Научная статья на тему 'Происхождение и символика адыгского орнамента'

Происхождение и символика адыгского орнамента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2042
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГИ / ОРНАМЕНТ / ORNAMENT / СИМВОЛ / SYMBOL / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / ОБРЯД / RITUAL / ADYGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Унежева Залина Сафаровна, Бейтуганова Фатимат Сафаровна

В статье рассматривается роль и происхождение орнамента адыгов, их смысловое значение. Рассматриваются материалы, техники изготовления и их орнаментальное декорирование. Приводится несколько культовых обрядов, связанных с происхождением знаковых элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN AND SYMBOLISM OF THE ADYGHE ORNAMENT

The article discusses the role and origin of ornament Adygs, their meaning. The materials, manufacturing techniques and ornamental decoration. We present a few religious rites associated with the origins of the iconic elements.

Текст научной работы на тему «Происхождение и символика адыгского орнамента»

УДК 391

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА АДЫГСКОГО ОРНАМЕНТА THE ORIGIN AND SYMBOLISM OF THE ADYGHE ORNAMENT

©Унежева З. С.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

г. Нальчик, Россия z. unezheva@mail. ru ©Unezheva Z.

Berbekov Kabardino-Balkaria state University

Nalchik, Russia [email protected] ©Бейтуганова Ф. С.

Баксанская СОШ №1 им. Паштова г. Баксан, Россия beytuganovafatima@mail. ru ©Baituganova F. Pashtov Baksan school no. 1 Baksan, Russia [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается роль и происхождение орнамента адыгов, их смысловое значение. Рассматриваются материалы, техники изготовления и их орнаментальное декорирование. Приводится несколько культовых обрядов, связанных с происхождением знаковых элементов.

Abstract. The article discusses the role and origin of ornament Adygs, their meaning. The materials, manufacturing techniques and ornamental decoration. We present a few religious rites associated with the origins of the iconic elements.

Ключевые слова: адыги, орнамент, символ, декоративно-прикладное искусство, обряд.

Keywords: Adygs, ornament, symbol, arts and crafts, ritual.

Специфические военно-политические условия, в рамках которых на протяжении веков формировалась местная культура, воспрепятствовали дальнейшему прогрессу и появлению у адыгов «высокого» искусства — живописи, скульптуры, архитектуры, графики. В силу обстоятельств, адыгское народное искусство приобрело декоративно-прикладной характер и оказалось прежде всего направлено на эстетическое оформление повседневности, украшение предметов утилитарного назначения.

Адыгские ремесленники с древнейших времен воплощали в своих изделиях собственные представления о красоте и гармонии. Адыгская эстетика диктовала скупость изобразительных средств, строгость и лаконичность, не смешивание различных жанров, методов отделки, технологических приемов, а зачастую и материалов, подчинение традиционной цветовой гамме, исключающей пестроту и резкие сочетания оттенков.

Говоря отдельно о методе отделки, хотелось бы сделать акцент о происхождении орнамента и о смысловом значении. Как пишет Антонова Е. В. «Создавая орнамент, человек руководствуется чувством меры, порядка, расчета. Последнее обстоятельство существенно:

этот вид искусства мог появиться только тогда, когда человеком был открыт порядок в мире».

Непрерывный круговой орнамент по краю сосудов и на околышках шапочек получается с помощью повторения и смыкания орнаментальных элементов, как смыкаются времена года, день и ночь, месяцы года. Часто количество орнаментальных элементов и композиционных узлов равны трем, четырем, девяти, двенадцати, шестнадцати, так как в орнаменте и композициях отражались представления человека об окружающем мире: о трех стихиях — воде, земле, небе, о месяцах года, о временах года и т.д. отсюда же и происходят трехчастные, четырехчастные и многогранные композиции [1, с. 112-113].

У адыгов существовали различные виды декоративно-прикладного искусства: художественное плетение, золотое шитье, ювелирное дело, обработка дерева и кости, орнаментирование кожевенных изделий и др.

Наиболее древним из прикладных искусств, сохранившимся до наших дней, является декоративное плетение, существование которого на Северо-Западном Кавказе прослеживается еще по материалам захоронений Майкопской культуры. Основным материалом для плетения служили озерный камыш-куга, солома, прутья орешника и ивы. Самым распространенным видом плетеных изделий были циновки, изготовлявшиеся на станке — раме с вертикальными нитями, через которые и продевались стебли куги. Эти же нити служили координатной сеткой, при помощи которой, строго соблюдая симметрию, выплетались сложные орнаментальные геометрические узоры. Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и паласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда) несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жилища.

Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся методом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др. Если позволяли условия военного быта, то даже в создание наиболее трудоемкой «плетеной изгороди нередко вкладывалось столько виртуозного мастерства и художественного вкуса, что эти изделия иногда могли поспорить с произведениями адыгских золотошвеек».

Техника плетения и орнаментальные мотивы циновок оказали значительное влияние и на другие виды декоративно-прикладного искусства, в частности, на вышивку золотом, представленную у адыгов двумя способами. Наиболее древним из них являлся «адыгэ идагъ», в соответствии с которым вышивка наносилась не на сам украшаемый предмет, а первоначально на полотно, растянутое на пяльцах. При этом трафарет будущего орнаментального узора обшивался шелковыми нитками, служившими основой для точной разметки геометрических узоров, поверх которых уже нашивалась золотая нить. Полученный узор с изнанки обрабатывался клеем, вырезался и в технике аппликации в соответствии с замыслом мог нашиваться на ткань женского платья, веера, настенные панно, подчасники, сумочки, футляры, кисеты и т. д. Другой способ вышивки — гладью, заимствованный адыгами, скорее всего, в XIX веке, назывался «шыхьар идагъ» (городская вышивка) и был не столь трудоемким и технически менее сложным. В отличие от техники «вприкреп», узоры вышивались прямо на ткани изделия.

Для ювелирных украшений характерны изящество и прочность, обеспечиваемые тонкой линией орнамента на свободном от узоров фоне, особенно типичной для старинных женских поясов и украшений на сбруе, в ряде случаев сочетавшейся с более массивными пятнами узора, крупными выпуклыми деталями или сердоликами. Орнамент геометрический, в основном криволинейный зооморфный (точнее, рогообразный), реже растительный, очень стилизованный. Характерной чертой является членение украшаемой плоскости на крупные участки, иногда заполняемые более мелким узором, а также оставление не покрытого узором серебра. Этим кабардинский орнамент отличался от мелкоузорного, заполняющего все поле растительного орнамента дагестанских ювелиров, активно работавших и в Кабарде, и в Балкарии [2, с. 323].

В адыгском орнаменте самым древнейшим элементом является изображение дерева и его отдельных частей. Это идет со времен существования в языческой религии адыгов обряда поклонения священным деревьям, к которым относятся дуб, орех, сосна и другие деревья.

Изображение древа жизни мы видим на памятниках меотской культуры (5 в. до н. э.).

Существует праздничное свадебное дерево «дэ пы1э». «Дэ» — орех, «пыэ» — шапка — ореховая шапка. Такое дерево представляет собой несколько ярусов, имеющих форму шапок, насаженных одна на другую. Дерево еще имеет другое название- «дэ бэракъ» и «дэ баш». Увеселитель игрища, держа его в руке, выводит партнеров на танец. Все эти вещи сделаны из ветвей и плодов ореха, что выделяет это дерево как наиболее почитаемое у кабардинцев [1, с. 114]

Для покрытия кроватей и диванов, украшение стен, а также в качестве намазлыков, адыги широко использовали изящные узорные циновки (арджан) из болотного камыша. Такие циновки имели разнообразные узоры геометрического характера — ромбы, зигзаги, полосы, треугольники т. д.

У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы — трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды.

Наиболее древним орнаментальным элементом является бараньи рога, являвшейся производным от натуралистического изображения барана, превратившись в символ этого животного. Бараньи рога адыги считали символом оберега и изобилия. Существовал культ барана — приносить барана в жертву, на очаге клали бараньи рога. В орнаменте, украшавшем женскую шапочку и платье, бараньи рога часто являются основой композиции, где бараньи рога прорастают растительными элементами [1, с. 114].

В адыгском орнаменте встречаются символические изображения, которые, которые являются символами солнца, плодородия и т. д. в некоторых узорах имеются сильно стилизованные изображения свастики — четырех, шести и восьми конечной, серповидной и т. д.

Заслуживает внимания предположение о влиянии на орнамент нартского эпоса. Предметы, персонажи, сказочные существа или даже целые эпизоды эпоса могли быть отражены в орнаментальном рисунке, будучи сильно трансформированы, приобретая почти неузнаваемые образные, символические формы. Устный рассказ, превратившись в сознании художника в зрительный образ, мог воплотиться в стилизованное изображение. Таким образом, в рисунке орнамента могли отразиться в виде художественных образов не только реально виденные художником объекты, но и его фантазия [3].

У многих народов семантику декора одежды в значительной мере определяет культ природы. К примеру, круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде северных народов - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины. Фигуры в форме ромба, квадрата символизировали землю. Следует заметить, что верования многих народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

Орнамент в одежде адыгов формировался на тех же составляющих, что и орнамент других народов — это реалистические и схематические рисунки, магические и культовые знаки, тамговая система и солярные знаки. В древности все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами древних языческих верований адыгов. Так, символика крест или крест в круге, характерная для Северо-Западного Кавказа, возвращает нас к временам меото-сарматских племен, и

обозначает Солнце, которое отождествлялось с божеством и служило символом плодородия. Довольно часто такие элементы встречались потом и в украшении женских головных уборов. Например, в основе композиции богато орнаментированных «татар-па1о» (круглые низкие шапочки) лежит изображение, напоминающее по форме крест с завитками. В украшении нарукавных подвесок женского костюма узоры вышивались по вертикальной оси. Они состояли из трех частей: в верхней части узоры можно трактовать как схематические изображения человека, в средней части располагался ромб в окружении растительных мотивов и двойных завитков, в нижней части повторялись узоры верхней части [4].

Другой древний знак, символизирующий плодородие через слияние женского и мужского начала — шестиконечная звезда, так же встречается в адыгском традиционном орнаменте.

Таким образом, каждый элемент орнамента несет в себе большое смысловое значение и был связан с определенными элементами культовых обрядов.

Список литературы:

1. Асланова Л. А. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения // Международная научная конференция «Культурная диаспора народов Северного Кавказа: генезис, проблемы изучения» (10-14 октября 1991): материалы. Черкесск, 1993. 530 с.

2. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльфа. 2002. 362 с.

References:

1. Aslanova L. A. Kul'turnaja diaspora narodov Kavkaza: genezis, problemy izuchenija // Kul'turnaja diaspora narodov Severnogo Kavkaza: genezis, problemy izuchenija. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 14-10 oktjabrja 1991. Cherkessk, 1993. 530 p.

2. Mambetov G. H. Tradicionnaja kul'tura kabardincev i balkarcev. Nalchik, Elfa. 2002.

362 p.

Работа поступила в редакцию Принята к публикации

06.04.2016 г. 11.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.