Научная статья на тему 'Программа репатриации сахалинских корейцев общества Красного Креста Республики Кореи и Японии'

Программа репатриации сахалинских корейцев общества Красного Креста Республики Кореи и Японии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2092
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ЯПОНИЯ / ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / САХАЛИНСКИЕ КОРЕЙЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пак Алина Геховна, Савкович Евгений Владимирович

В статье рассматривается история создания программы репатриации сахалинских корейцев, которая была организована Обществом Красного Креста Республики Кореи и Японии. Разбираются предпосылки и причины появления программы. Подробно анализируются основные цели, задачи и результаты программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа репатриации сахалинских корейцев общества Красного Креста Республики Кореи и Японии»

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

ОСВОЕНИЕ ПРИЕНИСЕИСКОИ СИБИРИ: ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

THE DEVELOPMENT OF PRENISEUS SIBERIA: HISTORY AND CULTUROLOGY

УДК 94(5)

ПРОГРАММА РЕПАТРИАЦИИ САХАЛИНСКИХ КОРЕЙЦЕВ ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ И ЯПОНИИ

Пак Алина Геховна, студент I курса магистратуры, факультет исторических и политических наук (ФИПН), кафедра востоковедения, Национальный

исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ);

Савкович Евгений Владимирович, доцент, доктор исторических наук, факультет исторических и политических наук (ФИПН), кафедра востоковедения, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ)

Аннотация: В статье рассматривается история создания программы репатриации сахалинских корейцев, которая была организована Обществом Красного Креста 41 Республики Кореи и Японии. Разбираются предпосылки и причины появления программы. Подробно анализируются основные цели, задачи и результаты программы. Ключевые слова: Республика Корея, Япония, Общество Красного Креста, Сахалинские корейцы.

THE PROGRAM OF REPATRIATION OF THE SAKHALIN KOREANS OF THE RED CROSS SOCIETY OF THE REPUBLIC OF KOREA AND JAPAN

Alina Pak, the student of 1 course of a magistracy, Department of historical and political Sciences (FPN), Department of Oriental studies, national research Tomsk state University (NR TSU); Evgeny Savkovich, associate Professor, Doctor of Historical Sciences, faculty of historical and political Sciences (SPF), Department of Oriental studies, national research Tomsk state University (TSU)

Abstract: The article discusses the history of the creation of a repatriation program for Sakhalin Koreans, which was organized by the Red Cross Society of the Republic of Korea and Japan. The article deals with the background and causes of

the program. The main goals, objectives and results of the program are analyzed in detail. Keywords: Republic of Korea, Japan, Red Cross Society, Sakhalin Koreans.

Российская Федерация, как и ее исторические предшественники, является полиэтничным государством. В современной России насчитывается почти 200 народов, одним из которых являются корейцы. На данный момент на территории России и стран СНГ проживает около 500 тысяч людей корейской национальности. Все они потомки корейцев, исконно проживавших или переселившихся в 1860-х годах на российский Дальний Восток из северных регионов Кореи. Впоследствии этих корейцев стали называть «Корё-сарам». Также на территории Сахалинской области проживает около 50 тысяч корейцев. Но почти все они потомки корейских рабочих, которые были насильственно привезены для тяжелых физических работ в 1905-1945 годах на Южный Сахалин и носят название «Сахаллин хангугин», что значит дословно с корейского языка Сахалинские корейцы. Сахалинские корейцы являются частью Корё-сарам, но при этом их истории появления на русской земле полностью отличается друг от друга, что не могло не повлиять на становление культуры, образа жизни и т.п.

По условиям Портсмутского мирного договора 1905г. Россия оставила сферу влияния над Кореей за Японией. Также с 1905 по 1945 год южная часть острова Сахалин отошла во владение японскому правительству, и носило название префектура Карафуто. Более 20 лет японцы насильственно привозили корейское население на остров как рабочую силу и эксплуатировали их в самых ужасных условиях.

После второй мировой войны, когда закончилась репатриация японцев с Сахалина (все японцы были вывезены с острова к началу 1950-х годов) на Сахалине насчитывалось более 42 тысяч лиц корейской национальности. У многих из них на родине остались семьи и они хотели вернуться домой, но в то время правительство СССР создавало искусственные барьеры т.к. советские власти не хотели отпускать рабочие руки с острова. Необходимо отметить, что 1945-1953 гг. было очень

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

42

тяжелое время для корейского полуострова. На тот момент новообразованным государствам не было дела до проблем сахалинских корейцев.

Спустя некоторое время, когда сахалинские корейцы смогли свыкнуться с новыми условиями жизни на острове при советской власти, они начали требовать, чтобы японское правительство ответило за их морально-духовные и физические страдания во времена префектуры Карафуто. Главными

требованиями были: выплатить полную денежную компенсацию и вернуть все вклады, которые их заставили сделать во время проживания на Карафуто. А также получить незамедлительную возможность

репатриироваться в Корею. Ответ Японского правительства был краток: «Согласно Сан -Францискому мирному договору 1952 года, корейское население потеряло японское подданство и поэтому Япония не признает за собой никакой ответственности». Но к моменту начала репатриации японцев в 1946 году сахалинские корейцы еще оставались японскими подданными и должны были подлежать вывозу с острова. В договоре заключенном между Японией и Республикой Кореи 1965 года утверждается, что обе стороны пришли к окончательному решению по поводу всех вопросов, включающих в себя: вопрос о взаимном имуществе, вопрос о правах обоих государств, а также о правах юридических и частных лиц. Это означает, что вопросы о дальнейшей судьбе сахалинских корейцев рассмотрены и решены. И по этой причине Япония не должна нести ответственности за них. На тот момент Республика Корея, которая лишь недавно была основана, подтвердила данное решение. В Конституции Южной Кореи прописано, что корейцы, находившиеся за рубежом в момент провозглашения Республики Корея, не могут являться ее гражданами.

После отказа японского правительства и «предательства» со стороны РК сахалинские

корейцы отправляли различные письма в МИД СССР, обращались в советское правительство с просьбой о помощи репатриации на родину, в Японию и в Общества Красных Крестов разных стран. Многие пытались добиться своих прав вне организаций и действовали

индивидуально.

Одновременно с этим на Сахалине и в Японии стали создаваться общества по проблемам сахалинских корейцев. Например одним из самых значимых фигур того времени можно назвать Пак Но Хак, который покинул Сахалин в январе 1958 году со своей супругой-японкой и стал проживать в Японии. В Японии Пак Но Хак с двумя переселившимися корейцами И Ы Паль и Сим Ки Соп стали продвигать движение за репатриацию брошенных корейцев на Сахалине. Их усилиями 6 февраля 1958 года было создано Общество по репатриации интернированных сахалинских корейцев, руководителем которого стал Пак Но Хак. Через некоторое время этот союз был переименован в «Ассоциацию Сахалинских Корейцев проживающих на территории Японии». Деятели этой ассоциации старались привлечь к ответственности правительство Японии и РК и добиться решения проблемы репатриации оставшихся на Сахалине корейцев. О деятельности Пак Но Хак узнали и на Сахалине. В ассоциацию стали поступать многочисленные письма с просьбой об оказании помощи разделенным корейским семьям. Летом 1966 года в ассоциации насчитывалось 7000 заявлений корейцев, которые хотели переехать в Южную Корею или даже в Японию, чтобы стать одним из членов Ассоциации Сахалинских Корейцев. Пак Но Хак, как глава ассоциации и должностное лицо, передал все заявки и списки в правительство РК, Японии и СССР.

Первые переговоры между обществами Красных Крестов СССР и Японии состоялись лишь 16 мая 1973 года в Москве. Член советского Красного Креста подтвердил согласие правительства СССР на право выезда из страны сахалинским корейцам, только если у них есть японская въездная виза. Премьер-министр Японии Танака во время заседания в Москве лично передал заявления и список сахалинских корейцев, которые хотят покинуть СССР. Советская сторона ответила, что рассмотрит данную проблему в ближайшее время.

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

43

Уже в мае 1975 года, так как от правительств трех стран не поступило ни одного окончательного решения, сахалинские корейцы решили действовать сами. Началась подготовка для предъявления иска сахалинских корейцев к японскому правительству. Одними из инициаторов, по письменной просьбе сахалинских корейцев, выступила группа японских адвокатов, истцами же представились сахалинские корейцы первого поколения: Ли Док Рим (61 года), Ом Су Гап (73 лет), Ли Чхи Мён (64 лет) и Чжо Кен Гу (53 лет).

Японии были предъявлены те же требования от сахалинских корейцев, но в этот раз все происходило в рамках судебных разбирательств. Это дело длилось целых 15 лет и завершилось 15 июня 1989 года. Суд был вынужден закрыть его без вынесения приговора из-за смерти некоторых истцов. Даже несмотря на то, что суд не смог признать ничью сторону выигравшей, он принес большую пользу. После окончания суда на заседании парламента министр иностранных дел Японии признал моральную ответственность японского правительства за непозволительное отношение к брошенным корейцам. С этого официального признания начался ряд активных действий для оказания гуманитарной помощи в репатриации корейцев. Общества Красных Крестов Японии и РК начали работать сообща и искать компромиссные решения данной проблемы и создали «Совместную организацию по оказанию помощи корейцам, проживающим на Сахалине».

СССР и РК пришли к решению, что им необходимо воссоздать дипломатические отношения, и 20 октября 1991 года представители обеих стран сели за общий стол и подписали договор о поддержания официальных отношений. Благодаря подобному договору действия определенных организаций и частных лиц стали более эффективными, что не могло не принести свои плоды. Например, в южной провинции РК Кенсанбукто в 1993 году был построен «Дэчан янновон», т.е. «дом престарелых». Данный комплекс домов был построен на личные средства кореянки О Ги Мун, проживающей в Японии. И уже в 1994 году в мае первые 45 престарелых одиноких сахалинских корейцев были заселены туда. В настоящее время в «Дэчан янновон» проживает около 70 человек, и содержание данной организации взяло на себя Общество Красного Креста Республики

Корея. Также в провинции Канвондо был построен «Дом любви», куда были репатриированы корейцы со всего Приморского края, и в том числе, из Сахалинской области.

Стоит отметить деятельность

Сахалинской Областной Общественной Организации Разделенных Семей Сахалинских Корейцев (СООО РССК), находящаяся в городе Южно-Сахалинск. Данное общество возникло в 1989 году по инициативе доктора экономических наук, профессора ЮжноСахалинского государственного педагогического института Бок Зи Коу и было призвано решать проблемы корейской диаспоры, проживающей на Сахалине. Вокруг Бок Зи Коу была сформирована группа единомышленников, решивших создать на Сахалине Общество разделенных семей по содействию организации встреч родственников, проживающих в Японии и Корее. В первые годы существования Общества, сотрудниками велась ежедневная и кропотливая работа по составлению списков разыскиваемых родственников, велись переговоры об устройстве немощных стариков в построенные в Кореи дома престарелых. Решались вопросы о возможности выезда корейцев старшего поколения на постоянное проживание в РК, обсуждались варианты о финансовой компенсации пострадавшим, обращались с письмами к сахалинским властям о выделении земельного участка под строительство здания с гостиницей. Благодаря непосильному труду данной организации 14 декабря 1989 года была осуществлена первая поездка сахалинских корейцев по схеме «групповые рейсы» в Республику Корея через город Ниигата (Япония). 23 корейца первого поколения смогли снова оказаться на своей родине, посетить родные места и повидаться с родственниками. 3 января 1991 года состоялся телемост в прямом эфире организованный Южно-корейской телекомпанией КBS и

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

44

советским ГТРК «Сахалин» для членов разделенных сахалинских корейских семей.

В 1993 году на Сахалине представители из Южной Корее попытались провести социологический опрос среди корейцев Сахалина, но местные власти, а также российский МИД высказались против этой затеи. Однако весной 1997 года опрос был все-таки проведен совместно со статическим управлением Сахалинской области, но по каким-то причинам результаты не были обнародованы. Представителей из Южной Кореи интересовал вопрос, сколько сахалинских корейцев хотят переехать жить в Южную Корею и на каких условиях. По неофициальным данным, только пять тысяч сахалинских корейцев выразили желание переехать, и в основном это были пожилые люди, которые родились в Корее и власти обещали предоставить им все условия для комфортного проживания в РК.

25 ноября 1994 года на совместном заседании глав Ассоциации сахалинских корейцев и Совета старейшин были окончательно рассмотрены и приняты новые требования по оказании помощи Сахалинским корейцам:

1. Сахалинских корейцев, родившихся до 1945 года, считать представителями первого поколения, и им обязаны выплатить компенсацию.

2. Сахалинских корейцев, родившихся после 1946 года, считать представителями второго поколения.

3. Репатриацию в Республику Корея стоит проводить поэтапно и в соответствии с возрастом. С самого начала отправить на родину корейцев, рожденных до 1945 года, в сопровождении семьи. Место проживания должен выбрать сам репатриируемый. Жилище должно предоставляться в личную собственность. Представители первого поколения должны быть обеспечены пожизненно, также им должны предоставить медицинское обслуживание. На следующем этапе на таких же условиях должна быть произведена репатриация второго поколения сахалинских корейцев. Все необходимые расходы должно взять на

себя правительство Японии в счет компенсации.

4. Правительство России должно разрешить вывезти в Республику Корея все денежные средства, вырученные от реализации имущества и выплатить пенсию в полном объеме после переезда.

5. Тем, кто не желает покидать Сахалин, выплачивать ежемесячную компенсацию в размере 10 миллионов иен.

6. Советское правительство должно дать согласие и денежные средства на постройку корейской школы и культурного центра в городе Южно-Сахалинск для национально-культурного возрождения корейского народа на острове.

7. Правительство России и РК должны принять закон о двойном гражданстве для сахалинских корейцев.

В конечном итоге многократные переговоры между министрами Японии, России и Президента РК Ким Ен Сама дали свой результат.

Был создан пилотный проект, на который японское правительство через общий Красный Крест РК и Японии выделил 3 миллиарда 26 миллионов йен. Большая часть этих денег пошла на строительство постоянного места жительства для сахалинских корейцев в РК, в таких городах, как Ансан, Инчхон, Пусан и т.д. В 1999 году был построен микрорайон «Кохян маул» из двух административных и восьми жилых зданий в городе Ансан. Пенсионеры получили квартиры, рассчитанные на репатрианта и его супруга или супруги. За выехавшими на историческую родину в течение 5 лет сохраняется гражданство России, они в любой момент они могут вернуться к своим близким.

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

45

В феврале 2000 года в Ансан было репатриировано около 1000 корейцев с острова. Немалая часть денег ушла на ежемесячные пенсии, а также на оплату проезда один раз в два года на Сахалин для встречи с родственниками, которые не смогли или не захотели переехать. Оставшиеся на Сахалине дети и внуки представителей первого и второго поколения не получили никакой компенсации, что, на данный момент вызывает наибольшее возмущение. Сахалинские корейцы продолжали добиваться разрешения на переселение в Южную Корею не только тех, кто родился в Корее, но и всех членов семьи. Также сахалинские корейцы требуют, чтобы японское правительство вернуло им сбережения и средства добровольного страхования вместе с процентами по ним в размере 180 млн. иен, которые были накоплены их отцами и дедами в 1930-1940-е годы. Еще со времен японской оккупации юга Сахалина эти

может идти речь, - строительство корейского культурного центра в Южно-Сахалинске, на которое японское правительство еще три года назад выделило 5 млн. долларов». Насчет сбережений сахалинских корейцев японский консул сказал, что «по закону право на получение сбережений, хранящихся в японском банке, имеют лишь сам накопитель или же его поручители при наличии соответствующих документов и письменных просьб о выплаты. К сожалению, тех, кто делал эти взносы, уже нет в живых, и они не оставили своим детям никаких поручений. Поэтому разрешить проблему очень трудно». Как вариант Есихида Курода предложил возможность создания специального фонда на основе этих сбережений и процентов по ним. Однако сахалинские корейцы задаются вопросом, почему правительство Японии считает нормальным единолично распоряжаться деньгами, которые корейские рабочие в

сбережения находятся в японском банке города Отару.

А также сахалинские корейцы выдвигают требование в постройке благоустроенного жилья для тех, кто решил остаться на Сахалине со своей семьей. Генеральный консул Японии Есихида Курода заявил, что его страна не признает «ответственности за возвращение на историческую родину всех выходцев с Корейского полуострова, потерявших японское подданство». А также, что «японское правительство не обязано выплачивать компенсацию и возмещать убытки всем сахалинским корейцам. Единственное, о чем

принудительном порядке перечисляли в японский банк. С начала существования пилотной программы и до 2010 года было репатриировано около 3 тысяч сахалинских корейцев в возрасте 65-75 лет. По результатам интервьюирования, проведенного в 2012 году в корейском городе Пусан, большинство репатриированных (76%) не испытывало материальных трудностей, но по приезду в РК столкнулось с рядом социально-общественных проблем. Сахалинские корейцы должны были привыкнуть к новому общественному строю и к иной системе общественных отношений. Одной из главных проблем было частичное незнание языка. Многие корейцы с Сахалина

The Newman In Foreign Policy № 47 (91), апрель -май 2019 г.

46

владели корейским языком не в совершенстве, не знали многих слов, особенно современных, а также многие не умели грамотно писать. Специально для них в каждом районе, где проживают сахалинские корейцы, были открыты бесплатные кружки по изучению корейского языка. Помимо этих кружков постоянно проводят различные развлекательно-образовательные мероприятия и экскурсии для стариков. Всем без исключения предоставляется полное медицинское обслуживание и лечебные процедуры в больницах Кореи, а также все необходимые медикаменты. Все расходы берет на себя фонд Красного Креста РК. Сахалинские корейцы получают ежемесячную пенсию и дополнительно некоторые материальные блага в виде мешка риса, фруктов, овощей, кухонных или ванных принадлежностей и т.п. Сами жители Южной Кореи с понимание относятся к репатриантам с Сахалина, но некоторые южнокорейцы завидуют, так как считают, что сахалинские корейцы приехали на все готовое и к тому же получают пенсию, которая, по сути, равна социальному пособию. Ведь многие южнокорейцы, проработав всю жизнь, не могут позволить себе квартиру и не имеют пенсии. Но мало, кто знает, что переселение сахалинцев осуществляется на средства японского правительства, а не из казны РК. В 2014 году газета «Korea Times» опубликовала статью о том, что программа репатриации сахалинских корейцев, насильственно вывезенных на Карафуто, подходит к концу. В том же году Общество Красного Креста РК подтвердило, что первое поколение полностью будет репатриировано в 2015 году. По данным «СООО РССК», в настоящее время по пилотной программе с Сахалина в Корею переехало в общей сложности 4 тысячи 189 корейцев. Некоторые из них уже умерли, и были похоронены в Корее, а некоторые не смогли ужиться в Корее, и вернулись на остров. Однако три тысячи сахалинских корейцев по сей день живут в Корее и получают поддержку правительства в соответствии с государственным

законодательством.

Список источников и литературы:

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик

отдельных национальностей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Электрон. журн. -

URL: http ://www. gks.ru/free_doc/new_sit e/perepis2010/croc/results2.html

2. Рю Хакку. Корейцы в Японии // Расы и народы.- М.: 1974. - С. 202.

3. Вок М. К вопросу о проблемах сахалинских корейцев // Нам жизнь дана. - Ю-С.: 1989. -С.223.

4. Конституция Республики Корея [Электронный ресурс]//МИРА. -Электрон. журн. - URL:

http ://worldconstitutions.ru/?p=3 5 (дата обращения: 21.04.18).

5. Ким Е.В. К вопросу о возвращении граждан на Корейский полуостров [Электронный ресурс]// Корё сарам. -Электрон. журн. - URL: http://koryosaram.blogspot.ru/2013/03/bl og-post_23.html (дата обращения: 22.05.18).

6. Подпечников В.Л. О репатриации корейского населения с территории Южного Сахалина и Курильских островов. Ю-С: 2003. -С. 260

7. Кан Вон Сик. Россия и Корея на пороге XXI века. - М.: КОРОС, 1999. - С.-330.

8. Репатриация сахалинских корейцев на родину: история и проблемы [Электронный ресурс]// СИАА. -Электрон. журн. - URL: http://www.siaa.ru/?pg=2&id=127088&ty pe=2&page=0&hd=4 (дата обращения: 23.04.18).

9. Ли Сун Дин. СООО РССК 20 лет. Ю-С: 2009.

10. Газета Сэ Корё синмун [Электронный ресурс]//Архив Сэ Корё синмун. -Электрон. журн. - URL: http ://www. arirang.ru/archive/sks/content _sks.htm?utm_medium=cpc&utm_source =SakhalinBiz&utm_campaign=se-korea-sinmun (дата обращения: 17.04.18).

11. Такаги Кэнити Сахалин и послевоенная ответственность Японии. - Токио: 1990. С. - 80.

12. Korea Times[Электронный ресурс]// SakhalinMedia. - Электрон. журн. -URL:

http ://sakhalinmedia. ru/news/politics/repa triatsii-sahalinskih-koreytsev ko.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.