Научная статья на тему 'Производственная программа и ее роль в системе внутрифирменного планирования промышленного предприятия'

Производственная программа и ее роль в системе внутрифирменного планирования промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5739
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PRODUCTION PROGRAM / COMPANY PLANNING / SCIENTIFIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнер Анна Алексеевна

Исследование позволило дать определение понятия «производственная программа». Производственная программа это эффективный план производства различных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении в установленные сроки, который учитывает требования к качеству продукции, ее номенклатуре и ассортименту и разработан на основе анализа рыночной конъюнктуры и внутренних производственных возможностей предприятия с применением методов научного управления. Производственная программа центральное звено всей системы внутрифирменного планирования производственного предприятия, поскольку она является основой его рыночного предложения главного выходного показателя производственного процесса. Библиогр. 10. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кушнер Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given research enables to give a definition of the concept "production program". The production program is an effective plan of manufacture of various kinds of production in natural and cost expression in the target dates, taking into account the requirements to its quality, its nomenclature and assortment, and it is developed on the basis of the analysis of market conditions and internal production potentialities of the enterprise with the application of quantitative methods. The production program is a central part of company planning system of the industrial enterprise, as it is a basis of its market offer, which is the main target parameter of any production process.

Текст научной работы на тему «Производственная программа и ее роль в системе внутрифирменного планирования промышленного предприятия»

ББК 65.291.23

А. А. Кушнер

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Основным показателем, характеризующим деятельность любого промышленного предприятия, является объём выпуска продукции, определяющий масштаб организации и её возможность влиять на конкурентную борьбу в отрасли. В свою очередь, качество производимой продукции и её разнообразие, наряду с ценовыми параметрами, определяют устойчивость предприятия во взаимоотношениях с потребителем на рынке товаров и услуг.

Объём производства, его качественные характеристики и ассортимент играют ключевую роль во внутрифирменном планировании на предприятии. Непосредственное отражение данные показатели находят в производственной программе, являющейся, таким образом, одним из главных плановых документов предприятия.

Несмотря на кажущуюся очевидность сущности производственной программы, в теории и практике управления можно встретить различные точки зрения на определение данного понятия и его места на предприятии. Именно поэтому возникает необходимость проанализировать понятие «производственная программа», изучив мнения отечественных и зарубежных учёных.

Слово «программа» (от греческого «programma»), означает буквально - «распоряжение, объявление». Данный термин является универсальной единицей для многих европейских языков со сходной лексикой и орфографией: в английском языке - «programme (program)», в немецком - «Programm», во французском - «programme», в итальянском - «programma», в испанском - «programa».

В русском языке термин «программа» имеет несколько значений. Так, в толковых словарях русского языка термин «программа» определяется как содержание и подробный план предстоящей деятельности, работ; изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля; план, порядок проведения чего-либо, задание для вычислительной машины или механизмов с программным обеспечением.

На основе этимологического и лексического анализа слова «программа» можно утверждать, что в общем смысле программа - это «определённый порядок, план, задание». В экономике термин «программа» может использоваться как в значении «план, задание» (например, линейное программирование), так и в значении «порядок действий» (например, программа выхода из кризиса).

Вместе с тем термин «производственная программа» не всегда толкуется однозначно. В работах Г. Х. Азнабаевой, Х. З. Бадаша, Н. А. Бочкарёвой, О. И. Волкова, В. Д. Грибова, В. П. Грузинова, А. И. Ильина, О. П. Коробейникова, М. В. Назаровой, С. Д. Ильенковой, Х. Р. Паршекяна, Т. Перича, Л. Праденаса, Н. Д. Рогалёва, Н. А. Сафроновой, Н. Г. Сычёва, К. Тафта, Г. Частека, Т. В. Яркиной признаётся, что основным назначением производственной программы является определение необходимого объёма выпуска продукции. Большинство исследователей подчёркивает также необходимость соответствия продукции качественным, ассортиментным и номенклатурным требованиям.

В то же время, несмотря на значительное количество методик и способов, лишь несколько авторов [1-3] вкладывают в изучаемое понятие научную составляющую, что, на наш взгляд, является косвенным свидетельством отсутствия должного внимания к методам научного управления со стороны отечественных предприятий.

Следует отметить, что далеко не всеми авторами учитывается активное воздействие на производственную программу факторов внешней среды и рыночных условий хозяйствования, равно как и не рассматривается её эффективность. Подобный подход к определению производственной программы и пониманию её сущности восходит ко времени доминирования административнокомандной экономики, когда рыночные отношения отсутствовали, а производство осуществлялось монополией в масштабах всей страны по жёстко установленным адресным заданиям и планам.

Однако развитие рыночных отношений, подразумевающих эффективное управление ограниченными ресурсами, привело к росту неопределённости внешней среды, усложнению запросов потребителей и обострению конкуренции. При этом на отечественных предприятиях в целом сохранилась система планирования, хотя методы научного управления практически не используются.

Следует также отметить, что ни одно из существующих определений не охватывает изучаемое явление со всех объективно существующих сторон, описанных выше. Следовательно, на современном этапе необходимость синтеза сущностных характеристик производственной программы, на наш взгляд, является очевидной. Попытка такого синтеза представлена на рис. 1.

Таким образом, на основании вышеприведённых рассуждений можно прийти к следующему определению понятия «производственная программа»: производственная программа -это эффективный план производства различных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении в установленные сроки, учитывающий требования к её качеству, номенклатуре и ассортименту и разработанный на основе анализа рыночной конъюнктуры и внутренних производственных возможностей предприятия с применением методов научного управления.

В целях определения места и роли производственной программы в системе планирования промышленного предприятия необходимо выделить основные виды планирования для установления взаимосвязи изучаемого понятия с каждым элементом в указанной системе.

В [4, с. 82-113] рассматриваются виды планирования в зависимости от цели (стратегическое, тактическое, операционное, нормативное планирование), а также виды планирования по временной ориентации (реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное планирование).

В [5, с. 50-52; 6, с. 218] классифицируются формы и виды планирования в зависимости от длительности планового периода (перспективное, среднесрочное, текущее), в зависимости от содержания хозяйственной деятельности (планы НИОКР, производства, сбыта, материальнотехнического снабжения), в зависимости от организационной структуры фирмы (планы производственного отделения, планы дочерней компании).

В [7, с. 474] авторы выделяют виды планирования по функциям: план производства, план развития науки и техники, план повышения экономической эффективности производства, план капитальных вложений и капитального строительства, план материально-технического обеспечения, план по труду и кадрам, план по издержкам производства и реализации продукции, финансовый план, план социального развития коллектива, план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Г. А. Хусаинов [8, с. 123-125] предлагает классификацию в зависимости от уровня планирования (стратегическое, годовое, месячное, календарное планирование).

В [9, с. 386] авторы разделяют планирование по временному критерию (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы).

Д. А. Корнилов [10, с. 92] проводит классификацию в зависимости от степени достоверности (точности) планирования (детерминированное, вероятностное, в условиях неопределенности).

Виды планирования можно классифицировать в зависимости от степени централизации процесса (централизованное, децентрализованное планирование), степени обобщения (агрегированные, дезагрегированные) и возможности внесения изменения (жёсткое, гибкое планирование).

На рис. 2 приведена классификация форм и видов планирования, характеризующих его с разных сторон.

План сбыта

План по труду и кадрам

План

маркетинга

Рис. 2. Классификация форм и видов планирования на предприятии

Для установления связи содержания производственной программы с составными частями внутрифирменного планирования необходимо исследование производственной программы со стороны содержательного и целевого критериев, рассмотренных выше.

Основополагающим видом планов для формирования производственной программы является стратегический план. Его основная цель - создание условий для адаптации деятельности организации в условиях меняющейся внешней среды. Главное в стратегии не срок, а изменения (их глубина, масштаб, характер) и укрупнённая оценка возможности их осуществления с точки зрения ресурсов. При этом главным отличием стратегического планирования от долгосрочного является отрицание возможности экстраполирования и требование идентификации реальных факторов, конструирующих конкретную хозяйственную обстановку, конкретных возможностей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, что допускает возможность определения курса предстоящей деятельности. Стратегическое планирование должно обеспечивать основные параметры эффективности развития промышленного предприятия, такие как устойчивое положение на рынке, своевременная адаптация систем производства и управления к динамичным изменениям внешней среды.

План

социального

развития

Тактическое планирование является средством детализации стратегического планирования. Если в рамках стратегического планирования выявляются основные направления развития бизнеса, то результатом тактического планирования является конкретизация стратегических целей в средства их достижения с привязкой к конкретным срокам их исполнения.

В состав тактического планирования на промышленных предприятиях обычно включают план инвестиций и капитальных вложений, план логистики, план маркетинга, план научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансовый план, план по труду и кадрам, план сбыта, а также план социального развития коллектива предприятия.

Указанные виды планов и содержащаяся в них информация оказывают прямое влияние на производственную программу предприятия, формируя вокруг неё активное информационное поле. Процесс составления производственной программы состоит в увязке указанных выше планов и принятии управленческих решений по их согласованию и утверждению.

После составления производственной программы необходима функциональная декомпозиция в целях её эффективной реализации и согласованного функционирования производственного коллектива. Решение этих задач осуществляется в рамках операционного планирования, которое является развёрнутым продолжением текущего планирования производства.

Операционный план, в свою очередь, в зависимости от требований руководства или сложившейся практики, может быть дезагрегирован на план наработки готовой продукции, план отгрузки готовой продукции, план поступления средств и выплат денежных средств. План наработки устанавливает объёмы производства готовой продукции в разрезе каждой производственной единицы предприятия, технологии с привязкой к временным рамкам. План отгрузки определяет количество готовой продукции, отгружаемой потребителям в разрезе их профиля и вида деятельности, формы собственности, географического положения с временной регламентацией продаж. План поступлений и выплат денежных средств отражает движение денежных потоков от производственной деятельности.

Процесс планирования на предприятии не является однонаправленным мероприятием -он подразумевает внутреннюю обратную связь, выражающуюся в производственном контроле на предприятии. Без контроля не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития организации. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированное. При этом контроль предполагает не только сравнение текущих показателей с плановыми, но и их анализ по отношению к показателям аналогичных прошлых периодов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчётности, проверка этой отчётности и её анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учёта и отчётности, включающую в себя финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

В свою очередь, система учёта и отчётности на современном предприятии должна быть интегрирована с автоматизированной системой управления, формируя единую информационную базу, необходимую для принятия управленческих решений на каждом уровне планирования. Информационная система, помимо хранения данных, должна предоставлять возможности для глубокого анализа бизнес-операций и их влияния на финансовые результаты компании с помощью тесно интегрированных моделей финансового и производственного планирования; вовлекать в процессы планирования всех менеджеров компании, тем самым существенно повышая в организации как точность планирования, так и ответственность за него; снижать трудоёмкость процессов планирования и предоставлять возможность для непрерывного мониторинга состояния системы планирования и её функционирования на предприятии.

В результате система планирования на предприятии путём формирования производственной программы и изготовления на её основе готовой продукции устанавливает предложение предприятия на определённый период времени. В свою очередь, рыночная среда или совсем не реагирует на внешнее воздействие предприятия, или подвергается его влиянию, формируя платёжеспособный спрос, который, в свою очередь, запускает внешнюю обратную связь.

В итоге под воздействием спроса формируется объём продаж, в результате анализа и контроля которого показатели внутрифирменного планирования либо остаются неизменными, либо подвергаются тем или иным изменениям. Отсюда следует, что процесс планирования на предприятии является непрерывным. На рис. 3 отражены роль и место производственной программы в системе планирования промышленного предприятия.

Рис. 3. Роль и место производственной программы в системе планирования

Таким образом, производственная программа - центральное звено всей системы внутрифирменного планирования предприятия, поскольку она является основой его рыночного предложения - главного выходного показателя производственного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Peric T., Babic Z. Determining optimal production plan by revised surrogate worth trade-off method // World Academy of science, engineering and technology. - 2008. - N 47. - Р. 324-333.

2. Тягненко В. В., Карлина Е. П. Методика оценки эффективности бизнес-процесса «Управление капитальным ремонтом основных фондов» // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2010. -№ 1. - С. 103-107.

3. Коробейников О. П., Хавин Д. В., Ноздрин В. В. Экономика предприятия. - Нижний Новгород, 2003. - 242 с.

4. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985. - 326 с.

5. Воробьёва О. В., Карлина Е. П. Концептуальные основы экономико-математического моделирования оценки эффективности реструктуризации // Интеграл. - 2009. - № 6 (50). - С. 50-52.

6. Герчикова И. Н. Менеджмент: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.

7. Экономика предприятия: учеб. для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 718 с.

8. Хусаинов Г. А. Формирование производственной программы в зависимости от уровня планирования // Вестн. Омского ун-та. - 2009. - № 1. - С. 123-125.

9. Производственный менеджмент: учеб. / под ред. В. А. Козловского. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 574 с.

10. Корнилов Д. А. Разработка классификации видов планирования // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2005. - №1. - С. 91-97.

Статья поступила в редакцию 26.10.2010, в окончательном варианте - 8.11.2010

PRODUCTION PROGRAM AND ITS ROLE IN THE COMPANY PLANNING SYSTEM OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

A. A. Kushner

The given research enables to give a definition of the concept "production program". The production program is an effective plan of manufacture of various kinds of production in natural and cost expression in the target dates, taking into account the requirements to its quality, its nomenclature and assortment, and it is developed on the basis of the analysis of market conditions and internal production potentialities of the enterprise with the application of quantitative methods. The production program is a central part of company planning system of the industrial enterprise, as it is a basis of its market offer, which is the main target parameter of any production process.

Key words: production program, company planning, scientific management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.