ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Дмитриева Ирина Сергеевна доцент кафедры «Экономическая теория и экономическая политика» «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Набережные
Челны
Герасимов Владислав Олегович
студент кафедры «Экономическая теория и экономическая политика» «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Набережные
Челны
E-mail: tigrurus@mail. ru Шарафутдинов Рустам Ильфарович
студент кафедры «Экономическая теория и экономическая политика» «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Набережные
Челны
PROGRAMME IMPROVE QUALITY OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES TO THE POPULATION AND CITIZENS OF RUSSIAN FEDERATON GOVERNMENT AND MUNICIPAL AUTHORITIES
Dmitrieva Irina
associate Professor of "Economic theory and economic policy" Kazan (Volga region)
Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
Gerasimov Vladislav
student of the chair of "Economic theory and economic policy" Kazan (Volga region)
Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
Sharafutdinov Rustam
student of the chair of "Economic theory and economic policy" Kazan (Volga region)
Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с улучшением качества оказания государственных и муниципальных услуг для населения и граждан Российской Федерации органами государственной и муниципальной власти, созданием новых способов оказания услуг и краткая оценка уже работающих систем по оказанию помощи населению.
ABSTRACT
In article the questions connected with improvement of quality of rendering the state and municipal services for the population and citizens of the Russian Federation
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
by bodies of the state and municipal authority, creation of new ways of rendering services and a short assessment of already working systems on assistance for the population are considered.
Ключевые слова: Государство; государственная и муниципальная услуга; Многофункциональный центр; электронное правительство; интернет-портал.
Keywords: The State; state and municipal services; Multifunctional center; e-government; Internet portal.
Проблема, связанная с улучшением качества оказания государственных и муниципальных услуг, всегда играла важную роль в развитии отношений органов государственной власти и муниципалитетов с населением Российской Федерации. Многие страны, такие как Южная Корея, Австралия, Сингапур, США, Франция, Япония вкладывают большие материальные ресурсы в специальные программы и проекты для развития государственного и муниципального управления и оптимизации этих систем, так как все больше растет потребность в оказании эффективных государственных и муниципальных услуг, реализуемых органами государственной власти и муниципалитетами [5]. Именно поэтому, данному вопросу уделяют пристальное внимание многие ведущие российские специалисты, такие как М.Я. Веселовский, С.В. Секерин, О.В. Пищулин.
С недавнего времени, при переходе на концепцию инновационного развития Российской Федерации, начали применяться совершенно новые методы в оказании услуг, закрепленные в федеральном законе Российской Федерации [2].
На сегодняшний день, значительно сокращена такая услуга, как перепланировка жилья. В Москве, из-за большего количества населения, данную услугу было реализовать сложно, и чтобы получить разрешение на перепланировку жилья, нужно было затратить большое количество времени [9]. Но сегодня это достаточно простая процедура, не требующая серьезных
усилий. Процедура перепланировки жилья схожа по стране, но в Москве согласовать перепланировку гораздо проще благодаря инновационным методам оказания государственных и муниципальных услуг: Многофункциональный Центр несет ответственность за все взаимодействия с Московской жилищной инспекцией, которая согласовывает процедуры с Бюро технической инвентаризации (БТИ) [6]. Если кратко расписать действия по перепланировке жилья, то получится три этапа:
1. Этап состоит из заказа проекта перепланировки жилья или выбора одного из готовых шаблонов, не требующего повторного согласования;
2. Этап состоит из оформления заявки по согласованию перепланировки (В Москве данная услуга реализовывается на портале pgu.mos.ru) [1];
3. Этап состоит в сборе и сдаче готового пакета документов в жилищную инспекцию.
Исходя из этого, жителям Москвы нужно осуществить всего 3 этапа для полного согласования перепланировки жилья, что способствовало увеличению качества оказания услуги. Раньше данная процедура проходила от 1 до 4 месяцев, а при более сложных проектах в 2 раза дольше. Сейчас эти процедуры проходятся от 15 до 25 дней [8]. Данный метод рекомендуется внедрять и в другие города, для повышения эффективности перепланировки жилья по всей стране.
Еще одним методом по улучшению качества предоставления услуг стало создание многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг. МФЦ — это многофункциональный центр, а также государственное учреждение, которое предоставляет государственные и муниципальные услуги, с созданными всеми необходимыми условиями для быстрого и качественного процесса реализации государственных услуг для населения. Они могут создаваться в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являться автономным учреждением). Население может бесплатно получить консультацию или пакет услуг у всевозможных ведомств, органов
государственной власти и органов местного самоуправления. Основополагающий принцип работы всего МФЦ лежит в функции «одного окна». Это значит, что упрощены все процессы по сбору необходимых документов, которые нужны для получения тех или иных услуг клиентом при обращении в органы власти. Помимо этого, данная процедура прозрачна и контролируема при прохождении документов на всех этапах предоставления государственной услуги [9]. Одна из главных задач МФЦ — это предоставление нового способа взаимодействия между населением и гражданами Российской Федерации с одной стороны и органами государственной и исполнительной власти с другой. В данный момент в Москве их более 50. В связи с высокой эффективностью оказания услуг с помощью МФЦ, данную практику следуют применить и в других крупных городах Российской Федерации [10].
Следующий блок реформ это «Открытое правительство». Под данным определением подразумевается открытый доступ к информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, а так же создание эффективных каналов обратной связи. Прежде всего, подразумевается создание технологических и управленческих инструментов для населения, способное помочь в принятии непосредственного участия в формировании различных задач для развития городов, контролировать проведение работ, мероприятий и давать оценку полученным результатам. Граждане смогут высказать свое мнение и принимать участие в решении многих государственных и муниципальных проблем.
Следующим шагом является создание механизмов обратной связи с населением в виде открытого интернет-портала на примере проекта «Наш город, Москва». На основе опыта Москвы необходимо создавать интернет порталы (Набережные Челны, сделаем город лучше) и другие похожие порталы [4]. Эффективность портала была подтверждена следующим экспериментом. Житель написал жалобу об аварийном состоянии забора, который отделял железнодорожные пути от проезжей части у Савеловского
вокзала. Данное замечание было перенаправлено в электронную приемную мэрии. Забор починили в короткие сроки, понадобилось всего около двух месяцев. Каждую неделю на портал приходят свыше трех тысяч обращений от граждан , 85% из них находят подтверждение и почти сразу берутся на исполнение. Жители с уверенностью могут подтвердить более 80 % ответов об устранении проблем. На портал "Наш город" поступает в 2 раза больше электронных обращений, чем в мэрию в письменном виде. В январе 2014 года был проведен опрос, с целью выяснения, на сколько люди проинформированы о портале и довольны ли они качеством его работы. Были получены положительные результаты: 60 % респондентов знают о портале, 86 % удовлетворены его работой и 84 % рекомендуют его своим знакомым и друзьям. Всего за прошлый год на портал поступило свыше ста двадцати семи тысяч проблемных обращений, что доказывает эффективность развития интернет порталов [7]. Исходя из этого, мы рекомендуем активно развивать интернет-порталы, которые будут оказывать электронные государственные и муниципальные услуги на всей территории Российской Федерации. Нужно качественно информировать людей о создании таких порталов при помощи средств массовой информации, всевозможных объявлений на предприятиях и в органах власти, дорожные баннеры или рекламной строкой. Также эффективным методом может стать грамотное объяснение процедуры оплаты или получения государственной и муниципальной услуги на «корешках», которые приходят населению об оплате всевозможных государственных пошлин, налогов и другое.
Для реализации таких программ, нужны квалифицированные специалисты, которые смогут анализировать проблемы, присланные населением. На данных сайтах можно будет подавать жалобу, правонарушение, указать участок сбора мусора на карте или слишком поврежденные дорожные участки. Кроме того на данных сайтах должны показываться текущие изменения в местном законодательстве, что позволит гражданам оперативно реагировать на изменения законов. На данном интернет портале, будет доступность ко всем
структурным подразделениям управления в городе, всем муниципальным учреждениям и услугам которые они могут оказать населению. Также необходимо создать специальный, отдельный портал посвященный работе управляющих компаний в сфере ЖКХ. С помощью этих порталов население сможет получить полную информацию по благоустройству городских дворов, содержанию дорог, работе управляющих компаний, тарифов ЖКХ, проведение ближайших субботников и другой полезной информации. Интерактивный характер портала позволит жителям давать оценки качеству и объему проведенных работ, высказывать жалобы и предложения. В итоге всего за несколько месяцев, порталы станут реальным эффективным механизмом народного контроля и сбора предложений по улучшению состояния, как отельных проблемных участков города, так и его в целом.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: в современном технологически развитом мире, все больше становится актуальны инновации во всех управленческих процессах, а именно повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг для населения и граждан Российской Федерации. Внедрением новых методов в развитии оказаний услуг должно в первую очередь заниматься государство, издавая федеральные законы, где будут закрепляться программы по развитию сферы оказания государственных и муниципальных услуг. Как видно, большинство государственных и муниципальных услуг, имеют тенденцию к информатизации и должны сопровождаться повышением квалификации служащих, которые оказывают качественные услуги. Улучшая деятельность оказания государственных и муниципальных услуг, государство способствует развитию новых технологических решений в управлении и перехода на абсолютно новый уровень взаимодействия с населением. Уже нет необходимости проходить все инстанции для выполнения, каких либо процедур, достаточно зайти на нужный сайт администрации города или страны и сделать все дистанционно или обратиться в службу «одного окна» [3]. Однако, не стоит забывать о том, чтобы население могло эффективно пользоваться услугами, оно должно быть
качественно проинформировано и готово принять новые методы в управлении. Современное государственное управление становится все более открытым и понятным для населения, что в дальнейшем будет способствовать повышению уровня жизни людей, качественного развития института гражданского общества и повышения патриотизма всего общества в целом.
Список Литературы:
1. Государственная жилищная инспекция города Москвы: услуги по ведомству [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://pgu.mos.ru/ru/departments/7700000010000001348/ (дата обращения 13.11.2014).
2. Гретченко А.А. Роль государства в инновационном развитии России // Экономические Науки. 2010. № 7.
3. Куршиева Н.М. Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих / Н.М. Куршиева // Практика муниципального управления. 2012. № 7.
4. Набережные Челны, сделаем город лучше: Предложения по улучшению города [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://street16.ru/top (дата обращения 14.11.2014).
5. Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/info (дата обращения 19.11.2014).
6. Российская газета. Перепланировка [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2011/11/14/pereplan.html (дата обращения 19.11.2014).
7. Российская газета. Популярные городские интерент-сервисы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2014/03/06/meriya.html (дата обращения 24.11.2014).
8. Серии и типы домов: город Москва [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://tipdoma.com/2011/10/tipovye-pereplanirovki/ (дата обращения 13.11.2014).
9. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://base.garant.ru/12177515/ (дата обращения 13.11.2014).
10. Электронная Москва: Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mosopen.ru/goverment/group/52 (дата обращения 13.11.2014).