Научная статья на тему 'Программно-технологические аспекты проектирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства'

Программно-технологические аспекты проектирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унашхотлов М. Х.

Статья посвящена программно-технологическим аспектам проектирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста в сельском хозяйстве, сформулированы требования к функционированию автоматизированной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMM-TECHNOLOGICAL ASPECTS OF DESIGNING THE AUTOMATED MONITORING SYSTEM AND ACHIEVEMENT OF NECESSARY LEVEL OF THE EXPERT OF AN AGRICULTURAL PRODUCTION

It is devoted to program-technological aspects of designing of the automated monitoring system and achievement of necessary level of the expert in agriculture, requirements to functioning of the automated system are formulated.

Текст научной работы на тему «Программно-технологические аспекты проектирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства»

• в указанных разработках недостаточное внимание было уделено технологии поэтапного формирования умений будущих специалистов решать производственные проблемы на основе широкого использования физических знаний, формированию специальной компетенции;

• в существующих работах не получила отражение педагогическая направленность курса физики при ее преподавании будущим педагогам профессионального обучения.

Перечисленные и другие недостатки были учтены и устранены при проектировании и реализации системы профессионально направленного обучения физике будущих педагогов профессионального обучения в Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Результаты опытно-экспериментальных исследований по этой проблеме получили отражение в ряде публикаций автора [4-6].

Список литературы

1. Марквардт, К.Г. Развивающая система подготовки специалистов / К.Г. Марквардт. — М.: Знание, 1986.

2. Марквардт, К.Г. Принципы формирования инженерного знания и некоторые результаты преподавания специальной дисциплины / К.Г. Марквардт, Н.Н. Привезен-цев // «Активность личности в обучении и профессиональном самоопределении»: докл. Всесоюз. науч. конф.: Москва, 13-16 сентября 1976 г. — М., 1976. — С. 22.

3. Белов, И.В. С позиций будущей специальности / И.В. Белов, К.Г. Марквардт // Вестн. высшей школы, 1985. — № 7. — С. 19-32.

4. Дырнаева, Е.В. Профессиональная направленность преподавания физики будущим педагогам профессионального обучения в области механизации сельского хозяйства / Е.В. Дырнаева // «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики»: материалы международной научной конференции. — Тольятти: Волжский университет им.

B.Н.Татищева. — 2006. — С. 244-246.

5. Дырнаева, Е.В. Проблема профессиональной направленности курса физики в подготовке инженера-педагога сельскохозяйственного вуза / Е.В. Дырнаева // «Татищев-ские чтения: актуальные проблемы науки и практики»: материалы международной научной конференции. — Тольятти: Волжский ун-тет им. В.Н. Татищева. — 2007. — Ч. 2. —

C.118—128.

6. Дырнаева, Е.В. Профессиональная направленность физики в сельскохозяйственных вузах: методические рекомендации для преподавателей / Е.В. Дырнаева. — Кинель: РИЦ СГСХА, 2008. — 42 с.

УДК 378:004

М.Х Унашхотлов, преподаватель практического обучения специалистов сельскохозяйственного производства

С. Трубецкое Калужской обл.

программно-технологические аспекты проектирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства

Проектирование автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства (СХП) на базе современных средств информационных технологий должно исходить из определенных предпосылок, отражающих содержательно-информационный, технологический и технический аспекты. Рассмотрим выделенные виды профессиональной деятельности специалиста СХП, реализующие функции автоматизированной системы.

Содержательно-информационная база проектируемой автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности будет представлять собой содержание обобщенных задач сельскохозяйственного производства, разработанные на основе анализа видов деятельности специалиста СХП, при этом нельзя забывать и выполнение еди-

108

ничного технологического акта для достижения заданного результата деятельности специалиста.

При наличии определенного уровня программно-аппаратных средств и специализированного информационного обеспечения всю информацию можно представить как общий информационный ресурс (любого объема), который включает не только содержательную информацию, но и приложения, обеспечивающие организационное сопровождение поиска обобщенных задач сельскохозяйственного производства, а при наличии средств автоматизации можно осуществлять поиск, обработку, тиражирование, передачу и использование информации, в том числе и профессионально ориентированной.

Технологические и эргономические требования к функционированию автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уров-

ня обученности специалиста сельскохозяйственного производства основываются на принципах: доступности при извлечении информации или информационного ресурса; легкости процесса нахождения данных, необходимой информации или информационного ресурса; унифицированности типовых программных и программно-аппаратных средств. Сформулируем технологические и эргономические требования, реализация которых должна обеспечить следующее:

• общедоступность информации в виде комплекта обобщенных задач сельскохозяйственного производства, представленного в электронном виде;

• автоматизацию процессов ввода, сбора, хранения, накопления, обработки, систематизации, передачи, представления, использования необходимой информации, предоставление возможности получения ее копии;

• централизованное хранение и оперативное обеспечение необходимой информацией практических специалистов и неподготовленных пользователей, работающих в сфере сельскохозяйственного производства, в форме, которая удобна для каждой категории;

• автоматизацию создания стандартных форм, таблиц, отчетов, графиков, диаграмм и пр. Учитывая современный уровень разработки

и использования средств автоматизации, основой функционирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста СХП может стать автоматизированная база данных комплекта обобщенных задач профессиональной деятельности.

Для проектирования автоматизированной базы данных комплекта обобщенных задач профессиональной деятельности необходим определенный уровень технических и программных средств, которые по своим параметрам должны соответствовать серийно выпускаемым средствам (например, серверы, автоматизированные рабочие места на основе ПЭВМ и другие технические средства, комплектация которых должна соответствовать современным стандартам). При этом может потребоваться разработка прикладного программного обеспечения, систем управления базами данных, создание программных интерфейсов, оболочек и т. д., а также адаптация программного обеспечения и инфор-

мации применительно к интерактивному взаимодействию.

Для хранения информационных ресурсов целесообразно применение информационных хранилищ (имеющих, возможно, иерархическую структуру) с максимальным использованием серийно выпускаемых, широко распространенных технических и программных средств. Наиболее часто используемая и имеющая ограниченный объем, информация может храниться на дисковых накопителях основных технических средств. Реже используемую информацию целесообразно хранить на специализированных дисковых массивах, также входящих в автоматизированную базу данных комплекта обобщенных задач профессиональной деятельности.

В состав автоматизированной системы должны войти: комплекс технических средств, комплекс программных средств и комплект документации.

Технические требования к функционированию автоматизированной системы должны обеспечить реализацию:

• вывода необходимой информации, представленной в любом виде на экран, или получения твердой копии;

• ввода необходимой информации с возможностью применения специализированных средств (сканеров, цифровой аппаратуры и др.);

• передачи, приема, обмена локальной и персонализированной информацией данных с автоматизированных рабочих мест неподготовленных пользователей и специалистов;

• обеспечения вариативности в наглядном представлении информации;

• ведения персональных баз данных комплекта обобщенных задач практических пользователей и специалистов;

• использования информационного ресурса в процессе работы;

• поиска данных, файлов, программных средств в соответствии с запросами пользователей. Сформулированные требования, отражающие

содержательно-информационный, технологический и технический аспекты позволяют обеспечить процессы автоматизации контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста СХП на базе решения обобщенных задач сельскохозяйственного производства в аспекте выполняемых им видов профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.