Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к решению задач развития системы военного образования'

Программно-целевой подход к решению задач развития системы военного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
военное образование / развитие / задачи / целевая программа / программно-целевой подход / метод. / MILITARY education / Development / Objects / Dedicated program / Method

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закутнев Сергей Евгеньевич

В настоящее время актуальной является проблема реформирования существующей системы военного образования, приведение ее количественных и качественных параметров в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных сил Российской Федерации. В статье рассмотрены сущность и значение программно-целевого подхода в эволюции управления военным образованием. Автор отмечает, что его применение направлено на создание условий для эффективного управления государственными финансами в условиях бюджетных ограничений. Рассматриваются факторы, ограничивающие возможности программно-целевых методов в военном образовании. Особое внимание уделяется характеристике современных инструментов реализации политики государства в области развития военного образования с использованием программно-целевых методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present time is the actual problem of reforming the existing system of military education, bringing its quantitative and qualitative parameters with the structure, size and tasks of the Armed Forces of the Russian Federation. The article deals with the nature and significance of the programmatic-oriented approach to managing the evolution of military education. The author notes that its application is aimed at creating conditions for effective public financial management under budgetary constraints. Discusses the factors that restrict the ability of program-target method in military education. Particular attention is paid to the characteristics of modern instruments for implementing government policy in the field of military education with the use of program-target method.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к решению задач развития системы военного образования»

Закутнев С.Е.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы современной системы военного образования отличаются многообразием и взаимосвязанностью. Их решение требует сочетания подходов, применение которых должно способствовать ее превращению в эффективный инструмент решения задач современного военного строительства, обеспечивающий потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, имеющих уровень подготовки, который соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба [1].

Совокупность таких подходов обеспечивает программно-целевой подход, представляющий синтез целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов, поскольку связан с разработкой целевых программ (целевой и программный подходы) деятельности (системный подход) в единстве ее элементов (структурный подход) и функций (функциональный подход) по всем направлениям (комплексный подход).

Его использование в ходе решения проблем военного образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере военного образования в условиях бюджетных ограничений. Данный подход предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанный на комплексном анализе проблемы и построении системной совокупности мер и действий (в форме программы), направленных на достижение поставленной цели, решение целевой задачи, вытекающей из проблемы.

В программно-целевом подходе осуществляются интеграция и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования. В свою очередь такой подход может рассматриваться в качестве системы принципов, определяющих общую стратегию управления и в частности планирования как вида управленче-

1

ской деятельности.

Значение программно-целевого подхода в эволюции управления военным образованием как раз и заключается в том, что он занимает промежуточную позицию между плановым, целенормативным и проективно-ресурсным подходами благодаря тому, что увязывает цели с комплексом ресурсов, необходимых для их достижения в рамках и с помощью специального документа - целевой программы. Такая программа рассматривается как средство, инструмент увязывания целей и ресурсов. Цели при этом достигаются при опоре на рационально подобранные средства-ресурсы, изоморфные целям. Таким образом, главное отличие программно-целевого подхода от планового целенормативного состоит в учете ресурсов, необходимых для достижения установленных целей, в аспекте их оптимального использования. Если для классического целенормативного подхода вообще неважно, каким расходованием ресурсов достигается цель, то для программно-целевого подхода эффективность использования ресурсов при достижении цели становится важным вопросом.

В сфере военного образования существуют задачи, объективно требующие использования программно-целевого подхода, потому что применение других известных методов не обеспечивает их решения. Условиями применения программно-целевого метода в военном образовании являются следующие:

- необходимость в знаниях о внешней среде системы образования, о влияниях среды на систему и возможностях системы влиять на свое окружение (в прогностическом аспекте речь идет о предвидении будущих условий функционирования и развития системы образования);

- знание актуальных и перспективных требований к системе;

- полноценная и надежная «входная» информация о состоянии системы образования и ее изменениях;

- наличие разработанных средств анализа - соответствующих параметров, характеристик, индикаторов, методов сбора статистических данных и их обработки, средств вычислительной техники;

- ясное, конкретное, реалистическое видение желаемого будущего системы военного образования, ее результатов и управленческая воля вести систему в направлении этого желаемого будущего;

- знание существующего положения дел, а также достижений и особенно -проблем, т.е. разрыва между реальными результатами системы образования и желаемым будущим;

- операциональная постановка целей и задач;

- согласованность целей на разных иерархических уровнях системы; наличие показателей выполнения поставленных целей, действенность процедур мониторинга основных процессов в системе военного образования;

- наличие необходимых, хотя бы стартовых, ресурсов для развития системы (информационных, материально-технических, финансовых, нормативных, временных и др.);

- организационно-институциональная инфраструктура выполнения программы, а также поддержка изменений со стороны организационной культуры, общественного мнения.

Успешное применение программно-целевого метода требует также: понимания его идеологии и технологии; разработанности методических средств анализа и программирования; наличия мотивации у руководителей и специалистов и обладания методическими средствами анализа ситуации, разработки целевых программ.

В то же время необходимо указать и известные ограничения для использования данного подхода. В качестве специфичных для военного образования (как системы) факторов, ограничивающих возможности применения программноцелевых методов или создающих для разработчиков дополнительные трудности, выступают следующие:

- зависимость основных результатов системы военного образования от множества факторов, в том числе слабо контролируемых этой системой;

- объективная сложность формализации ожидаемых результатов (целей), их слабая прогнозируемость;

- неразработанность основных параметров и показателей для объективного целостного анализа состояния системы военного образования, что приводит к неточной постановке приоритетных проблем, затрудняет определение важнейших целей и мониторинг процесса продвижения к цели;

- медленное и трудное получение информации (обратной связи) от потребителей о качестве «продукции, производимой в системе»;

- слабая (или отсутствующая) материальная заинтересованность в повышении результатов деятельности (что вытекает из известного отсутствия механизмов установления надежной связи между трудовыми вкладами работников и результатами труда);

- недостаточность или отсутствие необходимых для реализации программ-

но-целевых подходов в управлении военным образованием структур и ресурсов (нормативных, финансовых, кадровых, информационных), слабость статистики;

- объективная сложность переработки большого количества взаимоувязываемой информации, требующей использования современных информационных технологий, а также участия специалистов-аналитиков, прогнозистов, программистов и др., которые традиционно отсутствуют в системе военного образования.

Программа, как организационная основа государственной политики в сфере военного образования, представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях военного образования, в системе управления, в организационно-правовых формах субъектов военно-образовательной деятельности и в финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу военного образования на уровень, соответствующий современному этапу военного строительства.

Кроме того, реализация мероприятий в сфере военного образования носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы военного образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Это позволит проводить единую политику в сфере военного образования, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии системы военного образования и будет способствовать формированию единого образовательного и информационного пространства.

Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий межведомственного характера, затрагивающих систему военного образования, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в системе.

Развитие системы военного образования на основе программно-целевого метода предусматривает:

- определение целей развития системы военного образования;

- разработку соответствующих программ, реализация мероприятий которых приведет к достижению поставленных целей;

- разработку и утверждение процедур отбора программ для финансирования;

- выделение ресурсов на реализацию мероприятий, предусмотренных программами, в необходимых объемах и в установленные сроки;

- использование финансовых и материальных ресурсов в соответствии с целями и задачами, заявленными в программах;

- мониторинг выполнения программ в соответствии с их целями и задачами;

- оценку получаемых при выполнении программ результатов по степени достижения поставленных целей;

- распространение положительных результатов на соответствующие элементы системы военного образования;

- согласование и координацию программ, реализующих цели и задачи государственной политики в сфере развития системы военного образования.

Применение программно-целевого метода позволит избежать различных рисков и негативных последствий в развитии системы военного образования. Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, вызванные недостатками в управлении Программой и неверно выбранными приоритетами развития военного образования. Риски могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов управления системой военного образования, что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований реализации программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к несоответствию их реальной ситуации.

Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к сбоям в координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития военного образования, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере военного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.

Проводимая в последние годы в России бюджетная реформа направлена на

достижение максимально эффективного управления средствами федерального бюджета в соответствии с приоритетами государственной политики. Ядро этой реформы - формирование бюджета, ориентированного на достижение конечного результата, и, как следствие, расширение сферы применения программноцелевых методов бюджетного планирования. Программно-целевое бюджетное планирование в отличие от сметного планирования, осуществляемого в основном путем индексации сложившихся затрат, исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов.

Бюджетные расходы на финансирование военного образования подразделяются на программные и непрограммные. На достижение стратегических целей и решение тактических задач средства бюджета направляются путем сметного финансирования учреждений (непрограммная часть) и на конкурсной основе (в рамках бюджетных программ).

В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом реализации политики государства с использованием программно-целевых методов являются федеральные целевые программы (далее - ФЦП). Разработка и реализация федеральных целевых программ регламентируются порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация [2].

В соответствии с концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования осуществляются путем совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ, а также использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ (далее - ВЦП).

Разработка, утверждение и реализация ВЦП регламентируются соответствующим положением [3], в соответствии с которым ВЦП базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

С точки зрения организации бюджетного процесса, именно ВЦП как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд

существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора, возможность ее преобразования в случае необходимости в ФЦП.

Правительство Российской Федерации в 2010 г. утвердило «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [4]. Г осударственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Государственная программа включает в себя ФЦП и подпрограммы, содержащие в том числе ВЦП и отдельные мероприятия органов государственной власти, направленные на решение конкретных задач в рамках государственной программы.

К программно-целевому финансированию следует отнести и финансовое обеспечение программ развития отдельных учреждений военного образования. Большинство российских военных вузов разрабатывают по собственной инициативе свои программы развития (иногда называемые стратегическими или концептуальными) на 3-5-летний период. Эти программы рассматриваются на заседаниях ученых советов военных вузов, одобряются (или утверждаются) их решением и (или) начальником военного вуза.

Программы развития, как правило, затрагивают все стороны деятельности военного вуза, содержат развернутый перечень мероприятий, отчетные и плановые данные по большому количеству показателей, в том числе указываются источники и размеры ресурсного обеспечения мероприятий программы. Несомненно, наличие таких программ позволит проводить более эффективную политику развития отдельного военного вуза.

Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо документы нормативного или рекомендательного характера по формированию, утверждению и реализации программ развития отдельных учебных учреждений и, в частности военных вузов.

Представляется целесообразным обобщить опыт разработки и реализации таких программ, разработать методические рекомендации по этому вопросу, обеспечить согласованность программ развития отдельных военных вузов с ад-

министративной и бюджетной политикой, проводимой государственными структурами в сфере развития военного образования.

Согласно ряду нормативных правовых документов, в том числе Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, к основным программно-целевым методам бюджетного планирования относится и Федеральная адресная инвестиционная программа Она является одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования.

Одним из важнейших программно-целевых методов решения проблем в области образования и, в частности военного образования, является приоритетный национальный проект «Образование», способствующий решению проблемы становления качественного, конкурентоспособного, инновационно-

направленного образования. Данный проект рассматривается как своеобразный «катализатор», позволяющий ускорить модернизацию сферы образования.

Таким образом, увеличение доли программных расходов в расходах федерального бюджета на военное образование обеспечивается не только ростом объемов финансирования федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы, но в первую очередь за счет формирования ведомственных целевых программ, а также реализации приоритетного национального проекта «Образование».

* * *

1. О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.»: постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 [электронный ресурс]. Ц^: http://www.referent.ru/1/56426.

2. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»: постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 [электронный ресурс]. Ц^: http://base.garant.ru/104578/

3. Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ: постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 [электронный ресурс]. Ц^: http://base.garant.ru/188085/

4. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 [электронный ресурс]. Ц^: http://base.garant.ru/198991/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.