Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В.А., Маскина О.Г.

Введение. С увеличением потребности государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена меняются и требования к качеству подготовки педагога профессионального обучения, непосредственно отвечающего за результат образовательного процесса в системе профессионального образования. Учитывая интегративный характер деятельности педагога профессионального обучения, предполагающей освоение им в рамках профессионально-педагогического образования нескольких компонентов подготовки, особое внимание следует уделить производственному обучению, способствующему практическому освоению будущей предметной области педагога и непосредственно связанному с областью профессиональной деятельности будущих выпускников системы среднего профессионального образования. Цель. Определить возможные пути совершенствования производственного обучения как самостоятельного и полноценного компонента профессионально-педагогического образования, учитывающие его актуальные проблемы. Методы. Библиографический анализ научных публикаций, анализ нормативно-правовых актов, синтез полученной информации, использование индуктивного метода при изучении места производственного обучения в подготовке педагога профессионального обучения и формулировании выводов. Результаты и научная новизна. В контексте исследования конкретизированы понятия «производственное обучение» и «подготовка педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего)». Определено актуальное состояние теории и практики производственного обучения. Выявлены требования к подготовке будущего педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) и недостатки производственного обучения. Предложены возможные пути совершенствования производственного обучения как компонента профессионально-педагогического образования. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных организаций высшего образования при реализации программ подготовки педагогов профессионального обучения. Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики» (фундаментальное исследование, № 073- 00104-22-01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров В.А., Маскина О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TRAINING IN TEACHER TRAINING FOR THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION: STATE, PROBLEMS, PROSPECTS

Introduction. Taking into account the increasing need of the state for qualified workers and mid-level specialists, the requirements for the quality of training of a teacher of vocational education, who is directly responsible for the result of the educational process in the system of secondary vocational education, are also changing. Based on the integrative nature of the activity of a teacher of vocational education, which presupposes them mastering several components of training, special attention should be paid to industrial training. It can contribute to the practical development of the future subject area and is directly related to the field of professional activity of future graduates of secondary vocational education. Аim. To find possible ways to improve industrial training as an independent and fullfledged component of vocational pedagogical education, taking into account its current state and identified problems. Methods. Bibliographic analysis of scientific publications and the study of normative legal acts, synthesis of the information received, an inductive method for studying the place of industrial training in the preparation of a teacher of vocational training and the formulation of conclusions. Results and scientific novelty. The conducted research made it possible to concretise the concepts of “industrial training” and “training of a teacher of vocational education in the profession of a worker (position of an employee)”; to determine the essential characteristics and current state of industrial training; to provide a description of the requirements for the training of a teacher of vocational education in the profession of a worker (position of an employee), taking into account the existing deficits in their industrial training. Potential ways of improvement of industrial training as a part of training of a teacher of vocational and pedagogical education were developed. Practical significance. The results of the study can be used in the practice of educational institutions of higher education in the implementation of training programmes for teachers of vocational education. Funding. The research was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation “Theory and Methodology of the Formation of a Content Update System in the Framework of Teacher Training in the Conditions of Transformation of the Russian Economy” (fundamental research, No. 073- 00104-22-01).

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

https://doi.Org/10.52944/P0RT.2022.51.4.009 Научная статья

•3

OPEN (о ACCESS

Производственное обучение в подготовке педагога для системы профессионального образования: состояние, проблемы, перспективы

В. А. Федоров1 О. Г. Маскина1

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Российская Федерация и fedorov1950@gmail.com

Аннотация

Введение. С увеличением потребности государства в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена меняются и требования к качеству подготовки педагога профессионального обучения, непосредственно отвечающего за результат образовательного процесса в системе профессионального образования. Учитывая интегративный характер деятельности педагога профессионального обучения, предполагающей освоение им в рамках профессионально-педагогического образования нескольких компонентов подготовки, особое внимание следует уделить производственному обучению, способствующему практическому освоению будущей предметной области педагога и непосредственно связанному с областью профессиональной деятельности будущих выпускников системы среднего профессионального образования.

Цель. Определить возможные пути совершенствования производственного обучения как самостоятельного и полноценного компонента профессионально-педагогического образования, учитывающие его актуальные проблемы. Методы. Библиографический анализ научных публикаций, анализ нормативно-правовых актов, синтез полученной информации, использование индуктивного метода при изучении места производственного обучения в подготовке педагога профессионального обучения и формулировании выводов.

Результаты и научная новизна. В контексте исследования конкретизированы понятия «производственное обучение» и «подготовка педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего)». Определено актуальное состояние теории и практики производственного обучения. Выявлены требования к подготовке будущего педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) и недостатки производственного обучения. Предложены возможные пути совершенствования производственного обучения как компонента профессионально-педагогического образования. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных организаций высшего образования при реализации программ подготовки педагогов профессионального обучения. Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Теория и методология формирования системы обновления содержания в рамках подготовки педагогических кадров в условиях трансформации российской экономики» (фундаментальное исследование, № 07300104-22-01).

© Федоров В. А., Маскина О. Г., 2022

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, производственное обучение, подготовка по рабочей профессии, результаты обучения, профессиональный стандарт

Для цитирования: Федоров В. А., Маскина О. Г. Производственное обучение в подготовке педагога для системы профессионального образования: состояние, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 4. С. 32-53. https://doi.Org/10.52944/PORT.2022.51.4.009

Статья поступила в редакцию 2 ноября 2022 г.; поступила после рецензирования 9 ноября 2022 г.; принята к публикации 10 ноября 2022 г.

Industrial training in teacher training for the system of vocational education: State, problems, prospects

Vladimir A. Fedorov1 x, Olga G. Maskina1

Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

K fedorov1950@gmail.com

Abstract

Introduction. Taking into account the increasing need of the state for qualified workers and mid-level specialists, the requirements for the quality of training of a teacher of vocational education, who is directly responsible for the result of the educational process in the system of secondary vocational education, are also changing. Based on the integrative nature of the activity of a teacher of vocational education, which presupposes them mastering several components of training, special attention should be paid to industrial training. It can contribute to the practical development of the future subject area and is directly related to the field of professional activity of future graduates of secondary vocational education.

Аim. To find possible ways to improve industrial training as an independent and full-fledged component of vocational pedagogical education, taking into account its current state and identified problems.

Methods. Bibliographic analysis of scientific publications and the study of normative legal acts, synthesis of the information received, an inductive method for studying the place of industrial training in the preparation of a teacher of vocational training and the formulation of conclusions.

Results and scientific novelty. The conducted research made it possible to concretise the concepts of "industrial training" and "training of a teacher of vocational education in the profession of a worker (position of an employee)"; to determine the essential characteristics and current state of industrial training; to provide a description of the requirements for the training of a teacher of vocational education in the profession of a worker (position of an employee), taking into account the existing deficits in their industrial training. Potential ways of improvement of industrial training as a part of training of a teacher of vocational and pedagogical education were developed.

Practical significance. The results of the study can be used in the practice of educational institutions of higher education in the implementation of training programmes for teachers of vocational education.

Funding. The research was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation "Theory and Methodology of the Formation of a Content Update System in the Framework of Teacher Training in the Conditions of Transformation of the Russian Economy" (fundamental research, No. 07300104-22-01).

Keywords: vocational and pedagogical education, teacher of vocational training, industrial training, training of workers, learning outcomes, professional standard

For citation: Fedorov, V. A., & Maskina, O. G. (2022). Industrial training in teacher training for the system of vocational education: State, problems, prospects. Vocational Education and Labour Market, 10(4), 32-53. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.51.4.009

Received November 2, 2022; November 7. 2022; November 10, 2022.

Введение

В условиях современного рынка труда и его изменяющихся требований государство и потенциальные работодатели заинтересованы в получении специалистов, готовых к реальной практической деятельности. Таких специалистов готовит система среднего профессионального образования (далее - СПО), являясь основным поставщиком рабочих кадров и специалистов среднего звена.

При этом надо понимать, что подготовка в системе СПО представляет собой процесс, предполагающий интеграцию образовательных и производственных технологий, в условиях которого рабочих и специалистов среднего звена необходимо обучить профессии или специальности до уровня, удовлетворяющего требование работодателя. Выполнение такого требования предполагает создание в рамках образовательного процесса условий, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся, для реализации которых необходим педагог профессионального обучения. Такому педагогу необходимо владеть отраслевыми, педагогическими, психологическими, производственными знаниями, умениями, навыками и быть способным применять их для формирования у обучающихся СПО универсальных, обще- и профессиональных компетенций. В России для подготовки таких педагогов создана система профессионально-педагогического образования (далее - ППО) (Федоров и др., 2022; Бе^гоу, Тге1уакоуа, 2017).

Подготовка педагога профессионального обучения носит интегратив-ный характер и включает отраслевой, психолого-педагогический компоненты и производственное обучение (подготовка по профессии рабочего, должности служащего). Такое сочетание определено характером и содержанием его будущей профессионально-педагогической деятельности, результатом которой являются подготовленные квалифицированные кадры для различных народно-хозяйственных отраслей. Первый компонент - отраслевой - обеспечивает знания в предметных областях

общепрофессиональных и специальных дисциплин образовательных программ СПО. Второй - психолого-педагогический - владение умениями и навыками разработки и реализации содержания, методик и технологий профессионального образования, составляющими сущностную характеристику деятельности педагога профессионального обучения. Особую миссию в профессионально-педагогическом образовании выполняет третий его компонент - производственное обучение, в рамках которого будущий выпускник приобретает профессию рабочего или служащего (в соответствии с отраслевой разновидностью реализуемой образовательной программы ППО).

Данный компонент подготовки педагога профессионального обучения, реализующий принцип деятельностной направленности ППО (Леднев, 1991), способствует более глубокому погружению в предметную область соответствующей отрасли, причем в продуктивную (практическую) ее часть. Здесь будущий педагог осваивает не только теоретические основы изучаемой рабочей профессии (должности служащего), ее тонкости, но и овладевает ею практически, что, безусловно, важно для качества и эффективности его будущей деятельности. При этом желательно, чтобы уровень его квалификации был выше, чем у будущих выпускников организаций СПО.

Понимая высокую значимость производственного обучения в целостной системе подготовки педагогов профессионального обучения, следует признать наличие в образовательной практике ППО связанных с его реализацией проблем, разрешение которых невозможно без научного осмысления столь важного компонента профессионально-педагогического образования. Данные проблемы обусловлены, прежде всего, развивающимися техникой и технологиями на реальном производстве, изменяющимися социально-педагогическими условиями - переходами на новые поколения ФГОС ВО и СПО, сокращением сроков обучения до 4-х лет (бакалавриат), изменениями профессиональных стандартов и другими проблемами, влияющими на требования к образовательным программам ППО и условиям их реализации. Необходимость исследования производственного обучения в изменяющихся условиях ППО вызвана также бипрофессиональным (педагогическим и производственно-технологическим) характером подготовки педагога профессионального обучения. Такие исследования позволят определить не только направления его развития, но и пути адаптации отраслевых технико-технологических и педагогических инноваций к реальной образовательной практике.

Таким образом, цель статьи - определить возможные пути совершенствования производственного обучения как самостоятельного и полноценного компонента профессионально-педагогического образования, учитывающие его актуальные проблемы.

Цель статьи определила и исследовательские вопросы, касающиеся:

1) уточнения понятий «производственное обучение» и «подготовка педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего)»;

2) оценки состояния теории и практики производственного обучения в ППО;

3) описания требований к подготовке педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) в рамках производственного обучения;

4) выявления противоречий в подготовке педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) в рамках производственного обучения;

5) определения возможных путей совершенствования производственного обучения в профессионально-педагогическом образовании.

В исследовании введено ограничение-, оно проведено в рамках образовательной программы подготовки педагогов профессионального обучения по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (профиль экономика и управление).

Обзор литературы

Производственное обучение будущего педагога профессионального обучения рассматривалось исследователями с разных точек зрения и с разной степенью глубины.

Часть работ описывает возможности совершенствования подготовки действующих педагогов профессионального обучения внутри организации СПО, используя ее ресурсы и условия, путем повышения их профессиональной компетентности через прохождение программ дополнительного образования (Бобина, 2015), применение современных организационных форм методической работы, методов и технологий развития, самообразовательной деятельности преподавателей профессиональных дисциплин системы СПО (Мустафаева, 2019), через формирование практико-ориен-тированных умений мастеров производственного обучения в практике дополнительного профессионального образования (Коцуба, 2021).

В других исследованиях внимание уделено профессиональной компетентности или формированию профессиональных компетенций будущего педагога профессионального обучения. Можно назвать работы о моделировании компетентностно-ориентированной экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения (Кузовен-ко, 2012), о формировании компетенций через учебно-профессиональный тренинг (Ушатова, 2012) и с помощью блочно-модульной системы организации образовательного процесса при поддержке интерактивных форм и средств обучения (Гаврилова, 2016), о приобретении профильно-специализированных компетенций (Башкова, 2016).

Ряд исследователей рассматривали только отраслевую подготовку педагога профессионального обучения (Зырянова, 2010). Однако отраслевая подготовка хоть и является достаточно близкой производственному обучению, но все-таки представляет собой самостоятельный блок (соответствующий высшему отраслевому образованию) и не может в достаточной степени охватить все особенности производственного обучения (относящегося к среднему профессиональному образованию). И лишь немногие работы посвящены непосредственно подготовке педагога профессионального обучения по рабочей профессии, непосредственно связанной с производственным обучением в ППО.

Так, в работе Н. Н. Ульяшиной (2010) подробно изложены особенности процесса подготовки студентов профессионально-педагогического вуза, включая производственное обучение, результатом которого является сформированная компетенция по рабочей профессии; разработаны структурно-содержательная модель формирования компетенции по рабочей профессии студентов и учебно-производственная среда, максимально приближенная к реальной производственной деятельности, позволяющая реализовать данную модель. Автор сводит понятие компетенции по рабочей профессии к «совокупности интегративных профессиональных знаний, умений, владений, качеств, свойств и состояний личности, обусловливающих готовность к самостоятельному выполнению трудовых действий и приемов по рабочей профессии, связанных с учебно-производственной деятельностью» (Ульяшина, 2010); теоретически обосновывает «возможность формирования этой компетенции у студентов профессионально-педагогического вуза», в основе которой лежит «способность использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения по рабочей профессии ... выполнять работы второго и третьего квалификационного уровня», а также «готовность к производительному труду . повышению производительности труда и качества продукции . организации и обслуживанию рабочего места» и готовность «к повышению квалификационного уровня компетенции рабочего (специалиста)» (Там же).

А. С. Кривоногова, автор диссертационного исследования, посвященного формированию мотивации студентов к профессионально-педагогической деятельности, замечает, что подготовка по рабочей профессии в начальный период обучения - одна из основ ППО (Кривоногова, 2013). «Обучение рабочей профессии» ею определяется «. как процесс формирования профессиональных компетенций, позволяющих самостоятельно выполнять трудовые операции конкретной рабочей профессии, овладевать современными отраслевыми технологиями, разрешать производственно-технические задачи» (Там же).

Несмотря достаточное количество работ, с разной степенью глубины исследующих отдельные компоненты подготовки педагога профессионального обучения, большинство из них имеет лишь косвенное отношение к производственному обучению либо утратили свою актуальность.

Методы

В работе использованы такие методы исследования как теоретический анализ научной литературы по теме исследования, ретроспективный анализ становления и развития производственного обучения в системе ППО, изучение нормативно-правовых актов, касающихся производственного обучения, синтез полученной информации, индуктивный метод в изучении места производственного обучения в подготовке педагога профессионального обучения и формулировании выводов.

Методологическую основу исследования составили системный, компе-тентностный и деятельностный подходы, позволившие определить основные компоненты системы подготовки педагога профессионального

обучения, установить место и значимость производственного обучения в этой системе, а также влияние производственного обучения на качество обучения и результаты профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Результаты и обсуждение

«Производственное обучение» и «Подготовка по профессии рабочего (должности служащего)»: уточнение понятий

Определением понятия «производственное обучение» занимаются давно. Многие авторы приводят свое толкование этого термина, адаптируя его к актуальным условиям образовательного процесса. Все проанализированные определения можно отнести к шести типам - на основании того, какие характеристики «производственного обучения» выделяются в качестве ведущих.

Итак, производственное обучение - это:

- самостоятельная часть образовательного процесса, самостоятельный компонент ППО («самостоятельная особая часть общего учебного процесса со своим специфическим целеполаганием, содержанием, логикой, со своими принципами, специфическими формами, методами, педагогическими средствами осуществления» (Скакун, 2009); «одна из ведущих педагогических категорий профессионального образования» (Оси-пова, Ульяшина, 2012));

- специально организованный процесс, имеющий свои закономерности («сложный познавательный и трудовой процесс, характеризующийся как общими, так и специфическими закономерностями» (Беляева,1991); «объективное единство целей, содержания, форм, методов и дидактических средств профессиональной подготовки» (Проблемы методики..., 1985); «система дидактически переработанных трудовых процессов» (Кругликов, 2007));

- процесс, соответствующий профилю подготовки педагога профессионального обучения («процесс, направленный на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующих современному уровню технологии производства» (Кривоногова, 2013); «процесс, направленный на овладение последними профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к профессиональной компетентности» (Батышев, 1988); процесс, неразрывно связанный «с системой общепрофессиональных, политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков» (Осипова, Ульяшина, 2012));

- процесс, осуществляемый в производственных или приближенных к ним условиях («.реализуемых в процессе производительного труда в лабораториях, учебных мастерских, производственных цехах, на участках предприятий» (Осипова, Ульяшина, 2012); «Подготовка по специальности в условиях максимально возможного приближения к реальной обстановке соответствующего производства; обучение в реальных условиях производства» (Кругликов, 2007));

- процесс под руководством педагога или мастера производственного обучения («.процесс совместной деятельности педагога профессионального обучения и учащихся» (Батышев,1988); «.под руководством педагога, мастера профессионального обучения» (Беляева, 1991); «... объективное единство целей, содержания, форм, методов и дидактических средств профессиональной подготовки, которое при руководящей роли преподавателя» (Проблемы методики., 1985); «.особая роль в учебном заведении принадлежит мастерам производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся» (Скакун, 2009));

- процесс, завершающийся освоением элементов профессиональной деятельности («.обеспечивает последовательное овладение обучающимися рабочими приемами, комплексами трудовых операций и видами работ, характерных для данной профессии» (Проблемы методики., 1985); «.освоение которых обеспечивает овладение обучающимся практическими знаниями, умениями и навыками в рамках определенной профессии и квалификации» (Кругликов, 2007); «.дидактически расчлененное и упорядоченное воспроизведение отдельных функциональных компонентов профессиональной деятельности рабочего с целью их сознательного и прочного освоения обучающимися» (Тамарин, 1988); «.процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии (специальности)» (Скакун, 2009); «.студенты осваивают систему способов деятельности, развивающих их практическое мышление, совершенствующих разносторонние способности и профессионально важные личностные качества» (Беля-ева,1991); «Производственное обучение ставит задачей подготовку учащихся к непосредственному осуществлению определенных трудовых процессов» (Кругликов, 2007); «Цель производственного обучения - вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическими знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством» (Жиделев, 1977).

Принимая во внимание современные тенденции развития профессионального образования и результаты проведенных упомянутыми выше авторами исследований, предлагаем следующее определение предмета нашего исследования. Производственное обучение - это самостоятельная, специально организованная и методически выстроенная часть образовательного процесса, являющаяся полноценным компонентом ППО, подразумевающая воспроизводство элементов профессиональной деятельности, соответствующих профилю подготовки будущих выпускников, экономической ситуации и требованиям рынка труда, под руководством педагога в реальных производственных условиях или условиях, приближенных к таковым, с целью сознательного и глубокого освоения обучающимися этих элементов и приобретения опыта самостоятельной деятельности.

Более узкое понятие - подготовка по профессии рабочего (должности служащего) в рамках производственного обучения - по сути своей тождественно производственному обучению с той лишь разницей, что зави-

сит от отраслевой разновидности программы, по которой осуществляется подготовка педагога профессионального обучения (подразумевая уже освоение знаний, умений и владений по конкретной рабочей профессии (должности служащего)), и завершается аттестационным мероприятием - например, демонстрационным экзаменом.

Уточнение данных понятий важно для дальнейшего их использования в рамках настоящего исследования с целью более точного понимания сути состояния производственного обучения и направлений его развития в настоящее время.

Состояние теории и практики производственного обучения в ППО

Особенности подготовки по профессии рабочего (должности служащего) в рамках производственного обучения можно проследить по развитию ППО и федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).

На первых этапах становления и развития ППО с 1920 по 1992 гг. приоритетным компонентом в процессе обучения педагога профессионального обучения являлась психолого-педагогическая подготовка. При этом производственное обучение было заложено в систему подготовки по умолчанию. В отсутствии единого документа, включающего требования к подготовке специалистов с высшим образованием, содержание подготовки по одним и тем же специальностям в разных вузах обеспечивалось типовыми учебными планами и квалификационными характеристиками (Бе^гоу, Тге1уакоуа, 2017).

Само понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 г. в ст. 7 Закона РФ «Об образовании»1. И только на пятом этапе развития ППО (1993-2011 гг.), когда были разработаны временные образовательные стандарты, производственное обучение начинает приобретать нормативный статус компонента подготовки педагога профессионального обучения (Там же). При этом до 2000 года применялся единый государственный стандарт ВПО (030500 - Профессиональное обучение), который являлся единым для большого перечня специализаций. Он в общих чертах описывал будущую профессиональную деятельность педагога профессионального обучения, не делая акцент на его подготовке по рабочей профессии, указывая лишь то, что специалист по итогам обучения «.знает технику и технологию отрасли, тенденции и перспективы ее развития, разновидности производства, свойства и назначение используемых материалов, принципы конструирования характерных для отрасли объектов и систем»2.

Однако в 2000 году вводятся государственные образовательные стандарты (ГОС) первого, а затем второго (с 2005 года) поколения, ориентированные на формирование у студентов знаний, умений и навыков. Данные ГОС ВПО учитывали специфику ППО как самостоятельного вида

1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://pravo.gov.ш/proxy/¡ps/?docbody=&nd=1021627^5&ysc[¡d=laa qnac[nj3Ш2820

2 ГОС ВПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 - Профессиональное обучение (третий уровень высшего профессионального образования) от 31.12.1996. https://fgosvo.ru/arch¡vegosvpo/¡ndex/2?parent=181&edutype=3

образования и особо оговаривали обязательное производственно-технологическое обучение (обучение по рабочей профессии). В требованиях к уровню подготовки выпускника отмечалось, что он должен владеть рабочей профессией (специальностью) соответствующего профиля. Стандартом предусматривались практики: квалификационная по рабочей профессии, технологическая, педагогическая и преддипломная1.

Стандарты третьего поколения - федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2009) ориентированы уже на подготовку бакалавров. Важным изменением являлось существенное сокращение срока обучения -с 5 до 4 лет, что, в свою очередь, потребовало значительного пересмотра содержания образовательных программ и учебных планов. При этом бакалавр по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) по-прежнему готовился, в числе прочих видов профессиональной деятельности, к обучению по рабочей профессии. Кроме того, среди профессиональных компетенций имелась особая компетенция ПК-32, относящаяся к обучению по рабочей профессии, - способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня. Здесь же, помимо прочего перечня практических занятий и лабораторных практикумов, оговаривалось, что ООП бакалавриата вуза должна включать и практикум по рабочей профессии2.

Дальнейшая эволюция производственного обучения продолжилась в 2015 году в условиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3+). Дублируя виды профессиональной деятельности выпускника (включая обучение по рабочей профессии) и так же подробно их описывая, стандарт несколько меняет названия практик и относит их к вариативной части учебного плана. Относительно рабочей профессии требования остаются прежними: «.определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов; использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии; формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня; организация производительного труда обучаемых»3.

Современная версия ФГОС ВО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 2018 года (ФГОС ВО 3++) такой детализации в части профессиональных компетенций лишена. Более того, здесь уже нет указания на виды профессиональной деятельности, отмечены только задачи следующих типов: педагогический; проектный; методический; организационно-управленческий; культурно-просветительский; сопровождения. Ограничившись только разнообразными видами производственных практик, в документе также удалили и всякое упоминание о рабочей

1 ГОС ВПО. Специальность 030500.18 - Профессиональное обучение (экономика и управление) от 27.03. 2000. ЬИрБ:// 1дозуо.ш/агс1№едозуро/Ыех/5?рагеп1=730^и1уре=6

2 ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») от 22.12. 2009 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975). https://fgosvo.rU/fgosvpo/index/1/5

3 ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень высшего образования бакалавриат) от 01.10. 2015. https://fgosvo.rU/fgosvo/index/4/94

профессии. В целом в этой версии ФГОС в контексте исследования интерес представляют следующие важные моменты:

1. Области и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность. В частности, для данного ФГОС такая область - 01 Образование и наука (в сфере профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования), но с оговоркой, что «выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника».

2. Требования к результатам освоения программы бакалавриата в части универсальных и общепрофессиональных компетенций описаны детально, а по поводу профессиональных компетенций сказано следующее: «Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии)»1, иными словами, организация свободна в выборе дисциплин и модулей для включения их в учебный план.

3. Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)2.

Несмотря на то что обучение по профессии рабочего (служащего) перестало фигурировать в последнем ФГОС, необходимость в нем по-прежнему остается. Она обусловлена не только и не столько нормативной документацией, сколько содержанием и спецификой самой профессионально-педагогической деятельности, подразумевающей, что квалификация преподавателя по профессии или специальности среднего профессионального образования превышает планируемый уровень квалификации выпускников образовательных организаций СПО.

Данный вывод находит подтверждение в основных положениях теории содержания образования В. С. Леднева (1991) и теории содержания ППО П. Ф. Кубрушко (2001) в части влияния на содержание образования двух детерминант - структуры деятельности и структуры объекта изучения: в качестве деятельностной детерминанты выступает структура профессиональной деятельности педагога профессионального обучения; в качестве объекта изучения - отрасль его деятельности, соответствующая профилю подготовки по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение.

Проведенная оценка состояния теории и практики производственного обучения в ППО позволила проследить развитие и установить текущее

1 Там же.

2 ФГОС ВО образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) от 22.02.2018 (с изм. и доп. 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.). https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94

состояние производственного обучения, отраженное в основополагающих нормативных документах, что послужило основой для выявления требований к подготовке педагога профессионального обучения.

Требования к подготовке педагога профессионального обучения в рамках производственного обучения

Для более точного определения требований к подготовке педагога профессионального обучения в рамках производственного обучения проведен анализ следующих документов:

1) ФГОС ВО 3++ 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям);

2) ФГОС СПО группы 38.00.00 Экономика и управление для 7 специальностей;

3) профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования»;

4) стандарты Ворлдскиллс (Россия), описывающие компетенции (профессии) Я 41 Яи Бухгалтерский учет, Я 11 ШБЕ Предпринимательство, Т 78 Яи Финансы, Т 48 Яи Банковское дело.

При формировании ФГОС требования работодателей носят общий характер. Основным же документом, детализирующим требования к педагогу профессионального обучения со стороны работодателя, является соответствующий опубликованный проект профессионального стандарта - «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 2021 года1. Этот документ описывает ожидания со стороны работодателя, указывая на необходимость получения преподавателем СПО опыта в области той профессиональной деятельности, которой он обучает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в нем отмечено, что в ходе организации учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения СПО преподаватель должен «руководить практической подготовкой и подготовкой к демонстрационному экзамену, при этом умея выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»2.

Как видим, проект профессионального стандарта в той или иной степени заявляет о том, что педагог профессионального обучения должен владеть не только теорией, но и практикой подготовки обучаемых. А для этого он должен владеть практическими умениями по специфике отрасли минимум на уровень выше, чем его студенты.

Более подробное сопоставление требований проекта профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и результатов подготовки выпускников в соответствии с ФГОС 3++ 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) представлено в таблице.

1 Проект профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 07.09.2021. https://firo.ranepa.ru/fiies/ docsffl7.09.21 SPO/Profstandart Pedagog POO.pdf

2 Там же.

Под степенью соответствия понимаем следующее:

- «нет соответствия» - отсутствие описания результата подготовки выпускника во ФГОС ВО 3++, отвечающего прямому требованию профессионального стандарта;

- «частичное соответствие» - наличие в ФГОС ВО 3++ описания результата подготовки выпускника, частично (не полностью) соответствующего требованию профессионального стандарта;

- «потенциальное соответствие» - подразумевает некоторую свободу образовательной организации в обеспечении соответствия требованиям профессионального стандарта и наполнении содержания производственного обучения.

Несмотря на достаточно четкие и подробные требования со стороны проекта профессионального стандарта, ФГОС ВО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) не может явно ответить полным соответствием в части производственной подготовки выпускника. Производственное обучение как особый вид деятельности, дисциплина и соответствующие ей компетенции не описаны в последней версии стандарта. Право самостоятельно определять формы производственного обучения предоставлено университетам.

Педагог профессионального обучения обеспечивает подготовку специалистов среднего звена в общепрофессиональном и профессиональном циклах. В настоящее время дисциплины общепрофессионального цикла СПО в большинстве своем соответствуют дисциплинам, осваиваемым в рамках учебного плана для направления 44.03.04 Профессиональное обучение. Профессиональный же цикл СПО содержит модули, формирующиеся в соответствии с основными видами деятельности выпускника, а также учебные и производственные практики, что в совокупности предполагает узкоспециализированное, практико-на-правленное обучение.

В свою очередь учебный план для направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Экономика и управление»1, не содержит, да и не в состоянии содержать дисциплины, подобные содержащимся в профессиональных модулях СПО, поскольку последние характеризуются не только своей узкой направленностью, но и отличаются для всех 7 специальностей СПО группы 38.00.00.

Помимо этого, важно учитывать еще один важный аспект ФГОС СПО - к основным видам деятельности выпускника СПО относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих. Например, для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - это кассир; 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) -агент страховой; 38.02.04 Коммерция (по отраслям) - агент коммерческий, кассир торгового зала, контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров и т. д.

Отмеченные обстоятельства подчеркивают потребность системы СПО в педагогах профессионального обучения, имеющих производственную подготовку по профессии рабочего (служащего).

1 Как было сказано выше, авторы ограничиваются направлением 38.00.00 Экономика и управление, которое включает 7 специальностей.

Сопоставление требований проекта профстандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и результатов подготовки выпускников по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

согласно ФГОС 3++

Comparison of the requirements of the professional standard "Teacher of vocational training, secondary vocational education and additional vocational education" and the results of the training of graduates in the direction 44.03.04 Vocational training (by industry)

Требования профессионального стандарта

Рекомендуется прохождение стажировки в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися

(другие характеристики для обобщенной трудовой функции А)

Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе практической подготовкой и подготовкой к демонстрационному экзамену, подготовкой выпускной квалификационной работы (если предусмотрена) (трудовые действия для трудовой функции А/01.6)

Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (необходимые умения для трудовой функции А/01.6)

Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации, в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с использованием дистанционных технологий, цифровых сред (трудовые действия для трудовой функции А/02.6)

Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы (особые условия допуска к работе для обобщенной трудовой функции В)

Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися на учебной и производственной практике (в процессе практической подготовки): решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций (необходимые умения для трудовой функции В/01.6)

Результаты подготовки выпускника согласно ФГОС

Нет упоминания

В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический; проектный; методический; организационно-управленческий; культурно-просветительский; сопровождения (Общие положения п.1.12)

Типы производственной практики: педагогическая; технологическая (проек-тно-технологическая); эксплуатационная; профессионально-квалификационная; научно-исследовательская работа (Требования к структуре программы п.2.4)

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (Требования к результатам освоения программы п.3.3)

Нет упоминания

Типы производственной практики: педагогическая; технологическая (проектно-техноло-гическая)

эксплуатационная; профессионально-квалификационная; научно-исследовательская работа

(Требования к структуре программы п.2.4)

Степень соответствия документов

Нет соответствия

Частичное соответствие

Потенциальное соответствие

Частичное соответствие

Нет соответствия

Потенциальное соответствие

Необходимость подготовки по профессии рабочего (служащего) подтверждает и требование о подготовке и проведении демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс (далее - ШББ) в образовательных организациях СПО. Оно зафиксировано в Национальном проекте «Образование» и распространяется не только на выпускников и действующих педагогов системы СПО, но и на будущих педагогов профессионального обучения. Еще в процессе своей подготовки они должны освоить процедуру и особенности проведения демонстрационного экзамена, поскольку о последнем упоминают и ФГОС СПО группы 38.00.00 Экономика и управление: «Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена» 1.

В нашем случае для педагога профессионального обучения в области экономики и управления значимыми являются четыре компетенции ШББ- Т 48 Яи Банковское дело; Я 41 Яи Бухгалтерский учет; Я 11 ШБЕ Предпринимательство; Т 78 Яи Финансы.

Каждая из компетенций соотносится со следующими стандартами (ФГОС СПО) группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление:

• Т 48 Яи Банковское дело - 38.02.07 Банковское дело;

• Я 41 Яи Бухгалтерский учет - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет;

• Я 11 ШБЕ Предпринимательство - 38.02.02 Страховое дело, 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 38.02.04 Коммерция, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 38.02.06 Финансы;

• Т 78 Яи Финансы - 38.02.06 Финансы.

Связь компетенций ШББ и ФГОС СПО проявляется в опоре на виды деятельности выпускника- паспорт компетенции ШББ, по сути, дублирует результаты подготовки выпускника СПО согласно соответствующему стандарту.

Следовательно, педагог профессионального обучения должен иметь полное представление о соответствующих его отраслевой подготовке стандартах Ворлдскиллс, процедуре и особенностях демонстрационного экзамена, что не предусмотрено ФГОС ППО.

Итак, можно выделить следующие требования, предъявляемые к педагогу профессионального обучения в части подготовки по профессии рабочего (должности служащего) с учетом современной теории и практики:

1. Психолого-педагогическая и отраслевая (производственная) подготовка, достаточная для руководства практической подготовкой обучающихся по программам СПО.

2. Умение проводить оценку освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в со-

1 ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) от 5 февраля 2018. ЫДрв:// fgos.ru/fgos/fgos-38-02-01-ekonomika-i-buhgalterskiy-uchet-po-otraslyam-69: ФГОС СПО по специальности 38.02.06 Финансы от 5 февраля 2018. https://fgos.ru/fgos/fgos-38-02-06-finansy-65: ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело от 5 февраля 2018. https://fgos.ru/fgos/fgos-38-02-07-bankovskoe-delo-67

ставе экзаменационной комиссии - при необходимости с использованием дистанционных технологий, цифровых сред.

3. Умение выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

4. Наличие уровня (подуровня) квалификации по профессии рабочего (должности служащего) выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

5. Прохождение стажировки в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися (не обязательное, но рекомендуемое).

6. Знание стандартов и методик Вордскиллс.

К причинам, препятствующим качественной подготовке студентов по профессии рабочего (должности служащего), можно отнести:

• ориентированность высшего ППО на отраслевую и педагогическую подготовку, неявное место производственного обучения в учебном плане, изолированность производственного обучения от других циклов дисциплин;

• нарушение системности и непрерывности в производственном обучении вследствие его сопряженности в ходе образовательного процесса с практиками;

• недостаточная проработанность организационно-педагогических условий производственного обучения - отсутствие или частичная разработка содержания подготовки по профессии рабочего (должности служащего) в рамках практик, отсутствие ориентации на повышенный уровень подготовки педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) в сравнении с уровнем его будущих студентов СПО;

• неочевидность гарантии достижения всеми студентами одинаково высокого уровня квалификации по профессии рабочего (должности служащего), отсутствие аттестационного демонстрационного компонента (контроля) сформированности компетенций по профессии рабочего (должности служащего);

• отсутствие научно обоснованного учебно-методического обеспечения подготовки по профессии рабочего (должности служащего) в условиях производственного обучения.

Совершенствования производственного обучения в ППО

Элиминирование очевидных и неочевидных недостатков и противоречий в подготовке педагога профессионального обучения профессии служащего (рабочего) сдерживаются недостаточной разработанностью теории производственного обучения в ППО и указывают на необходимость моделирования и исследования процесса освоения студентами -будущими педагогами профессионального обучения рабочей профессии (должности служащего) в рамках производственного обучения.

Гипотетически недостатки в подготовке педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) можно устранить следующим образом:

• определением производственного обучения в основной образовательной программе как самостоятельного и полноценного компонента подготовки педагога профессионального обучения;

• специальной организацией производственного обучения как целостного, непрерывного процесса, обеспечивающего преемственность освоения профессиональных компетенций и (или) их компонентов по профессии рабочего (должности служащего);

• установлением соответствия производственного обучения профилю подготовки педагога профессионального обучения на основании возможного пересмотра содержания подготовки по профессии рабочего (должности служащего) в соответствии с современными требованиями рынка труда и осуществлением такой подготовки в производственных условиях или условиях, близких к реальной производственной деятельности;

• введением аттестационного демонстрационного компонента (оценки) сформированности компетенций по профессии рабочего (должности служащего) в практику оценки результатов подготовки педагогов профессионального обучения;

• разработкой научно-методического обеспечения производственного обучения с учетом требований к результатам подготовки по профессии рабочего (должности служащего) на основе деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов.

Заключение

В контексте проведенного исследования конкретизированы понятия «производственное обучение» и «подготовка педагога профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего)», что позволило определить их существенные характеристики, необходимые для понимания изучаемой проблемы.

Основываясь на истории развития и результатах исследований проблем производственного обучения в образовательных программах ППО, определено актуальное состояние его теории и современной практики.

С учетом современных тенденций в сфере профессионального и профессионально-педагогического образования, содержания образовательных стандартов высшего ППО и СПО, стандартов Ворлдскиллс, профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования» и опыта реализации производственного обучения представлено описание требований к подготовке педагогов профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего), позволившего выявить недостатки и противоречия в организации производственного обучения таких педагогов в системе высшего профессионально-педагогического образования.

Для устранения выявленных недостатков производственного обучения в высшем ППО предложены возможные пути его совершенствования как самостоятельного и полноценного компонента подготовки педагогов профессионального обучения. Предполагается, что их эффективная реализация позволит разрешить очевидное противоречие между

запросами практики производственного обучения к теории профессионально-педагогического образования и возможностями данной теории в их удовлетворении. Этому и будут посвящены дальнейшие исследования.

Список литературы

1. Батышев С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М., Педагогика, 1988. 176 с.

2. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., Высшая школа, 1991. 208 с.

3. Бобина О. С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации: на примере образовательных организаций СПО- дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2015. 259 с.

4. Гаврилова И. С. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов учреждений среднего профессионального образования- дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2016. 379 с.

5. Гузанов Б. Н., Тарасюк О. В., Башкова С. А. Профильно-специализированные компетенции студентов профессионально-педагогического вуза. Екатеринбург- Изд-во РГППУ, 2018. 213 с.

6. Гузанов Б. Н., Кривоногова А. С. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения. Екатеринбург- Изд-во РГППУ, 2016. 222 с.

7. Ефанов А. В. Развитие профессиональной компетенции будущих педагогов в процессе производственной практики- дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 208 с.

8. Жиделев М. А. Современные требования к методам производственного обучения. М.- Высшая школа, 1977. 88 с.

9. Зырянова Н. И. Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления- дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 222 с.

10. Коцуба М. Л. Формирование практико-ориентированных умений мастеров производственного обучения в системе дополнительного профессионального образования- дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2021. 201 с.

11. Кривоногова А. С. Формирование мотивации студентов к профессионально-педагогической деятельности в процессе освоения рабочей профессии- дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 280 с.

12. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом- уч. пос. для студ. вузов. М.- Академия, 2007. 288 с.

13. Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М.- Высшая школа, 2001. 236 с.

14. Кузовенко О. Е. Компетентностно ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения- дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 190 с.

15. Леднев В. П. Профессионально-педагогическое образование на Урале- становление и развитие / Ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург-Изд-во РГППУ, 2004. 142 с.

16. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

17. Мустафаева Л. Ф. Особенности профессионально-педагогического совершенствования преподавателей профессиональных дисциплин системы СПО: дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2019. 201 с.

18. Осипова И. В., Ульяшина Н. Н. Теоретические основы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза по рабочей профессии: компетентностный подход: монография. Екатеринбург: Издательство РГППУ 2012. 225 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Проблемы методики профессионального обучения в средних профтехучилищах / под общ. ред. А. П. Беляевой, В. В. Шапкина, В. А. Мар-келовой. Москва: Высшая школа, 1985. 112 с.

20. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. М.: Форум; Инфра-М, 2009. 336 с.

21. Тамарин Н. И., Шафаренко М. С. Справочная книга мастера производственного обучения: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1988.

22. Ульяшина Н. Н. Формирование компетенции по рабочей профессии студентов профессионально-педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 250 с.

23. Ушатова И. В. Учебно-профессиональный тренинг как средство подготовки будущих педагогов профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2012. 264 с.

24. Федоров В. А. Методология исследования проблем профессионально-педагогического образования // Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / Ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во РГППУ 2007. Т. 1. С. 51-70.

25. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. 2022. 24 (7). C. 11-44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44

26. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 93-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-93-119

References

Batyshev, S. Ia. (1988). Podgotovka rabochikh v srednikh professional'no-tekh-nicheskikh uchilishchakh [Training of workers in secondary vocational schools]. Pedagogika. (In Russ.) Beliaeva, A. P. (1991). Didakticheskie printsipy professional'noi podgotovki v proftekhuchilishchakh [Didactic principles of vocational training in vocational schools].Vysshaya shkola. (In Russ.) Beliaeva, A. P., Shapkin, V. V., & Markelova, V. A. (Eds.). (1985). Problemy metodiki professional'nogo obucheniia v srednikh proftekhuchilishchakh [Problems of methods of vocational training in secondary vocational schools]. Vysshaya shkola. (In Russ.)

207 с.

Bobina, O. S. (2015). Sovershenstvovanie professional'noi kompetentnosti ped-agogov v obrazovatel'noi organizatsii: na primere obrazovatel'nykh orga-nizatsii SPO [Improving the professional competence of teachers in an educational organization: on the example of educational organizations of the VTE] (Unpublished PhD thesis).Tomsk. (In Russ.) Efanov, A. V. (2002). Razvitie professional'noi kompetentsii budushchikh peda-gogov v protsesse proizvodstvennoi praktiki [Development of professional competence of future teachers in the process of industrial practice] (Unpublished PhD thesis). Yekaterinburg. (In Russ.) Fedorov, V. A., Kubrushko, P. F., Dubitskiy, V. V., & Feoktistov, A. V. (2022). Vocational teacher training in Russia at the present stage: Conceptual aspect. The Education and Science Journal, 24, 11-44. (In Russ.) https://doi. org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44 Fedorov, V. A. (2007). Metodologiia issledovaniia problem profession-al'no-pedagogicheskogo obrazovaniia [Methodology of research of problems of professional and pedagogical education]. In G. M. Romantsev (Ed.), Teoriia i praktika professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniia: kollektivnaia monografiia (pp. 51 - 70). RSVPU. (In Russ.) Fedorov, V. A., & Tretyakova, N. V. (2017). Vocational-pedagogical education in Russia: Historical and logical periods. The Education and Science Journal, 19(3), 93-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-93-119 Gavrilova, I. S. (2016). Formirovanie professional'nykh kompetentsii u budushchikh pedagogov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniia [Formation of professional competencies of future teachers of secondary vocational education institutions] (Unpublished PhD thesis). Orel. (In Russ.)

Guzanov, B. N., & Krivonogova, A. S. (2016). Professional'naia motivatsiia stu-dentov vuza v protsesse integrirovannogo proizvodstvennogo obucheniia [Professional motivation of university students in the process of integrated industrial training]. RSVPU. (In Russ.). http://elar.rsvpu.ru/han-dle/123456789/20933 Guzanov, B. N., Tarasiuk, O. V. & Bashkova, S. A. (2018). Profil'no-spetsiali-zirovannye kompetentsii studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza [Profile-specialized competencies of students of a vocational pedagogical university]. RSVPU. (In Russ.) Kotsuba, M. L. (2021). Formirovanie praktiko-orientirovannykh umenii mas-terov proizvodstvennogo obucheniia v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia. [Formation of practice-oriented skills of masters of industrial training in the system of additional professional education] (Unpublished PhD thesis). Krasnoyarsk. (In Russ.) Kruglikov, G. I. (2007). Metodika professional'nogo obucheniia s praktikumom: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Methods of professional training with a workshop: a textbook for students of higher educational institutions]. Akademia. (In Russ.) Kubrushko, P. F. (2001). Soderzhanie professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniia [The content of professional and pedagogical education]. Vysshaya shkola. (In Russ.)

Kuzovenko, O. E. (2012). Kompetentnostno orientirovannaia ekonomicheskaia podgotovka budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniia [Competence-oriented economic training of future teachers of vocational training] (Unpublished PhD thesis). Yekaterinburg. (In Russ.)

Lednev, V. P. (2004). Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie na Urale: sta-novlenie i razvitie [Professional and pedagogical education in the Urals: formation and development]. RSVPU. (In Russ.)

Lednev, V. S. (1991). Soderzhanie obrazovaniia: sushchnost', struktura, perspek-tivy [The content of education: the essence, structure, prospects]. Vyssha-ya shkola. (In Russ.)

Mustafaeva, L. F. (2019). Osobennosti professional'no-pedagogicheskogo sovershenstvovaniia prepodavatelei professional'nykh distsiplin sistemy SPO. [Features of professional and pedagogical improvement of teachers of professional disciplines of theVET system] (Unpublished PhD thesis). Rostov-on-Don. (In Russ.)

Osipova, I. V., & Ul'iashina, N. N. (2012). Teoreticheskie osnovy podgotovki stu-dentov professional'no-pedagogicheskogo vuza po rabochei professii: kom-petentnostnyi podkhod [Theoretical foundations of training students of a vocational pedagogical university in a working profession: competence approach]. RSVPU. (In Russ.)

Skakun, V. A. (2009). Organizatsiia i metodika professional'nogo obucheniia [Organization and methodology of professional training]. Forum; Infra-M. (In Russ.)

Tamarin, N. I., & Shafarenko, M. S. (1988). Spravochnaia kniga mastera proiz-vodstvennogo obucheniia: metodicheskoe posobie [Reference book of the master of industrial training: a methodological guide]. Vysshaya shkola. (In Russ.)

Ul'iashina, N. N. (2010). Formirovanie kompetentsii po rabochei professii stu-dentov professional'no-pedagogicheskogo vuza [Formation of competence in the working profession of students of a vocational pedagogical university] (Unpublished PhD thesis). Yekaterinburg. (In Russ.)

Ushatova, I. V. (2012). Uchebno-professional'nyi trening kak sredstvo podgotovki budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniia [Educational and professional training as a means of training future teachers of vocational training]. (Unpublished PhD thesis). Moscow. (In Russ.)

Zhidelev, M. A. (1977). Sovremennye trebovaniia k metodam proizvodstvennogo obucheniia [Modern requirements for industrial training methods]. Vysshaya shkola. (In Russ.)

Zyrianova, N. I. (2010). Struktura i soderzhanie otraslevoi podgotovki pedagogov professional'nogo obucheniia v oblasti ekonomiki i upravleniia [Structure and content of branch training of teachers of vocational training in the field of economics and management] (Unpublished PhD thesis). Yekaterinburg. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Федоров Владимир Анатольевич - доктор педагогических наук,

профессор, директор научно-образовательного центра профессиональ-

но-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-0001-7941-7818, fedorov195Q@gmail.com

Vladimir A. Fedorov—Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Director of Scientific Educational Centre for Vocational Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ1-7941-7818, fedorov195Q@gmail.com

Маскина Ольга Геннадьевна - старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента, маркетинга и технологий экономического образования, магистрант, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-1739-494, ideafix87@mail.ru

Olga G. Maskina—Senior Lecturer of the Department of Economics, Management, master's student, Marketing and Technologies of Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID: https:// orcid.org/QQQQ-QQQ2-1739-494, ideafix87@mail.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.