ПРОГРЕССИВНЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ИДЕИ М.М. СПЕРАНСКОГО ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФОРМ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УСТРОЙСТВА
О.А. Карпенко, канд. экон. наук
Е.Б. Калашникова, канд. ист. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет
(Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11050
Аннотация. В работе рассматриваются реформаторские идеи и законотворчество М.М. Сперанского, актуальные до настоящего времени. Проводятся параллели эпохи времен начала XIX века и проводимых реформ и изменений и ситуации в развитии государственно-правовых отношений в наши дни. Отдельное внимание уделяется проведению ревизий и административных реформ в Сибири.
Ключевые слова: инкорпорация, кодификация, комитет министров, окружные управления, волостные правления, советы.
Изучение личности М.М.Сперанского и его законотворчества является актуальным в настоящее время в связи с современной тенденцией к переосмыслению исторического прошлого России и поиску путей преодоления застоя в экономическом развитии и отсталости некотовых государственно-правовых институтов настоящего. На поприще государственного деятеля М.М. Сперанский показал себя талантливым преобразователем и реформатором. И независимо от того, были ли в конечном итоге претворены в жизнь его реформы, прогрессивные взгляды и идеи этой личности можно применить в процессе преобразований современности.
Помимо разработки проекта Конституции и введения конституционной монархии М.М. Сперанским в 1809 г. был издан Указ, требующий от чиновников определенного уровня образования. Новый Указ о придворных званиях запрещал производить в эти чины служащих, не имеющих свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержавших в университете экзамена по установленной программе [4]. Программа была весьма насыщенной: требовалось знание русского языка и одного из иностранных, права римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, отечественной и всеобщей истории, стати-
стики Русского государства, а также географии, математики и физики.
На наш взгляд, такой указ можно издать и в наше время, определив в нем не только уровень, к примеру, высшее и/или более одного высшего образования, включая юридическое, но и возможно, для должностных лиц государственного аппарата -ученую степень. А также возможно и желательно введение форм контроля знаний. В настоящее время такое практикуется при поступлении на государственную службу и при включении в кадровый резерв. Но ежегодные проверки знаний для работающих чиновников как таковые не проводятся. Кроме того, по-нашему мнению, для чиновников нужно проводить мероприятия по всеобщей проверке грамотности -прктикуемые в настоящее время диктанты: географический, диктант по русскому языку, исторический, патриотический диктант.
Как известно, начиная с 1826 г. М.М. Сперанским проводится систематизация законодательства Российской Империи, представляющее собой инкорпорацию. Им составлено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1830 г.), «Свод законов Российской империи» в 15 томах (1832 г.) [3]. Кроме того, М.М. Сперанский приводит в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: Свод военных постановлений в 12
томах; Свод законов остзейских и западных губерний; Свод законов Великого княжества Финляндского.
Подобные своды законодательства в электронном виде с возможностью автоматического обновления можно составить и сейчас. Помимо свода законодательства РФ можно составить своды по административно-территориальным единицам: областям и федеральным округам, районам и т.п. Эти сборники могли бы способствовать большей доступности законодательства, облегчению проведения сравнения законов разных регионов, где были бы сразу видны упущения и пробелы, и давали бы возможность более быстрого принятия новых законов и поправок в целях приведения законодательства в соответствие с потребностями общества.
Затем М.М. Сперанским предлагалось создание Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право и предполагало кодификационный метод работы, то есть не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми [3]. Институт такого развития и дополнения права особенно необходим современному российскому праву, в котором в настоящий момент существуют неразработанные правовые поля, касающиеся создания и функционирования искусственного интеллекта и робототехники, вопросов интеллектальной собственности, использования криптовалюты и технологий блокчейна, проблем гражданско-правового характера, связанных с развитием цифровой экономики, вопросов генной инженерии и многих других.
В 1810 г. М.М. Сперанским при реализации реформы по увеличению количества министерств, при них был создан Комитет министров - совещательный орган при царе, решавший вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающих компетенцию министра, а также имеющий и собственный круг полномочий - Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями [6]. Такой Комитет можно создать в настоящий момент как институт верховного контроля за деятельностью высоких должностных лиц (губернаторов и министров) и для уско-
ренного решения дел, требующих институциональных возможностей высшего уровня.
Наряду с этим известен случай ревизии М.М. Сперанского в Сибири, где он состоял в должности генерал-губернатора с 1819 г. В ходе проведения ревизии им был учинен суд и посажены в тюрьмы чиновников - казнокрадов, которые к тому же еще и запугивали крестьян, от которых поступало множество жалоб на коррупцию. По итогам ревизии было отдано под суд 48 высокопоставленных чиновников, еще больше возбуждено уголовных дел и взыскано свыше 3 млн рублей [1]. Вместе с тем М.М. Сперанский не всех смог привлечь к уголовной ответственности, и некоторым удалось ее избежать. Главную причину злоупотреблений власти М.М. Сперанский видел в отсутствии законных начал при осуществлении управления, и все вопросы, не имеющие четкого законодательного закрепления, решались согласно личным договорам и взяточничеством. Такая ситуация в аппарате госслужащих сохраняется и сейчас.
После этого реформатору пришла идея взяться за систематизацию законодательства. Для Сибири им разработаны проекты 10 нормативно-правовых актов по ключевым вопросам управления и правового регулирования жизни региона [2].
Вместе с тем, причиной мздоимства также были низкие оклады чиновников, которые не повышались на протяжении длительного периода времени. При этом стоимость жизни возрастала из-за падения курса рубля и роста цен на продовольствие. Вследствие этого чиновники искали дополнительные источники дохода и занимались не только предпринимательством, но и взяточничеством. И власти, не имея возможности для них повышения денежного довольствия, смотрели сквозь пальцы на беззаконие, наказывая лишь отдельных лиц и проводя показательные процессы.
Практику М.М. Сперанского по проведению ревизий и привлечению к ответственности виновных должностных лиц, а также законотворчества во всех случаях, в которых потенциально возможны коррум-
пированные схемы, возможно применить сейчас, разработав четкие нормативно-правовые акты по всем случаям хозяйствования и закрепив законодательно ответственность в случае их неисполнения. И также здесь нужна четкая и неподкупная работа органов контроля за исполнением разработанных законодательных норм.
В целях борьбы с коррупцией М.М. Сперанским также было задумано проведение административной реформы Сибири по ограничению единоличной власти начальства и четкому разграничения многочисленных функций различных инстанций управления. М.М. Сперанским был составлен пакет нормативных документов по управлению Сибирью, а осуществление норм права было возложено на Сибирский комитет. В результате Сибирь разделили на 2 исторические и геогрфиче-ские части: Западносибирскую с центром в Тобольске и Восточносибирскую с центром в Иркутске. Административное управление в них строилось по 3 степеням: главное управление (на уровне генерал-губернаторства), губернское (губернии и области), а также окружное, волостное и инородное.
При генерал-губернаторе Сибири действовал Совет из назначаемых царем сановников, а также из высших должностных лиц генерал-губернаторства. Его официальной задачей было наблюдение за состоянием экономики, финансов и внутреннего порядка, а негласной функцией стало предотвращение злоупотреблений своими полномочиями со стороны представителей властей.
Администрацию губернии возглавлял гражданский губернатор, входивший в губернский совет, который дублировал на более низком уровне Совет при генерал-губернаторе и имел к этому еще и полицейские полномочия. В областях действовали такие же советы. И в связи с тем, что все области находились в пограничных районах и там размещались войска, областные начальники (губернаторы), в отличие от гражданских губернаторов, обладали полномочиями также и военного командования.
Таким образом, М.М. Сперанскому удалось построить по одной схеме план управления на всех административных уровнях. Ответственность за подведомственную территорию возлагалась на главу администрации, который действовал совместно с совещательным органом. Наряду с этим удалось разграничить компетенцию разных чиновничьих учреждений и отделить судебную сферу от финансовой и от управленческой. И один из основных источников чиновного произвола и взяточничества - путаница и дублирование функций разных ведомств - был ликвидирован.
Но в итоге местные органы не получили реальной самостоятельности и оказывались, как и прежде, жестко встроенными в традиционный механизм управления империей. Любая инициатива снизу обычно наталкивалась на инертность вышестоящих органов, либо не понимавших существа дела, либо требующих взятки. Серьезно мешало развитию и отсутствие гласности в действиях административных структур. Выходящие из недр канцелярий документы спускались вниз по инстанциям уже в виде готовых указаний и требований, и ни о каком обсуждении их населением не могло быть и речи.
Однако, несмотря на то, что идея бюрократического контроля над чиновничьим аппаратом не оправдала себя и Советы не превратились в противовес власти губернаторов, опыт реформы в целом был положительным и частично, его возможно перенять в сегодняшнем государственном устройстве, в частности - создании Советов при Губернаторе, министрах, в том числе в областях - при главах районов и чиновниках на местах, которые бы взаимодействовали с населением, вносили предложения в работу чиновников, а также отслеживали и контролировали законность и правильность их действий.
Как видим, реформы и преобразовательные идеи М.М. Сперанского остаются актуальными и современными до нашего времени. В современной России до сих пор проводятся те или иные административные реформы, остро стоят вопросы повышения грамотности и остаточных зна-
ний населения, вопрос четкой и слаженной ботки правового поля в отдельных новей-работы административно-государствен- ших отраслях современной общественно-ного аппарата, вопрос коррупции, а также экономической системы. систематизации законодательства и разра-
Библиографический список
1. Вагин В.И. Исторические сведения о деятельности М.М. Сперанского в Сибири. Т. 12. - СПб.: Типография второго отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1872.
2. Гессен В.М. Вопросы местного самоуправления. - СПб.: Типография и литография А.Е. Ландау, 1904.
3. Луковская Д.И. Научная библиотека: Михаил Михайлович Сперанский: Материалы к биографии / Д.И. Луковская, С.С. Гречишкин, В.И. Морозов. - Москва - Augsburg: «WERDEN'VERLAG», 2001. - 118 с.
4. Томсинов В.А. «Светило российской бюрократии»: исторический портрет М.М. Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 334 с.
5. Учреждения для управления сибирских губерний. - СПб., 1822. - С. 1-27
6. Цейтлин, Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: Учеб. пособие / Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2010. - 125 с.
PROGRESSIVE AND CURRENT IDEAS OF M. M. SPERANSKY ON CARRYING OUT REFORMS OF THE SYSTEM OF STATE AND LEGAL STRUCTURE
O.A. Karpenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.B. Kalashnikova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The paper examines the reformist ideas and lawmaking of M.M. Speranskiy, which are relevant to the present time. Parallels are drawn between the era of the beginning of the XIX century and the ongoing reforms and changes and the situation in the development of state-legal relations in our days. Special attention is paid to audits and administrative reforms in Siberia.
Keywords: incorporation, codification, Committee of Ministers, district administrations, parish boards, councils.