Научная статья на тему 'Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»'

Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕСС / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ / ILLUSTRATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / GENETIC MONITORING / PAINTINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна

В статье рассматриваются вопросы использования произведений живописи, как иллюстративного и аналитического материала в курсе «Генетический мониторинг», а именно разделов «Генетика человека», «Эпигенетика». Использование полотен великих художников в качестве визуального материала в учебном процессе выполняет несколько задач: аналитическую, информационную и ресурсную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTINGS IN TEACHING THE DISCIPLINE OF "GENETIC MONITORING"

The article deals with the use of paintings as illustrative and analytical material in the course of "Genetic monitoring", like sections of "Human Genetics", "Epigenetics". Using the paintings of great artists as the visual material in the learning process performs several tasks: analytical, informational and resourceful

Текст научной работы на тему «Произведения живописи в преподавании дисциплины «Генетический мониторинг»»

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

УДК 575:75

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»

Цаценко Людмила Владимировна д.б.н., профессор, кафедра генетики, селекции и семеноводства

Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13 [email protected]

В статье рассматриваются вопросы использования произведений живописи, как иллюстративного и аналитического материала в курсе «Генетический мониторинг», а именно разделов «Генетика человека», «Эпигенетика». Использование полотен великих художников в качестве визуального материала в учебном процессе выполняет несколько задач: аналитическую, информационную и ресурсную

Ключевые слова: ИЛЛЮСТРАЦИИ,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕСС,

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ,

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ

Визуализацию можно рассматривать, как свойство человеческого сознания, проявляющееся в способности воспроизводить видимые и невидимые образы визуального ряда в своем сознании. Зрительный образ становится отправной точкой человеческого мышления, формируя у индивида представление о мире и себе, о результатах своей деятельности и дальнейших целях [3].

Для человека характерно то, что он способен создавать и понимать самые разные символы. Их использование позволяет человечеству передавать информацию от поколения к поколению и постигать многое даже в отсутствие непосредственного опыта - так, например мы знаем о динозаврах, несмотря на то, что никогда не встречались ни с одним из них. Можно сказать, что символическое мышление предопределяет существование культуры в целом. Символизация играет фундаментальную роль во всех видах человеческой деятельности, поэтому обретение символического мышления можно считать одним из самых важных аспектов развития человека. В этой связи символическое мышление особенно актуально в учебном процессе. Важно то, что пропускная способность зрительного канала восприятия в 100 раз больше пропускной способности звуковой. В этой связи важно, что студент видит объект исследования, изучения [1,2].

Важнейшим способом подключения интуиции в процессе образовательного процесса у студентов является визуализация информации баз знаний, т.к. из различных источников известно, что 80-90% всей информации, воспринимаемой человеком, поступает именно через зрительный канал.

Произведения живописи в учебном процессе по курсу «Генетический мониторинг» можно

UDC575:75

PAINTINGS IN TEACHING THE DISCIPLINE OF "GENETIC MONITORING"

Tsatsenko Luidmila Vladimirovna

Dr.Sci.Biol., professor,

the Chair of genetic, plant breeding and seeds

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

[email protected]

The article deals with the use of paintings as illustrative and analytical material in the course of "Genetic monitoring", like sections of "Human Genetics", "Epigenetics". Using the paintings of great artists as the visual material in the learning process performs several tasks: analytical, informational and resourceful

Keywords: ILLUSTRATIONS, EDUCATIONAL PROCESS, GENETIC MONITORING, PAINTINGS

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

рассматривать как: объект анализа; материал для изучения; инструмент сбора информации. Общим критерием подхода к живописи как инструменту анализа является то, что иллюстрация, изображение того или иного биологического явления, воссоздает форму, сущность объекта исследования или явления

[6]. Иллюстрации необходимы в процессе образования студентов, т.к. приводят в активное состояние все анализаторы и связанные с ними процессы ощущения, восприятия, представления.

Уровни применения произведений живописи на занятиях по генетическому мониторингу мы рассматривает в нескольких аспектах:

1) Иллюстративный, мотивационный (студентам преподаватель объясняет, что изображено, на что обратить внимание).

2) Иллюстрация как источник информации для анализа изучаемого явления (студент должен самостоятельно выделить существенные части изображения, которые могут быть использованы при ответе);

3) Картины (т.е. произведения искусства) как иллюстрация ответа студента, как результат его самостоятельного поиска [5].

По отдельным темам курса «Генетика человека», «Эпигенетка» сформированы комплексы научно-познавательных иллюстративных ресурсов от 20 до 40 образов.

Деятельность на основе иллюстративных материалов произведений искусства при преподавании дисциплины «Генетический мониторинг» ориентирована на формирование у студентов вести наблюдения, обрабатывать полученную информацию о наблюдаемых объектах, явлениях, процессах. Но главное этого подхода - активизация работы студентов, их познавательная самостоятельность.

Так, при изучении темы «Метаморфозы тела человека», раздел «Генетика человека» используются следующие иллюстративные материалы: карлики, близнецы, альбиносы в произведениях искусства. Среди них выделяются работы: А. Мантенья (1431-1506). Фреска. Замок Сан-Джорджо, 1499; СофонисбаАнгиссола (Ангишола)Девочка с карликом Возможно, портрет Маргариты Савойской, 1556;Бронзино (1503-1572). «Портрет карлика Морганте» (не позднее 1553); Алонсо Санчес Коэльо.Портрет Инфанты Изабелла Клара Евгения с карлицей Магдаленой Магдалена Руис, карлик, забава при дворе, была при Инфанте много лет, 1585 - 1588. Художники часто изображали карликов на фоне собак, чтобы показать размерность объекта: АлатеяТальбот, внучка БессХардвик, графини Шрусбери, вместе с супругом, графом Арунделом, кисти Рубенса.1598; П.П.Рубенс Портрет Изабеллы

Клары Евгении с гномом,1599; Веласкес Диего"Карлик дон Жуан Калабаза, называемый Калабазилла, 1638; Д. Веласкес. Портрет карлика Эль-Примо; 1644; Веласкес. Диего. Портрет придворного карлика Себастьяна де Мора.1644; Диего Веласкеса. Портрет придворного карлика с собакой, 1645 (т.н. дон Антонио иль Инглес); Диего Веласкес. Менины (или «Семья Филиппа IV»)1656 (рисунок 1 - 4).

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

В начале 1986 года, в честь дарения «Портрета карлика» Хуана ван дер Хамена, музей Прадо организовал выставку под названием «Уроды, карлики и шуты при дворе испанских Габсбургов» (Monstruos, enanos y bufonesenlacortedelosAustrias), на ней удалось собрать 37 картин на эту тему. Комментируя выставку, художник Антонио Саура говорил в своей статье, озаглавленной «LosmonstruosdelPrado», следующее: «Мы говорим, без сомнения, об одной из самых красивых выставок, организованных музеем; некоторые из экспонатов показывают нам как, в первый раз за всю историю урод прекратил быть предлогом для морализаторства, и стал отражать, главным образом, человеческий характер».

Рисунок 1 - а.Алонсо Санчес Коэльо.Портрет Инфанты Изабелла Клара Евгения с карлицей Магдаленой. Магдалена Руис, карлик, забавa при дворе, была при Инфанте много лет.1585 - 1588; б - П.П.Рубенс. Портрет

Изабеллы Клары Евгении с гномом.1599г.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Рисунок 2 - а.Веласкес. Диего . Портрет придворного карлика Себастьяна де Мора.1644; б.Хуан ван дер Хамен. "Портрет карлика". Прадо, ок. 1616 года.

Рисунок 3 -а. Диего Веласкеса. Портрет придворного карлика с собакой, 1645 (т.н. дон Антонио иль Инглес); б -Диего Веласкес. Карликов часто изображали рядом с крупными собаками, чтобы подчеркнуть их рост. Карлик кардинала Гранвилля. 1646.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Рисунок 4 - Зауервейд Александр Иванович (1783-1844). Ахметка, карлик Николая I.

Другой блок образов представлен серией с изображением бородатых людей, страдающих гирсутизмом (оволосение) (рисунок 5). Картина Рибера«Портрет Магдалены Вентура с мужем [и сыном]»представляет собой пример уникальной документалистики, практически в научной манере. Не идеализируя моделей, Рибера одновременно старается передать их психологическое состояние. Испанский искусствовед Перес Санчес пишет, что художнику «удается трансформировать этот ненормальный уродливый медицинский случай в произведение искусства, которое соединяет красоту подачи темы с заставляющей задуматься загадочностью».

Образовательное значение использование произведений искусства на занятиях по генетическому мониторингу заключается и в эстетическом воспитании студентов, в развитии художественного восприятия окружающих предметов, формировании синтетического мышления, включающего наблюдательность, умение связывать детали в целостное восприятие образа.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Рисунок 5 -а. Альбрехт Дюрер. "Портрет мальчика с длинной бородой» 1527; б.Хуан Санчес Котан. "Портрет Бригиды дель Рио, бородатой женщины из Пеньяранды". Прадо, 1590.

Рисунок 6 -Британская школа живописи XVII века. Дамы Чемондели.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Рисунок 7 - а.Европейская школа живописи. XVIII век. Двойняшки; б -Альван Кларк, 1850. Сестры-близнецы , Англия.

А Б

Рисунок 8 - а.Сиамские близнецы, гравюра, 1830 г.;б.Вильям Хич, Близнецы .1830.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Рисунок 9 - Джоан ПатрисиоМорлете Руиз, Испания, 1782. Женщина с девочкой альбиносом. Музей искусства, Лос-Анжелес, Los Angeles County Museum of Art. (слева),70-ти летний альбинос, Maung Shwe Maung. Майор Фаер (Major Phayre), 1855. Он был вторым ребенком у чернокожих родителей. Его собственные дети не являются альбиносами, однако его внук имеет бледно-светлую кожу. URL: commons.wikimedia.org(справа).

11

Рисунок 10 - Джорж Стиббс, «Обезьянка альбинос и павиан», 1789 (слева); Белка альбинос, 17 век, художник неизвестен, (справа).

В галереи образов представлены материалы по близнецам, альбинизму, как у людей и

животных.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

11

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Творческий подход в использовании произведений живописи в качестве иллюстраций позволяет формировать у студентов целостное представление о естественно-научной картине мира. Также можно полностью согласиться с мнением Кузеванова Н.С. (2013), что применение произведений мастеров живописи в учебном процессе - это бесконечная творческая работа и для преподавателя, и для студента.

Анализ методов подачи иллюстративного материала свидетельствует о широком внедрении в учебный процессе сравнительного метода анализа на основе произведений искусства. Например, при преподавании лесохозяйственных дисциплин [4], анатомии человека.При работе с подобным видом иллюстраций развивается и интерес студентов к живописи, умение видеть образы, связывать со временем создания картины, анализировать явления. Можно надеяться, что использование метода сравнения и анализа на основе произведений живописи будет находить свое применение и в других дисциплина.

Литература

1. Будаеву Д.С., Пиявский С.А. Разработка визуальных баз знаний для научных исследований и учебного процесса//Инфо-коммуникационные технологии. 2008.- Т.6.№1..- С.107-110.

2. Багаув Ю.Д., Бекишева А.В., Кузьмина М.Ю., Лешенко Е.С. Современная художественная культура России: новизна визуализации //Учебные записка ЗАБ ГУ.-2013 .-№6.- -С.252-258.

3. Кузеванова Н.С. Зрительный образ как объект научного исследования //Искусствоведение и культурология. 2013. -№4. - С.43-49.

4. Павло И.Н., Барабонова О.А. Использование произведений великих художников в преподавании лесохозяйственных дисциплин //Хвойные бореальной зоны. 2007.XXIV. -N2-3. -C.336-339.

5. Цаценко Л.В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). С. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf.

6. Цаценко Л.В., ЛиханскаяН.П.,Фисенко Г.В. Иллюстрации в науке и образовании.Монография.Краснодар, КубГАУ. 2013. - 67с.

REFERENCES

1. Budaevu D.S., Pijavskij S.A. Razrabotka vizual'nyh baz znanij dlja nauchnyh issledovanij i uchebnogo processa//Info-kommunikacionnye tehnologii. 2008.- T.6.№1..- S.107-110.

2. Bagauv Ju.D., Bekisheva A.V., Kuz'mina M.Ju., Leshenko E.S. Sovremennaja hudozhestvennaja kul'tura Rossii: novizna vizualizacii //Uchebnye zapiska ZAB GU.-2013 .-№6.- -S.252-258.

3. Kuzevanova N.S. Zritel'nyj obraz kak ob#ekt nauchnogo issledovanija //Iskusstvovedenie i kul'turologija. 2013. -№4. -S.43-49.

4. Pavlo I.N., Barabonova O.A. Ispol'zovanie proizvedenij velikih hudozhnikov v prepodavanii lesohozjajstvennyh disciplin //Hvojnye boreal'noj zony. 2007.XXIV. -N2-3. -C.336-339.

5. Cacenko L.V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii / L.V. Cacenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj

zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №10(084). S. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Rezhim dostupa:

http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf.

6. Cacenko L.V., LihanskajaN.P.,Fisenko G.V. Illjustracii v nauke i obrazovanii.Monografija.Krasnodar, KubGAU. 2013. - 67s.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/103.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.