Научная статья на тему 'Программа развития промышленности республики Дагестан (на примере пищевой промышленности)'

Программа развития промышленности республики Дагестан (на примере пищевой промышленности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов О. А.

В статье рассматриваются структура и содержание программы развития промышленности Республики Дагестан (на примере пищевой промышленности), основные направления ее реализации, высказываются предложения по ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития промышленности республики Дагестан (на примере пищевой промышленности)»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (на примере пищевой промышленности)

О.А. МАГОМЕДОВ,

кандидат экономических наук, доцент Дагестанского государственного политехнического университета

Аннотация. В статье рассматриваются структура и содержание программы развития промышленности Республики Дагестан (на примере пищевой промышленности), основные направления ее реализации, высказываются предложения по ее оптимизации.

Ключевые слова, программа развития, промышленность, пищевая промышленность.

Программа развития производственной инфраструктуры Дагестана основывается на использовании его благоприятного географического расположения, которое может дать мощный импульс развитию экономики. Во-первых, создание крупных грузовых распределительных терминалов в приграничных районах станет важной предпосылкой образования свободной торговой зоны (далее — СТЗ) международного класса. Для этого надо заинтересовать предпринимателей. Это может обеспечить заказами многие организации в республике и создать дополнительные рабочие места.

Во-вторых, организовать свободные экономические зоны в аэропорту и морском порту: создание компактной территории промышленных технопарков, нацеленных на обслуживание международных грузопассажирских авиаперевозок, с особым визовым таможенным, валютным и налоговым режимом; создание на территории свободной торговой зоны аэропорта сети магазинов беспошлинной торговли, баз оптовой торговли, что может привлечь иностранных инвесторов.

Дагестану необходима промышленность с другими структурными параметрами. Программа ее развития должна содержать следующие основные направления:

1) развитие отраслей и предприятий, ориентированных на выпуск конечной продукции, в частности товаров для внутреннего потребления, которые обеспечат рост валового регионального продукта (ВРП);

2) развитие отраслей, ориентированных на потребительский рынок. Восстановление утраченных позиций на потребительском рынке,

а также ожидаемый рост платежеспособного спроса населения в долгосрочной перспективе определяют благоприятные перспективы для ускоренного развития отраслей потребительского комплекса. Развитие промышленности потребительских товаров должно улучшить структуру экономики региона и привести к постепенному сокращению неэффективного производства. Это развитие может идти по нескольким направлениям:

1) усовершенствование и реконструкция существующих производственных мощностей;

2) создание нового производственного потенциала в соответствии с моделью структурных изменений, предусмотренной в сценариях развития республики;

3) развитие сырьевых отраслей следует рассматривать как способ реализации конкурентных преимуществ региона в обеспеченности относительно дешевыми сырьевыми ресурсами и как средство получения доходов (топливная, электроэнергетика);

4) для отраслей, утративших свой динамизм развития (химическая, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая), разработать специальные меры: повышение их устойчивости, обновление производственных фондов за счет финансовых вложений, госзаказы, налоговые льготы, снятие убыточных видов изделий, перепрофилирование производственных мощностей. Несмотря на современные трудности, машиностроение имеет большие перспективы для дальнейшего развития, прежде всего из-за потенциала, имеющегося на предприятиях: научно-технического, ресурсного, кадрового. Это позволит осуществить модернизацию и техни-

ческое перевооружение во всех отраслях экономики, усовершенствовать структуру регионального производства за счет развития высокотехнологичных наукоемких отраслей;

5) модернизация, которая необходима для всех отраслей промышленности, чтобы уменьшить расход материалов, улучшить качество и технический дизайн производимой продукции;

6) развитие народных промыслов, что позволит сохранить самобытность народов Дагестана, в частности ковроткачество, изготовление ювелирных изделий.

В рамках этих направлений возникают следующие:

• развитие импортозамещающих производств, в частности в пищевой и легкой промышленности, машиностроении;

• развитие отраслей глубокой переработки сырья. Необходимо поддержать развитие перерабатывающих отраслей, а именно тех, которые реализуют конкурентные преимущества республики. Это пищевая и легкая промышленность, которые подлежат восстановлению и модернизации. Предпочтение следует отдать, во-первых,

не новому строительству, а возрождению имеющегося производства, что на начальных этапах позволит уменьшить потребности в инвестиционных ресурсах, а значит, в долгосрочных кредитах; во-вторых, не предприятиям как таковым, а конкретным проектам выпуска конкурентоспособного изделия.

Для реализации направлений необходима поддержка малого предпринимательства, учитывая его оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры, способность обеспечения структурных сдвигов и конкурентоспособности продукции, возможность создания новых рабочих мест. При оказании поддержки малому предпринимательству необходимо учитывать его региональную ориентацию и специфику районного хозяйства, создавать условия для мобилизации его внутреннего потенциала путем использования бездействующих и недозагруженных основных производственных фондов. Эта поддержка может быть в следующих формах:

• финансовая помощь в виде налоговых льгот для предприятий, работающих в приоритетных отраслях; кредиты, предоставляемые через инвестиционную компанию; информационное обслуживание, юридическое консультирование, помощь в организации МТС и реализации продукции, обучение; меры по защите от криминальных структур;

• необходимо весомо обеспечивать стартовым капиталом начинающих мелких предприни-

мателей, ориентирующихся на поиск собственной ниши в материальном производстве, умеющих наладить дело, способных дополнить эффективное функционирование крупных предприятий, формировать условия и стимулы для расширения производственной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

• государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя предопределение грантов, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот по налогообложению, предоставление выгодных госзаказов путем использования субъектами малого предпринимательства бездействующих и недозагру-женных основных производственных фондов крупных предприятий. Оказывать содействие в доступности информативного поля малому предпринимательству;

• с оздание вертикально интегрированных и диверсифицированных структур, объединяющих финансовый и промышленный капитал, что будет способствовать конкурентоспособности. Государство, предоставляя таким предприятиям льготы, обеспечивает их нормальное существование за счет того, что у них появляются собственные средства, расширяются возможности для финансового маневрирования и преодоления трудностей в случае непредвиденных обстоятельств. Возможна активизация на этой основе инвестиционного процесса.

На начальном этапе целесообразно допускать создание этих структур в нежестких организационно-правовых формах (альянс, союз, ассоциация, траст). Необходима дальнейшая проработка тактики приватизации предприятий или только изменение формы управления (кор-поратизация) в республике, кроме тех государственных предприятий, для которых на переходный период целесообразно возродить централизованное управление (казенные предприятия).

Экономическим результатом развития промышленности должно стать относительное сокращение сырьевой сферы и соответствующее увеличение доли в структуре ВРП обрабатывающей промышленности.

Принимая во внимание рейтинговую оценку отраслей промышленности, приоритетной следует признать пищевую промышленность. Это определяется следующим:

• высокой степенью корреляции ВРП от этой отрасли по сравнению с другими отраслями;

• отрасль выпускает конечный продукт, имеющий перспективный спрос и возможность

импортозамещения на республиканском и российском рынках при условии его конкурентоспособности;

• трудоемкое производство, что важно, учитывая высокий уровень безработицы в регионе; возможность создания рабочих мест в сельской местности путем образования малых предприятий;

• обладает сравнительными конкурентными преимуществами за счет низких издержек по заработной плате, составляющих главную статью затрат, и богатой сырьевой базы;

• обладает большим экспортным потенциалом.

У отрасли согласно проведенному секторному анализу две основные проблемы: недостаток финансовых средств и необеспеченность сырьем.

Предприятиям, загрузка мощностей которых экономически обоснована, должны быть выделены инвестиции из регионального бюджета. Это позволит простимулировать капиталовложения из других источников финансирования. Такой инвестиционный маневр одновременно позволит повысить занятость населения.

Массированные инвестиции, сопровождаемые инвестиционными налоговыми кредитами, увеличением нормативов амортизационных платежей (в отрасли достаточно изношенное оборудование) в эту отрасль, окупятся в короткие сроки. В результате они способны обеспечить расширение инвестиционной активности в масштабах всего республиканского хозяйства:

• отрасль будет приносить в региональный бюджет достаточные доходы для инвестирования других отраслей;

• предприятия отраслей способны будут инвестировать средства посредством заказа машиностроению (технология), стекольной промышленности (тара), а также формирования новых производств в других отраслях промышленности, например в химической — производство пищевых добавок, концентратов, заменителей дефицитных видов сырья, веществ, позволяющих производить диетические и малокалорийные пищевые продукты;

• для усиления эффекта от бюджетных инвестиций в пищевую промышленность возможны госзаказы для отдельных предприятий, выпускающих для нее продукцию, например госзаказ стекольному заводу, машиностроительным предприятиям. Если республиканский бюджет не имеет на эти госзаказы возможности, то при предоставлении льготного кредита пищевой промышленности может ставиться условие: отрасль должна закупать технологию, тару и т.д. у местных производителей. К тому же отрасль имеет самый высокий структурный мультипликатор среди отраслей промышленности. Таким образом, инвестиции в пищевую

промышленность обладают мультиплицирующим эффектом для всей региональной экономики.

Эффект развития пищевой промышленности

Для расширения собственных инвестиционных возможностей предприятия могут предоставлять в лизинг незагруженные мощности, например, субъектам малого предпринимательства. Средства могут быть использованы для модернизации производства в целях расширения ассортимента и производства конкурентоспособной продукции.

На базе предприятий отрасли, например мясокомбинатов, молокозаводов, консервных заводов, целесообразно формировать вертикально интегрированные структуры — промышленные комплексы. Они будут охватывать весь технологический цикл (от добычи сырья до его переработки) и обеспечивать определенный приток инвестиций в критически важные

точки производства, т.е. в этот процесс вовлекаются предприятия сельского хозяйства, которые являются малоэффективными. Это увеличит интенсивность производства, повысит его эффективность и конкурентоспособность за счет сокращения издержек и в конечном счете поднимет налогооблагаемую базу.

Комплексы могут иметь вид альянсов, союзов, ассоциаций, объединений предприятий-производителей и предприятий — поставщиков сырья. Субъекты малого и среднего предпринимательства на основе субподряда подключаются к обслуживанию технологических цепочек базовых предприятий. Для этого необходимо заинтересовать совхозы, фермерские хозяйства, частных лиц, занимающихся сельским хозяйством и первичной обработкой сырья, в сотрудничестве путем заключения долгосрочных договоров по поставке сельхозсы-рья, предоставления акций этих предприятий (в качестве гарантий).

Возможно привлечение банковского капитала, частных инвесторов, а также региональной инвестиционной компании, создание которой предполагается в разрабатываемой модели экономики.

Создание комплексов может решить такую проблему пищевой промышленности, как отсутствие сырья, позволит расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции, в частности углубленная комплексная переработка сырья и материалов, использование вторичных сырьевых ресурсов — отходов и побочных продуктов, увеличение выпуска фасованных и готовых к употреблению товаров. Все это в итоге снизит издержки, и полученный эффект равномерно будет распределен между всеми звеньями технологического процесса.

Инвестиционные возможности производственных комплексов позволят построить хранилища с прогрессивными методами хранения сельскохозяйственной и конечной продовольственной продукции. Их строительство даст возможность сократить вывоз сельхозсырья и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Создание комплексами собственной торговой сети в городах и районах и дилерской сети по продаже собственных товаров за пределами республики позволит устанавливать ценовой паритет на продукцию комплекса.

Такой вариант развития пищевой промышленности в состоянии создать многоуровневую структуру отрасли с большей долей конкурирующих производителей и подстегнуть перелив

материальных и трудовых ресурсов и сферы спекулятивных операций в сферу реального производства.

Для реализации стратегии развития промышленности необходимо выработать программу структуризации инвестиций. Для этого нужен межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов в проекты и программы с высокой скоростью оборота капитала, в пользу поддержания потребительских отраслей, предприятий по производству товаров народного потребления, в строительство объектов социальной сферы. Стимулировать инвестиции предприятий в альтернативное производство, в продуктово-расширительную диверсификацию через механизм налоговых льгот.

В топливно-энергетическом комплексе действовать по принципу минимальной инвестиционной достаточности (капиталовложения должны обеспечивать объем добычи топлива, позволяющий поддерживать устойчивое электроснабжение внутренних потребителей и покрывать минимальные экспортные потребности). Необходимо увеличить выбытие устаревших фондов в сфере промежуточного потребления в 1,5—2 раза. Это помогло бы высвободить инвестиционные ресурсы, «завязанные» на поддержании неэффективного производственного аппарата в этой сфере. Активно поддерживать с помощью инвестиций машиностроение, которое ориентировано на удовлетворение потребностей пищевой промышленности, сельского хозяйства в оборудовании и технологии. Стимулировать прямые иностранные инвестиции.

Отраслевая структуризация инвестиций не является одноразовой акцией и не ограничивается простым перераспределением средств. Это сложный экономический процесс, вызывающий своего рода цепную реакцию новых инвестиций в производственную и рыночную инфраструктуру, в создание новых видов продукции и т.д., в результате изменится отраслевая и воспроизводственная структуры экономики. Накопление капитала, повышение жизненного уровня населения изменят социальную структуру, поднимут эффективность экономики за счет более высокой оборачиваемости капитала в производстве потребительских товаров, решат многие финансовые проблемы региона. Необходимо выделить приоритетные отрасли, массированное инвестирование которых по цепочке межхозяйственных связей обеспечит активизацию инвестиционных процессов в смежных отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.