Искусствоведение
УДК 378.016 + 730(470 55) DOI: 10.14529^1200310
ББК Щ13-8 + Ч448.44
произведения скульптора вардкеса авакяна в архитектурном облике и интерьере ЮжноурАльского государственного университета
Е. В. Маркунасова,
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Изучение искусства региона специалистами-искусствоведами становится важной проблемой в осознании путей развития современных художественных тенденций. Статья посвящена творчеству уральского скульптора народного художника РФ Вардкеса Айковича Авакяна. Исследуется период творчества мастера, связанный с развитием его художественных образов в ходе сотрудничества с Южно-Уральским государственным университетом. Рассматриваются монументальные, монументально-декоративные и станковые произведения художника, расположенные в историко-культурном пространстве университета, а также на территории вузовского Академгородка. Автором статьи предпринимается также обоснование идеи сохранения взаимосвязи социального-культурного воспитания молодежи и художественных традиций. Этот процесс позволяет решать задачу воспитания творческого человека. Особое внимание уделено станковой скульптуре и архитектуре здания университета как объектам интеграции культурного наследия. На территории студенческого городка представлена уникальная коллекция станкового и монументального искусства в области скульптуры. Идея творческого сотрудничества университета с ведущими организациями и выдающимися деятелями искусства и культуры наиболее ярко воплощена в оформлении экстерьера и интерьера здания главного корпуса университета.
Ключевые слова: история регионального искусства, скульптура, станковое и монументальное искусство, Вардкес Айкович Авакян, Южно-Уральский государственный университет.
Архитектурный облик главного здания ЮжноУральского государственного университета по историческим меркам претерпел изменения совсем недавно, но кажется, что так он выглядел всегда. Изначально в 1951 г. архитектором С. В. Истоминым, представителем Государственного института по проектированию высших учебных заведений (ГИПРОВУЗ), был разработан проект комплекса Челябинского политехнического института (ЧПИ) с высотным главным корпусом, имевшим в центральной части ступенчатую башню со шпилем. Место будущего строительства на улице Спартака (в настоящее время проспект Ленина) имело относительно спокойный рельеф с небольшим уклоном в восточном направлении и было свободно от застройки. Прототипом архитектурно-пространственной структуры комплекса главного корпуса ЧПИ стал ансамбль Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ), который был возведен в 1949—1953 гг. Авторами проекта МГУ были архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев и др.
Но проект многоэтажного здания со шпилем архитектора С. В. Истомина воплощен не был. К 1960—1961 гг. возведено лишь семь этажей постройки с боковыми крыльями-корпусами (рис. 1). Первоначальный облик главного корпуса принадлежал эпохе неоклассицизма, но со временем, в процессе реконструкции он менялся, транслируя новое веяние, новые перспективы, новые архитектурные линии и образы.
г
Рис. 1. Фрагмент главного фасада центральной части старого здания Южно-Уральского государственного университета
Спустя почти 40 лет ректором вуза Германом Платоновичем Вяткиным был поднят вопрос об осуществлении первоначального архитектурного проекта. В течение последующих четырех лет здание приобрело черты стиля неоклассицизм (ампира) [5, с. 4—7].
Важная роль в художественном оформлении архитектурного облика главного здания ЮУрГУ была отведена выдающемуся челябинскому скульптору В. А. Авакяну.
Вардкес Айкович Авакян, скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, народный художник РФ, лауреат областной комсомольской премии «Орленок». Известный в стране скульптор-монументалист награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», он лауреат премии имени художника Г. Мосина «За большой вклад культуру Урала». Наиболее значительные и известные монументальные работы, созданные скульптором в Челябинске, — памятник академику И. Курчатову, памятники великим композиторам М. Глинке и С. Прокофьеву.
К настоящему моменту искусство В. А. Авакяна рассматривалось только в небольших искусствоведческих публикациях, прежде всего, в каталожных статьях. К исследованию творчества художника обращались, прежде всего, челябинские авторы. Среди профессиональных исследователей искусства скульптора были искусствовед О. А. Кудзоев, художник и искусствовед А. С. Ваганов. В своих публикациях эти авторы представили общие сведения о монументальной и станковой скульптуре в Челябинской области. Здесь имеется краткий анализ отдельных произведений В. А. Авакяна, сообщаются основные справочные сведения о нем и его работах [6, с. 220]. Упоминания о творчестве скульптора встречаются и в монографии Г. С. Трифоновой [14, с. 177—178].
В связи с персональными выставками В. А. Ава-кяна в Челябинской картинной галерее, проходившими в 1996 и 2003 гг., в выставочных каталогах были опубликованы вступительные статьи искусствоведов галереи Л. А. Сабельфельд [12, с. 1—7] и Е. М. Устьянцевой [16, с. 22], в которых проводится анализ экспонируемых произведений скульптора.
Отдельные упоминания о творчестве скульптора можно найти в обобщающих работах искусствоведов, посвященных творчеству уральских художников. Среди них труд Л. П. Байнова [2, с. 116, 122—123, 126] и О. А. Кудзоева [6, с. 85—86, 117, 120, 128—130, 161—162, 165].
Еще одну группу публикаций представляют актуальные в определенный временной период публицистические статьи, приуроченные к открытию выставок, юбилею скульптора и т. д. В них раскрываются некоторые особенности творческой манеры мастера, отмечается его вклад в развитие уральского искусства. Их авторами были А. Ляпустин, М. Фо-нотов, Г. Ершова, Н. Чистосердова, И. Мельникова, М. Ткаченко, И. Моргулес, И. Духина, С. Строев, Н. Литвинов, Л. Городецкая, Т. Мамыкина [8, с. 81].
Одна из последних работ, посвященных творчеству В. А. Авакяна, — иллюстративный альбом со вступительной статьей искусствоведа Е. М. Устьян-цевой [17, с. 246—249].
Таким образом, приведенные публикации и исследования искусства В. А. Авакяна содержат анализ основных работ скульптора, некоторые характеристики его творчества и факты биографии. Но на данный момент отсутствуют специальные труды, посвященные глубокому изучению личности мастера с точки зрения эволюции его творческого почерка, его роли в культурном пространстве региона.
Первым значимым событием в жизни скульптора, одновременно связанным с обликом архитектурного ансамбля Южно-Уральского государственного университета, стало участие В. А. Ава-кяна во Всероссийской выставке в Москве, на которой были представлены его скульптурные работы «Комсомолец» и «Сварщик-верхолаз». Среди зрителей, посетивших выставку, были министр высшего и среднего специального образования СССР Г. А. Ягодин и ректор Челябинского политехнического института (будущего ЮУрГУ) Г. П. Вяткин. Они отметили работу «Комсомолец» и предложили автору увеличить скульптуру, установить ее перед зданием челябинского университета. Это произведение, отлитое в бронзе в 1994 г. и помещенное на невысоком постаменте на фоне фасада здания, возведенного в стиле неоклассицизма, получило название «Студент» (рис. 2).
Рис. 2. Скульптура «Студент». Установлена перед главным зданием Южно-Уральского государственного университета
Челябинска, а также в частных собраниях. Сегодня он решает новые творческие задачи [16, с. 22].
Творческое сотрудничество скульптора и университета над оформлением архитектурной среды комплекса зданий продолжилось в 2003 г., когда по предложению Г. П. Вяткина для фасада здания были исполнены две бронзовые скульптуры образов древнегреческой мифологии — «Прометея» и «Славы» (рис. 3).
Монументальные фигуры венчают фасад главного корпуса в динамичных позах, как будто спускаются к студентам с Олимпа. Со стороны восточного крыла расположена композиция с образом богини Славы, исполненной с лавровым венком в правой руке. Обхватом запястья левой ладонью Славы автор усиливает выразительность ее направленного жеста. Раскрытые крылья богини подчеркивают мощь и динамику ее тела.
Со стороны западного фасада помещена скульптура Прометея, изображенного с факелом в руке и несущего огонь знаний. В порывистом движении, подчеркнутом жестким ритмом складок драпировок, античная мускулистая фигура в резком диагональном ракурсе летит к зрителю. Композиция из фигур выглядят массивной. Однако внутри фигуры пустотелые, сделаны из нержавеющей стали с медным покрытием (рис. 4). Расчет конструкций был выполнен на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ
Образы стали символами неиссякаемого стремления к знанию и завершили скульптурное оформление экстерьера, составив единую композицию с установленным ранее (в 1994 г.) памятником «Студенту».
Смелое композиционное решение произведений «Славы» и «Прометея» придало новые постмодернистские черты архитектурному облику здания.
Скульптура изображает молодого человека, смотрящего вдаль. В повороте головы и уверенном движении фигуры чувствуется энергия и сила. Автор представил нам современного, всесторонне развитого юношу. Образ студента лишен особых индивидуальных черт, композиция обобщена и выразительна. Выявляя типические черты некого героя своего времени, он призван вдохновлять на формирование в каждом современном студенте новой эпохи всего лучшего, что воплощает в себе этот скульптурный прототип. Цельность исполнения формы фигуры подчеркивает монументальность образа. Скульптурная композиция органично вписана в пространство архитектурной среды. Правильное соотношение масштаба памятника и здания предоставили возможность произведению В. А. Авакяна стать не только идейным, но и композиционным центром единого ансамбля.
Большую часть жизни мастер провел в Челябинске, где создал свои выдающиеся произведения. В 1989 году Челябинская студия телевидения сняла фильм «Коелга — это мрамор», рассказывающий о творчестве В. А. Авакяна [17, с. 246—249].
Среди его монументальных скульптур, установленных в Челябинске, выделяются памятники академику И. В. Курчатову (1986 г., архитекторы В. Л. Глазырин, Б. В. Петров, И. В. Талалай) и композитору С. С. Прокофьеву (2000 г., архитектор Е. В. Александров), скульптурные образы «Скорбь» (1970 г.), «Над пропастью» (1987 г.), «Репрессии» (1990 г.). Кроме Челябинска, монументальные произведения В. А. Авакяна установлены в Челябинской и Кустанайской областях, в городе Аркалык Казахстана.
Станковые произведения В. Авакяна находятся в художественных музеях Кургана, Екатеринбурга,
Рис. 3. Фасад центральной части главного здания университета после реконструкции. Сверху справа — скульптура «Слава»; слева — скульптура «Прометей». Скульптор В. А. Авакян
интерьер университета. Скульптуры по настоящее время расположены в главном корпусе университета, в холле второго этажа.
Все портреты выполнены в классических традициях реализма. Их лица индивидуальны. Скульптор работал над образами, используя фотографии, предоставленные сотрудниками университета и родственниками из личных архивов. В портрете всегда главенствует задача сходства, понимание конкретной модели и выражение ее духовного облика (рис. 5, 6).
Материал для исполнения проекта—уральский мрамор Коелгинского месторождения — претендует на монументальность образов при их станковом характере. Мрамор имеет белый или светло-серый цвет с голубоватым и желтоватым оттенками, с мелкозернистой структурой. Коелгинский мрамор славится своим качеством, конкурируя с европейским мрамором. По свойствам он лучше знаменитого белого каррарского мрамора из Италии. Материал диктует свои требования: его особенности во многом способствовали сдержанности в пластике выполнения и лаконичности образов.
Первой работой в 1999 г. из серии портретов, стала скульптура профессора Мельникова Виталия Васильевича. Этой чести бывший ректор удостоен за особые заслуги в развитии политехнического института, который стал под его руководством одним из крупнейших вузов страны. Участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук (1966), профессор (1966), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974), академик международной Академии информатизации (1980) [16, с. 57—59, 246].
Изображение портрета Мельникова Виталия Васильевича статично, голова устремлено вперед, на лице читается напряженное состояние. В целом портрет создает впечатление мыслительного процесса или спора. Мы видим характер и стремление.
В 2000 г. В. А. Авакян выполняет портрет первого ректора Челябинского политехнического института Алексея Яковлевича Сычева. Основатель кафедры экономики промышленности, инициатор переименования Челябинского механико-машиностроительного
Рис. 4. Фрагменты главного фасада центральной части университета: справа — скульптура «Слава»; слева — скульптура «Прометей». Скульптор В. А. Авакян
С 1999 г. В. А. Авакян работал над еще одним творческим заказом Южно-Уральского государственного университета. Им была исполнена мемориальная галерея, состоящая из восьми мраморных бюстов ученых, стоявших у истоков создания вуза и преподававших в нем: Н. Духова, В. Макеева, А. Сычева, В. Мельникова, А. Морозова, Г. Черноруцкого, А. Оатула, А. Бургвица, Ю. Лившица. Галерея — это знак благодарной памяти потомков.
Архитектурным факультетом ЮУрГУ был выполнен специальный проект, учитывающий масштабы постаментов для их размещения и вписывания в
Рис. 5. Мельников Виталий Васильевич, Сычев Алексей Яковлевич, Морозов Александр Николаевич, Бургвиц Александр Георгиевич. Скульптор В. А. Авакян
института в Челябинский политехнический. Благодаря его инициативе было выбрано место для главного корпуса ЮУрГУ, утвержден проект и начато строительство корпусов института. Доктор экономических наук (1952), профессор (1952), участник Гражданской и Великой Отечественной войны [15, с. 295].
Исторический портрет, представляет характерные черты человека и личных качеств героя, через время мы можем оценить социальную значимость личности. Портрет выполнен в авторской манере художника. Его отличает пластичная линия широкого лба и характерный объем прически.
В 2001 году В. А. Авакяном в мраморе выполнен портрет Александра Николаевича Морозова, доктора технических наук (1951), профессора (1952), основателя и заведующего кафедрой металлургии стали ЧПИ (1952—1958), научного консультанта НИИМа (1958—1989). А. Н. Морозов являлся участником Великой Отечественной войны (1941—1945). Его заслуги были отмечены званиями почетного профессора ЧГТУ (1995), заслуженного деятеля науки и техники РФ. Он — один из основателей челябинской школы сталеплавильщиков [10, с. 13—14.].
В композиции портрета чувствуются особенности материала, цельность объёма и мягкость линий. Детально обработана поверхность лицевой части портрета. Черты лица выполнены точно, автор подчеркивает характер легким движением головы.
В 2002 г. мастером выполнен еще один потрет — Александра Георгиевича Бургвица, доктора технических наук (1961), профессора (1962), заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1990), заслуженный изобретателя СССР (1988). Ученый в 1944 окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана, во время учебы участвовал в обороне Москвы. После окончания учебы работал инженером-конструктором. С 1946 по 1949 — аспирант МГТУ им. Н. Э. Баумана, после защиты кандидатской диссертации (1949) начал преподавать в ЧММИ. Здесь он стал доцентом (1952), профессором, заведовал кафедрами, а затем работал проректором по учебной работе ЧПИ (1961—1966) [11, с. 77—91].
В образе портрета А. Г. Бургавица, мы видим глубокую сосредоточенность, выразительные черты
лица подчеркивает фактура материала. Художник тонко уловил характер Александра Георгиевича.
В 2003 г. В. А. Авакян создает портрет Александра Александровича Оатула — новатора, наставника, заслуженного строителя России, выдающегося педагога, доктора технических наук, профессора. В 1957 г. А. А. Оатул стал первым заведующим кафедрой строительных конструкций ЧПИ, а после защиты докторской диссертации был утвержден в звании профессора. В 1962 г. он стал заведовать кафедрой железобетонных и каменных конструкций. Его по праву считают основателем научной школы строительных конструкций на Южном Урале. Под его руководством были созданы уникальные городские объекты: цирк, театр драмы, Дворец спорта «Юность», Торговый центр [7, с. 8—12.].
В портрете особенно удалось композиционное построение массы головы модели. Мы видим лицо, доброе, мягкое. В лике присутствует душевная тонкость внешнего облика. Легкость пластической моделировки подчеркивают образ.
В том же 2003 г. скульптор выполнил еще один портрет — Георгия Севировича Черноруцкого. Ученый являлся создателем двух учебных кафедр — «Автоматика и телемеханика» и «Системы управления». Он автор инженерных методов расчета систем автоматического управления со случайными параметрами, которые стали основой создания уникальных машин и станков, получивших международной признание. Среди учеников Черноруцкого ректор ЮУрГУ А. Л. Шестаков, декан факультета прикладной математики и физики В. И. Ширяев, декан приборостроительного факультета Л. С. Ка-заринов, заведующий кафедрой «Электротехника» автотракторного факультета Г. И. Волович и др. По решению Ученого совета университета Г. С. Черно-руцкому присвоено звание «Почетный профессор ЧГТУ» [19, с. 355— 376].
В. А. Авакян тщательно прорабатывает черты лица и придает образу героя силу и мощь. Четкая линия оптики дает эмоциональное состояние портрету.
Бюст Николая Леонидовича Духова был исполнен в 2004 г. Он был посвящен одному из немногих
Рис. 6. Оатул Александр Александрович, Черноруцкий Георгий Севирович, Духов Николай Леонидович, Лившиц Юрий Данилович. Скульптор В. А. Авакян
героев в стране — трижды Герою Социалистического Труда, одному из ведущих конструкторов танков, а затем ядерного оружия. Создатель тяжелых танков Кировского завода вошел и в историю университета как заведующий кафедрой «Танки — КГМиА». Руководство Автотракторного факультета предложило увековечить имя Н. Л. Духова в ЮУрГУ как одного из организаторов вуза и факультета. В память Н. Л. Духова установлен бюст и открыта мемориальная доска.
В. А. Авакяном повороту головы конструктора Духова придан героический образ, который акцентируется наградами, изображенными как нюанс достаточно подробно на груди кителя, исполненного моделировкой «насечка». Скульптор мягко передает индивидуальные черты героя, но раскрывает образ, как сильного, мужественного человека. Достоинство в преодоление трудностей, эмоциональная нагрузка композиции.
Портретную галерею завершает выполненный в 2004 г. бюст Юрия Даниловича Лившица. Уголовно-процессуальная школа в Южно-Уральском государственном университете возникла и начала развиваться с 1 сентября 1993 г., когда кафедру уголовного и гражданского права и процесса факультета экономики и права Южно-Уральского государственного университета возглавил доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы России Ю. Д. Лившиц. Более пятидесяти лет ученый был связан с уголовно-процессуальной наукой. Он является автором более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе трех монографий и двух учебников. Творческое наследие Юрия Даниловича является той основой, на которой проводят свои научные исследования его ученики и последователи [4, с. 303—306].
Портрет Ю. Д. Лившица хорошо обыгран пластикой головы и плечевым поворотом. Мягкие и плавные линии, исполнены тонко и фактура, выполненная насечкой, дает выразительный ход.
Ректор университета Александр Леонидович Шестаков, назвал мраморные бюсты, созданные В. А. Авакяном, художественной ценностью ЮУрГУ: «Эти люди были основателями научных школ, которые сегодня развиваются в университете. Они выполняли колоссальные программы по развитию оборонной техники, по строительству нашего университета. Сегодня мы — ученики этих людей — с большой радостью приходим к ним, чтобы вспомнить их труды» [20, с. 1].
Во всех портретах скульптор демонстрирует различные приемы композиции, стремится к цельности и конструктивности форм, мы видим в каждом образе личность, характер. Поражает, как точно художник чувствует натуру, его умение передать психологическое состояние героя. Сравнивая портреты, мы видим авторскую руку, своеобразный язык пластики, но в тоже время каждый портрет уникален. Автор показывает свое отношение к личности каждого героя.
Еще один подарок Южно-Уральскому государственному университету от скульптора Вардкеса Айковича Авакяна — портрет Александра Сергеевича Пушкина. Бюст украшает «Пушкинский
зал» университета. Камерность композиции, идея спокойствия и величия героя, дает пространство, ощущение неуловимости мысли, которое угадывается в лице поэта (рис. 7).
Пушкинская тема В. А. Авакяна интересует давно, он работает над ней, делает много эскизов и по-
Рис. 7. «Поэт» (А. С. Пушкин). Скульптор В. А. Авакян, мрамор, 1990
исков в материале. Наш автор мыслитель, философ, с тонким чувством поэзии и музыки, воплощение которых он ищет в мраморе. И так с каждой темой для композиции, в мастерской создается много вариантов, идет работа над поиском идеальной формы, образа. Композиции из глины переводятся в гипс, затем в материал, отсекается все лишнее, в поисках идеального варианта. Чувство гармонии и материала главное в мастерстве автора.
У каждого художника есть своя любимая тема, свои пристрастия, через всю творческую жизнь автор несет идею прекрасного, он любуется женщиной, он ищет образы, воплощая в пластику женской фигуры множество тем.
В 2007 г. в день рождения Южно-Уральского государственного университета вуз подготовил для всех студентов, преподавателей и сотрудников весьма оригинальный подарок, на 1-м этаже корпуса 3б открылся фонтан по проекту В. А. Авакяна. По словам президента университета Г. П. Вяткина, который лично курировал всю работу, это не просто фонтан, а настоящее произведение искусства. Как отметил Герман Платонович, подобная красота придает месту ее нахождения статус центра культуры и искусства, выполняя не только эстетическую, но и воспитывающую функции.
Пластический смысл скульптуры для фонтана, заключен во внутреннем поиске, душевной гармонии. Мотив полноты жизни и радости бытия
проникнуты в образы обнаженных натур в творчестве скульптора. Именно образы, потому что в красоте и совершенстве человеческого тела В. А. Авакян видит выражение духа. В течение многих лет скульптора волнует эта тема, он вновь и вновь возвращается к ней. Обаяние женственности художник видит в естественности образа. Плавный контур пластического решения, отделяет ее от пространства. Мягкая моделировка объемов фигуры, тонкая проработка поверхности мрамора, дают ощущение цельности. Перед нами девушка, в классической и органичной позе. Одна рука за спиной, правая кисть поддерживает наклонившеюся голову. Легкая меланхолия в наклоне головы подчеркивает духовность образа. Скульптура хорошо вписана в окружающее пространство, сохраняя художественную доминанту (рис. 8).
За плечами Вардкеса Айковича Авакяна — большой творческий путь. Проанализировав монументальные и станковые произведения скульптора, созданные им в процессе длительного и продуктивного сотрудничества с Южно-Уральского Государственного университета, мы пришли к выводу, что произведения искусства, расположенные в университете и на его территории, в совокупности с величественным обликом оказывает мощное воспитательное и эстетическое воздействие на наших и иностранных студентов, а также жителей нашего города.
Определяется и творческая эволюция искусства скульптора. Она не обусловливается внешней сменой времени и политикой, а проявляется в поиске новых форм, художественных решений, емкого и духовного содержания. Рассмотренные нами творческие работы скульптора В. А. Авакяна (скульптуры «Студент», богиня «Слава», «Прометей», мраморные бюсты и статуи для фонтана) и весь величественный архитектурный облик формируют имидж университета, создавая неповторимый образ, вызывающий гордость не только у студентов, но и у жителей региона и его гостей. Конструкция университета со времён его основания меняется, развивается. Вуз сохраняет свои лучшие традиции в гармонии архитектуры и художественного оформ-
Рис. 8. Фонтан. Фойе корпуса 3б, мрамор. Скульптор В. А. Авакян, 2007
ления работами ведущего российского скульптора В. А. Авакяна, творчество которого определяет также пути развития и художественные достижения современного искусства.
Литература и источники
1. Авакян, В. А. Вардкес Авакян: скульптура : альбом/
B. А. Авакян. — Челябинск : Studio Divan : АвтоГраф, 2011. —192 с.
2. Байнов, Л. П. Художники Челябинска / Л. П. Бай-нов. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. — 167 с.
3. Ворошин, С. Д. Архитектурно-художественный облик Южно-Уральского государственного университета: прошлое и настоящее / С. Д. Ворошин // Архитектура, градостроительство и дизайн. Инновационные образовательные программы. — № 1 (19). — 2019. — URL: http://aud-journal.com/index.php/ru/nomera/8-arkhiv/58-nomer-15-new-5.
4. Зайцев, О. А. Научное наследие профессора Юрия Даниловича Лившица / О. А. Зайцев // Союз криминалистов и криминологов. — 2014. — № 4. — С. 303— 306.
5. Искандеров, М. М. Советский неоклассицизм: исследовательские интерпретации архитектуры 1930— 1950-х гг. / М. М. Искандеров, А. Ю. Михайлов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2011. — С. 7.
6. Кудзоев, О. А. Скульптурная летопись края / О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. — С. 220 .
7. Максимов, Ю. В. Творческое наследие А. А. Оату-ла / Ю. В. Максимов // Строительная механика и расчет сооружений. — 2008. — № 1. — С. 8—12.
8. Мамыкина, Т. Ученому, мыслителю, человеку / Т. Мамыкина //Вечерний Челябинск. — 1987. — 23 июля.
9. Моисеев, А. П. Конструктор Н. Л. Духов и его Школа /А. П. Моисеев, В. А. Путин, — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — С. 435 с.
10. Поволоцкий, Д. Я. Литературная деятельность А. Н. Морозова: монографии/Д. Я. Поволоцкий //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Металлургия. — 2002. — № 2. — С. 13—14.
11. Рождественский, Ю. В. Гидрамическая теория смазки / Ю. В. Рождественский // Научные школы ЮУрГУ. История развития / сост. О. В. Антонова. — Челябинск, 2008. — С. 77— 91.
12. Сабельфельд, Л. А. Вардкес Авакян. Скульптура : кат. выст. / Челяб. обл. картин. галерея, Челяб. орг. СХ России ; сост. В. Авакян ; авт. вступ. ст. Л. А. Сабельфельд. — Челябинск, 1996. — С. 17.
13. Союз художников России. Челябинское региональное отделение : сайт/ — URL: http://shrchel.ru/avakyan-vardkes-ajkovich
14. Трифонова, Г. С. Художественная культура Южного Урала. 1900—1980-е гг. / Г. С. Трифонова. — Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2009. — С. 269.
15. Тулинский, С. В. Ученые Южно-Уральского государственного университета / С. В. Тулинский. — Челябинск, 1998 — C. 295.
16. Тулинский С. В. Мельников Виталий Васильевич /
C. В. Тулинский // Южно-Уральский государственный университет, 1943—2003: ист. очерк. — Челябинск, 2003. — С. 57—59, 246.
17. Устьянцева, Е. М. Вардкес Авакян. Скульптура : кат. выст. /Е. М. Устьянцева ; Челяб. обл. картин. галерея, Челяб. орг. Союза художников России. — Челябинск, 2003. — С. 22.
18. Устьянцева, Е. М. Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. 2006 год / Е. М. Устьянцева — Челябинск, 2005. — С. 246—249.
19. Шестаков, А. Л. Системы автоматического управления /А. Л. Шестаков //Научные школы ЮУрГУ. История развития / сост. О. В. Антонова, А. Л. Шестаков. — Челябинск, 2008. — С. 355— 376.
20. Южно-Уральский государственный университет : сайт. — URL: https://www.susu.ru/ru/news/2013/12/13/ rektor-i-prezident-yuurgu-vozlozhili-cvety-k-byustam-osnovateley-universiteta.
Поступила в редакцию 15 июня 2020 г.
МАРКУНАСОВА Елена Владимировна, аспирант кафедры «Теология, культура и искусство», ЮжноУральский государственный университет (г. Челябинск, Российская Федерация). E-mail: o.elenamarku@ gmail.com
DOI: 10.14529/ssh200310
works of sculptor vardkes avakian
in the architectural form of the south ural
state university
E. Markunasova, [email protected], South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The study of the history of art in the region by experts in the field of art becomes an important problem in understanding the development of contemporary art trends. The article is dedicated to the work of the Ural sculptor of the national artist of the Russian Federation Vardkes Aikovich Avakyan. The periods of the master's creativity are studied in connection with the development of his artistic images. Monumental, monumental, decorative and easel works of the artist located in the historical and cultural space of the South Ural State University, as well as on the territory of the University Academic Town are considered. The author of the article undertakes a theoretical substantiation of the idea of preserving the relationship between the social and cultural education of youth and artistic traditions. Particular attention is paid to easel sculpture and the architecture of the university building as objects of integration of the cultural heritage of the South Urals. This process greatly facilitates the task of educating a creative person who sees the future, knows how to work and achieve results. The campus features a unique collection of easel and monumental sculpture art. The article also highlights the features and reveals the relationship between the development of the field of culture and art at the university and the optimization of the educational process through creative cooperation of the university with leading institutions, organizations and prominent figures of art and culture. This idea is most vividly embodied in the design of the exterior and interior of the building of the main building of the university.
Keywords: history of regional art, sculpture, easel and monumental art, Vardkes Aikovich Avakyan, South Ural State University.
References
1. Avakyan, V. A. VardkesAvakyanskulpturaalbom [Vardkes Avakian sculpture album]. Autograph, 2011, pp.192.
2. Buynov, L. P. Khudozhniki Chelyabinska [The Artists Of Chelyabinsk] Chelyabinsk: South.-Ural. kn. ed., pp. 1979, 167 p.
3. Voroshin, S. D. Arkhitekturno-khudozhestvennyy oblik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: proshloye i nastoyashcheye [Architectural and artistic appearance of the South Ural state University : past and present ] Arkhitektura, gradostroitel'stvo i dizayn. Innovatsionnaya obrazovatel'naya programma [Architecture, urban planning and design. Innovative educational program] — № 1 (19). — 2019. http://aud-journal.com/index.php/ru/nomera/8-arkhiv/58-nomer-15-new-5
4. Zaitsev, O. A. Nauchnoye naslediye professora Yuriya Danilovicha Livshitsa Moskovskoy akademii ekonomiki i prava [Scientific heritage of Professor Yuri DanilovichLivshits Moscow Academy of Economics and law] Moscow, 2014, pp. 303— 306 .
5. Iskanderov, M. M., Mikhailov, A. Y. Sovetskiy Neoklassitsizm: issledovatel'skiye interpretatsii arkhitektury 1930— 1950-kh gg. [Soviet Neoclassicism: research interpretations of architecture in the 1930s-1950s] Izvestiya Kazanskogo gosu-darstvennogo arhitekturno-stroitelnogo universiteta [News of Kazan State University of Architecture and Civil Engineering] 2011, pp. 7.
6. Kodzoev, O. A. Skulpturnaya letopis kraya [chronicle of sculptural edge] Chelyabinsk: South.-Ural. kn. ed., 1986, pp. 220.
7. Maksimov, Y. V. Tvorcheskoye naslediye A. A. Katuly [the Creative heritage of A. A. Katula] Stroitelnaya mekhanika i raschet konstruktsiy [Construction mechanics and calculation of structures] 2008, № 1, pp. 8—12.
8. Mamykina, T. Uchenomu myslitelyu cheloveku [Scientist, thinker, man] Evening Chelyabinsk. 1987. — July 23.
9. Moiseev A. P., Putin V.A., Constructor N. L. Dukhov i yego Shkola [Constructor N.L. Dukhov and his School] Chelyabinsk: South Ural book publishing house, 2004. pp. 435 .
10. Povolotsky, D. Y. deyatelnost A. N. Morozova: monografii / D. YA. Povolotskiy [Literary activity of A. N. Morozov: monographs] Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Mnogoseriynyy telefil'm metallurgiya [Bulletin of the South Ural state University. Ser. Metallurgy] 2002, № 2, pp. 13—14.
11. Rozhdestvensky, Y. V. Hidromecanica teoriya smazki [Hidromecanica theory of lubrication] comp. Antonova, O. V. — Chelyabinsk, 2008, pp. 77— 91.
12. Sabelfeld L. A. Vartkes Avakian. Sculpture: cat. CA. / Chelyabinsk. Region of paintings. Gallery, Chelyabinsk. Org. Union of artists of Russia; ed. V. Avakian; author. Introduction. Article by L. A. Sabelfeld — Chelyabinsk, 1996, pp. 17 .
13. Shestakov A. L. Sistemy avtomaticheskogo upravleniya [the System of automatic control] ed.-comp. O. V. Antonova, edited by A. L. Shestakov. — Chelyabinsk, 2008, pp. 355—376.
14. Trifonova G. S. Khudozhestvennaya kultura Yuzhnogo Urala. 1900—1980-ye gg. [Artistic culture of the southern Urals. 1900-1980-ies.] Chelyabinsk: Publishing House. SUSU center, 2009, pp. 269 .
15. Tulinsky S. V. Uchenyye Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientists of the South Ural state University] Comp. S. V. Tulinsky. — Chelyabinsk: Izdatelstvo YUUrGU [SUSU publishing House] 1998, pp. 295.
16. Tulinsky S. V. Melnikov Vitaliy Vasilyevich [Melnikov Vitaliy Vasilievich] Yuzhno-Uralskiy gosudarstvennyy universitet [South Ural State University], 1943—2003: East. Feature article. — Chelyabinsk, 2003, pp. 57— 59, 246.
17. Ustyantseva, E. M. Vardkes Avakyan. Skulptura: kat. vyst. Chelyab. Obl. kartin. galereya, Chelyab. Org. Soyuza khudo-zhnikov Rossii [Vardkes Avakyan. Sculpture: cat. Ad Chelyab. Reg. pictures. Gallery, Chelyab. Org Union of Artists of Russia] Chelyabinsk, 2003, pp. 22.
18. Ustyantseva, E. M. Kalendar' znamenatel'nykh i pamyatnykh dat: Chelyabinskaya oblast': 2006 god. [Calendar of significant and memorable dates: Chelyabinsk region: 2006.] Chelyabinsk, 2005, pp. 246—249.
19. The Union of Artists of Russia, Chelyabinsk regional office // http://shrchel.ru/avakyan-vardkes-ajkovich/
20. https://www.susu.ru/ru/news/2013/12/13/rektor-i-prezident-yuurgu-vozlozhili-cvety-k-byustam-osnovateley-universiteta
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Маркунасова, Е. В. Произведения скульптора Вардкеса Авакяна в архитектурном облике и интерьере Южно-Уральского государственного университета / Е. В. Маркунасова // Вестник ЮУрГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2020. — Т. 20, № 3. — С. 70—78. DOI: 10.14529А^00310
Received June 15, 2020
FOR CITATION
Markunasova E. M. Works of sculptor Vardkes Avakian in the architectural form of the South Ural State University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities. 2020, vol. 20, no. 3, pp. 70—78. (in Russ.). DOI: 10.14529/ ssh200310