Научная статья на тему 'Программно-целевой принцип управления образованием'

Программно-целевой принцип управления образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2404
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРИНЦИП / УПРАВЛЕНИЕ / TARGET / PROGRAM / PROGRAM AND TARGET PRINCIPLE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репин Сергей Арсеньевич

Раскрыта сущность программно-целевого принципа управления. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны преимущества опоры на данный принцип в управлении образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programming and target principle of educational management

The essence of program and target principle of management is revealed. Program and target principles in education are defined and interpreted. The advantages of relying on these principles in the educational management are indicated.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой принцип управления образованием»

УДК 37.012 ББК 434 + 4481.2

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

С.А. Репин ЧелГУ

PROGRAM AND TARGET PRINCIPLE OF EDUCATIONAL MANAGEMENT

S.A. Repin ChelSU

Раскрыта сущность программно-целевого принципа управления. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны преимущества опоры на данный принцип в управлении образованием.

Ключевые слова: цель, программа, программно-целевой принцип,

управление.

The essence of program and target principle of management is revealed. Program and target principles in education are defined and interpreted. The advantages of relying on these principles in the educational management are indicated.

Keywords: target, program, program and target principle, management.

Принципы играют роль ориентиров в разработке теорий управления и в осуществлении соответствующего процесса. Програм-мно-целевой принцип управления образованием предполагает наличие интегрированных целей управления и программы развития, построенной в соответствии с этими целями. В теории образования цель выступает как основание либо системообразующий элемент при построении образовательных систем. Цель, целевой заказ наряду с начальным состоянием системы педагогического образования предстает как основание реализации программно-целевого принципа. Основания системы управления обусловливают определенные стратегию и тактику управления.

Основания же и стратегия в совокупности выражаются в конкретных мерах и шагах - в программе развития системы образования. В этом смысле программа развития является организационной формой выражения прог-раммно-целевого принципа управления педагогическим образованием образованием.

Программно-целевой подход - это синтез ряда подходов, поскольку связан с разработкой высококвалифицированных целевых программ (целевой и программный подходы)

деятельности (системный подход) в единстве ее элементов (структурный подход) и функций (функциональный подход) по всем направлениям деятельности (комплексный подход). Таким образом, в программноцелевом принципе осуществляется интеграция и синтез основных принципов управления: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования.

Основными понятиями программноцелевого управления являются цель и программа. «Цель - это ожидаемое, желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение заранее определенного результата» [1, с. 258]. Уточняя это определение, В.Г. Афанасьев называет требования к цели: конкретность, реальность, контролируемость. Поскольку цель имеет сложный характер, то в ней вычленяются части, которые и оказывают влияние на составление целевых программ.

Специфика конкретных методик программно-целевого управления определяется особенностями целевых программ.

Репин С.А.

Программно-целевой принцип управления образованием

Программа - понятие многоаспектное, широко распространено в самых разнообразных сферах человеческой деятельности и в зависимости от области применения имеет различную смысловую нагрузку. В большинстве публикаций по данной теме [2, 4, 5, 7 и др.] выделяют особый класс программ -целевые комплексные программы.

Термин «целевая комплексная программа» имеет самый обобщенный смысл и включает все типы планово-управленческих программ различного содержания, уровня и направленности. Это директивный документ, «содержащий совокупность (систему) экономических, технико-технологических, научно-исследовательских, проектно-конструкторских, организационных, идеологических и других мероприятий, направленных на достижение определенной цели» [1, с. 26]. Для достижения поставленных целей целевая комплексная программа координирует ресурсы, планы, деятельность всех субъектов, материально-техническое снабжение, трудовые ресурсы.. Очевидно, что и сами программы, и процессы их разработки отличаются друг от друга в зависимости от исследуемой, создаваемой или управляемой системы, а также используемой информации.

Формирование программы осуществляется по правилам, входящим в состав программноцелевого подхода, и в его составе выделяются описанные выше операции (определение функций руководства, построение системы целей, определение необходимых ресурсов, задание сроков достижения цели, распределение функций управления и исполнения) [9]. Каждая операция выполняется с помощью достаточно сложной системы правил.

Исходя из общих подходов к ключевым понятиям, охарактеризуем сущность применения программно-целевого принципа в управлении образованием. В образовании цель управления может быть дополнительно опосредована целями субъектов управления (а также, возможно, и объектов). Эта особенность целей управления образованием обусловлена силой влияния «человеческого фактора» на все аспекты управления. В теории управления образованием цель характеризуется с позиций системного подхода. Ведущим признаком цели является ее системный характер. Элементами этой системы являются целевые установки. Их можно подразделить на следующие составные части: цели, ориентированные на учет потребностей и интересов общества; цели отдельных

участников образования; цели, выражающие намерения содействовать развитию у участников образования целеустремленности, заключающейся в том, чтобы у них, в частности, появлялись потребности и способности в достижении взаимосвязанного единства первых двух компонентов [6].

Целевые установки каждой группы представляют собой нечеткие компоненты некоей системы целей. Нечеткость обусловлена рядом причин. Во-первых, существует большая мера неопределенности во влиянии на образовательную систему со стороны внешнего плана. Во-вторых, неопределенность имеется и во взаимоотношениях между людьми. В-третьих, каждый человек также неповторим и непредсказуем в своем поведении и целеполагании.

Цели управления образованием обладают свойствами соответствия начальному состоянию образовательной системы; декомпозируемое™ и интегрируемости; нечеткости и уточняемости; иерархичности, структурируемое™; конкретности и временной определенности; реальности или достижимости; контролируемости.

Цель связана с разработкой стратегии развития образования (образовательного учреждения). Стратегия управления образованием определяет общие подходы к разработке и реализации управляющих воздействий. Стратегия управления образованием для субъектов является общим руководством, опираясь на которое, они создают управляющие воздействия. Стратегия управления образованием в общем плане выражает средства воздействия на процессы в сфере образования. «Тактика управления образованием - это «маленькая стратегия», к которой прибегают отдельные субъекты для достижения определенных результатов в управлении» [4, с. 78]. Если стратегия задает основные направления, перспективы, на которые направлено управление, то тактика - это меры для достижения намеченных перспектив, целей. Стратегия в теории управления отражается в основных направлениях развития образования. Она обусловлена политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными особенностями. Стратегия может меняться в зависимости от условий и состояния образовательной системы, социума, других условий. В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых отражаются концеп-

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 1

33

Методологические основания педагогики

туальные подходы к осуществлению управления образованием. Стратегия управления образованием приобретает свои особенности в зависимости от уровня и субъектов управления.

Программа развития образования представляется нам формой выражения стратегии. Элементами программы развития образования являются: аналитическая характеристика текущего состояния образовательного пространства и тенденции ее изменений; ведущая цель преобразований - главные направления предполагаемых осуществлений преобразования образовательного пространства; перечень ожиаемых результатов; характеристика мер по достижению ожидаемых результатов; отношение этапов деятельности участников образования, направляемой на преобразование; распределение функций между субъектами, участвующими в целенаправленном преоб-азовании образовательного простанства.

В государственном масштабе стратегии управления образованием излагаются в федеральных программах развития образования на перспективу. На их основе разрабатываются региональные программы, в которых стратегии управления образованием уточняются с учетом специфики местных и национальных условий. В каждом образовательном учреждении имеет смысл разрабатывать свои программы развития. Программы развития всех уровней не должны противоречить нормативноправовым актам и стратегическим установкам федеральной, региональной программам развития образования. Стратегия системного управления образования является строго обоснованным, системно организованным сводом обобщенных «правил».

Практика управления на основе прог-аммно-целевого принципа реализуется на основе целевых программ развития. Целевая программа в управлении образованием имеет следующие признаки: соотетствие образо-

ательой системы цели разития; временное организационное единство субъектов реали-ации; интеграция видов деятельности на всех этапах реализации программы; интеграция содержательной, технологической, социальнопсихологической, управленческой сторон образования; относительная целостность и самостоятельность в экономическом, кадровом, содержательном, управленческом аспектах.

Приоритетность целей управления, разработка соответствующей стратегии и программ (целевых и программ развития) составляет сущность применения програм-мно-целевого принципа в управлении образованием. Программно-целевой принцип управления образованием обладает рядом преимуществ, которые выражаются в: а) придании управлению строгости и определенности, б) укреплении связей между управляемой и управляющими системами, в) повышении защищенности образовательной системы от воздействия случайных факторов, которое усиливается в условиях нестабильности. Апробация управления, основанного на программно-целевом принципе, подтвердила жизнеспособность, устойчивость и эффективность соответствующей системы управления образованием.

Литература

1. Афанасьев, В.Г. Общество: Системность, познание, управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. -432 с.

2. Афанасьев, В.Г. Программно-целевое управление: Научное управление обществом / под ред. Л.К. Науменко, Г.П. Журавлева,

B.В. Григорьева. - Вып. 2. -М.: Мысль, 1978. - С. 45-87.

3. Куракин, А.Т. Системный подход в исследовании некоторых проблем воспитательного коллектива / А. Т. Куракин // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. - М.: НИИОП АПН СССР, 1985. -

C. 44-45.

4. Ладенко, И. С. Интеллект управления и консультирования /И.С. Ладенко, В.Г. Поляков. - Новосибирск: Наука, 1992. - 176 с.

5. Ладенко, И. С. Логика целевого управления /И.С. Ладенко, Г.Л. Тульчинский. - Новосибирск: Наука, 1988 - 208 с.

6. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. - 664 с.

7. Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы / И.К. Шалаев. - Барнаул-Москва, 1987. - 135 с.

Поступила в редакцию 15 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.