ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
А.К. Корнев
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ УСКОРЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье обосновывается необходимость разработки целевой программы развития России в посткризисный период на основе формирования импортозамещающих и «обновляющих» инвестиций. В качестве способа преодоления структурной несбалансированности экономики, отставания обрабатывающей промышленности предлагается создание в перспективный период вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций, сходных по структуре с зарубежными ТНК. Рассматриваются возможности реализации потенциала инвестиционного машиностроения для формирования «обновляющих» инвестиций.
Необходимость разработки целевой программы развития России в посткризисный период. В 2008-2011 гг. в отечественной экономике происходили процессы сокращения производства продукции и деградации производственного аппарата обрабатывающей промышленности, в том числе инвестиционного машиностроения, продолжалась практика продажи предприятий ниже их стоимости, возрастали объемы вывоза капитала и импорта продукции. В условиях продолжения мирового финансовоэкономического кризиса отечественная экономика неизбежно столкнется с необходимостью резкого сокращения импорта продукции, с ростом цен на импортные товары на внутреннем рынке, увеличением социальной напряженности на всей территории страны и с сепаратистскими настроениями в регионах добычи экспортных ресурсов.
Разработка целевой программы преодоления кризиса в России, на наш взгляд, предполагает осуществление мер по формированию «обновляющих», импортозамещающих, «догоняющих» инвестиций, по стимулированию инвестиций развития. Цель формирования «обновляющих» инвестиций - возвращение к сбалансированной структуре экономики России, сохранение и модернизация производственного аппарата обрабатывающей промышленности и других отраслей. В основе реализации этих инвестиций лежит применение специального контроля за возрастом активной части основного капитала обрабатывающей промышленности, в том числе инвестиционного машиностроения; создание особого фонда льготного кредитования закупок техники для ускоренного обновления и модернизации активной части основного капитала промышленности; принятие мер по ограничению дальнейшей приватизации предприятий инвестиционного машиностроения. Программа должна включать также меры по привлечению в отечественную экономику вывозимых и возвращению вывезенных за рубеж капиталов на основе соответствующих гарантий их владельцам со стороны государства, использование их для укрупнения отечественных банков и формирования вышеназванного особого фонда льготного кредитования. Как один из важнейших элементов предлагаемой целевой программы рассматривается создание вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций, способствующих преодолению структурной несбалансированности промышленного производства, значительному увеличению масштабов обновления производственного аппарата, осуществлению в перспективный период программы импортозамещения, преодолению кризиса в нашей стране, формированию «дого-
няющих» инвестиций в электронную промышленность и связанные с нею производства, а также инвестиций развития в посткризисный период.
Импортозамещающие инвестиции необходимы для создания новых производств, увеличения занятости населения, сокращения объемов закупок продукции по импорту и одновременно для более масштабного удовлетворения потребностей в определенной продукции. Эти инвестиции способствуют сокращению потерь в экономике страны при возможных сценариях снижения экспортных цен на нефтегазовые ресурсы и роста цен на импортируемую продукцию.
Реализация «догоняющих» инвестиций должна быть оформлена как государственная программа по развитию современной электронной промышленности России, включающей производство и использование микроэлектроники, компьютерной техники, Интернета и мобильной связи. Необходимо разработать, согласовать и утвердить объемы выделяемых средств, сроки, этапы, исполнителей, ответственных руководителей, соисполнителей, промежуточные и конечные итоги, прикладные результаты и многое другое. Одним из источников финансирования этих инвестиций могут быть специальные меры по возвращению вывезенных за рубеж отечественных капиталов и сокращению оттока вывозимых.
В современных условиях государству потребуется обозначить свою позицию по отношению к вывозу капиталов. Капитализм как общественное устройство аксиоматично предполагает такое развитие экономики, при котором происходит накопление капитала. В развитых странах давно существуют юридические нормы защиты от потери финансовых средств. Например, в законодательстве всех штатов США предусматривается мера наказания (в той или иной форме) за несанкционированный вывоз из страны суммы, превышающей 20 тыс. долл. Вывоз капитала развитыми странами, как известно, осуществляется с целью сокращения капитальных затрат и производственных издержек. Он обычно ориентирован на страны с более благоприятным климатом, позволяющим экономить на капитальных затратах, а также с дешевой рабочей силой, способствующей сокращению производственных издержек, с возможностью использования для перевозок продукции морского транспорта как самого дешевого. В результате конкурентоспособность продукции возрастает: одновременно с сохранением прежних рынков сбыта продукции увеличивается ее реализация в других странах. Вместе с тем дополнительная прибыль от производства этой продукции направляется на совершенствование и модернизацию производственных процессов. Соответствующие НИОКР осуществляют высокопрофессиональные специалисты развитой экономики, причем высокооплачиваемые. Вывезенные капиталы частями, или после завершения длительного инвестиционного цикла, полностью возвращаются в западную экономику. Индустриальное развитие нисколько не прекращается, оно лишь смещается на другие территориальные площадки, причем лидерами индустриального развития остаются по-прежнему производства западных стран.
Целью вывоза капиталов в современной отечественной экономике являются, главным образом, помещение валютных средств на счета западных банков, а также приобретение объектов недвижимости, как правило, непроизводственного назначения, обеспечивающих владельцам-экспортерам капиталов за рубеж комфортное проживание в западных странах или переезд в них на постоянное жительство. Наше государство должно всячески поддерживать вывоз капиталов обрабатывающей промышленности в страны с заведомо лучшими природно-климатическими условиями и дешевой рабочей силой, например во Вьетнам. Вместе с тем государство в состоянии приобрести в аренду или на правах собственника определенные виды недвижимости в западных странах и предлагать их для проживания и отдыха своим гражданам. При таком подходе государство имеет все основания отказывать в праве
легального вывоза капиталов в западные страны и размещения финансовых средств на счетах западных банков. Но главным для экономики было бы намерение государства вернуть вывезенные капиталы (а это многие триллионы долларов). Для этого от государства потребуются гарантии надежного сохранения и более высокого процента на финансовые средства, снятые со счетов западных и помещенных на счета отечественных банков. Так, в интересах отечественной экономики было бы целесообразным использование возвращенных средств на создание крупных банков, не уступающих по размерам западным. Кроме того, могли бы быть сформированы фонды развития экономики, стимулирующие использование продукции и производств пятого технологического уклада, а также научно-технические разработки шестого технологического уклада. Г осударственные гарантии должны распространяться и на финансовые вложения в эту сферу (закупки необходимого оборудования, научной аппаратуры, приборов, разработки по определенной тематике). Вместе с тем государство могло бы выкупить и взять на собственный баланс нынешние ареалы обитания владельцев вывезенных капиталов с условием возвращения их капиталов в отечественную экономику. Сокращение объемов вывоза капиталов в западные страны при разумной политике могло бы способствовать росту капиталовложений в отечественные производственную и научно-техническую сферы.
Развитие российской экономики в настоящий период в значительной мере зависит от действий руководства страны, направленных на дополнительную мобилизацию и целевое использование финансовых ресурсов из состава вывозимых за рубеж капиталов. Причем этот результат может быть обеспечен явным образом при обсуждении, принятии и осуществлении определенных экономических программ.
Политика стимулирования инвестиций развития в посткризисный период в России в вышеуказанной целевой программе рассматривается нами в аспекте представлений о реализации разработок шестого технологического уклада в рамках его повышательной волны. Это могут быть разработки в области нано-, био-, информационных технологий в здравоохранении, образовании, науке, медицине. Финансирование инвестиций развития предполагается осуществлять преимущественно из бюджета государства, однако могут использоваться и другие источники, в том числе банковские, фонды льготного кредитования закупок техники с целью ускоренного обновления и модернизации активной части основного капитала.
Современные научные представления о характере и длительности мирового финансово-экономического кризиса неизбежно возвращаются к теории больших циклов экономического развития, разработанной более 85 лет назад выдающимся русским экономистом Н.Д. Кондратьевым [1]. Этой проблематике посвящены работы отечественных ученых [2-4], в которых, в частности, предсказан современный финансово-экономический кризис. В настоящее время экономика развитых стран базируется на пятом технологическом укладе, сформировавшемся в 70-80-е годы прошлого столетия и определившем эволюционное развитие мировой экономики. Пятый технологический уклад связан с разработкой информационно-компьютерных технологий и основан на микроэлектронике, компьютерной технике, Интернете и мобильной связи. В СССР в этот период самостоятельно разрабатывался переход к новой технологической базе с использованием Комплексной программы научно-технического прогресса, ряда оборонных программ, фундаментальных открытий в области создания больших информационных систем планирования и управления народным хозяйством, до сих пор не имеющих аналогов в мире, связанный с ядерно-космическими технологиями. В условиях нарастания кризисных явлений в экономике страны снизилась активность разработок этих технологий. С распадом СССР они были преимущественно прекращены и утрачены. Достижения
отечественных исследователей конца 1980-х годов в научно-технической сфере были, как правило, сравнительно малоизвестны, не были методично и системно описаны в научно-технической литературе и, естественно, не нашли отражения в справочной литературе и учебниках, но оказали мощное влияние на научнотехническую сферу западных стран. В научно-технической сфере США в настоящее время насчитывается более 5 млн. занятых высокопрофессиональных специалистов из всех стран мира. В западной научно-технической сфере наши бывшие соотечественники в целом существенно повысили уровень исследований, в ряде разделов научнотехнической сферы создали прорывные работы, новые направления исследований, основополагающие разработки, проведены ключевые исследования. Стоимость одних только технологий, которые были вывезены из России на Запад с конца 1980-х годов вплоть до настоящего времени, оценивается примерно в 2,5 трлн. долл. [5].
Современный кризис развивается в рамках понижательной волны очередного кондратьевского цикла, в условиях которой до 2020 г. будет сформирован шестой технологический уклад. Понижательные волны кондратьевского цикла, как известно, характеризуются продолжительными и глубокими кризисами, массовым перенакоплением капитала, усилением финансовых спекуляций и созданием финансовых пузырей, перепроизводством в главных отраслях экономики и затовариванием мировых рынков, а также новым уровнем концентрации и организации капитала, которые создают мощный импульс ускорению развития мировой экономики на повышательной волне следующего кондратьевского цикла.
По наследству от СССР Россия располагает многоукладной экономикой, в которой господствует четвертый технологический уклад, заложенный еще в 19301940-е годы, а пятый технологический уклад развит очень слабо. Страна уже оказывалась в сходной ситуации, когда понижательная волна третьего кондратьевского цикла породила Великую депрессию, а ее экономика находилась в рамках второго технологического уклада. В тех условиях страна, решая задачи третьего технологического уклада, одновременно формировала предпосылки для перехода к четвертому. В результате она оказалась в рамках четвертого технологического уклада наравне с другими развитыми странами.
Негативные последствия радикальных экономических реформ. Осуществление в России радикальных экономических реформ и переход к открытой экономике, ориентированной на максимально возможный рост экспорта и соответствующее увеличение объемов закупок продукции по импорту, привели к следующим негативным последствиям.
Во-первых, цены на продукцию добывающей промышленности значительно возросли. Несмотря на то, что спрос на нее со стороны отечественных предприятий сократился, высокий спрос со стороны зарубежных потребителей способствовал сохранению высокого уровня цен на эту продукцию. Отечественные предприятия обрабатывающей промышленности в отличие от аналогичных производств западных стран характеризуются, как известно, высоким уровнем производственных затрат, связанным как с природно-климатическими условиями и географическим положением нашей страны, так и с повышенной материало- и энергоемкостью используемых технологий. В результате роста цен на продукцию отечественной добывающей промышленности рентабельность ее производства значительно увеличилась, а в обрабатывающей промышленности существенно снизилась.
Во-вторых, в результате роста производства и экспорта продукции добывающей промышленности, прежде всего нефтегазовых ресурсов, а также сокращения производства продукции и деградации производственного аппарата обрабатывающей промышленности (инвестиционного машиностроения) произошло перераспределение ка-
питаловложений в пользу добывающих производств как наиболее платежеспособных, увеличение в составе их капиталовложений доли импортной техники.
В-третьих, как результат сокращения производства продукции и деградации производственного аппарата обрабатывающей промышленности, в том числе инвестиционного машиностроения, сохраняется тенденция старения и морального износа активной части основного капитала промышленности. Количество современных промышленных предприятий значительно сократилось. Значительная часть приватизированных промышленных предприятий, прежде всего обрабатывающей промышленности, как наименее рентабельных, стала объектами банкротства и источником вывоза капиталов за рубеж.
Таким образом, в период проведения радикальных реформ произошла дезагрегация отечественных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. При этом в составе активной части основного капитала производственной сферы основное технологическое оборудование по-прежнему является преимущественно отечественным, вспомогательное оборудование в большей мере, а контрольноизмерительная техника преимущественно являются импортными. Удельный вес основного технологического оборудования, как правило, существенно превышает суммарную долю вспомогательного оборудования и контрольно-измерительной техники. Поэтому потенциальный спрос на отечественное оборудование по-прежнему является значительным.
При отсутствии дополнительной поддержки предприятий обрабатывающей промышленности и научно-технической сферы происходит их неизбежная деградация. Разрушение научно-технической сферы и обрабатывающей промышленности, в том числе инвестиционного машиностроения, равнозначно деиндустриализации экономики, т. е. ликвидации широкомасштабного производства машин машинами. Деиндустриализация экономики со стороны производителей машин и оборудования означает исчезновение высокотехнологичных производств (самолетостроение, судостроение, электроника, космонавтика и т. д.), критическое сокращение производства и закупок продукции инвестиционного машиностроения и деградацию его производственного аппарата, существование преимущественно «отверточ-ных производств» для сборки изделий из полуфабрикатов, отсутствие технически сложных производств и реализации конкурентоспособных научно-технических разработок, ликвидацию научно-технической индустриальной культуры.
Со стороны отраслей-потребителей машин и оборудования деиндустриализация экономики приводит к деградации их производственного аппарата, значительному сокращению высокотехнологичных производств не только в самом инвестиционном машиностроении, но и в отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства, оборонно-промышленного комплекса; снижению надежности и повышению уровня аварийности; примитивизации производственных систем, разрывам производственно-технологических цепочек между отраслями; возникновению анклавов, автономно работающих на потребителей западных стран и производящих уникальную продукцию или ее часть; примитивизации капитальных ремонтов; значительному сокращению объемов производства продукции; снижению качества производимой продукции, ликвидации многих производств и подотраслей, утрате импортозамещающих проектов предприятий.
Деиндустриализация экономики в отраслях-потребителях техники проходит несколько этапов. Первый ее этап: предприятия отечественного инвестиционного машиностроения не получают необходимой поддержки для сохранения прежнего производственного аппарата и поэтому упрощают технологии и производственную деятельность. Второй этап предполагает поддержание важнейшей части производст-
венного аппарата предприятий на основе частых примитивных ремонтов собственными силами. Третий этап связан с рискованными закупками импортной техники. Ее высокая стоимость ставит под сомнение возможность окупаемости затрат предприятий на модернизацию. Четвертый этап предполагает возникновение попытки определенной кооперации сохранившихся предприятий на основе объединения производств в укрупненное предприятие. Пятый этап констатирует ликвидацию большей части укрупненных предприятий и как следствие утрату многих производств и подотраслей, примитивизацию сохранившихся предприятий.
Деиндустриализация экономики в территориальном аспекте обостряет проблемы труднодоступности некоторых регионов для пассажиров и для доставки грузов, неравномерности размещения производств, роста безработицы, примитивизации производственной деятельности вплоть до использования конной тяги, социальной напряженности в регионах добычи и разработки нефтегазовых и некоторых других ресурсов, связанной с уменьшением стоимости экспортируемых ресурсов или увеличением стоимости импортируемой продукции. Таким образом, в современных условиях совершенно очевидной становится необходимость дополнительной поддержки предприятий обрабатывающей промышленности и научно-технической сферы.
В советский период, как известно, действовал определенный механизм поддержания обрабатывающей промышленности и научно-технической сферы. Одним из важнейших элементов этого механизма было установление государственными органами такого уровня внутренних цен на продукцию добывающих отраслей, который позволял обеспечить сравнительно равную рентабельность добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности. При этом платежеспособный спрос на продукцию инвестиционного машиностроения поддерживался действующим хозяйственным механизмом, который обеспечивал финансовую состоятельность государственных фондов развития новой техники, устанавливал возраст старой техники, и следовательно обязательность ее замены на новую. В этих условиях экспорт продукции добывающей промышленности осуществлялся, прежде всего, за счет излишков ее объемов, превышающих производственно-технологические потребности отечественной экономики в первичных ресурсах. Доходы от экспорта природных ресурсов оказывались в распоряжении министерства внешней торговли и использовались преимущественно для закупки продукции по импорту. Таким образом в рамках самодостаточной экономики происходило дотирование обрабатывающих отраслей и научно-технической сферы за счет перераспределения природной ренты, образующейся в добывающей промышленности.
В принципе механизм перераспределения части прибыли добывающих отраслей промышленности в пользу научно-технической сферы и обрабатывающей промышленности мог быть реализован при посредничестве государственных и банковских структур, а исчисление необходимой суммы денежных средств могло бы осуществляться на основе применения норматива рентабельности по отношению к доходам добывающих отраслей экономики. Однако в современной отечественной экономике даже сбор налогов, которым занимается соответствующая государственная служба, представляет собой достаточно сложную задачу. Поэтому указанный способ перераспределения части прибыли добывающих отраслей в пользу научно-технической сферы и обрабатывающей промышленности не может быть рекомендован для современной практики.
Роль формирования отечественных вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций в процессе обновления и модернизации. По нашему мнению, наиболее приемлемой формой перераспределения части прибыли добывающих отраслей экономики в пользу обрабатывающих и тем самым преодоления
дезагрегации обрабатывающих и добывающих отраслей экономики является создание отечественных вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций (ВИМК), сходных по структуре с зарубежными ТНК.
В основе этих корпораций лежат производственно-технологические цепочки, связывающие добывающие и обрабатывающие производства промышленности (рисунок). Объединение в составе ВИМК подразделений, занятых научноисследовательскими работами и опытно-конструкторскими разработками, и сервисных центров позволит экономить затраты промежуточных производств и концентрировать их на конечных производствах, НИОКР и сервисных центрах. Обрабатывающие производства в составе ВИМК смогут не только производить высококачественную конечную продукцию, но и оказывать широкий спектр сервисных услуг по техническому обслуживанию, ремонту, замене, дизайну своей продукции, создавать инфраструктуру сбыта готовой продукции, сети фирменной торговли и платежных терминалов. Таким образом, преимущества этих корпораций состоят в том, что, с одной стороны, они позволяют развивать их диверсификацию и при этом зарабатывать нормативную прибыль, а с другой (что самое главное) - получать технологическую ренту, которая может во много раз превышать природную ренту от разработки и добычи природных ресурсов. Причем получение технологической ренты связано не столько с производством высококачественной продукции обрабатывающей промышленности, сколько с выполнением разного рода заказов и обслуживанием эксплуатации произведенного изделия в течение его жизненного цикла на базе сервисных центров. В результате в этих корпорациях возникает агрегированный мультипликатор добавленной стоимости, который обеспечивает устойчивое воспроизводство всего интегрированного промышленного капитала [6].
5. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
3. Обрабатывающие производства 4. Сервисные центры
2. Производственнотехнологические цепочки
1. Добывающие производства
Рисунок. Структура вертикально-интегрированной межотраслевой корпорации
Следует отметить, что существующие отечественные госкорпорации не являются вертикально-интегрированными ни по форме (поскольку в них отсутствует объединение обрабатывающих и добывающих производств), ни по содержанию (они не осуществляют за счет добывающих производств поддержку производств обрабатывающей промышленности). Современные госкорпорации также не являются межотраслевыми, они представляют собой, как правило, узкоотраслевые холдинги или сугубо надстроечные структуры.
Главная роль в создании ВИМК должна принадлежать государственным органам. В современных российских экономических условиях нет оснований ожидать естественного эволюционного процесса организационной интеграции обрабатывающей и добывающей промышленности. В этой ситуации государственные органы могут не только обеспечить информационную и организационную поддержку процесса создания ВИМК, но и принять на себя определенные обязательства по их поддержанию в течение кратко- или среднесрочного периода.
Их собственность является государственно-корпоративной. Она способствует объединению интересов всех собственников и при этом делает невозможными фиктивное банкротство, ликвидацию предприятия и вывоз капитала за рубеж. Вместе с тем благоприятные перспективы развития ВИМК на территории СНГ, значительная емкость этого рынка позволяют трансформировать государственно-корпоративную собственность ВИМК в межгосударственную, т. е. в полноценные ТНК.
Представляется, что в отечественной экономике было бы важно сформировать несколько десятков ВИМК. Их формирование представляет собой сложный итеративный процесс, требующий многих согласований ее участников на всех уровнях для выработки компромиссных решений. В этом процессе предстоит выбрать, с одной стороны, сравнительно крупные производства добывающей промышленности, объемы прибыли которых являются достаточными для поддержания соответствующих обрабатывающих производств, НИОКР и сервисных центров в начальный период развития ВИМК. С другой - необходимо формирование производственно-технологических цепочек с обрабатывающими производствами, выпускающими конечную продукцию, и соответствующими подразделениями НИОКР. Эти обрабатывающие производства и НИОКР не должны быть слишком узкоспециализированными, чтобы иметь сравнительно большой рынок сбыта своей продукции и возможность в перспективный период создать сервисные центры для технического сопровождения реализованной продукции в течение ее жизненного цикла.
В инвестиционном машиностроении, например, особая роль в обновлении промышленного комплекса принадлежит станкостроению и инструментальной промышленности, которая в свою очередь зависит от уровня развития электронной, приборостроительной, энергетической, подъемно-транспортной, электротехнической отраслей промышленности. Поэтому эти шесть укрупненных видов обрабатывающих производств могли бы стать основой шести ВИМК вместе с соответствующими НИОКР, производственно-технологическими цепочками и добывающими производствами промышленности, а также «профильными» сервисными центрами.
Наряду с указанными укрупненными видами обрабатывающих производств, необходимо выделить следующие: оборонная промышленность, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, сельхозяйственное машиностроение и тракторостроение. Эти шесть укрупненных видов обрабатывающих производств при объединении с добывающими производствами, производственно-технологическими цепочками, соответствующими НИОКР и сервисными центрами также могут составить основу шести ВИМК.
Отметим, что и в других отраслях обрабатывающей промышленности и экономики могут быть созданы ВИМК (например, в легкой, пищевой промышленности, сельском хозяйстве и в др.).
Современный производственный потенциал и возможности его изменения в перспективном периоде. Изменения современного производственного потенциала отечественной экономики в перспективном периоде определяются, прежде всего, возможностями значительного ускоренного обновления активной части основного капитала производственной сферы на основе повышения уровня использования производственных мощностей отечественного инвестиционного машиностроения, увеличения объемов производства машин и оборудования, в том числе новых и модернизированных. Обновление изношенной части основного капитала производственной сферы, на наш взгляд, является важнейшей программой, направленной на улучшение качества производимой продукции, увеличение среднего коэффициента сменности предприятий, объемов промышленной продукции, прежде
всего, обрабатывающих отраслей, в том числе инвестиционного машиностроения. В результате обрабатывающая промышленность и инвестиционное машиностроение могут стать базой развития отраслей и сфер отечественной экономики, сокращения потребностей в импорте продукции и осуществления импортозамещающих программ, а также программ улучшения структуры экономики (например, строительство нефтеперерабатывающих заводов).
В этих условиях приватизация отечественных предприятий должна быть по возможности заморожена, а вместо нее должны быть приняты, с одной стороны, кратко- и среднесрочные программы импортозамещения, а с другой - программы ускоренного обновления активной части основного капитала предприятий производственной сферы. Одновременно должен быть налажен эффективный государственный контроль за возрастом активной части основного капитала приватизированных предприятий производственной сферы, стимулирующий ее ускоренное обновление. В период массовой приватизации предприятий производственной сферы возраст активной части основного капитала, как известно, не превышал 11-12 лет, а через десятилетие он уже достиг в среднем 21,2 [7, с. 128]. Государство имеет основания для принятия штрафных санкций по отношению к тем предприятиям, у которых не снижается показатель среднего возраста оборудования. В связи с тем, что объемы предстоящего обновления активной части основного капитала производственной сферы в действующих ценах производства очень значительны, объемы внутреннего рынка отечественных машин и оборудования существенно возрастут.
Оценка перспективных возможностей роста спроса на машины и оборудование, ускоренного обновления активной части основного капитала промышленных предприятий осуществлена нами на основе изучения динамики производства продукции отечественного инвестиционного машиностроения в 1985-2011 гг. (табл. 1). Ее исчисление представляет собой сложную экономическую, статистическую и методическую проблему [8-10]. Это связано с тем, что, с одной стороны, стоимостные объемы продукции машиностроения как многономенклатурной отрасли подвержены влиянию явного и скрытого роста цен, а с другой - эта продукция не имеет единого натурального измерителя. Оценку динамики производства продукции отечественного инвестиционного машиностроения мы связали с выделением экономически обоснованного и необоснованного удорожания машин и оборудования в этот период. В соответствии с этим подходом экономически необоснованное удорожание техники характеризуется дополнительным ростом стоимости в расчете на единицу ее паспортной производительности, не связанным с улучшением ее потребительских свойств и получением дополнительного эффекта ее потребителем. Экономически необоснованное удорожание машин и оборудования может происходить в явной форме в условиях превышения динамики цен на продукцию машиностроения над динамикой цен на продукцию промышленности в целом, а также в скрытой форме в условиях роста цен на новую продукцию машиностроения.
Количественная оценка явного и скрытого экономически необоснованного удорожания машин и оборудования осуществляется в расчете на единицу их паспортной производительности. Явное экономически необоснованное удорожание техники определяется на основе соотношения между ростом показателей удорожания и увеличением расходов важнейших видов затрат на производство продукции машиностроения по данным МОБ. Скрытое экономически необоснованное удорожание техники определяется на основе сопоставления значений удорожания каждого вида техники и дополнительного эффекта ее использования у потребителя, выделения соответствующих видов техники и оценки общего показателя удорожания.
Таблица 1
Динамика производства продукции отечественного инвестиционного машиностроения в 1985-2011 гг.
Период и его характеристика Сравниваемые годы периодов Индекс производства продукции
за период к уровню 1985 г. (1985 = 1)
1986-1990 гг. (кризис) 1990/1985 0,85 0,85
1990-1991 гг. (кризис) 1991/1990 0,48 0.41
1991-1998 гг. (кризис) 1998/1991 0,20 0,08
1998-2008 гг. (развитие) 2008/1998 2,50 0,22
2008-2011 гг. (кризис) 2011/2008 0,80 0,17
Согласно нашим исследованиям, в 1965-1991 гг. происходил рост преимущественно скрытого экономически необоснованного удорожания машин и оборудования, а в 1992-2008 гг. осуществились его стабилизация, сокращение и ликвидация. Скрытое экономически необоснованное удорожание техники возникло в середине 60-х годов прошлого столетия в условиях милитаризации экономики, в значительной мере фиктивного развития гражданского машиностроения, а также осуществления реформ, создавших возможности для роста цен на новую технику. Стабилизация, сокращение и ликвидация скрытого экономически необоснованного удорожания техники произошли как результат осознанной экономической политики предприятий. В свою очередь явное экономически необоснованное удорожание машин и оборудования возникло после 1992 г. и существует до настоящего времени как результат перераспределения прибавочной стоимости в пользу ряда отраслей и роста цен на их продукцию: электроэнергетики, топливной, химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, грузового транспорта и производственной связи, а также сферы обращения, включая коммерческую деятельность. В современный период по-прежнему происходит рост явного экономически необоснованного удорожания техники в результате увеличения рентабельности производства продукции указанных отраслей промышленности.
Пересчет погодовых объемов отечественного оборудования из текущих в неизменные цены осуществляется путем вычитания из них величины прироста экономически необоснованного удорожания машин и оборудования за соответствующий период. В течение последних 26 лет (1986-2011 гг.) нами выделены два периода: советский (6 лет) и постсоветский (20 лет). Показатели сокращения производства инвестиционного машиностроения в первый и второй периоды (соответственно до 0,41 и до 0,17 к уровню 1985 г.) были примерно одинаковыми - в 2,5 раза. При этом следует отметить, что годы рассматриваемого планового периода были кризисными, а из 20 лет постсоветского периода 10 лет пришлись на развитие экономики и 10 лет - на кризис. Общий индекс сокращения производства машиностроительной продукции для этих последних лет (1991-1998 и 2008-2011 гг.) составляет 0,16.
Таким образом, при продолжении кризиса до 2020 г. (в соответствии с теорией кондратьевских циклов) и сохранении в этом периоде прежнего экономического курса, а значит, и динамики сокращения производства машин и оборудования (до 0,16 за 10 кризисных лет) показатель производства продукции отечественного инвестиционного машиностроения может составить к 2020 г. примерно 0,02 (по отношению к уровню 1985 г.), что равнозначно полной деиндустриализации экономики.
Рассмотрим возможности ускоренного обновления активной части основного капитала обрабатывающей промышленности, и прежде всего, самого инвестиционного машиностроения. Если исходить из того, что уровень интенсивности обновления активной части основного капитала промышленности в плановый период (1985 г.) является приемлемым, то, по нашим оценкам, необходимо увеличить
объемы производства машин и оборудования в 3 раза, и такая возможность существует, поскольку в настоящее время коэффициенты использования производственных мощностей отечественного инвестиционного машиностроения не превышают в среднем 0,30-0,35. Кроме того, в результате обновления активной части основного капитала инвестиционного машиностроения может произойти увеличение мощностей по производству машин и оборудования.
Обновляемые машины и оборудование в составе активной части основного капитала производственной сферы выполняют различные функции, которые должны учитываться при их замене. В составе машин и оборудования выделяются, как известно, отраслевое основное технологическое и вспомогательное оборудование, а также контрольно-измерительная техника (табл. 2).
Таблица 2
Состав отраслевого основного технологического и вспомогательного оборудования важнейших отраслей экономики
Отрасль -потребитель оборудования Оборудование
основное технологическое вспомогательное
А 1 2
Черная металлургия Цветная металлургия Нефтяная Угольная Газовая Химическая и нефтехимическая Машиностроение Электроэнергетика Лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная Промышленность строительных материалов Легкая Технологическое для черной металлургии, горно-шахтное и горно-рудное, подъемно-транспортное Технологическое для цветной металлургии, электротехническое, кузнечно-прессовые машины, горно-шахтное и горно-рудное Нефтяное Горно-шахтное и горнорудное, подъемнотранспортное Нефтяное Химическое, подъемнотранспортное Металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины, электротехническое, подъемно-транспортное Энергетическое, электротехническое Автомобили, подъемнотранспортное, химическое, деревообрабатывающие станки Строительно-дорожное, подъемно-транспортное, горно-шахтное и горнорудное, для цементной промышленности Технологическое для легкой промышленности Электротехническое, химическое, нефтяное, энергетическое, строительно-дорожное, железнодорожноподвижной состав, кузнечно-прессовые машины, металлорежущие станки, автомобили, прочие виды Энергетическое, подъемно-транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное, литейное, железнодорожно-подвижной состав, автомобили, прочие виды Электротехническое, энергетическое, подъемнотранспортное, трубопроводное, прочие виды Электротехническое, химическое, нефтяное, строительнодорожное, железнодорожно-подвижной состав Энергетическое, электротехническое, трубопроводное, железнодорожно-подвижной состав, автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины Энергетическое, электротехническое, горно-шахтное и горно-рудное, технологическое для легкой промышленности, железнодорожно-подвижной состав, автомобили, металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины, прочие виды Литейное, энергетическое, химическое, нефтяное, технологическое для металлургической промышленности, железнодорожно-подвижной состав, автомобили, прочие виды Подъемно-транспортное, химическое, нефтяное, автомобили, прочие виды Кузнечно-прессовое, электротехническое, энергетическое, строительно-дорожное, железнодорожноподвижной состав, тракторы и сельскохозяйственные машины, технологическое для полиграфической промышленности, прочие виды Электротехническое, энергетическое, химическое, нефтяное, железнодорожно-подвижной состав, автомобили, кузнечно-прессовые машины, тракторы и сельскохозяйственные машины Электротехническое, подъемно-транспортное, химическое, нефтяное, энергетическое, прочие виды, кузнечнопрессовые машины, для коммунального хозяйства и предприятий бытового обслуживания
Продолжение табл. 2
А 1 2
Строительство Сельское хозяйство Транспорт и связь Сфера обращения Строительно-дорожное, автомобили, подъемнотранспортное Тракторы и сельхозмашины, автомобили Железнодорожно-подвижной состав, трубопроводное, автомобили, морской и речной флот Автомобили, подъемнотранспортное, технологическое для торговли и общественного питания Электротехническое, химическое, нефтяное, горношахтное и горно-рудное, тракторы и сельскохозяйственные машины, морской и речной флот, прочие виды, железнодорожно-подвижной состав, металлорежущие станки Строительно-дорожное, электротехническое, энергетическое, подъемно-транспортное, металлорежущие станки, прочие виды Электротехническое, строительно-дорожное, подъемнотранспортное, химическое, нефтяное, металлорежущие станки Литейное, энергетическое, строительно-дорожное, химическое, нефтяное, электротехническое, тракторы и сельскохозяйственные машины, прочие виды, технологическое для пищевой и комбикормовой промышленности
Основное технологическое оборудование отрасли представлено, как правило, 1-5 важнейшими укрупненными видами машин и оборудования, непосредственно участвующими в основных производственно-технологических процессах отрасли. Основное технологическое оборудование в составе отраслевых парков техники изготовлено преимущественно отечественными производителями. Вспомогательное оборудование в составе отраслевых парков техники представлено 5-10 важнейшими укрупненными видами машин и оборудования, которые предназначены для выполнения производственновспомогательных процессов, сравнительно многочисленны и разнообразны, иногда в этом качестве используются отдельные элементы основного технологического оборудования других отраслей. Вспомогательное оборудование в составе отраслевых парков техники примерно в равной мере представлено отечественными и зарубежными производителями. Контрольно-измерительная техника в составе отраслевых парков техники предназначена для измерения и поддержания определенных параметров производственно-технологических процессов отрасли, выполнения производственно-вспомогательных процессов, фиксации и автоматической передачи информации самого разного характера. Эта техника представлена преимущественно импортной продукцией.
Обновление основного технологического и вспомогательного оборудования, а также контрольно-измерительной техники в составе отраслевых парков машин и оборудования в перспективный период может способствовать повышению эффективности отраслевых промышленных производств, увеличению загрузки отраслевых производственных мощностей, снижению текущих затрат, увеличению сменности работы предприятий.
Замена и модернизация основного технологического оборудования будет способствовать совершенствованию отраслевых производственных процессов, снижению их ресур-соемкости, сохранению производственно-технологических цепочек в экономике; обновление вспомогательного оборудования - повышению эффективности отраслевых производственных процессов, снижению текущих производственных затрат. Замена и модернизация вспомогательного оборудования может существенно улучшить общие показатели работы предприятия, а контрольно-измерительной техники - повысить ее удельный вес в отраслевых парках машин и оборудования, существенно повысить эффективность предприятия в целом, улучшить качество управления и контроля за производственными процессами. В настоящее время значительный удельный вес в закупках контрольноизмерительной техники имеет электронное оборудование.
Группировка отраслей по характеру процесса обновления. Современный ускоренный процесс обновления активной части основного капитала производст-
венной сферы связан, прежде всего, с увеличением производства и закупок основного технологического оборудования для важнейших ее отраслей. При этом крайне важными являются вопросы потенциальных стоимостных объемов производства и закупок основного технологического оборудования и его относительного технического уровня. Учет этих показателей позволяет выделить три группы отраслей (табл. 3).
Таблица 3
Группировка отраслей с учетом относительного технического уровня основного технологического оборудования и потенциальных объемов его замены
Группа отраслей
первая вторая третья
Машиностроение Электроэнергетика Легкая промышленность Нефтехимическая и химическая промышленность Черная металлургия Транспорт и связь Строительство Пищевая промышленность Сфера обращения Промышленность строительных материалов Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Цветная металлургия Сельское хозяйство Сфера обращения Промышленность строительных материалов Угольная промышленность Цветная металлургия Транспорт и связь Строительство Нефтяная промышленность Газовая промышленность
Потенциальные стоимостные объемы производства и закупок основного технологического оборудования отраслей первой группы являются максимальными. Его относительный технический уровень в целом является высоким, оборудование определяется преимущественно как конкурентоспособное. Однако некоторые виды основного технологического оборудования этих отраслей имеют меньший относительный технический уровень (трубопроводное оборудование для транспорта и связи, строительнодорожное оборудование и автомобили для строительства). Поэтому строительство, транспорт и связь выделены также в составе третьей группы отраслей. В целом в перспективном периоде предполагаются высокие показатели производства и закупок техники для модернизации и обновления активной части основного капитала первой группы отраслей производственной сферы.
Основное технологическое оборудование второй группы отраслей в целом характеризуется как традиционная техника, а потенциальные стоимостные объемы его производства и закупок являются значительными. Некоторые виды основного технологического оборудования имеют меньший относительный технический уровень, чем в среднем по этой группе отраслей (автомобили для сферы обращения, строительнодорожное оборудование для промышленности строительных материалов, горношахтное и горно-рудное оборудование для цветной металлургии). Поэтому сфера обращения, промышленность строительных материалов, цветная металлургия выделены также в составе третьей группы отраслей. В перспективном периоде предполагаются средние показатели производства и закупок технологического оборудования для второй группы отраслей. Необходимы дополнительные исследования и разработки научно-технической сферы по совершенствованию этой техники с целью улучшения ее эксплуатационных характеристик.
Относительный технический уровень основного технологического оборудования третьей группы отраслей в целом характеризуется как уровень, присущий от-раслям-аутсайдерам (объемы производства и закупок в дореформенный период были значительными). В перспективе успешная модернизация этого оборудования потребует интенсивных исследований и разработок в научно-технической сфере.
Она может осуществляться на основе использования достижений зарубежных производителей аналогичной продукции, в кооперации с ними или на основе применения принципиально новых подходов, в том числе расширения параметрического ряда продукции. В кратко- и среднесрочном периодах предполагаются преимущественно низкие показатели производства и закупок этой техники, однако в долгосрочном периоде возможен их рост.
Успешное обновление основного технологического оборудования любой отрасли производственной сферы будет способствовать и обновлению ее вспомогательного оборудования, которое (в отличие от основного технологического) представлено большим количеством позиций, а его удельный вес в общем объеме оборудования во много раз меньше, чем отдельных позиций основного технологического оборудования. Таким образом, обновление отраслевого вспомогательного оборудования возможно при меньших объемах финансовых ресурсов. В кратко- и среднесрочном периодах предполагается обновление вспомогательного оборудования первой и второй групп отраслей. В долгосрочном периоде возможно обновление вспомогательного оборудования третьей группы отраслей. Замена и модернизация контрольно-измерительной техники возможна, прежде всего, на основе закупок соответствующей продукции по импорту.
Этапы обновления активной части основного капитала. Результаты ускоренного обновления и модернизации активной части основного капитала производственной сферы могут быть принципиально лучше, если этот процесс будет осуществляться при участии ВИМК. В этом случае обновление и модернизацию активной части основного капитала производственной сферы можно провести в пять этапов.
Первый этап. Шесть укрупненных видов обрабатывающих производств в составе важнейших (первых) ВИМК вместе с соответствующими сервисными центрами, НИОКР, производственно-технологическими цепочками и добывающими производствами промышленности (станкостроение и инструментальная, электронная, электротехническая, приборостроительная, энергетическая, подъемнотранспортная промышленность) крайне нуждаются в обновлении парка техники. Оно может осуществляться на основе закупок машин и оборудования как отечественного производства, так и импорта. По-видимому, большая часть основного технологического оборудования, примерно половина вспомогательного оборудования и некоторая часть контрольно-измерительной техники будут приобретены у отечественных производителей. Таким образом, на первом этапе эти шесть укрупненных видов обрабатывающих производств в составе соответствующих ВИМК должны осуществить ускоренное обновление основного технологического оборудования и в значительной мере вспомогательного на основе закупок отечественного оборудования, ими произведенного.
Второй этап. Обновление активной части основного капитала укрупненных обрабатывающих производств будет осуществлено за счет импорта малой части основного технологического оборудования, недостающего вспомогательного оборудования и почти всей необходимой контрольно-измерительной техники. В результате завершится обновление и модернизация активной части основного капитала укрупненных видов обрабатывающих производств в составе первых шести ВИМК.
Третий этап. Обновление и модернизация активной части основного капитала производственных цепочек, добывающих производств, НИОКР и сервисных центров в составе шести ВИМК будут происходить на основе использования техники отечественного производства, т.е. произведенной шестью укрупненными видами
обрабатывающих производств, а также некоторой части машин и оборудования, закупленных по импорту.
Четвертый этап. Обновление активной части основного капитала вторых шести ВИМК (оборонная промышленность, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, сельхозяйственное машиностроение и тракторостроение) будет осуществляться в отношении укрупненных обрабатывающих производств, производственно-технологических цепочек, добывающих производств, НИОКР и сервисных центров. По-видимому, большая часть закупаемой для модернизации техники будет отечественного производства, т.е. произведенная укрупненными обрабатывающими производствами первых шести ВИМК. Меньшая часть техники для модернизации будет приобретена по импорту.
Пятый этап. В обновлении и модернизации активной части основного капитала других отраслей экономики: сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, оборонной, авиационной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности, сферы обращения будут участвовать преимущественно укрупненные обрабатывающие производства вторых шести ВИМК. Таким образом, большая часть техники для модернизации будет отечественного производства, т.е. произведенная непосредственными исполнителями. Некоторая часть техники для модернизации будет закуплена по импорту.
Таким образом, на протяжении пяти этапов активная часть основного капитала производственной сферы может быть полностью обновлена и модернизирована. Их длительность будет во многом зависеть от того, насколько быстро и успешно могут быть созданы ВИМК.
В процессе модернизации отдельных производств может, естественно, возникнуть необходимость в государственной поддержке. Таким образом, инвестиционное машиностроение и обрабатывающая промышленность в целом смогут не только реализовать свой производственный потенциал, но и в перспективном периоде оказывать мощное влияние на развитие отечественной экономики.
Литература
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
2. Глазьев С.Ю. Экономика России: сегодня, завтра. М., 2004.
3. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Национальный институт развития. 2007.
4. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: цивилизационная динамика и процессы модернизации. М.: Наука, 2004.
5. Симчера В. Круглый стол на тему: Советский Союз: 20 лет спустя... Авторы реконструируют возможные последствия победы ГКЧП. Завтра, № 33 (926), 17 августа 2011.
6. Губанов С. Системный выбор России и уровень жизни // Экономист. 2011. № 11.
7. Промышленность России. Стат. Сб. М.: Росстат, 2006.
8. Корнев А.К. Потенциал роста производства и динамика относительных цен на продукцию отраслей промышленности // Проблемы прогнозирования. 2001. № 6.
9. Корнев А.К. Формирование стоимости машин и оборудования в экономике России. М.: МАКС Пресс, 2006.
10. Корнев А.К., Лавренов Н.А. Формирование инвестиций развития в посткризисный пер-иод // Проблемы прогнозирования. 2011. № 1.