Научная статья на тему 'Программа развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Башкортостан'

Программа развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / THE WORLD TRADE ORGANIZATION / STRATEGIC IP MANAGEMENT / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INTANGIBLE ASSETS / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов Н. Т., Сулейманов А. Н.

Предложена Программа развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Башкортостан, основной целью которой в области инновационной политики является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий инновационной деятельности, обеспечивающих конкурентоспособность промышленной продукции республики в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAMME FOR THE DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The Programme for the Development of the Intellectual Property Market In the Republic of Bashkortostan Is put forward. The major goal of the Programme In the area of Innovation policy Is to create favorable economic, legal and Institutional conditions for Innovative activity that ensure the competitiveness of Industrial products of the Republic of Bashkortostan In order to lift the economy, Improve production efficiency and solve social problems.

Текст научной работы на тему «Программа развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Башкортостан»

УДК 37Б

г

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

THE PROGRAMME FOR THE DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

© Н.Т. Сулейманов,

доктор технических наук, научный руководитель «Центра поддержки технологий и инноваций (ИБО - ЦПТИ) ВОИС* эл. почта: [email protected]

А.Н. Сулейманов,

исполнительный директор Института интеллектуальной собственности и сертификации, руководитель ИБО - ЦПТИ ВОИС.

Предложена Программа развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Башкортостан, основной целью которой в области инновационной политики является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий инновационной деятельности, обеспечивающих конкурентоспособность промышленной продукции республики в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, всемирная торговая организация, стратегическое управление ИС, инновационная инфраструктура, нематериальные активы, объекты интеллектуальной собственности

© N.T. Suleimanov, The Programme for the Development of the Intellectual Property

A.N. Suleimanov

Market in the Republic of Bashkortostan is put forward. The major goal of the Programme in the area of innovation policy is to create favourable economic, legal and institutional conditions for innovative activity that ensure the competitiveness of industrial products of the Republic of Bashkortostan in order to lift the economy, improve production efficiency and solve social problems.

Key words: intellectual property, the World Trade Organization, strategic IP management, innovation infrastructure, intangible assets, objects of intellectual property

Современный уровень развития мировой постиндустриальной экономики в основном определяется результатами инновационной деятельности. Для инновационного бизнеса важно уметь превращать научно-технический инновационный потенциал в производственный, а затем и в коммерческий результат в соответствии с основными этапами инновационного процесса. При этом основным инструментом инновационных преобразований становится интеллектуальная собственность (ИС).

Интеллектуальная собственность входит в сферы национальных интересов России, которые определены Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от

17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ №24 от 10 января 2000 г.).

Процесс охраны ИС составляет небольшую часть общих расходов на коммерциализацию инновационных технологий, но ее роль в финансовом успехе предприятия является решающим.

Коммерческая значимость ИС, риски, затраты на исключительные права, нарушение прав третьих лиц обусловливают актуальность решения задач стратегического управления интеллектуальной собственностью.

Задачами стратегического управления ИС являются:

— систематизация и анализ использования ИС;

* Всемирной организации интеллектуальной собственности.

— выявление избыточных и необходимых объектов ИС;

— определение форм и методов правовой охраны объектов ИС;

— определение доминирующего объекта

ИС;

— осуществление правовой охраны ИС;

— коммерциализация ИС;

— пресечение нарушений исключительных прав.

Промышленно развитые страны — мировые технологические лидеры рассматривают возможности патентной системы в качестве одного из важнейших факторов формирования высокой доли добавленной стоимости за счет использования результатов интеллектуальной деятельности. Именно наличие ИС в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности.

В Республике Башкортостан развивается инновационная инфраструктура (технопарки, территориальные кластеры), однако интеллектуальная собственность, полученная по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ активно не используется. Создана законодательная основа инновационной деятельности, но она не соответствует современным требованиям участников инновационного процесса в условиях ВТО. До сих пор не существует единая государственная политика в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности объектов ИС.

Основная цель Программы в области инновационной политики - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий инновационной деятельности, обеспечивающих конкурентоспособность промышленной продукции республики в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.

Республика Башкортостан обладает значительным научным и научно-тех-

ническим потенциалом и имеет все возможности для увеличения национального дохода за счет продуктов интеллектуальной деятельности. Однако в действительности поступательного увеличения национального продукта не происходит вследствие отсутствия эффективной системы, правовой защиты, передачи и использования интеллектуальной собственности; неконтролируемой утечки за пределы региона наиболее ценных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, некомпетентности производителей продукции в вопросах правовой охраны своего труда, несовершенства механизмов финансирования, налогообложения, кредитования разработки и внедрения конкурентоспособных импортозаменяющих изделий.

Цель Программы:

— Разработка и реализация единой, научно обоснованной государственной политики Республики Башкортостан в области интеллектуальной собственности.

— Принятие комплекса мер по совершенствованию правовой защиты и стимулированию использования результатов интеллектуальной деятельности предприятий и организаций республики.

— Разработка научных основ и методов оценки интеллектуальной собственности как нематериальной составляющей теории «Оценки бизнеса».

Совершенствование методов управления, оказания патентно-лицензионных услуг юридическим и физическим лицам.

Основные задачи Программы:

— Обновление и модернизация научно-производственного потенциала Республики Башкортостан на основе внедрения инновационных патентно защищенных технологий.

— Распоряжение имущественными правами и их использование путем производства и реализации продукции, работ и услуг на основе или с использованием объектов интеллектуальной промышленной собственности.

— Обеспечение коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (организационное, кадровое, нормативно-правовое и др.).

Цель и задачи Программы должны соответствовать требованиям исполнения закона «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», а именно совершенствованию инновационной политики, приоритетных направлений социально-экономического развития РБ.

Основными индикаторами реализации Программы являются следующие подпро-граммные результаты:

1. Повышение капитализации предприятий и организаций через прирост нематериальных активов (НМА) по сравнению с традиционной капитализацией (через прирост материальных активов (МА), т.е. через покупку нового оборудования и присоединения новых предприятий, требующих более высоких затрат:

— удельный вес НМА в общей сумме активов предприятий и организаций;

— количество инновационно активных предприятий и организаций, имеющих прирост через НМА.

2. Создание объектов интеллектуальной собственности (ОИС):

— количество полученных патентов на объекты промышленной собственности;

— количество полученных свидетельств на объекты авторского права.

3. Участие органов государственного и муниципального управления в закреплении прав на ОИС при заключении государственных и муниципальных контрактов (договоров).

4. Вовлечение в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности:

— количество используемых результатов ОИС;

— количество муниципальных договоров ОИС на внутреннем рынке;

— количество международных лицензи-

онных договоров.

5. Организационное, экономическое, правовое обеспечение процесса коммерциализации прав на ОИС.

Основными мероприятиями Программы должны быть:

1. Решение задач обеспечения охраны, поддержания ИС и защиты прав на нее.

2. Формирование механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Инфраструктурное обеспечение коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Для упорядочения подходов и выработки единой политики по работе с интеллектуальной собственностью, увеличению НМА и включению ИС в экономику необходимо:

1. Провести аудит:

— состояния патентной защиты технологий;

— наличия действующих ОИС.

2. Выявить на качественном уровне:

— состояние фактической незащищенности технологий;

— количество требуемых ОИС для защиты основных технологий, технологических объектов, конструктивных решений, систем, видов продукции.

3. Оценить объем и структуру активов, соотношение МА/НМА, степень отставания НМА от европейского и мирового уровня в сопоставлении с показателями известных зарубежных и транснациональных фирм.

4. По предварительным оценкам наметить укрупненные показатели необходимого количества требуемых ОИС по предприятиям и организациям в целом:

— для защиты основных технологий в соответствии со стратегическими целями экономики предприятий, организаций;

— для решения задачи выхода на уровень НМА средних, а затем и ведущих зарубежных фирм.

5. Установить возможные стоимостные и временные рамки для постановки,

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2013, том 18, № ......................................................................

развертывания и решения задач Программы.

Алгоритм капитализации предприятий и организаций через ИС и НМА. Приступая к решению сформулированной задачи разработки и введения в экономику ИС необходимо:

1. Определить:

— оптимальный для предприятий, организаций минимальный объем первого этапа капитализации через ИС и НМА;

— сроки выполнения поставленной задачи;

— инструмент: патенты на ОИС (изобретения, полезные модели, промобразцы), свидетельства на товарные знаки, а также компьютерные программы и базы данных);

— ведущего исполнителя: Института интеллектуальной собственности и сертификации с учетом более двадцатилетнего опыта работы по созданию и введению ИС в экономику;

— усредненную для общих оценок среднестатистическую коммерческую стоимость одного ОИС в России, например, * 200—400 тыс. €;

— среднее количество ОИС патентов, необходимых для решения поставленной выше задачи капитализации предприятий, организаций через ИС.

2. Установить договорные отношения Заказчика с Исполнителем, в т.ч. заключить:

— соглашение о сотрудничестве в области анализа фактической защищенности на данный момент технологий предприятий, организаций, выявления технических решений, по которым необходима патентная защита, доработки их до охраноспособного уровня, обеспечения их патентной защиты и юридического сопровождения введения в экономику;

— договор на разработку экономической политики предприятий по работе с ИС;

— текущие договоры на приобретение патентов, покупку/продажу лицензий, подлежащих госрегистрации в соответствии с действующим законодательством;

— договор на разработку банка ИС.

3. В процессе исполнения договоров Исполнитель производит обследование

производства предприятий, организаций при необходимом содействии со стороны Заказчика и готовит перечень потенциально охраноспособных объектов с позиции экономических целей Программы и представляет указанный перечень Заказчику для обсуждения, необходимой коррекции и утверждения.

4. После этого, руководствуясь утвержденным перечнем, Исполнитель обеспечивает разработку положения об ОИС, привязанных к технологиям Предприятия, включая подготовку соответствующей документации, подачу их в Федеральную службу по ИС, патентам и товарным знакам (Роспатент), получение патентов и свидетельств, составление и юридическое сопровождение госрегистрации договоров на уступку или лицензирование ИС.

5. По мере накопления разработанных, защищенных, приобретенных или лицензированных ОИС может быть подготовлена компьютерная версия банка ИС предприятий и организаций.

6. По ходу реализации Программы могут быть разработаны планы по патентованию последующих новых ОИС по наиболее значимым технологиям предприятий, организаций и новым прорывным решениям. При этом могут быть подготовлены предложения по расширению зарубежного патентования.

7. Конкретные экономические выкладки и результаты, достигаемые при выполнении Программы, могут быть рассмотрены и обсуждены при уточнении целевой направленности и реального объема Программы в процессе рабочей встречи с руководителями предприятий, организаций.

8. Создание, введение в экономику и использование в дочерних и афилированных организациях новых объектов ИС в соответствии с программой следует осуществлять, руководствуясь нормами части IV ГК РФ с учетом вступления России в ВТО.

Сроки и этапы реализации. Предложения Программы должны быть внедрены в Республике Башкортостан в качестве пилотного проекта с последующим широким

распространением опыта республики в регионах Российской Федерации и созданием единой российской системы рынка интеллектуальной собственности, интегрируемой в мировое сообщество в два этапа.

В рамках I этапа «Формирование организационно-правового механизма создания рынка интеллектуальной собственности» в 2013—2015 гг. должны быть решены следующие вопросы:

1) Разработка и принятие в пределах Республики Башкортостан нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности и методических основ эффективного управления и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Закона Республики Башкортостан по коммерциализации интеллектуальной собственности;

— постановления Правительства Республики Башкортостан, устанавливающего порядок закрепления прав республики на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств бюджета РБ, и распоряжения ими;

— методических рекомендаций по распределению прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— методических рекомендаций по предоставлению сведений о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, необходимых для их государственного учета;

— соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой по интеллектуальной собственности и Правительством Республики Башкортостан по вопросам оказания государственных услуг по приему документов — заявок на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг г. Уфы;

— методических рекомендаций по вопросам развития системы коммерциализа-

ции, охраны и защиты результатов научно-технической деятельности на предприятиях и в организациях республики;

— организация взаимодействия с Роспатентом в рамках Соглашения о создании «Центра поддержки технологий и инноваций» на базе ООО «Института интеллектуальной собственности и сертификации».

2) Создание Центра зарубежного патентования, продажи лицензий на изобретения, товарных знаков, ноу-хау и оказания услуг инжиниринга.

Формирование кластерной системы развития интеллектуальной собственности путем создания Центров ИС по принципам территориального кластера Республики Башкортостан (Нефтехимический, Западный и Южный кластеры), разработанным Министерством экономического развития РБ.

4) Создание «Системы контроля над интеллектуальной (промышленной) собственностью и контрафактной продукцией» как в пределах Республики Башкортостан, Российской Федерации, так и в зарубежных странах при процедуре экспорта и импорта продукции производителей Башкортостана и зарубежных компаний.

5) На основании итогов проведенной инвентаризации создание единого реестра результатов интеллектуальной деятельности Республики Башкортостан, содержащих их количественные, стоимостные, правовые характеристики.

6) Организация процессов подготовки и переподготовки кадров всех субъектов инновационного пространства Республики Башкортостан, в т.ч. по дистанционной форме обучения.

7) Разработка методики оценки эффективности внедрения программных мероприятий рынка интеллектуальной собственности в производственные процессы.

В рамках II этапа «Повышение эффективности функционирования рынка интеллектуальной собственности» (долгосрочная перспектива) в 2016—2020 гг. должно

осуществиться активное внедрение (интеграция) результатов Программы в российское межрегиональное и международное сообщество с закреплением за Республикой Башкортостан статуса инновационного региона Российской Федерации.

Источники финансирования и участники реализации Программы. Оптимальным вариантом представляется софинансирование мероприятий Программы на условиях государственного партнерства.

На реализацию Программы предполагается направить средства из различных источников на условиях софинансирования с предприятиями и организациями-участниками Программы. Средства федерального бюджета могут быть использованы в случае включения предприятий в соответствующие федеральные целевые программы. К реализации программных мероприятий могут привлекаться средства из внебюджетных источников, в т.ч. инвесторов.

Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Башкортостан; исполнительным органом, ответственным за формирование и реализацию Программы, — Министерство экономическо-

го развития РБ.

Разработчики Программы: Министерство экономического развития РБ; Министерство промышленности и инновационной политики РБ; Институт интеллектуальной собственности и сертификации.

Основные исполнители: министерства и ведомства, предприятия и организации республики.

Выводы. Реализация Программы позволит решить проблемы привлечения в республику инвестиций за счет инновационного развития и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности предприятий и организаций. Именно наличие интеллектуальной собственности в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности.

Создание регионального рынка интеллектуальной собственности в условиях ВТО является базовым условием технологической модернизации промышленности на основе отечественных технологий с целью ее дальнейшего развития в интересах повышения конкурентоспособности экономики и улучшения качества жизни населения Республики Башкортостан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сулейманов Н.Т., Сулейманов А.Н. Право интеллектуальной собственности: понятие и проблемы // Правовое государство: теория, практика. Уфа: БашГУ, 2007. №2(8). С. 15-18.

2. Сулейманов Н.Т., Сулейманов А.Н. Стратегическое управление интеллектуальной собственностью // Экономика и управление. Научно-практ. журн. Уфа: БАГСУ, 2009. №6. С. 86-89.

3. Сулейманов Н.Т., Ибрагимов И.М. Подходы к

оценке интеллектуальной (промышленной) собственности// Актуальные вопросы охраны интеллектуальной собственности. Н. Новгород, 2004. С. 34-42.

4. Сулейманов Н.Т., Сулейманов А.Н. Интеллектуальная собственность как объект управления в условиях ВТО // Деловая слава России. Межотраслевой альманах. X. - М.; Вып. V. 2008. С. 51-55.

5. Сулейманов Н.Т., Сулейманов А.Н. Охрана объектов интеллектуальной собственности в условиях ВТО //Интернет - журнал «Экономические исследования». 2012. №4(12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.