Научная статья на тему '«Прогулка» в романе Е. З амятина «Мы»: структура, композиционная роль, семантика'

«Прогулка» в романе Е. З амятина «Мы»: структура, композиционная роль, семантика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
885
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е. ЗАМЯТИН / ЛИТЕРАТУРА / МУЗЫКА / СЮЖЕТНАЯ СИТУАЦИЯ / АЛЛЮЗИЯ / E. ZAMYATIN / LITERATURE / MUSIC / PLOT / ALLUSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шестакова Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается сюжетная ситуация «Прогулка», играющая роль рефрена в композиции романа Е. Замятина «Мы». Изменения свойств прогулки и способов ее репрезентации соотносятся с проблематикой произведения. Выявляется аллюзия на «Прогулку» Мусоргского («Картинки с выставки») и ее функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promenade in Zamyatins novel We: its structure, compositional role, and semantics

The article deals with the plot of Promenade which has the role of refrain in the novels composition. The changes in promenades properties and the ways of its representation correlate with the novels conception. An allusion to Mussorgskys Promenade (Pictures at an Exhibition) and its functions are revealed.

Текст научной работы на тему ««Прогулка» в романе Е. З амятина «Мы»: структура, композиционная роль, семантика»

УДК 821.161.1 Т. А. Шестакова

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2012. Вып. 2

«прогулка» в романе е. замятина «мы»: структура, композиционная роль, семантика

В мотивной структуре романа «Мы», как известно, важнейшим является лейтмотив движения, конкретизирующийся в различных вариантах и образующий фундаментальную семантическую оппозицию движение/неподвижность. В совокупности и во взаимодействии с другими лейтмотивами, в последовательности моделируемых автором музыкальных ситуаций1 он участвует в формировании «музыкального текста» романа. Появляясь в первой же ситуации указанного типа («Машинный балет»), этот лейтмотив эксплицирует проблематику произведения с помощью осмысления понятия движение в категориях свободы/несвободы, которые приобретают в данном контексте эстетические и социальные коннотации. Причем к социальному толкованию герой идет от эстетического (через психологическое): в рассуждениях Д-503 эстетический комментарий является изложением «текста» балета, а психологический и социальный — расшифровкой, интерпретацией его «подтекста»: «Почему танец — красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. <...> ...инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы в теперешней нашей жизни — только сознательно.» [2, с. 309] (выделено автором. — Т. Ш.).

Одна из форм движения, играющая важную смысло- и структурообразующую роль в романе, — прогулка.

Основное словарное значение лексемы «прогулка» следующее: «Хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения» [3, стлб. 198]. «Гулять» — значит «ходить неторопясь, для отдыха, удовольствия; прогуливаться; проводить время на воздухе» [4, стлб. 478]. В лексеме «прогулка» заключено значение не просто приятного, неспешного движения в открытом пространстве, с целью отдыха, получения заряда бодрости или обретения спокойствия, но, что не менее важно, движения свободного, нерегламентированного. Свобода предполагает неограниченность в выборе места, времени и продолжительности прогулки, в отсутствии заданности расстояния, непредсказуемость в смене направления, темпа, ритма, походки, допускает хаотичность движения небольшого, как правило, количества участников. Нередко прогулка сопровождается музыкой, например, игрой духового оркестра в пространстве городского парка, площади, улицы и т. п.

В романе «Мы» сюжетная ситуация прогулки возникает не раз. Впервые — в «Записи 2-ой». Маркированные вход и выход из нее образуют делимитационную раму. Вход: «Внизу. Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час мы обычно тратим на дополнительную прогулку» [2, с. 309]. Выход: «В конце проспекта, на аккумуляторной башне, колокол гулко бил 17. Личный час кончился» [2, с. 312].

Первоначально прогулка представляет собой приятное (как выяснится далее, не для всех) времяпровождение, движение по проспекту, то есть «на воздухе», под музы-

1 О музыкальной ситуации как разновидности сюжетных ситуаций см.: [1]. © Т. А. Шестакова, 2012

ку, в умеренном темпе. Но в то же время — это движение, обладающее прямо противоположными прогулке как таковой свойствами. Время, отведенное на нее, именуется «личным часом», однако она коллективная, объединяет большое количество участников — «сотни, тысячи нумеров» [2, с. 310]. Прогулка, выбранная по личному желанию, регламентирована, как церемониальное шествие. Точно установлены ее время и продолжительность. «Нумера» прогуливаются строем — «Мерными рядами, по четыре» [2, с. 310]. Музыкальный репертуар ограничен одним произведением — «Маршем Единого Государства». Согласованность общего движения «могучего потока» [2, с. 310] прогуливающихся людей обусловлена и строгой определенностью места и направления этого движения. Впечатление церемониальной регламентации усиливается благодаря наличию униформы у всех участников шествия. Аналогия, возникающая у 1-330, придает прогулке военизированный характер: «Вы только представьте себе: барабан, батальоны, шеренги — ведь это тоже было — и, следовательно...» [2, с. 311]. Следовательно, «прогулка» в абсурдном антиутопическом мире Единого Государства — это военный парад.

Ситуация прогулки моделируется как музыкальная. Элементами, образующими ее структуру, являются: 1) исполнители — граждане Единого Государства, в том числе Д-503, 1-330, 0-90, «Б-образный мужской нумер», «два каких-то незнакомых нумера, женский и мужской» [2, с. 310]; 2) исполняемое — Марш Единого Государства; 3) инструменты — трубы Музыкального Завода и колокол, удары которого в структуре данной ситуации образуют с Маршем единый «музыкальный текст», завершают его, являясь своего рода кадансом; 4) воспринимающие (они же — исполнители) — ситуация дана в восприятии Д-503 как автора «Записей», выявлена также идейно-эмоциональная оценка 1-330.

Именно точка зрения эксплицитного автора эстетизирует ситуацию, переводит ее в разряд объектов, достойных описания и оценки в качестве произведения искусства. Однако его эмоции и оценки постоянно корректируются имплицитным автором романа в пародийном и пародическом подтексте.

Важное место в структуре ситуации первой «прогулки» занимает экфрасис марша, в котором зашифрованы его мелодия (диатоническая натуральная мажорная гамма), четырехдольный размер, ритм (мерный), темп (умеренный), а также тембр музыкальных инструментов («медный» труб и «гулкий» колокола), переданы эмоции исполнителя и слушателя [5].

Особую смысловую нагрузку несут инструменты. В «медных тактах», «медных ступенях» зашифрована звуковая окраска труб Музыкального Завода. С «медным» тембром связана их двойственная трактовка. Во-первых, это медный духовой инструмент, необходимый в составе духового оркестра, в том числе военного. Следовательно, тембровое обозначение тоже формирует семантику прогулки как военного парада. Во-вторых, трубы — это и деталь завода как устройства, приводящего в действие какой-либо механизм. В этом значении они служат средством для воплощения концепции «человек-механизм» и для моделирования Единого Государства как музыкальной шкатулки (пародия на представления античных философов о Вселенной как идеально настроенном инструменте, издающем божественную музыку): Музыкальный Завод ничего не производит, кроме звуков, и, не имея исполнителей и дирижера, играет один и тот же марш. Не менее важна номинация участников, марширующих под эту музыку, — «нумера». Люди-«нумера» функционируют в моделируемом как музыкальная

шкатулка государстве в качестве его пронумерованных деталей, так как их движения и работа регулируются Музыкальным Заводом [6].

«Гулкое» биение колокола в финале дополняет семантику парада новыми коннотациями и усиливает пародийный подтекст данной эстетической ситуации. Трубы и колокол изначально выполняли в обществе сигнальную функцию. Поэтому прогулка строем людей, имеющих вместо имен номера и носящих на униформе номерные бляхи, начинающаяся и заканчивающаяся по сигналу, напоминает прогулку заключенных и, обладая семантикой несвободного движения, является вариантом одного из членов оппозиции свобода/несвобода.

Эмоции Д-503 — это одновременно эмоции исполнителя и воспринимающего (зрителя и слушателя). Здесь сливаются воедино восторг, чувство причастности к созданию гармонии, физическое, мышечное ощущение интервалов и мелодического «восхождения» по ступеням («и с каждой ступенью вы поднимаетесь все выше, в головокружительную синеву.» [2, с. 310]) и катарсис, психологическая «саморегуляция» — переживание укрупнения масштабов собственной личности до вселенских размеров («И так: будто не целые поколения, а я — именно я — победил старого Бога и старую жизнь, именно я создал все это, и я как башня, я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин.» [2, с. 310]). В довольно точной, но пародийно гиперболизированной передаче явления психологической «саморегуляции»2, ощущения героем преувеличенной значимости собственной личности тоже заключена ироническая авторская оценка.

Позиция автора романа просматривается и в кольцевой композиции ситуации, в сходстве фраз, маркирующих вход и выход из нее. Кольцо эксплицирует идею движения по кругу, то есть в замкнутом пространстве несвободы.

В «Записи 3-ей» прогулка не развернута в самостоятельную сюжетную ситуацию со своей делимитационной рамой. Но в кратком протокольном описании, почти сведенном к констатации, содержатся ее важнейшие признаки: пространственная и временная определенность (на проспекте, «от 16 до 17 и от 21 до 22» — в «установленные Скрижалью Личные Часы» [2, с. 315]), наименование музыкального жанра (Марш), его мелодия, ритм, темп и тембр инструментов («мерно, по медным ступеням Марша — проходят» [2, с. 315]) и исполнители, подразумеваемые под местоимением «другие».

В «Записи 4-ой» на выходе из ситуации «Фонолекции» с помощью предиката прогулки «стройными рядами по четыре» дан лишь намек на марш, под который «нумера» покидают аудиториум: «Как обычно, стройными рядами по четыре через широкие двери все выходили из аудиториума» [2, с. 319]. Ее «отзвук» на границе этой музыкальной ситуации выполняет не только композиционную функцию ее завершения. Возникновение лейтмотива прогулки сигнализирует о восстановлении эмоционального равновесия и ценностных ориентиров, утраченных героем под воздействием музыки Скрябина. Вместе с тем изменяется такой существенный параметр музыкального жанра, как ориентация на определенный тип пространства и условия исполнения: марш (как и парад) оказывается обычным в стенах здания, при переходе из одного помеще-

2 Ср., например, со следующим описанием эмоционально-психологической «саморегуляции» человека в результате восприятия им музыки на концерте, которое дается музыковедом: «Самое удивительное, что испытывает человек после прекрасного концерта, — колоссальное укрупнение, тысячекратное возрастание его жизнеощущения, исчезновение в мировосприятии мелких, случайных, недостойных внимания черт» [7, с. 129].

ния в другое. В результате нарастает ощущение абсурдности действий и образа жизни граждан Единого Государства.

В «Записи 7-ой» лейтмотив прогулки завершает ситуацию завтрака («Стройно, по четыре — к лифтам» [2, с. 328]), что усиливает впечатление абсурдности.

Далее эта «Запись» содержит развернутую ситуацию «Прогулки» со всеми необходимыми для ее структурирования элементами (исполнителями, инструментами, исполняемым произведением и слушателем), хотя границы ситуации размыты. В лаконичном, дискретном, прерываемом диалогом описании отмечаются гармония («стройно»), громкость и характер звучания инструментов («гремели»), жанр, тип движения под музыку («плыли»), дается эмоциональная оценка.

Здесь еще раз видим указание на повторяемость ситуации в мире героев антиутопии, но в последний раз — на ее неизменность, «зеркальность», так как в ритуально обусловленной, тщательно разработанной церемонии появляются нарушения. Во-первых, главный герой не принимает участия в ритуале («Нет, не гулять», — отвечает он приглашающей его 0-90); его намерения и действия не соответствуют музыке и общему движению. Во-вторых, нарушена церемониальная неизменность движений исполнителей — оборачивающиеся на Д-503 и 0-90 головы участников: «Круглые, гладкие шары голов плыли мимо — и оборачивались» [2, с. 331]. Совмещение синекдохи (pars pro toto) с опредмечивающей метафорой при номинации исполнителей создают гротескный образ: человек-деталь некого звучащего механического устройства. Этому же способствует образно-смысловая перекличка с «машинным балетом» «Записи 2-ой», возникающая за счет использования при его описании противоположного приема — олицетворения предметов: «с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов» [2, с. 309].

В целом же происходит смена планов: тема прогулки уходит на второй план, по сути, она теперь составляет фон, на котором происходят встреча и диалог Д-503 и 0-90. Контраст равномерно, плавно движущихся «голов» и взволнованного диалога между Д-503 и 0-90 способствует нарастанию напряженности в развитии сюжета. 0н свидетельствует, во-первых, об усилении внутреннего конфликта, напряжения в психологическом состоянии главного героя, иллюстрируя рассуждение Д-503, данное в начале «Записи»: «И я знаю: до сих пор мой мозг был хронометрически выверенным, сверкающим, без единой соринки механизмом, а теперь.» [2, с. 328]; во-вторых, он предвещает зарождение внешнего конфликта между обезличенными, бездушными «нумерами» и теми, в ком еще не убита человечность.

Восторженная оценка эксплицитного автора выражена в лаконичном экфрасисе с помощью риторического восклицания и эпитетов «стройно» (гремели), «неизъяснимое» (очарование). Но она иронически дискредитируется имплицитным автором. Ирония возникает благодаря перечислению свойств музыки, не соответствующих их оценке, выраженной к тому же в архаично-высокопарном стиле. Зашифрованная в первом экфрасисе Марша гамма, указание на ее «повторяемость», употребление в одной фразе слов «ежедневный» и «ежедневность» в применении к военному параду создают впечатление, весьма далекое от «неизъяснимого очарования». Само же это выражение более приемлемо в ситуации концерта камерной музыки или домашнего музицирования и применимо к жанру более «интимному», нежели марш, например к вальсу, романсу и т. п.

Затем следуют восемь глав-«Записей», где прогулка не появляется ни в виде сюжетной ситуации, ни в виде лейтмотива, что вызывает при ее введении в «Записи 16-ой» необходимость композиционно выделить ее и напомнить основные элементы. Поэтому здесь даны маркированные вход («С тех пор я видел ее только один раз на прогулке» [2, с. 363]) и выход («.и вот уже потерялись в серо-голубом небе.» [2, с. 363]), а также, наряду со слушателем и зрителем Д-503, названные с различной степенью конкретизации исполнители. Исполняемое — Марш Единого Государства — не называется, но подразумевается в повторе ситуации. Его четырехдольный размер закодирован в счете на четыре: во-первых, в начальной фразе: «С тех пор я видел ее только один раз на прогулке. Два, три, четыре дня назад — не знаю» (курсив мой. — Т. Ш.); во вторых, в перечислении идущих в одном ряду: «она», «двоякий Б», «тончайше-бумажный доктор», «кто-то четвертый» — и в номинации последнего из них; в-третьих, в указании на их количество («все четверо»). Само упорное повторение в разных грамматических формах одного и того же числительного («четыре», «четвертый», «четверо») также является способом кодировки музыкального жанра.

Ситуация «Прогулки» представлена здесь в сокращенном варианте (отсутствуют диалоги, описание эстетического восприятия Д-503, наименование музыкальных инструментов, которые, однако, подразумеваются повтором ситуации, так как обусловливают ее и регулируют продолжительность). Но в целом она эксплицирует идею устойчивости социального порядка, нерушимости государственных законов и ритуала.

Вместе с тем в ином контексте, более того — в другом психологическом модусе, знакомая ситуация воспринимается по-новому. Автором «Записей» прогулка-парад отчетливо противопоставляется «иссушенному пути» без 1-330 и приобретает для него иную ценность — возможность увидеть возлюбленную — и иной смысл — любовное свидание. Поэтому акцент в ее репрезентации делается не на чеканном ритме, не на трубном и колокольном тембрах, не на динамике, а на восходящей мелодической линии, постепенно «теряющейся» в «серо-голубом небе», что создает впечатление не активной наступательности, а романтической грусти. Тем самым ситуация «Прогулки», воплощающая идею несвободы, утраты индивидуальности, отказа от эмоций и чувств, отличающих человека от машины, начинает коррелировать с темой любви — самым свободным чувством, самым ярким и стихийным проявлением индивидуальности.

Следующий ввод «Прогулки» как сюжетной ситуации осуществляется в «Записи 32-ой». Вход и выход из нее не маркированы, элементы, по которым она опознается (трубы Музыкального Завода, «ряды» «по четыре»), названы не сразу, прогулка заканчивается не по сигналу, а прерывается и превращается в бегство. Впечатление незавершенности создается с помощью усечения и усилено многоточием: «.и я один — среди секундных рук, ног бегу.» [2, с. 433].

Вместе с тем ситуация представлена во всей полноте ее элементов, что обусловлено необходимостью напомнить через 15 глав (в них прогулка не появлялась даже в виде лейтмотива) ее содержание и структуру, чтобы более заметными стали существенные, радикальные изменения, затронувшие состав элементов, их взаимоотношения и свойства. Прогулка изображается столь же подробно, как и в первой ее репрезентации в «Записи 2-ой»: внимание сосредоточено на тембре инструментов, темпе, ритме и направлении движения, на деталях церемониала, на эстетических и психологических аспектах. Но неизменными остались лишь пространство и время.

Появляется новый инструмент и, следовательно, новый тембр: «Ветер свистит» [2, с. 432] (эта фраза вводит в ситуацию и, затем повторяясь, завершает ее первый этап — нарастание напряжения перед кульминацией). Изменяется тембр прежних инструментов: «Воют трубы Музыкального Завода» [2, с. 432], «башенный шпиц» на аккумуляторной башне (заместитель колокола) «глухо воет». Эти нововведения и изменения, отмеченные в начале ситуации, создают тревожную атмосферу, а также могут читаться как поломка или сбой в работе механизма музыкального ящика, то есть государственного механизма.

Как у музыкальной, так и у пластической составляющей церемониала появляются иные темп, ритм, направление и весь рисунок движения. Вначале ритуальное шествие соответствует канону («Как всегда — рядами, по четыре») [2, с. 432], но ряды деформируются и трансформируются в «комок», в «толпу», затем участники прогулки «раз-брызнулись веером» и обратились в бегство. Налицо тенденция к расшатыванию основ ритуала, к превращению высокой формы упорядоченности движения — парада — в предел неупорядоченности — хаос.

Движения новых участников ситуации — «человекообразных тракторов» — механистические, четкие. Однако темп их шествия тоже изменчив: «медленно» — через остановку (паузу) — «быстро» — «все быстрее». Градация еще более динамизирует общую картину движения и свидетельствует о том, что колонна со знаменем и лозунгом «пашет сквозь толпу» не под Марш, так как «тракторы» не нуждаются в музыкальном заводе, а люди-«тракторы» — в музыке.

Таким образом, просматривается опасность трансформации государства-«музыкальной шкатулки» в другую форму, еще более чуждую человеку. Смерть музыки, предрекаемая в «Записи 4-ой» [1], наступает одновременно с уничтожением человека, заменой его человекообразной машиной.

Через одну главу, в «Записи 34-ой», появляется лейтмотив прогулки — им завершается «история Трех отпущенников». Здесь прогулка приобретает новые коннотации и усиливает сатирическое звучание романа. Введение в «историю» такого значимого элемента, как Марш, описание суицида как парадного шествия («взявшись за руки, вошли в воду» [2, с. 438], то есть, как прежде, «в ряду») добавляют к серьезному тону рассказчика сарказм автора романа, «трагическую» историю превращают в трагикомическую, квалифицируя самоубийство как прогулку на дно. Горькая насмешка имплицитного автора содержит серьезный намек на бесперспективность общества, в котором торжествуют власть государства и власть машин: его политика — это политика самоуничтожения.

Реализации темы смерти способствует варьирование музыкальной составляющей прогулки. Вместо счета на четыре идет счет на три: трое освобожденных от работы, то есть гуляющих «отпущенников», три вида их деятельности на площадях, трое марширующих в одном ряду (то есть трое из прежней четверки, три четверти). Таким образом в тексте кодируется трехдольный марш. Умеренный темп бодрого «отбивания такта» сменяется медленным «погружением», восходящее «мелодическое» движение — симметричным ему нисходящим, что соответствует ламентозному характеру финала ситуации и формирует образ траурного марша. Причем первая и последняя репрезентации Марша характеризуются не только наличием лексических указателей на противоположные направления, но и параллелизмом синтаксических конструкций. В «Записи 2-ой»: «и с каждой ступенью — вы поднимаетесь все выше, в головокружи-

тельную синеву.»; в данной «Записи»: «и под звуки Марша погружались все глубже, пока вода не прекратила их мучений.» [2, с. 438].

Симметрия, параллелизм здесь не случайны. В «Записи 32-ой» Марш Единого Государства звучит в ситуации прерванной прогулки в последний раз, сбиваясь со «строгого механического» ритма, тревожно. В «Записи 34-ой» содержится, скорее, воспоминание о Марше, который сопровождает прогулку-самоубийство (своего рода шествие на казнь). Торжественно-оптимистический строевой первый марш и траурный последний обрамляют и отграничивают относительно спокойный и упорядоченный период существования Единого Государства, которое вступает в эпоху бунтов и смуты. Траурный марш завершает определенный этап развития сюжета романа: следующая музыкальная ситуация в той же «Записи» — полет «ИНТЕГРАЛА», во время которого предпринимается первая попытка бунтовщиков захватить власть, — кульминационная. Закончилась эра регламентированных прогулок. Поэтому далее, до конца романа, эта сюжетная ситуация не встречается. Напротив, движение граждан в пространстве проспектов и улиц описано с помощью антитез к известным параметрам «Прогулки», например: «рассыпанная, не в рядах, толпа — прямо, назад, наискось, поперек» [2, с. 444] в «Записи 35-ой»; «нестройно топающие» [2, с. 451] ноги в «Записи 36-ой»; «растерянно мечутся вбок, вверх, вниз» [2, с. 452] в «Записи 37-ой» (курсив мой. — Т. Ш.). Не упоминаются ни трубы Музыкального Завода (их заменил ветер), ни Марш. Зато при лейтмо-тивном проведении темы в «Записи 36-ой» вводится другой жанр — «какая-то веселая, озорная песня» [2, с. 451], что преобразует прогулку почти до неузнаваемости, но тем самым возвращает ей утраченный за время существования Единого Государства истинный смысл.

«Прогулка» в романе «Мы» является идейным и композиционным стержнем, на который нанизываются все остальные сюжетные ситуации. Постоянное возвращение к ней как к объединяющему фактору всего движения сюжета позволяет говорить о рондальности как о структурном принципе, организующем уровень «музыкального текста» романа. «Прогулка» здесь — рефрен. Ее неоднократные появления в виде сюжетной ситуации напоминают репризные повторения главной темы, что является специфическим свойством собственно музыкальной композиции, в частности рондо и различных рондообразных форм.

Выбор рондо в качестве структурообразующего принципа дает возможность решить ряд задач.

Во-первых, рефрен выполняет объединяющую функцию в общей композиции романа, так как позволяет преодолеть естественную фрагментарность дневниковой формы, образуемой «Записями».

Во-вторых, будучи носителем главной темы, рефрен в повторах облегчает ее восприятие: на первый план выдвигаются тема несвободы и концепции «человек-механизм», «человек — деталь государственной машины». Само значение слова «рондо» — «круг» — весьма важно для формирования семантики замятинского произведения. «Круг» в контексте романа приобретает смысл движения замкнутого, ограниченного, бесцельного, то есть движения, связанного с лишением свободы и с отсутствием прогресса (символ прогресса — спираль).

Постоянное возвращение к «Прогулке»-рефрену через ряд эпизодов, появление прогулки-лейтмотива в других ситуациях иллюстрируют как упорное стремление государства регулировать личную и общественную жизнь граждан, восстанавливать и со-

хранять существующий порядок, так и успешное осуществление этих задач. Трансформации же «Прогулки» свидетельствуют о происходящих в гражданах и в государстве переменах.

Следует различать изменения параметров и свойств «Прогулки» и изменения в способах ее репрезентации.

Первые связаны главным образом со смыслообразованием. В процессе изменения состава элементов (инструменты, участники, исполняемое) и их свойств (тембр, темп, ритм, мелодия, характер эмоциональности) главная тема обогащается новыми коннотациями. К «прогулке — военному параду» прирастают коннотации: «прогулка заключенных», «движение деталей механического музыкального устройства (шкатулки)», «любовное свидание», «шествие на казнь (самоубийство)», «свободное, веселое времяпровождение». Постепенное разрушение канона церемониала идет параллельно с разрушением монолита «мы» и раскрепощением граждан, с высвобождением индивидуального «я» каждого, в первую очередь — главного героя.

Другие изменения, предназначенные для решения чисто конструктивных задач, обусловлены первыми. Особенно показательна в этом отношении номинация исполнителей. Если в начальных репрезентациях «Прогулки» они именуются «нумерами», в основе метафорического описания их внешности лежит сходство с предметами (например, «круглые, гладкие шары голов»), то в последних слово «нумер» исчезает, зато появляется «толпа» (она может состоять только из людей), а метафоры основаны на природных ассоциациях (например, «колючий куст голов», «тяжелый дождь ног», «гусиные шеи»).

В выборе шествия (основная коннотация которого — военный парад) в качестве рефрена и в номинации его «прогулкой» заключается пародия на определенное социальное явление: одной из главных примет послереволюционных лет стали марширующие колонны женщин и мужчин в униформе; парады и демонстрации стали почти столь же часты в общественной жизни, как обычные прогулки [8].

Усматривается здесь пародия и на литературные произведения той эпохи, прежде всего поэмы и стихотворения, революционный пафос которых неотделим от образов шествия, марша, военного похода или праздничного парада.

Но так же несомненно здесь и пародическое использование аллюзии на конкретное музыкальное произведение, представляющее собой рондообразную форму с пьесой-рефреном «Прогулка», а именно — на сюиту М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». В первую очередь скрытый остроумный намек в литературном тексте Замятина на рефрен музыкального текста Мусоргского заставляют усматривать подчеркнутые повторы анализируемой сюжетной ситуации, чередующиеся с лейтмотивными проведениями темы прогулки и образующие рондообразную композицию. Сходство формообразующего принципа и номинации движения поддерживается другими аналогиями. Как в сюите Мусоргского, так и в романе Замятина рефрен и эпизоды чередуются неравномерно, «Прогулка» не повторяется буквально, а варьируется. В «Картинках с выставки» «Прогулка» звучит, «неоднократно изменяя эмоциональную окраску, темп, тональность, регистр» [9, с. 15]. В «Мы» данная музыкальная ситуация представлена то в развернутом виде, то в сокращении, нередко с введением лишь предикатов прогулки без ее упоминания (но всегда сохраняется структурно-семантическое ядро, обусловленное спецификой музыкального жанра, по которому она опознается). На фоне внешнего формального сходства двух произведений отчетливее проступает их

внутренняя содержательно-оценочная противоположность, выявляющая иронический характер аллюзии.

Пьеса-рефрен в «Картинках с выставки» — «яркое воплощение типа русской народной песенности. <...> В мелодии использован старинный, свойственный глубинным пластам русской музыкальной культуры пятиступенный лад без полутонов — пентатоника. Как и в старинных русских протяжных песнях, Мусоргский использует здесь переменный размер со свободным и неравномерным чередованием акцентов. Поэтому движение в „Прогулке" получается не маршеобразным, а мягким и „напевным". Правда, с середины пьесы устанавливается постоянный размер 6/4, но внутри него продолжает „играть" ритмическая изменчивость — начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Возникает эффект бесконечного обновления мелодии, бескрайнего простора возможностей» [9, с. 14-15].

«Жанровый облик» рефрена в романе Замятина — Марш. Закодированные различными способами признаки Марша Единого Государства (мелодическая линия — восходящая диатоническая натуральная мажорная гамма, размер 4/4, «строгий», «стальной», «механический» ритм, умеренный темп) образуют семантическую оппозицию двух «Прогулок» — моделируемой в тексте и претекстовой. По мере движения сюжета, в ходе постепенной деформации жанровых признаков марша и замены его в последней лейтмотивной репрезентации прогулки песней происходит постепенное снятие оппозиции.

Наблюдаются различия и в расположении рефрена в этих двух произведениях, что тоже небезразлично к процессу смыслообразования в них. В «Картинках с выставки» «Прогулка» — первая пьеса сюиты, которая создает «образ спокойного движения в светлом созерцательном настроении» [9, с. 14], «образ спокойной силы, раздолья, радостного ощущения жизни» [9, с. 15]. Последняя пьеса «Богатырские ворота» — «финальная вариация „Прогулки", воплощающая образ мощной силы. Это символ любви к родине, веры в народ, в его будущее, в жизнь» [9, с. 38]. В «музыкальном тексте» романа «Мы» «Прогулка» находится на втором месте после ситуации «Машинного балета». Это объясняется тем, что «Машинный балет» дает ключ к ее прочтению и к восприятию концепции «человек-механизм». В финальной «Записи», где предвещается скорое восстановление общественного порядка и провозглашается надежда на окончательную «победу разума», нет ожидаемого возвращения к «прогулке»-рефрену. Поэтому, несмотря на твердо высказанную уверенность эксплицитного автора в победе Единого Государства, отсутствие в открытом финале «Прогулки» читается как имплицитный знак более оптимистического прогноза.

Литература

1. Шестакова Т. А. Структура и семантика музыкальной ситуации в романе Е. Замятина «Мы» // Образ и мотив в современной русской прозе: сб. ст. СПб.: Факультет филологии и искусств, 2008. Вып. 15. С. 16-30.

2. Замятин Е. И. Избранное. М.: Правда, 1989. 461 с.

3. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1961. Т. 11. 1842 стлб.

4. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1954. Т. 3. 1340 стлб.

5. Шестакова Т. А. Роман Евгения Замятина «Мы» в контексте древних эстетических учений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: ЧГПУ, 2009. № 10-1. С. 249-260.

6. Шестакова Т. А. «Пифагоровы штаны», или Música mundana в романе «Мы» Е. Замятина // Проблемы общего и частного в русской прозе XX века: сб. ст. СПб.: Факультет филологии и искусств, 2008. Вып. 18. С. 15-21.

7. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Уч. пос. СПб.: Лань, 2000. 320 с.

8. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теорети-ческого исследования. М.: Наука, 1978. 392 с.

9. Абызова Е. Н. «Картинки с выставки» Мусоргского. М.: Музыка, 1987. 46 с.

Статья поступила в редакцию 16 аперля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.