Научная статья на тему 'Производственные инновации как объект оценки'

Производственные инновации как объект оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1116
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИЙ / РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / PRODUCTION INNOVATION / EVALUATION INNOVATION / THE RISKS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Юлия Владимировна, Пахновская Наталья Михайловна

Инновации рассматриваются с позиции возможности их обращения на рынке, заключения сделок с ними. Выделяются отдельно производственные инновации как охранноспособные. Анализируются методические аспекты оценки рыночной стоимости инноваций. Обосновывается нетрадиционный подход к определению потока выгод от внедрения инноваций. Приводятся выявленные по результатам исследования специфические риски инноваций, которые следует учитывать в ставке дисконтирования при их оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION INNOVATION AS AN OBJECT OF EVALUATION

Innovations are considered from the perspective of their market, making deals with them. Separated product innovation as Krasnopolye. Analysed methodological aspects of assessing the market value of the innovation. Justified non-traditional approach to the definition of the stream of benefits from innovation. Are revealed by the results of research on specific risks of innovation that should be considered in the discount rate when evaluated.

Текст научной работы на тему «Производственные инновации как объект оценки»

УДК 001.895.657.9

павлова Ю.В., пахновская н.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]

производственные инновации как объект оценки

Инновации рассматриваются с позиции возможности их обращения на рынке, заключения сделок с ними. Выделяются отдельно производственные инновации как охранноспособные. Анализируются методические аспекты оценки рыночной стоимости инноваций. обосновывается нетрадиционный подход к определению потока выгод от внедрения инноваций. Приводятся выявленные по результатам исследования специфические риски инноваций, которые следует учитывать в ставке дисконтирования при их оценке.

ключевые слова: инновации, производственные инновации, оценка инноваций, риски инновационной деятельности.

Сегодня термин «инновация» используется во многих областях деятельности человека: в образовании, здравоохранении, в управлении государственными и муниципальными структурами, в социальной или производственной сфере и других областях. Причем в большинстве случаев под этим термином в общем случае понимают внедрение новой идеи, приносящей экономический, социальный или иной (например, экологический) эффект. Учитывая широкий спектр сфер приложения инноваций и невозможность разработки универсального как терминологического аппарата, так и инструментария управления ими, следует выделить отдельно производственные инновации.

Под производственными инновациями будем понимать конечный результат научных исследований и разработок, эксперимента или опыта, являющийся воплощением интеллектуального труда человека, его творческих способностей, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса или улучшение бизнес-процесса, и нацеленный на увеличение стоимости бизнеса коммерческого предприятия.

Основными свойствами производственных инноваций являются:

- научно-техническая новизна;

- производственная применимость;

- коммерческая реализуемость [2].

Актуальность инноваций для бизнеса в

частности и развития экономики страны в целом обусловили необходимость не только качественной, но и количественной их оценки. Попытки разработать и применить различные инструменты и методы оценки предпринимают-

ся многими исследователями в области инноваций, но большинство из них может быть использовано лишь для внутреннего управления и повышения эффективности нововведений на предприятии. В то же время такие методики оценки неэффективны для принятия решения по коммерциализации новшеств по сравнению со стоимостной оценкой. Стоимостная оценка позволяет не только сравнивать различные инновации в одном измерителе, но и способствует развитию эффективного рынка инновационных разработок. Однако, не все инновации могут обращаться на этом рынке.

На сегодняшний день существует довольно обширная классификация инноваций, которую мы обобщили, оставив актуальные для данной статьи классификационные признаки, приведенные в таблице 1:

Из таблицы 1 видно, что инновации могут быть воплощены в виде идей в сфере снабжения, организации производства и управления кадрами, сбыта продукции и т.д. Такие новшества обычно представляют ценность для конкретного бизнеса или бизнеса, организуемого по франшизе. Но они слабо восприимчивы другими предприятиями по причине их специфичности, низкой потенциальной полезности, и слабой степени их коммерциализации. В противовес таким идеям являются инновации, воплощенные в таких объектах интеллектуальной собственности, как изобретения, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау и др. Такие инновации способны участвовать в коммерческом обороте и быть подвергнутыми стоимостной оценке.

С позиции Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федера-

ции» [1], объектами стоимостной оценки могут быть

- отдельные материальные объекты (вещи);

- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

- права требования, обязательства (долги);

- работы, услуги, информация;

- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Перечень потенциальных объектов оценки не является исчерпывающим, но он ограничивает возможность использования стоимостной оценки только лишь для инноваций, которые могут обращаться на рынке. К таковым относятся, прежде всего, объекты интеллектуальной собственности, на которые оформлены охранные документы (патенты и свидетельства), то

Таблица 1. Классификация инноваций

Классификационный признак Виды в рамках класса Содержание инновации

Степень новизны радикальные (базисные, прорывные) реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии

улучшающие (ординарные, дистинктивные) реализуют средние изобретения, ноу-хау, рационализаторские предложения

модификационные (инкрементальные, псевдоинновации) направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства

Объект применения продуктовые ориентированы на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих

технологические нацелены на создание и применение новой технологии

процессные ориентированы на создание и функционирование новых методов организации производства, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне

комплексные представляют собой сочетание различных инноваций

Масштабы применения отраслевые

межотраслевые

региональные

в рамках предприятия (локальные)

Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация стадия стратегического маркетинга

стадия НИОКР

организационно-технологическая стадия, подготовки производства

стадия производства

стадия сервиса производителя

Основа инновации, форма выражения Открытия, изобретения, патенты

Рационализаторские предложения, идеи

Ноу-хау

Товарные знаки, эмблемы, коммерческие обозначения

Описание новых методов управления, организации, структуры, технологий

есть разработки, относящиеся к промышленной собственности. Их перечень представлен в таблице 2.

Среди перечисленных объектов промышленной собственности не относятся к производственным инновациям средства индивидуализации, в том числе товарные знаки и знаки обслуживания, т.к. не обладают научно-технической новизной, в отличие, например, от изобретений.

В то же время к представленному перечню производственных инноваций можно добавить информацию в виде ноу-хау. В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам. Причем к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Законодательством предусмотрены

различные виды ноу-хау, которые в специальной литературе тоже принято относить к инновациям: организационные, технические, производственные, экономические и прочие. Из них к производственным инновациям считаем целесообразным отнести только лишь технические и производственные секреты производства.

На ноу-хау не требуется оформление охранных документов, но необходимо поддержание режима коммерческой тайны. В остальном технические и производственные секреты производства ничем не отличаются от объектов промышленной собственности. Многие хозяйствующие субъекты видят целесообразность использования объекта интеллектуальной собственности в виде ноу-хау по причине минимизации пошлин на патентование и поддержание патента в силе. Кроме того, патентная защита в нашей стране является довольно условной, т.к. бремя поиска нарушителя исключительных прав и введения санкций к нему лежит на самом правообладателе, а государство зачастую не предпринимает значимых действий в области защиты интеллектуальной собственности.

Основным правовым средством передачи и приобретения права на ноу - хау является договор о предоставлении ноу-хау, лицензионный

Таблица 2. Объекты промышленной собственности (ОПС)

Наименование ОПС Вид охранного документа Срок действия охранного документа, лет Ссылка на статью ГК РФ

Изобретение (И), в т.ч. - устройства; - способ; - вещество; - штамм микроорганизма; - культуры клеток растений и животных; - применение всех этих известных ранее изобретений по новому назначению. Патент 20 1363

Промышленный образец (ПО) Патент 151 1363

Полезная модель (ПМ) Свидетельство 102 1363

Селекционные достижения (СД) Патент 30-353 1424

Товарные знаки и знаки обслуживания (ТЗ и ЗО) Свидетельство 104 1491

1 Возможно однократное продление срока не более чем на 5 лет.

2 Возможно однократное продление срока не более чем на 3 года.

3 Тридцать пять лет действие патента составляет на сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных

пород, в том числе их подвоев.

4 Возможно неоднократное продление на 10 лет.

договор, в том числе договор коммерческой концессии (франчайзинг). Документальное подтверждение сделок с производственными и техническими ноу-хау позволяет отнести их к инновациям, подлежащим стоимостной оценке.

Итак, большинство результатов научных исследований и разработок, экспериментов, опытов полученных в процессе интеллектуального труда человека, которые принято называть инновациями, не оформленных надлежащим образом в виде объектов промышленной собственности или секретов производства, не могут быть объектами стоимостной оценки, как собственно и инновациями в строгом смысле этого слова, т.е. производственными инновациями. Такая структура инноваций наглядно продемонстрирована нами на рисунке 1.

Непроизводственные инновации, не подлежащие стоимостной оценке как самостоятельные объекты гражданского оборота, могут учитываться при оценке стоимости бизнеса и ценных бумаг, например, в виде гудвилла или комплекса неосязаемых активов, неучтенных в балансе предприятия.

Как было уже отмечено выше, целью внедрения производственных инноваций является достижение экономического эффекта, в перспективе обеспечивающего рост стоимости бизнеса. Проявление экономических выгод, обуславливающих рост стоимости бизнеса в результате внедрения инноваций в соответствии с их содержанием представлены на рисунке 2.

Оценка производственных инноваций должна строится преимущественно на основе методов доходного подхода, т.к. основной эффект от их использования - получение дохода или снижение риска. Причем в силу непостоянства и неординарности денежных потоков от их использования целесообразно использовать механизм дисконтирования потоков чистых выгод. Наиболее подходящими для цели оценки полных прав собственности на инновационные разработки являются методы выигрыша в себестоимости, преимущества в прибыли, дисконтирования денежного потока. Следует с осторожностью использовать метод освобождения от роялти, т.к. он позволяет оценить лишь право пользования и владения, т.е. лицензию.

При определении стоимости инноваций оценщики сталкиваются не столько с проблемой выбора методов оценки, сколько с вопросами корректного определения параметров модели оценки - денежного потока, ставки дисконтирования и периода получения денежных потоков от инновации.

Справедливость полученных результатов при определении стоимости инноваций указанными методами во многом зависит от корректного определения длительности прогнозного периода. В публикациях, посвященных инновациям, отсутствуют методы определения срока инноваций. И хотя данному вопросу посвящен ряд трудов отечественных экономистов [9,10,11], авторы, критикуя мнения своих оппонентов, сами не приходят

И

ПМ

ПО

СД

Рисунок 1. Структура инноваций

к выводу о том, в течение какого времени объект следует считать инновационным. С формальной точки зрения проще всего считать, что статус новшества сохраняется одно мгновение, после чего новшество превращается в простой продукт потребления и про него можно только говорить, что он лучше или хуже других аналогичных продуктов. Так, М.Я. Дворкина [9] считает, что срок жизни инновации определяется временем, за которое инновационная идея внедряется, и «еще год-два, пока инновация органически войдет в существующую технологию, организационную структуру или номенклатуру продукции, услуг». Однако, и после «привыкания» предприятия к инновации, она способна генерировать экономические выгоды, которые следует учитывать при ее оценке, поэтому этот срок, вероятно, должен быть больше, чем период «внедрения и привыкания».

Некоторые оценщики склоняются к мысли, что срок, учитываемый при определении стоимости нематериальных активов, к которым можно причислить и охранноспособ-ные инновации, должен определяться сроком действия охранного документа. Но, учитывая проблему условности патентной защиты, о которой говорилось выше, срок действия охранного документа представляется чрезмерно большим.

Так сколько же времени объект, идею, технологию, процесс можно считать инновационным? Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. Но это должен быть период, в течение которого инновации обеспечивают конкурентные преимущества предприятию, их внедрившему. А он равен периоду, заканчивающемуся в момент внедрения такого же «новшества» первым конкурентом. В век свободной информационной миграции период конкурентных преимуществ, обусловленных инновацией, очень короткий. Так, средняя продолжительность жизни инновационных продуктов в ХШ-Х1Х веках составлял век, в период с XIX век по 1940 гг. - десятилетия, с 1940 гг. по настоящее время - годы, а в настоящее время и ближайшее будущее этот срок сокращается до месяцев. Таким образом, срок жизни инновации должен определяться с особой щепетильностью в каждом конкретном случае.

Принцип, лежащий в основе определения конкурентных преимуществ от инновации, должен быть единым при выборе методов расчета параметров модели оценки этой инновации. Отсюда представляется очевидным, что и чистый денежный поток от инноваций должен определяться размером экономических выгод, получаемых в виде сокращения себестоимости или приросте выручки, в сравнении со средними значениями этих

Рисунок 2. Причины роста стоимости бизнеса, обусловленные производственными инновациями

показателей у конкурентов, а не со значениями этих показателей самого предприятия до внедрения инноваций. То есть, если инновации направлены на снижение себестоимости, то это должна быть разница между себестоимостью продукции предприятия, внедрившего инновации, и средней себестоимостью того же продукта у конкурентов. Аналогично следует считать поток чистых выгод, исходя из разницы между «новой» выручкой предприятия после внедрения инновации и средней «выручкой» конкурентов. В противном случае определяется не рыночная, а инвестиционная стоимость инноваций.

Дисконтирование чистых выгод должно осуществляться с учетом рисков, присущих оцениваемому объекту. Поскольку внедрение инноваций в производственную деятельность предприятия сопряжено с большим количеством специфических рисков, ставку дисконтирования многие оценщики совершенно справедливо предлагают определять методом кумулятивного построения. При этом выделяются следующие характерные для нематериальных активов, а, значит, и для инноваций, риски:

- технологический риск (обусловленный возможностью отказа, появления сбоев или поломки оборудования, особыми условиями эксплуатации, зависимостью от поставщиков сырья, оборудования, комплектующих);

- риск конкурентоспособности (обусловленный долей и емкостью рынка, степенью морального старения, наличием аналогичных продуктов, технологий, наличием и количеством конкурентов);

- риск диверсификации рынка (обусловленный ассортимент продукции, охватом разных сегментов рынка);

- риск возможности появления подделок или аналогов (обусловленный правовой защищенностью охранными документами, видом лицензии, утечкой секретной информации);

- риск прогнозируемости (обусловленный возможным отклонением ожидаемых результатов от фактических);

- риск качества управления (обусловленный слабой организацией процесса производства, отсутствием системы планирования).

Учитывая основные свойства производственных инноваций, данный перечень рисков нам представляется неполным. Мы предлагаем расширить этот перечень следующими рисками:

- риск коммерческой реализуемости (обусловленный отсутствием ожидаемой реакции потребителей на инновационный продукт);

- риск «сокращающейся» потребности (обусловленный стремлением потребителей к экономии, нежеланием платить за дополнительные преимущества);

- временной риск (обусловленный затягиванием этапа внедрения, и, следовательно, приводящий к сокращению периода получения «инновационных выгод»);

- юридический риск (обусловленный возможностью привлечения к ответственности другим лицом, ранее придумавшим, запатентовавшим и внедрившим в другом пространстве эту инновацию).

Определить количественно премии за риски, связанные с внедрением инноваций в деятельность хозяйственного общества, можно с помощью метода экспертных оценок или с использованием математических методов.

10.12.2014

Список литературы:

1. Федеральный Закон «Об оценочной деятельности» № 135-Ф3 от 26 июля 1998 г. (в редакции Федерального Закона от 21.07.2014 № 225 ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Барнева А. Ю. Инновации как экономическая категория // Инновации. 2007, - № 9, - стр. 62

3. Аблёзгова О. В. Коммерческое использование интеллектуальной собственности в России и зарубежных странах. - М.: Дашков и К°, 2006. - 300 с.

4. Некрасов Д. А. Оценка инноваций при развитии системы корпоративного управления инновациями // Актуальные вопросы экономических наук, 2012, - № 26, - с. 88-91

5. Бочаров С. В., Коршунов И. А. Использование метода экспертных оценок при определении инвестиционной привлекательности научно-технических инноваций. // Инновации, 2006, - № 3 (90), - с.97-98

6. Рейнгольд Е. Н. К вопросу о количественной оценке инноваций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011, - № 3, с.129-132.

7. Филобокова Л. Ю. Инновации и интеллектуальный потенциал в малом предпринимательстве: сущность, методические подходы к оценке // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2012, - № 38, - с.84-93

8. Лужанский Б. Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями. // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2009, - № 6 (93), - с. 45-56

Финансы, денежное обращение и кредит

9. Дворкина М. Я. Как долго длится инновация // Библиосфера, 2009. - №4. - С. 15 - 18.

10. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность [Текст] / С. В. Романченко // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 166 - 168.

11. Валдайцев С.В. Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы. Монография.-М.: Проспект, 2014.

Сведения об авторах:

Павлова Юлия Владимировна, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук

Пахновская Наталья Михайловна, доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета,

кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6101а, тел. (3532) 372476

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.