УДК 519.688
ПРОГРАММНОЕ СРЕДСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕНТИЛЬНО-ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА БАЗЕ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ПАКЕТ РАСШИРЕНИЯ МЛТЬЛБ) И.А. Прошин, В.В. Бурков
В статье описывается программное средство для исследования вентильно-электромеханических систем на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, а также результаты моделирования системы преобразователь - двигатель - центрифуга
Ключевые слова: математическое моделирование, вентильно-электромеханическая система, асинхронный двигатель, пакет расширения МЛТЬЛБ
Введение. В связи с нелинейностью и сложностью математических моделей полные исследования и моделирование современных вентильно-электромеханческих систем (ВЭМС) могут быть проведены только с использованием численных методов и современных методов обработки информации на ЭВМ. Анализ подобных систем выявил, что все эти системы имеют ряд ограничений: все они рассчитаны на моделирование одного статического и/или динамического процесса; ряд из них позволяют моделировать только трехфазный режим работы электродвигателя. В то время как существуют задачи, где требуется проведение множественных моделирований и графическая визуализация результата в виде поверхности, Подобная система должна соответствовать следующим требованиям:1
• позволять моделировать все режимы работы электродвигателя (трехфазный, двухфазный, выбега);
• моделировать работу ВЭМС при частотном, квазичастотном, фазоимпульсном управлении;
• выполнять моделирование при различной структуре непосредственного преобразователя энергии (НПЭ);
• допускать изменение алгоритма управления;
• позволять моделирование при различных законах изменения момента инерции нагрузки;
• выполнять расчет в относительных единицах;
• иметь широкие возможности по графической визуализации результатов;
• иметь базу характеристик
электродвигателей;
Прошин Иван Александрович - ПГТА, д-р техн. наук, профессор, тел. (8412) 49-61-59
Бурков Всеволод Валерьевич - ПГТА, аспирант, тел. (8412) 43-77-24
• возможность сохранения результатов моделирования;
• позволять обмениваться данными с другими программами;
• иметь возможности для дальнейшего
расширения функциональности с целью
проведения дальнейшей обработки результатов моделирований.
Выбор системы программирования. Анализ показал, что наиболее удобным для выполнения вышеуказанных задач является пакет прикладных программ МаАаЬ - он универсален, обладает широким набором функций, имеет собственный язык
программирования, ориентированный на работу с матрицами, большой набор
математических функций, имеет широкие возможности для графической визуализации результатов и дальнейшего расширения функциональности.
Выбор математической модели вентильно-электромеханической системы. Анализ математических моделей показал, что для решения поставленной задачи наиболее удобны модели рассматривающие систему двигатель - преобразователь как единое целое. Из проанализированных работ было выбрано описание, предложенное в работах Прошина И. А [1]. Данное математическое описание рассматривает систему двигатель -преобразователь как последовательное соединение преобразователя числа фаз и модулятора. Отличительная особенность данной модели состоит в представлении выходного напряжения преобразователя единственным гармоническим колебанием с дискретно управляемой начальной фазой, что позволяет рассматривать все непосредственные преобразователи энергии на основе одной структурной схемы, а задачи синтеза моделей и исследования системы управления
техническими объектами с произвольной структурой преобразователя решать на единой
методологическом и математическом основе [1]. Использование такого подхода позволяет при помощи изменения одного параметра управлять частотой выходного напряжения, а применение этой модели даст возможность моделировать большинство из существующих структур НПЭ.
При соединении обмоток асинхронной машины звездой без нулевого провода для рассматриваемой системы возможны следующие состояния:
Ш включены ПЭ (переключающие
элементы) во всех фазах двигателя;
Ш выключены ПЭ во всех фазах
двигателя;
Ш выключены ПЭ в фазе А;
Ш выключены ПЭ в фазе В;
Ш выключены ПЭ в фазе С.
Три последних состояния системы “ТК -АМ” соответствуют двухфазному режиму работы двигателя, поэтому системы уравнений, описывающих эти состояния, подобны. Первое состояние системы эквивалентно
симметричному трёхфазному режиму работы АМ, второе - режиму выбега.
Математическая модель асинхронной машины в симметричном режиме при общепринятых допущениях в двухфазной системе координат а, в с учётом насыщения магнитной системы имеет вид [2]:
¿^1а
йі
й¥ів
и\а ^1^1а
йі ' = °1в- ^1в
й¥2а йі
= -(іта - О’К2 - Рпа¥2в,
йу2в / \
= ~(тр - 1РУ )2 + Рпа¥2а
= — М -Mcsignю), йі ^
(1)
^ 3
М = Т рп
а0 Хт
^2а^1в-^1а^2в)
2 П Хт (х1 + х2 ’+ х1 • х1
а0 / \
(Міа + х1^1а\
тв
іів =
хт (х1 1 + х2 )+ хіх2
а0
хт (х1 + х2 )+ х1х2
а0
хт Х1 + х2 ) + хі х2
а0
хт Мі + х2 ) ' + хі ^2
(2)
•(М1в+ хі¥2в\
[(хт + х2 )1а- хт¥2а\
\М + х2 )^1в- ХтУ2р]
Іт ^та + Ітв , Хт /(т ) ,
где: и1а, и 1в~ проекции обобщённого вектора напряжения статора на соответствующие оси а и в;
¥1а> ¥\в - проекции обобщённого вектора
потокосцепления статора на соответствующие оси;
¥2а, ¥2в - проекции обобщённого вектора
потокосцепления ротора;
і1а, іів - проекции обобщённого вектора тока статора;
іта, ітв - проекции обобщённого вектора
намагничивающего тока;
іт - модуль вектора намагничивающего тока;
Я1; Я2- активные сопротивления статорной и
роторной цепей;
рп - число пар полюсов;
а - скорость ротора;
а0 - синхронная скорость;
М -электромагнитный момент; хь х2, хт - индуктивные сопротивления статора, ротора и намагничивающего контура; іа, іь, іс - токи АМ в трёхфазной системе координат;
Мс, 3 - момент сопротивления и момент инерции, соответственно.
Значительное упрощение системы уравнений для двухфазного режима достигается применением метода
колеблющихся координат путём совмещения обесточенной фазы с осью а . Такое совмещение осуществляется поворотом
координатных осей в дискретные моменты
времени на угол ± 2П .
В двухфазном режиме работы АМ при совмещении оси а с фазой А система уравнений приводится к виду [2]:
йу
1а
йу
2а
йі хт + х2
йі
й¥ів
= иів - іів •
^ =-іта • ^2 - рП а¥2в’
й¥2в
йі
й¥2а
(3)
йі
■ = -(т - НвУК2 + РП а¥2а
х
т
1а
Xm 'Via
Vip
" ' Vip
V Xm + X2
M = -• Pn-®0----------, + 4 +
2 Xm (i + X2 ) + V X
~ V2a, ^,8
a0 •(X2 (ie+ xi Vie) xm (x1 + x2) + x1 • x2
^0 •[(( + X2 )Vlfi- Xm Vie]
Xm (X1 + X2 ) + X1 • X2 Xm = fX m ).
Для режима выбега справедлива следующая система уравнений [2]:
dV2a
dt
dV2p
dt
Via =■
= -ima • R2 - Pn •mV2pi = -imP • R2 + рП •aV2a>
Xm + X2
•V2a
(4)
Vie
Xm + X2
-V2P1
= — (М - M ■ sign a), dt J s ’
M = 0 ha = 0 hp = 0
Xm + X2
'V2a, ^mp
a
V-2 + ■ 2
ima ^mp '
Xm + X2 Xm = f X m )-
-V2P,
Для перехода от одной двухфазной системы к другой введем оператор поворота w , принимающий значение равное +1 при повороте на 2п/3 и -1 при повороте на 4п/3 . Тогда значения переменных х’а, х’в в новой
системе координат могут быть вычислены на основе следующих формул [2]:
- 05 ^
ха = -0,5ха- w —xв,
л/3
хв =-0,5хв+ w — ха •
Разработка структуры приложения.
Учитывая структуру математической модели (1)-(4) и особенности поставленной задачи, было решено выделить следующие
программные модули:
1. А^ш - выполняет вычисление правых частей системы уравнений описывающих асинхронный электродвигатель.
2. СооМ2^ш - выполняет переход от одной двухфазной системы координат к другой
3. Coord2d3d.m - выполняет переход от двухфазной системы координат к трехфазной;
4. Тк.ш - определяет состояние тиристорного коммутатора;
5. Enn.m - определяет номер структуры по которой будет производиться вычисление.
6. ww.m -вычисление значения оператора поворота;
7. Xmm.m -вычисление сопротивления контура намагничивания в зависимости от тока намагничивания;
8. adtool.m - модуль обеспечивающий работу графического интерфейса основного окна программы.
9. graphresult.m - модуль отвечающий за графическую визуализацию результатов моделирования;
10. resultmanager.m - модуль отвечающий за сохранение, отбор, сортировку результатов моделирований полученных ранее.
По заданной структуре был разработан пакет расширения к системе математического моделирования Matlab. Разработанное программное средство зарегистрировано в РОСПАТЕНТ ( свидетельство № 2004611397 ) [3].
Energy zatrat
J relative Jn/Jr - • P engine. kVt
Рис. 1. Энергия затрат при частотном пуске
Energy potery
J relative Jn/Jr
0 1
P engine. kVt
Рис. 2. Энергия потерь при частотном пуске
X
m
X
m
Energy zatrat
x 10
J relative Jn/Jr
0 1
P engine. kVt
Рис. 3. Энергия затрат при комбинированном (квазичастотное управление и фазоимпульсное
управление) пуске
Energy zatrat
х 10
J relative Jn/Jr
0 1
P engine. kVt
Рис. 4. Энергия потерь при комбинированном (квазичастотное управление и фазоимпульсное управление) пуске
При помощи разработанного пакета
програм были проведены исследования
системы вентильный преобразователь -
асинхронный двигатель - центрифуга. Для формирования более четкой картины энергетической эффективности того или иного способа управления исследование
характеристик производилось при
варьировании мощности электродвигателя,
момента инерции нагрузки и алгоритма управления. Для сопоставительного
исследования были выбраны частотное управление как наиболее эффективное и комбинированное управление, сочетающее в себе квазичастотное и фазоимпульсное управление, как самый дешевый способ.
Моделирование было проведено из расчета использования асинхронных двигателей серии 4А мощностью от 1,1 до 4 кВт. Результат этих исследований приведен на рис. 1-4.
Сопоставление энергетических
характеристик позволяет сделать следующие выводы
1. При малых мощностях двигателя
частотное управление эффективнее
комбинированного в среднем на 20 - 25 % с ростом мощности двигателя энергетическая эффективность частотного возрастает, что связано с импульсным характером пускового момента при комбинированном управлении.
2. Применение комбинированного способа
управления для ВЭМС с тяжелыми условиями пуска позволяет использовать двигатели с относительно малой мощностью и добиваться довольно высоких энергетических
характеристик и низкой стоимости решения задачи в целом при условии, что не требуется высокой точности управления частотой вращения ротора во время установившегося режима работы.
Литература
1. Прошин И.А. Управление непосредственным преобразованием электрической энергии книга первая. -Пенза, 2002. 334 с.
2. Прошин И.А. Управление в вентильно-
электромеханических системах книга вторая математическое моделирование вентильно-
электромеханических систем. - Пенза: ПТИ, 2002. 307 с.
3. Прошин И.А., Бурков В.В., Кутузов Е.А., Усманов В.В. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004611397.
Пензенская государственная технологическая академия
PROGRAM MEANS OF RESEARCH GATED-ELECTROMECHANICAL SYSTEMS ON THE BASIS OF THE ASYNCHRONOUS ENGINE (THE PACKAGE OF EXPANSION MATLAB) I.A. Proshin, V.V. Burkov
In article described the software for research of gated-electromechanical systems on the basis of the asynchronous engine with a short-circuited rotor, and also results of modelling of system the converter - engine - centrifuge
Key words: mathematical modelling, gated-electromechanical systems, asynchronous engine, package of extension MATLAB