КОНСУЛЬТАЦИИ
2. Балахонова Е.И. Изменчивость соматических характеристик в группах девочек разного биологического возраста / Е.И. Балахонова // Человек, экология, симметрия: Матер. междунар. симпозиума. - Минск, 1994. - С. 73-74.
3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры, 2002. - № 3. - С. 3-5.
4. Овчаров В.К. Методические основы выявления региональной патологии у детей / В.К. Овчаров // Педиатрия. - 1995. - № 4. - С. 52-54.
5. Соколов А.Г. Эколого-физиологические механизмы развития организма детей среднего Приобъя: автореф. дис. ... докт. мед. наук / А.Г. Соколов. - Тюмень, 2002. - 39 с.
References
1. Aminov, A.S. Monitoring sostoyaniya zdoroVya i fizicheskogo razvitiya podrostkov 12-15let v razlichnykh usloviyakhprozhivaniya (Monitoring of health and physical development of 12-15-year-olds living in different conditions) / A.S. Aminov, A.V. Nenasheva, E.V. Zadorina, E. Baymukhametova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Series: «Education, health, physical culture". - 2013. - P. 13. - № 4. - p. 48-53.
2. Balakhonova, E.I. Izmenchivost' somaticheskikh kharakteristik v gruppakh devochek raznogo biologicheskogo vozrasta (Variability
of somatic characteristics in groups of girls of different biological age) / E.I. Balakhonova // Chelovek, ekologiya, simmetriya: Mater. mezhdunar. simpoziuma. (Man, ecology, symmetry: Proc. of Intern. symposium). - Minsk, 1994. - P. 73-74.
3. Bal'sevich, V.K. Osnovnye polozheniya kontseptsii intensivnogo innovatsionnogo preobrazovaniya natsional'noy sistemy fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detey, podrostkov i molodezhi Rossii (Basic concepts of intensive innovative transformation of the national system of physical culture and sports education of Russian children, adolescents, and youth) / V.K. Bal'sevich // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury, 2002. - № 3. - P. 3-5.
4. Ovcharov, V.K. Metodicheskie osnovy vyyavleniya regional'noy patologii u detey (Methodological foundations of identification of regional pathology in children) / V.K. Ovcharov // Pediatriya. - 1995. - № 4. - P. 52-54.
5. Sokolov, A.G. Ekologo-fiziologicheskiemekhanizmyrazvitiyaorganizma detey srednego Priob'ya: avtoref. dis. ... dokt. med. nauk (Ecological and physiological mechanisms of body development of children of the Middle Ob region: abstract of doctoral thesis (Med.) / A.G. Sokolov. -Tyumen, 2002. - 39 P.
6. McEwen, B.S. Protective and damaging effects of stress mediators / McEwen B.S. // New England Journal of Medicine. - 1998. - P. 171-179.
7. McEwen, B.S. Stress, adaptation and disease. Allostasis and allostatic load / McEwen B.S. // Ann N Y Acad Sci. - 1998. - V. 840. - P. 33-44.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 10.02.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулькова1
1 Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта, Москва
Ключевые слова: игровой метод, дошкольники, методика, адаптивная физическая культура.
Значительная часть детей с отклонениями в состояние здоровья не справляются с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывают трудности социальной адаптации и в результате оказываются неподготовленными к обучению в школе.
Цель исследования - разработать структуру и содержание методического обеспечения физического развития слабослышащих и слабовидящих детей дошкольного возраста.
Методика исследования. В ходе эксперимента нами был разработан учебно-тематический план физического развития детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет на основе игровой деятельности.
Структура и содержание экспериментального материала соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 г. № 1155). Учебный материал обязательной части программы для детей 4-5-летнего возраста выполнялся 3 раза в неделю по 15-20 мин, а вариативной части - ежедневно по 15-20 мин. Для детей 5-6 лет соответственно базовый учебный материал использовался на занятиях 3 раза в неделю по 20-25 мин, вариативный - ежедневно по 25-30 мин, для детей 6-7 лет до 30 мин 3 раза в неделю на занятиях физической культурой применялся базовый учебный материал, а вариативный - ежедневно по 25-30 мин. Учебный материал вариативной части физического воспитания предусматривал выделение блоков игр и игровых упражнений для развития физических качеств.
В блок на развитие гибкости и координационных способностей включены следующие средства: репродуктивные конкурсы для развития гибкости, корригирующая гимнастика и игровые упражнения, основные средства гимнастики для развития
координационных способностей, ритмическая гимнастика. В блок на развитие скоростно-силовых способностей включены игры и игровые упражнения для развития прыжковых навыков, быстроты движений, метательных способностей. В блок на развитие выносливости вошли многократное повторение общеразвивающих упражнений, комплексы упражнений с использованием фитболов, непрерывные подвижные игры длительностью 12-15 мин. Сюжетно-ролевой блок объединил предметные, индивидуальные игры с детьми, совместные игры воспитателя и детей. В блок игры с правилами включены: игры, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость, умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих.
Наряду с основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с нарушениями зрения и слуха остаются специально организованные занятия - лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, адаптационная, корригирующая), закаливающие процедуры.
Результаты исследования. Разработанное учебно-тематическое планирование и содержание программного материала по физическому воспитанию на основе игровой деятельности для детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья способствуют ускорению развития локомоторных функций, устойчивой координации движений, внутренней уверенности в выполнении упражнений, а также помогают окрепнуть и повысить интерес к занятиям физической культурой.
Использованная литература
1. Строгова Н.А. Гуманистический подход в адаптивной физической
культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья /
Н.А. Строгова. - 2010. - № 4. - С. 31-32.
Информация для связи с автором: [email protected]
№ 4 • 2015 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
61