УДК 316.354
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Н.И. Гаврилова1, М.В. Гузик2, Н.В. Сидорова3
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются производственные отношения на промышленных предприятиях г. Иркутска. На примере исследования на предприятиях тяжёлой, оборонной и лёгкой промышленности проанализированы особенности профессиональной этики и межличностные отношения внутри трудовых коллективов, изучено отношение работников предприятий к своей профессии и их восприятие престижности различных профессий в современном обществе. Сформулированы выводы и конкретные рекомендации по совершенствованию производственных отношений на исследованных предприятиях. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: производственные отношения; профессиональная этика; престиж профессии; межличностные отношения; социотип.
INDUSTRIAL RELATIONS IN LABOUR COLLECTIVES OF IRKUTSK REGION INDUSTRIAL ENTERPRISES:
SOCIAL STUDY RESULTS
N.I. Gavrilova, M.V. Guzik, N.V. Sidorova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article deals with industrial relations at industrial enterprises of Irkutsk. On the example of studies carried out at the enterprises of heavy, defense and light industries the authors analyze features of professional ethics and interpersonal relations within labour collectives, and examine the attitudes of employees to their profession and their perception of the prestige of different professions in the modern society. The conclusions and specific recommendations to improve industrial relations at the studied enterprises are formulated. 3 sources.
Key words: industrial relations; professional ethics; prestige of profession; interpersonal relations; sociotype.
В современной России модернизация, перевооружение промышленных предприятий и активизация инновационной составляющей в промышленности являются главными приоритетами государственной экономической политики. Эффективность промышленного производства во многом определяется потенциальными возможностями инновационного развития социальной и технической подсистем. Если в недавнем прошлом персонал промышленной организации рассматривался исключительно как техническая «обслуга», то теперь всё чаще поднимается вопрос о доминировании социальной составляющей в структуре промышленного предприятия. Именно человек является основной производительной силой, субъектом производства, благодаря которому обеспечивается жизнедеятельность предприятия, реализуются поставленные цели. Для эффективного развития промышленных предприятий в современной России в
условиях рыночной экономики и конкуренции существует необходимость в поисках оптимального баланса социальной и технической подсистем, что, в свою очередь, влечёт за собой появление промышленных предприятий нового типа, уже имеющихся в развитых странах.
Социальная подсистема, представляющая собой систему взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе ролевого взаимодействия субъектов производства, должна положительно влиять на формирование потенциала промышленного предприятия в целом, повышая эффективность его функционирования за счёт гармонизации взаимосвязей внутри системы. Но, как показывает исследовательская практика, региональные промышленные организации, функционирующие в современном российском обществе, ещё не готовы к значительным изменениям производственных отношений.
1 Гаврилова Наталья Игоревна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89027670291.
Gavrilova Natalia, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89027670291.
2Гузик Мария Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89027615321.
Guzik Maria, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89027615321.
3Сидорова Наталья Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89246048102, e-mail: [email protected]
Sidorova Natalia, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89246048102, e-mail: [email protected]
Изучению производственных отношений на предприятиях г. Иркутска были посвящены исследования Центра комплексных социологических исследований ИрГТУ. В процессе исследования авторами были рассмотрены такие аспекты производственных отношений на предприятии, как особенности реализации профессиональной этики и межличностные отношения внутри трудового коллектива. Также было изучено отношение работников предприятий к своей профессии и их восприятие престижности различных профессий в современном обществе.
Основные характеристики трудовых отношений на промышленных предприятий г. Иркутска исследовались с целью выявления их особенностей и определения возможных путей оптимизации трудового процесса. В качестве методов исследования использовались анкетирование, наблюдение, социометрический метод и соционика (методика определения психотипа).
Данное исследование носило пилотажный характер, выборочная совокупность респондентов составила 250 человек. В связи с пилотажной направленностью исследования было отобрано по одному типичному представителю каждой отрасли промышленности, представленной в г. Иркутске: тяжёлой, оборонной и лёгкой. Объём выборочной совокупности отразил основные характеристики генеральной совокупности.
Исследование составляющих социальной подсистемы предприятий было представлено в виде отдельных блоков, общих выводов и рекомендаций.
Важной составляющей комплексной оценки профессионального труда и его характера в современных условиях является профессиональный престиж, способствующий консолидации профессиональных групп, поддерживающий у их членов чувство собственной значительности. Показатели профессионального престижа тесно связаны с уровнем дохода, власти, образования.
Перед исследуемыми работниками предприятий была поставлена задача общего ранжирования профессий по уровню дохода и по степени уважения в обществе, а также определения места своей профессии среди других. Результаты шкалирования профессий по уровню дохода, в целом, оказались сопоставимы с результатами общероссийских исследований [1, 2]. Опрошенные сотрудники предприятий на первые места поставили профессии финансиста / банкира / экономиста; высоко оценили профессии юриста / судьи, чиновника / депутата и предпринимателя (по 10-балльной шкале - от 9,1 до 7 баллов). Профессия квалифицированного рабочего заняла 9 место из 19 предложенных. Ниже 5 баллов были оценены по степени доходности профессии менеджера и инженера; на последнее место респондентами была поставлена профессия неквалифицированного рабочего (3,1 балла из 10 возможных).
Шкалирование профессий по степени уважения, в отличие от ранжирования по уровню доходов, показало принципиально иную картину восприятия респондентами профессиональных статусов. На первые места были поставлены профессии фермера, квалифи-
цированного работника и строителя (диапазон - 8,37,7 баллов), на последних местах оказались профессии предпринимателя, милиционера, чиновника / депутата (4,8-2,1 балла). Следует подчеркнуть, что данные результаты выражают позицию респондентов, подавляющая часть которых являются «синими воротничками», квалифицированными рабочими. На первые места по степени уважения ими были поставлены профессии физического труда, в рамках которых результаты усилий и затрат видны в материальном воплощении, т.е. в некотором количестве машин, сборка которых выполнена бригадой квалифицированных рабочих, или нескольких тоннах пшеницы, собранных фермером, и т.д. Последние же места занимают профессии умственного труда: предприниматель, милиционер и чиновник, характер труда которых не позволяет «охватить взглядом» результат их деятельности, создавая «такое впечатление, что они ни за что получают зарплату» (по ответам респондентов).
Важно отметить наличие высокого балла оценки квалифицированными рабочими своей профессии, которую они считают не доходной, но уважаемой в обществе. При этом чётко прослеживается зависимость стажа работы и величины анализируемого показателя: чем большее количество лет респондент проработал на заводе, тем более высокую оценку по шкале престижа своей профессии он ставил. Таким образом, высокая оценка степени уважения профессии квалифицированного рабочего может быть рассмотрена как попытка в современных условиях поддержания у членов данной профессиональной группы идентификационных характеристик, чувства собственной значимости, как попытка определённой адаптационной стратегии к изменившейся внешней среде, своеобразного «способа выживания» в ней.
Для уточнения данных характеристик респондентам помимо общего шкалирования профессий было предложено оценить по баллам свою собственную профессию. Результаты зафиксировали значительное снижение параметров. Так, при построении общей шкалы престижа респонденты профессию «квалифицированный рабочий» считали более доходной, нежели свою профессию, хотя все они, как упоминалось выше, являются квалифицированными рабочими (5,8 и 3,1 баллов соответственно). Также по степени уважения в обществе в общей шкале престижа профессия «квалифицированный рабочий» оценивается более высоко, чем своя собственная профессия по параметру «уважение» (7 баллов и 5,4 балла соответственно). Таким образом, данные оценки степени уважения к профессии зафиксировали расхождение своеобразных показателей «желаемого» и «реального» статуса рассматриваемой профессии в современном обществе.
Отдельный блок вопросов анкеты был направлен на изучение профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учётом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие
принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); особое понимание долга и чести; особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.
На вопрос об основных принципах профессиональной этики, которыми руководствовались респонденты, наиболее распространённым был вариант ответа «ответственность», его выбрали 61,3% опрошенных, 14,2% респондентов выбрали «конфиденциальность», 10% - «компетентность». Вариант ответа «взаимоуважение» был выбран только работниками предприятия лёгкой промышленности, так ответили четверть опрошенных (25,8%).
Респонденты считают, что им в наибольшей степени, присущи такие качества, как ответственность (75,3%), взаимоуважение (34,1%), честность (19,7%), коммуникабельность (14,6%), образованность (14,4%). Никто из респондентов не выбрал качество «альтруистичность».
На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым соблюдение профессиональной этики?» - 63,7% опрошенных ответили утвердительно, 23% опрошенных выбрали вариант ответа «скорее да», только 3,4% опрошенных считают, что профессиональная этика совсем не нужна, 2,1% ответили «скорее нет», остальные затруднились с ответом.
Проведённое исследование показало, что только работники предприятия лёгкой промышленности считают, что в их организации соблюдается профессиональная этика (так ответили 25,8% респондентов этого предприятия), 46,7% опрошенных на всех предприятиях считают, что профессиональная этика соблюдается не всегда, 23,3% считают, что она чаще всего соблюдается. Затруднились с ответом 19,1% всех опрошенных, что может свидетельствовать об отсутствии представлений о профессиональной этике.
Отдельным аспектом проведённого исследования являлся анализ межличностных отношений в трудовом коллективе. Трудовой коллектив, представляющий собой специфическое социально-психологическое образование, наполнен системой межличностных отношений, проявляющихся в виде групповой активности. Если коллектив обладает цен-ностно-ориентационным единством, которое складывается в полезной совместной деятельности, то и профессиональные межличностные отношения членов коллектива будут упорядочены. В таких условиях люди, вовлечённые в процесс решения групповых задач, все свои внутренние проблемы ставят на второй план: в ходе активной работы почти не остаётся места для личных переживаний.
В ходе изучения межличностных отношений в коллективах предприятий были выделены следующие этапы исследования:
1. На первом этапе исследования осуществлялся сбор информации по проблеме межличностных отношений внутри коллектива. Были собраны данные с помощью социометрической методики и соционики.
2. На втором этапе данные были обработаны. По методике социометрии данные были закодированы и занесены в социоматрицу, просчитаны социометрические статусы членов группы, выделены социометрические микрогруппы, определена статусная иерархия в группе. По методике соционики были сгруппированы полученные социотипы членов трудового коллектива.
3. На третьем этапе были проанализированы взаимоотношения в коллективе и сопоставлены социотипы членов коллектива с характером их труда.
По полученным результатам исследования феномена межличностных отношений в коллективе предприятия тяжёлой промышленности в целом выявлено соответствие содержания должностей, занимаемых работниками, их социотипу. Выявленные социотипы по своим характеристикам предполагают формирование достаточно гармоничных взаимоотношений между членами трудового коллектива. Характер выполняемого труда удовлетворяет характеристики социотипа. Поскольку специфика производства ориентирована, прежде всего, на монотонный характер труда, то можно отметить адекватное соотношение требований производства к процессу и результатам трудовой деятельности и существующих личностных качеств и особенностей социотипов. Результаты социоматрицы характеризуются обезличенностью ответов, что может свидетельствовать о нивелированных отношениях в трудовых коллективах. Работники общаются только в рамках рабочего процесса и никаких отношений вне работы не поддерживают.
Подобная же картина по результатам исследования межличностных отношений складывается в коллективе предприятия оборонной промышленности. Для предприятия характерен монотонный, конвейерный тип труда, что может провоцировать эмоциональные конфликты, поэтому в качестве положительного момента в данном коллективе можно рассматривать незначительное количество этиков, склонных к конфликтам. В сфере деловых отношений ситуация складывается благоприятно. Преобладание представителей одного социотипа - логико-сенсорный интроверт (ЛСИ «Максим Горький» - «инспектор»), снижает риск возникновения конфликтных ситуаций и помогает достичь компромисса в случае их возникновения, поскольку представители данного социотипа не склонны к провоцированию конфликтных ситуаций, обладают склонностью всё планировать, анализировать, выполнять работу планомерно в срок, не склонны к неточностям.
Однако присутствие в коллективе члена с социо-типом интуитивно-этического экстраверта (ИЭЭ «Гек-сли» - «советчик») создаёт риск возникновения конфликтов с преобладающим в коллективе социотипом ЛСИ Максим, так как у них идёт несовпадение по деловым качествам. Возникновение ролевого конфликта возможно в результате несоответствия творческих характеристик социотипов ИЭЭ «Гексли» и сенсорно-
этического интроверта (СЭИ «Дюма» - «посредник») занимаемым должностям, требующим монотонного труда. Во избежание таких ситуаций взаимодействие данных социотипов необходимо минимизировать либо структурировать соответствующим образом. При сопоставлении социотипов членов коллектива с характером их труда было выявлено полное их соответствие, следовательно, характер выполняемого труда удовлетворяет характеристикам социотипа.
Исследование на предприятии лёгкой промышленности показало, что в коллективе преобладают экстраверты. Для такого типа производства это минус, так как экстраверт акцентируют своё внимание на всём происходящем вне его, что может мешать выполнению прямых обязанностей. На данном производстве в силу его специфики необходима концентрация внимания на выполнении своих должностных обязанностей, поэтому желательно преобладание логиков, которые, отодвигая эмоции на второй план, стремятся объяснить всё происходящее, выделить логику и закономерности в противовес эмоциональному типу. Были выявлены единичные ситуации, когда потенциал сотрудников выходил за рамки выполняемых ими трудовых обязанностей, так например, занимаемые должности подчинённых не соответствовали лидерским характеристикам их социотипов.
По результатам анализа данных исследования межличностных отношений в коллективах предприятий были разработаны рекомендации частного характера, касающиеся улучшения социально-психологического климата в коллективах и гармонизации характера труда с личностными особенностями сотрудников. Разработанные рекомендации базировались на анализе соотношения личностных характеристик по соционическому типу сотрудников предприятия с характером труда. Так, например, монотонный, конвейерный характер труда предполагает гармоничное соотношение с такими личностными качествами, как педантичность, размеренность, концентрация внимания.
В целом, результаты исследования свидетельствуют об отсутствии целенаправленной политики на
исследуемых предприятиях в области формирования организационной культуры и низкий уровень профессиональной этики. Как следствие вышеуказанных проблем на исследуемых промышленных предприятиях выявлена тенденция текучести кадров, прежде всего, молодых специалистов.
По результатам анализа полученных данных в отношении каждого типа предприятия были разработаны рекомендации по оптимизации основных характеристик производственных отношений на промышленных предприятиях.
Конвейерный тип производства, монотонность работы на предприятиях тяжёлой и оборонной промышленности формируют атмосферу эмоциональной напряжённости, для снятия которой представляется целесообразным (при наличии условий) создание механизмов временного переключения деятельности: производственная гимнастика, фоновая музыка, создание «уголков отдыха» с соответствующей технической и методической оснащённостью (использование в работе социально-психологических методик).
В отличие от двух других исследуемых предприятий, предприятие - представитель лёгкой промышленности, является более молодым (даже сам факт функционирования предприятия на сегодняшний день не известен многим жителям Иркутска). Поэтому необходимы создание его позитивного имиджа через систему современных коммуникаций и реализация политики предприятия, направленной на формирование положительного образа работника предприятия.
Для всех типов предприятий существует необходимость поддержания организационной культуры и организации внерабочего времени сотрудников предприятия. Усиление элементов управленческой деятельности будет способствовать повышению корпоративной ответственности и росту доверия к управленческому звену (для этого возможно проведение «круглых столов» с участием представителей всех профессиональных групп). В целях предотвращения текучести молодых кадров необходимо создание службы или подразделения социально-психологического профиля либо привлечение сторонних специалистов.
Библиографический список
1. Центр Юрия Левады: Профессии: престижные, доходные, опасные, криминальные (09.08.2005). Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2005080901.html;
2. Центр Юрия Левады: Россияне о самых выгодных профессиях (28.08.2009) Режим доступа:
http://www.levada.ru/press/2009082802.html 3. Корель Л.В., Комбаров В.Ю. Директора предприятий о государственной промышленной политике // Социальные исследования. 2010. № 11. С. 26-34.