Научная статья на тему 'Программы Европейского союза в сфере содействия международному развитию: территориальное распределение помощи'

Программы Европейского союза в сфере содействия международному развитию: территориальное распределение помощи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная помощь / развитие / Европейский союз / торговые соглашения / расширение ЕС / Восточное партнерство / Средиземноморское партнерство / Foreign aid / development / European Union / trade agreements / EU’s enlargement / Western Partnership / Euro-Mediterranean Partnership

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергей Владимирович Багликов

В статье исследуется территориальное распределение помощи Европейского союза в целях содействия развитию в контексте его региональных приоритетов. Исходя из географического принципа, приоритетов программ помощи и интересов ЕС в странах-получателях помощи, реципиенты могут быть разделены на три укрупненные категории: страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ), участники Восточного и Средиземноморского партнерств и потенциальные члены. В странах АКТ, в состав которых входят наименее развитые страны, ЕС заинтересован в расширении своего экономического и политического влияния через содействие институциональному строительству по западному образцу. При содействии участникам Восточного и Средиземноморского партнерств ключевая цель – обеспечение ЕС собственной безопасности че-рез поддержку дружественной системы управления и надежных поставок продуктов для внутреннего рынка ЕС. Для потенциальных членов основная задача – экономическое, политическое и правовое выравнивание с Европейским союзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сергей Владимирович Багликов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Union development assistance programmes: territorial aid allocation

The article deals with EU’s development aid allocation. For the sake of its own interests EU adjusts aid programs, that preserve though regional features. Based on geographic criteria, aid programs’ priorities and EU’s interests, recipients are classified into three groups: ACP countries, preaccession countries and participants of Eastern and Mediterranean Partnerships. In ACP countries, that include least-developed countries, EU aims at economic and politic expansion by facilitation to institutional building according to the western pattern. While providing assistance to participants of Eastern and Mediterranean Partnerships EU seeks to sustain its own security by support of friendly governments and safe key-products imports. What concerns preaccession countries, the main target is alignment in political, economic and legal spheres.

Текст научной работы на тему «Программы Европейского союза в сфере содействия международному развитию: территориальное распределение помощи»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 264-270 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):264-270

Слово молодым ученым

Научная статья УДК 339.96+327.81

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-264-270

Программы Европейского союза в сфере содействия международному развитию: территориальное распределение помощи

Сергей Владимирович Багликов

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, baglikovsv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7277-4927

Аннотация. В статье исследуется территориальное распределение помощи Европейского союза в целях содействия развитию в контексте его региональных приоритетов. Исходя из географического принципа, приоритетов программ помощи и интересов ЕС в странах-получателях помощи, реципиенты могут быть разделены на три укрупненные категории: страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ), участники Восточного и Средиземноморского партнерств и потенциальные члены. В странах АКТ, в состав которых входят наименее развитые страны, ЕС заинтересован в расширении своего экономического и политического влияния через содействие институциональному строительству по западному образцу. При содействии участникам Восточного и Средиземноморского партнерств ключевая цель - обеспечение ЕС собственной безопасности через поддержку дружественной системы управления и надежных поставок продуктов для внутреннего рынка ЕС. Для потенциальных членов основная задача - экономическое, политическое и правовое выравнивание с Европейским союзом.

Ключевые слова: международная помощь, развитие, Европейский союз, торговые соглашения, расширение ЕС, Восточное партнерство, Средиземноморское партнерство

Для цитирования: Багликов С. В. Программы Европейского союза в сфере содействия международному развитию: территориальное распределение помощи // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 1. С. 264-270. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-264-270. EDN UVOGNY

Young scientists

Original article

European Union development assistance programmes: territorial aid allocation

Sergei V. Baglikov

Moscow State University of International Relations, Moscow, Russia, baglikovsv@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7277-4927

Abstract. The article deals with EU's development aid allocation. For the sake of its own interests EU adjusts aid programs, that preserve though regional features. Based on geographic criteria, aid programs' priorities and EU's interests, recipients are classified into three groups: ACP countries, pre-accession countries and participants of Eastern and Mediterranean Partnerships. In ACP countries, that include least-developed countries, EU aims at economic and politic expansion by facilitation to institutional building according to the western pattern. While providing assistance to participants of Eastern and Mediterranean Partnerships EU seeks to sustain its own security by support of friendly governments and safe key-products imports. What concerns pre-accession countries, the main target is alignment in political, economic and legal spheres.

© Багликов С. В., 2024 264

EDN UVOGNY

Keywords: Foreign aid, development, European Union, trade agreements, EU's enlargement, Western Partnership, Euro-Mediterranean Partnership

For citation: Baglikov S. V. European Union development assistance programmes: territorial aid allocation. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(1):264-270. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-1-264-270. EDN UVOGNY

Европейский союз традиционно выступает как один из наиболее активных акторов в развивающемся мире. Однако, текущие международные процессы оказывают значительное влияние на трансформацию Европейского союза, обуславливая все больший выход его за рамки чисто экономического объединения при солидизации политик государств-членов, что накладывает свой отпечаток и на его взаимоотношения с развивающимися странами.

Развивающиеся страны находятся в фокусе общей европейской внешней политики [1, с. 59]. Одним из самых эффективных инструментов реализации целей ЕС является помощь развитию, формат которой изменяется в зависимости от приоритетов в стране-реципиенте, которые в свое время можно подразделить на три основные категории.

Бывшие колонии

Взаимодействие с развивающимися странами исторически занимает важное место во внешнеполитической деятельности Европейского союза, начиная с европейских сообществ - многие страны до процесса деколонизации в 1960-1970-е годы были крупными метрополиями. В соответствии с Римским договором был создан Европейский фонд развития, и установлены особые условия торговых взаимоотношений колониальных держав-членов и зависимых от них территорий. Лишившись политического контроля над бывшими колониями странами сообществ были предприняты меры, направленные на обеспечение своего экономического присутствия и влияния. Инструментом для решения этой задачи, было установление между странами ЕЭС режимов преференциальной торговли и предоставления экономической, финансовой и технической помощи.

В 1963 г. была подписана сроком на 5 лет первая Яундская конвенция об ассоциации между Европейским экономическим сообществом и бывшими французскими и бельгийскими колониями. Заключения договора на уровне сообществ обусловлено необходимостью согласованного внешнеторгового режима участников таможенного союза. В 1969 г. была заключена вторая Яундская конвенция на тех же условиях. Данные договоры открывали рынки развитых стран для развивающихся, путем снижения пошлин на их основные экспортные товары [2], способствуя закреплению в этих странах сырьевой экономики и ставя их в зависимость от бывших метрополий. Содействие развитию осуществлялось через два основных канала: программы содействия развитию Европейского фонда развития, бюджет которого формировался из непосредственных вкладов государств-членов в (основная часть средств вносилась Францией и Германии [3, с. 10]) и инвестиционные проекты, поддерживаемые финансовыми средствами и экспертным анализом Европейского инвестиционного банка, чьи средства формировались по средством выпуска низкопроцентных облигаций.

На смену Яундским конвенциям в 1975 г. пришли Ломейские, заключенные большим количеством членов расширившегося в 1973 г. ЕЭС и постколониальных государств Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, солидаризировавшихся к тому времени и подписавших Джорджта-унское соглашение в том же 1975 г. Это позволило развивающимся странам, действуя совместно и находясь в более стабильном экономическом положении, добиться более выгодных условий: меньшие экономические уступки развитым государствам и большие гарантии помощи. Пошлины на основные товары для экспорта развивающихся стран стали нулевыми, а преференции странам ЕЭС были значительно сокращены, к тому же, к содействию имеющимся каналам помощи были добавлены еще два механизма для сглаживания доходов развивающихся стран от экспорта сельскохозяйственных и минеральных ресурсов, дисбалансируемых мировой конъюнктурой: Stabex и Sysmin, завязывая торговлю этих стран на ЕС.

Эти соглашения периодически продлялись с небольшими изменениями, пока им на смену не пришел новый формат, определенный в 2000 г. новым соглашением, заключенным в Котону, отличающимся более широким охватом сфер взаимодействия. Сотрудничество в целях развития не ограничивалось сотрудничеством на уровне правительств, охватывая местное самоуправление

и гражданское общество, предметно затрагиваются вопросы прав человека и безопасности в развивающихся странах, задавая рамки сотрудничества в этой области. Договор содержит отсылки к целям развития тысячелетия, рамочным конвенциям по климату, что отражает стремление стран Европы перенести новообразованные в рамках ООН концепции и взгляды на отношения с развивающимися странами. Также договором вводятся две новеллы: «надлежащее управление» (обязательства реципиентов соответствовать представлениям стран ЕС о демократических процедурах, обществе без коррупции) и «программный характер помощи» (объемы помощи определяются результатами реципиентов в области развития и эффективностью вложения в них средств). В сфере торговли, предполагалась либерализация объемов пошлин и инвестиций со стороны развивающихся стран странам ЕС [4]. Таким образом, страны ЕС смогли добиться больших уступок от развивающихся стран, что связано с интеграционной консолидацией Союза, а также исчезновением СССР как альтернативного полюса притяжения для освободившихся от колониальной зависимости стран.

Соглашение Котону является действующим на данный момент, и представляет эталонный для ЕС формат сотрудничества с развивающимися странами (критерии и подходы помощи перенеслись на все инструменты и фонды ЕС), который переносится им на сотрудничество с другими странами [5].

Также подписано три отдельных протокола по каждому региону, где специфицируются наиболее насущные потребности каждого их них: для стран Африки - устойчивый и инклюзивный экономические рост, человеческое и социальное развитие, окружающая среда и рациональное природопользование; для стран Карибского бассейна - противодействие климатическим изменениям; диверсификация экономик; для стран тихоокеанского региона: защита океанов и морей, построение демократических сообществ. В то же время наблюдается последствие пессимизма помощи 90-х гг. - убежденность в невозможности придать импульсов к росту развивающихся стран экономическими программами. Очевидно, стремление ЕС содействовать развитию опосредованно.

С 2007 г. Европейским союзом активно продвигается инициатива «aid for ttrade». Как утверждается, либерализация торговли усиливает конкуренцию внутреннему производителю, а помощь повышает его конкурентоспособность. В то же время, данная инициатива частично возмещает Европейскому союзу издержки от реализации программ помощи за счет снятия барьеров для экспорта европейских товаров в развивающиеся страны, нанося ущерба промышленности [6]. Таким образом, помощь на экономические проекты лишь компенсируют издержки развивающимся странам от вытеснения их производителей европейскими компаниями. Не все развивающиеся страны готовы идти на данные уступки, поэтому соглашения по данной инициативе принимаются ЕС с развивающимися странами в основном на двусторонней основе.

В настоящее время разработан проект посткотонского соглашения. Помимо ставшего для ЕС традиционным, отхода от непосредственного содействия экономическому развитию на позиции содействия в: строительстве институтов (развитие демократии и надлежащего управления); развития прав человека; обеспечение безопасности; установлении экологической устойчивости и противодействии изменению климата и его последствиям; человеческому и социальному развитию, при инкорпорации идей устойчивого развития в программы помощи. Выполнение целей устойчивого развития используется ЕС для формирования и улучшения своего имиджа на международной арене [7].

Данные подходы являются явно политизированными и нацелены на формирование образа ЕС для внешнего мира вместе с установлением политического влияния в государствах-реципиентах, а попытки переноса европейских реалий и институтов на развивающиеся страны способны нести явно деструктивный заряд для экономических и политических укладов в странах-реципиентах наряду с попытками отражения в соглашениях принципа «aid for ttrade». По этим причинам данное соглашения, несмотря на готовый проект, так и не подписано сторонами [8]. Параллельно ЕС ищет новые форматы сотрудничества с этими странами в связи с появлением новой силы в регионе - Китая [9, с. 42].

Страны-участники Восточного и Средиземноморского партнерств

С 2004 г. в рамках Европейского союза был сформирован новый подход во взаимоотношении с соседними государствами, выразившийся в Европейской политике соседства, предназначенного для интенсификации сотрудничества со средиземноморскими и восточным государствами-соседями ЕС. В южное измерение входят Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко,

Палестина, Сирия, Тунис. Данное измерение базируется на сформированном в 1995 г. евро-средиземноморском партнерстве и международной организацией, образованной в 2008 г. - Союзе для Средиземноморья. Восточное измерение было формализована в 2009 г. с подписанием соглашения о Восточном Партнерстве с Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией и Украиной.

За время существования политики соседства ЕС помощь государствам соседям осуществлялась через два инструмента: Инструмент Европейского партнерства и соседства, и функционировавшего с 2014 по 2020 гг. Европейского инструмента соседства, в ходе реализации которого было выделено 15.4 миллиарда евро на реализацию проектов в ключевых областях: права человека, правосудие, верховенство закона и гражданское общество; создание условий для потребления продукции стран-партнеров внутренним рынком ЕС; усиление мобильности; экономическое развитие; меры по развитию доверия. Новшеством является гибкая система распределения, основанная на результатах, достигнутых государствами-соседями1. Помощь предоставляется как на двухсторонней основе, так и через проекты, покрывающие сразу несколько государств партнеров.

Для Восточного партнерства основным приоритетом является усиление экономического сотрудничества, с целью использования экономического потенциала партнеров, в этом контексте особое место занимали Азербайджан и Украина2, и поддержка установления сходного с ЕС политического режима, наряду с сотрудничеством в области безопасности. Решить основную задачу -обеспечение стабильности на границах ЕС в интересах его безопасности, не удалось [10, с.35]. Для Южного соседства основные вопросы - искоренение бедности и проблема беженцев3. Арабская весна усилила внимание ЕС к региону в контексте обеспечения собственной безопасности [11].

В данный момент в связи с тенденцией к укрупнению Инструмент Европейского партнерства не функционирует, помощь этим странам осуществляется через новый инструмент Глобальная Европа: соседство, развитие и международное партнерство. С начала 2022 г. наблюдается рост объемов помощи и количества программ в постсоветских странах [12, с 80] при все большей ориентации помощи Европейского союза на вопросы безопасности [13, с 89].

Потенциальные члены ЕС

Помощь в отношении потенциальных членов (кандидаты в члены и возможные кандидаты в члены) существует как отдельная категория бюджета и консолидированный инструмент с 2007 г., заменив разрозненные программы для кандидатов, такие как: программа ФАРЕ, содействовавшая в основном странам Центральной Европы в реструктурировании экономик; КАРДС (программа содействию экономическим изменениям на Балканах, но в отличие от ФАРЕ только один реципиент помощи в рамках программы, Хорватия, стал членом ЕС); САПАРД (содействие сельскохозяйственной перестройке); ИСПА (поддержка инфраструктурных проектов с основным акцентом на транспорт и экологию).

На данный момент действует уже третья вариация данного инструмента на период 20212027 гг., что соответствует горизонту многолетних бюджетных планов ЕС [14]. Получателями помощи в его рамках являются Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Черногория, Северная Македония, Сербия и Турция. Бюджет и список стран-реципиентов формировался ещё до получения статуса кандидата Украиной, Молдавией и Боснией и Герцеговиной, поэтому Украина и Молдавия помощь в рамках этого инструмента не получают, а Босния и Герцеговина, как и Косово, изначально были получателями помощи без статуса кандидата. Основной целью инструмента декларируется содействие осуществлению политических и экономических реформ в государствах-получателях и их подготовка к принятию на себя обязательств, вытекающих из членства в ЕС. Более детально список задач излагает в делегированном акте Комиссии [15], где основными целями названы: установление и развития необходимых институтов для верховенства закона и демократии; усиление устойчивости

1 The European Neighbourhood Instrument (ENI). - EU Neighboyrs south : официальный сайт. - Брюссель. -.- URL: https://south.euneighbours.eu/the-european-neighbourhood-instrument-eni/ (дата обращения: 19.02.2024). - Текст : электронный.

2 Eastern Partnership. - European Comission : официальный сайт. - Брюссель. -.- URL: https://neighbourhood-enlarge-mentec.europa.eu/european-neighbourhood-policy/eastern-partnership_en (дата обращения: 19.02.2024). - Текст : электронный.

3 Southern Neighbourhood. - European Comission : официальный сайт. - Брюссель. -.- URL: https://neighbourhood-en-largement.ec.europa.eu/european-neighbourhood-policy/southern-neighbourhood_en (дата обращения: 19.02.2024). -Текст : электронный.

к миграционным рисках; развитие средств массовых информаций по стандартам ЕС. По сравнению с двумя предыдущими программами 2007-2013 и 2014-2020 наблюдается незначительный рост средств, расходуемых в рамках инструмента: 11.5, 12.8 и 14.162 миллиардов евро соответственно.

Распределение средств происходит в пяти окнах: зеленая повестка (42,25 %); развитие конкуренции и инклюзивный рост (22,31 %); надлежащее управление и выравнивание с Acquis communautaire (16,59 %), верховенство права, поддержка демократии и основных прав (15,13 %); территориальное и трансграничное сотрудничество (3,51 %)1. Основными получатели помощи: Турция (как основное место расположения беженцев и наиболее старый кандидат) и Сербия. Значительная часть должна будет распределиться по каналам, деятельность которых осуществляется вне пределов одной национальной юрисдикции. Незначительность средств, расходуемых в данном направлении, подтверждает отсутствие у Европейского союза планов по расширению [16, с. 20]. С введением нового инструмента «Глобальная Европа» стоит ожидать, что направления и цели помощи потенциальным членам еще больше сблизятся с целями в рамках политик соседства.

Подводя итог, на протяжении своей истории и развития Европейский союз имел различные интересы в отношениях с развивающимися странами, которые оно реализовало во многом через политику помощи и содействия развитию. Различные интересы ЕС и разные обстоятельства, присущие самим развивающимся странам, во многом обуславливают различные инструменты помощи, а также различное секторальное распределение помощи. Если для развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки основные средства расходуются на институциональное строительство для установления там влияния стран ЕС в регионе, то для кандидатов членов экономические вопросы и подготовки стран к вступлению в ЕС, для стран участников партнерств -безопасность Европейского союза при сближении целей, задач и инструментариев в рамках последних направлений.

Список источников

1. European Union. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe A Global Strategy for the European Union's Foreign And Security Policy. - Brussels, 2016. - p. 59. Текст : электронный. - URL: https://www.eeas.eu-ropa.eu/sites/default/files/eugs_review_web_0.pdf

2. Sakr R. L. FROM COLONIALISM TO REGIONALISM: THE YAOUNDE CONVENTIONS (1963-1974 // International & Comparative Law Quarterly. 2021. Vol. 70, issue 2. Pp.449-489.

3. European community information service, Partnership in Africa: the Yaounde Association. - Brussels : Edwin Snell & Sons, 1966. P. 10.

4. ACP-EU partnership. - European Comission : официальный сайт. - Брюссель. -.- URL: https://ec.eu-ropa.eu/commission/presscorner/detail/ en/ip_19_3432 (дата обращения: 19.02.2024).

5. Summaries of EU legislation. Development. - European Parliament: официальный сайт. Страсбург. -.- URL: https://eur-lex.europa.eu/content/ summaries/summary-11-expanded-contenthtml#arrow_1107 (дата обращения: 19.02.2024).

6. Govender M., Aid-for-trade (AfT) and global justice: The European Union (EU) in Africa/ Megan Gov-ender and Pundy Pillay Текст : электронный// Journal of Public Administration and Policy Research. 2023. Vol. 15(1). P. 1-13. DOI: 10.5897/JPAPR2020.0479/.

7. OECD, European Union Mid-term Review. - Paris : OECD Publishing, 2021. - 5 p. - . Текст : электронный. - URL: https://www.oecd.org/dac/development-cooperation-report/#profiles (дата обращения 19.02.2024).

8. Post-Cotonou negotiations on new EU/Africa-Caribbean-Pacific Partnership Agreement concluded. -European Comission: официальный сайт. - Брюссель. -.- URL:

https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_1552 (дата обращения: 19.02.2024).

9. Биссон Л. С. Новая стратегия ЕС для Африки: в поисках подлинного партнёрства // Современная Европа. 2020. № 3. C. 39-50. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320203950

1 Overview - Instrument for Pre-accession Assistance. - European Comission : официальный сайт. - Брюссель. -.- URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/enlargement-policy/overview-instrument-pre-accession-assistance_en (дата обращения: 19.02.2024). - Текст : электронный.

10. Сергеев Е. А., Габарта А. А., Воротников В. В. Политика "Восточного партнерства" Европейского союза: экономика versus политика // Мировая экономика и международные отношения. 2022. № 12. С. 27-37. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-12-27-37.

11. Латкина В. А. Политика Европейского Союза в Средиземноморье в контексте "Арабской весны" // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2. С. 139-149. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-139-149

12. Квашнин Ю. Д. Европейский союз и постсоветские страны: новые тенденции в помощи развитию // Россия и новые государства Евразии. 2022. № IV (LVII). С. 78-88. DOI: 10.20542/2073-4786-20224-78-88 (дата обращения 02.04.2023].

13. Багликов С. В. Секьюритизация международной помощи Европейского союза // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2023. № 4 (45]. С. 84-88. DOI: 10.57145/27128482_2023_12_04_16.

14.Regulation (EU] No 2021/1529 of the European Parliament and of the ^uncil of 15 September 2021 establishing the Instrument for Pre-Accession assistance (IPA III] [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union. 2013. L. 330. P. 1-26. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32021R1529&from=EN (дата обращения 19.02.2024].

15Xommission delegated Regulation (EU] 2021/2128 of 1 October 2021 supplementing Regulation (EU] 2021/1529 of the European Parliament and of the ^undl, as regards setting out certain specific objectives and thematic priorities for assistance under the Instrument for Pre-Accession Assistance (IPA III] // Official Journal of the European Union. 2022. L 432. P. 8-12. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32021R2128&from=EN (дата обращения 19.02.2024].

16. Европейский Союз на перепутье: нерешенные проблемы и новые вызовы (политические аспекты) / Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 234 с. D0I:10.20542/978-5-9535-0482-9.

References

1. The European Union. Common vision, joint actions: A Stronger Europe is the European Union's Global Foreign and Security Policy Strategy. Brussels, 2016. P. 59. Text : electronic. Available from: URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/eugs_review_web_0.pdf

2. Sakr R. L. From mLONIALISM TO REGIONALISM: YAOUNDE mNVENTIONS (1963-1974]. International and Comparative law quarterly. 2021;70(2]:449-489.

3. European Community Information Service, Partnership in Africa: Yaounde Association. Brussels : Edwin Snell & Sons, 1966. P. 10.

4. ACP-EUPartnership. - European Commission : official website. Brussels. Available from: https://ec.eu-ropa.eu/commission/presscorner/detail / ru/ip_19_3432 [Accessed 19 February 2024].

5. Summary of EU legislation. Development. - European Parliament: official website. Strasbourg. -.Available from: https://eur-lex.europa.eu/content/summaries/summary-11-expanded-content.html#ar-row_1107 [Accessed 19 February 2024].

6. Govender M., Aid for Trade (AfT] and global justice: The European Union (EU] in Africa/ Megan Gov-ender and Pandi Pillay. Journal of Public Administration and Political Studies. 2023;15(1]:1-13. DOI: 10.5897/JPAPR2020.0479/.

7. Mid-term review of the OECD, the European Union. - Paris : OECD Publishing House, 2021. - 5 p. - . Text : lectionary. Available from: URL: https://www.oecd.org/dac/development-cooperation-report/#profiles. [Accessed 19 February 2024].

8. Negotiations have been completed after Cotonou on a new EU/Africa, Caribbean and Pacific Partnership agreement. - European Commission: official website. - Bratsel. Available from: URL: https://ec.europa.eu/com-mission/presscorner/detail/en/IP_21_1552 [Accessed 19 February 2024].

9. Bisson L. S. The new EU Strategy for Africa: in search of a genuine partnership. Modern Europe. 2020;(3]:39-50. (In Russ.]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320203950

10. Sergeev E. A., Gabarta A. A., Vorotnikov V. V. The policy of the Eastern Partnership The European Union: Politics versus politics. World politics and international relations. 2022;(12]:27-37. (In Russ.]. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-12-27-37

11. Latkina V. A. The policy of the European Union in the context of globalization in the context of the "Arab Spring". Bulletin of MGIMO University. 2014;(2]:139-149. (In Russ.]. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-139-149

12. Kvashnin Yu. D. The European Union and post-Soviet countries: new trends in development assistance. Russia and the new states of Eurasia. 2022;IV (LVII]:78-88. (In Russ.]. DOI: 10.20542/2073-4786-20224-78-88

13. Baglikov S. V. Securitization of international assistance from the European Union. Azimut scientific Research: economics and Management. 2023;4(45):84-88. (In Russ.]. DOI: 10.57145/27128482_2023_12_04_16.

14. Regulation (EC] No. 2021/1529 of the European Parliament and of the Council of September 15, 2021, establishing the Instrument of Assistance before Accession (IPA III] [Electronic resource]. Official Journal of the European Union. 2013;(330):1-26. Available from: URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF /?uri=CELEX:32021R1529&from=EN [Accessed 19 February 2024].

15. The Commission delegated Regulation (EU] 2021/2128 of October 1, 2021, supplementing Regulation (EU] 2021/1529 of the European Parliament and of the Council, regarding the definition of certain specific goals and thematic priorities for assistance under the Pre-Accession Assistance Instrument (IPA III]. Official Journal of the European Union. 2022;(432]:8-12. Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF /?uri=CELEX:32021R2128&from=EN [Accessed 19 February 2024].

16. The European Union at the crossroads: unresolved problems and new challenges (political aspects). N.K. Arbatova, A.M. Kokeeva (eds.]. Moscow; 2016. 234 p. (In Russ.]. DOI: 10.20542/978-5-9535-0482-9.

Информация об авторе

С. В. Багликов - магистрант, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Information about the author

S. V. Baglikov - Master's Student, Moscow State University of International Relations.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 31.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 21.02.2024.

The article was submitted 31.01.2024; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 21.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.