УДК 338.45:658.5 ББК 65.050
ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС
ОПЫТНО-СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОПК
Д. М. Маликова
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск, Россия
Последовательно рассмотрены и систематизированы принципы организации программно-проектного управления опытно-серийным производством в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) Российской Федерации. Системный подход дает возможность представить цепочку принципов: системные принципы, принципы управления (организация, мотивация, информатизация), принципы программирования, принципы проектного управления. Показано, что с точки зрения обязательности и необходимости решения задач ОПК (обеспечение национальной безопасности, выполнение государственного оборонного заказа и т. п.) программно-проектное управление принципиально может служить организационно-экономическим базисом опытно-серийного производства в ОПК для гарантированного достижения целей оборонно-промышленного комплекса РФ.
Ключевые слова: программно-проектное управление, опытно-серийное производство, оборонно-промышленный комплекс, системные принципы, принципы управления, принципы программирования, принципы проектного управления.
PROGRAM-PROJECT MANAGEMENT
AS AN THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASIS
OF A PILOT-SERIAL PRODUCTION OF THE DEFENSE-INDUSTRY COMPLEX
D.M. Malikova
Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russia
In the article the principles of organizing program-project management by a pilot-serial production of the Russian Federation's defense-industry complex (DIC) are consistently considered and systematized. System approach gives the chance to provide a chain of the principles: system principles, principles of management (organization, motivation, informatization), principles of programming, principles of project management. It has shown that from the point of view of obligation and need of a solution of the defense-industry complex problems (ensuring national security, accomplishment of the state defense order, etc.) a program-project management can essentially serve as organizational and economic basis of an experienced serial production of the DIC for the guaranteed achievement of the defense-industry complex goals.
Keywords: program-project management, pilot-serial production, defense-industry complex, system principles, management principles, programming principles, project management principles.
Исходя из положения, что обеспечение национальной безопасности есть одно из ключевых условий существования общества и государства в современном мире, в настоящем исследовании выдвигается гипотеза о том, что оборонно-промышленный комплекс (ОПК), обеспечивающий производством продукции военного назначения достижение национальной безопасности, нуждается в высокоэффективной организации производства, основанной на комбинации принципов двух категорий — организации программно-про-
ектного управления и организации опытно-серийного производства.
Рассмотрим основные принципы этих категорий с целью подтвердить предположение о том, что программно-проектное управление является организационно-экономическим базисом опытно-серийного производства оборонно-промышленного комплекса.
Прежде всего следует отметить, что основные принципы организации программно-проектного управления и опытно-серийного производства
оборонно-промышленного комплекса определяются комплексом целей и задач самого ОПК.
Главной целью ОПК Российской Федерации является решение задач обеспечения национальной безопасности страны. Нормативно это зафиксировано, в том числе, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, где констатируется, что «национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: укрепление обороны страны, <...> повышение конкурентоспособности национальной экономики.» «Обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов: оборона страны; ... экономический рост; наука, технологии и образование...»
В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ (25.12. 2014 № Пр-2976), выделена основная задача военно-экономического обеспечения обороны — создание таких условий, при которых осуществляется устойчивое развитие и поддерживаются возможности в военно-экономическом и военно-техническом потенциалах государства на таком уровне, когда безусловно реализуется военная политика и надежное удовлетворение необходимых потребностей военной организации для мирного времени, при непосредственной угрозе агрессии и в военное время.
Согласно Военной доктрине РФ, к задачам военно-экономического обеспечения обороны относится и развитие оборонно-промышленного комплекса, которое достигается координацией (организацией) деятельности в следующих сферах:
- военно-экономическая деятельность государства, направленная на обеспечение обороны страны;
- интеграция производств в гражданском и военном секторах экономики;
- интеллектуальная деятельность (научно-исследовательская, опытно-конструкторская) военного, специального и двойного назначения.
На основании вышеперечисленных положений в качестве ключевого принципа организации производства в ОПК Российской Федерации целесообразно выделить принцип устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства (ВЭП и ВТП соответственно).
При всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий ОПК Российской Федерации общими аспектами развития для них являются: социальное, экономическое, эколо-
гическое, институциональное и технологическое развитие. Поэтому принцип устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса следует рассматривать как баланс социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития при опережающем потребности обеспечения необходимого уровня ВЭП и ВТП государства технологическом развитии.
В этом случае технологическое развитие ОПК также служит основой социального, экономического, экологического и институционального развития и самого оборонно-промышленного комплекса РФ.
Из сказанного следует вывод, что в современных военно-политических условиях, когда на мировых рынках существенно возрастает конкуренция производителей продукции военного назначения (ее военно-технические характеристики, качество и количество, сроки разработки опытных образцов и освоения серийного производства), возникает потребность в нахождении такой комбинации принципов, которая будет обеспечивать реализацию принципа устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства посредством соответствующего внешним и внутренним условиям организационно-экономического инструментария управления на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
В этой ситуации следует обратить внимание на организацию более плотного взаимодействия опытного и серийного производства как в разрезе освоении новых видов продукции военного назначения (ПВН), так и в разрезе внедрения новых технологий для повышения эффективности производства серийной продукции и опытного производства ПВН параллельно с производством продукции гражданского назначения (ПГН).
Логическая схема организации опытно-серийного производства представлена на рис. 1 [9].
Логическое представление организации опытно-серийного производства (рис. 1) указывает на то, что оно представляет собой сложную систему — системотехнический комплекс, принципы организации которого и функционирования описываются в рамках общей теории систем, ключевыми элементами которой являются кибернетика, системотехника, теория исследования операций, каждая из которых, в свою очередь, раскрывается рядом частных теорий (рис. 2).
Как всякая система ОСП подчиняется ряду системных принципов — общих для системотехники. Согласно энциклопедическому представлению к ним относятся [3]:
1) принцип целостности — в соответствии с данным принципом в системе наблюдаются
Рис. 1. Логическая схема организации опытно-серийного производства
Рис. 2. Состав теорий, образующих общую теорию систем, описывающих принципы организации опытно-серийного производства
синергетическийэффект и эффектэмерд-жентности. Синергетический эффект яв-ляртсяре зулйтаким сорместкык действий элементов системы, когда эффект действия системы птрвышает сумму действий ее элементов. Он может приводить к качественному (эмтрджентнрм^ раме не кию соемоэниячтстеуч1 при выКтреодногоез возможных вариантов развития в резуль-таеедеэсовкяоееили ииые флуктуаций;
—ти — в
качестве критерия эффективности при-нимеетсясоетэошееодилилетница показателей ценности (конечного и промежуточных) результатов, которые получаются в процессе функционирования системы, и совокупносэьюэзтразпо ее созданию и еМеск ечинию Мун^^е^^г^р^с^^тте^м;
3) принцип иерархичности — на основе прин-мтпа еффеотмтностумемидом чсодмпози-
ции определяются элементы структуры системы. Их подчиненность в рамках системы образует иерархию, то есть расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Иерархия определяет порядок, регламент взаимодействия элементов системы посредством механизма согласования на основе принципа согласования;
4) принцип согласования относится к согласованию частных критериев эффективности между собой и общим критерием посредством субоптимизации локальных критериев эффективности. При этом оптимальное функционирование системы в целом допускает неоптимальное функционирование некоторых ее элементов;
5) принцип оптимума автоматизации — данный принцип допускает необязательность автоматизации отдельных элементов системы при условии выполнения принципа максимума эффективности согласно установленных критериев эффективности;
6) принцип централизации информации — эффективность системы управления и принятия решений достигается при централизованной организации сбора, хранения и обработки информации, когда на основе единого массива обеспечивается непрерывность потоков информации.
Опытно-серийное производство с развитой автоматизацией и роботизацией процессов, представляющее собой системотехнический комплекс, может рассматриваться как эргатическая система управления (т. е. система «человек — машина») — это система, включающая в себя в виде элементов комплекс технических систем и людей, которые взаимодействуют с этими системами [4].
В рамках опытно-серийного производства можно выделить группы простых эргатических систем управления, таких как «управляемый объект — оператор» в виде станков с числовым программным управлением, робототехнические комплексы, а также более сложные — автоматизированные системы управления. Последние подразделяются на два основных класса АСУ [5]:
- автоматизированные системы административного (организационно-экономического) управления производством (АСУП);
- автоматизированные системы управления технологическими (техническими) процессами (АСУТП).
К особенностям опытно-серийного производства, рассматриваемого как эргатическая система управления (ЭСУ), относятся следующие:
- в контуре управления, то есть в управляющей системе, ключевую роль играет че-
ловек-оператор (в широком смысле этого понятия) или коллектив людей-операторов, управляющих процессами опытно-серийного производства;
— психофизиологические свойства людей-операторов входят в состав параметров (свойств) опытно-серийного производства (управляющей системы), что особенно важно для пожаро-взрывоопасных, экологически опасных, высокоточных и подобных им производств оборонно-промышленного комплекса;
— закономерности управления для опытно-серийного производства, как эргатиче-ской системы управления, проектируются заранее с гарантией качественности управления, практически как в технических системах;
— при функционировании опытно-серийного производства как ЭСУ в условиях неопределенности, что обусловлено внешними и внутренними факторами производств оборонно-промышленного комплекса, качественность управления определяется качеством работы людей-операторов.
Представленная выше иллюстрация опытно-серийного производства как системотехнического комплекса со свойственными ему системными принципами позволяет применить их для определения организационно-экономического базиса опытно-серийного производства ОПК.
Реализация управления невозможна без наличия управленческих механизмов. Принципы управления в разрезе управленческих механизмов с точки зрения схемотехники целесообразно рассматривать как принципы организации, мотивации и информатизации управления.
То есть при определении принципов управленческого механизма опытно-серийного производства целесообразно учитывать теоретический аспект, приведенный в статье [2], где в связи со становлением информационного общества, «цифровизацией» технологий в самом широком спектре человеческой деятельности показана необходимость изменения подхода в классическом определении управления и представлено авторское видение структуры управления организациями как совокупности взаимосвязанных механизмов организации, мотивации, информатизации управления организациями аграрного сектора в условиях инновационной экономики для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития. Планирование и контроль становятся внутренними элементами механизмов организации, мотивации и информатизации, а получение знаний — основным мотивом функционирования системы управления организациями в любой отрасли.
Ставшее классическим определение управления: «Управление — это процессиланироввния, организации, мотивации и контроля, необходи-мЫЙДлЯТЦГО, целей организации» [10].
Вяадернясирвалнном ввде уияаяление влвл бой из сфер жизнедеятельности человека целе-
на рис. 3, то есть как взаимосвязь механизмов организвции,мотивлции, инф°Цмявизацди,при этом планирование и контроль являются неотъ-емднмыми ^иом^^тацясцлЕ^ингмг^^^В мятнавции и информатизации.
ТоМсТЬМрД
опытно-серийное производство следует учи-тыватьиринццвыоргаивзации (1), мятивацви (2) и информатизации (3) объектов и субъектов упзааления.
1. К основным универсальным принципам ор-гаяизаами,деМояц^иэщимвцрвроден аМцестце, относятся:
Нгффнцяп цепняИ связмясключвытвя в тим] что любое соединение элементов системы овущитвмкт^!, черезобщие з вец^ка-торые формируют связь в виде цепи. Для цмпнсцфмакнюодвамэлеменгов сисвемц требуется такое их состояние, когда у них есть oЯм;°eглe е зарач^
которые подчинены данному организаци-цаному янац^с^^;
2) принцип ингрессии проявляется между от-яетцвтIмиптдcдcоeктммэлeмснт°аш и вро-цессами организации, когда имеют место взаимоотцошенив, cврзи,cмцeствoвжлг кэ-торых возможно посредством формирования
мером применения принципов цепной связи и ингрессии может служить сложная система машин, организованная в поточную линию, которая работает согласованно и в едином китны.Ингpгаcв[в, сягнвсно А.А.. ^гдавову — это всеобщая форма цепной реакции;
3) принцип подбора (отбора) — фундамен-цельмяга а°ганизацдцвцыйиринцип.Со-гласно данному принципу любое событие может pac(ыэт°cяФтьcцрaк(oxpaдeии е или приумножение одних активностей, рвропление одникцвяыей,вибо как устранение, уменьшение, ослабление цругих в оом цли eнвнкoтIилокcг,ьиcтe-ме, подсистеме или элементе. Примеры ислвиьзояфнияиринципн поцЛррааст°е -чаются везде: и в стихийной деятельно-
ecьтcтотннoмвтбаив,и в социальной борьбе за жизнь, в экономике при цодкярецоявй Вравбец
4) принцип подвижного равновесия утвержда-ст,cьвзcатeмa нисагда ие нохравастсг в простом или чистом виде. Любая система вгаoцe-ceдeяэтльитытмдвcгoоннo расго-дует ресурсы, меняются ее характеристики, ваармеявы, цeли,звдaц°и'ми., происго-дит адаптация к требованиям или вызовам ввгршсвр вц°трсввей среавь Тднаяв гто не мешает системе в течение определенно-гвиремени освивдться во св°в ыакэг^^дгки неизменной — в этом заключается подвиж-новямвн ввнсве;
5) принцип слабого звена является следстви-эя тгкгoлo(вчe ского завним ваимеввшвх величин, согласно которому организацион-
систдршовмеделя-ется устойчивостью ее относительно слабого заеда. Наосвовеэтогв врввцвва решаются ключевые задачи в различных видах чело-
Овредевеввесинбв1х звеньев, «узких мест» и разработка эффек-йввввяф мясдо дх дряоролеввю ^^тмцссод -ной из наиболее важных организаторских функций руководителя любого уровня.
Эти универсальные принципы организации в известной степени относятся к механизмам Mаpмиттсaниц и ре^ляцяИ1 ксиорыеыосигв-ляют содержание процессов организации или
Организация Мотивация
Планирование Контроль Планирование Контроль
Информатизация
Планирование Контроль
Рис. 3. Управленческий механизм как совокупность и взаимосвязь механизмов организации,
мотивации, информатизации
к механизмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований. Они имеют всеобъемлющий характер, поскольку относятся и к организующей деятельности природы (казалось бы — стихийной), и к организующей деятельности человека (плановой).
2. К ключевым принципам мотивации могут быть отнесены:
1) принцип полимотивированности трудового поведения обусловлен одновременного наличия множества мотивов;
2) принцип иерархической организации мотивов отражается на отношении между трудовыми мотивами и рабочим поведением, когда с более выраженным влиянием на поведение оказываются мотивы, основанные на потребностях, которые для человека имеют большую значимость и занимают по этой причине более высокие места в иерархии трудовой мотивации. Значимость определенного мотива и его место в иерархии может меняться и от ситуации к ситуации;
3) принцип справедливости. В процессе труда отношение человека может быть пристрастным к самым разным рабочим ситуациям, что находит в определенной мере выражение в оценке справедливости взаимоотношений между работником и работодателем, руководителем. Со стороны работников имеют место нацеленность на справедливые отношения с работодателем, руководителем и сотрудниками, стремление изменить взаимоотношения, оцениваемые как несправедливые;
4) принцип подкрепления. Для действий работника, вызванных определенными ситуациями или событиями, как правило, наступают определенные последствия. Если эти последствия для него позитивны, то в подобных ситуациях у работника будет стремление к действиям подобным же образом. Если последствия негативны, нежелательны, то работник в будущем будет стремиться к изменению своего поведения для избегания негативных последствий. Позитивное подкрепление — это стимулы, которые действующие для повышения вероятности желательного поведения.
3. Принципы информатизации. Информатизация — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. В основе информатизации лежат кибернетические (системотехнические) методы и средства управления, а
также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
К ключевым принципам информатизации могут быть отнесены:
1) принцип системности — объединение автономных информационных систем автоматизации технологических процессов и управления производством в единую распределенную иерархическую информационную систему программно-проектного управления опытно-серийного производства (ИС ППУ ОСП);
2) принцип технологической целесообразности — оптимальность и обоснованность технологических решений по созданию, развитию и эксплуатации ИС ППУ ОСП;
3) принцип экономической целесообразности — оптимальность и обоснованность финансовых затрат на создание, развитие и эксплуатацию ИС ППУ ОСП;
4) принцип открытости — обеспечение взаимодействия внутренних компонентов ИС ППУ ОСП между собой, а также с другими внешними информационными системами;
5) принцип направленности развития — осуществление взаимосвязанных процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих ИС ППУ ОСП;
6) принцип консолидации данных — представление всех данных в рамках единой терминологии, их единообразная интерпретация и точное сопоставление;
7) принцип безопасности данных — реализация комплекса организационно-технических мер, направленных на предотвращение повреждений или потери данных;
8) принцип достаточности, достоверности и легитимности данных — применение проверенных данных в требуемом объеме, получаемых в установленном регламентами порядке.
Логика опытно-серийного производства позволяет на основании принципов системотехники определить структуру принципов опытно-серийного производства, схематично представленную на рис. 4.
Логическая схема опытно-серийного производства указывает на то, что имеет место определенным образом структурированная система, в нашем случае — производства серийной и новой продукции военного и гражданского назначения.
Как эргатическая система управления опытно-серийное производство оборонно-промышленного комплекса нуждается в управленческом инструментарии, базирующемся на ряде принципов.
Рис. 4. Структура принципов на основе логики опытно-серийного производства
В общем плане управление предполагает четыре принципа управления:
1. Принцип императивности, когда определяется порядок действий по достижению результата (как делать).
2. Принцип декларативности, когда определяется содержание самих действий (что делать).
3. Принцип модульности, когда объект управления рассматривается как совокупность отдельных смысловых частей. В рамках объекта управления объединяются структуры управленческих данных и характерные для объекта и его элемента (смысловых частей) процедуры (методы) их обработки. На основе принципа модульности осуществляется решение сложных управленческих задач посредством разбиения их на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения. На основе принципа модульности осуществляется организация составных частей общей управленческой задачи в иерархические древовидные структуры с добавлением новых подзадач на каждом уровне.
4. Принцип синхронизации — согласованная во времени совокупность программируемых управленческих воздействий на объект управления.
Приведенные выше принципы управленческого инструментария опытно-серийного производства ОПК являются компиляцией принципов современных методов программирования [8]. Это указывает на возможность и необходимость применения методов программирования не только на уровне автоматизированных, робо-
тизированных элементов производственной системы опытно-серийного производства, но и применение методов программирования в административном секторе системы управления опытно-серийного производства.
Перечисленные выше принципы программирования в большей части могут быть отнесены к первому принципу системотехники — принципу целостности, в тоже время ориентированные на реализацию принципа максимума эффективности.
Более конкретно на реализацию второго принципа системотехники — принципа максимума эффективности — ориентированы принципы проектного управления. К их числу относятся следующие принципы [1; 11]:
1) принцип дифференцированного подхода — при координации и регулировании обязательно учитываются и используются разнообразные стороны проектной инфраструктуры. К ним относятся ожидания и вклады участников, специализированные стандарты project management и особенности реализации проектов по их типам и т. п.;
2) принцип экономической целесообразности — данный принцип предполагает опережающий рост отдачи от реализации всего портфеля проектов компании в сравнении с совокупностью бюджетов на их реализацию и расходами на содержание проектного офиса. Все ресурсы, задействованные в реализации, находятся под контролем благодаря описанным в процессах процедурам. Действия вне будущей экономической целесообразности в рамках проектной деятельности не допустимы;
3) принцип гибкости — предполагается оперативное и гибкое реагирование команды на все вызовы и изменения внутренней и внешней ситуации по отношению к проекту. В отдельных случаях руководство уникальной задачей гибко реагирует и на изменения в компании в целом. При этом гибкость нисколько не исключает достаточное жесткое соблюдение процессуальных процедур проектной деятельности;
4) принцип конкурентоспособности — в условиях ограниченности трудовых и финансовых ресурсов направления реализации задач подлежат ранжированию и отбору на конкурсной основе во внутрикорпоративной конкурентной среде. Выбор проектов производится, исходя из условий важности (соответствия стратегии), проблемности и ресурсообеспеченности;
5) принцип разделения полномочий — процессная концепция менеджмента, которая применяется при управлении проектами, требует соблюдения принципа принадлежности каждого процесса единственному владельцу. Владелец процесса отвечает за этапы внутрипроцессных работ и достижение итогового результата;
6) принцип открытости — стандарты project management не являются догмой. Допускается, что текущая проектная практика может не соответствовать предписаниям стандартов. В таком случае предполагается и рекомендуется перепроверить основные положения процедур. В этом заключается открытость стандартов управления проектами для их развития;
7) принцип best practices — руководство компании обязано поощрять своих менеджеров, команды на применение лучшего отечественного и мирового опыта в сфере управления проектами. Основные аспекты лучших практик подлежат заимствованию из всех доступных источников.
Сочетание проектного управления с программированием позволяет алгоритмизировать, опе-рационализировать процесс управления от момента постановки цели до получения конечного, заранее определенного результата.
На рис. 5 схематично представлена конвергенция программного и проектного методов [12. С. 103], когда в сопряжении находятся це-леориентированность, соответствие ресурсов и результатов, ответственность и контроль, когда в качестве общих для данных методов выступа-
Результаты
Проект 1 - ... - ... - Проект N
L _ _ _
Инновационный вектор развития системы
Инструментарные средства процессного управления
Комплиментарно-адаптивные средства, методы, инструменты и технологии поддержки принятия решений
Инструментарные средства процессного управления
Целеполагание - Планирование - Организация - Реализация - Контроль -^^
Цель
Функциональная структура процесса управления
Рис. 5. Схема сопряжения программного и проектного методов управления (программно-проектное управление)
ют базовые компоненты управления, такие как цели, результаты, механизмы реализации, типы системы и целевые функции подсистем. То есть уместно говорить о программировании проектов.
Изложение базовых принципов программно-проектного управления опытно-серийным производством выполнено по принципу от общего к частному. Общим в данном случае является системно-ориентированное поле целей и задач ОПК. В то же время, исходя из целеориентиро-ванности проектно-программного управления, можно увидеть принципиальную возможность решения посредством проектно-программного управления опытно-серийным производством
задач и достижения целей ОПК. То есть по принципу от частного к общему. Алгоритм формирования поля принципов программно-проектного управления опытно-серийным производством ОПК представлен на рис. 6.
Таким образом, с точки зрения обязательности и необходимости решения задач ОПК: обеспечение национальной безопасности, выполнение государственного оборонного заказа и т. п. программно-проектное управление принципиально может служить организационно-экономическим базисом опытно-серийного производства для гарантированного достижения целей ОПК Российской Федерации.
Цели и задачи оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации
Принципы управления (организация, мотивация, информатизация) ОСП ОПК
Системные принципы (системотехника)
Принципы Принципы проектного
программирования управления
Принципы программно-проектного управления
Рис. 6. Алгоритм формирования поля принципов программно-проектного управления опытно-серийным производством ОПК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арчибальд, Р. Д. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Р. Д. Арчибальд. — М. : ДМК-Пресс, 2010. — 464 с.
2. Буторин, С. Н. Совершенствование управления в условиях инновационной экономики / С. Н. Буторин, А. В. Боговиз // Экономика сельского хозяйства России. — 2017. — № 8. — С. 9—14.
3. Глушков, В. М. Энциклопедия кибернетики / В. М. Глушков, Н. М. Амосов, И. А. Артеменко. — Т. 2. — Киев : УСЭ, 1974. — 624 с.
4. Горохов, В. Г. Системотехника и управление / В. Г. Горохов. — М. : Знание, 1979. — 64 с.
5. Горохов, В. Г. Методологический анализ системотехники / В. Г. Горохов. — М. : Радио и связь, 1982. — 92 с.
6. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. — М. : Стандартинформ, 2011.— 10 с.
7. ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой. — М. : Стандартинформ, 2011. — 12 с.
8. Лаврищева, Е. М. Современные методы программирования: возможности и инструменты / Е. М. Лаврище-ва // Проблеми програмування. — 2006. — № 2-3. — С. 60—74.
9. Маликова, Д. М. Современные подходы к управлению опытно-серийным производством на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / Д. М. Маликова // Вестн. Ижев. гос. техн. ун-та. — 2017. — Т. 20, № 2. — С. 118—121.
10. Мескон, М. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — М. : Дело, 1996. — 704 с.
11. Хелдман, К. Профессиональное управление проектом : пер. с англ. / К. Хелдман — М. : Бином, 2016. — 760 с.
12. Шевченко, И. К. Программно-проектный инструментарий поддержки процесса управления экономическими системами: теория, методология, технологии реализации / И. К. Шевченко. — Таганрог : Таганрог. технолог. ин-т Юж. федер. ун-та, 2009. — 361 с.
СВЕДЕНИЯОБ АВТОРЕ
Маликова Диляра Мансуровна — кандидат экономических наук, доцент, начальник управления научно-исследовательских работ Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, Ижевск, Россия. [email protected]
REFERENCES
1. Archibald R.D. Upravlenie vysokotekhnologichnymi programmami i proektami [Management of high-tech programs and projects]. Moscow, DMK-Press Publ., 2003. 396 p. (In Russ.).
2. Butorin S.N., Bogoviz A.V. Sovershenstvovanie upravleniya v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Improvement of management in the conditions of innovative economy]. Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [The Agriculture Economics of Russia], 2017, no. 8, pp. 9—14. (In Russ.).
3. Glushkov V.M., Amosov N.M., Artemenko I.A. Entsiklopediya kibernetiki [Cybernetics Encyclopedia]. Vol. 2. Kiev, USE Publ., 1974. 624 p. (In Russ.).
4. Gorokhov V.G. Sistemotekhnika i upravlenie [Systems engineering and management]. Moscow, Znanie Publ., 1979. 64 p. (In Russ.).
5. Gorokhov V.G. Metodologicheskiy analizsistemotekhniki [Methodological analysis of systems engineering]. Moscow, Radio i svyazl' Publ., 1982. 92 p. (In Russ.).
6. GOSTR 54869-2011. Proektny menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proektom [State standard GOST R 548712011. Project management. Requirements for project management]. Moscow, Standartinform Publ., 2011. 10 p. (In Russ.).
7. GOSTR 54871-2011. Proektny menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu programmoy [State standard GOST R 548712011. Project management. Requirements for program management]. Moscow, Standartinform Publ., 2011. 12 p. (In Russ.).
8. Lavrischeva Ye.M. Sovremennye metody programmirovaniya: vozmozhnosti i instrumenty [The modern programming methods: capabilities and tools]. Problemy programuvannya [Programming Problems], 2006, no. 2-3, pp. 60—74. (In Russ.).
9. Malikova D.M. Sovremennye podkhody k upravleniyu opytno-seriynym proizvodstvom na predpriyatiyakh obo-ronno-promyshlennogo kompleksa [Modern Approaches to the Management of Pilot-Series Production at Enterprises of the Defense-Industrial Complex]. VestnikIzhevskogogosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Izhevsk State Technical University], 2017, vol. 20, no. 2, pp. 118—121. (In Russ.).
10. Meskon M., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow, Delo Publ., 1996. 704 p. (In Russ.).
11. Kheldman K. Professional'noe upravlenie proektom [Professional project management]. Moscow, Binom Publ., 2016. 760 p. (In Russ.).
12. Shevchenko I.K. Programmno-proektny instrumentariy podderzhki protsessa upravleniya ekonomicheskimi sistemami: teoriya, metodologiya, tekhnologii realizatsii [Program-project tooling for supporting the process of economic system management: theory, methodology, technologies of implementation]. Taganrog, Taganrog Technological Institute of Southern Federal University Publ., 2009. 361 p. (In Russ.).