Научная статья на тему 'Программирование развития животноводства в Самарской области'

Программирование развития животноводства в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / HUSBANDRY / SAMARA OBLAST / STATE REGULATION / PROGRAMMING / REGION EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жичкин К. А., Баймишев Х. Б., Баймишева Р. Ш., Перфилов А. А.

Проанализированы перспективы развития животноводства в Самарской области. Даются предложения по дальнейшему развитию государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMIROVANIE DEVELOPMENTS STOCK-BREEDING IN SAMARSK AREA

Husbandry in Samara oblast has been analyzed, giving recommendations on further development of state policy.

Текст научной работы на тему «Программирование развития животноводства в Самарской области»

№ 12 (54), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

35

Экономика

ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

К.А. ЖИЧКИН (фото),

доцент, кандидат экономических наук Х.Б. БАЙМИШЕВ (фото),

проректор по НИР, доктор биологических наук, профессор Р.Ш. БАЙМИШЕВА, старший преподаватель А.А. ПЕРФИЛОВ,

аспирант, Самарская ГСХА, г. Самара

Ключевые слова: животноводство, Самарская область, государственное регулирование, программирование,

региональный опыт.

За последние пятнадцать лет сельскохозяйственное производство (и в частности, животноводство) Самарской области столкнулось с рядом проблем, которые предприятия собственными силами решить не могут. Неэффективные технологии, значительное давление субсидируемого импорта, отток населения из сельской местности - делают производство мяса и молока не конкурентоспособным. В результате этого сокращается поголовье

животных, число ферм, количество занятых в сельскохозяйственном производстве.

Сегодня Самарская область как регион со значительной долей городского населения не может обеспечить себя основными продуктами питания. Доля собственного производства составляет по медицинским нормам 40% от потребности в мясе и молоке.

Цель и методика исследования В связи с этим руководство обла-

сти приняло решение в ближайшие пять лет полностью изменить ситуацию. Среди первоочередных мер, намеченных правительством области, можно назвать - формирование регионального резервного фонда, субсидирование ■реализации животноводческой продукции, субсидирование содержания молочного скота, стимулирование закрепления молодых специалистов на селе, разработка целевой программы развития приоритетных направлений животноводства на период 2008-2012 гг.

В основе данной разработки лежит программно-целевой метод планирования. Он основывается на выборе реально поставленной цели функционирования объекта и разработке для него нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ развития [1].

Исследования отдельных авторов показывают, что программно-целевое планирование должно использоваться при решении отдельных крупных проблем. Этот метод предполагает многообразие целей: организационно-экономических, экологических, социальных и др. Следует отметить, что в самом процессе планирования все эти цели пересекаются, находятся в определенных взаимосвязях, поэтому необходимо определение приоритетов целей, их реализации во времени, выделение ведущих целей и подцелей [1].

Для разработки целевой программы была создана рабочая группа, включавшая представителей основных министерств и ведущих вузов области.

Рабочая группа провела анкетирование всех сельскохозяйственных районов с целью выявления приоритетов их развития, с учетом исторически сложившейся специализации, ресурсных возможностей, площади и структуры сельскохозяйственных угодий, количества и распределения населения (рис. 1).

Анкетирование имело два направления: сбор информации по муниципальному району в целом и по отдельным сельскохозяйственным предприятиям.

Вторым этапом составления программы являлось определение целе-

■ молоко, овцы

Рисунок 1. Специализация муниципальных районов Самарской области

Husbandry, Samara oblast, state regulation, programming, region experience.

36

Аграрный вестник Урала

№ 12 (54), 2008 г.

Экономика

Таблица 1

Потребность в строительстве новых животноводческих помещений*

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2008 -2012 гг.

Крупный рогатый скот, тыс.гол. 18,5 20,9 23,1 33,1 44,4 140,0

Свиньи, тыс. гол. 42,2 75,9 113,5 199,0 346,3 776,9

Овцы, тыс. гол. 2,9 6,2 12,3 26,3 59,2 106,9

Птицы, тыс. гол. 219,8 725,3 1571,6 2357,4 5657,7 10531

*- по расчетам авторов

Таблица 2

Продуктивность сельскохозяйственных животных*

2007 г. 2012 г. (проект)

Удой на 1 корову, кг/год 3405 5000

Среднесуточный прирост КРС, г. 435 570

Среднесуточный прирост свиней, г. 354 480

Яйценоскость, шт/год 235 260

* - по расчетам авторов

Таблица 3

Прогнозируемый ввод мощностей по улучшению социальной инфраструктуры сельских территорий*

Наименование ВСЕГО 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Улучшение жилищных условий, тыс. кв.м 229,8 30,0 40,3 46,8 55,8 56,9

в т.ч. молодым специалистам, тыс. кв. м 94,9 8,7 16,3 19,9 24,6 25,4

Газификация, км 185 15 30 40 50 50

Водоснабжение, км 75 - 22 15 18 20

Электроснабжение, км 160 10 30 35 40 45

Дороги, км 248 26 31 41 59 91

Строительство дошкольных учреждений, шт 86 14 15 17 19 21

Строительство школ, шт 19 1 2 3 5 8

Строительство ФАП, шт 87 8 11 13 21 33

*- по расчетам авторов и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

вых ориентиров, которые необходимо достигнуть. Общей целью было выбрано обеспечение населения области основными продуктами питания за счет собственного производства: молока - 800 тыс.т (59% от потребности), мяса - 300 тыс.т (100%), яиц - 1018,5 млн шт (100%). Эти цели были детализированы в соответствии со сложившейся структурой потребления по видам мяса - говядины, свинины, птицы, баранины и др.

Следующим шагом являлось определение наиболее перспективных мероприятий, которые должны привести к росту поголовья. Мероприятия разрабатывались с учетом специфики различных форм сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства), отдельных районов, видов животных.

Основными направлениями развития животноводства в регионе на 2008 - 2012 гг., в рамках которых будет осуществляться государственное финансирование, являются:

- поддержка племенного животноводства;

- строительство и реконструкция животноводческих комплексов;

- поддержка овцеводства и козоводства;

- возмещение части затрат на производство продукции животноводства и птицеводства; субсидирование реа-

лизованной продукции;

- обеспечение ветеринарной безопасности региона.

В рамках первого направления планируется создать систему племрепро-дукторов и племенных хозяйств, в т.ч.: 17 - по разведению крупного рогатого скота молочного направления;

2 - по разведению крупного рогатого скота мясного направления;

5 - по разведению свиней;

1 - по разведению овец. Планируется реанимировать деятельность племпредприятия "Самарское", которое занимается искусственным осеменением крупного рогатого скота. Одновременно с этим необходимо создать автоматизированную систему племенного учета, охватывающую все хозяйства области на базе существующего программного обеспечения.

Второе направление предусматривает широкомасштабную программу реконструкции животноводческих комплексов различной направленности (молочных ферм, ферм по откорму, свиноводческих комплексов). Для этого предусмотрена система льготного кредитования, субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Реконструкция комплексов является наиболее важной предпосылкой для успешного выполнения программы с точки зрения внедрения современных ресурсосберегающих технологий и размещения дополнительного поголовья. Необходимо ускорить

ввод в эксплуатацию новых животноводческих комплексов в рамках реализации Национального проекта "Развитие АПК": ООО "Совхоз "Рабочий", СПК им. Калягина, СПК "Прогресс", СПК колхоз им. Ленина, ГУП СО "Усинское", ЗАО "Аликор-Трейд", ЗАО "СВ-Повол-жское", ООО "АПК "Красный Ключ", ГУП СО "Областная МТС" и др.

Поддержка овцеводства и козоводства. Программой предусматривается, что увеличение маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей будет достигнуто за счет субсидирования части затрат на их содержание за счет средств областного бюджета и на приобретение племенных овец (ярок до 1 года).

На поддержку селекционно-племенной работы по овцеводству за период 2008-2012 годы будет направлено 12,67 млн руб. в виде субсидий.

Четвертое направление связано с повышением эффективности производства животноводческой продукции. Начиная с 2008 г., область будет субсидировать реализацию молока в размере 2 руб./кг, свинины - 4 руб./кг, говядины - 5 руб./кг при сдаче продукции на перерабатывающие предприятия области. Это мероприятие распространяется как на сельскохозяйственные предприятия, так и на КФХ и ЛПХ.

Кроме этого предприятия будут получать субсидии в расчете на одну голову крупного рогатого скота - при условии роста продуктивности и сохранности поголовья.

В рамках этого направления предусматривается развитие и поддержка потребительской кооперации (сбытовой, обслуживающей, кредитной). Предоставление и субсидирование кредитных ресурсов, помощь в приобретении необходимой техники позволит обеспечить рост производства в секторе ЛПХ, его эффективность.

Последнее направление связано, в основном, с реализацией программных мероприятий по профилактике и ликвидации в области лейкоза крупного рогатого скота с применением элементов ранней диагностики.

В результате планируется достигнуть следующих показателей продуктивности (табл. 2).

Рост производства животноводческой продукции невозможен без решения ряда социальных проблем. Сегодня сельское хозяйство испытывает значительную конкуренцию со стороны города и промышленного производства. Значительный отток работоспособного населения заставляет руководство сельскохозяйственных предприятий не только увеличивать заработную плату, но и решать социальные проблемы (обеспечение жильем, создание социальной инфраструктуры и т.д.) Поэтому в рамках областной программы развития жи-

№ 12 (54), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

37

Таблица 4

План подготовки кадров для сельскохозяйственного производства, чел.*

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 20082012 гг.

Кадры массовых профессий 1230 1230 1230 1230 1230 6150

Специалисты (с высшим образованием) 690 700 673 743 750 3556

Специалисты (со средним специальным образованием) 748 753 541 540 500 3082

Итого: 2668 2683 2444 2513 2480 12788

*- по расчетам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Экономика

вотноводства предусмотрено решение этих проблем (табл. 3 и 4).

Выводы Разработка данной программы является очень своевременной, позволяющей преодолеть негативные тенденции, связанные с производством животноводческой продукции. Возросшее внимание к проблемам агропромышленного комплекса со стороны руководства области позволит в самое ближайшее время говорить о самообеспечении региона сельскохозяйственной продукцией и создании системы продовольственной безопасности отдельного региона.

Литература

1. Личко К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса. - М.: КолосС, 2007. - 286 с.

2. Целевая программа развития приоритетных отраслей животноводства в Самарской области на 2008-2012 гг. -Самара, 2008.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ЗАЯВОК ДЛЯ ГОСЗАКУПОК АГРОПРОДУКЦИИ

М.М. ГАЛЕЕВ,

доктор экономических наук, профессор О.И. КАТЛИШИН,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант, Пермская ГСХА им. Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, качество закупаемой продукции, государственные закупки, методика балльной оценки конкурсных заявок поставщиков, интегрированный показатель качества продукции.

Цель и методика исследований

Цель исследований - разработка методических подходов, рекомендаций по использованию аспектов качества при закупке продукции для государственных нужд и протекционировании интересов отечественных производителей при организации тендеров. В исследовании были применены такие методы, как диа-

лектический, абстрактно-логический, аналитический, сравни-тельный и экономико-математический методы исследования, совокупность которых обеспечила комплексный системный подход к исследованию проблемы.

Нами разработана методика выявления лучшего поставщика с учетом качества поставляемой продукции. Пробле-

Таблица 1

Содержание токсичных веществ в картофеле отечественного и импортного производства

Определяемые компоненты Результаты испытаний Допусти- мые уровни токсич- ности

География производства картофеля

Пермский район Кунгурс-кий район Суксунс-кий район Красно- камский район Голландия

Кадмий, мг/кг Отсутствует Отсутст- вует Отсутст- вует 0,025 Отсутствует 0,03

Свинец, мг/кг 0,2 Отсутст- вует Отсутст- вует 0,2 0,2 0,5

Ртуть, мг/кг 0,009 0,008 Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутствует 0,02

Мышьяк, мг/кг 0,001 0,001 0,001 0,003 0,003 0,2

Нитраты, мг/кг 227 71,7 82,4 68,5 176,9 250

ГХЦГ, мг/кг Отсутствует Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутствует 0,5

ДДТ, мг/кг Отсутствует Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутствует 0,1

Цезий-137 Отсутствует 10 10 16 0,49 120

Стронций-90 Отсутствует Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутст- вует Отсутствует 40

мы качества закупаемой продукции получают новое значение в свете вступления нашей страны в ВТО. В рамках ВТО существует возможность ограничения конкурентоспособности вновь вступающих членов за счет институтов, не прописанных в международных соглашениях. Например, индустриальные страны используют национальные технические нормы и стандарты для ограничения импорта из вступающих в ВТО развивающихся стран. Практически эти требования приводят к сокращению экспортных доходов и занятости вновь вступающих в данную организацию стран.

При вступлении в ВТО Россия берет на себя ряд обязательства по сокращению бюджетной поддержки отечественных товаропроизводителей. Однако усилия государства по обеспечению безопасности и повышению качества отечественной продукции относятся к так называемой зеленой «корзине» и не лимитируются международными соглашениями. Таким образом, в отсутствие прямых дотаций и таможенных барьеров импорту развитие системы качества, контроль за качеством и безопасностью

Worldwide trade organization, quality bought to product, state bulk purchase, methods mark estimations of the competitive demands suppliers, integrated factor quality to product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.