Научная статья на тему 'Программно-целевой метод финансового обеспечения инновационного развития вузов'

Программно-целевой метод финансового обеспечения инновационного развития вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / РИСК / ФИНАНСОВЫЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / БЮДЖЕТНЫЙ / МОДЕЛЬ "3Е" / ИННОВАЦИОННЫЙ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роденкова Т.Н.

Актуальной проблемой модернизации высшей школы является сохранение инвестиционной привлекательности отечественных университетов, ориентирующих свою финансовую стратегию на инновационное развитие. Комплекс алгоритмов и процедур программно-целевого метода финансового обеспечения статусных вузов позволяет не только минимизировать риск снижения частных и государственных инвестиций, направляемых на развитие высшей школы, но и оптимизировать объемы финансовой поддержки инновационного развития ведущих университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой метод финансового обеспечения инновационного развития вузов»

24 (66) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 378.3

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ

т. н. роденкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен,

начальник

прогнозно-аналитического управления E-mail: payrea@mail.ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Актуальной проблемой модернизации высшей школы является сохранение инвестиционной привлекательности отечественных университетов, ориентирующих свою финансовую стратегию на инновационное развитие. Комплекс алгоритмов и процедур программно-целевого метода финансового обеспечения статусных вузов позволяет не только минимизировать риск снижения частных и государственных инвестиций, направляемых на развитие высшей школы, но и оптимизировать объемы финансовой поддержки инновационного развития ведущих университетов.

Ключевые слова: фактор, риск, финансовый, обеспечение, программно-целевой метод,управление финансами, бюджетный, модель «3Е», инновационный, инфраструктура.

Прогноз развития системы высшего образования на 2011—2015 гг. позволяет выявить основные последствия и риски модернизации отечественной высшей школы. Основным условием развития высшего профессионального образования, в том числе возможностей формирования в нем инновационного ядра, все более становится рост объемов внешнего финансирования по всем направлениям деятельности вузов.

Первым фактором риска для инновационного развития отечественной высшей школы остается

одна из самых низких долей ВВП на образование среди развитых стран мира. В течение последнего десятилетия реформирования российского образования доля государственных расходов на него оставалась практически неизменной, колеблясь в пределах 11—13 % консолидированного бюджета или 3—4,8 % ВВП. Несмотря на рост абсолютных величин расходов на образование в последние два года, их относительная доля в бюджете не увеличивалась.

Вторым по значимости фактором риска является переход на уровневую систему обучения, поскольку он активно влияет на политику бюджетного и внебюджетного приема в вузах. Анализ тенденций приемных компаний ведущих московских экономических вузов за период 2007—2009 гг. показал, что за указанный период контингенты обучающихся выросли только в государственных вузах. При этом платный прием все более перемещается в сектор массового дешевого образования, в то время как бюджетное финансирование в первую очередь обеспечивает поддержку развития статусного сектора высшей школы. В 2010 г. при секвес-тировании бюджетного финансирования данный сектор высшего профессионального образования сокращался, теряя свою финансовую устойчивость, а значит, и способность финансировать инновационное развитие.

финансовая аналитика

проблемы и решения

Еще одним фактором риска в развитии инновационных процессов в высшей школе может стать в среднесрочной перспективе двух- и даже трехкратный разрыв в заработной плате научно-педагогических работников статусных и обычных вузов. В настоящее время эти разрывы менее выражены благодаря переводу в декабре 2008 г. вузов федерального подчинения на новую систему оплаты труда. Прогнозируемая в 2010—2012 гг. стагнация заработной платы в обычных вузах при ее позитивной динамике в статусном секторе также была обусловлена негативной динамикой расходов на высшее образование в федеральном бюджете.

Четвертый фактор риска — действующая уже сегодня законодательно-нормативная база перехода вузов в новые организационно-правовые формы: бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав), автономное учреждение (АУ) и казенное учреждение. Для АУ предполагается введение нормативного подушевого финансирования (расходы на образовательный процесс в расчете на одного студента), которое окажет позитивное воздействие прежде всего на статусный сегмент отечественной высшей школы, так как только для вузов данного сегмента будут вводиться повышенные нормативы финансирования, создающие возможность для финансового обеспечения их инновационного развития.

Учитывая перечисленные факторы риска очередного этапа модернизации высшей школы, для ее руководства становится очевидной необходимость сохранения инвестиционной привлекательности статусных вузов. По мнению автора, основным методом решения данной проблемы является классическое управление по целям.

Получивший в последнее время распространение в отечественной практике финансового управления высшей школой бюджетный менеджмент также основан на постановке целей, определении задач, решение которых обеспечивает их достижение, выполнении мероприятий в рамках поставленных задач и установлении соответствующего уровня их ресурсного обеспечения.

При этом допускается использование четырехуровневой иерархической модели программы развития, включающей основные цели, тактические задачи, мероприятия по реализации задач, планируемые результаты мероприятий (табл. 1 и 2).

В свою очередь, бюджетный менеджмент как инструмент стратегического управления финансовыми потоками вуза предполагает единовременное решение двух задач:

1) формирование системы управления финансами вуза с учетом факторов социально-экономического роста управляемой подсистемы;

2) ориентацию системы управления на социально-экономическую результативность его финансово-хозяйственной деятельности.

Соответственно, в рамках программно-целевого управления финансами вуза формируются два крупных блока: первый — «Финансовое обеспечение развития вуза» и второй — «Финансы текущего функционирования вуза». При этом первый блок ориентирует вуз на стратегические цели развития системы высшего профессионального образования, и прежде всего на инновационное развитие. Второй — на текущие цели устойчивого функционирования вуза, ориентированного на достижение конкретных результатов и реализацию конкретных мероприятий.

Блок «Финансовое обеспечение развития вуза» должен включать в себя как минимум четыре целевые подсистемы, первая из которых ответственна за развитие материально-технической базы; вторая — за развитие профессиональных компетенций научно-педагогических работников; третья — за совершенствование общих для системы управления финансами вуза функций; четвертая — за развитие инновационного потенциала вуза.

Подсистема «Финансовое обеспечение развития инновационного потенциала вуза» имеет циклический характер и представляет собой определенную совокупность общих и специфических функций управления финансовыми ресурсами, включающих:

— прогнозирование возможности возникновения тех или иных финансовых проблем;

— определение целей, которые необходимо достичь для решения этих проблем;

— разработку задач, решение которых обеспечивает достижение установленных целей, т. е. разработка программы или планов решения выявленных проблем;

— выполнение этой программы, для чего в первую очередь мобилизуются внутренние и привлекаются внешние финансовые ресурсы, а также организуется соответствующая деятельность по их управлению.

Таким образом, базовыми элементами цикла «Финансовое обеспечение развития инновационного потенциала вуза» являются следующие функции управления финансами:

• прогнозирование и планирование;

• организация;

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Таблица 1

Программа развития инновационной деятельности университета на 2011 г.

Основные цели Тактические задачи Мероприятия по реализации задач Планируемый результат мероприятия Срок реализации задач Ответственный исполнитель Форма отчетности Финансовое обеспечение, тыс. руб. Контроль осуществляет Показатель

Инновационная деятельность

Развитие инновационного потенциала университета Развитие инновационной инфраструктуры вуза Разработка и утверждение программы развития инновационной инфраструктуры РЭУ Утвержденная программа развития инновационной инфраструктуры; процедуры мониторинга результатов Ноябрь Проректор по инновационному развитию Решение ученого совета Первый проректор Количество программных мероприятий

Реализация программы развития инновационной инфраструктуры РЭУ Выполненная программа развития инновационной инфраструктуры РЭУ Август Директор Центра инноваций Информация на ректорате 1 500,0 Проректор по инновационному развитию Количество выполненных программных мероприятий

Создание и ведение базы данных экспертов РЭУ с целью оказания консультационных услуг по развитию хозяйственных обществ (МИП) Введенная в действие база данных экспертов РЭУ Апрель Директор Центра инноваций Приказ ректора Проректор по инновационному развитию Объем оказанных консультационных услуг

м

О) О)

NJ О

Объем финансовых ресурсов, выделяемых на развитие инновационной инфраструктуры университета на финансовый год

Таблица 2

е

п

0

1

=1 тз о

tD

z tr

тз

tD

Е

tD I

Объем средств, Объем Утвержденный объем средств на 2011 г., тыс. руб. В том числе по кварталам, тыс. руб. Подразде- Планируемый объем Объем заявки

освоенных ление, от-

Направления расходов КОСГУ выделенных в 2010г., тыс. руб. средств на 31.10.2010, тыс. руб. I квартал II квартал III квартал IV квартал ветственное за освоение средств годового дохода, тыс. руб. на 2011г., тыс. руб.

Оценка объектов интел- 226 250,0 300,0 300,0 75,0 75,0 75,0 75,0 Центр - 350,0

лектуальной собственности инноваций

(ОИС), отчуждение исклю-

чительных прав авторов

Консультации в области 200,0 150, 0 200,0 50,0 50,0 50,0 50,0 — 200,0

патентоведения и защиты

прав интеллектуальной собственности МИП

Регистрация МИП - 100,0 100,0 25,0 25,0 25,0 25,0 - 150,0

Поддержка МИП - 50,0 300,0 75,0 75,0 75,0 75,0 — 300,0

Всего... - 450,0 600,0 1500,0 375,0 375,0 325,0 425,0 - 1000,0

03

п п

О)

а>

Стимулирование

• мониторинг, координация и регулирование;

• стимулирование;

• контроль, учет и анализ уровня финансового обеспечения инновационного развития вуза (рис. 1). На взгляд автора, программно-целевой метод финансового обеспечения инновационного развития вуза представляет собой совокупность целевых функций и технологических инструментов, используя которые руководство вуза может осуществлять управление финансами вуза, отвечающее за реализацию данного направления его развития. Данный метод позволяет определять контур общего механизма системы управления финансами вуза, включая контур подсистемы финансового обеспечения инновационного развития.

Приоритетность целей и задач программы развития, а также контроль степени их достижения предполагают переход от директивного к регулирующему управлению финансовыми ресурсами. Программно-целевой метод управления финансами вуза позволяет создать эффективный механизм регулирования финансами инновационной траектории развития вуза.

С этой целью для мониторинга и анализа взаимосвязи уровня финансового обеспечения с результативностью инновационной деятельности вуза целесообразно использовать модель «3Е» («effectiveness, efficiency, economy» или «результативность, эффективность, экономия»), подтвердившую свою успешность в международной практике (рис. 2).

В рамках данной модели особое значение приобретает последовательное соединение профессиональной и финансовой ответственности структурных подразделений инновационной инфраструктуры вуза. С помощью модели «3Е», содержащей иерархию взаимоувязанных целей инновационной

Прогнозирование и планирование финансового обеспечения инновационного развития вуза

Организация работы

Мониторинг, координация и регулирование

Учет, контроль и анализ

Рис. 1. Базовые элементы цикла «Финансовое обеспечение развития инновационного потенциала вуза»

Рис. 2. Модель «3Е» в системе управления финансами вуза

и финансово-экономической деятельности вуза, можно проследить выполнение мероприятий по их достижению в разрезе инновационной инфраструктуры, а также исполнение отдельных процессов и проанализировать затраты.

Программно-целевой метод управления финансовыми ресурсами, выделенными для инновационного развития вуза, позволяет его руководителям получать объективную информацию об уровне расходов на каждое мероприятие, включенное в программу. В результате ее внедрения руководство вуза приобретает два важных преимущества: экономию издержек за счет мотивации всех подразделений в их снижении и инвестиционную привлекательность программных мероприятий.

Для этого необходимо установить прямую зависимость формирования фондов материального стимулирования работников подразделений инновационной инфраструктуры вуза от результатов выполнения мероприятий программы развития

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

5

24 (66) - 2011

Инвестиционная политика

Таблица 3

Сводный отчет об исполнении программы развития инновационной деятельности университета за 2010 г.

Наименование структурного подразделения инновационной инфраструктуры Выполнение программы развития ИД Выполнение сметы расходов на реализацию программы развития ИД, тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия, шт. % выполнения

План Факт План Факт % выполнения

Центр инноваций 6 4 66,7 450,0 600,0 133

Всего по структурным подразделениям

Таблица 4

Пример расчета премиального фонда структурного подразделения инновационной инфраструктуры университета

Наименование структурного подразделения инновационной инфраструктуры вуза Среднемесячный ФОТ структурного подразделения инновационной инфраструктуры вуза ФОТтР. руб. Процент исполнения мероприятий программы развития ИД Процент исполнения сметы расходов на реализацию мероприятий программы развития ИД N2¡ Субъективное мнение проректора по инновационному развитию Щ. Коэффициент исполнения структурным подразделением мероприятий программы развития и сметы расходов на их реализацию, Кисп!

Центр инноваций 300 000 0,6 1,0 1,3 0,8

Расчет:

ПФСП = ФОТ

К = N X N X N.

исп 12 3

К,сп = 300 000 руб. X 0,8 = 240 000 руб. 0,6 X 1,0 X 1,3 = 0,8.

N1 = 0,6, так как процент выполнения программных мероприятий менее 805;

N = 1,0, так как процент выполнения сметы расходов на выполнение программных мероприятий более 100 %; N. = 1,3. Субъективное мнение проректора по инновационной деятельности о качестве работы центра инноваций.

инновационной деятельности и исполнения сметы расходов на их реализацию, используя данные сводного отчета (табл. 3).

Располагая измеримыми результатами программных мероприятий и исполнения сметы расходов на их реализацию, премиальный фонд структурного подразделения инновационной инфраструктуры можно рассчитать по формуле1: ПФСП. = ФОТ . X К ,

/ сш исп .

где ПФСП{ — премиальный фонд /-го структурного подразделения;

ФОТ^ — среднемесячный фонд оплаты труда работников структурного подразделения; Кисп I — коэффициент исполнения ¡-м структурным подразделением мероприятий программы развития инновационной деятельности вуза и сметы расходов на реализацию мероприятий. Коэффициент исполнения рассчитывается по формуле К = X X .

Коэффициент ^ учитывает процент выполнения структурными подразделениями мероприятий, предусмотренных ппрограммой развития инновационной деятельности университета на очередной год, равен:

1,0 — если процент выполнения мероприятий равен 100 % и более;

1 Пример расчета представлен в табл. 4.

0,8 — если процент выполнения мероприятий от 80 до 100 %;

0,6 — если процент выполнения мероприятий менее 80 %.

Коэффициент ^ учитывает процент выполнения сметы финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий годовой программы развития инновационной деятельности вуза, и равен:

1,0 — если процент выполнения плана более и равен 100 %;

0,9 — если процент выполнения плана от 80 до 100%;

0,8 — если процент выполнения плана менее 80 %.

Коэффициент N3¡ учитывает субъективное мнение проректора по инновационному развитию о качестве исполнения структурным подразделением инновационной инфраструктуры мероприятий программы развития вуза. Значение коэффициента N3i может меняться от 1 до 1,43. Это обеспечивает условие, при котором объем премиального фонда, обусловленный субъективным мнением проректора, не превышает 30 % общего размера премиального фонда структурного подразделения. Пример расчета премиального фонда одного из структурных подразделений инновационной инфраструктуры представлен в табл. 4.

ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

Система внутренней финансовой отчетности

Резюмируя изложенное, можно констатировать следующее. Оценка результативности финансового обеспечения инновационной деятельности вуза в процессе выполнения целевых заданий программы ее развития предполагает формирование новой концепции управления финансами образовательного учреждения. Фундаментом такой концепции должно стать не столько достижение финансовых и экономических результатов, сколько повышение качества интеллектуального капитала вуза.

Последнее является не только возобновляемым и необходимым ресурсом развития инновационной и финансово-экономической деятельности, но и ключевым фактором снижения финансовых рисков и повышения инвестиционной привлекательности статусных вузов. Взаимосвязь данных позиций представлена на рис. 3.

Методологической основой механизма повышения результативности финансового обеспечения инновационной деятельности вуза является программно-целевой метод управления его финансовыми ресурсами, который позволяет в процессе реализации программных мероприятий использовать новые инструменты и процедуры финансового менеджмента.

Реализация нового инструментария и процедур управления финансами вуза предполагает эффективное функционирование как минимум трех систем — внутренней финансовой отчетности, управленческого мониторинга и материального стимулирования. При этом не только объемы фондов стимулирования, определяемые по результатам выполнения программы развития инновационной деятельности, но и прозрачность траектории их формирования и распределения становятся индикаторами результативности финансового обеспечения инновационного развития вузов.

Повышение качества интеллекту ального капитала вуза

Эксплуатация системы управленческого мониторинга

Формирование

фондов стимулирования

iz

Результативность финансового обеспечения инновационной деятельности вуза

Рис. 3. Механизм повышения результативности финансового обеспечения инновационной деятельности вуза

Список литературы

1. Бондаренко Н. Е. Роль государственной инновационной политики в развитии современной экономики. М.: Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2010. № 4 (34).

2. Прогноз развития высшего образования в России: 2009—2011 гг. / под ред. Т. Л. Клячко. М.: МАКС Пресс, 2009.

3. Миляева Л. Г. Методика рейтинговой оценки научно-педагогического потенциала сотрудников вузовских кафедр. М.: Человек и труд, № 7/2010.

4. Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналит. докладов. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.

5. Роденкова Т. Н., Слепов В. А. Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Cookson C. Universities drive biotech advancement // The Financial Times, 6 May 2007.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.