В.В. Мотылев
программы президентов США.
ДЖОРДЖ г.У. БУШ
Джордж Г.У. Буш родился в 1924 г. в богатой семье, в г. Мидлтон, штат Массачусетс. Отец - Прескотт Буш - был ветераном Первой мировой войны, владельцем крупных нефтяных и военных компаний. Он был тесно связан деловыми узами с семействами Рокфеллеров и Гарриманов. Историки считают, что он имел связи с военной разведкой США, а после войны - с Центральным разведывательным управлением.
Строчки из биографии
Джордж Буш вырос в г. Гринвиче, штат Коннектикут, где окончил престижную частную среднюю школу. Отлично учился, был прекрасным атлетом и гордился своими спортивными призами. Окончил среднюю школу летом 1941 г.
После нападения Японии на Перл Харбор пошел добровольцем в армию и был направлен в авиационную школу. Два года учился летать на бомбардировщиках, вооруженных торпедами. Служил на авианосцах с июня 1943 г., будучи одним из самых молодых военных летчиков Тихоокеанского флота. Успешно совершил 58 боевых вылетов и был награжден двумя орденами «Золотая звезда», знаком отличия «Золотой крест» и медалями.
После демобилизации в августе 1945 г. Дж. Буш поступил в престижный Йельский университет. Он отлично учился по всем предметам на факультете бизнеса. Его интересовали прежде всего практические вопросы управления бизнесом. В университете вступил в общество «Череп и кости» (Skull & Bones) — старейшее тайное общество студентов Йель-ского университета. (Считается, что членами общества становятся только представители высшей элиты, выходцы из самых богатых и влиятельных семей США.)
По окончании университет Джордж Буш основал корпорацию «Запа-та петролеум», которая успешно бурила нефть в Техасе близ г. Мидленда, а также в странах Ближнего Востока, в частности в Саудовской Аравии. Как представитель клана Уокеров-Бушей он всегда интересовался политикой и в 1966 г. был избран в конгресс США от Республиканской партии. Участвовал в работе комитетов конгресса по разведке и обороне. В 1971 г. был назначен послом США в ООН, а в 1974 г. - в Китай. В 1975 г. Дж. Буш был неожиданно назначен президентом Фордом на должность директора ЦРУ Биографы Дж. Буша объясняют этот неожиданный взлет с позиции посланника-дипломата до директора ЦРУ тем, что Дж. Буш с молодых лет был разведчиком. Для него и нефтяной бизнес мог быть прикрытием в его работе как разведчика за рубежом1.
Династия Бушей мечтала видеть своего представителя в Белом доме. Летом 1980 г. Рональд Рейган позвонил Дж. Бушу и предложил ему баллотироваться вместе с ним в качестве вице-президента. Дж. Буш ответил, что это для него большая честь. Р. Рейган поставил условие: работать вместе без критики. Это условие Буш ни разу не нарушил, став вице-президентом, хотя раньше критиковал Рейгана.
Как вице-президент США
У них были расхождения в экономической политике. Джордж Буш даже однажды назвал экономическую политику Рейгана шаманской. Став вице-президентом, Дж. Буш ежедневно обсуждал с президентом политику, но не позволял себе серьезных расхождений в политических оценках. В период предвыборной кампании 1980 г. они вместе выступали за сокращение федеральных государственных расходов, за уменьшение государственного регулирования экономики и за сокращение налогов, прежде всего с корпораций. Несмотря на разницу в социальном происхождении, Дж. Буш старался сглаживать различия в подходах к решению политических проблем. Он был лояльным партнером.
Буш знал, что президент Рейган как опытный политик хорошо понимал интересы большого бизнеса. Они оба хотели стимулировать потенциальные возможности бизнеса в цикле инноваций. Оба желали снизить налоги для стимулирования экономического роста. Рейган, будучи отличным коммуникатором, умел вести переговоры, пользуясь своим опытом политика и актера. Избиратели приняли его программу и поддержали ее.
Вице-президенту Бушу часто поручалось решение трудных и ответственных задач, например в переговорах с лидерами Западной Европы -решение проблем сокращения вооружений летом 1983 г. Он участвовал также в переговорах о поставках вооружений из США в Саудовскую Аравию и импорте нефти из нее. «Дом Сауда» инвестировал в США через компанию Буша почти $1,3 млрд. Американский журналист К. Унгер утверждал, что вице-президент Буш курировал важнейшие финансовые операции в Саудовской Аравии, Иране и Ираке2.
Как известно, первые четыре года правления Рейгана и Буша были ознаменованы огромным увеличением военных расходов США. В середине 1982 г. был сформулирован план Рейгана о финансировании военного производства в размере $1,5 трлн в течение пяти лет. И сразу на военные корпорации-поставщики Пентагона полился золотой дождь военных заказов, когда они получили контракты на сумму $1-3 млрд каждый. Рейган и Буш рассчитывали, что, втянув СССР в новый виток гонки вооружений, США приведут соперника к истощению финансовых ресурсов3. Рейган почувствовал признаки глубокого кризиса власти и делал все, чтобы ускорить распад советской империи.
Р. Рейган называл Советский Союз империей зла, причем эта идея не была ему подсказана советологами. Историки Голливуда пишут, что Рейган взял эту фразу из кинофильма «Империя наносит смертельный удар» (сериал «Звездные войны», режиссер Дж. Лукас, 1977). Но Рейган также легко отказался от этой фразы после начала перестройки в СССР и переговоров с М. Горбачевым о сокращении ядерного вооружения.
Президент Рейган после избрания на второй срок решил изменить курс внешней политики. Он совершил этот поворот под влиянием членов Кабинета, среди которых были госсекретарь Дж. Шульц, Дж. Бэйкер и вице-президент Дж. Буш. Посол Советского Союза А.Ф. Добрынин называл президента Р. Рейгана «человек парадокса»4. В 1981-84 гг. он проводил политику гонки вооружений и холодной войны с Советским Союзом. И он же повел борьбу с этой политикой в 1985-87 гг. Причем Государственный секретарь США Дж. Шульц говорил послу СССР в США А. Добрынину, что Рейган небезнадежен в этом отношении. Он поддавался влиянию политических прагматиков в своем Кабинете. Президент Рейган был вовлечен в активные дипломатические переговоры с СССР, встав на путь реального сокращения гонки вооружений, когда начал переговоры с М. Горбачевым о разрядке международной напряженности и сокращении ядерных вооружений.
Историки в США считают большой заслугой президентов Р. Рейгана и М. Горбачева их усилия, направленные на прекращение холодной войны. В достижении успехов в окончании холодной войны принимал участие также вице-президент Дж. Буш-старший, который неоднократно выполнял специальные миссии во время поездок в СССР. Когда же его поездки как вице-президента закончились, руководство Республиканской партии приняло решение выдвинуть кандидатуру Дж. Буша на пост президента США.
Соперником Дж. Буша на выборах от Республиканской партии был сенатор Боб Доул, также ветеран Второй мировой войны и опытный политик. В ходе предвыборной борьбы Дж. Бушу помог, в частности, сенатор Б. Голдуотер, заявивший, что верит Дж. Бушу, который завершит «консервативную революцию, начатую 20 лет назад»5. Дж. Буш имел также поддержку умеренных и либеральных республиканцев. Национальная конференция Республиканской партии в Новом Орлеане поддержала кандидатуру Дж. Буша. Демократическая партия выдвигала на пост президента М. Дука-киса, который проиграл избирательную кампанию Дж. Бушу. За избрание Дж. Г.У Буша в ноябре 1988 г. проголосовали 54% избирателей, тогда как за М. Дукакиса - 46%9. Вице-президентом стал Д. Куэйл.
Внутренняя экономическая политика
Президент Дж. Буш не уступал президенту Р. Рейгану в понимании экономических проблем, а в чем-то даже превосходил его. Он получил лучшее экономическое образование, всегда интересовался экономикой и
управлением, а также был гораздо моложе Рейгана (ему было 64 года в 1989 г., когда Рейгану было уже 77). Президент Дж. Буш имел опыт успешного управления в сфере большого бизнеса, а также несколько лет пребывания в конгрессе и на дипломатической работе, а затем 8 лет работы в качестве вице-президента.
Вначале курс внутренней экономической политики президента Дж. Г.У Буша несильно отличался от курса правительства Р. Рейгана. Президент Буш унаследовал часть состава Кабинета министров. Так, на своих постах были оставлены Государственный секретарь Джеймс Бэйкер, министр обороны Ричард Чейни, министр финансов Ник Брэди и другие. Экономическим советником Буша оставался неоклассик М. Андерсон, который консультировал еще правительство Рейгана. В письмах и воспоминаниях Дж. Буш писал: «Я внимательно слушал, как сторонники теории предложения подходили к налоговой проблеме» 6. Однако стиль выступлений президента США изменился: в отличие от яркой риторики Рейгана президент Буш предпочитал деловой язык бизнеса и политика-прагматика. Его спичрайтеры это быстро усвоили.
Президент Дж. Буш подчеркивал, что США являются самой развитой страной мира: обладая лишь 5% населения земли, США производят больше 25% валового продукта всего мира. Размер ВВП на душу населения в США превышал соответствующие показатели Японии на 25%, а Германии - на 35%7. Президент Буш в отчете конгрессу говорил, что на базе самой высокой производительности труда американцы имели самый высокий в мире жизненный уровень. В период его предшествующей работы в правительстве в 1982-1988 гг. производство выросло на 30%, появилось 21 млн новых рабочих мест, усилился средний класс и т.д.
Согласно новой теории больших циклов, цикл 1980-х гг. был типичным циклом инноваций. В это время микроэлектроника и производство ЭВМ вступили в стадию широкого коммерческого использования. Кроме того, большое значение приобрели биотехнология и генная инженерия. Роль традиционных отраслей промышленности (сталелитейной, текстильной, обувной и др.) заметно уменьшалась из-за политики транснациональных корпораций, которые переводили производство за рубеж. Команда Дж. Буша стремилась ускорить рост за счет стимулирования частного бизнеса.
Президент Буш рассчитывал на дальнейший устойчивый рост экономики, но ему не повезло. В 1989 г. прирост ВВП составил почти 2%. Однако в 1990 г. начался новый циклический спад - девятая по счету рецессия в послевоенный период. Этот спад был слабее, чем предыдущий: ВВП сократился на 1,6%, а промышленное производство упало еще больше - на 5%. Было потеряно несколько миллионов рабочих мест. Уровень безработицы повысился с 5 до 7%8. Теряли работу не только рабочие, но и служащие, в том числе программисты. На улицах городов опять появилось много бездомных. Рецессия 1990 г., как и предыдущий циклический
кризис, была связана с очередным нефтяным шоком; цены на импортную нефть удвоились: с $20 до 40 за баррель9.
Президент Буш укрепил состав своих экономических советников за счет включения новых членов. Председателем экономического совета был назначен профессор Майкл Боскин, а членами - Д. Брэдфорд и П. Вэнна-кот. Они считали нужным усилить финансовое регулирование экономики, превратить фискальную политику в средство долгосрочного экономического роста. Главным для них было продолжать снижение налогов. Закон о налоговой реформе 1986 г., который выполнялся поэтапно, снизил налоги на прибыли корпораций с 46 до 34%, а налоги на высокие индивидуальные доходы семей - с 50 до 28%10. Но они не могли уменьшить бюджетный дефицит, который приближался к $270 млрд в 1991 г.
Историки отмечают, что концентрация богатства в годы правления Рейгана-Буша достигла рекордного уровня по сравнению с началом 1920-х гг. 1% самых богатых семейств Америки владели 40% национального дохода. «В течение бума 80-х годов богатые стали еще богаче, а бедные - еще беднее», - пишет биограф Буша Том Уикер11. В столь сложных условиях советники рекомендовали выдавать пособия по бедности и по безработице миллионам американцев. В 1990 г. 21 млн самых бедных американцев получали фудстемпы (талоны на продовольствие), 5 млн пожилых бедных американцев продолжали получать эсэсай (денежные выплаты для выживания) и часть из них - медикейр (страховку на медицинское обслуживание). М. Боскин и его коллеги рекомендовали президенту усилить сбережения и инвестиции за счет налоговых послаблений, ввести налоговый кредит для покупателей домов, увеличить помощь семьям с детьми, направлять на курсы переподготовки получателей велфейра и т.д. Были приняты и другие меры для восстановления экономического роста, прежде всего инвестиций в военное производство и новую военную технику.
Внешняя политика
Президент Буш завершил курс внешнеполитической стратегии Администрации Рейгана, которая была направлена на окончание холодной войны и ослабление международной напряженности. Именно в 1989-1990 гг. при президенте Буше закончилась холодная война. Внешнюю политику президент Дж. Буш наделял безусловным приоритетом. Он был сторонником коллективных действий в правительстве, быстро сформировал команду сподвижников: Джордж Бэйкер - Государственный секретарь, генерал Б. Скаукрофт - главный советник по вопросам национальной безопасности. В команду также входили вице-президент Дэн Куэйл, руководитель разведки Роберт Гейтс, генерал К. Пауэлл и другие. Политическими советниками были Карл Роув и Кондолиза Райс.
Президент Дж. Буш хорошо понимал, что в мире происходили необратимые изменения. Совет национальной безопасности докладывал еще
за два года до падения Берлинской стены (осень 1987 г.), что необходимо готовиться к коренным изменениям в странах Восточной Европы.
Летом 1989 г. в Париже состоялась встреча членов «семерки». На этой встрече президент Буш поставил главный вопрос - о будущем Восточной Европы. Он заявил, что рождается новая Европа и страны Запада должны активно участвовать в этом историческом процессе. Буша поддержали М. Тэтчер, Ф. Миттеран и другие лидеры западноевропейских стран. В июле 1989 г. президент Буш посетил Польшу и Венгрию. Он поддержал движение «Солидарность» и обещал Польше финансовую помощь. Министр финансов Польши Л. Бальцерович просил предоставить Польше долгосрочный кредит на $10 млрд. Конгресс США одобрил предоставление кредитов Польше и Венгрии. Буш считал, что если опыт помощи Польше будет успешным, то можно будет по такому же сценарию поддержать другие страны Восточной Европы.
Во второй половине 1989 г. борьба за свободу и демократию в Восточной Европе уже «шла не маршем, а галопировала»12, как писал Дж. Буш в письмах и в воспоминаниях. Назрели радикальные перемены в Восточной Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку Э. Хонеккер, а в ноябре реформист Ганс Модров был назначен премьер-министром. В ноябре 1989 г. была сломана Берлинская стена - символ «железного занавеса», отделявшего Восток от Запада. Президент Буш и его главный советник по вопросам безопасности Б. Скаукрофт писали в книге «Трансформация мира», что с падением Берлинской стены завершилась холодная война между Западом и Востоком13.
На повестке дня стояла проблема воссоединения Западной и Восточной Германий. Президент Буш решительно высказывался за ускорение их объединения в единое государство. Президент СССР М. Горбачев и министр иностранных дел Э. Шеварднадзе не были готовы принять это решение. На международной встрече на высшем уровне в районе Мальты в декабре 1989 г. между Дж. Бушем и М. Горбачевым, а также между Э. Шеварднадзе и Дж. Бэйкером походили острые споры по вопросам объединения двух Германий, а также о предоставлении независимости балтийским государствам (Литве, Латвии и Эстонии), об уступках СССР в отношении других стран Восточной Европы, которые оставались в сфере влияния СССР. Горбачев и Шеварднадзе настаивали на идее конфедерации германских государств, на предоставлении автономии Литве и другим республикам Балтики14. Сложность международного положения СССР усугублялась тем, что страна остро нуждалась в финансовой помощи Запада. М. Горбачев еще летом 1989 г. обращался к президенту Дж. Бушу с просьбой о финансовой помощи для модернизации технической базы и перестройки экономики. В свою очередь президент СССР был готов к сокращению численности советских войск в Восточной Европе на 25%15.
Кризис социализма в Восточной Европе и необратимые процессы его распада остановить уже было нельзя. В день падения Берлинской стены ушел в отставку Т. Живков, который правил Болгарией 35 лет. 10 декабря 1989 г. бывший диссидент Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии.
Отношения с СССР
В Советском Союзе назревали перемены политического режима. Дж. Буш и Б. Скаукрофт писали в книге «Трансформация мира», что 1990 г. был трудным годом для президента СССР М. Горбачева. Под давлением нарастающей борьбы демократических сил в СССР Горбачев на Пленуме ЦК КПСС в феврале 1990 г. предложил перейти к многопартийной системе в СССР. В марте 1990 г. Съезд народных депутатов СССР отменил ст. 5 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в Советском государстве. Эти важные события не укрылись от внимания Дж. Буша., который постоянно следил за внутренними процессами в СССР. И не только следил, но и активно руководил Советом Безопасности в правительстве США. Президент знал о возможном распаде СССР. Подготовка проекта была начата в сентябре 1988 г. группой специалистов из Совета Безопасности при президенте (П. Вульфовиц, К. Райс, Б. Скаукрофт и другие). Об этом писал Д. Роткопф в работе «Управление миром»16.
Между тем быстро нарастали центробежные силы в СССР. В марте 1990 г. Литва провозгласила независимость, хотя президент Горбачев объявил это решение незаконным. В апреле того же года Э. Шеварднадзе в Вашингтоне объяснял в Белом доме, что СССР - все еще союз 15 суверенных государств, хотя Буш напомнил, что США никогда не признавали присоединения трех балтийских государств к СССР в 1940 г. Назревал конфликт интересов США и Советского Союза. Социально-политическое положение в СССР становилось все хуже.
Кризис социализма как системы углублялся и привел к тяжелейшему финансовому краху, огромному внешнему долгу, исчерпанию золотого запаса, дефициту продовольствия и угрозе голода. Мировые цены на нефть в 1991 г. неожиданно упали (из-за роста добычи нефти в Саудовской Аравии), а в СССР бюджет сильно зависел от цен на нефть и газ. Все это заставило президента СССР М. Горбачева просить президента Буша об отмене поправки Джонсона-Веника, о предоставлении долгосрочного займа в размере $15 млрд и о введении режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле.
Однако президент требовал уступок в проведении радикальных экономических реформ в СССР. Тем временем консервативные силы в партийном аппарате и в военных кругах СССР давили на Горбачева, требуя от него не уступать по проблемам единой Германии и не выводить советские войска из ГДР и других стран Восточной Европы. По словам Дж. Буша, Горбачев оказался «на рогах дилеммы»: не уступать США в Восточной
Европе или просить Запад о финансовой и технической помощи17. Дж. Буш объяснял, что даже если СССР выведет войска из Восточной Европы, он останется самой сильной военной державой в Европе. Буш подталкивал Горбачева к решению о выводе советских войск из Восточной Европы. Одновременно канцлер ФРГ Г. Коль обещал Горбачеву компенсацию за вывод советских войск из ГДР и финансовую помощь в размере $3 млрд, за которой последуют еще большие кредиты.
Горбачев пошел на уступки в обмен на кредиты. В Советском Союзе в 1990-1991 гг. стремительно развивались социальные процессы, способствующие распаду союзного государства. С отстранением КПСС от единовластного правления и переходом к многопартийности была подорвана политическая стабильность в обществе.
Как считали западные экономисты, это был кризис социализма как системы, основанной на ложной марксистской идеологии и на многолетнем правлении привилегированной партийной бюрократии. Социализм исчерпал свои возможности и доказал неэффективность и бесхозяйственность на практике. Некоторые теоретики-демократы мечтали о рыночном социализме, но движение к рынку было губительным для социализма как централизованной командной экономики. Модель рыночного социализма даже в компьютерах не работала. Рыночная экономика основана на частной собственности, тогда как Конституция СССР запрещала частную собственность.
Партийная бюрократия и ультраправые силы в партии и государстве были намерены отстранить президента СССР М. Горбачева от власти, сохранить административно-командную систему и восстановить старые порядки в стране. В августе 1991 г. они попытались организовать государственный переворот - заговор ГКЧП, однако не учли, что широкие круги населения не поддержали путч. Тысячи москвичей собрались вокруг Белого дома в Москве на защиту власти российских лидеров - Б. Ельцина и его сторонников в Верховном Совете РСФСР.
Провал путча ГКЧП привел к роспуску Коммунистической партии. Вернувшись из Крыма, М. Горбачев подписал такой указ под сильным давлением Б. Ельцина. Падение власти коммунистов привело к параду суверенитетов по всему СССР в течение второй половины 1991 г. 23 августа провозгласила независимость Украина, затем объявили о независимости Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Туркмения и Казахстан. Президент М. Горбачев готовил подписание документа о новом союзном договоре. Но центробежные силы, которые действовали на разрыв и распад СССР как союзного государства, преодолеть и остановить уже не удалось. В декабре 1991 г. в Беловежской Пуще главы трех союзных республик (РСФР, Украина и Белоруссия) подписали соглашение о роспуске СССР. Разрыв связей между республиками СССР привел к глубокому кризису экономики и к нищете народных масс в 1990-х гг.
Распад Советского Союза был воспринят с облегчением правящими кругами США, уставшими от десятилетий холодной войны и противоборства двух мировых систем. Правительство Дж. Буша считало своей заслугой крушение Советского Союза, которое было ускорено поддержкой Соединенными Штатами движения за независимость в Восточной Европе и союзных республиках.
Несомненно, политика президента Дж. Буш-старшего ускорила распад СССР. Но более важными причинами распада страны была слабость социализма как социальной системы. О факторах слабости писали известные американские экономисты Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Й. Шумпетер и другие.
Биографы Рейгана признают, что смолоду еще в Голливуде он был сторонником маккартизма и антикоммунизма и сохранил эти убеждения впоследствии в Белом доме. Дж. Буш был менее откровенным человеком. Помощник президента Динеш ДиСауза писал в книге «Рональд Рейган», что Дж. Шульц и К. Вайнбергер не раз говорили ему, что Рейган имел сознательную стратегию - непереносимое давление на советский режим, доведение СССР до банкротства. Р. Рейган в выступлении в Юрика-колледж в 1982 г., который он закончил, заявлял, что советская империя ослаблена строгим централизованным контролем, который уничтожает стимулы к инновациям, эффективности и индивидуальным достижениям. Основы экономической системы в СССР были серьезно ослаблены в период холодной войны18.
К тому же президент М. Горбачев делал серьезные ошибки. Он мечтал о «социализме с человеческим лицом», но не решался на радикальные рыночные реформы, необходимость которых назрела. Реформы, вроде перехода к «новому нэпу», еще могли бы задержать распад СССР.
Объективным свидетелем и участником событий был посол СССР в США А. Добрынин. Он писал в книге «Конфиденциально», что М. Горбачев переоценивал готовность Буша оказать практическую помощь СССР и не предвидел, что страны Восточной Европы так быстро сойдут с «советской орбиты», поторопился с объединением двух Германий. Горбачев не видел, что логика событий вела к распаду Советского Союза19.
Политика в странах Азии
Президент Буш не забывал о других регионах мира, которые были важны для внешней политики США. В частности, у него сохранялись хорошие отношения с лидерами Китая, с которыми он сотрудничал, когда был послом США в КНР.
Но Буш не прощал им подавления политических свобод в Китае. Летом 1998 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине были подвергнуты репрессиям студенты и молодежь, которые выступали за расширение свободы слова и печати. Войска применили оружие для разгона толпы. Тысячи
демонстрантов были арестованы. Когда президент Буш обращался к руководителям Китая по поводу соблюдения прав человека и обещал ввести экономические санкции, они отвечали, что аресты диссидентов - это внутреннее дело Китая. Дипломатам США пришлось мириться с такими объяснениями. Китай с его огромным населением и потенциальным внутренним рынком имел большое значение для США как объект внешней торговли. А внешняя торговля складывалась у США с Китаем с большим дефицитом.
Президент Буш придавал большое значение внешней торговли. Он давал министрам задание открывать новые внешние рынки для американских товаров за рубежом, чтобы уменьшить дефицит внешней торговли. В 1988 г. было заключено соглашение с Канадой о зоне свободной торговли. К этому соглашению позже присоединилась Мексика. Был план образовать общий рынок с 400 млн потребителей и совокупным валовым продуктом более $6 трлн. Продолжало действовать соглашение ГАТТ о свободной торговле и сокращении тарифов, заключенное в Уругвае. Страны Тихоокеанского бассейна, включая Южную Америку и часть стран Азии, снижали свои барьеры во внешней торговле, в том числе на текстиль и сельскохозяйственные товары. Реформы в странах Латинской Америки в 1980-х гг. расширили рамки рыночной экономики в этом регионе и открыли большие возможности для взаимовыгодной торговли. В 1980-х гг. сложилась группа новых индустриальных стран, включавшая Мексику, Бразилию, Аргентину и другие страны Латинской Америки, а также страны Азии (Южную Корею, Малайзию, Индонезию и др.).
В конце 1990 г. основное внимание дипломатов и военных США переместилось на Ирак, который сосредоточил войска на границах с Кувейтом. Когда президенту Бушу доложили, что, по данным военной разведки, Саддам Хусейн готовит агрессию против Кувейта, он собрал совещание. Государственный секретарь Бэйкер советовал урегулировать конфликт дипломатическими средствами. Генерал Пауэлл одобрял экономические санкции против Ирака, но не советовал идти на военное вторжение. Другие участники совещания высказывались за применение военной силы. Президент Буш принял решение, дав указание военному министру Р. Чейни и генералу Н. Шварцкопфу о переброске армии США из Германии на Ближний Восток. Следуя советам госсекретаря Дж. Бэйкера, президент добился дипломатической поддержки со стороны Генеральной Ассамблеи ООН. 27 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 678, одобрявшую введение войск США для освобождения Кувейта.
16 января 1991 г. началась военная операция «Шторм в пустыне». За 4 дня передовые части Ирака были разгромлены и вытеснены с территории Кувейта. Президент Буш заявил в обращении по телевидению: «Кувейт освобожден. Армия Ирака разгромлена. Наши военные цели достигнуты»20. В этих условиях Буш проявил настойчивость, отказавшись
от предложений некоторых политиков и военных продолжать наступление на территории Ирака, мотивировав свое решение тем, что это будет оккупация страны с враждебным населением.
События в Ираке и война с С. Хусейном совпали по времени с распадом советского блока - мирового лагеря социализма. Весь 1991 г. президент Буш и его команда напряженно следили за событиями в СССР, которые вели к развалу Советского Союза. Это был критический период в жизни Буша. Неожиданно его здоровье ухудшилось. Давала о себе знать усталость, накопленная за предыдущие 25 лет весьма напряженной работы. В это же время у него умерла мать.
В конце 1991г. началась новая предвыборная президентская кампания. Республиканская партия решила поддержать кандидатуру Джорджа Буша на второй срок в качестве президента. Несмотря на нездоровье, президент Буш объехал несколько штатов, выступил перед рабочими военных заводов, обещая рост занятости в результате увеличения военных заказов. Демократы винили его в недооценке экономики и в недавнем повышении налогов. В выступлениях перед избирателями Дж. Буш ставил себе в заслугу распад мировой системы социализма и крушение СССР. Но большинство избирателей не поверили Дж. Бушу. Они чувствовали и понимали, что распад СССР имел иные, прежде всего внутренние, причины. В итоге избиратели отвернулись от военной риторики Буша. Его рейтинг быстро падал летом 1992 г., и в ноябре он проиграл выборы демократам Б. Клинтону и А. Гору, получив лишь 37% голосов избирателей.
Избиратели хорошо воспринимали лозунги экономической политики Б. Клинтона: антикризисные методы регулирования, план конверсии военного производства, сокращение безработицы и экономический рост. Администрации Б. Клинтона удалось достигнуть длительного подъема экономики США в 1990-х гг.
Примечаия
1 Phillips K. American Dynasty. N.Y., 2004. Pp. 195, 268.
2 Unger C. House of Bush, House of Saud. N.Y., 2004. Pp. 97-98.
3 Wright E. American Dream. Vol. 3. P. 494.
4 DobryninA. In Confidence. N.Y., 1995. Pp. 477, 528.
5 Schweizer P. andR. The Bushes. A Portrait of a Dynasty. N.Y., 2004. P. 380.
6 Bush G. All the Best. My Life. N.Y., 1999. P. 423.
7 Economic Report of the President. Washington, 1992. Pp. 3, 21, 132.
8 Ibid. Pp. 54, 60.
9 Ibid. Pp. 42-44.
10 Ibid. P. 132.
11 Wicker T. George H.W. Bush. N.Y., 200. P. 168.
12 Bush G. All the Best. P. 441.
13 Bush G., ScowcroftB. A World Transformed. N.Y., 1998. P. 71.
14 Ibid. P. 215-215.
15 Ibid. P. 71.
16 Rothkopf D. Running the World. The Inside Story of the National Security Council and the Architects of American Power. N.Y., 2004. Pp. 278-282, 284.
17 Bush G., ScowcroftB. Op. cit. P. 222.
18 D'SousaD. Ronald Reagan. N.Y., 1997. P. 140.
19 Dobrynin A. Op. cit. Pp. 532-535.
20 Schweizer P. Op. cit. P. 378.