Научная статья на тему 'Башкирский орнамент: этнолингвистический анализ'

Башкирский орнамент: этнолингвистический анализ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1007
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК / BASHKIR LANGUAGE / ЛЕКСИКА / VOCABULARY / ACTUAL BASHKIR DESIGNATIONS / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / LEXICAL-SEMANTIC CLASSIFICATION / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / SEMANTIC STRUCTURE / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ETHNO-LINGUISTIC ANALYSIS / СОБСТВЕННО БАШКИРСКИЕ НАЗВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тулумбаев В.З., Халилова А.Д., Хабибуллина З.А.

Статья посвящена сравнительно-историческому и этнолингвистическому анализу с привлечением исторических, филологических, фольклорных и этнографических данных. В работе авторами рассмотрен круг вопросов, связанных с декоративным (в первую очередь орнаментальным) искусством башкир, предпринята попытка выявить, проанализировать и систематизировать названия данной отрасли. Авторы делают вывод о том, что орнамент и названия орнаментальных элементов представляют значительный интерес для языковедов. Исследования орнаментов и их названий может способствовать изучению развития и становления тех или иных норм башкирского языка. Сравнительное исследование национальных орнаментов разных народов в лингвистическом аспекте позволит выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития национальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASHKIR ORNAMENT: ETHNOLINGUISTIC ANALYSIS

The article is dedicated to comparative-historical and ethno-linguistic analysis with the assistance of historical, linguistic, folklore and ethnographic data. In the scientific work, the authors explore a range of issues related to decorative art (primarily ornamental) of Bashkirs, try to identify, analyze and systematize the designations in this industry. The authors conclude that the ornament and the designations of the ornamental elements are of great interest for linguists. Research of ornamental patterns and their names can promote to the study of development and formation of other norms of the Bashkir language. A comparative study of national ornaments of different peoples in the linguistic aspect will identify the main regularities of cultural-historical process, the General trend of development of national cultures.

Текст научной работы на тему «Башкирский орнамент: этнолингвистический анализ»

12. Sadeghi, A. Kalamat rusi dar zaban farsi va tarikhche vorood anha. Zabanshenasi, № 2 / 1384.

13. Taghizade S.H. Chapkhane va roozname dar Iran. Kave, 1921; № 5.

References

1. Aslanov G.N. Funkcionirovanie azerbajdzhanskih 'elementov v russkom yazyke. Nauchnye trudy Azerbajdzhanskogo pedagogicheskogo instituta russkogo yazyka i literatury. 1979; 1: 20.

2. Oreshkina M.V. Tyurkskie slova vsovremennom russkom yazyke. Moskva, 1994: 81, 83, 89, 122 - 139.

3. Valgina N.S., Rozental' D.'E., Fomina M.I. Sovremennyjrusskijyazyk: uchebnik. 6-e izd. Moskva, 2001.

4. Brejter M.A. Anglicizmy v russkom yazyke: istoriya i perspektivy: posobie dlya inostrannyh studentov-rusistov. Vladivostok, Dialog MGU, 1997.

5. 'Enciklopedicheskijslovar'yunogo filologa. Sostavitel' M.V. Panov. Moskva: Pedagogika, 1984.

6. Ahmanova O.S. Ocherki po obschej i russkoj leksikologii. Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo ministerstva prosvescheniya RSFSR, 1957.

7. Literaturnyj 'enciklopedicheskijslovar'. Pod obschej redakciej V.M. Kozhevnikova, P.A. Nikolaeva. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1987.

8. Jamalzade M.A. Tarikh ravabet Rus va Iran. Tehran. Kave, 1372.

9. Monshi E. Tarikh alam araye Abbasi. Be kooshesh Afshar. Tehran: Amirkabir, 1335.

10. Fasmer M. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka: V 4 t. Sankt-Peterburg, 1996.

11. Nikitin A. Hozhdenie za tri morya. Pod redakciej B. Grekova i V. Adrianovoj - Peretc, M., 1948.

12. Sadeghi, A. Kalamat rusi dar zaban farsi va tarikhche vorood anha. Zabanshenasi, № 2 / 1384.

13. Taghizade S.H. Chapkhane va roozname dar Iran. Kave, 1921; № 5.

Статья поступила в редакцию 05.09.17

УДК 811.512.141

Tulumbaev B.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: tulumbaew@mail.ru

Khalilova A.D., postgraduate, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: khalilova.alina87@mail.ru Khabibullina Z.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: zuleyha0701@mail.ru

BASHKIR ORNAMENT: ETHNOLINGUISTIC ANALYSIS. The article is dedicated to comparative-historical and ethno-linguistic analysis with the assistance of historical, linguistic, folklore and ethnographic data. In the scientific work, the authors explore a range of issues related to decorative art (primarily ornamental) of Bashkirs, try to identify, analyze and systematize the designations in this industry. The authors conclude that the ornament and the designations of the ornamental elements are of great interest for linguists. Research of ornamental patterns and their names can promote to the study of development and formation of other norms of the Bashkir language. A comparative study of national ornaments of different peoples in the linguistic aspect will identify the main regularities of cultural-historical process, the General trend of development of national cultures.

Key words: Bashkir language, vocabulary, actual Bashkir designations, lexical-semantic classification, semantic structure, ethno-linguistic analysis.

В.З. Тулумбаев, канд. филол. наук, доц. Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: tulumbaew@mail.ru

А.Д. Халилова, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: khalilova.alina87@mail.ru

З.А. Хабибуллина, канд. филол. наук, доц. Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: zuleyha0701@mail.ru

БАШКИРСКИЙ ОРНАМЕНТ: ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена сравнительно-историческому и этнолингвистическому анализу с привлечением исторических, филологических, фольклорных и этнографических данных. В работе авторами рассмотрен круг вопросов, связанных с декоративным (в первую очередь - орнаментальным) искусством башкир, предпринята попытка выявить, проанализировать и систематизировать названия данной отрасли. Авторы делают вывод о том, что орнамент и названия орнаментальных элементов представляют значительный интерес для языковедов. Исследования орнаментов и их названий может способствовать изучению развития и становления тех или иных норм башкирского языка. Сравнительное исследование национальных орнаментов разных народов в лингвистическом аспекте позволит выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития национальных культур.

Ключевые слова: башкирский язык, лексика, собственно башкирские названия, лексико-семантическая классификация, семантическая структура, этнолингвистический анализ.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нём сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто, и современный человек воспринимает как украшение, узор.

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15 - 10 тыс. лет до н.э.). Поэтому так или иначе ученые обращали внимание на столь важный научный источник изучения истории и этнографии того или иного народа [1, с. 230].

Среди работ посвященных орнаменту следует отметить исключительно большое значение трудов С.В. Иванова. В его работах наиболее полно на сегодняшний день охвачены многие важные проблемы изучения орнамента. С.В. Иванов не только глубоко развил историко-сравнительный метод, блестяще обоснованный на материале русского прикладного искусства В.А. Городцовым и А.А. Бобринским, но и практически первым использовал в изучении орнамента системный метод.

Орнаментальное искусство башкир всесторонне исследовано в работах Н.Х. Хисматуллиной, А.Г. Янбухтиной и др. Благодаря многолетней научной работе этих ученых собран и сохранен, систематизирован и опубликован огромный материал по орнаментике. Башкирским орнаментам посвящены также работы РГ. Кузеева, Н.В. Бикбулатова, С.Н. Шитовой. В названных выше работах орнаменты исследованы в рамках требований своих наук.

На наш взгляд, орнамент представляет большой научный интерес не только для этнографов и историков, но и для языковедов. Во-первых, каждый элемент орнамента имеет свое название. В немногочисленных работах, в которых в той или иной степени затрагиваются орнаменты, авторы ограничиваются лишь перечислением отдельных названий. Не проводится целенаправленная системная работа по сбору названий элементов национального орнамента. Во-вторых, так как орнамент является коммуникативным средством, он может быть описан в семиотическом аспекте. В-третьих, согласно общепринятому положению, символико-смысловая природа орнамента является прародительницей письменных знаков. Это подтверждается сходством элементов орнаментального искусства тюркских народов со знаками древнетюркской рунической письменности. Учитывая эту ситуацию, мы считаем целесообразным провести сравнительный анализ орнамента с рунической письменностью. И, наконец, в-четвертых, необходимо провести сравнительное исследование национальных орнаментов разных народов в лингвистическом аспекте. Этот подход, на наш взгляд, позволит выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития национальных культур.

Всё сказанное выше определяет актуальность нашего исследования и позволяет сформировать его цель и основные задачи.

Специфика исследования не допускает одностороннего анализа, она требует разностороннего, комплексного подхода. В данной работе мы ограничимся лишь лексико-семантическим анализом названий элементов орнаментального искусства башкирского народа.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев - в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества [2, с. 3].

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы, используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье [3, с. 21].

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Орнамент должен был защитить человека от воздействия злых духов. Одежда сама по себе считалась надежной защитой человека от внешних вредоносных воздействий, но злые духи могли проникнуть через отверстия, потому они нуждались в дополнительной защитной силе. По этим причинам башкиры украшали орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, застежки, вырезы, края рукавов и подола. Края, обрамленные красивым узором, считались недоступными для различных негативных воздействий. Многие эти элементы встречаются у других народов [4, с. 195].

Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «ёлочный» орнамент, плетё-ночный («верёвочный») узор. Древний человек наделял определёнными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, ещё не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом

скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась - украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия [5, с. 89].

Башкирское народное декоративно-прикладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: хусхар - символ завитых бараньих рогов и символ трав.

В нарядной орнаментике сохранились древнейшие модульные единицы, многие из которых сохранились в первозданном виде, несмотря на тысячелетия с момента появления. Такими являются кускарный, ромбический и солярный орнамент

<^^>(свастика) в башкирском народном искусстве.

Круглые спиралевидные мотивы орнамента узнаются также в предметах, оформленных тамбурной вышивкой по войлоку, по сукну, бархату, получившей название «кускарный» З/О^З'^^З^Э (от слова кускар 'улитка', основной спиралевидный мотив башкирской вышивки, восходящий к скиф-ско-сибирскому типу орнамента) [6, с. 7].

Кускар - понятие многозначное. Оно определяет яркий пласт орнаментальной культуры башкир и родственных народов, затрагивая глубинные религиозные верования и древние мифологические образы.

Завитки, исходящие из одной точки, стали символом культовых животных: барана - производителя или горного козла су° (архара). Изображение, по поверьям, имело охранную и продуктивную силу и использовалось в оформление жилища и атрибуции жизненно важных ритуалов [7, с. 30].

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Основным орнаментальным мотивом являются бараньи рога, чаще всего в виде парных завитков, и производные от них спиралевидные, S - образные мотивы. В древнем тюркском мире самым негативным был культ «космического барана» - оберега, дарующего удачу, потомство, богатство.

Фигуры в виде буквы Б, (З-4^ © , и особенно бараньих рогов с треугольниками сближают рассматриваемую группу узоров с орнаментом аппликации и кускарной вышивке башкир, и, следовательно, с орнаментальным искусством тюркских народов.

Круто изогнутые, спиралеобразные мотивы орнамента, характерные для войлочных предметов башкир и в целом для степняков - кочевников, выполнялись в технике накатки узора на полуготовый войлок.

Орнаментальная стилистика вещей составляет область исключительно геометрических узоров, сотканных строго по счету переплетения нитей, продиктованного технологией узорного ткачества. Среди них мотивы ромба и его многочисленные вариации повторяются постоянно во всех тканых предметах. В прошлом ромбы, вероятно, имели магико-заклинательное значение, так как отлитые из меди и бронзы во множество встречаются в археологических материалах эпохи бронзы.

Самой простой и распространенной формой оберега-амулета в башкирском орнаменте был треугольник, реже ромб Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник - в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае на две.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак - круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство <\у>

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Орнаментально-растительные мотивы живут в композиции как символы, образы цветения с высокой степенью обобщения и стилизации, не преследуя цели воспроизведения их природных особенностей [8, с. 378 - 381].

В экспрессивных узорах башкирской вышивки прочитывается, прежде всего, стихия всего цветущего и растущего. Отсюда - любовь к яркому, ненасыщенному цвету, энергичность в прорисовке контура узора, минимум скрупулезно-детальной проработке.

В кочевой среде растительные орнаменты приобрели свои особенности, сформировался особый тип кочевничьих растительных узоров. У юго-западных и восточных (зауральских) башкир, также как у казахов и киргизов, в растительные изображения вводились завитки («кускары») и солярные изображения, отдельные детали выполнялись «двойным тамбуром», «косой сеткой».

По мнению Н.Х. Хисматуллиной, на основе орнаментальных схем постепенно зарождаются более абстрагированные письменные знаки, передающие (для посвященных) более четко и развернуто любую информацию. Знаковые письменные единицы, кроме того, легко трансформировались в новые выражения, в новые смысловые структуры. Первые письменные знаки археологических культур наиболее близки орнаментальным изображениям, т.е. первоначально они имели орнаментально-иероглифический характер. Орнаментальная первооснова подтверждается тем, что любой фигурный знак является обозначением не звука или буквы, а целого понятия, действия или предмета, в крайнем случае, слова или слога [9, с. 80].

Характерно, что каждый узор имел свое название. Ниже дадим некоторые самые распространенные элементы орнамента и их названия.

Лексика, представляющая названия элементов башкирского орнамента, разнообразна. Наименования орнаментальных элементов охватывают различные стороны жизни, быта, хозяйства башкирского народа. Поэтому внутри данной группы лексики могут быть выделены различные лексико-тематические группы, например:

1. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями предметов животноводства:

а) предметы, которые применялись в коневодстве: бага 'подкова', койошкан 'подхвостник', дуга 'дуга', вдэцге 'стремя', сэкушкэ 'чекушка', ауыдлык 'удила', еле 'веревка', камсы 'плетка' и др.

б) названия домашних животных и частей их туловища: мв-гвд 'рога', кэзэ мвгвдв 'рога козла', кабырга 'ребро', эт кабы-рrаhы 'ребро собаки', бвйэ муйыны 'шея верблюда' и др.

2. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями предметов земледелия: урак 'серп', башак 'колос', кврэк 'лопата', тырма 'грабли', hэнэк 'вилы', салгы 'коса' и др.

3. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями предметов жилища:

а) наименования временного жилища при перекочевках: кирэаэ 'решетчатый боковой каркас юрты', сагарак 'верхний ободок юрты для укрепления ее боковых жердей' и др.

б) наименования стационарного жилища при оседлом образе жизни: йорт 'дом', капка 'ворота', кашага 'карниз печи', аса-май 'стропила' и др.

4. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями диких животных, частей их туловища: твлкв койрого 'лисий хвост', куян 'заяц', йылан 'змей' и др.

5. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями птиц и частей их туловища: hуйыраяк 'лапка глухаря', кадаяк 'лапка гуся', ярганат 'летучая мышь', кош кабырrаhы 'ребро птицы' и др.

6. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями различных фигур и форм: туцэрэк 'круг', hигеgле 'восьмерка', кулса, буцгэлэк 'кольцо' и др.

7. Названия орнаментальных элементов, связанные с наименованиями растений: бадыян ботагы 'бадьяновая ветвь', шыршы 'ель', куянколак 'свербига лесная', кадаяк 'папоротник' и др.

Разнообразны и пути словообразования названий орнаментальных элементов. Они могут быть образовываться синтетическим и аналитическим путями.

Лингвистический анализ названий элементов башкирского орнамента показывает непосредственную связь их со строем башкирского языка. Среди них обнаруживается большое число слов, которые активно употребляются в современном башкирском языке или его диалектах. Вместе с тем выявляются и такие слова, которые составляют пассивную лексику. Например, кирэаэ 'решетчатый боковой каркас юрты', сагарак 'верхний ободок юрты для укрепления ее боковых жердей' и др.

Таблица 1

Элемент орнамента □

*

О *

О

Название элемента

Батмус 'поднос'

Хош башы 'голова птицы'

Сдскд _'цветок'_

Жырмыдка биле 'муравьиная талия'

выдала 'рак'

Бадыян ботагы 'ветка бадьяна'

Дуцгэлзк 'кольцо'

Элемент орнамента

z г

нп

/N

X

Название элемента

Хусхар 'улитка'

Тжэ мвгв§в 'козлиная рога'

Бетеу 'амулет'

Двйд муйыны 'шея верблюда'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кирэгэ 'остов юрты'

Ха^аях 'гусиная лапка'

Эуернэ 'крестовина'

Элементы орнамента и их названия

Таким образом, орнамент и названия орнаментальных элементов, несомненно, представляют значительный интерес для языковедов. Исследования орнаментов и их названий может способствовать изучению развития и становления тех или иных

Библиографический список

норм башкирского языка. А сравнительное исследование национальных орнаментов разных народов в лингвистическом аспекте позволит выявить основные закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития национальных культур.

1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

2. Тулумбаев В.З. Башкирские тамги и их названия: Лингвистическое исследование. Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 2001.

3. Бикбулатов Н.В. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

4. Масленникова Т.А. Художественная организация среды в башкирском народном искусстве. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2005: 548.

5. Масленникова Т.А. Художественное оформление башкирского народного жилища (Х1Х-ХХ вв.). Уфа: Гилем, 1998: 134.

6. Декоративно-прикладное искусство башкир. Составители: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информрекла-ма, 2003: 40.

7. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.

8. Хабибуллина З.А., Халилова А.Д. Народный орнамент как отражение духовной культуры башкир (лингвистический аспект). Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016; 3: 378 - 381.

9. Хисматуллин Н.Х. Проблема орнаментального искусства и башкирской тамги. Ядкяр. 1996: 1: 27 - 33.

References

1. Avizhanskaya S.A., Bikbulatov N.V., Kuzeev R.G. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo bashkir. Ufa, 1964.

2. Tulumbaev V.Z. Bashkirskie tamgii ih nazvaniya: Lingvisticheskoe issledovanie. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 2001.

3. Bikbulatov N.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo bashkir. Ufa, 1964.

4. Maslennikova T.A. Hudozhestvennaya organizaciya sredy vbashkirskom narodnom iskusstve. Ufa: OOO «DizajnPoligrafServis», 2005: 548.

5. Maslennikova T.A. Hudozhestvennoe oformlenie bashkirskogo narodnogo zhilischa (HIH-HH vv.). Ufa: Gilem, 1998: 134.

6. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo bashkir. Sostaviteli: K.R. Igbaev, R.A. Hafizova, A.R. Husnullin. Ufa: RIAZ, Informreklama, 2003: 40.

7. Kuzeev R.G., Bikbulatov N.V., Shitova S.N. Dekorativnoe tvorchestvo bashkirskogo naroda. Ufa, 1979.

8. Habibullina Z.A., Halilova A.D. Narodnyj ornament kak otrazhenie duhovnoj kul'tury bashkir (lingvisticheskij aspekt). Mirnauki, kul'tury, obra-zovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; 3: 378 - 381.

9. Hismatullin N.H. Problema ornamental'nogo iskusstva i bashkirskoj tamgi. Yadkyar. 1996: 1: 27 - 33.

Статья поступила в редакцию 12.09.17

УДК 82-3

Kulyapin A.I, Doctor of Sciences (Philology), professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

Е-mail: iskander58@mail.ru

IMAGE OF AMERICA IN THE WORKS OF V.M. SHUKSHIN. The article reveals the contradictory nature of the Soviet man's attitude towards America, aggravated during the Khrushchev thaw and Brezhnev stagnation. A significant part of the heroes of Shukshin is seduced by the American way of life, although there are those who will feel unkind feelings towards America. Since Soviet citizens were deprived of the opportunity to make their own impression of the overseas country, their image of America was formed on the basis of information obtained from the media, literature and cinema. The heroes of the late works of Shukshin generally live in a simulative reality. In Shukshin's works, there is often a parodic contamination of the Russian with the American one. The combination of the American style of non-verbal behavior and Russian appearance in a character of a story called "Opinion" is comical. It's ridiculous that an old man Baev from the story "Conversations with a Clear Moon" attributed to himself an American blood. Shukshin's characters have a kind of inferiority / superiority complex to America and the Americans.

Key words: geopoetics, image, symbol, creative space, plot.

А.И. Куляпин, д-р филол. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: iskander58@mail.ru

ОБРАЗ АМЕРИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М. ШУКШИНА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Алтайского края в рамках научного проекта №16-14-22001 «Семиотика пространства в региональной литературе: особенности геопоэтики В. М. Шукшина».

В статье раскрывается противоречивость отношения советского человека к Америке, обострившаяся в период хрущевской оттепели и брежневского застоя. Значительную часть героев Шукшина американский образ жизни прельщает, хотя есть и те, кто испытает к Америке недобрые чувства. Так как советские граждане были лишены возможности составить собственное впечатление о заокеанской стране, их образ Америки формировался на основе информации, полученной из СМИ, литературы и кино. Герои позднего Шукшина вообще живут в симулятивной реальности. В шукшинских произведениях нередко возникает пародийная контаминация русского с американским. Комично сочетание американского стиля невербального поведения и русской внешности у героя рассказа «Мнение», нелепо стремление старика Баева из рассказа «Беседы при ясной луне» приписать себе американскую родословную. Шукшинские персонажи испытывают по отношению к Америке и американцам своего рода комплекс неполноценности/превосходства.

Ключевые слова: геопоэтика, образ, символ, художественное пространство, сюжет.

В мае 1957 года Н.С. Хрущев выступил с призывом догнать и перегнать Америку по всем экономическим показателям. Лозунг, многократно звучавший с первых лет советской власти, неожиданно вновь обрел актуальность.

Откровенное признание со стороны советского премьера несостоятельности мифа о превосходстве экономической системы социализма над капиталистической вызвало в народе множество анекдотов и язвительных откликов. Герои ранних

произведений Шукшина эту язвительность разделяют. Так, Ан-тип Калачиков («Одни, 1963) поет на эту тему саркастическую частушку: «...Стопудовым урожаем / Ушибём Америку! / Ох, там ри-та-там, / Ритатушеньки мои!» [1, т. 1, с. 369]. Стопудовый урожай (т. е. 16 центнеров с гектара) - результат далеко не выдающийся, и Америку такими достижениями, конечно, не «ушибёшь», но для хрущевского периода и такая урожайность - предел мечтаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.