Научная статья на тему 'Производственная практика обучающихся инженерного вуза в контексте деятельности профильной организации'

Производственная практика обучающихся инженерного вуза в контексте деятельности профильной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственная практика / обучающиеся / профессиональные компетенции / профильная организация / профессиональный контекст / industrial practice / students / professional competencies / profile organization / professional context

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Татьяна Федоровна

В подготовке обучающихся инженерного вуза к самостоятельной производственной деятельности период производственной практики является неотъемлемой частью образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования организации производственной практики для целесообразной и плодотворной работы практикантов на предприятиях с целью формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателей к потенциальному трудоустройству выпускников. В соответствии с темой работы трактуются гипотеза, объект и предмет исследования. Обучение практическим навыкам и умениям по направлению подготовки «Градостроительство», имеющее свою специфику профессиональной деятельности, представлено как организованный процесс. В качестве методической основы процесса производственной практики рассматривается профессиональный контекст инженерного образования и содержание деятельности профильных организаций, дающие обучающимся конкретные результаты – получить необходимый практический опыт профессиональной деятельности, представление о работе предприятия и организации трудового процесса. Один из примеров процесса производственной практики, отражающий характер приобретённого практического опыта обучающимися, демонстрирует инженерно-технический отдел профильной организации, представляющей широкий спектр услуг в области инжиниринга и комплексных работ по: проектированию; строительному контролю; экологическому мониторингу; геодезическому сопровождению; экспертизе проектно-рабочей документации, строительных решений, возведению новых конструкций и демонтажу уже существующих зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турутина Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL PRACTICE OF STUDENTS OF AN ENGINEERING UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITIES OF A SPECIALIZED ORGANIZATION

In preparing students of an engineering university for independent industrial activity, the period of industrial practice is an integral part of the educational process. The relevance of the research is due to the need to improve the organization of industrial practice for the expedient and fruitful work of interns at enterprises in order to form professional competencies in accordance with the requirements of employers for the potential employment of graduates. In accordance with the topic of the work, the hypothesis, the object and the subject of the study are interpreted. Teaching practical skills and abilities in the field of training “Urban Planning”, which has its own specifics of professional activity, is presented as an organized process. As a methodological basis for the process of industrial practice, the professional context of engineering education and the content of the activities of specialized organizations are considered, which give students concrete results – to get the necessary practical experience of professional activity, an idea of the work of the enterprise and the organization of the labor process. One of the examples of the production practice process, reflecting the nature of the practical experience acquired by students, demonstrates the engineering and technical department of a specialized organization that provides a wide range of services in the field of engineering and complex works on: design; construction control; environmental monitoring; geodetic support; examination of design and working documentation, construction solutions, construction of new structures and dismantling of existing existing buildings.

Текст научной работы на тему «Производственная практика обучающихся инженерного вуза в контексте деятельности профильной организации»

Производственная практика обучающихся инженерного вуза в контексте деятельности профильной организации

Турутина Татьяна Федоровна,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет E-mail: tftss@list.ru

В подготовке обучающихся инженерного вуза к самостоятельной производственной деятельности период производственной практики является неотъемлемой частью образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования организации производственной практики для целесообразной и плодотворной работы практикантов на предприятиях с целью формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателей к потенциальному трудоустройству выпускников. В соответствии с темой работы трактуются гипотеза, объект и предмет исследования. Обучение практическим навыкам и умениям по направлению подготовки «Градостроительство», имеющее свою специфику профессиональной деятельности, представлено как организованный процесс. В качестве методической основы процесса производственной практики рассматривается профессиональный контекст инженерного образования и содержание деятельности профильных организаций, дающие обучающимся конкретные результаты - получить необходимый практический опыт профессиональной деятельности, представление о работе предприятия и организации трудового процесса. Один из примеров процесса производственной практики, отражающий характер приобретённого практического опыта обучающимися, демонстрирует инженерно-технический отдел профильной организации, представляющей широкий спектр услуг в области инжиниринга и комплексных работ по: проектированию; строительному контролю; экологическому мониторингу; геодезическому сопровождению; экспертизе проектно-рабочей документации, строительных решений, возведению новых конструкций и демонтажу уже существующих зданий.

Ключевые слова: производственная практика, обучающиеся, профессиональные компетенции, профильная организация, профессиональный контекст.

о с

U

см о см

см

Практика в высшем учебном заведении является одним из важных периодов подготовки квалифицированных специалистов. Процесс подготовки будущего инженера к самостоятельной производственной деятельности отражает содержание производственной практики. Безусловно, производственная практика неотъемлемая часть учебного процесса и можно утверждать, что теория, изученная в стенах вуза, никогда не заменит знаний, полученных на практике.

Производственная практика - это вид учебной деятельности обучающегося, в ходе которого в соответствии с Рабочей программой закрепляются знания, полученные на этапе аудиторных занятий [7].

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ N 885 и Минпросвещения РФ N 390 от 05.08.2020 при организации практической подготовки профильные организации должны создавать условия для реализации компонентов образовательной программы, позволяющие выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся [6].

Однако, производственная практика, влияющая на формирование профессиональных компетенций обучающихся, не всегда отражает плодотворную работу практикантов в профильных организациях, что в перспективе отражается на квалификации выпускников и их соответствии требованиям работодателей к трудоустройству[3].

Кроме того, проблемой является производственная деятельность выпускников технических вузов на начальном этапе работы на предприятиях строительной сферы показывая характерные черты недостаточности практических навыков и умений начинающих инженеров [1,3].

Целью исследования данной проблемы является совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций в период производственной практики в контексте деятельности профильной организации.

Как объект исследования рассматривается процесс производственной практики обучающихся.

Предметом исследования является формирование профессиональных компетенций обучающихся в процессе производственной практики.

Гипотеза трактует следующее предположение: если в процессе производственной практики формирование профессиональных компетенций обучающихся будет организовано в контексте функциональной деятельности профильной организации, то уровень качества подготовки выпускников повысится в следствие обеспечения условий

эффективного приобретения ими необходимого практического опыта.

Наша работа ограничена рамками исследования процесса производственной практики обучающихся по направлению подготовки «Градостроительство». В качестве методической основы процесса производственной практики рассматривается профессиональный контекст инженерного образования и содержание деятельности профильных организаций.

Теоретический анализ информационных научно-педагогических источников показал, что в исследованиях учёных представлен довольно широкий диапазон вопросов и проблем производственной практики. Авторы научных работ демонстрируют поиск путей их реализации. О.А. Максимова трактует о важности активного взаимодействия учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики. В.Е. Хомякова и Л.В. Фалеева обращают внимание на задачи приобретения обучающимися опыта профессионального общения на этапе практической деятельности. А.В. Бирюкова рассматривает необходимость производственной практики с позиции стратегии успешного трудоустройства будущих выпускников. Процесс целесообразного формирования профессиональных компетенций обучающихся в период производственной практики включая практикантов инженерных специальностей представляют Ю.В. Гущина, Е.А. Голубева, Н.Д. Кон-драчук, А.В. Лейко. Контекстное образование, инновационный подход к организации и перспективы развития производственной практики предлагают И.В. Котляревская, Н.Ф. Одинцова, Л.П. Са-лазкина, И.П. Смирнов и др.

Реализуется производственная практика, как правило, в профильной организации, на конкретном предприятии или производстве с учётом направления подготовки [8]. Однако, не все производственные предприятия охотно берут на практику обучающихся специализированных вузов. Следует заметить, что большинство профильных организаций предлагают места лишь для обучающихся старших курсов или магистров, успешно осваивающих учебный план теоретического обучения в вузе. Вместе с тем, некоторые профильные организации стабильно из года в год идут на сотрудничество с вузами, помогают учебным заведениям реализовать процесс производственной практики. В свою очередь, присматриваясь к практикантам, подбирают себе потенциальных работников, решая актуальные вопросы дефицита качественно подготовленных кадров [5]. Руководители профильных организаций в области градостроительства знают, что обучение в вузах по направлению «Градостроительство» включает цели и задачи производственной практики в сфере профессиональной деятельности и понимают, как получение обучающимися практического опыта, углубление уровня освоения компетенций в период практики способствуют качественной подготовке будущих выпускников.

При этом, качественная подготовка в период производственной практики предполагает:

- знакомство со структурой профильной организации и проектной документацией; изучение принципов и характера реального проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест и т.д.;

- приобретение практических профессиональных навыков выполнения градостроительных проектов, освоение методик и материалов для дальнейшей самостоятельной работы;

- получение навыков проверки соответствия проектной документации градостроительного проекта требованиям нормативно - технических документов и техническому заданию;

- участие в научной деятельности сферы градостроительства для решения прикладных и теоретических задач и пр.

Ю.В. Гущина, Е.А. Голубева, А.В. Лейко в своём исследовании влияния производственной практики студентов инженерных специальностей в строительной сфере на экономику и перспективы развития региона обращают внимание на несогласованность некоторых вопросов между профильными организациями и вузами; отсутствие действующих документов (вне вуза), учитывающих и подтверждающих опыт практической работы, а также отсутствие текущего контроля и экзамена на предприятии. Для решения основных проблем авторы предлагают ежедневные контролирующие процедуры со стороны наставников от предприятия и преподавателей вуза; закрепление в профильных организациях кадров, занимающихся специальной подготовкой обучающихся практикантов; формирование единой базы рейтинговой системы, цель которой заключается в объединении всех сведений в период обучения и возможность потенциальным работодателям ознакомиться с уровнем подготовки выпускников. С некоторыми аспектами исследователей можно согласиться, однако, считаем, что проведение экзамена или зачёта по производственной практике всё-таки прерогатива образовательных организаций в силу компетентности преподавателей учитывающих совокупность аудиторных теоретических знаний и практических навыков, полученных в профильной организации [2].

Планируемые результаты обучения по производственной практике, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы отражены в Рабочей программе. Например, по направлению Градостроительство профессиональные компетенции ПК-1.7 формируются и в процессе реализации Рабочего плана практики, где обучающиеся приобретают навыки (основного уровня) проверки соответствия проектной документации градостроительного проекта требованиям нормативно - технических документов и техническому заданию.

Для приобретения профессиональных умений и навыков часто обучающиеся при выборе места

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

прохождения производственной практики стремятся отдать предпочтение той профильной организации или предприятию, где уже осуществляют свою реальную трудовую деятельность параллельно обучаясь в вузе. Конечно, при таких условиях выбора места практики реализацию процесса производственной практики можно считать рациональной и плодотворной. Однако, выбор обучающимися предприятия «по квоте» не уступает в качестве прохождения производственной практики. По отзывам руководителей профильных организаций практиканты позиционируют себя ответственными, хорошо подготовленными, способными самостоятельно выполнять поручения и производственные задания [4].

Содержательный аспект производственной практики обучающихся по направлению подготовки «Градостроительство» НИУ МГСУ в контексте деятельности профильной организации или предприятия находится в решении следующих профессиональных задач: исследования вопросов градостроительного потенциала территории; разработки концепций развития конкретной территории; разработки реальных проектов планировки, благоустройства, межевания, территории; организации дорожного движения как на этапе строительства, так и эксплуатации и т.д.

В период производственной практики обучающиеся участвуют: в решении различных вопросов разработки документации; в предварительной оценке потенциала той или иной территории; в разработке проектов по комплексному освоению, а также устойчивому развитию территории. Аспектом обучающихся под руководством непосредственных руководителей от профильной организации является производственное внимание к разработке аналитических документов, макетов, графических и презентационных материалов, выполняемых в рамках градостроительного проектирования; участие в общественных слушаниях и обсуждениях градостроительных решений. В поле зрения и производственной деятельности практикантов: нормативные документы о возможности использования и развития территорий; технологии транспортного моделирования; архитектурно-градостроительные решения; объемное проектирование; лазерное сканирование и моделирование зданий и сооружений.

В качестве примера можно привести процесс прохождения производственной практики обучающимися по направлению подготовки «Градостроительство» НИУ МГСУ и её содержание в инженерно-техническом отделе профильной организации, представляющей широкий спектр услуг в области инжиниринга и комплексных работ „ по: проектированию; строительному и лаборатор-с= ному контролю; экологическому мониторингу; гео-~ дезическому сопровождению; экспертизе проект-сэ ной, рабочей документации и строительных реше-ем ний по возведению новых конструкций и демонта-^ жу уже существующих зданий.

Инженерно-технический отдел сопровождает выполнение полного объема работ на всех этапах проекта, а также выполняет разработку В1М-модели с ее дальнейшем сопровождением (полный объем лазерного сканирования существующих объектов и еженедельное лазерное сканирование объектов на этапе строительства), ведет систематический контроль производственной деятельности в выполнении работ по инженерно-техническому обследованию и формированию отчета. В непосредственные обязанности практикантов входят следующие виды работ: запрос исходной документации у Заказчика с дальнейшим анализом; создание комплексной В1М-модели здания или сооружения; изучение требований, предъявляемых к составу и наполнению информационной модели различными наборами о конструкциях и инженерных системах; комплектация отчетов по выполненным работам. Помимо основных обязанностей большая часть времени уделяется изучению состава проектной, рабочей и исполнительной документации на объекты строительства, требований, предъявляемых к документации, а также требований и норм проектирования инженерных сетей и несущих конструкций. Отдельно стоит отметить изучение такого важного аспекта любого строительного производства, как безопасность труда, которой уделяется особое внимание. Выполненная работа обучающимися в период производственной практики демонстрируется в их отчётах результатами лазерного сканирования и построенными В1М-моделями конкретных зданий. Как видим, процесс производственной практики в контексте деятельности профильной организации реализует решение поставленных задач - реальную и востребованную производственную деятельность обучающихся в условиях современной программы цифровизации строительных предприятий нашей страны опираясь на нормативные законодательные документы. При этом немаловажным аспектом в процессе функционирования производственной практики можно считать изучение правил общения в профессиональной, научной, производственной и социальной сферах деятельности [9].

Вместе с тем, в период производственной практики обучающиеся решают задачи Индивидуального задания Рабочего плана практики, включающего учебную деятельность над содержанием Выпускной квалификационной работы (ВКР). К Индивидуальному заданию чаще всего относятся задачи определения структуры и темы Выпускной квалификационной работы (ВКР), её актуальности, цели, а также задач, объекта и предмета исследования. Разработка структуры ВКР включает формулировку названия глав, разделов и подразделов, что в свою очередь влечёт за собой необходимость составления Индивидуального плана на весь дальнейший период обучения. Кроме того, обучающиеся самостоятельно осуществляют сбор фактического материала, исходных данных по выбранной теме ВКР; информации о существующих

и перспективных методах решения выявленной проблемы исследования; первичный анализ и систематизацию теоретического материала. На заключительном этапе производственной практики особое внимание обучающихся концентрируется на задаче изучения Требований оформления отчёта о прохождении производственной практики. Соблюдение Требований в соответствии с ГОСТ даёт основания для качественного оформления содержания отчёта о практике и представления его к защите. Изучение и соблюдение Требований к оформлению отчёта в соответствии с ГОСТ одновременно формируют знания оформления будущей Выпускной квалификационной работы (ВКР), способствуют развитию умений и навыков применения нормативной документации.

Таким образом, решение конкретно поставленных задач производственной практики в контексте деятельности профильной организации позволяет обучающимся НИУ МГСУ по направлению подготовки «Градостроительство» получить необходимый опыт профессиональной деятельности, представление о работе предприятия, организации трудового процесса, на заключительном этапе написать полноценный текст отчёта о своей практической работе на предприятии. Целесообразная реализация процесса производственной практики и эффективное формирование профессиональных компетенций обучающихся способствуют повышению качества подготовки будущих инженеров о чём свидетельствуют результаты мониторинга образования и успешность трудоустройства выпускников.

Литература

1. Бирюкова А.В. Производственная практика в университете как стратегия трудоустройства молодёжи // Вестник Института социологии. 2020. Том11. № 3. C. 61-77. DOI: 10.19181/ vis.2020.11.3.663.

2. Гущина, Ю.В. Производственная практика студентов инженерных специальностей в строительной сфере: влияние на экономику региона, перспективы развития // Novainfo, 2017. № 59. С. 159-169 - URL: https://novainfo.ru/arti-cle/11185 (дата обращения: 28.10.2023).

3. Кондрачук Н.Д. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Оренбург, 2008.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 0813/426.

4. Котляревская И.В., Одинцова Н.Ф. Инновационный подход к организации производственной практики студентов вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 65-74.

5. Максимова О.А. Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 947-

949. - URL: https://moluch.ru/archive/62/9271 / (дата обращения: 28.10.2023).

6. Приказ Минобрнауки РФ N 885, Минпросве-щения РФ N 390 от 05.08.2020. - URL: https:// normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docu-mentId=380518

7. Салазкина Л.П. Опыт и перспективы организации производственной практики студентов // Вестник КемГУК И. 30/2015. С. 207-211.

8. Смирнов И.П. Контекстный метод: новая образовательная парадигма // Профессиональное образование. Столица.2013.№ 2. С. 46-50.

9. Хомякова В.Е., Фалеева Л.В. Производственная практика как фактор развития опыта профессионального общения студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 146-151. DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.019.

INDUSTRIAL PRACTICE OF STUDENTS OF AN ENGINEERING UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITIES OF A SPECIALIZED ORGANIZATION

Turutina T.F.

National research Moscow state University of civil engineering

In preparing students of an engineering university for independent industrial activity, the period of industrial practice is an integral part of the educational process. The relevance of the research is due to the need to improve the organization of industrial practice for the expedient and fruitful work of interns at enterprises in order to form professional competencies in accordance with the requirements of employers for the potential employment of graduates. In accordance with the topic of the work, the hypothesis, the object and the subject of the study are interpreted. Teaching practical skills and abilities in the field of training "Urban Planning", which has its own specifics of professional activity, is presented as an organized process. As a methodological basis for the process of industrial practice, the professional context of engineering education and the content of the activities of specialized organizations are considered, which give students concrete results - to get the necessary practical experience of professional activity, an idea of the work of the enterprise and the organization of the labor process. One of the examples of the production practice process, reflecting the nature of the practical experience acquired by students, demonstrates the engineering and technical department of a specialized organization that provides a wide range of services in the field of engineering and complex works on: design; construction control; environmental monitoring; geodetic support; examination of design and working documentation, construction solutions, construction of new structures and dismantling of existing existing buildings.

Keywords: industrial practice, students, professional competencies, profile organization, professional context.

References

1. Biryukova A.V. Industrial practice at the university as a strategy for youth employment // Bulletin of the Institute of Sociology. 2020. Volume 11. No. 3. C. 61-77. DOI: 10.19181/ vis.2020.11.3.663.

2. Gushchina, Yu.V. Industrial practice of engineering students in the construction sector: impact on the economy of the region, development prospects // NovaInfo, 2017. No. 59. pp. 159169 - URL: https://novainfo.ru/article/11185 (date of application: 28.10.2023).

3. Kondrachuk N.D. Industrial practice as a factor in the formation of professional competence of students: dissertation... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Orenburg, 2008.191 p.: ill. RGB OD, 61 08-13/426.

4. Kotlyarevskaya I.V., Odintsovo N.F. Innovative approach to the organization of industrial practice of university students // University management: practice and analysis. 2012. No. 1. pp. 65-74.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

5. Maksimova O.A. Interaction of an educational institution and an employer during the period of practical training by students: ways of improvement // Young scientist. 2014. No. 3 (62). pp. 947-949. - URL: https://moluch.ru/archive/62/9271 / (accessed: 10/28/2023).

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 885, Ministry of Education of the Russian Federation No. 390 dated 05.08.2020. - URL: https://normativ.kontur. ru/document?moduleId=1&documentId=380518

o d

u

CM

o

CM CM

7. Salazkina L.P. Experience and prospects of the organization of students' industrial practice // Bulletin of KemGUK I. 30/2015. pp. 207-211.

8. Smirnov I.P. Contextual method: a new educational paradigm // Vocational education. Capital. 2013. No. 2. pp. 46-50.

9. Khomyakova V.E., Fadeeva L.V. Industrial practice as a factor in the development of students' professional communication experience // Kazan Pedagogical Journal. 2020. No.2. pp. 146151. DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.