К вопросу о возникновении чувашской фамилии Сорочайкин
КРАЕВЕДЕНИЕ
УДК 94 (47) : 392.91
А.Н. Сорочайкин* К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧУВАШСКОЙ ФАМИЛИИ СОРОЧАЙКИН
В статье представлена история возникновения чувашской фамилии Сорочайкин на территории Самарского Заволжья в УХШ—Х1Х вв.
Ключевые слова: чуваши, чувашская фамилия, традиционное имя, краеведение, Нижне-Аверкино, Сорочайкин, Сарачай, история.
Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. А фамилии могут рассказать об очень многом...
Источником личных исследований могут служить не только пыльные полки всевозможных архивов, в которых скрыта тайна вашей фамилии, но и собственные документы. Именно в наших паспортах указаны фамилии — семейные прозвания, возникшие еще в давние времена, а первоначальное значение их основ очень часто является для большинства тайной за семью печатями. И эту тайну разгадать весьма интересно, хотя и требует использования значительного временного и иных ресурсов.
В общедоступных словарях фамимлия (лат. ЕашШа — «семейство») — это наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или, в более узком понимании, — к одной семье [1].
Структура фамилия состоит прежде всего из корневой основы (имеющей или имевшей в прошлом какое-либо лексическое значение), но также может включать в себя приставки, суффиксы и окончания. Основа фамилии часто происходит от личного имени или же прозвища, несущего то или иное лексическое значение.
В данном контексте нам необходимо и понимание термина «личное имя». Те же словари определяют имя как личное название человека, даваемое при рождении, обычно одно. Имена личные у людей были во все времена во всех цивилизациях. У каждого народа они связаны с его
культурой, бытом. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно-исторические условия.
Таким образом, личное имя и фамилия человека — одни из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром они создают базу в структуре самосознания индивида [2].
Возникновение фамилий в современном понимании произошло поздно и было обусловлено, с нашей точки зрения, расширяющимися экономическими связями, необходимостью регулирования институтов наследования, купли-продажи собственности и усложнения фискальной системы государственных образований.
Обязательные фамилии на Руси были введены законом лишь в XVI веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. В среде крестьянского сословия фамилии впервые стали употребляться с Х^—Х^ІІ вв., но окончательно они закрепились на территории Российской империи лишь после отмены крепостного права в 1861 году.
Таким образом, получается, что самая обычная фамилия хранит в себе огромный объем информации, спрессованный, буквально скрученный, как клубок. И для того чтобы в поисках «истоков» своей фамилии не запутаться, необходимо вооружиться знанием истории и родной речи, культуры, представлением о географии и политическом устройстве Российского государства в его различные исторические периоды, мифологии, народном календаре, ремеслах и быте, суевериях и многом, многом другом [3].
* © Сорочайкин А.Н., 2014
Сорочайкин Андрей Никонович ([email protected]), директор по научной работе, НП «Институт анализа экономики города и региона», 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Сов. Армии, 220.
И только после этого объемного труда запись в паспорте превратится в магическую формулу, путеводную нить, позволяющую из беспокойного и суматошного XXI века вернуться на столетия назад, заглянуть в мир наших предков — неспешный, но яркий, наполненный трудами и битвами, радостями и бедами, буднями и праздниками [3].
Исследованию будет подвергнута фамилия Сорочайкин. Данная фамилия принадлежит нашему роду, а родом мы из чувашской деревни Нижне-Аверкино1 Похвистневского района Куйбышевской, а ныне Самарской области.
Фамилия редкая, встречается только в ряде населенных пунктов Похвистневского района. В других географических пунктах РФ она тоже встречается, но все корни так или иначе ведут в родную деревню Нижне-Аверкино и прилегающие поселки. Просто данные носители фамилии по тем или иным социально-экономическим причинам покинули родную округу. При этом не все Соро-чайкины являются родственниками.
В самом Нижне-Аверкино фамилия весьма и весьма распространена, фактически до распада СССР она была доминирующей в этой округе. Данный факт подчеркивается всеми исследователями и легко подтверждается документами. Например, в поименном списке погибших в боях Великой Отечественной войны, призванных из Нижне-Аверкино и близлежащих поселков, из 113 человек 30 носят фамилию Сорочайкин. Есть среди них и наш дед — Сорочайкин Афанасий Степанович... [4]
Мы уже обозначили, что наша фамилия из чувашского рода. Необходимо также подчеркнуть, что ибряйкинско-аверкинские чуваши относятся к этнографической группе верховых (виръял), говорящих на особом диалектах чувашского языка и отличающихся особенностями в материальной и духовной культуре. В ряде дореволюционных источников их еще называют лесными. Остальные чуваши в Похвистневском и пограничных районах относятся к низовым (анатри) [4]. Это будет первым фактором для обоснования нашего исследования.
Следующий фактор особо важен — это время появления чувашей в округе нынешнего расположения деревни Нижне-Аверкино. Год образования деревни точно не определен. Самыми распространенными версиями являются те, что Нижне-Аверкино образовано в 1755 году, или в 1761 году, или в 1776 году [6—8]. Но при этом речь идет о современном расположении деревни, и все три версии привязаны к договору купли-продажи земли и (или) регистрации купчей на землю.
Прежде наша деревня находилась напротив нынешнего расположения за рекой Б. Кинель. Следующие факты свидетельствуют, что она располагалась на месте, где в советские времена была ближняя колхозная пасека:
— нашей деревне (общине, колхозу, сельсовету) принадлежат определенные земли на противоположном берегу реки от поселка Красные Пески до остатков дамбы и почтового тракта перед поселком Тимашу, они не самые большие по площадям, но имеют важное стратегическое расположение;
— данные земли были покрыты труднопроходимыми густыми лесами, и в них было много водоемов, т. к. река Б. Кинель с притоками была весьма многоводной вплоть до 90-х годов прошлого столетия;
— данные земли не входили в купчую, произведенную нашими земляками и совершенную в середине XIX века, т. к. эти земли исторически осваивались чувашами и не были интересны степным народам — башкирам, ногаям и пр.;
— чуваши постоянно находились на данной труднодоступной территории примерно с 1670— 1680 гг., занимаясь бортничеством, рыболовством и др. видами жизнедеятельности.
Следующий, третий фактор — это насильственная христианизация заволжских чуваш и определенные огрехи, совершенные чиновниками осознанно, по лености и неграмотности, в ходе проведения первой переписи населения России в 1718— 1727 гг. [9]
Полное обоснование всех трех факторов данной версии мы изложим в следующей работе, которая будет посвящена истории зарождения деревни Нижне-Аверкино и близлежащих поселков.
В различных интернет-источниках определена самая распространенная версия происхождения фамилии Сорочайкин (а). Следует сразу подчеркнуть, что это либо сайты, занимающиеся продажей фамильных дипломов и прочими подобными атрибутами, либо сайты, транслирующие данную версию с целью пополнения контента.
Приведем первую подобную версию из попавших в сеть Интернет. По свидетельству носителя, корни в районе Мордовии. По мнению Никонова, среди мордовских фамилий достаточно распространены фамилии на -айкин от имен на -айка. Часто представители мордвы переделывали уже русские фамилии на свой лад. Так, сорока мог стать Сорок(ч)айка, а его дети Сорочайкиными [10].
Данная версия не выдерживает никакой критики, т. к. речь идет о верховых чувашах (виръял), которые были весьма консервативной этнографической группой.
1 Автором взято такое написание деревни, привычное с детства, хотя в последнее десятилетие официальным вариантом написания стало «Нижнеаверкино»
Вторая версия изложена местным краеведом
Н.К. Малышевым и активно продвигается его дочерью Н.Н. Корниловой (Малышевой) на сайтах деревни Нижне-Аверкино и нижнеаверкинс-кой школы, а также распространяется в рукописных вариантах.
«Очень интересна история переселения предков рода Сорочайкиных. Фамилия Сорочайкины в деревне самая распространенная. Но многие из них не родственники друг другу. Просто до прихода в Нижне-Аверкино Сорочайкины жили вместе с мордвой в одной местности на реке Сарай-чар (около Ставрополя на Волге). Их вторичный переезд быш обусловлен следующими событиями. Во второй половине XVIII и в начале XIX века на Заволжье «положили глаз» помещики. Так, например, граф Орлов предъявил претензии на со-кские рыбные места и богатую рыбой Быстренькую воложку у села Рождественное. Но здесь он судебный процесс проиграл. Меньше повезло жителям близлежащих к Ставрополю земель. Нашлись формальные зацепки, позволившие В.Г. Орлову утверждать, что сам город и отведенные ему угодья занимали часть пожалования, которое братья Орловы получили от Екатерины II. Хотя со времени основания Ставрополя прошло 60, а со времени пожалования Орловыш 30 лет, тем не менее в 1798 году эти земли быши признаны спорными. За такое решение землемер получил от графского поверенного 2300 рублей, а члены губернской межевой канцелярии еще 15 тысяч рублей. Около 9 тысяч рублей бышо истрачено на хлопоты в столичном Сенате, утвердившем прощение графа. В итоге Орлову отошли 1,2 тысячи десятин лучших земель. Горожане и крестьяне выступали против, иногда эти столкновения доходили до рукоприкладства, но вернуть уже отошедшие графу земли не удалось. Государственные крестьяне вынужден^! быши уйти на другие земли, чтобы не попасть в феодальную зависимость от помещика. Так чуваши Сорочайкины, жившие вдоль реки Сарайчар, оказались на расположенных вдоль другой реки Кинель землях, в деревне Нижне-Авер-кино, основанной соплеменниками. По рассказам деда — сторожила деревни Нижнеаверкино — Федора Степановича Сорочайкина еще до основания села многочисленные предки Сорочайкиных заездами приезжали в данную местность на промыслы! на охоту, заниматься бортничеством. После переезда кроме землепашества и разведения скота почти все семьи держали пасеки, промышляли медом. Помещики пытались покушаться и на земли нижнеаверкинских крестьян. В архиве сохранился документ — прощение чуваш императору
разобраться с произволом чиновников-землеме-ров. Имеется также запись, что помещики Курое-довы отняли силой несколько сотен десятин земли у нижнеаверкинских чувашей» [11].
Однозначно красивая версия. Но, при всем уважении к семье Никиты Константиновича Малышева и лично к Надежде Никитичне, мы предполагаем, что в данной версии преобладает комплекс субъективных причин.
Возражения будут основаны на следующих фактах.
Река Сарайчар попросту отсутствует на картах Ставропольского и Самарского уездов. Автором лично просмотрены все доступные карты тех времен.
В пользу частичной достоверности данной версии в части временного переезда части рода Сорочайкиных под Ставрополь-на-Волге может быть только один момент из вышеприведенного рассказа Корниловой (Малышевой) Н.Н. — это ссылка [11] на «деда — сторожила деревни Нижне-Авер-кино Федора Степановича Сорочайкина» о том, что «они (род, семья) вернулись в Нижне-Авер-кино из-под Ставрополя». Однако здесь есть два «но»:
— Федор Степанович — это мой прямой прадед, отец нашей бабушки по отцовской линии — Анны Федоровны, но ни от бабушки, ни от прадеда (я его лично помню. — прим. С.А.) мы не слышали такой легенды;
— в архивных выписках из «ревизской сказки 1858 года Самарской губернии Бугурусланского округа Архангельской волости деревни Нижней Аверкиной»2 по фамилии Сорочайкин отсутствуют данные по одному поколению ветви рода, который как раз и выводит на Федора Степановича Сорочайкина — временной период соответствует и, возможно, архивные выписки по данному эпизоду надо искать в архивах по Ставропольскому округу Самарской губернии.
Таким образом, версия Корниловой (Малышевой) Н.Н. на основании следующих фактов: «Фамилия Сорочайкины в деревне самая распространенная. Но многие из них не родственники друг другу», «еще до основания села многочисленные предки Сорочайкиных заездами приезжали в данную местность на промыслы на охоту, заниматься бортничеством...» [11] — лишь подтверждает все вышеизложенное автором.
Есть веские факты, позволяющие на основе архивных документов, дореволюционных исследованиях маститых ученых изложить другую версию.
Мы считаем, что родовая фамилия ^рочай-кин образована от чувашского языческого (традиционного) имени Capa4a^ Данное имя исследовано и подтверждено в основополагающем труде известного деятеля просвещения чувашского народа, талантливого историка и этнографа Василия Константиновича Магницкого «Чувашские языческие имена» [12, с. 74].
Чувашские языческие (традиционные) имена образовывались следующим образом.
Либо присоединением к сложносоставным именам суффикса -ай-. В женских именах означает «красивая», «красавица», в мужских — «счастье», «счастливый час». Происходит от общетюркского (из татарского) ай (месяц, луна). Примеры — Айсмпи (ж. и.), Айпслат (м. и.) [13; 14].
В нашем случае базовым словом является CAPA, яз. и. м. МПП(Ашм. Cn. XI, 66); тат. и. м. Caры (Ca^ ТИ^ 162) от capa/capbi «желтый; русый; красивый; блондин; золотистый цвет,, > марГ. capbi, марВ. cape «желтый» [13; 14].
Второй вариант образования исследуемого имени [1З; 14]:
— сарё §у§лё ача — русоволосый мальчик, русый, блондин;
— сарё каччё — русый парень.
Таким образом, нарожденный в чувашской семье мальчик с русыми волосами был наречен именем Caрaчaй. Надо отметить, что русоволосые мальчики в чувашских семьях рождались очень редко, соответственно, и людей с таким именем встретить в ту пору было сложно. Хотя в нашем роду русоволосые мальчики рождались достаточно часто.
Практически все источники, рассказывают одну и ту же легенду в разных интерпретациях о рождении деревни Нижне-Аверкино. Мы приведем ее вам в следующем обобщающем варианте.
Деревня в начале XVIII века, располагающаяся на противоположном лесном берегу, стала полностью оседлой. Чуваши (виръял) придерживались языческой веры даже после принятия христианства (как правило, насильственного), которая предполагала наличие кладбища, расположенного через водную преграду, и обязательно охраны. Это чтобы злые духи не смогли ночью перейти в деревню и совершить нехорошие дела.
Для данного важного и почетного дела община выделила парня по имени Аверьян. А в помощь ему были выделены два его младших брата — Ca-ванчай и Caрaчaй. Для родных братьев недалеко от кладбища был построен дом, они вели домашнее хозяйство. По возрасту Аверьян был лет 14—
15, младший Caрaчaй лет на 5 моложе.
Здесь необходимо подчеркнуть, что:
— Аверьян — это Аверка (Аерка) Фединкин, после принятия крещения Аверьян Андреев [15, с. 56];
— все три брата — Аверка [12, с. 23], Саванчай и Сарачай — были рождены на Аверкинской земле.
В ходе постепенного освоения заволжского Дикого поля необходимость постоянного нахождения всей общины в труднодоступном лесном массиве стала утрачивать свою актуальность. Для дальнейшего развития общины росло значение торговых отношений с Бугурусланом и иными населенными пунктами уезда, которых к тому времени стало достаточно много.
Так в районе кладбища стал образовываться поселок, который не мог не попасть в поле зрения православной церкви и уездного начальства.
В ходе проведения первых переписей населения России в 1718—1727 гг. (первая ревизская сказка и ландратская перепись) новое поселение не было включено в официальные отчетные документы, хотя и было учтено, так сказать, для «внутреннего пользования». Тем более что беглые крестьяне при таком раскладе оставались числиться в ревизских сказках по старым местам. На данном этапе такое положение дел устраивало абсолютно всех.
В подтверждение данной версии говорят два факта.
Во-первых, все исполнители переписи на местах от уездного начальства до непосредственно волостных писарей не были заинтересованы в предоставлении истинной информации, т. к. после раскрытия подобной информации они элементарно теряли источники дополнительного дохода и одновременно должны были объяснить руководству причину своего недогляда за вверенной им территорией [7; 16—17].
Во-вторых, проведение переписи натолкнулось на серьезное противодействие башкирских тарханов, которые владели данными землями и охотно сдавали их в аренду беглым крестьянам по «серым» схемам [7; 9; 16—19].
Таким образом, как уездное и волостное начальство, так и башкирские тарханы попадали в своеобразные ножницы: с одной стороны, потери доходной составляющей, с другой — объяснения своих незаконных действий.
Мы предполагаем, что именно такая ситуация сложилась вокруг поселения чувашей, которое в дальнейшем получило название Нижне-Аверкино.
В пользу данной версии говорит и высокий уровень качества последующих переписей (ревизских сказок), проводимых правительством на данной территории: они уже отличались глубиной информации и подробным изложением многопоколенных семейно-родственных отношений, возникших в 1720—1750 гг.3
Именно в данных документах, закрепленных ревизской сказкой 1858 года, отражен род Сорочайкиных с первым поколением по имени Иван (1750 г.р.) и Герасим.
Таким образом, мы можем зафиксировать следующие факты:
— в начале XVIII века образовалась поселение, получившее в дальнейшем название Нижне-Авер-кино;
— образовали данную деревню чуваши верховые (виръял);
— охранять кладбище общиной были выделены три брата: старший Аверьян (Аверка Федин-кин) и младшие Савачай и Сарачай (примерно 1727 г.р.);
— имя Сарачай входит в перечень чувашских языческих (традиционных) имен;
— по ревизским сказкам Самарской губернии Бугурусланского округа Архангельской волости деревни Нижне-Аверкино в ней числится род Ивана Сорочайкина (1750 г.р.).
Соединив воедино вышеуказанные факты, делаем вывод о том, что Иван в ревизских сказках был записан на фамилию, происходящую от имени своего отца — Сарачай. Затем правила русского языка, требующие написания «-оро-», наличия в русифицированной фамилии суффикса и окончания «-кин», плюс такой немаловажный фактор, обозначенный еще В.К. Магницким, как «неустойчивость письма подьячих» [12, с. 11], — все это и привело информацию «Иван сын Сарачая» к записи «Иван Сорочайкин».
В ревизских сказках и иных официальных документах вплоть до 1918 года [12] писари достаточно часто писали фамилию «Сорочайкин» в вариантах «Сарочайкин, Сорачайкин, Сарачайкин». Да и сейчас, исходя из собственного опыта, можем заявить — из 5 респондентов 3 фамилию «Сорочайкин» напишут в варианте с 2—3 буквами «а»...
Библиографический список
1. Фамилия. Википедия. URL: https://
ru.wikipedia.org.
2. Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений: монография. Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2007. 198 с.
3. Корнева О. Что означает моя фамилия? / Сайт Оксаны Корневой. URL: http://www.okorneva.ru.
4. Аверкинский сельский совет // Книга памяти. Самарская область: в 19 т. Т. 8. Похвистневский район. Самара: 1994. С. 23—36.
5. Чуваши: история и культура. Т. 1 / отв. ред. В.П. Иванов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. 415 с., ил.
6. Аляпкин М.А. Краткая чувашская энциклопедия Похвистневского района. Похвистнево, 2009. 309 с.
7. Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Ч. 3. О расселении чувашей в XVI—XIX веках. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1988. 112 с.
8. Ендураев В.А. Из истории Похвистневского района // Краеведческие записки. Вып. 2. Куйбышев: Куйбышев. кн. изд-во, 1971. С. 50—67.
9. Табель первой ревизии народонаселения России (1718—1727 гг.) // Исторический архив. 1959. № 3.
10. Каталог фамилий: узнай тайну и происхождение своей фамилии. URL: http://catalog-familly.ru.
11. Сайт села Нижнеаверкино. URL: http:// naverkino.ucoz.ru.
12. Магницкий В.К. Чувашские языческие имена. Казань: Типография Императорскаго Университета, 1905. 119 с.
13. Федотов М.Р. Словарь чувашских нехристианских личных имен. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 1998. 148 с.
14. Никольский Н.В. Краткий чувашско-русский словарь. Казань, 1919. 338 с.
15. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Самара: Самар. Дом печати, 1993. 384 с.
16. Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края. Самара: Средне-Волжское кооперативное изд-во, 1919.
17. Преображенский П.А. Колонизация Самарского края. Самара: Типография Селькредсоюза, 1923.
18. Гребнев М. Приход Ибряйкинской, Христорож-дественской церкви (Бугурусланского уезда). В топографическом, церковно-историческом и этнографическом отношениях // Самарские епархиальные ведомости. 1885. №15. Неофиц. часть. С. 353—365.
19. Гребнев М. Приход Ибряйкинской, Христорож-десгвенской церкви (Бугурусланского уезда). В топографическом, церковно-историческом и этнографическом отношениях (Окончание) / / Самарские епархиальные ведомости. 1885. № 16. Неофиц. часть. С. 369—383.
A.N. Sorochaikin*
TO THE QUESTION OF AN ORIGIN OF A CHUVASH FAMILY NAME SOROCHAIKIN
In the article the history of an origin of Chuvash family name Sorochaikin on the territory of Samara trans-Volga region in the XVIII—XIX century.
Key words, the Chuvash, Chuvash family name, traditional name, regional study, Nizhne-Averkino, Sorochaikin, Sarachay, history.
* Sorochaikin Andrey Nikonovich ([email protected]), manager on study, NPO «Institute of Analysis of Economics of the City and the Region», Samara, 443011, Russian Federation.