Научная статья на тему 'Происхождение и история чувашской фамилии Сорочайкин'

Происхождение и история чувашской фамилии Сорочайкин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHUVASH / CHUVASH SURNAME / TRADITIONAL NAME / LOCAL HISTORY / NIZHNE-AVERKINO / SOROCHAIKIN / SARACHAI / HISTORY / ЧУВАШИ / ЧУВАШСКАЯ ФАМИЛИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ИМЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / НИЖНЕ-АВЕРКИНО / СОРОЧАЙКИН / САРАЧАЙ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорочайкин Андрей Никонович

В работе продолжено представление истории происхождения чувашской фамилии Сорочайкин на территории Самарского Заволжья в XVIII-XIX вв. с учетом изменений и дополнений по итогам проведённых краеведческих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS AND THE HISTORY OF THE CHUVASH SURNAME SOROCHAIKIN

Continued the work on the history presentation of the surname Sorochaikin on the territory of Samara Zavolgia in XVIII-XIX centuries. Changes and the results of the local history researches were taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Происхождение и история чувашской фамилии Сорочайкин»

КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 94(47):392.91

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ЧУВАШСКОЙ ФАМИЛИИ СОРОЧАЙКИН

© 2020 А.Н. Сорочайкин*

В работе продолжено представление истории происхождения чувашской фамилии Сорочайкин на территории Самарского Заволжья в ХУШ-Х1Хвв. с учетом изменений и дополнений по итогам проведённых краеведческих исследований.

Ключевые слова: чуваши, чувашская фамилия, традиционное имя, краеведение, Нижне-Аверкино, Сорочайкин, Сарачай, история.

По прошествии шести лет накопилась информация, позволяющая внести уточнения и дополнения в материалы по изучению происхождения чувашской фамилии «Сорочайкин».

Напомним, что данная фамилия принадлежит аверкинско-ибряйкинским чувашам, обосновавшимся в местности, которая ныне ассоциируется с деревней Нижне-Аверкино Похви-стневского района Самарской области. Фамилия редкая, встречается только в ряде поселений По-хвистневского района. Носители данной фамилии в других регионах РФ - это выходцы из деревни Нижне-Аверкино и прилегающих поселков [см. подр. 1-2].

В самом Нижне-Аверкино фамилия весьма и весьма распространена, фактически до распада СССР она была доминирующем в данной округе [см. напр. 3, с. 23-36]. При этом не все Сорочайкины являются родственниками.

1. Необходимо так же подчеркнуть, что аверкинско-ибряйкинские чуваши - это этнографическая группа верховых (виръял), сохранившая языковое своеобразии в процессе переселения и последующей социальной адаптации на территории проживания. Исследователи называют эту переселенческую разновидность чувашского языка «юго-восточным или ибряй-кинским говором чувашей Похвистневского района» [4-5]. Вследствии активизации изучения топономики, этнографии и истории поселений Среднее Аверкино, Нижнее-Аверкино, Малое Ибряйкино, Чекалинка, Ахрат и прилегающих посёлков и популяризации накопленных знаний в краеведческом сообществе устоялись определения «аверкинско-ибряйкинские чуваши» и

«ибряйкинский говор» [см. 2; 6-10]. Остальные чуваши в Похвистневском и пограничных районах относятся к низовым (анатри).

2. О времени появления чувашей в округе нынешнего расположения деревни Нижне-Авер-кино. Как уже отмечалось, самыми распространенными версиями являются те, что первые поселения аверкинско-ибряйкинских чуваш образованы в 1755 году, или в 1761 году, или в 1776 году [см. напр. 11-13]. Текущие исследования краеведов документально подтверждают 17531754 годы как годы основания поселений Иб-ряйкино (в последующем Большое Ибряйкино), Среднее Аверкино, Нижне-Аверкино, Малое Аверкино (к 1915 году поглощено Средним Аверкино), Верхнее Аверкино (в последующем Подлесное Аверкино, Чекалинская Вершина, Чекалинка) [см. 14]. Поселение ныне известное как Малое Ибряйкино стало образовываться в период 1755-1760 годов, Скородумовка (Палки-но) образовано в 1801 году [см. 6]. Это ныне устоявшаяся, документально подтвержденная версия, получившая название «классической».

Согласно «дохристианской» [6, с. 8-9] версии история поселения Нижне-Аверкино начинается с острова Солоты.

Старое место деревни располагалось на правом берегу реки Большой Кинель, там, где в советские времена была ближняя колхозная пасека. А на левобережье, в соответствии с традиционными верованиями чувашей, было расположено кладбище. Это была исконно чувашская земля, которую предки наших односельчан покинули вследствие массированного давления со стороны кочевых орд. Чуваши частично ста-

* Сорочайкин Андрей Никонович (expert763@mail. ru) - кандидат экономических наук, доктор философских наук; АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы, РФ, Самарская область, г. Тольятти.

ли возвращаться на свои земли с 1670-1680 гг., занимаясь бортничеством, рыболовством и другими видами жизнедеятельности [15, с. 11-12], а с 1718-1725 гг. на острове Солоты образовался посёлок с постоянно проживающим населением.

Этимологии названия "Солоты": сулутёл , в верховом варианте чувашского языка -

солотёл; сулу, соло - колдовство, тёл - место; заколдованное место. Есть в древней чуваашс-кой вере божество Тур-сулу, Тор-соло; сулу^й, со-лу?й, соло^й - тухатмйш, тохатмйш".

Земли, находящиеся на правобережье, не входили в купчую наших предков, совершенную в 1753 году, т.к. эти земли исторически осваивались чувашами и не были интересны степным народам - башкирам, ногаям и пр.

3. Следующий фактор - это насильственная христианизация заволжских чуваш и определенные огрехи, совершенные чиновниками осознанно, по лености и неграмотности, в ходе проведения первой переписи населения России в 1718-1727 гг. [см. 16].

Рассмотрим 4 версии происхождения фамилии «Сорочайкин».

Первая версия. В интернет-источниках определена самая распространенная версия происхождения фамилии «Сорочайкин(а)». Например, «по свидетельству носителя - корни в районе Мордовии. По мнению Никонова среди мордовских фамилий достаточно распространены фамилии на -айкин от имен на -айка. Часто мордва переделывала уже русские фамилии на свой лад Так, сорока мог стать Сорок(ч)айка, а его дети Сорочайкиными» [17].

Данная версия наименее вероятна [см. подр. 1-2].

Вторая версия изложена местным краеведом Малышевым Н.К. и продвигалась Н.Н. Корниловой (Малышевой) - о реке Сарайчар вблизи Ставрополя (Тольятти) и переселении чуваш, получивших фамилию Сорочайкин по названию реки, из этой местности [см. подр. 2, с. 8-10]. Данная версия стала наиболее дискуссионной и сподвигла нас с Надеждой Никитичной к совместному поиску подтверждений данной версии.

Ранее уже указывалось, что река Сарайчар попросту отсутствует на картах Ставропольского и Самарского уездов, но были факты (в том числе документальные) о том, что несколько семей из Нижнее-Аверкино организованно уез-

жало в сторону современного Оренбуржья на реку Яик [1; 6].

В результате поисков информации были обнаружены утерянные рукописные воспоминания старожилов Нижне-Аверкино, в том числе Сорочайкина Фёдора Степановича [15], упоминаемого в подтверждении версии о реке Сарай-чар. Совокупность указанной информации привела версию Малышевых к следующему варианту: часть жителей Нижне-Аверкино (в том числе несколько семей Сорочайкиных) ушла на службу в казаки на реку Сарайгирка и осела в поселении Сарай-Гир (основано в 1739 году) и окрестностях. По прошествии 50-60 лет большая часть чувашей вернулась обратно в Нижне-Аверкино, именно поэтому в архивных выписках из «ревизской сказки 1858 года Самарской губернии Бугурусланского округа Архангельской волости деревни Нижней Аверкиной» [2] по фамилии Сорочайкин отсутствуют данные по двум поколениям ветви рода, который как раз и выводит на Федора Степановича Сорочайкина. Соответственно информацию по данному временному периоду необходимо запрашивать в архивах Оренбургской области.

И в завершении рассмотрения данной версии: на реку Сарайгирка уезжали чуваши, которые уже были записаны в реестрах как Соро-чайкины.

Третья версия. В ходе изучения краеведческих материалов по истории аверкинско-ибряй-кинских чуваш и поиска реки Сарайчар в Ставропольском уезде была получена информация, которую можно представить в виде самостоятельной версии по происхождению фамилии Сорочайкин.

Это возможное появление исследуемой фамилии от устаревшего названия птицы - камский кулик, он же кулик-сорока или сорочай. В пользу этой версии может говорить то (кроме названия птицы), что камский кулик (сорочай) двести-триста лет назад был типичной птицей любых побережий Волго-Камского бассейна.

И основная (четвёртая) версия: мы считаем, что родовая фамилия «Сорочайкин» образована от чувашского традиционного имени Са-рачай. Данное имя исследовано и подтверждено в основополагающем труде известного деятеля просвещения чувашского народа, талантливого историка и этнографа Василия Константиновича Магницкого «Чувашские языческие имена» [18, с. 74].

fr

сновы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

Познавательна точка зрения исследователя чувашских имен дохристианской эпохи Э.В. Фомина: «Надо полагать, большое разнообразие антропонимов связано со спецификой имянаречения, практиковавшегося в чувашской среде вплоть до середины XVIII в.:

во-первых, не существовало канонических списков имен, обязательных для наречения;

во-вторых, сложилась система, предполагавшая наличие у одного и того же человека та-буированного и бытового имени;

в-третьих, основой имени мог послужить широкий спектр апеллятивов, обусловленных конкретными событиями или благопожелания-ми;

в-четвертых, при имянаречении активно использовались специальные форманты имяоб-разования;

в-пятых, широко допускались заимствования из других языков;

в-шестых, была развита система обычных и родовых прозвищ.

Все это вкупе позволяло достаточно точно идентифицировать человека» [19, с. 107].

Чувашские традиционные имена образовывались следующим образом.

Либо присоединением к сложносоставным именам суффикса - АЙ. В женских именах означает «красивая», «красавица», в мужских -«счастье», «счастливый час». Происходит от общетюркского (из татарского) ай (месяц, луна). Примеры: Айампи (ж. и.), Айпалат (м. и.) [2021].

В нашем случае базовым словом является САРА от сара/сары "желтый; русый; красивый; блондин; золотистый цвет", "желтый" [см. подр. 20-21].

Второй вариант образования исследуемого имени [2]:

- сара ^у^лё ача - русоволосый мальчик, русый, блондин;

- сара качча - русый парень.

Надо отметить, что русоволосые мальчики в чувашских семьях рождались очень редко, соответственно и людей с таким именем встретить в ту пору было сложно. Исследователей чувашских традиционных имен приходят к выводу, что имена в общинах носили локальный характер [18-19], но объединялись «в общенациональную систему через перечисленные традиции наречения человека именем» [19, с. 107]. Поэтому нарожденный в чувашской семье маль-

2 0 20 № 1 (20)

чик с русыми волосами был наречен именем Сарачай.

Большая часть источников приводит легенду (с небольшими вариациями второстепенных элементов) о рождении деревни Нижне-Аверки-но. Мы приведем ее вам в следующем обобщающем варианте.

Поселение в начале XVIII века (располагалось на правом лесном берегу р. Б. Кинель на острове Солоты) стало полностью оседлым. Чуваши (виръял) придерживались традиционной веры даже после принятия христианства (как правило, насильственного), которая регламентировала наличие охраняемого кладбища, расположенного за водной преградой.

Для данного важного и почетного дела община выделила парня по имени Аверка (Аер-ка), а в помощь ему были выделены его младшие братья - Саванчай и Сарачай. Для родных братьев недалеко от кладбища был построен дом, они вели домашнее хозяйство.

Здесь необходимо подчеркнуть два факта:

- Аверка (Аерка) - это Аверка Фединкин, после принятия крещения Аверьян Андреев [22, с. 56];

- все три брата - Аверка [18, с. 23], Саван-чай и Сарачай - были рождены уже здесь.

В ходе постепенного освоения заволжского Дикого поля необходимость постоянного нахождения всей общины в труднодоступном лесном массиве стала утрачивать свою актуальность и в районе кладбища стал образовываться поселок. В ходе проведения первых переписей населения России в 1718-1727 гг. (первая ревизская сказка и ландратская перепись) новое поселение не было включено в официальные отчетные документы, хотя и было учтено для себя, так сказать для «внутреннего пользования». На данном этапе такое положение дел устраивало абсолютно всех.

В подтверждения данной версии говорят два факта.

Во-первых, все исполнители переписи на местах от уездного начальства до непосредственно волостных писарей не были заинтересованы в предоставлении истинной информации, т. к. после раскрытия подобной информации они элементарно теряли источники дополнительного дохода и, одновременно, должны были объяснить руководству причину своего недогляда за вверенной им территории [12; 2324].

Во-вторых, проведение переписи натолкнулось на серьезное противодействие башкирских тарханов, которые владели данными землями и охотно сдавали их в аренду беглым по «серым» схемам [12; 16; 23-26].

Таким образом, как уездное и волостное начальство, так и башкирские тарханы попадали в своеобразные ножницы: с одной стороны потери доходной составляющей, с другой -объяснения своих незаконных действий.

Мы предполагаем, что именно такая ситуация сложилась вокруг поселения чувашей, которое в дальнейшем получило название Ниж-не-Аверкино.

В пользу данной версии говорит и высокий уровень качества последующих переписей (ревизских сказок), проводимых правительством на данной территории: они уже отличались глубиной информации и подробным изложением многопоколенных семейно-родственных отношений возникших с 1720-1750 гг. [2, с. 77-79].

Именно в данных документах, закрепленных ревизской сказкой 1858 года, отражен род Сорочайкиных с первым поколением по имени Иван (1750 г.р.) и Герасим.

Таким образом, мы можем зафиксировать следующие факты:

- в начале XVIII века на острове Солоты образовалось оседлое поселение;

- образовали данную деревню чуваши верховые (виръял), которые вернулись на свои исконные земли;

- охранять кладбище общиной были выделены три брата: старший Аверьян (Аверка Фе-динкин) и младшие Савачай и Сарачай (примерно 1727 г.р. [2, с. 14]);

- постепенно чуваши стали перебираться на левобережье и к моменту покупки земли у башкирских тарханов в 1753 году [14] рядом с кладбищем уже было значительное поселение, получившее в дальнейшем название Нижне-Авер-кино;

- имя Сарачай входит в перечень чувашских традиционных имен;

- по ревизским сказкам Самарской губернии Бугурусланского округа Архангельской волости деревни Нижней Аверкина в ней числится род Ивана Сорочайкина (1750 г. р.) и род Герасима Сорочайкина.

Соединив воедино вышеуказанные факты, делаем вывод о том, что Иван и Герасим в ревизских сказках были записаны на фамилию

происходящую от имени своего отца Сарачай. Но, так как правила русского языка требуют написания «-оро-», наличия в русифицированной фамилии суффикса и окончания «-кин», плюс такой немаловажный фактор, обозначенный еще В.К. Магницким, как «неустойчивость письма подьячих» [18, с. 11], все это и привело информацию «Иван сын Сарачая» к записи «Иван Сорочайкин» и, соответственно, «Герасим сын Сарачая» - «Герасим Сорочайкин».

В ревизских сказках и иных официальных документах вплоть до 1918 года [см. 2] писари достаточно часто писали фамилию «Сорочай-кин» в вариантах «Сарочайкин, Сорачайкин, Сарачайкин». Да и сейчас, исходя из собственного опыта, можем заявить - из 5 респондентов 3 фамилию «Сорочайкин» напишут в варианте с 2-3 буквами «а»...

И в завершении данной работы: в деревне Нижне-Аверкино к 1925 году сформировались три самостоятельных клана Сорочайкиных. Первые два клана пошли от Ивана Сорочайки-на и Герасима Сорочайкина (представители именно этого клана выезжали на р. Сарайгир-ка). Третий клан сформировался в 1912-1914 гг. или 1920-1923 гг. (данные разнятся, но, скорее всего, после издания Декрета «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища» от 4 марта 1918 года [27]), когда 3-4 семьи поменяли свои фамилии на фамилию «Сорочайкин». Причины данного решения пока неизвестны и дают повод для дальнейшего изучения истории фамилии аверкинско-ибряйкинских чуваш «Сорочай-кин».

Библиографический список

1. Сорочайкин А.Н. К вопросу о возникновении чувашской фамилии Сорочайкин // Основы экономики, управления и права. - 2014. - .№4(16). - С. 151155.

2. Сорочайкин А.Н. Сарачай: поколенная роспись до 1918 года / А.Н. Сорочайкин. - Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2014. - 112 с.

3. Аверкинский сельский совет // Книга памяти. Самарская область. В 19-ти томах. Т. 8. Похвист-невский район. - Самара: 1994. - 320 с.

4. Сергеев Л.П. Диалектологический атлас чувашского языка. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат. -1966-1969. - Т.1-4.

5. Ягафова Е.А. Чуваши Самарского Заволжья: история расселения и этническая культура (конец XVII - начало ХХ вв.). - автореф. диссерт. - М.: МГУ. - 1996. - 21 с.

¡Ml0

сновы экономики, управления и права 2 0 20

Economy, Governance and Law Basis

№ 1 (20)

6. Диаспора аверкинско-ибряйкинских чуваш: вопросы и ответы / А.Н. Сорочайкин. - Самара: Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2015. - 42 с.

7. Аверкинско-ибряйкинские краеведческие чтения / ред. А.Н. Сорочайкин. - Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2019. - Вып. 1. - 60 с.

8. Аверкинско-ибряйкинские краеведческие чтения / ред.-сост. С.М. Анпилов, А.Н. Сорочайкин.

- Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2019. - Вып. 2. - 68 с.

9. Аверкинско-ибряйкинские краеведческие чтения / ред.-сост. С.М. Анпилов, А.Н. Сорочайкин.

- Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2019. - Вып. 3. - 136 с.

10. Аверкинско-ибряйкинские краеведческие чтения / ред.-сост. С.М. Анпилов. - Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2019. - Вып. 4. - 86 с.

11. Аляпкин М.А. Краткая чувашская энциклопедия Похвистневского района. - Похвистнево, 2009.

- 309 с.

12. Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Часть 3, о расселении чувашей в Х'УТ-ХК веках. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 112 с.

13. Ендураев В.А. Из истории Похвистневского района // Краеведческие записки. Выпуск 2. - Куйбышев: Куйбышев. кн. изд-во, 1971. - С. 50-67.

14. Как чуваши землю у башкир покупали / А.Н. Сорочайкин // Аверкинско-ибряйкинские краеведческие чтения. - Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2019. -Вып. 1. - С. 31-43.

15. Воспоминания Сорочайкина Фёдора Степановича // Аверкинско-ибряйкинские краеведческие чтения - Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2019. - Вып. 2. -С.11-15.

16. Табель первой ревизии народонаселения России (1718-1727 гг.) // Исторический архив. № 3. 1959

17. Каталог фамилий: узнай тайну и происхождение своей фамилии. URL: http://catalog-familly.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Магницкий В.К. Чувашские языческие имена. - Казань: Типография Императорскаго Университета, 1905. - 119 с.

19. К проблеме реконструкции чувашских имен дохристианской эпохи / Э.В. Фомин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. - №3(99). - С. 106111.

20. Федотов М.Р. Словарь чувашских нехристианских личных имен. - Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 1998. -148 с.

21. Никольский Н.В. Краткий чувашско-русский словарь. - Казань, 1919. - 338 с.

22. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. - Самара: Самар. Дом печати, 1993. - 384 с.

23. Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края. - Самара: Средне-Волжское кооперативное изд-во, 1919.

24. Преображенский П.А. Колонизация Самарского края. - Самара: Типография Селькредсоюза, 1923.

25. Гребнев М. Приход Ибряйкинской, Христо-рождественской церкви (Бугурусланского уезда). В топографическом, церковно-историческом и этнографическом отношениях // Самарские епархиальные ведомости. - 1885. - №15. Неофиц. часть. - С. 353365.

26. Гребнев М. Приход Ибряйкинской, Христо-рождественской церкви (Бугурусланского уезда). В топографическом, церковно-историческом и этнографическом отношениях (Окончание) // Самарские епархиальные ведомости. - 1885. - №16. Неофиц. часть. - С. 369-383.

27. Электронная библиотека исторических документов. иКЬ: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ DEKREm8-03-04.htm

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

THE ORIGINS AND THE HISTORY OF THE CHUVASH SURNAME SOROCHAIKIN

© 2020 A.N. Sorochaikin*

Continued the work on the history presentation of the surname Sorochaikin on the territory of Samara Zavolgia in XVIII-XIX centuries. Changes and the results of the local history researches were taken into consideration.

Keywords: chuvash, chuvash surname, traditional name, local history, Nizhne-Averkino, Sorochaikin, Sarachai, history.

Received for publication on 20.02.2020

* Sorochaikin Andrey Nikonovich (expert763@mail.ru) - Candidate of Economic, Doctor of Philosophy; INO "IFCTE", Tolyatti, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.