Научная статья на тему 'Производство безопасности во времена меняющейся культуры безопасности. Требования к Public Safety and Security Governance. Ч. II'

Производство безопасности во времена меняющейся культуры безопасности. Требования к Public Safety and Security Governance. Ч. II Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / СИСТЕМА / THE STRUCTURE OF SECURITY / GOVERNANCE / THE PROCESS OF PROVIDING OF SECURITY / PREVENTION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фревель Бернхард, Шульце Верена

Понимание безопасности и структуры безопасности в Германии меняет свою парадигму. С увеличением количества задействованных в обеспечении безопасности сторон и изменившегося понимания самой безопасности возрастает роль политики в данном процессе, которая рассматривается как процесс управления. Статья освещает данные изменения и затрагивает вопросы возможных исследований, например, роль государства в производстве безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production of Security at the Time of Varying Culture of Security.Requirements to Public Safety and Security Governance. Part II

Comprehension of security and structure of security in Germany changes its paradigm. The increasing number of stakeholders providing security and changed comprehension of the security itself increase the role of politics in this process investigated as the process of governing. The article sheds light on these changes and touches on the issues of probable researches, for example, the role of the state in production of security.

Текст научной работы на тему «Производство безопасности во времена меняющейся культуры безопасности. Требования к Public Safety and Security Governance. Ч. II»

ГОСТЕВАЯ ЛОЖА

УДК 341 © Б. Фревель, В. Шульце, 2013

© Т. В. Соколова, Ю. М. Калашникова. Перевод на русский язык, 2013

Производство безопасности во времена меняющейся культуры безопасности. Требования к Public Safety and Security Governance. Ч. II

Б. Фревель, В. Шульце *

Понимание безопасности и структуры безопасности в Германии меняет свою парадигму. С увеличением количества задействованных в обеспечении безопасности сторон и изменившегося понимания самой безопасности возрастает роль политики в данном процессе, которая рассматривается как процесс управления. Статья освещает данные изменения и затрагивает вопросы возможных исследований, например, роль государства в производстве безопасности.

Ключевые слова: структура безопасности, управление, процесс обеспечения безопасности, профилактика, система.

5. Перспективы исследований

Основанная на сотрудничестве политика безопасности — это такая форма, которая начала формироваться около 20 лет назад, все это время развивался, складывался ее понятийный аппарат, конкретизировалась ее реализация . С точки зрения политологии, знаний в этой области все еще недостаточно (так как в целом исследования в области безопасности и полиции многими учеными-социологами воспринимаются нередко с недоверием), несмотря на то что количество исследований, посвященных Public Safety and Security Governance, за последние несколько лет возросло (см . Ehrhart/Kahl 2010, Wood/Dupont 2006, Johnston/Shearing 2003) **. По нашему мнению, необходимо осуществить теоретический и эмпирический анализ в следующих трех кратко обрисованных областях, что могло бы быть впоследствии использовано как в политологии, так и для выработки конкретной политики

Перспектива для исследований 1: Роль государства в Public Safety and Security Governance. Даже

если политика безопасности, основанная на взаимодействии, может рассматриваться как международный, внутригосударственный и региональный стандарт, особое положение государства, с его законодательной компетенцией, исполнительной ответственностью и судебным контролем, в условиях демократии сохраняется . Для Governance требуются, по меньшей мере, такие формы Governance «within» Government, благодаря которым привлечение негосударственных действующих лиц также «с государственным участием» становится правилом . Формы «без государственного участия» остаются исключением, которые, тем не менее, встречаются при обеспечении Safety, но не встречаются при обеспечении Security. Если все же государство и правительство, с их административной функцией в вопросах обеспечения безопасности, играют центральную роль, то необходимо рассмотреть их связь с обществом и экономикой в вопросах формулирования и осуществления политики . В этом случае возникает вопрос о том, в каких отношениях находятся действующие лица по отношению друг к другу, и возможно

* В нашем журнале опубликовали часть I статьи «Производство безопасности во времена меняющейся культуры безопасности . Требования к Public Safety and Security Governance» (2012 . № 4) .

** Прим. ред.: в статье сохранены правила оформления библиографических ссылок, принятые авторами публикации .

ли «неиерархичное» Governance. В принципе возможно выделить три перспективы (со многими оттенками) и сформулировать их в виде тезисов в качестве основы для дальнейшего анализа:

— Safety and Security Governance — это рациональное и необходимое разделение труда между государством и негосударством.

Исходным пунктом здесь является констатация факта, что к одному государству предъявляются слишком высокие требования, касающиеся проводимой политики безопасности и производства безопасности, что негосударственные действующие лица из области экономики и гражданского общества могут вносить новые способы видения и потенциалы, которые повысят качество и эффективность политики и будут способствовать распространению законности Взаимодополняемость государства и негосудар-ства становится с этой точки зрения исходным моментом

— Safety and Security Governance являются своего рода формой разгрузки государства, которые необходимо рассматривать с точки зрения теории государства и легитимности критически.

Безопасность есть и остается ядром государственности. Если государство передаст свою компетенцию в области принятия решений негосударственным действующим лицам, то оно потеряет, например, из финансовых соображений, не только свою прерогативу и лишит себя своей ответственности, но и откажется от безопасности как общественного права и блага, и она (безопасность) превратится, таким образом, в частное и тем самым неравно распределяемое и неодинаково достижимое благо В этом случае взаимодействие является не просто разгрузкой государства, но и приведет к самоликвидации государства

— Safety and Security Governance служит укреплению значимости государства и поддерживает левиафана (библ.).

Учитывая особую компетентность государства, его политическое и законодательное превосходство, исполнительную силу, представление о неиерархич-ной структуре Governance остается, пожалуй, идеей Более того, наличие «знаний о власти», организации и персонала, владение регулирующими механизмами способствуют особому положению государственных действующих лиц, которое признается негосударственными партнерами по взаимодействию. При умелом использовании негосударственные действующие лица вовлекаются в контролирующую деятельность государства, как бы опекаются государством (см . van Elsenberg 2004) . Они превращаются в «удлиненную» руку государства в общественных сферах, которые обычно недоступны для прямого контроля и регулирования .

Таким образом, остается проанализировать, приведет ли создание Public Safety and Security Governance к разгосударствлению безопасности либо левиафан при использовании секьюритизации получит поддержку во времена структурных изменений национальной государственности .

Все три положения/тезиса становятся актуальными, когда — в связи с секьюритизацией — возникает следующий вопрос об основной направленности политики безопасности в XXI в . Наблюдаемые смещения целей от отражения конкретных угроз и пресечения преступлений к прогнозированию возможных опасностей и осуществлению профилактических мер касаются понимания терминов «государство», «общество», «индивидуум». В связи с термином «предупреждающее государство» по-новому трактуются понятия «человеческий облик» и «государственный заказ»

Дискуссия о предупреждении, подходах и эффективности, а также их целесообразности проводится по общественным и юридическим наукам очень оживленно . Так, Фрезе (Frehsee 2000) ссылается на то, что в области вторичной, иногда даже первичной, профилактики любой человек может рассматриваться как потенциальный преступник и становится, недифференцированно, объектом для осуществления контролирующих мер и вмешательств в поведение . Не свобода личности, а соблюдение норм поведения выходит на первый план в криминогенном (предрасположенном к совершению преступлений) обществе, раскрывая интерпретационную силу образцов жизни средних слоев общества и их толкования . Социальная дифференциация может переходить в этом случае в дальнейшую сегрегацию и социальное исключение вплоть до криминализации индивидуумов и социальных групп .

Превращение свободомыслящего правового государства в «заботливое предупреждающее государство» меняет значимость государства и приводит к контролирующему обращению с населением Г. Прантл (Prantl, 2007) написал по этому поводу: «Взятое в отдельности правильное утверждение Шойбле (Schäuble), что презумпция невиновности имеет силу при пресечении преступлений, но не при отражении опасности, вызвало, с одной стороны, подозрительные волнения, но, в то же самое время, способствовало и осознанию сути всех этих новых законов и мероприятий: государство отныне создает свою систему безопасности, прежде всего по ту сторону уголовного права, так как там не действуют его строгие принципы в отношении защиты возможно невиновного индивидуума и так как там правовая защита и контроль не функционируют, впрочем, уже потому, что гражданин в большинстве случаев совсем ничего не узнает о насильственных действиях/вмешательстве».

Э. Деннингер обозначает эту новую форму предупреждения термином «профилактика II», для того чтобы разграничить ее и понятную всем полицейским сферу профилактических задач (Denninger 2008: 95) . Профилактику II он характеризует следующим образом: «Предварительный этап конкретной угрозы и конкретного подозрения в понятийном отношении не знает больше никаких границ, ни в отношении установления круга лиц, представляющих угрозу для окружающих, ни в отношении используемых средств распознавания и отражения угрозы, ни в отношении целей мероприятий, принимаемых в интересах обеспечения безопасности» (Denninger 2008: 94-95) .

В целом вместе с усилением профилактики и связанным с этим расширением контролирующих компетенций, выходящих на передний план, по-новому оценивается отношение между свободой и безопасностью Теперь в центре внимания стоит не столько обеспечение безопасности для сохранения и использования свободы, сколько охраняемые правом свободы ограничиваются для создания всеобъемлющей безопасности от возможных угроз (Brugger, 2004; нормативная база по вопросу: Frevel, 2007b) .

Перспектива для исследований II: структура и содержание Safety and Security Governance. В дополнение к рассмотрению роли и функции государства в Security Governance встает вопрос об эффективности взаимодействия в политике безопасности Предоставляется ли больше безопасности благодаря взаимодействию, и о каких сферах безопасности здесь идет речь?

Ответа, подтверждаемого эмпирически, нет. Предполагается, что польза для безопасности, хотя бы на локальном уровне, будет, но оценить ее сложно Дилемма заключается в том, что при осуществлении предупреждения необходимо измерить что-то, что никак не наступает — хотя причины для несовершения преступлений и угроз очень многослойны и не всегда могут быть напрямую связаны конкретно с совместными профилактическими усилиями Далее, нередко нет условий для оценки, например, в форме ex-ante данных и четких целей воздействия. В-третьих, такие оценки часто совсем не проводятся (Frevel, 2007а: 183) .

На локальном уровне можно отметить, что Safety and Security Governance ориентирован на классические задачи, при этом наряду с отражением специфических угроз здесь речь идет и о насильственных преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также рассматриваются такие аспекты безопасности и обеспечения общественного порядка, как злоупотребление алкоголем и наркотиками в общественных местах, попрошайничество и беспризорность и т п (Schreiber, 2007) Феномены пре-

ступности, которые, как правило, не связаны с индивидуальной виктимизацией и не влияют на системы (экономическая преступность, организованная преступность, отмывание денег, коррупция и др ), редко обсуждаются на местном уровне . Такие феномены рассматриваются на национальном и даже европейском уровне, при этом здесь, с одной стороны, выделяется государственное управляющее ядро (полиции, финансовые органы и др ), но в то же время осуществляется взаимодействие, например, с экономическими союзами, банками, негосударственными организациями типа Transparency International.

На международном уровне наряду с названными выше транснациональными феноменами преступности предметом для обсуждения становятся, прежде всего, темы, связанные с терроризмом, взаимодействием военных и гражданских действующих лиц в контексте миротворческих процессов, сотрудничеством государственных и частных охранных предприятий (Ehrhard/Kahl, 2010) .

Особым предметом анализа Security Governance становится усиливающееся объединение понятий внутренней и внешней безопасности и связанные с этим требования к политическим действиям Транснациональная преступность, организованная преступность (особенно наркоторговля, торговля людьми, контрабанда оружия), но прежде всего терроризм стоят на повестке дня, так как они соотносятся с чрезвычайными ситуациями за рубежом или с национальными или международными войнами В данном случае востребованным является «Governance within Government», так как обмен информацией, согласование действий и формирование политики должны происходить между полициями федерации и земель, секретными службами, армией, таможней и др. Для этой цели были частично созданы не только коммуникационные сети, но и новые учреждения, например, Совместный Центр по борьбе с террором (GTAZ) в качестве разведывательного, согласовательного и планирующего органа существует в Германии с 2004 г. На европейском уровне были учреждены Европол и Евроюст как межгосударственные ведомства Европол, выполняющий также функцию создания репортажей с места событий и анализа сложившихся ситуаций, одним из первых принимает участие в Governance .

Перспектива для исследований III: культура безопасности. Процесс обеспечения безопасности — в рассмотренном выше смысле 1, не ограничивающимся пониманием Копенгагской школы речевого акта, — изменяет восприятие социальных феноменов и относит их к присущим им внутренне потенциалам рисков и угроз Он меняет «ценности, дискурсы и приемы [...], которые придают смысл и значение социальным усилиям индивидуальных

и коллективных действующих лиц, направленным на производство безопасности и уменьшение неопределенности» и, тем самым, культуру безопасности, как ее определяет Даазе (Daase, 2011: 63) .

Рассмотрение социальных феноменов с точки зрения безопасности меняет значение безопасности и делает ее «центральным понятием нашего общества» (Daase, 2010: 9) . Так, страхи граждан увеличиваются, субъективное чувство безопасности ослабевает, что ведет в результате к усилению требований, предъявляемых к государству как гаранту безопасности Помимо этого, процесс обеспечения безопасности стимулирует спрос на производство безопасности частными предприятиями Рынок и государство обещают, с одной стороны, из экономических, с другой — из соображений легитимности, больше безопасности (и создают ее частично), что, тем не менее, ведет к продолжению процесса обеспечения безопасности Но «тем больше становятся ожидания и притязания, и тем больше и интенсивнее воспринимаются и обнаруживаются ситуации угрозы Парадоксальным последствием является то, что зона нетерпимости к угрозам показательно растет вплоть до предъявления чрезмерных требований к политике» (Kolliarakis, 2011: 76) .

Если исследование безопасности, как она упоминается и в национальной программе федерального правительства о гражданском исследовании безопасности 2, и в программе исследований безопасности Евросоюза 3, нацелено на обещание «большей безопасности», то, как отмечает Коллиаракис, заранее запрограммированы противоположные эффекты от дальнейшей секьюритизации и инфляции претензий на защиту

Осуществляемый в рамках национальной программы исследования безопасности проект «Культура безопасности в условиях перемен» 4 уже включает указанную проблематику Однако должны целенаправленно учитываться и другие области, такие как юридические и социальные исследования безопасности, аспекты процесса обеспечения безопасности, культуры безопасности и соотношения требований, предъявляемых к безопасности, для того чтобы распознавать и, по возможности, избегать нежелательных социально вредных результатов «большей безопасности»

6. Будущее Safety and Security Governance

Как изменение угроз, так и их восприятие и связанные с этим ожидания граждан оказывают давление на государственных действующих лиц, занимающихся вопросами обеспечения безопасности, и выявляют границы их дееспособности . Осуществление производства безопасности включает в себя деятельность, которая расположена за пределами

формальных и фактических компетенций первоначально «компетентных» органов безопасности. Признание факта и вывод о том, что необходимы и другие участники, не входящие в группу BOS (т. е. ведомства и организации, решающие задачи безопасности), в том числе общественные и частные организации и объединения для проведения профилактики, отражения опасности и разрешения ситуаций, дались полициям и бундесверу нелегко, что объясняет некоторые первоначальные трудности при осуществлении политики безопасности, основанной на взаимодействии

Между тем укрепилась мысль о необходимости взаимодействия, и многочисленные формы Safety and Security Governance от местного до международного уровня стали стандартом как при планировании, так и при реализации политики . При этом формы и расстановка участников, цели и возможности реагирования, взятые за основу понятия профилактики, и распределение средств очень многообразны, недостаточно стандартизированы и иногда отличаются индивидуальными предпочтениями отдельных членов, а не концептуальным планированием и единой стратегией Поэтому исследование Safety and Security Governance должно быть нацелено на требования, предъявляемые к совместному планированию и регулированию, при этом основное внимание необходимо сфокусировать не только на условиях успешности как элементе эффективности, но и учесть рамочную конструкцию . Здесь, с одной стороны, необходимо рассмотреть вопросы легитимности . С другой — подробнее должны быть проанализированы правовые и политические аспекты того, как из «прежней» государственной ответственности за результат деятельности по обеспечению безопасности появляется совместная ответственность государства и других действующих лиц (Morlok/Krüper, 2009: 336) .

Наряду с упомянутыми аспектами, которые в первую очередь касаются построения системы безопасности, культура безопасности представляет особую важность с точки зрения политологии . Роль государства в Safety and Security Governance, риски перехода от свободомыслящего правового к заботливому предупреждающему государству, а также соответствие гражданских ожиданий действиям со стороны государства также нуждаются в дополнительном рассмотрении

Литература

Balzacq, Thierry (Hg . ) (2011), Securitzation Theory. How Security Problems Emerge and Dissolve . Oxon/New York: Routledge .

Beck, Ulrich (1986), Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne, Frankfurt/M . : Suhrkamp.

Beck, Ulrich (2008), Weltrisikogesellschaft. Auf der Suche nach der verlorenen Sicherheit, Frankfurt/M. : Suhrkamp.

Benz, Arthur, Susanne Lütz, Uwe Schimank und Georg Simonis (2007), Einleitung in: dies. (Hg.), Handbuch Governance . Theoretische Grundlagen und empirische Anwendungsfelder, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 9-25 .

Beste, Hubert (2009), Zur Privatisierung verloren geglaubter Sicherheit in der Kontrollgesellschaft,in: Lange, Hans-Jürgen, H. -Peter Ohly, Jo Reichertz (Hg.), Auf der Suche nach neuer Sicherheit Fakten, Theorien und Folgen, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 183-202.

Brugger, Winfried (2004), Freiheit und Sicherheit. Eine staatstheoretische Skizze mit praktischen Beispielen, Baden-Baden:Nomos Verlagsgesellschaft.

bpb — Bundeszentrale für politische Bildung (Hg.) (2002), Verwundbarkeit hochindustrieller Gesellschaften — Innere Sicherheit — Demokratie, in: Aus Politik und Zeitgeschichte, Heft 10-11/2002.

Buzan, Barry (2006), Will the «global war on terrorism» be the new Cold War?, in: International Affairs, Vol. 82, No . 6, 1101-1118.

Buzan, Barry, Ole Waever, Jaap de Wilde (1998), Security: A New Framework For Analysis, London: Lynne Rienner Publishers Inc

Caplan, Gerald (1964), Principles of Preventive Psychiatry, New York: Basic Books.

Clarke, Ronald V. (1980), «Situational» Crime Prevention. Theory and Practice, in: The British Journal of Criminology, Vol. 20, No . 2, 136-147.

Daase, Christopher (2010), Wandel der Sicherheitskultur, in: APuZ, Heft 50 «Sicherheitspolitik», 9-16 .

Daase, Christoph (2011), Sicherheitskultur. Erforschung politischen und sozialen Wandels, in: S+F Sicherheit und Frieden, Heft 2, 29 Jahrgang, 59-65

Denninger, Erhard (2008), Prävention und Freiheit. Von der Ordnung der Freiheit, in: Huster, Stefan und Karsten Rudolph (Hg.), Vom Rechtsstaat zum Präventionsstaat, Frankfurt/M . .: Suhrkamp, 85-106.

Ehrhart, Hans-Georg (2010), Security Governance transnationaler Sicherheitsrisiken: konzeptionelle und praktische Herausforderungen, in: Ehrhart, Hans-Georg und Martin Kahl (Hg.), Security Governance in und für Europa Konzepte, Akteure, Missionen, Baden-Baden: Suhrkamp, 25-50

Ehrhart, Hans-Georg und Martin Kahl (Hg.) (2010), Security Governance in und für Europa . Konzepte, Akteure, Missionen, Baden-Baden:Nomos Verlag.

Elsbergen, Gisbert van (2004), Das Konzept der Kus-todialisierung — Innere Sicherheit zwischen staatlicher Kontrolle und Privatisierung, in: ders. (Hg.), Wachen, kontrollieren, patrouillieren Kustodialisierung der Inneren Sicherheit, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 13-29.

Faath, Sigrid (2004), Das Militär in Nordafrika/ Nahost: zwischen Sicherungsaufgaben und «good-governance»-Konformität, in: Mattes, Hanspeter (Hg ), Nahost-Jahrbuch 2003. Politik, Wirtschaft und Gesellschaft in Nordafrika und dem Nahen und Mittleren Osten,Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 205-212

Frehsee, Detlev (2000), Gefahren und Nutzen von Prävention. Fragen an den Deutschen Präventionstag, in: DVJJ-Journal, Heft 1/2000, 65 ff. , sowie 21. 10 . 2011, http:// dvjj. trilos . de/artikel . php?artikel=105 .

Frevel, Bernhard (1999), Kriminalität — Gefährdung der Inneren Sicherheit? Opladen: Leske + Budrich

Frevel, Bernhard (2007a), Kooperative Sicherheitspolitik in Mittelstädten Vergleichende Fallstudien zu den Grundlagen, der Gestaltung und den Wirkungen von Ordnungspartnerschaften und Kriminalpräventiven Räten, in: ders (Hg ), Kooperative Sicherheitspolitik in Mittelstädten Studien zu Ordnungspartnerschaften und Kriminalpräventiven Räten, Frankfurt M . : Verlag für Polizeiwissenschaft, 13-212.

Frevel, Bernhard (2007b), Sicherheit gewähren — Freiheit sichern, in: Aus Politik und Zeitgeschichte: Innere Sicherheit im Wandel. Heft 12/2007, 3-4.

Howie, Luke (2009), Terrorism, the Worker and the City Simulations and Security in a Time of Terror, Farn-ham: Gower Publishing Ltd

Jann, Werner (2005), Governance als Reformstrategie — Vom Wandel und der Bedeutung verwaltungspolitischer Leitbilder, in: Schuppert, Gunnar Folke (Hg ): Governance-Forschung, Vergewisserung über Stand und Entwicklungslinien, Baden-Baden: Nomos Verlag, 21-43

Johnston, Les and Clifford Shearing (2003), Governing Security. Explorations in Policing and Justice, Abingdon: Routledge

Kolliarakis, Georgios (2011), Die neue Ambivalenz in der Sicherheitspolitik: Sicherheitskultur als tiefer Kontext, in: S+F Sicherheit und Frieden, Heft 2, 29 Jahrgang, 72-78

Kranz, Uwe (1996), Mehr Polizei — mehr Sicherheit und weniger Ängste?, in: Der Kriminalist, Heft 6, 281 f

Lange, Hans-Jürgen und Jean-Claude Schenck

(2004), Polizei im kooperativen Staat Verwaltungsreform und Neue Steuerung in der Sicherheitsverwaltung, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.

McDonald, Matt (2008), Securitization and the Construction of Security, in: European Journal of International Relations, Vol. 14, 563-587.

Mayntz, Renate/Scharpf, Fritz W. (Hg.) (1995), Gesellschaftliche Selbstregulierung und politische Steuerung, Frankfurt/M : Campus

Mayntz, Renate (2004), Governance im modernen Staat, in: Benz, Arthur (Hg.), Governance — Regieren in

komplexen Regelsystemen. Eine Einführung, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 65-76.

Mayntz, Renate (2005), Governance Theory als fortentwickelte Steuerungstheorie?, in: Schuppert, Gunnar Folke (Hg.), Governance-Forschung, Vergewisserung über Stand und Entwicklungslinien. Baden-Baden: Nomos Verlag, 11-20 .

Metzner, Andreas (2002), Die Tücken der Objekte: Über die Risiken der Gesellschaft und ihre Wirklichkeit, Frankfurt/M . : Campus.

Mitsilegas, Valsamis (2003), Money Laundering counter-measures in the European Union. A New Paradigm of Security Governance versus Fundamental Legal Princinples, The Hague: Kluwer Law International.

Morlok, Martin und Julian Krüper (2009), Sicherheitsgewährleistung im kooperativen Verfassungsstaat, in: Lange, Hans-Jürgen, H . -Peter Ohly, Jo Reichertz (Hg.), Auf der Suche nach neuer Sicherheit. Fakten, Theorien und Folgen, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 331-340.

Müller, Burkhard (2005), Professionalisierung, in: Thole, Werner (Hg ), Grundriss Soziale Arbeit Ein einführendes Handbuch,Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 731-750.

Nadai, Eva, Peter Sommerfeld und Felix Bühlmann

(2005), Fürsorgliche Verstrickung. Soziale Arbeit zwischen Profession und Freiwilligenarbeit,Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften .

Prantl, Heribert (2007), Vom Umbau des Rechtsstaats in einen Präventionsstaat: Der große Rüssel, Süddeutsche Zeitung, 21.10. 2011, http://sueddeutsche.de/ politik/vom-umbau-des-rechtsstaats-in-einen-praeventi-onsstaat-der-grosse-ruessel-1.884547.

Rhodes, Roderick A .W. (1997), Understanding Governance, Policy Networks, Governance, Reflexivity and Accountability, Buckingham/Philadelphia: Open University Press

Rhodes, Roderick A W (2000), Governance and Public Administration, in: Pierre, Jon/Peters, B Guy (Hg ) (2000), Governance, Politics and the State New York: St. Martin’s Press Inc. , 54-90.

Schneiker, Andrea (2009), Die Selbst- und Koregu-lierung privater Sicherheits- und Militärfirmen, BadenBaden: Nomos Verlag .

Schreiber, Verena (2007), Lokale Präventionsgremien in Deutschland . Frankfurt/M . : Institut für Humangeographie

Schubert, Klaus (2003), Innovation und Ordnung. Grundlagen einer pragmatischen Theorie der Politik, Münster, Hamburg, London: LIT

Schutzkommission beim Bundesminister des Innern (Hg.) (2006), Dritter Gefahrenbericht der Schutzkommission beim Bundesminister des Innern: Bericht über mögliche Gefahren für die Bevölkerung bei Großkatastrophen und im Verteidigungsfall, Bonn: Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe .

Taureck, Rita (2006), Securitization Theory and Securitization Studies, in: Journal of International Relations and Development, Issue 1, 2006, 53-61.

Virta, Sirpa (2007), Security, in: McLaughlin, Eugene and John Muncie (Hg ), The Sage Dictionary of Criminology London: SAGE Publications

von Blumenthal, Julia (2005), Governance — eine kritische Zwischenbilanz, in: Zeitschrift für Politikwissenschaft 15, Heft 4, 1149-1180.

Waever, Ole (1995), Securitization and Desecuritization, in: Lipschutz, Ronnie D (Hg ), On Security, New York: Columbia University Press, 46-86

Wood, Jennifer and Benoit Dupont (Hg.) (2006), Democracy, Society and the Governance of Security, Cambridge: Cambridge University Press

1 Далее следует расширение требуемого McDonald преодоления связи секьюритизации с намеренным речевым актом заинтересованных действующих лиц, которое проявляется как комплексный процесс взаимодействия в вопросах толкования проблемы (ср. также Daase, 2011: 62) .

2 URL: http://www. bmbf. de/de/6293.php (дата обращения: 6. 10.2011).

3 URL: http://cordis .europa .eu/fp7/security/about-security_ en .html (дата обращения: 6 .10 . 2011) .

4 URL: http://www. sicherheitskultur. org (дата обращения: 6. 10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.