УДК 004.55
Давыдов А. С. студент 4 курс
факультет «Инженерно-экономический факультет» Волжский политехнический институт
Россия, г. Волжский
Научный руководитель: ЛясинД.Н., кандидат технических наук
доцент
ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОСМОТРА РАСПИСАНИЯ ВУЗА С МЕХАНИЗМОМ АДАПТАЦИИ СТРАНИЦЫ
К УСЛОВИЯМ ОТОБРАЖЕНИЯ
В статье рассматривается проблема адаптации представления вебстраницы к различным условиям отображения. Выбор подхода к разработке был произведен на основе анализа методом Саати. Дано описание разработанной системы просмотра расписания с модулем адаптации макета страницы для различных устройств .
Ключевые слова: адаптивный дизайн, метод Саати, технология RESS, макет страницы .
Davydov A.S. student
4 year, the faculty of "Engineering and the Faculty of Economics"
Volzhsky Polytechnical Institute Russia, Volzhsky
Scientific adviser: Lyasin D.N., Ph.D., Associate Professor SOFTWARE-INFORMATION SYSTEM FOR VIEWING OF THE SCHEDULE OF THE HIGHER SCHOOL WITH THE MECHANISM OF THE ADAPTATION OF THE PAGE TO THE CONDITIONS OF
DISPLAY
The article considers the problem of adapting the presentation of a web page to various display conditions. The approach to development was selected on the basis of the Saati analysis. The description of the developed system of viewing of the schedule with the module of adaptation of a page layout for various devices is given.
Keywords: responsive design, Saati method, RESS, page layout.
Развитие современных технологий привело к появлению огромного количества различных устройств, используемых для выхода в Интернет. От особенностей этих устройств(размер экрана, устройство ввода, вычислительная мощность) и браузеров зависит вид получаемой пользователем страницы. Соответственно возникла проблема обеспечения корректного отображения страницы для разных типов устройств. Поэтому при разработке системы удаленного доступа к расписанию ВУЗа была поставлена задача реализовать адаптивный дизайн.
Были выделены подходы к разработке адаптивного дизайна: Graceful Degradation, Progressive Enhancement, Mobile First, RESS, так же было
рассмотрено создание мобильной версии сайта. Для данных подходов был проведен сравнительный анализ методом Саати.
Для анализа был выбран следующий набор критериев:
1. А1 - Сохранение функционала на разных устройствах
2. А2 - Скорость загрузки страницы
3. А3 -Экономия трафика
4. А4 - Удобство поддержки и обновления
5. А5 - Сложность разработки
6. А6 - Использование особенностей и возможностей устройств Методом парных сравнений были определены весовые коэффициенты
ля каждого критерия.
Диаграмма весовых коэффициентов
■ А1 - Сохранение функциональности
■ А2 - Скорость загрузки страницы
□ АЗ-Экономия трафика
■ А4- Удобство сопровождения и внесения изменений
□ А5- Сложность разработки
□ А6- Использование возможностей устройства
Рисунок 1. Диаграмма весовых коэффициентов критериев
На основе данных коэффициентов, был вычислен интегральный показатель качества для определения применимости данных подходов в разработке адаптивного дизайна для системы просмотра расписания.
Была дана экспертная оценка по каждому критерию подхода(значение бралось по категориальной шкале от 0 до 9). Результаты оценки представлены на лепестковой диаграмме.
Рисунок 2 - Лепестковая диаграмма значений характеристик качества
Был рассчитан интегральный показатель качества для каждого подхода(рисунок 3).
Рисунок 3 - Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества
Опираясь на результаты анализа было принято о разработке адаптивного дизайна с использованием ЯЕББ подхода с элементами РЕ.
Технология ЯЕББ подразумевает определение подключенного устройства и генерацию макета страницы сервером для него.
Соответственно был разработан модуль, определяющий тип устройства и генератор страницы, формирующий на основе результатов определения страницу.
Общий вид структуры системы:
Рисунок 4. Общая структура системы.
Процессы определения устройства и генерации страницы отображены на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5. Общая структура системы.
Рисунок 6. Процесс генерации страницы.
Требования к функциям системы: • Определение типа подключенного устройства
• Выбор шаблона на основе определения и генерация страницы
• Возможность просмотра расписания в разрезе групп/аудиторий/преподавателей на выбранную дату(период)
Рисунок 7. Диаграмма вариантов использования.
Интерфейс разработанной системы
ВПИ Расписание на 2 семестр 16-17 года оя^^Пю!
• По группе По аудитории По преподавателю Отправить 2017-02-21
13:00 Компьютерная графика В-209 ВИП-308 Абрамова лаб.
Фщаии ФЭИ Курс ОК 14:40 Компьютерная графика В-209 ВИП-308 Абрамова лаб.
3 Груши 0*1 ОК 2017-02-22
ВИП-308 09:40 Сета и телекоммуникации А-12 ВИП-308 Саньков лек
21.02.2017 | 30.03.2017
От^вви-ь 11:20 С'егн н телекоммуникации А-29 ВИП-308 С'аньков лаб.
13:00 Сети н телекоммуникации А-29 ВИП-308 Саньков лаб
Рисунок 8. Представление страницы на настольном компьютере.
http://volpi-schedule.ru/page/schedule/index.php
| volpi-schedule.ru/page/sch * | 00№ 1
ВПИ 2 семестр 16-17 года Версия для
По аудитории т| OK
Корпус
А » OK
Этаж
2 ▼ 1 OK
Аудитория
А-29 » OK
Рисунок 9. Представление страницы на мобильном устройстве. Результатами разработки системы с адаптивным дизайном стали:
• повышение качества и удобства просмотра расписания с любых устройств
• появилась возможность просмотра расписания в разрезе групп/аудиторий/преподавателей
• был сокращен объем трафика между пользователем и сервером
Использованные источники:
1.Рыбанов А.А. Определение весовых коэффициентов сложности тем учебного курса на основе алгоритма Саати // Педагогические измерения. 2014. № 4. С. 21-28.
2.Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн //МИФ-М. 2012 с.274
3.Давыдов А.С. Cравнительный анализ подходов к разработке адаптивного веб-дизайна методом саати // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2017 г. -№ 58
4.Рыбанов А.А. Определение весовых коэффициентов сложности тем учебного курса на основе алгоритма Саати // Педагогические измерения. 2014. № 4. С. 21-28.
5.Давыдов А.С., Абрамова О.Ф., Лясин Д.Н. Cбор требований на разработку системы просмотра расписания с модулем адаптации веб-страницы к условиям отображения // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2017 г. - № 64