Гуманитарные науки
Humanitarian Sciences
УДК 241
ВАСИЛЬЕВ Алексей Михайлович, доктор исторических наук, кандидат юридических наук
ВАСИЛЬЕВА Наталья Александровна,
преподаватель кафедры философии
ПРОГРАММЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
В данной статье мы рассмотрели религиозную культуру в российском цивилизационном процессе, которая предполагает исследование главного вопроса, вопроса о том, что такое экзистенциальная ментальность русского человека и насколько она позволяет цивилизоваться в плане формирования гражданской идентичности. Философская компаративистика, или сравнительная философия - это область историко-философских изысканий, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Востока и Запада, что мы и попытались рассмотреть в данной статье. Современная зарубежная (западная и восточная) философская компаративистика как относительно самостоятельная отрасль (направление) историко-философских исследований и как учебная дисциплина находится, по нашему мнению, в стадии своего институционального и концептуального оформления.
Актуальность данной статьи обусловлена несколькими обстоятельствами, а именно: кризис европейской культуры был воспринят русскими философами - представителями русского религиозного ренессанса, как влияние на духовную атмосферу российского общества и умонастроения российской творческой интеллигенции. Был ли этот кризис локальным явлением, ограниченным в пространственном и временном отношениях, характерным именно для западноевропейской традиции или нет, это мы и пытались раскрыть в данном изыскании. Россия не в меньшей степени, нежели Западная Европа, переживала острые кризисные события в первой трети XX в. В этой связи (сокризисность эпохи очевидна) тема кризиса западной культуры становится одной из центральных в сочинениях русских философов этого периода. С большой вероятностью можно утверждать, что все русские мыслители этого времени в той или иной степени обращались к проблеме социокультурного кризиса на Западе.
Ключевые слова: цивилизация, культура, модернизация, общество, Восток, племена.
VASILIEV Alexei Mikhailovich,
Doctor of historical Sciences, Candidate of Legal
Sciences
VASILYEVA Natalia Aleksandrovna,
Lecturer at the Chair of Philosophy
PROGRAMS FOR OVERCOMING THE CRISIS OF CIVILIZATION IN THE CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL ASPECTS
In this article we have considered the religious culture in the Russian civilizational process, which involves studies of the main question - the question of what is existential mentality of Russian people and how it allows people to civilize in terms of the formation of the civil identity. Philosophical comparative studies or comparative philosophy is an area of historical and philosophical studies, which compares different levels of the hierarchy (concept, doctrine, system) of the philosophical heritage of East and West, which we have tried to address in this article. Modern foreign (Western and Eastern) philosophical comparative studies as a relatively independent branch (direction) of historical and philosophical studies and as an academic discipline is in our opinion at the stage of its institutional and conceptual formation.
The relevance of this article is due to several factors, namely the crisis of European culture was perceived by Russian philosophers - representatives of Russian religious Renaissance as the influence on the spiritual atmosphere of Russian society and the mentality of Russian creative intelligentsia. Was this crisis a local phenomenon, limited in spatial and temporal relation, typical for Western European tradition or not - that’s what we tried to reveal in this research. Russia no less than Western Europe, experienced acute crisis events in the first third of the XX century. In this regard (co-crisis of the epoch is obvious), the theme of the Western culture crisis becomes one of the central themes in the works of Russian philosophers of this period. With high probability we can say that all Russian thinkers of this time in varying degrees addressed the issue of social and cultural crisis in the West.
Key words: civilization, culture, modernization, society, the East, the tribes.
Особенность цивилизационного развития России состоит в том, что доминантной формой социальной интеграции в ней выступает государственность, задающая для российского общества единый символический универсум и нормативно-ценностный порядок. История России (начиная с реформ Петра I) - это во многом история догоняющих модернизаций. Г.В. Плеханов в свое время очень хорошо написал, что Россия - это кентавр, который возник в результате петровских реформ, когда Петр I пришил европейскую голову к азиатскому туловищу традиционной России.
Россия и после Петра переживала несколько крупных, догоняющих модернизаций, ряд прививок западного опыта на тело традиционного общества, осуществляемых сверху, сильной, деспотичной властью, которая, преодолевая сопротивление традиции, ломала старый и насаждала новый образ жизни. Историческая функция реформ самого Петра свелась к тому, что в России появились заводы, промышленность, иноземные привычки, новая армия, которая выиграла шведскую войну. Появилась наука - знаменитый «десант» западных ученых, которые стали основой Российской Академии. Однако российское тело сопротивлялось западным прививкам, и структуры традиционной жизни сохранялись прежде всего в крестьянской массе населе-
- 26 -
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015
ния. Российская самобытность во многом определяется этим симбиозом двух различных культур и соответствующих им образов жизни.
Западная идеология и культура активно навязывались иным цивилизациям. Реально этому процессу смогла противостоять лишь российская цивилизация (Российская империя, затем Советский Союз), хотя она заметно уступала Западу как по экономической мощи, так и по политическому влиянию. Однако российская культура и наука во многих направлениях были мировыми лидерами, выступая как синтез культур Востока и Запада. Как подчеркивал Н.А.Бердяев, «судьба мировой истории зависит от соединения Востока и Запада, но для этого соединения Восток и Запад должны отречься от своей ограниченности, должны учиться друг у друга, каждая из частей мира должна осуществить свое призвание в целом. Тогда лишь Россия будет Великой, когда она исполнит свое призвание посредника между Востоком и Западом, соединителя божественного с человеческой культурой» [1, с. 88].
Что сближает Россию с Западной Европой? Можно выделить несколько факторов, первый из которых географический. Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России.
Этнический фактор свидетельствует о том, что славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племен, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков.
Экономический - современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники.
Социальный - к настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности.
Религиозный фактор - по отношению к религии Россия, как и Западная Европа, входит в число стран, исповедующих христианство. Учитывая длительный период существования христианской религии, насчитывающей около 2 000 лет, и тысячелетний период христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии на духовную жизнь народов как Западной, так и Восточной Европы. Этот фактор имел сильное объединяющее начало, особенно на раннем этапе становления российской государственности.
Культурно-исторический фактор - история русской культуры свидетельствует о том, что у ее истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте, культура. Это нашло свое отражение в письменности, архитектуре, других видах культурно-эстетического наследия. За период своего развития российская культура впитывала как губка то многое, передовое, что явилось достижением европейской культуры. Важное значение в этом отношении имел период российской истории начиная с петровских времен.
Таким образом, есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции сближения российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идут в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение.
Сейчас в нашей стране пробуждается пристальный интерес к ценностям восточных культур, но их механическое перенесение на российскую почву может привести только к отрицательным результатам. Необходимо вдумчиво относиться к различным культурным нормам, уметь видеть их суть, реально оценивать степень их воздействия и только после этого способствовать их распространению. Причем нужно брать не внешние, ритуально-традиционные элементы, а идею, дух соответствующей культуры [2, с. 11].
Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию, свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия развития, требующие учитывать национальногосударственные различия, вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной западным странам.
Таким образом, многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации. Опираясь на общемировые тенденции общественного прогресса, Россия воспримет те черты цивилизаций, которые будут способствовать поступательному движению вперед и отторгнет те, которые будут этому препятствовать.
- 27 -
Гуманитарные науки
Humanitarian Sciences
Человечество обращалось к реализации различных программ выхода из кризиса. Зародившись в социально-философских исследованиях как русских, так и западных мыслителей, они перерастали во влиятельные социально-экономические и политические программы, представленные различными социальными силами и опирающиеся на весьма развитую идеологическую основу.
Здесь предлагается некоторая программная ретроспектива, уже не ограничиваясь собственно российскими моделями, но отталкиваясь от них. XX в. предоставил широкое межстрановое пространство для различных гуманитарных, идеологических, политических и прочих программ развития и реконструкции современных обществ. Пример тому - воплощение теоретических построений марксизма в России.
Первая программа - индустриально-технологический подход к развитию общества. Его предпосылки уходят в глубь истории, и связаны они с успехами и развитием науки и техники. Основные установки этой программы ориентированы на реализацию продуктивной силы науки, социальных отношений, создание для человека ситуации состязательности и риска, способной побудить его к активности и мобилизации возможностей при гарантии безопасности и выживания его как индивида. Принципы устройства духовной жизни также подчиняются сциентистским нормативам и прагматической рационализации, а в основе морали — установка на разумный эгоизм как выражение компромисса несовпадающих интересов. Модели программы менялись по мере того, как менялось представление о технологических возможностях общества и их социокультурных последствиях. Среди самых последних - идея технотронного и информационного обществ [3, с. 11-12].
В основу второй программы положены новые формы радикального консерватизма, получившие широкое распространение в середине 1920-х гг. в Германии.
Предполагалось, что выход из кризиса может быть найден в слиянии двух ранее разделенных традиций - издавна присущей немецкому менталитету склонности к самоотречению, дисциплине, долгу, обязанностям и социалистической идеологии. Они должны объединиться в общем стремлении к преодолению пагубного распространения индивидуализма и либерализма. В терминах радикального консерватизма современное государство должно соответствовать критериям «тотальной мобилизации», в которой не может быть места либеральным свободам и гражданским структурам, основанным на формально-правовых нормах. Их место должен занять перспективный «рабочий план», который выражает абсолютную волю нового государства и который реализуется его гражданами. Особая роль в этом государстве отводится технике, посредство которой помогает осуществлять все властные действия в государстве. Для рядового гражданина, рабочего техника становится мировоззрением и этикой, определяющими его образ жизни. Государство, которое превращается в огромную и всесильную человеко-техническую тотальность, в состоянии вывести общество из того уныния и хаоса, в котором оно оказалось после Первой мировой войны.
Не трудно заметить, что в проектах консервативной революции подготавливалась идейная почва для подступавшего национал-социализма и фашизма в Западной Европе (Германия, Италия).
Третья программа может быть представлена концепцией фашистского государства. Лидеры фашистского движения тоже мыслили в терминах эпохального культурного переворота. Как отмечает Ю.Н. Солопин, «"в фашистской революции" следует отметить устойчивую направленность на ре сакрализацию социальной жизни, построенную в формуле культуры, утверждающей священный статус единства по натуралистическим признакам (единство почвы и крови), по совпадению примитивных расовых инстинктов индивидов; утверждение корпоративной структуры и принципа безусловной субординации как фундаментального регулятора всех общественных отношении» [4, с. 12]. Особая роль в рамках этой программы отводилась мифу: жизнь мыслилась как воплощение мифа, из которого также создается и новый человеческий тип.
Четвертая программа формирует социалистическую перспективу Она представлена в довольно широком наборе вариантов, причем некоторые из них (радикальные) получили возможность социальной реализации. Интересно, что даже самые радикальные лидеры, а именно вожди большевистского социалистического проекта, рассматривали его возможный успех как шанс преодоления цивилизационного тупика. Оценка истинности идеи несопоставима с оценкой ее оригинальности. «Важным отличием интеллектуальной продукции от других товаров является то, что, продавая, отдавая или обменивая ее, создатель этой продукции в то же время
- 28 -
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015
сохраняет ее в своем владении и даже обогащается в процессе отдачи; любое сообщение всегда носит характер копии, слепка, скорлупы, которая как бы отделяется от первоначальной идеи, оставляя ее нетронутой в руках автора» [5, с. 124-125].
История нашей страны демонстрирует попытку реализации этой программы с ее дальнейшим преобразованием в практику жесточайшего тоталитаризма и террора. Следует отметить, что в ряде формальных моментов третья и четвертая из отмеченных нами программ выхода из социокультурного кризиса оказываются крайне близкими.
Мы предприняли попытку посмотреть на кризис европейской культуры глазами русских мыслителей. При этом наше рассмотрение можно было бы ограничить культурологической, антропологической составляющими кризиса. Действительно, именно кризис культуры, кризис человеческой индивидуальности, идей рациональности, столь явно отражавших характер и особенности эпохи Нового времени, прежде всего обсуждаются в работах, посвященных данной теме.
Постистория человечества: кого-то она пугает, а кто-то давно живет и эффективно действует в этой новой системе координат. В утешение первым хотелось бы напомнить рассуждение немецкого философа Р. Гвардини, который в 1953 г. в своей знаменитой работе «Конец Нового времени», признавая как свершившийся факт утверждение и «распространение» в мире «неклассического» человека (как результат антропологического кризиса), говорил о неизбежности этого социального процесса и необходимом понимании происходящего. Мы не должны, согласно Гвардини, ограничиваться лишь отрицательными оценками новой человеческой структуры: «Конечно, этот тип человека еще не имеет никакой традиции, более того, он вынужден пробивать себе дорогу наперекор еще значимым традициям и проявляется сейчас в основном в своих отрицательных свойствах. Но по существу, как и прежний человеческий тип, он образует определенную историческую возможность. Он не принесет с собой разрешения экзистенциальных проблем и не превратит землю в рай; но вместе с тем именно этот человек является носителем будущего, во всяком случае ближайшего будущего, пока его не сменят более отдаленные времена» [6, с. 144].
В течение XX в. предпринимались попытки преодолеть кризис, в том числе и кризис культуры, например, создать новое искусство на обломках старого. Однако вопрос состоит в том, что погибшую культуру нельзя заменить новой. Культура погибла, но погибла не просто старая культура, на смену которой может прийти новая. На смену культуре должна прийти не новая культура или какое-то ее подобие, должна прийти некая новая форма человеческой деятельности, духовности, интеллектуальности, самовыражения, само- и мировосприятия. Человечество на протяжении столетия пыталось преодолеть кризис методами утраченной культуры, и это не дало и не могло дать позитивного результата. Человечество должно в муках родить новую форму существования. Возможно, сейчас это и происходит.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бердяев Н.А. Евразийцы // Россия между Европой и Азией. - M, 1990. - С. 88.
2. Цивилизации и культуры: Россия и Восток: цивилизационные отношения. Вып. 2. - M. 1995. - С. 11.
3. См.: Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. - Вып. 3 (№ 20). - 1993. - С. 11-12.
4. Там же. - С. 12.
5. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие = Abraham Moles Theorie de I'information et perception esthetique / Абраам Моль. - M; Мир, 1966. - С. 124-125.
6. Archie J. Bahm. Comparative Philosophy. Revised edition, 1995. - С. 144.
REFERENCES
1. Berdyaev N. A. Eurasians. Russia between Oropoi and Asia. Moskva. 1990. p. 88. (in Russ.).
2. Civilization and culture: Russia and the East: civilizational relations. Vol. 2. Moskva, 1995. p. 11. (in Russ.).
3. See: Solonin Y. N. The crisis of culture in the context of Russian and Western European mentality. Vestnik of Saint Petersburg state University. Ser. 6. Vol. 3 (No. 20). 1993. C. 11-12. (in Russ.).
4. Solonin Y. N. The crisis of culture in the context of Russian and Western European mentality. Vestnik of Saint Petersburg state University. Ser. 6. Vol. 3 (No. 20). 1993. p. 12. (in Russ.).
5. Mol A. information Theory and aesthetic perception = Abraham Moles Theorie de I'information et perception esthetique. Abraham Mol. Moskva: Mir, 1966. pp. 124-125.
6. Archie J. Bahm. Comparative Philosophy. Revised edition 1995. p.144
- 29 -
Гуманитарные науки
Humanitarian Sciences
Информация об авторе
Васильев Алексей Михайлович, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Кубанский государственный университет (КубГУ), филиал в г. Тихорецке,
Краснодарский край, Армавир, Россия [email protected]
Васильева Наталья Александровна, преподаватель кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирская государственная педагогическая академия, (АГПА)
Краснодарский край, Армавир, Россия [email protected]
Получена: 20.01.2015
Information about the author
Vasiliev Alexei Mikhailovich, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Juridical Sciences, Professor of the Chair for Criminal Law, Process and Criminology, branch of the Kuban State University in Tikhoretsk,
Krasnodar Krai, Armavir, Russian Federation. [email protected]
Vasilyeva Natalia Aleksandrovna Lecturer at the Chair of Philosophy, Law and Social Sciences and Humanities, The Armavir State Pedagogical Academy,
Krasnodar Krai, Armavir, Russian Federation [email protected]
Received: 20.01.2015
- 30 -