Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3, Экономика
УДК 658.5.012.2
Формирование целевых показателей инвестиционной программы машиностроительного предприятия
Бабушкин В.М.
Аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева
Автором рассмотрены количественные и качественные зависимости влияния структуры производственной программы на инвестиционную программу предприятия, включающую в себя как определение необходимых производственных затрат на обновление продукции и распределение ресурсов предприятия при управлении номенклатурой производства, так и формирование целевых показателей инвестиционной программы.
Ключевые слова: сегмент рынка, инвестиционная программа, управление рисками, целевой показатель, освоение производства, ранжирование проектов.
Развитие современного наукоемкого промышленного производства, как фактора снижения издержек, а также создания требуемой среды обитания и условий жизнедеятельности приводят к необходимости разработки современных методов управления производством.
В связи с этим необходимо решить целый ряд задач, в том числе связанных с установлением количественных и качественных зависимостей влияния структуры производственной программы на инвестиционную программу предприятия, включающую в себя как определение необходимых производственных затрат на обновление продукции и распределение ресурсов предприятия при управлении номенклатурой производства, так и формирование целевых показателей инвестиционной программы.
Одним из основных сегментов рынка продукции высокотехнологичного машиностроения является сегмент производства и технического сопровождения двигателей для газоперекачивающих агрегатов. Актуальность выпуска обусловлена тем, что газотурбинный двигатель является основным типом привода нагнетателей природного газа, применяемым в газоперекачивающих агрегатах системы магистральных газопроводов в Российской Федерации: на долю таких двигателей приходится более 86 % от суммарной установленной мощности всех эксплуатируемых приводов. Рынок такой продукции 6
[1] характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции, при этом конкурентное давление постепенно усиливается со стороны производителей, осуществляющих производственные программы, не связанные с данными технологиями. Однако развитие конкуренции в определенной степени сдерживается тем, что крупнейшие российские производители выпускают двигатели в разных диапазонах мощностей.
Специфика российского рынка газотурбинных приводов для компрессоров газоперекачивающих станций состоит в том, что он практически полностью ориентирован на единственного заказчика - ОАО «ГАЗПРОМ».
В связи со специфичной структурой заказчиков продукции этого сегмента газотурбинного машиностроения объем и динамика этого рынка определяются главным образом параметрами инвестиционной программы ОАО «ГАЗПРОМ» и его транспортных подразделений.
Одним из производителей газотурбинных приводов для компрессоров газоперекачивающих станций выступает ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».
Целевой для ОАО «КМПО» сегмент рынка газотурбинного двигателестроения переходит в настоящее время к стадии активного роста, что находит свое отражение и в росте количества заказов на продукцию
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
газового на-
правления [2].
В настоящее время
целевыми показателями инвестиционной программы ОАО «КМПО» являются: но-
менклатурный план и инвестиции до 2015 года (табл. 1 и 2), продуктовая корзина по основным продуктам (рис. 1) и валовой доход предприятия (рис. 2) до 2015 года.
Увеличение доли произ-
водства газо-
Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
тыс. руб.
Продукция для газовой промышленности 4 639 843,2 5 339 869,2 5 419 018,8 6 905 119,2 8 390 996,4 9 454 292,4
Двигатель НК-16СТ 430 012,8 358 344,0 358 344,0 286 675,2 215 006,4 179 172,0
Ремонт НК-16СТ 740 880,0 666 792,0 592 704,0 518 616,0 370 440,0 222 264,0
Ремонт ГГ НК-16СТ 29 227,2 43 840,8 29 227,2 29 227,2 14 613,6 14 613,6
Ремонт CT НК-16СТ 11 725,2 7 816,8 7 816,8 7 816,8 7 816,8 7 816,8
Двигатель НК-16-18СТ (с ДУС-6,5 м) 1 178 205,6 906 312,0 906 312,0 815 680,8 815 680,8 815 680,8
Ремонт НК-16-18СТс ДУС-6,5 м 704 289,6 787 147,2 911 433,6 952 862,4 994 291,2 994 291,2
Двигатель НК-16-20СТА 108 000,0 216 000,0 216 000,0 324 000,0 540 000,0 540 000,0
Ремонт двигателя НК-16-20СТ 0,0 0,0 0,0 20 714,4 62 143,2 62 143,2
Двигатель НК-38СТ 71 000,0 216 000,0 360 000,0 576 000,0 792 000,0 936 000,0
Ремонт двигателя НК -38СТ 57 271,2 28 635,6 57 271,2 57 271,2 85 906,8 85 906,8
Двигатель мощностью 25-40 МВт (НК-36СТ) 0,0 0,0 120 000,0 360 000,0 720 000,0 960 000,0
Реконструкция(восстановление) ГПА-Ц-16 918 825,6 459 412,8 574 266,0 689 119,2 918 825,6 1 148 532,0
Реконструкция ГПА-Ц16 на базе двигателя НК-38СТ 24 930,0 49 860,0 49 860,0 49 860,0 49 860,0 49 860,0
ГПА-16 “Волга”(ДГ-90) 0,0 606 540,0 0,0 363 924,0 363 924,0 363 924,0
ГПА-16 “Волга” (НК-38СТ) 242 616,0 0,0 242 616,0 363 924,0 606 540,0 606 540,0
ГПАсНК-16-18СТ 0,0 727 848,0 727 848,0 727 848,0 727 848,0 727 848,0
ГПА с двигателем 25-40 МВт 0,0 0,0 0,0 432 000,0 720 000,0 1 296 000,0
КМЧ (для установки НК-20СТ) 49 860,0 99 720,0 99 720,0 149 580,0 249 300,0 249 300,0
Шахты выхлопа 0,0 122 400,0 122 400,0 122 400,0 122 400,0 122 400,0
АГРС “Исток” различной производительности 0,0 43 200,0 43 200,0 57 600,0 86 400,0 144 000,0
Таблица 1
Номенклатурный план для газовой промышленности до 2015 г. [2]
Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Двигатель НК-16СТ 12 10 10 8 6 5
Ремонт НК-16СТ 40 36 32 28 20 12
Ремонт ГГ НК-16СТ 2 3 2 2 1 1
Ремонт СТ НК-16СТ 3 2 2 2 2 2
Двигатель НК-16-18СТ (с ДУС-6,5 м) 26 20 20 18 18 18
Ремонт НК-16-18СТ с ДУС-6,5м 34 38 44 46 48 48
Двигатель НК-16-20СТА 2 4 4 6 10 10
Ремонт двигателя НК-16-20СТ 0 0 0 1 3 3
Двигатель НК-38СТ 1 3 5 8 11 13
Ремонт двигателя НК - 38СТ 2 1 2 2 3 3
Реконструкция(восстановление) ГПА-Ц-16 8 4 5 6 8 10
Реконструкция ГПА-Ц16 на базе двигателя НК -38СТ 1 2 ? 2 2 9
ГПА-16 «Волга» (ДГ-90) 5 3 3 3
ГПА-16 «Волга» (НК-38СТ) 2 0 2 3 5 5
ГПАсНК-16-18СТ 0 6 6 6 6 6
ГПА с двигателем 25-40 МВт 0 0 3 5 9
КМЧ (для установки НК-20СТ) 2 4 4 6 10 10
Шахты выхлопа 0 20 20 20 20 20
АГРС «Исток» различной производительности 0 3 3 4 6 10
Таблица 2
Инвестиции до 2015 г. [2]
7
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
Рис. 1. Продуктовая корзина по основным продуктам (штук) ОАО «КМПО» с 2010-2015 гг.
Рис. 2. Валовой доход ОАО «КМПО» с 2010-2015 гг.
Рис. 3. Прогноз доли «КМПО» в сегменте 16-18 МВт в 2011 г. при развитии в соответствии с планами «Газпром»
турбинных приводов для компрессоров газоперекачивающих станций в общей производственной программе влечет за собой изменение состава продуктовой корзины по основным продуктам ОАО «КМПО» с 2010-2015 гг. (рис. 1).
При развитии ОАО «КМПО» в соответствии с планами ОАО «Газпром» доля приводов ОАО «КМПО» в 2011 году может снизиться до 59 % (см. рис. 3) [1].
Снижение доли приводов ОАО «КМПО» в сегменте 16-18 МВт в ЕСГ «Газпром» будет обусловлено моральным старением конструкции приводов НК-16СТ и НК-16-18СТ. Для избежания данной ситуации, необходимо освоение новой продукции - НК-16-20СТ и, в первую очередь, НК-38СТ, т.е. необходимо реализовать определенную инвестиционную программу.
Бюджет инвестиций на 2010-2015 гг. приведен в табл. 3.
В данную инвестиционную программу включены следующие затраты.
1. На создание и постановку в производство новых изделий (в том числе на разработку РКД, формирование производственных мощностей, оснащение производства, изготовление опытно-промышленного образца, его испытания и доводку, проведение необходимых 8
экспертиз и лицензионное обеспечение, обучение специалистов) по следующим направлениям:
- освоение производства турбины газогенератора двигателя НК-38СТ и создание испытательного стенда для его испытаний. Обеспечение 100 % собственного изготовления двигателя НК-38СТ;
- освоение производства двигателя НК-16-20СТА с повышенным КПД и экологическими характеристиками;
- освоение производства двигателя НК-36СТ мощностью 25 МВт;
- разработка проекта и освоение производства перспективного двигателя наземного применения мощностью 32 МВт для ГПА и ГТЭУ;
- разработка типовых проектов и РКД унифицированных модельных рядов ГПА с двигателями НК-16-18СТ, НК-16-20СТА, а также с ГТД мощностью 2532 МВт. Разработка типовых проектов и РКД реконструкции ГПА-Ц-16 на базе использования приводных двигателей, производимых Обществом;
- создание двигателя НК-16-20СТЭ со свободной турбиной на 3000 об/мин для использования в энергетических установках. Создание ГТЭУ мощностью 18 МВт с двигателем НК-16-18(20)СТЭ, а также ГТЭУ мощностью 25-32 МВт. Реализация этих мероприятий обеспечит Обществу расширение номенклатуры газотурбинных энергетических установок и расширение возможностей в удовлетворении потребностей заказчиков в генерации электроэнергии в различных сегментах мощности. Освоение производства узлов энергетического привода ГТ-050.
2. На создание конструкторского бюро газотурбинных двигателей как наземного, так и авиационного назначения, оснащенного рабочими станциями для проектирования и моделирования, выполнения расчетов горения, прочностных и газодинамических расчетов.
3. На технологическое развитие производства (с учетом увеличения объемов серийного производства и обеспечения возможности освоения новых изделий) по следующим направлениям:
- развитие лопаточного производства;
- развитие металлургического производства;
- создание производства узлов двигателей большей мощности;
- развитие производства ГПА. Инвестиции связаны с необходимостью налаживания серийного производства ГПА и ГТЭУ на территории Зеленодольского машиностроительного завода (ЗМЗ). Предложенные инвестиции являются продолжением программы технического перевооружения ЗМЗ, начатой в 2006 году;
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
Таблица 3
Бюджет инвестиций на капитальные вложения, приобретение оборудования и инновационные проекты на 2010-2015 гг. [2]
Доходная часть
Ед.изм 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014г. 2015 г Итого:
Денежные средства, направляемые на инвестиции без учета выплаты дивидендов и при реализации объектов недвижимости труб. 300 197 436 446 462 006 -175 242 567 749 940 422 2 531 577
Денежные средства, направляемые на инвестиции при выплате дивидентов и реализации объектов недвижимости труб. 237 197 347 765 470 598 -312 035 378 341 679 089 1 800 955
Денежные средства, направляемые на инвестиции при выплате дивидентов и без реализации объектов недвижимости труб. 237 197 208 981 425 259 -398 705 360 269 440 489 1 273 489
Расходная часть с учетом затрат на конструкторское сопровождение при собственном КБ
Инвестиции по видам продукции Ед.изм 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г Итого:
Инвестиции общего назначения труб. 205 068 198 805 172 472 132 ПО 95 134 803 589
В том числе:
Организация литейного корпуса труб. 20 000 100 000 70 000 50 000 40 000 280 000
Реконструкция главного корпуса труб. 30 000 30 000 30 000 25 000 20 000 135 000
Развитие и реконструкция энергохозяйства труб. 143 548 64 625 69 392 55 710 33 734 367 009
Организация конструкторской службы по двигателям (без учета ФОТ) труб. 7 330 2 930 2 520 1 400 1 400 15 580
Организация конструкторской службы по ГПА (без учета ФОТ) труб. 4 190 1 250 560 0 0 6 000
Продукция ГТД труб. 204 079 223 896 354 843 217 841 133 258 1 133 917
Развитие производства ГПА труб. 16 500 12 000 41 600 11 500 81 600
Продукция для энергетики труб. 356 500 30 500 5 250 5 500 4 250 402 000
Затраты на конструкторское сопровождение труб. 182911 95 947 43 760 30 200 25 200 378 018
Итого: 948 558 565 648 588 325 427 251 269 342 2 799 124
- поддержание и модернизация существующего производства. Инвестиции связаны с необходимостью замены устаревшего парка оборудования и внедрением прогрессивных технологий.
4. На поддержание и развитие энергохозяйства ОАО «КМПО» по следующим направлениям:
- реконструкция и модернизация электросетей завода заложены в программу технического развития энергетической службы на период с 2010 по 2015 гг. Общие затраты по данному направлению составляют 101746 тыс.руб. Затраты на реконструкцию сетей теплоснабжения на период до 2015 г. ори-ентировачно составят 145053 тыс.руб.;
- обновление системы водоснабжения и канализации с 2010 по 2015 гг. требуются капитальные вложения в размере 53174 тыс.руб.;
- реализация проекта поэтапной модернизации системы воздухоснабжения завода на период с 2010 г. по 2015 г., требуются капитальные вложения в размере 65836 тыс.руб.;
Общие затраты составят 367 млн.руб.
5. На реконструкцию производственных корпусов ОАО «КМПО».
В период с 2010 по 2015 года планируется вести активную работу по оптимизации производственных мощностей. По данному направлению можно выделить две основные задачи: реконструкция глав-
9
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
ного корпуса и перевод в него производственных участков из отдаленных корпусов, создание нового литейного корпуса.
Кроме того, в рассматриваемую инвестиционную программу целесообразно включить затраты на повышение качества подготовки рабочих и специалистов: ремонт учебного здания, переоснастка производственного участка ОПК с заменой станочного парка, приобретение интерактивных средств обучения, мультимедийной техники, программного обеспечения и т.д.
Это позволит сократить число сотрудников, необходимых для обслуживания техники предприятия (рис. 4).
Из представленной диаграммы видно, что риски, связанные с наступающим дефицитом рабочей силы, значительно снижаются в случае осуществления инвестиций в производственное оборудование, позволяющее снизить необходимое количество основных рабочих и увеличить производительность труда. Данные меры необходимо осуществлять совместно с программами по привлечению специалистов на ОАО «КМПО».
Ниже представлены основные научные результаты, полученные лично автором:
Проведена классификация объектов, средств и результатов реализации программ диверсификации деятельности машиностроительного предприятия. Это дает возможность обоснованной постановки целей и задач инвестиционных программ, а также корректно оценивать возможные результаты с позиции отдельных участников инвестиционного процесса.
На основе анализа факторов, влияющих на долгосрочную прибыльность предприятия, получены аналитические и графические зависимости, которые раскрывают взаимосвязи производственно-экономических параметров деятельности машиностроительного предприятия при перераспределении его внутрифирменных ресурсов между видами продукции и проектами, различающимися перспективами по доходности и рискам.
Проведено обоснование структуры производственной программы и распределения соответствующих производственных и финансовых ресурсов с учетом рисков (при формировании прибыли от перспективной продукции).
Разработаны методические аспекты программно-целевого планирования на диверсифицируемом предприятии, на основе учета экономических показателей и экспертных оценок инвестиционных мероприятий. Это связано с высокой неопределенностью, рисками и трудностью прогнозирования возможных результатов, присущими инвестиционным мероприятиям. Поэтому необходимо применение комплексной системы показателей, включающей количественные зависимости влияния структуры производственной программы на объемы сбыта, на производственные затраты при обновлении продукции, на распределение ресурсов предприятия при управлении номенклатурой производства Проведено ранжирование инвестиционных мероприятий по экономическим критериям и на основе экспертных оценок. Проведенное расчетное обоснование свидетельствует о том, что применение данных критериев ранжирования и возможная реализация проектов приводит к различным результатам освоения потенциала инновационной активности.
Разработана методика формирования и обоснования совокупности мероприятий на машиностроительном предприятии, основанная на учете их инновационной значимости, с использованием показателя инновационной активности, что отличает её от ранее применявшихся тем, что критерием ранжирования является не эффект, а инновационная активность в условиях финансовых ограничений. Представленная методика позволяет проводить комплексную оценку инновационных мероприятий на основе всестороннего и обстоятельного выявления прямых и косвенных результатов, что увеличивает вероятность отбора проектов, в большей степени ориентированных на повышение инновационной активности хозяйствующего субъекта.
Осуществлены вариантные расчетные исследования динамики прибыли предприятия машиностроения в результате реализации программы диверсификации производства в текущих ценах. На их основе проведена оценка влияния реализации программы диверсификации производства на результаты хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия.
В совокупности эти научные результаты вносят определенный вклад в развитие производственного менеджмента, теории внутрифирменного планирования и стратегического управления машиностроительным предприятием.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный научно-методический подход, а также его реализация в практике деятельности машиностроительных предприятий, позволяют решать ряд научно-производственных задач по управлению номенклатурой производства в
-основные рабочие без инвестиций
основные рабочие с учетом инвестиций в оборудование
Рис. 4. Динамика численности производственного персонала
10
Экономика
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
условиях диверсификации предприятия, с выдачей рекомендаций по перераспределению источников инвестирования (с одних направлений на другие). Предлагаемый подход к внутрифирменному планированию на диверсифицируемом предприятии ориентируется на практическое применение и получение технико-экономического эффекта в системе поддержки управляющих решений научно-производственного характера, обогащает теоретические и методические аспекты управления предприятиями, способствует совершенствованию теории принятия решений и производственного менеджмента.
Литература:
1. Результаты маркетинговых исследований рынка газоэнергетического оборудования РФ / Данные с ОАО «КМПО», 2007.
2. Материалы исследований по ЖЦ продукции, выпускаемой ОАО «КМПО» / Данные с ОАО «КМПО», 2007.
Formation of the Targets of Machine-Building Enterprise Investment Program
V. Babushkin
The Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev
The author of the article analyzes quantitative and qualitative dependence of the impact of production program’s structure on enterprise investment program, that consists of both defining the manufacturing expenditures on production renewal and resources allocation of the enterprise while managing the range of manufacture, and forming the targets of investment program.
Key words: a market segment, the investment program, management of risks, a target indicator, manufacture development, ranging of projects.
11