Научная статья на тему 'Программа "Здоровый город" как инструмент формирования человеческого капитала'

Программа "Здоровый город" как инструмент формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1069
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Труфакин В. А., Бабенко А. И.

Программа "Здоровый город" ориентирована на семью и формирование здоровья новых поколений, здоровый образ жизни, здоровье и безопасность (социальная компонента), здоровье и окружающую среду (экологическая компонента), сохранение и развитие человеческого капитала (экономическая компонента). Рассмотрены ее концепция, цель, задачи, критерии, стратегические направления, структура, механизмы реализации и управления. Перспективы развития программы связывают с переходом городского сообщества на критерии здоровья и благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM «A HEALTHY CITY" AS AN INSTRUMENT FOR HUMAN CAPITAL FORMATION

The program "A healthy city" is focused on family and new generations' health formation, healthy lifestyle, health and safety (social component), health and environment (ecological component), preservation and development of human capital (economic component). Its conception, purpose, tasks, criteria, strategic, trends, structure, realization and management mechanisms are considered. Perspectives of the program development are connected with urban association transfer to the population health criteria and well-being.

Текст научной работы на тему «Программа "Здоровый город" как инструмент формирования человеческого капитала»

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2

В.А. Труфакин, А.И. Бабенко

ПРОГРАММА “ЗДОРОВЫЙ ГОРОД”

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ГУ Сибирское отделение РАМН, Новосибирск

Программа “Здоровый город” ориентирована на семью и формирование здоровья новых поколений, здоровый образ жизни, здоровье и безопасность (социальная компонента), здоровье и окружающую среду (экологическая компонента), сохранение и развитие человеческого капитала (экономическая компонента). Рассмотрены ее концепция, цель, задачи, критерии, стратегические направления, структура, механизмы реализации и управления. Перспективы развития программы связывают с переходом городского сообщества на критерии здоровья и благосостояния населения.

Ключевые слова: стратегия оздоровления населения, медико-социальная экспертиза

В последние 10-15 лет во многих странах разрабатываются проекты “Здоровый город”. Направленность таких программ может быть связана с решением различных проблем городского сообщества: формирование безопасной и благоприятной окружающей среды, достойного уровня и качества жизни населения; создание эффективной системы здравоохранения и т. д. Тем не менее главная цель большинства проектов “Здоровый город” - объединить усилия всех сфер жизнеобеспечения территории, привлечь общественность и широкие слои населения к организации здоровой жизни в городе.

Технология формирования оздоровительных программ подобного рода предусматривает следующие этапы: концептуальный, ситуационно-прогнозный, стратегического планирования, структурного моделирования, функционального управления, правового обеспечения, экспертно-оценочный [1, 2]. Направленность программы, ее структура разрабатываются в соответствии с принятой концепцией (цель, задачи, критерии программы), стратегическими направлениями, возможностями задействования различных сфер города.

С учетом концепции Дж. Форрестера [5] город представляет собой динамическую систему, в которой развитие населения, замену поколений необходимо рассматривать в виде потока в социальном пространстве. При этом формирующийся поток поколений людей проходит через три основные компоненты этого пространства: социально-трудовую, социально-культурную и со-ци- ально-экологическую [4]. В зависимости от их приоритета, доминирования в тот или иной период развития городского сообщества определяются стратегия, ее составляющие и действия всех подсистем жизнеобеспечения.

В настоящее время жизнедеятельность подчинена требованиям социально-трудовой компоненты, являясь средством для ее реализации. В этих условиях человеческий капитал подвергается интенсивному использованию, что ведет к значительным издержкам в виде повышенной заболеваемости, инвалидности, смертности и сокращения продолжительности жизни поколе-

ний. Разработка Программы “Здоровый город” в Новосибирске ориентирована на такие базовые ценности городского сообщества, как семья и здоровье новых поколений, здоровый образ жизни, здоровье и безопасность (социальная компонента), здоровье и окружающая среда (экологическая компонента), сохранение и развитие человеческого капитала (экономическая компонента). Стратегические направления оздоровления населения города отталкивались от перспектив развития ситуации в Новосибирске.

Подъем смертности населения и снижение рождаемости обусловили в последние 12-13 лет естественную убыль населения города, составляющую ежегодно 7-10 тысяч жителей. На ближайшие 20-25 лет кардинального изменения характера рождаемости и значительного снижения смертности не предвидится. При этом показатель детности указывает на то, что воспроизводство населения в Новосибирске имеет суженный характер и поколение новорожденных заменяет только на 48-49% поколение родителей. Осложняет ситуацию состояние репродуктивного здоровья, в особенности женщин, потери которого на 30% связаны с абортами, а на 13% - с неадекватным использованием методов и средств контрацепции. Попытка изменить характер воспроизводства через совершенствование системы охраны материнства и детства лишь частично решает проблему. Из поля зрения не только здравоохранения, но и в целом государства выпала семья, которая и обеспечивает реализацию воспроизводительной функции общества. Отсюда, решая стратегическую проблему с воспроизводством здоровья новых поколений, необходимо ориентировать значительную часть развития проекта “Здоровый город” на семейную политику, а в здравоохранении - семейную медицину.

Ежегодно в Новосибирске умирает 5-6 тысяч человек трудоспособного возраста. Особенно высока смертность мужчин, которая в 4 раза превышает таковую у женщин. Основными причинами потерь работающего населения являются травмы и отравления, которые у мужчин обусловливают 39% всех безвозвратных потерь

здоровья, а у женщин-25%. Немалая доля смертности приходится на болезни системы кровообращения (24-27%), а также новообразования, которые яв- ляются причиной смертности женщин 16-54- летнего возраста в 21-23% случаев.

Высокие уровни потерь здоровья населения связаны с заболеваемостью и определяют 1700-1800 и более (на 1000 жителей) обращений в год за медицинской помощью. У детей и подростков более половины общей заболеваемости определяется болезнями органов дыхания. Значительное число обращений за медицинской помощью связано с болезнями органов пищеварения, нервной, мочеполовой систем, травмами и отравлениями, психическими расстройствами, патологией глаза и его придаточного аппарата, кожи и подкожной клетчатки. Взрослое население, в основном, несет потери здоровья по таким классам болезней, как патология органов дыхания и кровообращения (15-17%), травмы и отравления, болезни органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы (по 8-9%).

Дополняет картину потерь здоровья характер инва-лидизации населения. Ежегодно до 30 детей и 80 взрослых из каждых 10 тысяч жителей становятся инвалидами, причем 3/4 из них - инвалиды I и II групп. Основные причины инвалидности у детей - травмы и отравления, врожденная патология, болезни нервной системы и психические расстройства. У взрослых - болезни органов кровообращения, рак, травмы и отравления, заболевания костно-мышечной системы.

В результате комплексной оценки временного характера этих потерь (человеко-годы) было установлено, что в Новосибирске (рис. 1) ведущими являются 4 основные причины: болезни системы кровообращения, с которыми связано 28% потерь здоровья; 17% - травмы и отравления; по 14% - новообразования и болезни органов дыхания; на остальные приходится по 3-5%. Данная структура определяет не только вклад каждого класса болезней в потери здоровья населения, но и приоритеты действий, и возможную оценку эффективности мероприятий программы.

Весь комплекс потерь здоровья населения в результате заболеваемости, инвалидности и смертности не мог не отразиться на величине средней продолжительности

Рис. 1. Удельный вес классов болезней в потерях здоровья на селения Новосибирска в результате заболеваемости, инвалидиза ции и смертности (в %)

жизни населения, которая в Новосибирске за последние 12-13 лет у мужчин снизилась до 60 лет, у женщин - до 73. Изменился уровень жизненного потенциала новосибирцев. В настоящее время только половина его восполняется, остальное - это потери в результате недовосп-роизводства и преждевременной смертности.

Одна из важнейших стратегических задач здравоохранения - решение проблемы охраны здоровья трудовых ресурсов. За последние 10 лет в связи с преобразованиями и изменениями организационно-правовых форм большинства предприятий и организаций, развитием малого и среднего бизнеса на фоне отсутствия экономической заинтересованности и ответственности работодателей за сохранение здоровья работников произошло резкое снижение объемов работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда, медико-социальной и медико-профессиональной реабилитации работников с использованием возможностей лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, санаториев- профилакториев предприятий и организаций за счет средств медицинского и социального страхования и работодателей.

В Новосибирске доля предприятий, пол- ностью соответствующих требованиям безопасности труда составляет лишь 25,5%. Ежегодно около 1000 работников организаций города Новосибирска получают травмы на рабочем месте; 180-190 человек становятся инвалидами в результате трудовых увечий; 30-40 человек гибнут на производстве. Вследствие этого на предприятиях Новосибирска трудовой потенциал в результате неблагоприятных условий труда, недостаточного обеспечения медицинской помощью, отсутствия других поддерживающих сфер сокращается на 10-14 лет, что является лимитирующим фактором использования трудовых ресурсов.

Важнейшим звеном формирования жизненного и трудового потенциала является качественное изменение организации медицинского, социального, психоло-го-педагогического обеспечения детей, активизация здоровьесберегающих технологий в системе общего и дополнительного образования. В результате отсутствия должного внимания к решению этих проблем в настоящее время отмечаются:

- снижение неспецифической резистентности организма учащихся;

- увеличение общей заболеваемости, хрониза-ция патологий;

- рост нервно-психических расстройств;

- нарушения репродуктивного здоровья;

- высокий уровень заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа и вирусных гепатитов.

Многие проблемы здоровья населения связаны с образом жизни. Его характер определяется отношением человека к своему здоровью, здоровью окружающих, питанием, физической активностью, освоением гигиенических навыков, использованием свободного времени для восстановления и поддержания здоровья и т.д.

Отсутствие у населения должного внимания к своему здоровью, неправильный образ жизни являются одним из ведущих факторов запущенности заболеваний, что, по мнению 46% опрошенных вра-

чей, значительно снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения.

Среди других социально-экономических проблем в последние годы нарастает проблема постарения населения. За период с 1979 по 2002 год удельный вес лиц в возрасте 60 лет и старше увеличился с 11,3 до 19,0%. Сегодня более 21% населения города старше трудоспособного возраста; в перспективе ожидается увеличение на 25% и более.

Уровень заболеваемости пожилых людей в 2 раза, а старческого возраста в 6 раз выше по сравнению с уровнем заболеваемости лиц молодых возрастов. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Такая тенденция формирует проблемы не только в соци- ально-экономической ситуации, но и в здравоохранении. В свою очередь, в медицине геронтология и гериатрия находятся лишь на начальном этапе своего становления. Все это усугубляет адекватное функционирование системы здравоохранения и требует соответствующей ее переориентации.

Организация медицинской помощи населению осуществляется за счет ресурсов организаций здравоохранения. Коечная сеть Новосибирска позволяет обеспечивать стационарную помощь практически при всех видах патологии. Осуществляется рациональное распределение специализации коек между муниципальными и областными лечебно-профилактическими учреждениями, а также клиниками научно-исследовательских и лечебных учреждений СО РАМН, Минздрава РФ, кафедрами НГМА. Одним из основных направлений в реорганизации медицинской помощи населению города является перенос объемов помощи из дорогостоящего стационарного звена в амбулаторное. Поликлиники должны развиваться как центры стационарозаменяющих форм лечения (стационары дневного пребывания, стационар на дому, центры амбулаторной хирургии, школы самоконтроля для больных диабетом и др.), диагностические консультативные центры, центры медико-социальной помощи.

Важная проблема связана с необходимостью обеспечения высокоэффективного лечебно-диагностического процесса, для чего потребуются передовые медицинские методики и технологии, современная медицинская техника. Важно не простое наращивание объемов медицинских услуг, а приближение высококвалифицированной медицинской помощи к населению и внедрение современных лечебно-диагностических технологий.

Высокие медицинские технологии являются одной из эффективных точек экономического роста Новосибирска; он может сегодня стать ведущим научно-медицинским центром. Например, организация в Новосибирске Научно-практического центра генодиагностики и иммунокоррекции на базе СО РАМН, в котором могут быть сосредоточены разработка и производство новых тест-систем для диагностики и прогноза развития инфекционных и неинфекционных болезней, а также современных препаратов для профилактики и лечения социально значимых заболеваний, предоставила бы возможность проводить в рамках этого центра доклинические и клинические испытания новых отечественных лекарственных средств, новые способы лечения, основанные на генотерапии, клеточных трансплантационных

технологиях, применении стволовых клеток и трансгенных растений, позволили бы произвести качественный скачок в терапии многих неизлечимых болезней, отказаться от неэффективных и затратных методов их лечения. Таким образом, это дало бы возможность городу стать центром в Сибири, в России по высоким медицинским технологиям и на этой базе “вытягивать” другие нерентабельные, с точки зрения “узкой” экономики, сферы медицинской помощи. В Новосибирске это можно реально развивать, имея такой научный, кадровый и производственный потенциал.

Однако существующие научно-исследовательские разработки в области фундаментальных и прикладных исследований в охране здоровья населения и медицине (такие, как клеточные технологии, сердечно-сосудистая хирургия, лимфо- и иммуносберегающие технологии, психосоматические, профилактические) остаются во многом нереализованными из-за отсутствия средств на их внедрение, а ограниченность финансирования клиник институтов и вузов лишает возможности лечиться в них наиболее сложным больным, т.е. отсутствует внутренний рынок на данные технологии.

Необходимо подчеркнуть, что в комплексных программах “Здоровье” центральным звеном (не по значимости, а по определению направленности действий) является система здравоохранения, в т. ч. медицинская наука, которая, помимо совершенствования оказания медицинской помощи, играет важнейшую роль эксперта, оценивающего работу других подсистем города по сохранению и укреплению здоровья населения.

Важнейшей проблемой медицинской науки, здравоохранения, здоровья людей является неадекватная реализация планов, проектов, технологий и т. п. До настоящего времени все нововведения применяются без должной оценки последствий для здоровья и качества жизни людей в городе. В рамках Программы “Здоровый город” необходимо проводить медико-социальную экспертизу предлагаемых проектов и технологий, затрагивающих систему жизнеобеспечения.

На основе экспертной оценки установлена приоритетность между отдельными подсистемами в охране здоровья населения города с соответствующим временным лагом - ближайшая перспектива (7-10 лет) и общая стратегия на период 20-25 лет. По мнению специалистов, структура основных направлений стратегии в оздоровлении населения Новосибирска на ближайшую перспективу определяется следующим образом (рис. 2):

- обеспечение здорового образа жизни - 38%;

- совершенствование системы здравоохранения -33%;

- улучшение условий труда - 15%;

- охрана окружающей среды - 7%;

- медико-социальная реабилитация и оздоровление населения за счет рекреационных возможностей - 7%.

Реализация этих направлений в предложенной экспертами пропорции основывалась на более быстром получении эффекта в снижении потерь здоровья населения (3-5 лет) и максимальном приближении лечебных и профилактических мер к человеку. Изменение среды, условий труда требует кардинальных решений, и во времени эффект проявляется через 15-20 и более лет. Обеспечение здорового образа жизни, с одной стороны, может определять эффект в течение первых 5-7 лет реали-

зации стратегии (особенно у молодых поколений), с другой - при развитии системы в дальнейшем эффект будет носить постоянный характер.

В этой связи проект “Здоровый город” должен строить свою стратегию, отталкиваясь от процессов взаимодействия с окружающей средой, уклада и образа жизни населения, и стремиться к сбалансированности трех главных подсистем города “Население - Среда - Ресурсы”, рассматривая каждую из составляющих дифференцированно [1,3].

Главной целью программы является повышение качества и продолжительности жизни населения с развитием здоровья новых поколений путем объединения усилий всех подсистем жизнеобеспечения города. При этом важнейшими критериями программы следует признать показатели воспроизводства и потерь здоровья населения в результате заболеваемости, инвалидности и смертности (включая формирование и использование жизненного, трудового и репродуктивного потенциала), продолжительность жизни поколений.

Для этого нужно решить следующие задачи:

1) поставить здоровье населения в ряд приоритетов местной политики;

2) привлечь и включить в работу по улучшению здоровья широкие слои населения и специалистов различного профиля, а также общественные организации;

3) помочь установить новые отношения сотрудничества и партнерства в области оздоровления между предприятиями и организациями города;

4) изыскать и задействовать имеющиеся в городе ресурсы;

5) усовершенствовать деятельность тех городских служб и те направления местной политики, которые связаны со здоровьем населения.

В качестве основы разработки стратегии города следует признать цикл смены поколений (20-25 лет) и определять стратегические позиции, исходя из параметров формирования следующего поколения новосибирцев. На данном этапе разработки проекта “Здоровый город” основными стратегическими направлениями являются:

- создание адекватной системы воспроизводства здоровья новых поколений, материальной и социальной поддержки молодых семей;

- включение жизненного и трудового потенциала населения в экономические процессы с развитием систе-

Медико-социальная реабилитация и оздоровление населения за

Совершенствование системы здравоохранения

33%

Рис. 2. Структура основных направлений стратегии в оздоровлении населения Новосибирска

мы страхования здоровья и медико-профилактической помощи;

- совершенствование организации медицинской помощи и обслуживания лиц пожилого возраста с развитием Геронтологической службы;

- проведение социальной политики по оптимизации санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия городской среды;

- разработка идеологии и реализация программ здорового образа жизни и создание условий для всемерного развития физической культуры, рационального питания, оздоровительного отдыха;

- совершенствование системы подготовки медицинских кадров на всех уровнях и по всем аспектам;

- разработка и реализация высоких медицинских технологий;

- медико-социальная экспертиза планов и проектов, в т.ч. по стратегическому развитию Новосибирска.

На данном этапе реализации стратегии оздоровления населения города (2004-2008 гг.) была принята следующая структура разделов программы:

1. Улучшение состояния окружающей среды и повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения города;

2. Семейная политика, охрана здоровья матерей, детей и подростков;

3. Улучшение условий труда и здоровья работающего населения;

4. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально-значимых заболеваний;

5. Развитие здравоохранения и внедрение достижений медицинской науки;

6. Охрана здоровья лиц пожилого возраста и медико-социальная реабилитация инвалидов.

Данная структура формировалась с учетом разноцелевого характера действий сфер жизнеобеспечения, их приоритета в сохранении и развитии здоровья населения, межотраслевого решения проблем, дифференцированного действия мер на различные категории населения сложившейся системы управления городом.

На данном этапе реализации программы предусматривается объединение и координация усилий администрации города, ее управлений и комитетов, учреждений и ведомств по решению проблем охраны и укрепления здоровья населения города. Важно оценить, насколько реально в существующих условиях предотвратить развитие негативных тенденций. Необходимо изменить психологию руководителей администрации, различных служб и ведомств, работников здравоохранения и других подсистем жизнеобеспечения, населения по отношению к здоровью и пересмотреть возможности оптимального использования ресурсов по оздоровлению населения.

В процессе реализации проекта “Здоровый город” возникает необходимость перехода от сложившегося принципа управления отдельными службами, комитетами, организациями к комплексному решению проблем на территориальном уровне.

На данный момент предусмотрена следующая схема управления программой (рис. 3), где председателем программного комитета является мэр города. Директор Департамента мэрии по соци- альной политике контролирует реализацию мероприятий программы, согласовы-

вая свои действия с Координационным советом. Рабочая группа осуществляет научно-практическое и методическое сопровождение программы с оценкой эффективности реализации мероприятий. Перспектива данного проекта “Здоровый город”, его эффективность будут определяться реальностью перехода городского сообщества на критерии здоровья и благосостояния населения при оптимизации системы жизнеобеспечения в целях развития человеческого капитала.

PROGRAM “A HEALTHY CITY” AS AN INSTRUMENT FOR HUMAN CAPITAL FORMATION

V.A. Trufakin, A.I. Babenko

The program “A healthy city” is focused on family and new generations’ health formation, healthy lifestyle, health and safety (social component), health and environment (ecological component), preservation and development of human capital (economic component). Its conception, purpose, tasks, criteria, strategic, trends, structure, realization and management mechanisms are considered. Perspectives of the program development are connected with urban association transfer to the population health criteria and well-being.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко А.И. Методология разработки стратегии охраны здоровья населения / А.И. Бабенко // Бюл. СО РАМН. 2002. № 1. С. 48-53.

2. Денисов В.Н. Элементы планирования стратегии в охране здоровья населения территории / В.Н. Денисов, А.И. Бабенко // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и пробле-

мы оптимизации структуры здравоохранения: Материалы VI Научн.-практ. конф. (24-25 апреля 2001 г.). М., 2001. Ч. 1. С. 74-76.

3. Труфакин В.А. Медико-демографические проблемы формирования населения Сибири / В.А. Труфакин, А.И. Бабенко // Бюл. СО РАМН. 2001. № 3. С. 60-65.

Председатель программного комитета - мэр города

I :

Директор Департамента мэрии по социальной политике

Г

Рабочая группа

Учреждения, организации, граждане

Рис. 3. Схема управления Программой “Здоровый город”

4. Труфакин В.А. Формирование жизненного потенциала населения Сибири / В.А. Труфакин, А.И. Бабенко, В.Н. Денисов // Бюл. СО РАМН. 2003. № 1. С. 50-52.

5. Форрестер Дж. Динамика города / Дж. Форрестер. Лондон, 1969. 286 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.