Научная статья на тему 'Происхождение крымских татар (часть i)'

Происхождение крымских татар (часть i) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
488
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИММЕРИЙЦЫ / СКИФЫ / СКИФИЯ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНОНИМ / ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меметов А., Меметов И.А.

Меметов А. Походження кримських татар (частина 1) / А. Меметов, І. А. Меметов // Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2012. Т. 25 (64), № 3, ч. 1. С. 3-15.У статті розглядаються питання походження кримських татар та участь в їх етногенезі найдавніших жителів Криму кіммерійців і скіфів.Ключові слова: кіммерійці, скіфи, Скіфія, кримські татари, етногенез, етнонім, мова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memetov A. The origin of the Crimean Tatars (part 1) / A. Memetov, I. A. Memetov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2012. Vol. 25 (64), No 3, part 1. P. 3-15.The questions of the origin of the Crimean Tatars and participate in their ethno genesis ancient inhabitants of the Crimea the Cimmerians and Scythians.Key words: Cimmerians, Scythians, the Scythians, the Crimean Tatars, ethno genesis, ethnonym, language.

Текст научной работы на тему «Происхождение крымских татар (часть i)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 3, ч. 1. 2012 г. С. 3-15.

КРЫМСКОТАТАРСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 81-112 =512

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР (ЧАСТЬ I)

Меметов А., Меметов И. А.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина, e-mail: crimeantatarphilology@hotmail.com

В статье рассматриваются вопросы происхождения крымских татар и участие в их этногенезе древнейших жителей Крыма - киммерийцев и скифов.

Ключевые слова: киммерийцы, скифы, Скифия, крымские татары, этногенез, этноним, язык.

Крым, на территории которого сформировался крымскотатарский народ (къы-рым халкъы «крымский народ»), благодаря своему географическому положению, богатству и разнообразию природных условий с глубокой древности (не позднее 1-го тысячелетия до н. э.) был заселен оседлыми и полукочевыми племенами. Эти племена смешивались друг с другом, входили в контакты с вновь прибывшими кочевниками, которые, частично оставаясь в завоеванной стране, переходили постепенно от кочевого к оседлому быту, включались в его культуру, как стоящую на более высокой ступени, и принимали его язык, забывая свой, входя новым слагаемым в издревле происходивший этногенетический (народообразующий) процесс.

История и этногенез крымских татар до сих пор не были предметом серьезных специальных исследований. Однако целый ряд работ историков, археологов, антропологов, языковедов, а в последнее годы и врачей в той или иной степени затрагивают данные проблемы в связи с решением других основных задач. К числу этих работ относятся труды древнегреческих и римских авторов (Геродота, Страбона, Птолемея, Плиния, Аммиана Марцелина, Филосторгия, Приска, Иордана, Прокопия из Кесарии и др.), а также б средневековых и более поздних путешественников и современных ученых (Эвлия Челеби, В. Д. Смирнова, В. Х. Кондораки, Г. Радде, В. В. Радлова, Н. А. Аристова, А. И. Маркевича, Ю. А. Кулаковского, А. А. Куника, А. Н. Бернштама, А. Л. Якобсона, З. Ш. Навширванова, А. Н. Самойловича, К. М. Му-саева, Л. Н. Гумилева, С. А. Плетневой, М. И. Артамонова, А. А. Щепинского, Э. А. Томпсона, В. Е. Возгрина и др.).

Для выяснения этногенетического процесса крымских татар мы попытаемся кратко изложить историю заселения Крыма с древнейших времен на основе работ вышеуказанных авторов и других доступных нам источников на тюркских и персидском языках. В конце книги приводятся данные анализа ДНК крымских татар, полученные в результате исследования сотрудниками географического общества США в Крыму в 2011 году в рамках проекта «Genographics» (2006-2011) с целью исследования этногенеза малых народов, которые полностью опровергли утвержде-

ние отдельных советских и российских историков о монгольском происхождении крымских татар.

Самыми древними обитателями Крыма и всего Северного Причерноморья, известными нам по ассирийским, аккадским и другим античным источникам, были киммерийцы, скифы, тавры, готы, гунны и другие племена.

Киммерийцы

О пребывании киммерийцев в Крыму впервые упоминает Гомер в «Одиссее»: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, и судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окруженные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» [1, 281 - 282]. Анализируя этот отрывок, следует отметить, что киммерийцы Гомера обитали на морском побережье, и их территория на тот момент постоянно была покрыта туманом и мглой. При этом Гомер называет этих киммерийцев народом, имевшим город. А это значит, что они не все были дикими кочевниками, как утверждают об этом некоторые современные исследователи, ибо наличие города свидетельствует об определенном уровне цивилизации данного народа.

О киммерийцах, обитавших в Крыму и восточнее Меотиды (совр. Азовское море - А.М.), Геродот пишет: «Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда масса-геты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)... И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Ким-мерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне стоит эллинский город Синопа». [2, 11-12].

Сообщение Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н. э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами из современного Западного Туркестана, скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в Причерноморье [ 3, 453].

Страбон в своем труде «География» писал, что у этнотермина «киммерийцы» был синоним «кимвры»: «Посидоний... неплохо предполагает, что кимвры, будучи разбойниками и кочевниками, совершали походы даже до местностей по Меотиде и что от них получил название и киммерийский Боспор, т. е. как бы Кимврский, ибо эллины называли кимвров киммерийцами.» [4, 191]. «В гористой области тавров есть так же гора Трапезунт, . Вблизи этой же гористой области есть и другая гора Киммерий, [названная так] потому, что некогда киммерийцы властвовали на Боспо-ре. Поэтому целая часть пролива, простирающаяся до устья Меотиды, называется Киммерийским Боспором» [5, 3].

Синонимичность этнотерминов «киммерийцы» и «кимвры» отмечал и Диодор Сицилийский: «Жители северных стран, соседние с Скифией, чрезвычайно дики; говорят, что некоторые из них едят людей. Так как их сила и дикость прославилась повсюду, то некоторые говорят, что именно эти народы под именем киммерий-

4

цев в древние времена прошли войной всю Азию, причем время скоро испортило это слово в наименовании кимвров...» [6, 258].

При описании южного побережья Балтийского моря Плиний дает другой фонетический вариант названия этого этнотермина - кимбры: «.что залив называется Калипен и остров в его устье Латрис, затем другой залив Ланг, пограничный с ким-брами» [7, 25]. О том, что кимвры жили на Ютландском полуострове Тацит писал: «Упомянутый выше выступ Германии занимают живущие у Океана кимвры, теперь небольшое, а некогда знаменитое племя. Всё еще сохраняются внушительные следы их былой славы, останки огромного лагеря на том и другом берегу, по размерам которого можно и ныне судить какой мощью обладал этот народ, как велика была их численность и насколько достоверен рассказ о его поголовном переселении» [8, 368]. Здесь уместно подчеркнуть замечание Тацита о том, что упомянутые им кимвры поголовно куда-то переселились. Ю. Н. Дроздов, подробно исследовавший тюркоязычный период Европейской истории, пишет: «Не исключено, что кимвры могли расселиться по другим регионам побережья Балтийского моря и фиксироваться там под названием гуннов» [9, 79]. Подтверждением этому может служить то, что: «В саге о Тидреке Бернском «Гуналанд» располагается на запад от Польши и прямо отождествляется с Фрисландом» [10, 147]. В настоящее время в одном из регионов Европы сохранилось древнейшее самоназвание одного из народов, созвучное с этнотермином «кимвры» или «кимбры». «Речь идет - пишет Ю. Н. Дроздов, о валлийцах Британии. Они до сих пор называют себя сушго («кумро»). Не исключено, что они могут быть потомками балтийских кимвров» [11, 79].

Родственные киммерийцам племена достаточно четко указываются в работах античных авторов. Так, Евстарий в своих объяснениях к «Одиссее» Гомера, писал: «Эти киммерийцы, или скифы - кочевники, придя из западных областей океана, разграбили храм Аполлона в Дельфах. Вследствие этого поэт поносит их, как живущих во мраке» [12, 285]. И далее: «Арриан же говорит, что скифское племя киммерийцев, поднявшись со своей родины и вредя всем встречающимся на пути, дошло до Вифинии» [13, 292]. В комментариях к «Землеописанию» Дионисия Евстарий отмечал: «Тавром он здесь называет другую гору, не тот восточный Тавр, о котором будет сказано ниже, а северную часть того Тавра, у подошвы которой живет скифское племя киммерийцев» [14, 245].

Ценные сведения о кимбрах содержатся в Киевском синопсисе, впервые опубликованном в 1674 году: «Цимбры родство свое имеют от старейшего сына Афетова Гомора, от негоже наперва нарицахуся Гоморы, Гречески именовашася Кимеры или Цимблеры; потом прозваны бяху Цимры. Размножившежеся по родом своим, иныи седоша в полях диких, иныи над Доном и Волгою реками, иныи над Бугом рекою, иныи над Днепром, над Десною, Сосною, и над иными реками, иныи над Чёрным морем, идеже Очаков, Крым, Перекоп, над езером Меотис; иныи же седоша, идеже Волынь, Подолье, Подляшье, Жмудь и Литва. Ибо от тех же Цимбров и Литовский народ изыйде. От тогожде Цимбрийскаго народа изшедшии людие по временем наречены бяху, иныи Готами, Епидами, прочии Половцами, Ятвягами и Печенегами. Но все тии Цимбры народы воинскии, мужественныи: и егда от полунощных стран, найпаче идеже ныне Литва, Пруси и Шведы, ради неплодствия земли поидоша до

5

Франции и Испании, потом оттуду до Волох, или до Римлян; Римлянеже им не хо-тяху земли дати; они брань сведши и Римляны, многажды побеждаху Римлян, и селения своя расширяху и распосажахуся, яко же хотяху. Потом нескоро, теша, и к воинским делам разленишася, внезану от некоего вожда Римскаго, именем Мария, нещадно побеждены бяху; сего ради ослабевши в то время Цимбры в силах своих паки возвратишася в страны полунощныя, и седоша по различных местах и странах над вышереченными реками. Все же верою поразнишася, инии Христиане, инии погане оставше» [15, 62].

В этом фрагменте Синопсиса четко указаны места расселения киммерийских племен, после того как они размножились - это территория современной Украины, европейской части России и побережье Балтийского моря. Содержание этой части Синопсиса дает пояснение на сообщение Тацита о переселении значительной части киммерийцев с побережья Балтийского моря и указывает причину этого переселения - отсутствие плодородной земли. Как видно из текста, причиной возникновения военного конфликта между киммерийцами и римлянами является извечный земельный вопрос, а не жажда «диких скифских и киммерийских племен постоянно грабить соседние народы», как утверждают древнегреческие авторы и аккуратно переписывают некоторые современные историки и археологи. Особо следует отметить указание Синопсиса на то, что после того как киммерийцы были изгнаны из завоеванных ими земель они «верою поразнишися», часть из них стала христианами, другая - «погане оставше».

Это нам необходимо для того, чтобы лучше понять происхождение готских племен, которых некоторые современные ученые относят к германским племенам, вопреки указаниям средневековых источников, а другие - к тюркским.

По поводу названия «цимбры» Ю. Н. Дроздов пишет: «Греческая транскрипция названия этого народа - КщВрог, КщВрог («кимбры»), а латинская - ОшЬй («ким-бры»). Но в русском языке в XVII веке латинскую букву с прочитывали как русскую [ц]. Отсюда и появился в синопсисе вариант «цимбры», вместо «кимбры». Далее он продолжает: «Нетрудно заметить, что указанные в синопсисе места расселения кимбров - это, в основном, русская (славянская - А.М.) этнотерритория, заселенная в древности скифскими племенами. В качестве потомков кимбров перечисляются только тюркскоязычные племена готов, гепидов, половцев, ятвягов и печенегов. Исходной территорией, с которой кимбры стали продвигаться в Западную Европу, а затем и в Рим, была Восточная Прибалтика. . В общем же, эта информация синопсиса достаточно адекватно соотносится с подобными данными других письменных источников» [16, 80].

Таким образом, из приведенных выше данных следует, что, во-первых, этно-термины «киммерийцы», «кимвры», «кимбры» и «цимбры» являются синонимами. Во-вторых, территория обитания этих племен фиксируется античными авторами, в основном, на морских побережьях, в частности, в районе побережья Ютландского полуострова, а также в районе побережья Меотиды и Черного моря. В-третьих, киммерийцы (кимбры, кимвры и цимбры) относятся к скифскому племени - это те же самые гунны, готы, половцы и печенеги.

6

При изучении этнической и языковой принадлежности киммерийцев мнения исследователей разошлись. В свое время их причисляли к фракийцам, кельтам, германцам, кавказцам. Теперь эти гипотезы признаны необоснованными. «В современной науке - пишет И. Н. Храпунов, почти общепризнано, что киммерийцы, так же как и скифы, говорили на одном или нескольких языках, входивших в иранскую группу индоевропейской языковой семьи. Однако если ираноязычность скифов твердо удостоверяется многими фактами, то языковая принадлежность киммерийцев установлена на основании лишь трех сохранившихся слов. Это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме (Лигдамис) и Сандакшатру» [17, 69]. О языковой принадлежности скифов будет сказано ниже. Здесь же следует отметить то, что по именам только трех киммерийских царей исследователи причисляют их к иранцам. Как известно, три китайские династии во 2-ом тысячилетии до н. э. возглавлялись тюрками, иранская империя также имела тюркских правителей Караханидов и Махмуда Газневида. Советский Союз возглавлял грузин Джугашвили И.В. Однако это не дает повод утверждать, что все китайцы и иранцы говорили на тюркском языке, а все народы Советского Союза - на грузинском. Кроме того, среди тюркских народов с древнейших времен широко распространены иранские имена собственные как мужские, так и женские: например, Дилявер < ^^ делавар (букв. перевод сЪ дел «сердце», ^ авар - осн. наст. врем. от глагола ¿Р^авардан «приносить», Дилявер «смелый, отважный»; Дильшат < ■^Цделшад (букв. перев. сЪ дел «сердце», ^ шад «радостный, веселый»); Гульнар < ^^ гол-е нар (букв. перев. «цветок граната»); Рушен < ¿"^роушан «светлая, лучезарная» и т. п.

Изучив этимологию слова киммерийцы, Ю. Н. Дроздов пишет: «Принадлежность киммерийцев к тюркскоязычному народу надежно подтверждается их этнонимией. Корневой основой этнотермина «киммериец» является формант «киммер». С позиций тюркского языка его можно разделить на составные части так: ким - мер. Первая составляющая ким - это древнетюркское слово Ыш1 (кими) «лодка, судно». Вторая составляющая мер - это несколько искаженное слово мар, которое является фонетическим вариантом слова бар «есть, имеется». Исходное название было ким-бар / киммар с буквальным переводом «имеющие лодки» или «обладающие судами». В другом фонетическом варианте этого этнотермина - «кимбры», корневой основой является формант «кимбр». На составные части его можно разделить так: ким - бр. Первая составляющая ким - это, как и в предыдущем случае, корневая основа древнетюркского слова Ыш1 (кими) «лодка, судно», а вторая составляющая бр - это слово бар «есть, имеется» без огласовки. Исходный вариант этого этнотерми-на, как и в предыдущем случае - кимбар. В варианте названия «кимвры» вторая составляющая этого этнотермина - вр является фонетическим, безогласовочным вариантом слова бар «есть, имеется» [18, 81].

К этимологии этнотермина киммеры, выдвинутой Ю.Н.Дроздовым, можно добавить следующее: этимология первой части кими / кеми не вызывает никаких возражений: и в древнетюркском, и в современных тюркских кыпчакских языках это слово также означает «лодка, судно, корабль». Вторая часть р, по анологии с этно-термином тавры, о котором будет сказано ниже, является усеченным вариантом слова эр «мужчина, человек». Третья составляющая -ы / -и - это притяжательный

7

суффикс. Следовательно, первоначально это слово звучало кеми - эр - и = кемиэри, что в переводе означает «человек, имеющий судно, лодку», «паромщик». Возможно, Киммерийские переправы, отмеченные Геродотом, свидетельствуют о том, что киммерийцы занимались перевозом людей на своих суднах с одного берега на другой через Керченский пролив.

По мнению Геродота, а заодно и многих современных исследователей, памятники, оставленные киммерийцами, следует искать в Северном Причерноморье. Археологи открыли довольно много погребений, относящихся, по их мнению, к киммерийскому периоду. Все они совершены в курганах, насыпанных еще в эпоху бронзы. Однако, как утверждают сами археологи: «Весьма непросто решить, какая археологическая культура принадлежала киммерийцам» [19, 69]. Следует заметить, что по семантике этнонима киммерийцы («имеющие суда, лодки») их погребения в Крыму следует искать на побережье Черного и Азовского морей. А найденные археологами захоронения у с. Целинное в Джанкойском районе и у с. Зольное близ Симферополя, вероятнее всего, принадлежат родственным им скифским племенам.

Современные исследователи считают, что киммерийцы исчезли бесследно. Однако, Прокопий из Кесарии был другого мнения. Описывая народы, обитавшие в районе «Меотийского болота», Прокопий отмечал: «. народы, которые тут живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами» [20, 384]. Далее он продолжает: «В древности великое множество гуннов, которых тогда называли киммерийцами, занимало те места, о которых я недавно упоминал, и один царь стоял во главе их всех. Как-то над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур. Когда их отец окончил дни своей жизни, оба они поделили между собой власть, и своих подданных каждый назвал своим именем. Так и в мое время они именовались одни утигурами, другие кутригурами.» [21, 385]. Здесь Прокопий прямо указывает, что в древности гуннов называли киммерийцами, а в его время утигурами и кутригурами. У тюркских народов обычай передачи имени вождя всем подвластным ему племенам существует издревле. Так, тюркские племена, возглавляемые Узбек-ханом, получили этноним узбеки. Огузо-сельджукские племена, возглавляемые Осман-пашой, получили этноним османцы (ныне - турки). В Киевском синопсисе также сохранилась ценная информация о том, что потомками киммерийцев являются в основном тюркоя-зычные гунны, готы, половцы и печенеги. Далее будет сказано о том, что часть гуннов, готов, половцев и печенегов вошла в состав сформировавшегося в Крыму крымскотатарского народа. Ничего в этом мире не исчезает бесследно.

Скифы

Территория Крыма, где сформировался крымскотатарский этнос, с древнейших времен входила в состав Скифии, описанию которой посвящена более половины четвертой книги «Истории» Геродота. Описывая территорию, занимаемую скифами, Геродот пишет: «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой-то стране протекает почти столько же рек, сколько каналов в Египте.. Прежде всего, это Истр (совр. р. Дунай - А. М.) с пятью устьями, затем Тирас (совр. р. Днестр - А.М.), Гипанис (совр. р. Буг - А.М.), Борисфен (совр. р. Днепр - А.М.), Пантикап, Гипакирис (совр. р. Берда - А.М.), Герр, Танаис (совр.

8

р. Дон - А.М.)... Истр - самая большая из известных нам рек; зимой и летом она всегда одинаковой величины. Это - первая река Скифии на западе» [22, 47-48]. В реку Истр впадает много более мелких рек; пять из них протекает через скифскую землю. Это Пората (по эллински - Пирет), далее Тирант, Арар, Напарис и Ордесс. Эти притоки Истра берут начало в самой Скифии.

За рекой Истром следует Тирас, который начинается на севере и вытекает из большого озера на границе Скифии и земли невров.

Третья река - Гипанис - берёт своё началов в Скифии, вытекает она также из большого озера, у которого пасутся дикие белые кони.

Четвёртая река - Борисфен - самая большая из этих рек после Истра. По берегам Борисфена простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба, в том числе огромные бескостные рыбы; вода приятна на вкус для питья и прозрачна. Вблизи у моря к Борисфену присоединяется Гипанис, впадающий в один и тот же лиман.

За указанными выше реками следует пятая река под названием Пантикап. Течёт она также из озера с севера на юг. Между ней и Борисфеном обитают скифы-земледельцы. Пантикап протекает через Гилею, а затем сливается с Борисфеном.

Шестая река - Гипакирис берёт начало из озера, пересекает область скифов-кочевников и затем впадает в море у города Каркинитиды.

Седьмая река - Герр вытекает из Борисфена в том месте, до которого течение Борисфена известно. Название этой реки общее с местностью - Герр. Течёт эта река к морю, образуя границу между землями кочевых и царских скифов, и потом впадает в Гипакирис.

Наконец, восьмая река - Танаис. Она берёт начало из большого озера и впадает в ещё большее озеро под названием Меотида, которое отделяет царских скифов от савроматов [23, 49 - 57]. «Если принять Скифию за четырехугольник - продолжает Геродот, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40 000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка, - еще столько же. Такова величина этой области» [24, 101].

«К северу от скифской земли - по свидетельству Геродота, идут постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой. Таким образом, всякий, кто видел подобные хлопья снега, поймет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой зимы северные области этой части света необитаемы. Итак, я полагаю, что скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями» [25, 31].

Итак, по сообщениям древнегреческих, римских и средневековых европейских историков, Скифия занимала территорию современной Украины, западной части России, а в периоды своего наивысшего расцвета ее границы простирались на север до Балтийского моря, которое, по мнению известного историка XII века, священника Гельмольда ( Не1шоЫ), называлось Скифским, так как по берегам его жили скиф-

9

ские племена вместе с местным аборигенным населением. Гельмольд в своем сочинении «Славянская хроника» - «СЬгошсоп 81ауогцш» писал: «Море это простирается от Западного океана к востоку и Балтийским называется потому, что тянется длинной полосой, подобно поясу, через земли скифов до самой Греции.» [26, 33]. Возможно, скифы назвали море Балтийским, в связи с тем, что по своей форме оно похоже на боевой, ладьевидный топор скифов (топор по-скифски, так же как и по-тюркски, называется балта).

Геродот приводит три легенды о происхождении скифов. Наибольший интерес вызывает легенда, записанная Геродотом со слов самих скифов. Она представляется чрезвычайно важной для выявления их происхождения. Поэтому ее стоит процитировать пространно: «Прародителем скифов был человек по имени Таргитай, у которого родились три сына: Липоксай, Арпоксай и самый младший Колаксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший, увидев первым, подошел, желая их взять, но при его приближении золото загорелось. После того как он удалился, подошел второй, и с золотом снова произошло то же самое. Этих загоревшееся золото отвергло, при приближении же третьего, самого младшего, оно погасло, и он унес его к себе в дом. И старшие братья после этого, по взаимному согласию, передали всю царскую власть младшему.. От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов (Аи%ата1). От среднего Арпоксая произошли именуемые ка-тиарами (Катшрог) и траспиями (Траатед). От самого младшего из них - царя (РааЛеад), которые именуются паралатами (жара^атаг). Все вместе они называются сколоты (ЕкоАтоид) по имени царя (РааЛеад); скифами (ЕкиВаг) же назвали их греки [27, 101].

Имена и этнотермины, приведенные в этом фрагменте, имеют достаточно прозрачную структуру и надежно расшифровываются на основе древнетюркского и современных тюркских языков.

Имя основателя рода Таргитая видный татарский ученый М. З. Закиев делит на следующие составные части: Тар-ги-тай, где первая составляющая тар восходит к древнетюркскому слову 1ап (тары) «сеять, засевать». Второй компонент ги - это фонетический вариант аффикса - гы. Последняя составляющая тай восходит к древнетюркскому слову той или сой со значением «род, фамилия, родня, предки, поколение, потомки, раса, происхождение». Исходная форма этого имени была Таргытой или Таргытай с семантикой «Род сеящих» или «Родоначальник сеятелей» [28, 142].

Имя Липоксай на составные части делится следующим образом: Лип-ок-сай. Первый компонент лип - это несколько искаженная фонетическая форма слова алып/алп «великан, исполин, богатырь». Вторая составляющая ок - это фонетический вариант слова ак «белый, светлый». Третий компонент сай - это «род, родственник». Исходная форма этого имени была Алыпаксай с семантикой «Великан светлого рода» или «Исполин светлого племени».

Имя Арпоксая делится на составные части следующим образом: Арп-ок-сай. Здесь первый компонент арп восходит к слову арпа «ячмень, зерно». Вторая составляющая ок - это ак «белый». Третий компонент сай - это «род, племя». Исходная форма этого имени была Арпааксай с семантикой «Зерно светлого рода или племени».

10

Имя младшего брата Колаксая на составные части делится следующим образом: Кол-ак-сай. Здесь первый компонент восходит к древнетюркскому слову до1 (кол) «рука», «ответвление». Вторая и третья составляющие аналогичны предыдущим вариантам. Исходная семантика этого имени «Рука (ответвление - А. М.) светлого рода» [29, 27].

«Следует особо подчеркнуть - пишет Ю. Н. Дроздов, что смысл легенды о происхождении скифов и семантика всех четырех легендарных имен свидетельствует об изначальной оседлости и земледельческой природе древних скифов. Здесь нет ничего такого, что бы указывало на кочевнические истоки жизненного уклада этого народа. При этом следует учитывать, что скифами Геродот называл только Причерноморские племена. Соседние же с ними племена хотя и жили «по-скифски», скифами Геродот их не называл» [30, 27-28].

Разделение скифов по укладу жизни, вероятно, произошло во время правления трех братьев. От старшего брата Липоксая произошли те скифы, которые получили родовое название «авхат» (Ау%ат), которое на базе тюркских языков можно разделить следующим образом: ав-ха-т. Первый компонент ав - это древнетюркское слово а^' «охота»; второй компонент ха - это искаженный фонетический вариант аффикса - гы, образующего прилагательные. Последний компонент т - то сокращенный вариант аффикса обладания - ты, который в данном случае играет роль племенного маркера. Исходное название этого племени было авгыты с семантикой «охотничье племя».

Средний брат Арпоксай был основателем двух родов - катиаров и траспиев. Первое состоит из двух частей: кати + ар. Кати - это слегка фонетически видоизмененное древнетюркское каты «твердый, крепкий, сильный». Второй компонент ар - это один из фонетических вариантов слова эр «муж, мужчина». Исходное название племени было катыэр с буквальным переводом «крепкие мужи» или «сильные мужи». Племенное название траспии состоит из следующих частей: тр-ас-пии. Первый компонент тр - это сокращенный вариант древнетюркского слова 1ап (тары) «сеять, засевать». Второй компонент ас - это древнетюркский этноним. Третья составляющая пии - это фонетический вариант слова бай/бей «богатый, хозяин, господин». Исходное название этого племени было тараспий/тараспей с семантикой «богатые асы - сеятели».

Самый младший брат Колаксай был основателем рода, который назывался ба-силеями. Слово басил состоит из двух частей: бас-ил. Первый компонент бас - это фонетический вариант древнетюркского многозначного слова ва§ (баш), которое в данном производном слове имеет значение «главный, основной». Вторая составляющая ил также является многозначным словом и в данном случае означает «народ». Исходное название басил в буквальном смысле переводится «главный народ» или «основной народ». У этого рода было и другое название - паралаты, которое состоит из трех частей: пар-ал-ат. Первый компонент пар - это фонетический вариант слова бар «есть, имеется». Вторая составляющая ал в переводе с тюркского означает «передний, передовой». Последний компонент ат «конь, лошадь». Исходное название было баралат с семантикой «передовое конное племя» или «племя, имеющее передовых коней». Слово ат имеет еще и другое значение - «название». С

11

учетом этого, семантика названия этого племени может быть такой - «имеющие название передовых» [31, 28].

Таким образом, племена, родоначальниками которых были сыновья Таргитая, занимались охотой «авхаты», сельским хозяйством - сеятели «траспии» и вели кочевой образ жизни «паралаты». Последние считались главным народом (басил), которых предыдущие авторы называли «царскими скифами», что не соответствует адекватному переводу слова басил. Следовательно, эта легенда о происхождении скифов, записанная Геродотом со слов самих скифов, является более других достоверной и имеет под собой реальную почву.

В Лаврентьевской летописи этнотермин «скиф» зафиксирован в фонетической форме [скут]: «... си вси звахутсь от Грек Великая Скоу0» [32, 11]. «В этом варианте названия - пишет Ю. Н. Дроздов, буквосочетание оу передовало звук [у], а буква 8 читалась как [т]. В современной транскрипции это слово будет иметь форму «скут». Со временем изменились правила грамматики древнерусского языка - буквосочетание оу стало замещаться одной буквой у, а буква 8 стала читаться как [ф]. Так в русском языке появился другой фонетический вариант этого этнотермина - скуфъ. .Слово «скиф» в русском языке появилось, видимо, не ранее XVII века в кругах ученых-историков» [33, 11]. Следовательно, фонетическое изменение данного этнотермина в русском языке происходило следующим образом: скут > скуфъ > скиф.

В современном турецком языке этнотермин скиф передается словом «ис-кит», в крымскотатарском - искит, в персидском - «эскит».

В Крыму до настоящего времени сохранилось название села «Ускут» (Алуштинский район, ныне с. Приветное), которое, возможно, имеет прямое отношение к рассматриваемому этнотермину и свидетельствует о том, что в данном селении проживали скифы.

«Семантико-этимологический анализ слова «скуты» - пишет Ю. Н. Дроздов, показывает, что оно является искаженным тюркскоязычным словом, которое на составные части делится так: с-к-ут-ы. Первая составляющая с - это безогласовочный вариант слова ас. Вторая составляющая к - это слово ак «белый, светлый» также в безогласовочном варианте. Третья составляющая - это тюркскоязычное слово ут «огонь». Последняя составляющая ы - это предвнесенное окончание. Исходное название было асакут (ср. с крым. тат. ускут - А. М.) с семантикой «светлые асы - огневики» или «светлые асы - огнепоклонники. Отсюда видно, что название асакут («скифы») было не этнонимом, а скорее тотемным названием группы племен, которое определяло их религиозную приверженность - огнепоклонники» [34, 30].

Однако, менять чтение скиф, употребляющееся в течение более двух веков, на скут является излишним. Поэтому в данной работе исторических скутов будем называть скифами.

Известный греческий историк Геродот, вероятно, лично встречался со скифами во времена своего путешествия в Ольвию, бывшую тогда самой крупной греческой колонией на побережье Черного моря. Он оставил нам детальное описание племен и народов, проживавших в тот период на территории Скифии и Сарматии. Описание этих племен он начинает с Черноморского побережья : «Начиная от Торжища бо-рисфенистов (это самый срединный из приморских пунктов всей Скифии), первыми

12

живут каллипиды, являющиеся эллинами-скифами, а выше их другое племя, которое именуется алазонами. Эти последние, как и каллипиды, в прочих отношениях живут одинаково со скифами, но сеют и употребляют в пищу хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу и просо. Выше алазонов живут скифы-пахари, которые сеют хлеб не для собственного употребления в пищу, а на продажу. Выше их живут нев-ры, а страна, лежащая к северу от невров, насколько мы знаем, не заселена людьми. Эти племена живут по реке Гипанису к западу от Борисфена, а если переправиться через Борисфен со стороны моря, то, во-первых, будет Полесье, а от него вверх живут скифы-земледельцы, которых эллины, живущие по реке Гипанис, называют борисфенитами, а самих себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти скифы-земледельцы к востоку занимают пространство на три дня пути вплоть до реки, носящей название Пантикапа, а к северу - пространство одиннадцати дней плавания вверх по Борисфену. Над ними уже на обширное пространство раскинулась пустыня; за пустыней живут андрофаги, особое племя, вовсе не скифское. Выше их лежит уже настоящая пустыня, а там не живет, насколько нам известно, ни один народ. К востоку от земледельцев, за рекою Пантикапом обитают уже скифы-кочевники, ничего не сеющие и не пашущие; вся эта страна лишена деревьев, за исключением Полесья. Эти кочевники к востоку занимают область на 10 дней пути, простирающуюся до реки Герра. По ту сторону Герры находятся так называемые царские владения и живут там самые доблестные и многочисленные скифы, считающие прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Тав-рики, а на восток - до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Ме-отийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом. Местности, лежащие к северу от царских скифов, занимают меланхлены (черноризцы), особое, не скифское племя. Выше меланхленов, насколько нам известно, простирается болотистая и безлюдная страна. За рекою Танаисом уже не скифская земля; первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам. Они занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев. Выше савроматов, на втором доставшемся на их долю участке живут будины, занимающие местность, сплошь покрытую лесом разной породы. Выше будинов к северу сначала простирается пустыня на 7 дней пути, а за пустынею, далее в направлении к востоку, живут фиссагеты, многочисленное, своеобразное и особое племя; живут они охотой. Рядом с ними в той же местности живет народ, называемый иирками; они также промышляют охотой.. Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.. Когда пройдешь значительное пространство этой неровной страны, у подножия высоких гор обитают люди, которые, как говорят, все лысые от рождения, как мужчины, так и женщины, курносы и с широкими подбородками; они говорят на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. называют этот народ аргиппеями... Область к востоку от лысых людей, населенная исседонами, хорошо известна. а выше их к северу, по рассказам исседонов, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Со слов исседонов передают этот рассказ скифы, а от скифов знаем и мы.» [35, 23, 25, 27; 36, 261-264].

13

Далее в своем сочинении Геродот называет ряд племен, которые он не причисляет к скифским. Среди этих нескифских племен значительный интерес для нас представляют гелоны. Описывая это племя, Геродот отмечал: «Дело в том, что ге-лоны - по происхождению эллины, выселившиеся из торговых городов и поселившиеся в земле будинов; говорят они то по-скифски, то по-эллински» [37, 278]. Название гелон, возможно, является искаженным фонетическим вариантом слова эллин. Подтверждением этому служит то, что они говорили на двух языках: на греческом и на скифском. « У Ариапифа, царя скифов, кроме других детей - пишет Геродот, был ещё сын Скил. Он родился от матери - истриянки, а вовсе не от скифской женщины. Мать научила его говорить и писать по-эллински» [38, 78]. Этот факт, по-видимому, был не единственном и свидетельствует о том, что уже во времена Геродота в Скифии происходил активный процесс смешения греческого и скифского народов и было развито двуязычие. «А это означало - пишет Ю.Н. Дроздов, что общественно-культурный уровень развития греков и тюркоязычных скифов должен был находиться примерно на одном и том же уровне. Иначе вряд ли происходило бы такое смешение народов» [39, 32]. Характеризуя уровень развития культуры Причерноморских скифов, Геродот писал: «Понт Эвксинский, куда готовился совершить военный поход Дарий, сравнительно со всеми другими странами населен самыми невежественными племенами: исключение составляют скифы. Ведь нет ни одного племени у Понта, которое выдавалось мудростью, и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского племени и Анахарсиса» [40, 117]. (Продолжение следует).

Литература

1. ВДИ, 1947.- №1. С.281 - 282

2. Геродот. История, IV

3. Примечания к Истории Геродота. IV

4. Там же

5. Страбон. География. Кн. 4.-М., 1994.

6. ВДИ, 1947.-№4. С. 258

7. Свод древнейших известий о славянах. М., 1991, Т.1.

8. Тацит. Сочинения. М., 1993

9. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории / Дроздов Ю.Н. -М., 2011.

10. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М., 2003

11. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории / Дроздов Ю.Н. -М., 2011.

12. ВДИ, 1947,№1

13. Там же

14. ВДИ, 1948, №1

15. Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674). М., 2006

16. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории. М., 2011.

17. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь. Изд-во «Доля». 2007.

18. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории / Дроздов Ю.Н. -М., 2011.

19. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь. Изд-во «Доля». 2007.

20. Прокопий из Кесарии, Война с готами. М.1950.

21. Там же

22. Геродот. История. IV

23. Там же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Там же

25. Там же

26. Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963

14

27. Доватур А. Н. Народы нашей страны в «Истории» Геродота / Доватур А. Н., Каллистов Д. П., Шишова Н. А.- М., 1982

28. Закиев М. З. Происхождение тюрков и татар/ Закиев М. З. -М., 2003.

29. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории / Дроздов Ю.Н. -М., 2011.

30. Там же

31. Там же

32. Лаврентьевская летопись. - М., 2001

33. Там же

34. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории / Дроздов Ю.Н. -М., 2011.

35. Геродот. История. IV

36. ВДИ, 1947.- №2

37. Там же

38. Геродот. История. IV

39. Дроздов Ю.Н. Тюркскоязычный период Европейской истории / Дроздов Ю.Н. -М., 2011.

40. Доватур А. Н. Народы нашей страны в «Истории» Геродота / Доватур А. Н., Каллистов Д. П., Шишова Н. А.- М., 1982

Меметов А. Походження кримських татар (частина 1) / А. Меметов, I. А. Меметов // Вчеш записки Тавршського национального утверситету iм. В. I. Вернадського. Серш «Фшолопя. Сощальш комунжацп». - 2012. - Т. 25 (64), № 3, ч. 1. - С. 3-15.

У статп розглядаються питання походження кримських татар та участь в ïx етногенезi найдавнших жителiв Криму - юммершщв i скiфiв.

Ключовi слова: юммершщ, скiфи, Скiфiя, кримськi татари, етногенез, етнонiм, мова.

Memetov A. The origin of the Crimean Tatars (part 1) / A. Memetov, I. A. Memetov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2012. -Vol. 25 (64), No 3, part 1. - P. 3-15.

The questions of the origin of the Crimean Tatars and participate in their ethno genesis ancient inhabitants of the Crimea - the Cimmerians and Scythians.

Key words: Cimmerians, Scythians, the Scythians, the Crimean Tatars, ethno genesis, ethnonym, language.

Поступила в редакцию 03.09.2012 г.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.