Научная статья на тему '\ программный продукт \ 3D-конструктор'

\ программный продукт \ 3D-конструктор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ программный продукт \ 3D-конструктор»

\ программный продукт \

3Р-конструктор

Группа компаний «АСКОН» — крупнейший отечественный разработчик систем автоматизированного проектирования и управления инженерными данными для машиностроения и строительства. Новая горелка Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены была спроектирована при участии АСКОНа.

Виктория Прорыв в архив

МУСОРИНА Год назад у крупнейшего поставщика Российских желез-

ных дорог ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) возникли проблемы. Солидный производитель труб большого диаметра, мировой лидер по производству цельнокатаных железнодорожных колес и крупный партнер западных корпораций не имел электронного инженерного документооборота. В конструкторско-проектной организации завода давно не удивлялись тому, что между отделами терялись задания, а у разных чертежей обнаруживались одинаковые обозначения.

С начала 2010 года конструкторско-проектная организация ВМЗ работает иначе. На заводе был внедрен электронный архив. Работавшей над этим компании «АСКОН» и ее партнеру «АСКОН-Поволжье» удалось автоматизировать сразу несколько направлений бизнес-процессов: регистрацию в системе инвестиционных предложений, контроль над соблюдением сроков инвестиционных проектов, внешних и внутренних заданий, выпуск полностью утвержденной рабочей документации. В итоге скорость ведения документации выросла в разы, а благодаря внедрению электронного документооборота снизилось число ошибок. «Раньше оценить ситуацию — кто кому что передал, для чего и почему, да в какой срок — можно было, лишь собрав в кабинете десяток человек, — говорит начальник управления по капитальному строительству ВМЗ Кирилл Ханков. — Сегодня — открыл систему (на базе программного продукта от АСКОНа ЛОЦМАН: PLM — ред.), запустил отчет. Все прозрачно и эффективно». Главное — у сотрудников заметно повысилась производительность труда.

«Главная проблема сегодняшней российской промышленности и машиностроения — низкая выручка на одного сотрудника», — убежден ИТ-директор Пермского завода «Машиностроитель» Олег Фофанов. Основная причина — неэффективная структура и организация производства, огромные накладные расходы, «лишние» сотрудники и одновременно с этим недоавтоматизиро-ванные рабочие места, масса предприятий, работающих с самыми простыми средствами автоматизации и ни малейшего намека на электронный архив.

Автоматизация подготовки конструкторской документации — далеко не все что можно сделать при помощи продуктов АСКОНа. Проектирование в 3D — еще одно ключевое направление деятельности компании. Правильней сказать, что проектирование в 3D и получение конструкторской документации — вовсе не параллельные направления. Документацию получают как раз с помощью 3D-модели: сначала конструктор создает изделие в объемном виде, а чертежи получаются автоматически. Таков современный подход к работе.

Решения АСКОНа используются, например, в цикле инженерной подготовки производства в РСК «МиГ». Благодаря программному продукту компании сокращаются сроки технологической подготовки механосборочного производства пассажирского АН-148 и военно-транспортного самолета Ил-112. Решаются и задачи попроще: проектируются трибуны для нового стадиона в Пензе, станки по добыче руды (в самом АСКОНе говорят, что по сложности эти станки не уступают самолету), городские котельные в Магнитогорске, холодильники «Саратов». Новая горелка Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены была спроектирована в программном продукте АСКОНа — системе КОМПАСА.

Цистерны в обмен на софт

Группа компаний «АСКОН» — ровесник отечественного !Т-рынка. В 1989 году предприятие основали выходцы из коломенского Конструкторского бюро машиностроения Александр Голиков (нынешний председатель совета директоров) и Татьяна Янкина (руководитель разработки системы КОМПАСА). Именно они основные владельцы АСКОНа. При поддержке еще нескольких молодых энтузиастов, тоже из оборонной отрасли, они начали разработку нового программного продукта для проектирования и выпуска конструкторской документации КОМПАС. Первым заказчиком продукта, сделанного молодой компанией, стал Ленинградский металлический завод. Контракт оказался спасительным: к моменту его заключения немногочисленные сотрудники длительное время сидели без зарплаты или отправлялись в неоплачиваемые отпуска. Несмотря на это, никто не уходил ради более легкого заработка. Татьяна Янкина вспоминает случаи, когда возвращалась домой в шестом часу утра. «Интересно ведь, азартно!» — объясняет она. Но и после первого контракта каждый последующий был на вес

54 прямые инвестиции / № 7 (99) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

PHOTOXPRESS

Проектирование в 3D — одно из ключевых направлений деятельности компании «АСКОН».

золота: есть оплаченный договор — значит, появлялись деньги на зарплаты. В начале 90-х годов случалось, что оплату АСКОН получал бартером: радиоприемниками, магнитолами светловодского производства, наборами слесарного инструмента из Нижнего Новгорода, цистернами бензина. Первый крупнейший контракт был заключен в 1993 году с концерном «Желдорреммаш», объединявшим ремонтные заводы железнодорожной техники России: на каждый завод АСКОН поставил по пять комплектов хорошо оснащенных рабочих мест. С этого момента и пошло интенсивное развитие компании.

Сегодня ключевые продукты АСКОНа — система трехмерного моделирования КОМПАСА и универсальная система автоматизированного проектирования КОМПАС-График (в его основе — то самое решение, что разработала горстка энтузиастов 20 лет назад). В компании создали и собственную систему управления инженерными данны-

ГРУППА КОМПАНИЙ «АСКОН» (основана в 1989 году) — крупный отечественный разработчик систем автоматизированного проектирования и управления инженерными данными. Компания специализируется на разработке инженерного программного обеспечения и комплексной автоматизации проектной и производственной деятельности. Сегодня в АСКОНе работает 514 сотрудников. Из них 170 занимаются разработкой продуктов и исследованиями.

ми и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН: PLM, а также систему автоматизированного проектирования технологических процессов «Вертикаль». Все эти решения со сложными названиями требуются крупнейшим промышленным предприятиям страны. В числе заказчиков компании — свыше 5 тыс. корпораций и предприятий, среди которых РОСКОСМОС, Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ПО «Севмаш», НПК «Уралвагонзавод», Татнефть, «АНК «Башнефть».

В минувшем году объем продаж АСКОНа составил 544,2 млн. руб. Сказался кризис: выручка снизилась на 28% по сравнению с 2008 годом. Пришлось расстаться и с 30% персонала: его численность сократилась с 672 до 514 человек. Несмотря на то, что в кризисный год заказчики уменьшили инвестиции в системы автоматизации, выручка предприятия от проектов в оборонно-промышленном комплексе увеличилась за год на 9%, в нефтегазовом секторе — на 14%. Пока АСКОН работает почти исключительно на внутреннем рынке. В структуре продаж компании лидирует Россия — это 89,2% общего объема. Доля Украины — 4%. С равными долями — по 3% — следом идут Казахстан и Узбекистан. 78% от общего объема продаж занимает программное обеспечение, оставшиеся 22% — услуги. Следующий шаг для АСКОНа — новые возможности уже разработанных решений и выход в смежные области, например системы управления производством.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

прямые инвестиции / № 7 (99) 2010 55

\ программный продукт \

Председатель совета директоров Александр Голиков и руководитель разработки системы КОМПАС-3D Татьяна Янкина, выходцы из коломенского Конструкторского бюро машиностроения, основали компанию «АСКОН» еще в 1989 году.

Софт как сервис

«Один из наших заказчиков хотел бы работать следующим образом: утром два часа использовать московские лицензии в Перми, а вечером наоборот, — говорит директор по стратегическому развитию АСКОНа Евгений Бахин. И это понятно, потому что заказчик хочет получить продукт за меньшие деньги». Эта задача имеет решение — развивать модель saas.

saas — software as a service (софт как сервис) — возможность получать программные приложения в онлайн-аренду. Элементарный пример — работа с документами Google. Не надо устанавливать ни текстовый редактор, ни табличный процессор и платить деньги за лицензии. Не нужно даже хранить документы на своем компьютере. Вся информация находится на одном сервере, который «отдает» в окно вашего браузера доступ к любым приложениям для разных операционных систем в любой точке мира. Так же и с любым софтом: вы подключаете свой ноутбук к любой точке доступа в интернет и он загружает нужные программы. От вас требуется лишь оплатить время работы. Модель saas сегодня — самый модный тренд на мировом !Т-рынке.

«Скорость и каналы достигли такого уровня, что даже такой тяжелый софт как средства автоматизации производства можно развивать в виде saas», — уверен гендиректор АСКОНа Максим Богданов. Для начала он намерен попробовать saas-модель с более простыми продуктами. Вывести на рынок новую услугу АСКОН планирует уже в 2010 году. Круг клиентов — малый, средний бизнес и компании, у которых есть большой проект, для

которого разово требуется большое количество проектировщиков. По завершении проекта таким компаниям ни лицензии, ни проектировщики не нужны. Соответственно, переплачивать за них нет смысла. Именно SaaS и позволяет экономить в подобных случаях. Главная проблема — объяснить выгоды SaaS клиентам.

«Поверхностное моделирование»

Сделать модель SaaS работающей и извлекать из нее прибыль — задача ближайших лет. В этом году АСКОНу уже удался некий прорыв. На базе флагманского продукта было выпущено новое решение КОМПАС 3DV12, благодаря которому проектировщики смогут делать то, что раньше им было недоступно. Это означает, что конструктор на предприятии сможет спроектировать оснастку сложной формы, причудливые корпуса бытовых приборов. Словом, любые сложные поверхности.

Разработчики охотно сравнивают конструктора, работающего с поверхностями, с модельером, отрезающим и подшивающим лоскуты материи. Самое главное, что даст заказчику новый продукт, — возможность создания изделий сложной формы, многократный рост производительности работы конструктора, подготовку универсальных отчетов, спецификаций и повышение конкурентных преимуществ самого предприятия на отечественном и западном рынках.

Для самого АСКОНа выход его нового продукта означает освоение ранее незнакомых территорий. «Раньше нельзя было сделать корпус чайника в КОМПАС, а теперь — можно», — шутит руководитель перспективных проектов Олег Зыков. Чтобы убедить потенциальных клиентов в том, что в их системе можно построить все что угодно, мы демонстрируем трехмерную модель галоши — с неизменным напутствием «Это чтобы вам в галошу не сесть!». Шутки шутками, но и АСКОНу придется постараться не ударить на рынке в грязь лицом со своим новым продуктом. Теоретически он открывает путь в новые для компании отрасли, ведь сложные формы необходимы не только при производстве пресс-форм и штампов, но и для обуви, игрушек, бытовых приборов. В компании и исходили из того, что внешнему виду изделий сегодня уделяется существенно большее внимание, нежели раньше. Следующий логичный шаг — разработка решений для промышленного дизайна. Сделает ли и его АСКОН? Время покажет.

по данным аналитической компании IDC, в 2009 году объем российского рынка систем автоматизированного проектирования (САпр) составил порядка $70 млн. Журнал «САпр Графика» выделяет шесть основных игроков на рынке сапр. В их числе — группа компаний CSoft (консалтинг и внедрение комплексных решений в области сапр, базирующихся на продуктах Oracle и Autodesk), Группа компаний аскон с флагманским продуктом

компас 3D, компания INTERMECH, авторизованный разработчик и системный центр Autodesk (специализируется в области САпр для машиностроения и приборостроения). Завершают список компании «Лоция Софт» и «Топ Системы». приборостроители, машиностроители (включая химическое машиностроение), оборонный комплекс, станкостроители, различные технологические нии, проектные организации и металлурги — таков круг заказчиков САпр.

56 прямые инвестиции / № 7 (99) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

\гранит науки \

Коломенский софт VS американского бренда

«В России есть несколько характерных классов 1Т-иг-роков, — рассуждает основатель компании Parallels Сергей Белоусов (один из немногих россиян, имя которого, равно как и его компания, известны на Западе). — Есть сервис, дистрибуция, аутсорсинг. Отдельный класс — интернет-компании или компании, разрабатывающие продукт исключительно для российского рынка. Но крупных российских компаний не очень много. Это неудивительно — российский рынок начал расти только 10-15 лет назад. Поэтому для него характерно множество небольших фирм с большими перспективами». Больше всего на рынке компаний, продающих софт. А тех, кто производит собственный продукт, можно пересчитать по пальцам. В АСКОНе это отлично понимают. И всерьез считают, что занимаются делом мирового уровня. Об этом, наверное, можно спорить.

Очевидно одно: небольшой коломенской компании вот уже много лет удается «не пускать» на машиностроительный рынок мощнейшего мирового конкурента — американскую компанию Autodesk. Ее софт для ЭР-проектирования механизмов и деталей для авиационной, космической, оборонной, нефтяной, газовой и машиностроительной промышленности расходится миллиардными тиражами по всему миру. Главные преимущества отечественных решений перед западными разработками — знание психологии своего заказчика, ориентация на ГОСТы СНГ (разве будет это учитывать продукт знаменитого американского конкурента Autodesk?), дружелюбный русскоязычный интерфейс. Еще одно немаловажное преимущество — возможность интеграции с общезаводской системой управления производством. Ведь программный продукт от АСКОНа говорит с ними на одном языке.

Еще больше потеснить Autodesk АСКОНу могут помочь власти. Причем ненамеренно. Известно, что обсуждается подготовка концепции преимущественного применения отечественных технологий при прочих равных с аналогичными западными. Это очень похоже на мечты о создании национальной операционной системы, только в отличие от нее сценарий использования российского софта в стратегических отраслях более вероятен. Если это случится, то, например, в российскую «оборонку» западного производителя софта не пустят.

На первый взгляд, российский производитель от этого только выиграет: вырастет число заказов, увеличится выручка. Но Максим Богданов иллюзий не питает: по его мнению, неизбежное снижение конкуренции негативно влияет на здоровое развитие бизнеса. Клиенты должны работать с большим количеством поставщиков IT-решений, а не только с двумя-тремя крупными вендорами. Такой подход позволит самому производителю быстрее выпускать новую продукцию. Однако небольших компаний вокруг крупных предприятий — своеобразный слой, который уже давно сложился на Западе — у нас нет. Следовательно, в России пока не существует среды, способной впитать в себя разработки отдельно взятых российских компаний. Свой следующий шаг АСКОН должен сделать сам — потеснив западного конкурента на своей территории, побыстрее заявить о себе на мировом рынке. Без этого — какое развитие?

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

июля

До этой даты Московская школа управления «СКОЛКОВО» продолжает прием слушателей на занятия по программе Executive MBA «Новый курс». Принимаются руководители с пятилетним опытом работы. Поступающие должны написать три эссе, представить три рекомендации (от руководителя, коллеги и подчиненного). Кандидаты должны пройти испытания в Центре оценки: сдать тест по английскому языку или предоставить действительный официальный результат TOEFL/IELTS, пройти логико-математическое тестирование, психологическое исследование, групповое обсуждение реального кейса или проекта, а также собеседование с директорами школы. Преподавательский состав EMBA — это профессора высшего класса лучших бизнес-школ мира. Программа ЕМВА — это новый круг общения и увлекательная жизнь. Занятия начнутся 29 сентября круизом на легендарном паруснике «Крузенштерн». Стоимость — 90 тыс. евро. Для кандидатов, проживающих в России, Сбербанк предлагает специализированный кредит на пять лет с предоставлением льготного периода на время обучения, процентная ставка — 12% годовых в рублях.

июля

Центр бизнес-образования «Семинары. Курсы. Тренинги» проводит в Великобритании (Лондон и Эдинбург) семинар «Последние изменения российского бухгалтерского и налогового законодательства. Новации 2010 года». Приглашаются главные бухгалтеры, аудиторы, налоговые консультанты, налоговые юристы, финансовые директора, руководители организаций. В программе четыре раздела: «Бухучет и отчетность в 2010 году», «Налог на прибыль», «НДС», «Заработная плата», а также экскурсии. Базовая стоимость на одного человека — 1420 евро (отель 2 звезды), 1520 евро (Э), 1680 евро (4), включая НДС 18% при двухместном размещении. За одноместное размещение — доплата 2Э0 евро (отель 2 и Э звезды), ЭЭ0 евро (4). Затраты на поездку принимаются на расходы при налогообложении прибыли. Такой же семинар будет проводиться 2Э-Э0 июля, 6-1Э августа, 20-27 августа.

сентября

Русская школа управления (РШУ) объявляет прием слушателей на авторский курс Mini MBA. Программа сосредоточена на изучении ключевых бизнес-функций. Слушатели овладеют практическими технологиями эффективного управления подразделениями компании и бизнесом в целом. Объем курса — 208 часов. Он длится полгода, занятия проводятся по три дня в месяц с пятницы по воскресенье, что позволяет слушателям не отрываться надолго от основной работы. В программе семь модулей: «Лидерство», «Управление», «Маркетинг», «Финансы», «Персонал», «Проекты» и один на выбор. По окончании курса — защита проекта и государственный диплом о повышении квалификации. Стоимость — 147 тыс. руб. Можно учиться в своем родном городе или поблизости от него — у РШУ есть филиалы в 20 регионах России. Преподавательский состав, учебные материалы и стоимость обучения везде одинаковы.

прямые инвестиции /в>7 (99) 2010 57

15

24

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.