Научная статья на тему 'Программа структуризации текстов для работы с виртуальным агентом'

Программа структуризации текстов для работы с виртуальным агентом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING / DIGITAL TUTOR / KNOWLEDGE OF THE DISTRIBUTION NETWORK / TRAINING MATERIAL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рогальский Евгений Сергеевич, Боровик Александр Сергеевич

Программа структуризации текстов для работы с виртуальным агентом обеспечивает подготовку материалов для проектирования электронных учебных курсов, ориентированных на использование цифровых тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM STRUCTURING TEXTS WHEN YOU WORK WITH A VIRTUAL AGENT

Program structuring texts when you work with a virtual agent provides training materials for the design of elearning courses, oriented to the use of digital tutors.

Текст научной работы на тему «Программа структуризации текстов для работы с виртуальным агентом»

Для большинства современных автомобилей конструкции проектируются таким образом, что величины неподрессоренных масс находятся в диапазоне соотношения от 0,8 до 1,2. Такие соотношения будут способствовать колебаниям, при которых колебания передней части автомобиля и задней части автомобиля протекают независимо друг от друга.

В некоторых случаях (например, в тракторах) для обеспечения комфортабельности применяют дополнительную систему упругих и демпфирующих элементов непосредственно под сидением оператора (дополнительная подвеска) [1].

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка).

В качестве компьютерной интеллектуальной поддержки можно пригласить студентов за компьютер, где разработана подпрограмма, позволяющая, например, определять собственные частоты подвесок в зависимости от их конструкции и перераспределения масс. В этом случае у студентов будет развиваться компетенция генерации новых вариантов, так как они наглядно смогут сами оказывать влияние на итоговый результат путем варьирования параметрами по своему желанию.

Блок 8. Резюме.

После проведения «мозгового штурма, в качестве эксперта критикую и вычеркиваю (с объяснением) заведомо «гибельные варианты». После этого коллективно принимаем правильный вариант, который в реальности можно реализовать. При этом стараемся учитывать и финансовую сторону проблемы поставленной

По итогам занятия проводится опрос (возможно и тайный) с целью узнать понравилось ли занятие студентам или нет.

В ходе опытно-экспериментальной работы проведения креативных занятий по системе НФТМ-ТРИЗ будет выявлено положительное влияние предложенных инновационных методов научного творчества на профессиональные компетенции студентов. Также будут выявлены пробелы и недостатки, которые необходимо будет восполнить или устранить для дальнейшего совершенствования курса.

Это позволяет говорить о необходимости дальнейшей перспективной работы по внедрению методом инновационной системы НФТМ-ТРИЗ при преподавании дисциплины «Прикладная теория механических колебаний».

Литература

1. Гусев А.С., Карунин А.Л., Крамской Н.А., Стародубцева С.А., Щербаков В.И. Теория колебаний в автомобиле- и тракторостроении: Учебное пособие. - М.: МГТУ «МАМИ», 2007. - 336с.

2. Зиновкина М.М., Утемов В.В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: htpp://www.cove-nok.ru/concept/2012/12095.htm. - рег. Эл №ФФС 7749965

3. Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. - Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», 1971. - 240с.

задачи.

ПРОГРАММА СТРУКТУРИЗАЦИИ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ВИРТУАЛЬНЫМ

АГЕНТОМ

Рогальский Евгений Сергеевич,

старший преподаватель, Белорусский государственный университет г.Минск Боровик Александр Сергеевич,

студент 4 курса

Белорусский государственный университет г.Минск

PROGRAM STRUCTURING TEXTS WHEN YOU WORK WITH A VIRTUAL AGENT Rogalsky Evgeny Sergeevich, senior lecturer,

Belarusian State University, Minsk Borovik Alexandr Sergeevich student course 4

Belarusian State University, Minsk АННОТАЦИЯ

Программа структуризации текстов для работы с виртуальным агентом обеспечивает подготовку материалов для проектирования электронных учебных курсов, ориентированных на использование цифровых тьюторов.

ABSTRACT

Program structuring texts when you work with a virtual agent provides training materials for the design of e-learning courses, oriented to the use of digital tutors.

Ключевые слова: электронное образование, цифровой тьютор, знание проводящие сети, подготовка материала.

Keywords: e-learning, digital tutor, knowledge of the distribution network, training material

ВВЕДЕНИЕ

Для создания электронных учебных курсов (ЭУК) необходимо разработать доступные инструменты проектирования, которые могут быть использованы широким кругом специалистов в области отечественного образования. На наш взгляд, в качестве такого инструмента может быть предложен многоуровневый последовательно - фреймовый тьютор (МПФТ) [1], который по сути дела инвариантен, то есть не зависит от содержимого, и способен работать с ЭУК самого различного содержания. Суть метода состоит в том, что для обучения последовательно предлагаются модули, которые различны по сложности, размеру, содержанию графических и формально-математических и прочих компонентов. Каждый модуль является своеобразной порцией информации, которую студент должен определённым образом усвоить, причём эту операцию он может реализовать в удобном для себя режиме (под режимом понимается выбор сложности материала, время на его осмысление, поиск искомой информации). В пользовании МПФТ можно выделить повторяющиеся фазы от фрейма (в самом общем случае данное слово обозначает структуру, содержащую некоторую информацию) к фрейму, что наводит на идею создать программу - «движок», обслуживающую каждый одиночный фрейм. Такая программа называется «Программа управления интеллектуальным виртуальным агентом» или, как это принято в статье, описывающей эту программу, Программа управления тьютора. Так, как содержимое фреймов при этом различно, то возникла необходимость решения задачи согласования учебного материала, его структурирование для порционного (по-фреймового) изучения.

Исходя из постановки задачи, следует разработать соответствующие процедуры структурирования файлов, чтобы, в дальнейшем, данная разбивка на фрагменты позволяла студентам последовательно изучать предлагаемые модули. В отличие от тривиального разбиения, наша процедура предполагает ранжирование материала по сложности. Это позволяет студенту работать с доступным для понимания (когнитивным) материалом, что повышает эффективность учебного процесса.

1. Алгоритм структуризации текста:

Так как решение данной проблемы предполагает разработку целого комплекса программ, будем думать о программе структуризации текста в ключе ее совместной работы с программой управления интеллектуальным виртуальным агентом. Основная особенность используемого МПФТ - порционная работа во фреймовом режиме. Программа структуризации должна уметь разбивать материал на блоки (фреймы), а затем переходить непосредственно к структурированию каждого блока.

В каждом блоке, для обеспечения многоуровневого подхода [2], мы должны разделять структурируемый материал по сложности. Определим для нашей программы три уровня сложности: базовый, повышенный и продвинутый (режим лидера). Базовый уровень - содержит основные понятия необходимые для общего понимания изучаемого материала, что, как правило, не требуют глубоких познаний в изучаемом

предмете. Повышенный уровень - более сложный материал, необходимый для углубления понятий, полученных на базовом уровне. И последний, продвинутый уровень - материал для овладения которым требуются знания предыдущих двух уровней, а так же сложные, не всегда очевидные для понимания категории (фрагменты лекции). Во время прохождения ЭУК студенту сначала необходимо ответить на базовый вопрос. Если студент не пройдёт стартовый опрос на базовом уровне, то он будет направляться на повторение материала данного модуля. Такой подход предполагает целостность изучаемого материала, исключает ответы вероятностного характера, и мотивирует студентов на подготовку к занятиям, что, в конечном счёте, повышает качество обучения. Если за начальный вопрос студент получает положительную оценку ему предоставляется выбор между вопросами повышенного или продвинутого уровня сложности. Если студент отвечает на вопрос повышенного или продвинутого уровня, то он получает рейтинговую оценку и ему предлагается для изучения следующий модуль. Далее процедура повторяется.

2. Описание решаемой задачи

Программы, позволяющие структурировать текст, известны и используются на практике. Примером может быть Microsoft Word. Однако, при использовании сторонних приложений, возникает проблема авторских прав и использования лицензии. Все коммерческие решения так же имеют закрытый исходный код, поэтому глубокое интегрирование с программой управления тьютором является нетривиальной задачей. Поэтому целесообразно создать собственное приложение, ориентированное на комплексную работу с программой управления интеллектуальным виртуальным агентом, выполняющее весь необходимый функционал и при этом позволяющее без посредников использовать ее выходные данные в программе управления тьютором.

3. Ключевые этапы алгоритма который исполняет программа

• Разбивка текста на блоки

• Выделение ключевых слов в каждом блоке

• Постановка вопроса к ключевому слову

• Составление ответа на данный вопрос

• Оценка уровня сложности вопроса

На основе алгоритма, краткое описание которого было приведено выше, была разработана программа подготовки учебного материала, для последующего использования совместно с программой управления интеллектуальным виртуальным агентом. Далее будут рассмотрены основные особенности функционирования программы.

4. Описание разработанного приложения

Приложение разработано на языке C# при помощи графической библиотеки Windows Forms. Его размещение предполагается на облачном ресурсе электронной библиотеки университета с целью обеспечения авторских прав и для совместной работы с программой управления интеллектуальным виртуальным агентом, расположенной там же. Адрес расположения на облаке будет получен после оформления Акта внедрения в учебный процесс.

5. Описание программы структуризации текста

На рисунке 1 представлено Главное окно программы структуризации текста, которое является ос-

новным интерфейсом для подготовки материалов лекции. В нём расположен текущий абзац - часть лекции, с которой мы работаем на данный момент (область1).

Рисунок 1 - Главное окно программы

На форме также присутствует поле «Ключевое слово» - поле, для ввода ключевого слова в данном аб-

заце к которому будет поставлен вопрос. Область работы с ключевым словом на рисунке 2 обозначена как «Область 2».

Рисунок 2 - Элемент «Ключевое слово» Элемент «Уровень сложности» - поле, для вы- представленном на рисунке 3 и обозначенном как «Об-бора уровня сложности вопроса, от которого зависит ласть 3». количество набираемых баллов при правильном ответе. Выбор уровня сложности осуществляется в поле

Рисунок 3 - Элемент «Уровень сложности»

Область формы «Вопрос» - это поле для ввода вопроса. Здесь записывается вопрос к ключевому

слову или ко всему абзацу. На рисунке 4 данный элемент программы обозначен как «Область 4».

Рисунок 4 - Элемент «Вопрос»

Область формы «Ответ» - поле для ввода ответа. Здесь записывается эталонный ответ на поставленный вопрос. Студенту необходимо определить в тексте лек-

Кнопки «Предыдущий \ Следующий» - предназначены для осуществления навигации по подготавли-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа структуризации текста решает поставленные сложные задачи, имеет лицензионную чистоту, и работает комплексно с программой управления виртуальным интеллектуальным агентом. Она отличается от аналогичных программных средств ранжированием текстовых выражений, позволяющим, таким образом, ввести в рассмотрение такое понятие как сложность предлагаемого материала, а затем и его оценивание в баллах. Общая оценка, получается, посредством простых арифметических операций, где за счёт цены одного балла рейтинга осуществляется пересчёт

ции правильный ответ и подтвердить свой выбор кликом. Область работы с полем ответа на рисунке 5 обозначена как «Область 5»

ваемой лекции. На рисунке 6 кнопки управления программой «Предыдущий», «Следующий» обозначены как элемент 6 и 7 соответственно.

в оценку по десятибалльной системе. Программа прозрачна при разработке ЭУК, она, совместно с программой управления виртуальным интеллектуальным агентом составляет единый программный комплекс, который, на наш взгляд, позволит существенно увеличить парк ЭУК и внедрить в учебный процесс новые виды электронного обучения, основанные на использовании электронных библиотек, облачных ресурсов, повысить привлекательность дистанционного обучения. За счёт облачных технологий появляется возможность реализации авторских прав разработчиков ЭУК и продвижение их продукции на рынке образовательных услуг.[3].

Рисунок 5 - Элемент «Ответ»

Рисунок 6 - Элемент «Предыдущий \ Следующий»

Актуальность внедрения цифрового обучения постоянно возрастает. Сегодня, в учебной практике мы имеем дело с поколением «e-Leaming»[4], «Аборигенами» и «иммигрантами» цифрового мира [5]. Можно прогнозировать, что подобные разработки будут востребованы, их роль будет постоянно возрастать. ЭУК займут своё место в нашем цифровом образовательном пространстве.

Литература

1. Рогальский Е.С. Облачные технологии и их роль в развитии электронного обучения / Е.С. Рогальский // Научный журнал «Исследования наукограда» № 1 (7), Январь-март 2014-1, с.42-49.

2. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании: монография / Е.С.Рогальский, Е.В.Елисеева, С.Н.Злобина [и др.]; под общ. ред. Н.В.Лалетина; Сиб. федер. ун-т красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. -

Красноярск: Центр информации, 2012. - 220 с.ISBN 978-5-905284-26-7

3. Смолин О.Н. Аналитическая записка и предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, подготовленные рабочей группой Экспертного Совета по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании Комитета Государственной Думы по образованию. /09 октябрь 2008 № 5.2-21/2660 Председателю Правительства Российской Федерации В.В. ПУТИНУ

4. «Поколения» e-Learning. URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/1/1/?id=54. (дата обращения: 05.01.2015)

5. «Аборигены» и «иммигранты» цифрового мира: очно-дистанционный семинар-практикум. URL: http://adu. by/?p=3467. (дата обращения: 25.12.2014)

ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ВИРТУАЛЬНЫМ

АГЕНТОМ

Рогальский Евгений Сергеевич,

старший преподаватель, Белорусский государственный университет г.Минск Щербенок Кирилл Андреевич,

студент 4 курса

Белорусский государственный университет г.Минск

PROGRAM MANAGEMENT OF INTELLECTUAL VIRTUAL AGENT Rogalsky Evgeny Sergeevich, senior lecturer,

Belarusian State University, Minsk Scherbenok Kirill Andreevich student course 4

Belarusian State University, Minsk АННОТАЦИЯ

Инструментальное современное программное обеспечение позволяет создавать электронные учебные курсы из оцифрованных материалов лекций через взаимодействие двух программных модулей. Параллельно решаются задачи экспресс-диагностики, которые позволяют в режиме реального времени улучшить качество обучения.

ABSTRACT

Instrumental modern software allows you to create e-learning courses from the digitized materials lectures through the interaction of two software modules. Parallel to solve tasks of express-diagnostics that allow real time improve the quality of training.

Ключевые слова: Инструментальное программное обеспечение, электронные учебные курсы, оцифрованные лекции, программный модуль, экспресс-диагностика, качество обучения.

Keywords: Instrumental software, e-learning, digitized lectures, software module, express-diagnostics, the quality of training.

ВВЕДЕНИЕ

Создание современных электронных учебных курсов (ЭУК) в настоящее время наталкивается на ряд проблем:

1. Лекторы обладают оцифрованными материалами лекций и значительно реже презентациями. Создавать ЭУК, способные работать под управлением автоматизированных обучающих систем, сочетающих обучающие цифровые технологии и умеющие распараллеливать учебный процесс на уровни сложности, в зависимости от уровня подготовки каждого отдельного студента, они не умеют и как правило не очень сильно хотят этого;

2. Отсутствуют удобные разработанные методики для разработки современных ЭУК;

3. Практикующие Специалисты как правило не осведомлены о современных типах и видах учебных занятий, которые реализуются посредством информационных технологий (веб 2.0) в том числе с использованием интернета и облачных ресурсов.

Исходя из этого можно сформулировать задачи, реализуемые на современном этапе разработчиками ЭУК:

1. Современные ЭУК должны быть ориентированы (приспособлены) на реализацию современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.