Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387).
Философские науки. Вып. 40. С. 33-37.
УДК 141.12+111.6
ББК Ю87.6
ПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕКА
Н. Л. Худякова, Д. М. Смирнов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Описаны общие теоретические основания исследования производства человека как механизма становления индивидов и общества.
Ключевые слова: производство человека, производство, субстанция социального, культурно-опосредованное отношение, культурное средство, сферы общественных отношений, социальные институты.
Можно ли приобретение людьми тех или иных качеств в разные исторические периоды, в разных культурах, в разных системах общественных отношений, в разные моменты их жизни рассматривать как производство человека? Производство как «живая деятельность, взятая в отношении к своему продукту, который встраивается в новый акт живой деятельности либо в виде субъекта (цели), либо в виде средства, либо в виде предмета» [8. С. 26], всегда накладывает ограничения на производимый продукт. Может ли таким продуктом быть человек, сущностным качеством которого многими философами признана его открытость миру? Многие категорично скажут «нельзя!» и будут при этом исходить из разных оснований.
Прежде всего возникает вопрос: можно ли вообще человека рассматривать в качестве продукта целенаправленной деятельности, то есть того, чьи качества заранее предустановленны? Что это за качества? Кто и почему будет их определять? Это самые серьёзные вопросы, на которые необходимо ответить при решении проблемы производства человека, но, с нашей точки зрения, сама проблема обусловлена тем, что человек во всей полноте своих собственно человеческих качеств является продуктом культуры. На другой позиции стоят те философы, которые в человеке видят либо только биологическое существо, либо что-то не от мира сего, возникшее под влиянием совершенно других факторов, чем вся остальная природа, а культуру и общество рассматривают как нечто враждебное индивиду. Тем не менее, каким бы образом ни трактовалась природа человека и общества, никто не может отрицать, что общество складывается из индивидов, способность которых к установлению отношений с другими людьми и изменению этих отношений
возникает только в результате включения человеческого дитя в социальные отношения и освоения им культуры. Никто не станет отрицать и то, что развитие общества характеризуется развитием господства человека над силами природы, то есть развитием способов её преобразования. Но, как писал К. Маркс, господство человека осуществляется «как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной природы» [1. С. 476]. Это означает, что, преобразуя природу, человек преобразует и самого себя. Более того, «человек... "производит универсально", по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку» [2. С. 566]. Всё это говорит о возникновении человека как возникновении новой — социальной формы бытия, основу которой образует культура. Эта форма бытия складывается как совокупность предпосылок возникновения и развития человека, вне которых его существование как человека невозможно. В то же время человек является и создателем этих предпосылок. Эта взаимообусловленность существования целого и части, с нашей точки зрения, выступает в качестве основания определения качеств человека как продукта производства и может быть исследована только на основе применения субстанционального подхода.
Производство человека как философская проблема впервые была сформулирована К. Марксом при рассмотрении деятельности людей в качестве решающего фактора исторического процесса. К. Маркс обращает внимание на то, что люди, производя необходимые им средства жизни (средства удовлетворения потребностей), про -изводят и саму свою жизнь, производят и самих себя [3. С. 19, 25]. Описывая историческое развитие производства как «клеточки» общественных
отношений, К. Маркс специально не изучает особенности производства человека, но установленные в его исследованиях закономерности организации разных форм производства позволяют рассматривать производство как субстанцию определённой формы существования материи — социальной.
Теоретическая реконструкция возникновения социальной формы бытия как возникновения человека была предпринята В. И. Плотниковым [6]. Его исследования позволяют понять механизм возникновения социальной формы бытия как «необычного способа сцепления обычных для биологического мира явлений», который он назвал элементарной социальной связью — элементарной формой производства. Также им подробно описан и обоснован механизм изменения работы психики гоминидов, которое произошло в результате их включения в элементарную социальную связь и привело к возникновению сознания, а значит, и человека разумного.
Возникновение производства как системы социокультурных, культурно-опосредованных отношений, как системы деятельностей, в котором человек, с одной стороны, является его инициирующим основанием, а с другой — воспроизводимым продуктом, и есть возникновение субстанции социального. Именно производство обеспечивает самопорождение, самопричинность, самосохранение, саморазвитие и качественную самодостаточность социальной формы бытия [8]. Из необходимости воспроизводства этих суб -станциональных качеств, с нашей точки зрения, могут быть выведены качества человека как продукта производства. В то же время нельзя забывать, что «человек... не воспроизводит себя в какой-либо одной только определённости, а производит себя во всей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» [1. С. 476].
Производство человека может осуществляться как следствие осуществления им любой деятельности. Наиболее эффективно становление человека происходит, если деятельность индивида очевидным для него образом включена в структуру производства, то есть когда он делает то, что в другой деятельности используется как средство или как предмет дальнейшего преобразования. О таком типе производства человека мы можем говорить, как об общественном явлении. Этот тип производства человека осуществляется
во всех сферах общественного производства и несёт на себе их отпечаток. Здесь полностью проявляется закономерность, выявленная К. Марксом: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят» [3. С. 19].
Производство человека может быть организовано и как целенаправленная деятельность, ориентированная на возникновение у человека каких-либо новых качеств. К такому типу деятельности могут быть отнесены все виды деятельности, целью которых выступает физическое, психическое и социокультурное развитие человека. Но в современном обществе возникают и другие цели производства человека. Одни ориентируют на сдерживание развития человека, на формирование людей под определённые стандарты. В качестве примера может быть взята ориентация многих систем образования на специализацию. Характеризуя таким образом сформированного человека, Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Специалист служит нам как яркий, конкретный пример "нового человека" и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны. Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всём, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он всё-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "учёным невеждой", и это очень серьёзно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведёт себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту. Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах — в политике, в искусстве, в религии — наши "люди науки", а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя. Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было — типичные черты человека массы — достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство — непосредственная причина деморализации Европы» [5. С. 108].
Другие цели производства человека ориентированы на возникновение того, что не заложено в его материальную природу. Эта ориентация
производства человека нуждается в серьёзном исследовании. Производство человека с несвойственными ему как индивиду качествами в настоящее время осуществляет, например, косметическая медицина. В психическом и социокультурном измерении человек может быть кем угодно, так как эти сферы бытия человека потенциально открыты любым изменениям. В то же время сама возможность на материальном уровне менять себя как угодно отражается на процессах психического и социокультурного развития, часто концентрируя на этом всё внимание и все усилия индивидов.
К. Маркс выделял две основные формы производства: материальное и духовное. Особенности их организации и осуществления определяются как характером продукта, так и характером предмета преобразования и средства деятельности — они могут быть как материальные, так и те, которые мы относим к духовной сфере бытия человека [3. С. 25-28].
Материальное производство человека — это прежде всего рождение человека [3. С. 28]. К этой форме производства можно также отнести производство здорового человека (профилактика заболеваний и медицина) и производство отдельных качеств его тела. Последнее может быть осуществлено как посредством специально ориентированной на это деятельности (косметическая медицина, татуировка, физические тренировки и т. п.), так и в результате включения индивидов в деятельность по производству материальных вещей.
К духовному производству относится всё то, что связано с идеализированной формой бытия человека, с деятельностью его сознания [7]. Но и само сознание является продуктом духовного производства, которое, как пишет К. Маркс, «первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» [3. С. 25]. Таким образом, духовное производство человека начинается с его включения в материальную деятельность, в процессе которой формируются представления о качествах и свойствах объектов и явлений, о связях между ними, о пространственных и временных характеристиках всего существующего. Это не предполагает, что обязательно должно осуществляться производство материальных вещей. Ребёнок начинает путь своего духовного становления как становление своего сознания с использования культурных средств — то есть того, что создано другими
людьми в качестве средства воздействия человека на мир и обратного действия мира на человека. Как показали наши исследования, осознание индивидом интегрирующей роли культурного средства в его отношениях с действительностью приводит к возникновению самосознания, позволяет ему планировать своё действие в соответствии с целью, находить различные варианты осуществления задуманного.
Производство человека в духовном плане — это и порождение у него новых потребностей. Маркс говорит, что «... голод, который удов -летворяется варёным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, который заставляет проглатывать сырое мясо с помощью рук, когтей и зубов» [4. С. 203].
Потребности человека, возникающие в результате его включения в культурно-опосредованные отношения, есть социокультурная форма базовых потребностей человека — это его личностные ценности [9]. В то же время эти потребности являются частью личностного опыта человека — основного продукта производства человека в его духовном измерении.
Личностный опыт человека — это опыт переживаемых им культурно-опосредованных отношений с действительностью, это индивидуальный опыт человека, в основе которого лежит общественный опыт. Идеальная форма существования этого опыта — содержание сознания — складывается из следующих элементов:
— системы личностных ценностей, выражающих стремление человека к тому, что пережито им как значимое само по себе;
— целостной картины мира, сложившейся в сознании индивида (знание о действительности);
— освоенных им видов и способов деятельности (знание о видах и способах организации культурно-опосредованного отношения с действительностью).
Каждый из элементов личностного опыта можно рассматривать как самостоятельный продукт духовного производства человека. Именно так и происходит при определении целей воспитания и обучения. Тем не менее все эти элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентация на целостный продукт духовного производства задаётся образовательной целью, интегрирующей цели воспитания и обучения.
Целостный продукт духовного производства человека — его личностная культура — та часть его личностного опыта, которая устойчиво
воспроизводится индивидом в условиях самостоятельно принимаемых им решений. В личностную культуру индивидов полностью входит вся система их личностных ценностей и согласующиеся с этими ценностями части знаниевой и деятельностной составляющих их личностного опыта. Одной из форм проявления личностной культуры человека выступает его мировоззрение, которое также можно рассматривать как отдельный продукт духовного производства человека.
Таким образом, духовное производство челове -ка мы рассматриваем как производство его личностного опыта, его личностной культуры. Это производство человека как личности.
Целенаправленное производство человека осуществляется в системе общественных отношений, которую, согласно применяемому в наших исследованиях сферному подходу, обозначают как сферу социальных отношений. Основания этой системы общественных отношений образуют такие социальные институты, как семья, система образования, культура, религия, система здравоохранения, физическая культура и спорт. В своей совокупности они обеспечивают произ-
водство человека во всей его полноте, но далеко не всегда в его целостности. Сфера социальных отношений является органичной частью общества, поэтому цели производства человека определяются потребностями других сфер общественных отношений в человеке с определёнными качествами. Эти потребности находят своё выражение в социальном образовательном заказе, который существует в форме и фактических требований рынка (как рынка потребления, так и рынка труда), и государственных нормативно-законодательных актов.
Этими же сферами обеспечивается и производство средств, необходимых для организации производства человека. Наиважнейшая из них — сфера духовного производства, продуктами которой являются философия, наука, технологии, религия, искусство.
Рассмотрение производства человека на основе применения субстанционального и сферного подходов позволяет выявить объективные основания возникновения тех или иных условий производства человека.
Список литературы
1. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1858 годов / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. -2-е изд. - М. : Политиздат, 1969. - Т. 46, ч. 2.
2. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Из ранних произведений. - М. : Госполитиздат, 1956.
3. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1955. - Т. 3.
4. Маркс, К. К критике политической экономии / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. - 2-е изд. - М. : Госполитздат, 1949. - Т. 13.
5. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Вопр. философии. - 1989. - № 3.
6. Плотников, В. И. Социально-биологическая проблема / В. И. Плотников. - Свердловск : Изд-во УГИ, 1975. - 191 с.
7. Плотников, В. И. Дух и его культурно-исторические модификации / В. И. Плотников // Духовность и культура. Духовность мироотношения : материалы Всерос. конф. - Екатеринбург, 1994. - С. 4-29.
8. Худякова, Н. Л. Производство как субстанция общества / Н. Л. Худякова // Вестн. Челяб. гос. унта. - 2013. - № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. - С. 24-29.
9. Худякова, Н. Л. Онтологическое основание возникновения и развития ценностного мира человека : дис. ... д-ра филос. наук / Н. Л. Худякова. - Омск, 2004. - 349 с.
Сведения об авторах
Худякова Наталья Леонидовна — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Смирнов Денис Михайлович — аспирант кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 5 (387). Philosophy Sciences. Issue 40. Pp. 33-37.
PRODUCTION OF A MAN
N. L. Khudyakova
Chelyabinsk State Universit. Chelyabinsk, Russia. [email protected]
D. M. Smirnov
Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia. [email protected]
This article describes the general theoretical bases of the research of production of a man as a mechanism of formation of individuals and a society.
Keywords: production of a man, production, substance of social, cultural mediated relation, cultural means, spheres of public relations, social institutions.
References
1. Marx K. Ekonomicheskiye rukopisi 1857-1858 godov [Economic Manuscripts 1857-1858]. Marks K., Engel's F. Sobraniye sochineniy [Collected Works]. 2d ed. Moscow, Politizdat Publ., 1969. Vol. 46, part 2. (In Russ.).
2. Marx K. Ekonomichesko-filosofskiye rukopisi 1844 goda [Economic and Philosophical Manuscripts of 1844]. Iz rannih proizvedeniy [From Early Works]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1956. (In Russ.).
3. Marx K., Engel's F. Nemeckaya ideologiya [The German Ideology]. Marks K., Engel's F. Sobraniye sochineniy. [Collected works]. 2d ed. Moscow, Politizdat Publ., 1955. Vol. 3. (In Russ.).
4. Marx K. K kritike politicheskoy ekonomii [Critique of Political Economy]. Marks K., Engel's F. Sobraniye sochineniy [Collected Works]. 2d ed. Moscow, Gospolitzdat Publ., 1949. Vol. 13. (In Russ.).
5. Ortega-i-Gasset H. Vosstaniye mass [Revolt of the Masses]. Voprosy filosofii [The Questions of Philosophy], 1989, no. 3. (In Russ.).
6. Plotnikov V.I. Social'no-biologicheskaya problema [The Socio-biological Problem]. Sverdlovsk, UGI Publ., 1975. 191 p. (In Russ.).
7. Plotnikov V.I. Duh i yego kul'turno-istoricheskiye modifikatsii [Spirit and its Cultural and Historical Modifications]. Duhovnost' i kul'tura. Duhovnost' mirootnosheniya. Materialy Vserossiyskoy konferentsii [Spirituality and Culture. Spiritual attitudes toward the World. Proceedings of the conference]. Yekaterinburg, 1994. P. 4-29. (In Russ.).
8. Hudyakova N.L. Proizvodstvo kak substantsiya obshchestva [Production as a Substance of Society]. Vestnik Chelyaniskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 38 (329), issue 31, pp. 24-29 (In Russ.).
9. Hudyakova N.L. Ontologicheskoye osnovaniye vozniknoveniya i razvitiya cennostnogo mira cheloveka [The Ontological Foundation of the Emergence and Development of Human. Thesis]. Omsk, 2004. 349 p. (In Russ.).