Научная статья на тему 'Программа совершенствования рынка труда научных работников Беларуси как условие экономической безопасности ученых'

Программа совершенствования рынка труда научных работников Беларуси как условие экономической безопасности ученых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА НИОКР / LABOR MARKET / SCIENTISTS / STATE PROGRAM / INSTRUMENTS OF REGULATION / INSTITUTIONAL FACTORS / SALARY / INTERNAL COSTS OF R & D

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронецкая Людмила Григорьевна

Объектом исследования является рынок труда научных работников. В работе представлен набор инструментов государственного регулирования данного рынка, выявлены и сгруппированы институциональные факторы функционирования рынка труда научных работников. Выявлены современные вызовы для регулирования рынка труда научных работников Беларуси. Разработан концептуальный подход и практические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования рынка труда научных работников Беларуси. Совершенствование регулирования белорусского рынка труда научных работников рекомендуется проводить путем усиления эксплицитной государственной политики. Это будет выражаться в более явном ее характере, отражении в едином документе, что может быть достигнуто путем разработки отдельной программы. Такая политика повысит качество предложения на рынке труда научных работников за счет положительного отбора и будет способствовать лучшей экономической защищенности белорусских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF IMPROVEMENT OF THE LABOR MARKET OF SCIENTISTS OF BELARUS AS CONDITION OF ECONOMIC SECURITY OF SCIENTISTS

Object of a research is labor market of scientists. In work the tool kit of state regulation of this market is presented, institutional factors of labor market performance of scientists are revealed and grouped. Modern calls for regulation of labor market of scientists of Belarus are revealed. Conceptual approach and practical recommendations about improvement of state regulation of labor market of scientists of Belarus is developed. Improvement of regulation of the Belarusian labor market of scientists is recommended to be carried out by strengthening of explicit state policy. It will be expressed in its more obvious character, reflection in the uniform document that can be reached by development of the separate program. Such policy will increase quality of the offer in labor market of scientists due to positive selection and will promote the best economic security of the Belarusian scientists.

Текст научной работы на тему «Программа совершенствования рынка труда научных работников Беларуси как условие экономической безопасности ученых»

Воронецкая Л. Г. Программа совершенствования рынка труда научных работников Беларуси как условие экономической безопасности ученых // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 100-107.

Voronetskaya L. G. Program of improvement of the labor market of scientists of Belarus as condition of economic security of scientists. Bulletin ofPrikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (82). Pp. 100-107. (In Russ.)

УДК 331.5-057.4:351

JI. Г. Воронецкая

Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь

ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ БЕЛАРУСИ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕНЫХ

Воронецкая Людмила Григорьевна — магистр управления и экономики, заведующий сектором анализа макроэкономической динамики.

E-mail: [email protected]

Объектом исследования является рынок труда научных работников. В работе представлен набор инструментов государственного регулирования данного рынка, выявлены и сгруппированы институциональные факторы функционирования рынка труда научных работников. Выявлены современные вызовы для регулирования рынка труда научных работников Беларуси. Разработан концептуальный подход и практические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования рынка труда научных работников Беларуси. Совершенствование регулирования белорусского рынка труда научных работников рекомендуется проводить путем усиления эксплицитной государственной политики. Это будет выражаться в более явном ее характере, отражении в едином документе, что может быть достигнуто путем разработки отдельной программы. Такая политика повысит качество предложения на рынке труда научных работников за счет положительного отбора и будет способствовать лучшей экономической защищенности белорусских ученых.

Ключевые слова: рынок труда, научные работники, государственная программа, инструменты регулирования, институциональные факторы, заработная плата, внутренние затраты на НИОКР.

L. G. Voronetskaya

The Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus,

Minsk, Republic of Belarus

PROGRAM OF IMPROVEMENT OF THE LABOR MARKET OF SCIENTISTS OF BELARUS AS CONDITION OF ECONOMIC SECURITY OF SCIENTISTS

Voronetskaya Ludmila G. — Master of Management and Economics, Head of Sector of the Analysis of Macroeconomic Dynamics.

Object of a research is labor market of scientists. In work the tool kit of state regulation of this market is presented, institutional factors of labor market performance of scientists are revealed and grouped. Modern calls for regulation of labor market of scientists of Belarus are revealed. Conceptual approach and practical recommendations about improvement of state regulation of labor market of

© Воронецкая Л. Г., 2019

scientists of Belarus is developed. Improvement of regulation of the Belarusian labor market of scientists is recommended to be carried out by strengthening of explicit state policy. It will be expressed in its more obvious character, reflection in the uniform document that can be reached by development of the separate program. Such policy will increase quality of the offer in labor market of scientists due to positive selection and will promote the best economic security of the Belarusian scientists.

Key words: labor market, scientists, state program, instruments of regulation, institutional factors, salary, internal costs of R & D.

Перед разработкой предложений по совершенствованию рынка труда научных работников Беларуси и его государственного регулирования целесообразно провести исследование теоретических основ, учитывающих специфику изучаемого объекта.

Государственное регулирование рынка труда научных работников можно представить как деятельность органов государственной власти, направленную на повышение эффективности функционирования данного рынка в соответствии с целями социально-экономического развития.

Задачами органов государственного управления при регулировании рынка труда научных работников являются:

— формирование нормативно-правового поля;

— снижение трансакционных издержек;

— воздействие на факторы, стимулирующие спрос и предложение;

— создание условий для повышения человеческого капитала ученых;

— предотвращение «утечки умов»;

— обеспечение подготовки научных кадров;

— обеспечение социальных гарантий научным работникам;

— обеспечение безопасности и охраны труда [4, с. 25, 158].

В таблице 1 представлен набор инструментов государственного регулирования рынка труда научных работников в зависимости от направления регулирования.

Таблица 1

Инструменты государственного регулирования рынка труда научных работников в зависимости от направления регулирования1

Направление регулирования Инструментарий государственного регулирования рынка труда научных работников

Спрос на труд — программы, направленные на обеспечение необходимого уровня спроса на труд научных работников; — нормативно-правовое обеспечение контрактации научных кадров; — налоговые льготы и преференции организациям, использующим труд научных работников; — создание единой программы формирования кадрового научного потенциала страны

Предложение труда — создание баз данных всех научных работников государства; — организация подготовки научных кадров, в том числе по конкретным отраслям науки, для конкретных организаций; — расширение перечня аспирантских программ; — планирование целевой подготовки кадров высшей квалификации

1 Собственная разработка на основе [4, с. 210-214].

Направление регулирования Инструментарий государственного регулирования рынка труда научных работников

Стимулирование и оплата труда — нормативно-правовое обеспечение стимулирования ученых; — нормативно-правовое обеспечение оплаты труда научных работников, в том числе дополнительных выплат за ученую степень, ученое звание и др.; — обеспечение свободы организаций, осуществляющих НИОКР, в выборе систем и форм оплаты труда научных работников; — обеспечение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда

Трудовые отношения и социальная защита — развитие системы социального страхования ученых; — организация индивидуального пенсионного страхования ученых; — содействие развитию социального партнерства «работодатель — профсоюз — работник» в сфере науки

Организация труда и занятости — учет трудоизбыточных и трудонедостаточных организаций, осуществляющих НИОКР; — прогнозирование потребности экономики в научных кадрах, в том числе по конкретным областям науки; — контроль соблюдения трудового законодательства

Карьерное продвижение — обеспечение вертикальной мобильности ученых в зависимости от производительности труда; — меры по обеспечению международной мобильности ученых; — контроль миграции ученых и предотвращение «утечки умов»

Данный инструментарий, затрагивая рынок труда научных работников государства, отрасли, региона и внутренние рынки труда научных работников организаций, образует систему с взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, что требует проведения согласованной государственной политики на всех уровнях власти.

Воздействие институциональной среды рынка труда научных работников на функционирование этого рынка происходит опосредованно через отдельные институты рынка труда научных работников, которые можно обозначить как институциональные факторы функционирования данного рынка. С учетом анализа наработок Е. С. Силовой и других исследователей [7], под институциональными факторами функционирования рынка труда научных работников будем понимать наиболее общие параметры институциональной среды рынка труда научных работников либо отдельные институты данного рынка, оказывающие наибольшее влияние на его функционирование. В таблице 2 представлена система институциональных факторов функционирования рынка труда научных работников.

И. В. Корнеевец отмечает, что государственная политика в сфере регулирования рынка труда может быть двух типов:

1) эксплицитной, т. е. закрепленной официальными документами, имеющей явный характер воздействия;

2) имплицитной, составляющие которой комплексно не отражены в едином официальном документе [3, с. 155-156].

Политика на рынке труда научных работников Беларуси является имплицитной. Это связано с тем, что данный рынок является одним из сегментов общего рынка труда, а также с тем, что его функционирование зависит от общей стратегии развития науки. Система регулирования рынка труда научных работников Беларуси состоит из элементов, связанных иерархией. Формальные институты данного рынка также образуют систему, имеют свою иерархию.

Таблица 2

Выявление и группировка институциональных факторов функционирования

рынка труда научных работников1

Группа институциональных факторов Перечень институциональных факторов

Правовые — стабильность законодательства; — уровень защиты прав интеллектуальной собственности; — согласованность нормативных правовых актов, регулирующих рынок труда научных работников; — взаимовыгодные для работодателя и научного работника условия трудового контракта

Регулятивные — отсутствие барьеров для временной миграции с целью проведения совместных исследований с учеными из других стран; — доступ к престижным международным научным журналам; — развитая материально-техническая база для осуществления НИОКР; — развитая информационная база о вакантных научных должностях и потенциальных кандидатах; — справедливость и прозрачность санкций за нарушения в трудовой сфере; — заинтересованность бизнеса в результатах НИОКР; — престиж научно-исследовательского труда и профессии ученого; — уровень доверия государству; — отсутствие коррупционного поведения со стороны государственных органов; — качество работы профсоюзов

Распределительные (финансовые) — уровень государственных расходов на науку и оплату труда научных работников; — справедливый и оптимальный размер налогов на доходы организаций, осуществляющих НИОКР; — справедливый и оптимальный размер налогов на доходы научных работников; — справедливая оплата труда ученых в стране; — простота и прозрачность процедуры получения государственных грантов

Социальные — доступность государственных социальных услуг для научных работников; — достойное пенсионное обеспечение научных работников

Развития человеческого капитала — качество национальной системы образования; — заинтересованность государства в инвестициях в человеческий капитал научных работников

Анализ статистических и других цифровых данных, отражающих динамику показателей рынка труда научных работников Беларуси на современном этапе, позволил выявить следующие вызовы для его государственного регулирования:

— сокращение численности научных кадров;

— старение научных кадров, в том числе с учеными степенями кандидата и доктора наук;

1 Собственная разработка на основе [1, с. 8; 2; 5, с. 155; 6, с. 154; 7; 8, с. 16-17; 9; 10].

— несоответствие структуры научных кадров потребностям инновационного развития;

— уменьшение затрат на НИОКР, что является главной причиной низкой оплаты труда;

— низкая заработная плата научных работников Беларуси, в том числе по сравнению с высокоразвитыми странами и такими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), как Россия и Казахстан;

— низкая дифференциация оплаты труда научных работников, не стимулирующая к качественному труду;

— неравномерность развития региональных рынков труда научных работников;

— низкая престижность профессии ученого.

Низкая привлекательность научного труда приводит к возрастанию вероятности отрицательного отбора на рынке труда научных работников. Решение существующих проблем необходимо начать с государственной политики, направленной на повышения качества институциональной среды рынка труда научных работников Беларуси.

Совершенствование регулирования рынка труда научных работников следует начать с усиления эксплицитной государственной политики на данном рынке. Это будет выражаться в более явном ее характере, отражении в едином документе, что может быть достигнуто путем разработки отдельной программы — Государственной программы совершенствования рынка труда научных работников Беларуси. Это позволит анализировать и решать проблемы в научной сфере, в том числе с кадровым потенциалом в науке, путем их рассмотрения с нового ракурса: с позиции закономерностей функционирования рынка труда научных работников и его государственного регулирования, что повысит объективность при выработке управленческих решений.

В таблице 3 представлен список предлагаемых нами задач и соответствующих им мероприятий, направленных на совершенствование рынка труда научных работников. Предложенные мероприятия направлены на решение проблем рынка труда научных работников Беларуси и повышение кадрового научного потенциала страны, в том числе с учетом интеграционных процессов, связанных с созданием и функционированием ЕАЭС. Необходимо обеспечить на государственном уровне контроль за своевременной реализацией предложенных мероприятий.

Таблица 3

Задачи и мероприятия Государственной программы совершенствования рынка труда научных работников Беларуси1

Задачи Мероприятия

1. Обеспечение финансирования науки на достаточном уровне 1.1) обеспечение уровня общих расходов на НИОКР в размере 2,5 % от ВВП, в том числе за счет привлечения частных расходов;

1.2) расширение практики применения конкурсного механизма финансирования НИОКР при различных способах выделения финансов (прямое финансирование, гранты, льготы, субсидии и др.)

2. Развитие инфраструктуры в сфере науки 2.1) обеспечение технического оснащения научных лабораторий и рабочих мест научных работников на высоком уровне;

2.2) увеличение доступа белорусских ученых к престижным международным научным журналам за счет расширения подписки на них;

2.3) обеспечение наличия достаточного количества национальных журналов по разным отраслям науки, входящих в наукометрические базы данных Web of Science и Scopus

1 Собственная разработка.

Задачи

Мероприятия

3. Повышение престижа профессии ученого

3.1) включение пропаганды преимуществ профессии ученого в образовательные дисциплины вузов (идеология белорусского государства, психология и педагогика высшей школы, методология и методы научного исследования и др.);

3.2) пропаганда науки и профессии ученого в государственных средствах массовых информаций, направленная на увеличение понимания науки населением и интереса к ней (проведение национальных викторин, научно-популярных передач по конкретным областям науки, более интенсивное освещение в СМИ международного научного сотрудничества, деятельности ученых и научных организаций)

4. Повышение оплаты труда и материальной защищенности научных работников, в том числе молодых ученых

4.1) повышение общего уровня оплаты труда в науке для создания в отрасли высокой конкуренции со стороны предложения;

4.2) внедрение института эффективного контракта;

4.3) справедливая оценка труда научных работников, оплата труда в зависимости от результатов;

4.4) повышение материальной заинтересованности профессорско-преподавательского состава в осуществлении руководства научно-исследовательской работой студентов (магистрантов, аспирантов);

4.5) повышение стипендий аспирантам и их дифференцированный размер в зависимости от успешности работы над диссертацией;

4.6) повышение доступности жилья для научных работников за счет жилищных программ, включающих расширение жилищного строительства, в том числе арендного жилья, снижение арендной платы, повышение комфортабельности предоставляемого жилья, обеспечение низких процентных ставок по кредитам на покупку и строительство жилья научными работниками

5. Повышение защищенности ученых старших поколений

5.1) обеспечение научных работников пенсиями, эквивалентными размеру пенсий государственных служащих, за счет высоких дополнительных доплат, формирующих размер пенсий в сфере науки, искусственного повышение индивидуального коэффициента заработка в науке, специальных пенсионных фондов научных работников и др.;

5.2) установление особых контрактных отношений с научными работниками пенсионного возраста, создание для них комфортных условий труда;

5.3) расширение доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению (минимум один раз в год) для научных работников пенсионного возраста

6. Развитие инфраструктуры белорусского рынка труда научных работников

6.1) создание национальной информационной базы о вакантных должностях в сфере науки и потенциальных кандидатах на должности, в том числе с возможностью поиска кандидатов для работы во временных коллективах с целью выполнения совместных проектов (грантов);

6.2) стимулирование присутствия и активности белорусских научных работников в международных социальных сетях для ученых, создание в данных сетях групп научных работников Беларуси

7. Повышение спроса на результаты НИОКР

7.1) расширение существующей практики поощрения частных расходов на НИОКР (предоставление льгот, субсидий);

7.2) повышение информированности бизнеса о перечне услуг, оказываемых научно-исследовательскими организациями, путем проведения специально организованных открытых и закрытых выставок и встреч с потенциальными покупателями результатов НИОКР, размещения на сайте научных организаций перечня потенциальных работ, которые могут быть выполнены для заказчика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи Мероприятия

8. Развитие региональных рынков труда научных работников Беларуси 8.1) повышение позиций крупнейших региональных вузов в национальных и международных рейтингах за счет улучшения их деятельности по ряду значимых параметров, учитываемых в международных рейтингах;

8.2) реализация специальной жилищной программы, позволяющей молодым ученым, работающим в регионах, улучшить свои жилищные условия за счет аренды, строительства и приобретения жилья на максимально льготных условиях, по сравнению с г. Минском

9. Формирование общего рынка труда научных работников стран ЕАЭС 9.1) формированию общей нормативно-правовой базы, регулирующей общий рынок труда научных работников стран ЕАЭС, в том числе контрактные отношения с научными работниками ЕАЭС;

9.2) разработка нормативно-правовых актов на уровне интеграционного образования, регулирующего пенсионное обеспечение научных работников;

9.3) законодательное регулирование обмена аспирантами, прохождения практики аспирантами и распределение выпускников аспирантуры в странах ЕАЭС;

9.4) проведение унификации защиты диссертаций в ЕАЭС, дальнейшее совершенствование взаимного признания ученых степеней и званий;

9.5) разработка совместной стратегии повышения оплаты труда научных работников ЕАЭС, сближение уровня оплаты труда во всех странах интеграционного образования;

9.6) разработка совместной стратегии по взаимовыгодному использованию кадрового научного потенциала ЕАЭС и предотвращению негативных миграционных процессов для какой-либо из стран ЕАЭС

10. Стимулирование международного научного сотрудничества 10.1) расширение существующей практики проведения совместных исследований с учеными других стран, международных форумов, конференций, летних школ и т. п., поощрение участия белорусских ученых в международных научных мероприятиях;

10.2) повышение информированности научных работников Беларуси о международных грантах и научных проектах путем размещения информации о них в открытых источниках, доведения данной информации через ответственных лиц

Реализация предложенных мероприятий усилит конкуренцию на рынке труда научных работников Беларуси со стороны предложения и будет способствовать положительному отбору на данном рынке за счет вытеснения низкоквалифицированных научных кадров и их перелива в другие сферы экономики. Предложенные мероприятия будут способствовать и предотвращению миграции за рубеж лучших ученых. Предлагаемая политика направлена также на обеспечение экономической безопасности белорусских ученых, она будет способствовать их лучшей экономической защищенности за счет более высокой оплаты труда.

Таким образом, разработан концептуальный подход и практические рекомендации по совершенствованию государственного регулирования рынка труда научных работников Беларуси. Совершенствование государственного регулирования рынка труда научных работников рекомендуется проводить путем усиления эксплицитной государственной политики на данном рынке, а также повышения качества предложения, для чего потребуется:

— обеспечение финансирования науки на достаточном уровне;

— развитие инфраструктуры в сфере науки;

— повышение престижа профессии ученого;

— повышение оплаты труда научных работников, в том числе молодых ученых;

— повышение защищенности ученых старших поколений;

— развитие инфраструктуры рынка труда научных работников Беларуси;

— повышение спроса на результаты НИОКР;

— развитие региональных рынков труда научных работников Беларуси;

— формирование общего рынка труда научных работников стран ЕАЭС;

— стимулирование международного научного сотрудничества и др.

Практическая значимость предложенных разработок состоит в том, что они могут

найти применение при реализации политики в области науки и инноваций, включающей регулирование белорусского рынка труда научных работников.

Библиографический список

1. Государственное регулирование институционального развития экономики Беларуси / Т. В. Садовская и [др.]; под науч. ред. Т. В. Садовской; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. Минск : Беларуская навука, 2017. 299 с.

2. Иванова Н. А. Поведение домохозяйств на рынке труда в трансформационной экономике : препринт / Бузулук. гум.-технолог, ин-т (филиал) ОГУ. Оренбург : ОГУ, 2012. 81с.

3. Корнеевец И. В. Государственная политика формирования, накопления и использования человеческого капитала: механизм и приоритеты реализации. Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития : материалы IX Междунар. науч. конф. (Минск, 16-17 окт. 2008 г.). В 4 т. Т. 2 / редкол.: С. С. Полоник [и др.]. Минск : НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2008. С. 154-160.

4. Маковская Н. В. Внутренние рынки труда: методология, формы регулирования и условия эффективного функционирования в Республике Беларусь. Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2008. 272 с.

5. Рябов И. В., Смирнова О. О. Агапова Е. В. Подходы к оценке влияния институциональных факторов на экономический рост [Электронный ресурс] // Бизнес в законе. 2013. № 5. С. 152-156. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-otsenke-vliyaniya-institutsionalnyh-faktorov-na-ekonomicheskiy-rost.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

6. Садовская Т. В., Моторина О. И. Институциональные аспекты экономического развития Беларуси и Китая // Проблемы сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза: материалы Второго белорус.-кит. гум. науч. форума (15-17 июня 2017г., г. Минск) / Ин-т экономики HAH Беларуси. Минск : Право и экономика, 2017. С. 152-160.

7. Силова Е. С. Качество институциональной среды и его влияние на экономический рост : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2007. 23 с.

8. Система экономических институтов Республики Беларусь / А. Е. Дайнеко [и др.] ; под общ. ред. А. Е. Дайнеко ; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. Минск : Беларуская навука, 2015. 279 с.

9. Сухарев О. С. Институциональная теория экономического роста: основные императивы // Журнал экономической теории. 2015. № 3. С. 185-202.

10. Терещенко Д. С. К вопросу о количественной оценке институциональных факторов экономического роста // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 413-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.