент, завод, предприятие.

В последней четверти XIX - начале ХХ века в Крыму разворачивается бурное строительство. В связи с активным промышленным развитием, уже в 80-е годы XIX века на полуострове, как следствие общих инфраструктурных процессов, возникает необходимость в строительстве новых либо реконструкции действующих фабрик и заводов. Экономический рост сопровождался возведением как частных, так и казённых зданий и сооружений, благоустройством территории вокруг зданий, строительством и ремонтом дорог, что, естественно, вызвало существенное увеличение количества предприятий по производству строительных материалов. Рассматриваемый период, как известно, характеризуется интенсивным ростом промышленного производства по всей России и, вне всякого сомнения, этот рост был обеспечен трудом самых широких народных масс. Однако, среди «бойцов русского экономического чуда» особая роль принадлежала, все-таки, командному составу - владельцам и управленцам фабрик и заводов, каменоломен и глинокопен, всех тех, чьи имена, как представителей «эксплуататорского класса» были незаслуженно преданы забвению в эпоху диктатуры пролетариата. Этот несправедливый пробел в исторической памяти, конечно, насколько это возможно, необходимо восполнить, и поэтому в статье широко представлены имена купцов, мещан, дворян, поселян, крестьян, отставных офицеров, чиновников, лиц духовного звания и других, чьим талантом и трудом создавалась и развивалась крымская промышленность.

Среди сравнительно крупных кирпично-черепичных предприятий Евпаторийского уезда выделялись кирпично-черепичный завод евпаторийского

мещанина Сергея Мироновича Котлярова, производивший 100 тыс. штук черепицы и 50 тыс. штук кирпича в год и завод евпаторийского мещанина Федора Афанасьевича Прохорова, производившего 45 тыс. черепицы и 20 тыс. кирпича. Стоит, также, упомянуть предприятие поселян Георга Сайбеля и Христиана Тибелиуса, на котором трудились восемь рабочих. В Перекопском уезде имелось 12 кирпично-черепичных заводов. Рабочий день от 8 до 15 рабочих этих предприятий доходил до 12 часов в день [6, л. 25-28].

Таблица 1.

Кирпично-черепичные заводы Перекопского уезда в 1891 г.[6, л. 220-243]

№ п/п Владелец, год открытия Продукция Годовой объем производства, штук Годовой объем производства, рублей Цена за 1000 штук Наличие станков Количество рабочих

Наследники кирпич 100000 800 8 2

1 поселянина Якова Люца 1887 черепица 80000 1600 20 1 10

Отставной поручик Константин Павлович Сахновский 1882 кирпич 299300 3592 12 3

2 черепица 80924 2378 30 1 13

Отставной подполковник Павел Иванович Счастливцев, в аренде у крестьянина Горбачева 1888 кирпич 200000 2400 12 3

3 черепица 100000 3200 32 1 15

Поселянин Карл Вернер 1883 кирпич 231000 2772 12 2

4 черепица 120000 1610 14 1 10

Поселянин кирпич 220000 2640 12 3

5 Готлиб Матвеевич Лорер 1880 черепица 13000 390 30 1 13

58

6 Губернский секретарь Адиль Мурза Карашайский 1882 кирпич 200000 2400 12 2 10

черепица 50000 700 14 1

7 Адаргинское сельское общество 1881 кирпич 150000 1500 10 1 10

черепица 50000 1400 28 -

8 Тарханларское сельское общество 1888 кирпич 100000 1000 10 1 8

черепица 25000 700 28 -

9 Андрей Иванович Дубс 1882 кирпич 75000 825 11 1 8

черепица 50000 1500 30 -

10 Поселянин Яков Григорьевич Глеклер 1891 кирпич 50000 250 5 2 10

черепица 100000 950 10 1

11 Перекопский купец Иосиф Фомич Лагутко 1891 кирпич 50000 225 5 2 10

черепица 70000 670 10 1

12 Поселянина собственника Матвея Давиденко - - - - - 7-9

В г.Симферополе к концу 90-х годов открылся только один кирпичный завод евпаторийского мещанина Ильи Садуковича Туршу, в отличие от Симферопольского уезда, где в это же время среди 24 предприятий насчитывалось 4 известковых и 14 кирпично-черепичных заводов. Ещё 3 кирпично-черепичных завода действовали в г. Карасубазаре.

59

Таблица 2.

Кирпично-черепичные и известковые заводы Симферопольского уезда в 1899 г. [8, л. 220-243]

№ п/п Местонахождение Владелец Открыт

1 д.Ени-Сала Подгородне-Петровской волости Жена поручика Мария Григорьевна Фон-Баронова -

2 д.Курцы Подгородне-Петровской волости Поселянин д.Курцы Афанасий и Никита Ивановичи Щеглаковы -

3 д.Канлык Зуйской волости Вдова дворянина Урмуз Султан Ханым Аргинская -

4 д.Аргин Зуйской волости Дворянин Девлет Мурза Аргинский -

5 с.Фриденталь Зуйской волости Общество поселян с.Фриденталь -

6 д.Шунук Подгородне-Петровской волости Дворянин Михаил Львович Ботенко -

7 д.Карасан Табулдинской волости Поселянин Гергард Корнелиусович Валл -

8 д.Карнауч Статский советник Александр Михйлович Соловейчик -

9 д.Даир Зуйской волости Дворянин Степан Осмаловский -

10 д.Акташ Кият Подгородне-Петровской волости Потомственный почетный гражданин Абрам Мастак -

11 д.Салгирка Подгородне-Петровской волости Карасубазарский мещанин Дмитрий Чебанов 7.09.1898

12 д.Будки Подгородне-Петровской волости Потомственный почетный гражданин Самуил Черкез Завод закрыт

13 Известковый завод, д.Бахчи-Эли Подгородне-Петровской волости Купец Яков Минаевич Демьянченко 12.05.1889

14 Известковый завод, д.Петровской Подгородне-Петровской волости Турецко-подданный Георгий Мосулиди 8.07.1898

15 Известковый завод, д.Бугурга Подгородне-Петровской волости Общество поселян с.Мазанки Завод закрыт

60

16 В имении Давидова, при с.Саблы Дворянин Василий Петрович Давидов -

17 В имении наследников Брамса Наследники Штаб-ротмистра Ореста Брамса(?) -

18 Известковый завод, в имении Де-Мотаса при дер.Пычки каралезской волости Арендатор греческо-подданный Христофор Алексаки -

19 г.Карасубазар Мещанин Умер-Асан оглу 5.06.1891

20 г.Карасубазар Мещанин Умер-Асан оглу -

21 г.Карасубазар Купец Яков Рафаилович Куюмджи 18.05.1897

В г.Феодосии имелось четыре кирпично-черепичных завода, самый старый из которых принадлежал феодосийскому купцу Григорию Георгиевичу Визирову, и два известковых, принадлежавших отставному инженеру, генерал-майору Виктору Петровичу Портнову и мещанину Мартыну Сергеевичу Арзерумову. Всего же в г. Феодосии, Старом Крыму и Феодосийском уезде из двадцати трех предприятий было одиннадцать кирпично-черепичных заводов, на которых трудились от 3 до 40 человек и 4 известковых, с численностью рабочих от 3 до 38. В 1880 г., на двух кирпично-черепичных заводах в г. Старом Крыму было произведено 110000 шт. кирпича и 155000 шт. черепицы, а завод в д. Камышлык изготовил 50000 шт. кирпича и 150000 шт. черепицы. В г. Керчи действовал цементный завод цементный завод, принадлежавший Инженер-полковнику Митрофану Ивановичу Черкасову и находившийся в аренде у вдовы германско-подданного Амалии Вильгельмовны Целлер. В г. Севастополе среди 39 промышленных предприятий также имелся кирпично-черепичный завод, который, впрочем, был закрыт в 1890 г. Однако, в том же году начали работу 2 печи для выжигания извести [1, Л. 2].

Камень для строительства поставляли каменоломни. Две каменоломни в процессе добычи использовали порох. Одна из них, добывавшая камня на 1500 руб., в г. Ялте принадлежала князю Воронцову, другая, вырабатывавшая камня на 500 руб. в деревне Алупка, инженеру статскому советнику Торгонскому [2, л. 10].

Таблица 3.

Добыча камня и глины в Ялтинском уезде в 1880 г. [2, л. 41]

№ п/п Владелец промысла Населенный пункт Объем добычи, куб.саженей Использование

1 Аджи Бекир Али Оглу д. Никита 30 Строительство, выжигание извести

2 Мустафа Бай Оглу д. Никита 32 Строительство, выжигание извести

61

3 Асан Мемет Оглу д. Никита 32 Строительство, выжигание извести

4 Императорский Никитский сад Имение Магарач 27 Строительство, выжигание извести

5 Имение Светлейшего князя Воронцова Имение Массандра 232 Строительство, выжигание извести

6 Имение Хлопонина д. Шума Добыча не ведется Выжигание извести

7 Имение Шостак д. Куру-Узень Добыча не ведется Выжигание кирпича

В Симферопольском уезде каменоломни принадлежали советнику Харасанову, поселянину Денцеру, полковнику Мурзаеву, землевладельцам Аргинским. Имелись каменоломни, также, в деревнях Анновка и Тав-Бадрак, принадлежавшая местному обществу поселян [2, л. 12]. В Феодосийском уезде каменоломни имелись при деревнях Акмонай, Чурубаш, Азамат, Огуз-Тобе, Марфовке и Петровском. При этом взрывчатые вещества применялись только в деревне Азамат, в каменоломне, принадлежавшей землевладельцу Ивану Дульветову. На всех остальных камень выпиливался [2, л. 24]. Песок в г. Симферополе добывали по берегам р. Салгир, правда, в незначительном количестве в местности прилегающей к Цыганской улице и бойне рогатого скота, собирали дикий камень по степи, выламывали из выступавших на поверхность скал [4, л. 53].

Таблица 4.

Добыча камня в Феодосийском уезде в 1880 г. [2, л. 47]

№ Владелец Населенный Штучный Бутовый камень,

п/п промысла пункт камень, шт. куб.саженей

1 Зяблов д. Петровское 4500 10

2 Багер д. Чурубаш 25000 150

3 Гурьев д. Чурубаш 18000 120

4 Эргардт д. Огуз-Тобе 20000 40

5 Дульветов д.Азамат 300 штук плит

В местности Халкалы-дере добывали огнеупорный камень для выстилки печей, камень для изготовления плит разных размеров для тротуаров, построек и памятников. В каменоломне на Лысой горе добывали бутовый камень, пригодный для строительства домов, шоссирования улиц и выжигания извести. В окрестностях Феодосии и Карасубазара добывали бутовый камень и глину, пригодную для выделки кирпича и черепицы [2, л. 43]. На территории Перекопского уезда имелось 4 каменоломни, где добывали желтый штучный камень для строительства, объем добычи которого в 1880 г. составил 24900 штук [2, л. 49] В Евпаторийском уезде, в 1880 г. было добыто всего 10000 шт. штучного камня и 200 саженей бутового.

62

Впрочем и спрос на камень, особенно для сельских построек, в это время там был невелик, поскольку значительное его количество имелось среди развалин давно покинутых деревень [2, л. 53].

Серьезной проблемой являлись самовольные горные промыслы, особенно, если на них применялись изготовленные кустарным способом взрывчатые вещества, поскольку это приводило к несчастным случаям, увечьям и даже гибели людей. Особенно много таких мест было в Ялтинском и Феодосийском уездах [4, л. 1]. Не добавляло безопасности и то, что помимо разрешенного охотничьего пороха, можно было легко, хотя и незаконно, приобрести так называемый «минный» порох, а глины зачастую добывались «подкопным» методом, что приводило к обрушению грунта и, соответственно, несчастным случаям.

На территории Перекопского уезда в 1887 г. действовали две каменоломни. В деревне Таш-Казан-Конрат, принадлежавшая землевладельцу Эмилию Юльевичу Кисиусу, где от 8 до 12 рабочих добывали камень ручными пилами, кирками и ломами, и в деревне Самас, принадлежавшая обществу поселян Григорьевской волости: Александру Боосу, Давиду Эйзенбрауну, Георгию Миллеру и другим. Здесь камень также добывали вручную трое, иногда четверо, рабочих.

Таблица 5.

Каменоломни в Ялтинском уезде, где в 1887 г. добыча производилась с использованием пороха [4, л. 85]

Населенный Объем добычи, куб.саженей

№ п/п пункт и предмет добычи Владелец промысла Стоимость, руб. Количество рабочих

Действительный

д. Куру-Узень, статский советник Работы не

1 Диоритовая каменоломня Петр Александрович Шостак производил ись

2 д.Аутка, Каменоломня Попандопуло. Камень- дикарь. Генеральша Елена Граф 300 - 400 2300 -2400 8 - 10

При имении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

княгини

3 Воронцовой, Каменоломня Княгиня 400 - 500 2400 - 10 - 12

Поликур-гора Попандопуло. Камень-дикарь. Воронцова 2500

63

д.Аутка, Инженер, Статский

Каменоломня Советник

4 Мурицына. Камень -дикарь. Карл Станиславович Торгонский 100 - 125 210 - 250 7 - 8

д.Аутка,

Каменоломня

поселянина

5 Асана Девлетши в местности Ак-Топрак. Камень -дикарь. Поселянин Асан Девлетши 300 - 450 2000 -2500 9 - 10

Французский

подданный,

д. Гаспра, гражданин

Каменоломня Евгений Дюкер.

на Затем французский

общественной подданный

6 земле. Камень серый дикарь. Для лестничных ступеней Иван Петрович Бланде. Книги выданы на имя приказчика, швейцарской гражданки Эмилии Морель. 600 100 6

Весь камень, добытый в ялтинских каменоломнях, обрабатывался ручным способом и сбывался в г.Ялте.

Из 25 каменоломен и глинокопен Симферопольского уезда только 6 имели годовой оборот свыше 1000 рублей и лишь в одной из глинокопен использовался механизм на конной тяге для подготовки глины к формовке. Все остальные операции выполнялись вручную. Глинокопни добывали сырье для кирпично-черепичных заводов и изготовления гончарной посуды.

В районе Коктебеля в 1912-1913 гг. началась разработка пуццоланы -вяжущего материала, придающего цементу свойство твердеть под водой.

В сентябре 1906 г. было заключено акционерное соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию цементного завода «Алмаз» в г.Бахчисарае. Участниками соглашения стали инженер капитан Павел Николаевич Иванов, потомственный почетный гражданин Борис Семенович Кефели и потомственный почетный гражданин Алексей Андреевич Максимов, которому в марте того же года все свои права передал дворянин Борис Владимирович Тресковский [10, л. 14-16].

64

Завод располагался вдоль железной дороги, на расстоянии около 853 метров от станции «Бахчисарай», на границе зоны отчуждения (около 30 метров от оси железнодорожных путей), на прямоугольном участке площадью 8,2 гектар. Выработка цемента производилась следующим образом. Сырье из каменоломен складировалось на специальной площадке, где вылеживалось на свежем воздухе. Затем камень дробили и засыпали сверху в печи для обжига, которые действовали непрерывно. Затем камень в виде обожженного клинкера опускался на колосники, откуда удалялся особыми приспособлениями и отправлялся в клинкерные хранилища, откуда, затем, поступал на мельницы, превращавшие подготовленный камень в цемент, который направлялся в специальные хранилища, силосы, откуда, по мере необходимости, расфасованный в бочки, отправлялся на вокзал. Завод состоял из нескольких зданий, в которых располагались, контора, химический кабинет, кладовки, погреба, коровник, птичник, квартиры для служащих с шестью отдельными комнатами и помещением на 30 человек, кухня, конюшня с помещением для главного конюха, кузница и литейная с тремя горнами и одной вагранкой, клепочная, мельничное здание, машинное здание, печи для обжига. Печи использовались двух типов: железная американская и печь Шнейдера. Расположены они были в глубоком котловане с тем, чтобы меньше охлаждаться от воздуха и для удобства подачи мергеля. Была запроектирована, также, железнодорожная ветка до станции «Бахчисарай» и водовод от городского водопровода Бахчисарая, в предместье «Азис». Минимальная производительность завода планировалась в 50000 бочек (около 8525 т.) в год [10, л. 11-13]. После пробных пусков и освидетельствований, в 1909 г. завод был пущен, а в 1913 году из Крыма уже было вывезено более 7320 тонн бахчисарайского цемента.

Крымская строительная отрасль, безусловно, достойна отдельного исследования. Отметим только, что помимо казенных зданий, содержавшихся, естественно, за счет государства, немалые деньги выделялись на содержание и ремонт Ханского дворца в Бахчисарае. Так, в 1885 г. на это было истрачено 2626 р. 30 к. [3, л. 1] Строительное отделение губернского правление осуществляло, также, «техническо-полицейский» надзор за сооружением любых построек. В 1885 г. было рассмотрено и утверждено технических смет на 549583 р., среди которых 10 проектов православных церквей, молитвенных домов и часовен, 4 проекта синагог, мечетей и иных культовых сооружений, а также 9 заводских зданий [3, л.2].

Среди проектов, утвержденных в 1890 г., примечательны церковь у Байдарских ворот на Красной скале в имении потомственного почетного гражданина Кузнецова, часовня в имении Шатовых «Берекет», перестройка башен на углах Александро-Невского собора в г.Симферополе, колокольня во дворе Таврической духовной семинарии, хирургическая лечебница при симферопольских богоугодных заведениях, паровые мукомольные мельницы, чугунолитейный и механический завод в д.Джанкой Перекопского уезда, паровая мукомольная мельница в Евпаторийском уезде [5, л. 4]. В 1907 г. получили разрешение на начало работы две паровые мукомольные мельницы в Евпаторийском уезде, три в Феодосийском, солодовый завод в Симферополе, керосиновые склады в Перекопском и Феодосийском уездах, известковый завод в Феодосийском уезде, цементный завод в

65

г. Бахчисарае, фабрика деревянных сапожных колодок в г. Симферополе, два кирпично-черепичных и лесопильный заводы в Феодосийском уезде, электростанция в г. Евпатории, скотобойня в Симферопольском уезде и конный подъездной железнодорожный путь в Евпаторийском уезде [11, л. 4]. Несмотря на трудный для России период, в Крыму, помимо промышленных предприятий строились церкви, молитвенные дома, мечети, синагоги, училища, театры, цирк, «иллюзионы», позднее «синематографы», лечебницы, жилые дома, обустраивались дороги, что, в целом, являлось свидетельством динамичного промышленного развития. Тем более, это было характерно для периода экономического подъема, когда вплоть до начала первой мировой войны в Крыму ежегодно открывались десятки мукомольных мельниц, фабрик, заводов, электростанций, расширялась сеть автомобильных дорог, открывались новые маршруты, возникали предприятия, предлагавшие новые товары и услуги.

В 1913 г. обращает на себя внимание начало проектирования и строительства, помимо традиционных мукомольных мельниц и кирпично-черепичных заводов, канатной фабрики в Евпаторийском уезде, чугунолитейных заводов и мастерских в Симферопольском и Феодосийском уездах, консервной фабрики в Симферопольском уезде, макаронной фабрики в г. Севастополе, хлопчатобумажной и тряпочной фабрики в г. Симферополе, электростанций, замена фабричных двигателей более мощными [13, л. 8]. Несмотря на начавшуюся войну, в 1914 г. продолжали вступать в строй новые предприятия, строились общественные здания, реконструировались имеющиеся. В г. Балаклаве строили грязелечебницу, ванное отделение и торговые ряды, в г. Ялте курзал, в Симферополе и Феодосии театры, а в г. Евпатории был пущен завод минеральных вод и искусственного льда, принадлежавший провизору Сергею Львовичу Давыдову и Вильгельму Рудольфовичу Грюнбергу, на территории домовладения Самуила Шабетаевича Чуюна [14, л. 1-18]. Строились, конечно, не только промышленные здания. В 1914 г. были выданы разрешения на устройство театров в г. Симферополе и г. Феодосии, кинематографов в г. Севастополе и почти во всех уездах, исторического музея в г.Феодосии, цирков, торговых бань. Строились электростанции и электрический свет, безусловно, радовал жителей и гостей Крыма, в том числе г. Евпаторию, г. Карасубазар, Ялтинский уезд и другие. В течение 1914 года были выполнены и одобрены проекты на сооружение новых и ремонт старых зданий на сумму около 750 тысяч рублей [16, л. 2]. При этом в стадии проектирования и строительства в 1913 г. находились 5 кирпично-черепичных заводов [13, л. 8].

Расширялась сеть дорог, в том числе, шоссированных [16, л. 1-3]. В 1896 г. в Ялтинском уезде имелось только правительственное шоссе и одна земская шоссейная дорога от г. Ялты до Никитского сада, протяженностью 7 верст. Все остальные дороги были проселочными, ничем не отличавшимися от горных верховых троп, доступных для проезда мажар [7, л. 26]. К октябрю 1895 г. в г. Евпатории имелось 1,8 верст улиц, замощенных формованными осколками местного твердого известкового камня, 23,2 версты немощенных улиц и 6 верст переулков по окраинам города. Базар занимал 7 десятин и тоже замощен не был,

66

бульвары и скверы обходились двумя десятинами земли [7, л. 30]. В Симферопольском уезде ситуация была лучше: 150 верст шоссейных дорог, 18 верст почтовых и 300 верст проселочных; в самом же городе, по сведениям городского архитектора Б. А. Заиончковского, имелось 10,56 погонных верст шоссированных и замощенных улиц и 26,61 верст не замощенных и не шоссированных [7, л. 31-32]. К 1900 г. в Крыму из почти 3000 верст дорог более 577 были шоссированными [9, л. 13]. Протяженность железнодорожной сети составляла более 410 вёрст [9, л. 37].

В конце 1909 г., после небывалых октябрьских и ноябрьских ливней, особенно остро проявила себя извечная проблема крымских дорог, связанная с многочисленными оползнями. В г.Ялте и Ялтинском уезде повреждения казенных южнобережных шоссе были столь существенны, что на некоторое время было даже прервано сообщение, а губернатором была создана специальная комиссия, выработавшая ряд неотложных мер по укреплению дорог, значение которых было особым, поскольку Южный берег Крыма служит «резиденцией Их Императорских Величеств и единственным Всероссийским курортом». Комиссия признала, что: «Южнобережные шоссе должны быть поставлены в особо исключительные условия в смысле постоянного содержания их в прочном и проезжем виде, а следовательно в отношении потребного отпуска из казны сумм на их содержание. Означенные шоссе как пути чрезвычайной важности должны быть приведены в состояние отвечающее современному крайне интенсивному по ним движению экипажей и автомобилей, подчиняя соображения экономического характера требованиям прочности, безопасности и удобства движения» [12, л. 11] Между тем, интенсивные ливни продолжались и в 1910 г. и охватывали обширные районы Крыма. Наиболее поврежденными оказались Южнобережное шоссе, от Байдар до Алушты, Алуштинско-Судакское, Судакско-Феодосийское и часть Бахчисарайского до Ай-Петри, разрушены подпорные стенки, повреждены Гурзуфский и Декерменкойский мосты, а также пешеходный мост через р.Учан-Су. На восстановление повреждений в течение 1910 г. потребовалось 80 000 рублей [12, л. 13] В 1914 г. повсеместно открывалось автомобильное сообщение между крымскими городами [15, л. 1-32]

Таким образом, потребность и, соответственно, производство строительных материалов, предназначенных для возведения казенных, общественных и производственных зданий, сооружений, дорог, мостов, интенсивно росли, отражая «каменную» специфику этой отрасли на крымском полуострове. В условиях недостатка древесины, основным строительным материалом был камень -Керченский желтый, бадрак белый, Ялтинский диорит и гранит, известняк из Инкерманских, Феодосийских, Петровских каменоломен близ Симферополя и многих других мест. Широко использовали кирпич и черепица. С появлением мощных цементных заводов и началом переработки крымских мергелей в цемент связан новый этап в развитии производства строительных материалов на полуострове, способствовавший дальнейшему развитию строительной отрасли.

67

Список использованных источников и литературы

1. Архив города Севастополя. Ф. 15. Оп. 1. Д. 6.

Archive of the city of Sevastopol (AGS), F. 15, Op. 1, D. 6.

2. Государственный архив Республики Крым (далее ГАРК). Ф. 26. Оп. 1. Д. 27338.

State archive by Republic of Crimea (GARK), F. 26, Op. 1, D. 27338.

3. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 1749.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 1749.

4. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 2027.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 2027.

5. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 2060.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 2060.

6. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 2101.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 2101.

7. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 2427.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 2427.

8. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 2749.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 2749.

9. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 3012.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 3012.

10. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 3539.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 3539.

11. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 3739.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 3739.

12. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4001.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 4001.

13. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4912.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 4912.

14. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4926.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 4926.

15. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 4946.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 4946.

16. ГАРК. Ф. 27. Оп. 13. Д. 5039.

GARK, F. 27, Op. 13, D. 5039.

Martsinovskii P. N. Production and extraction of building materials in the Crimea at the last quarter of XIX - early XX century.

The article is devoted to the problem of production and extraction of building materials in the Crimea at the last quarter of XIX - early XX century in conditions of intensive economic development of the Crimean peninsula and the Russian Empire, as a whole. The conclusion is drawn that in the conditions of intensive industrial growth and, accordingly, active construction, the production and extraction of building materials also grew, reflecting the specifics of the industry, related to the lack of conditions for industrial timber extraction. At the same time, brick and tile factories, quarries and clay mines successfully operated and developed.

In the last quarter of the XIX - the beginning of the XX century in the Crimea, rapid development is unfolding. In connection with active industrial development, as early as the eighties of the XIX century, on the peninsula, as a consequence of common infrastructure processes, there is a need for the construction of new or reconstruction of existing factories and plants. Economic growth was accompanied by the erection of both private and public buildings and structures, landscaping around buildings, construction and repair of roads, which, naturally, caused a significant increase in the number of enterprises producing construction materials. The period under review, as is known, is characterized by an intensive growth of industrial production throughout Russia and, undoubtedly, this growth was provided by the work of the broadest masses of the people. However, among the «fighters of the Russian economic miracle» a special role belonged, nonetheless, to the command staff - owners and managers of factories and plants, quarries and clay mines, of all those whose names, as representatives of the «exploiting class», were undeservedly forgotten in the era of

68

dictatorship of Proletariat. This unfair gap in historical memory, of course, as far as possible, must be filled, and therefore the names of merchants, townspeople, noblemen, villagers, peasants, retired officers, bureaucrats, persons of spiritual rank and others, whose talent and labor was created and The Crimean industry developed. Therefore, in the article, also, the names of the owners of enterprises are widely presented.

Thus, the need and, accordingly, the production of construction materials intended for the construction of state, public and industrial buildings, structures, roads, bridges, intensively grew, reflecting the «stone» specificity of this industry on the Crimean peninsula. In conditions of lack of wood, the main building material was a stone - Kerch yellow, badrak white, Yalta diorite and granite, limestone from Inkerman, Feodosiya, Petrovsky quarries near Simferopol and many other places. Widely used brick and tile. With the advent of powerful cement plants and the beginning of the processing of Crimean marls into cement, a new stage in the development of the production of building materials on the peninsula is associated, which contributed to the further development of the construction industry.

Keywords: Crimea, industry, construction, quarry, cement, plant, enterprise.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.