УДК 338.49
Козлов Александр Владимирович Aleksandr Kozlov
Гутман Светлана Семеновна Svetlana Gutman
Зайченко Ирина Михайловна Irina Zaychenko
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОМ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИНДИКАТОРОВ
PROGRAM OF ARCTIC ZONE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF COMPLEX REGIONAL
INDICATORS
Обоснован и представлен подход к разработке программно-целевого управления Арктической зоной Российской Федерации (РФ), уникальность которого основана на идее применения комплекса региональных индикаторов в управлении территориями Арктической зоны со специфическими характеристиками, описанными в данной статье. Данный подход позволяет сформировать общую концепцию развития Арктической зоны РФ, учитывающую влияние как экономических, так и неэкономических составляющих на устойчивое развитие Арктической зоны РФ. Выделены основные составляющие комплекса региональных индикаторов, дана характеристика каждой составляющей. На основе концепции комплексных региональных индикаторов построена общая стратегическая карта устойчивого развития Арктической зоны РФ, которая представляет собой универсальный и последовательный способ описания программы развития, позволяющий не только корректировать цели и соответствующие им показатели, но предоставляющий возможность управления процессом достижения этих целей. Общая стратегическая карта, скорректированная с учетом факторов, обусловливающих функционирование региона, описывает ресурсы, в том числе и нематериальные,
The article presents an approach to complex development of Arctic zone of the Russian Federation the uniqueness of which is based on the idea of regional indicators complex use in controlling the territories of Arctic zone with specific characteristics, described in this article. The described approach allows to identify the general concept of the Arctic zone development in the Russian Federation. The main components of regional indicators complex are identified and described. On the basis of complex regional indicators the general strategic trajectory of permanent development of Arctic zone of the Russian Federation, which represents a universal and succeeded method of the development program describing, is worked out. It helps not only to correct the goals and appropriate indicators but allows an opportunity to control the following process of goals' achievement. The general strategic trajectory corrected in accordance with the factors, stipulated the region's functioning, describes the resources, including nonmaterial ones, and provides the successful realization of the permanent development of Arctic zone of the Russian Federation. The example of indicators characterizing the particular components of the complex regional indicators' system of Arctic zone of the Russian Federation is given. The main appropriation of the complex
способствует успешной реализации программы устойчивого развития Арктической зоны. Представлен пример показателей, характеризующих отдельные составляющие системы комплекса региональных индикаторов Арктической зоны РФ. Главное предназначение комплекса региональных индикаторов на уровне Арктической зоны РФ состоит в формализации стратегии развития региона, проведении и доведении до руководителей всех уровней регионального управления (территории, муниципальных образований и т.д.) данной стратегии, обеспечении мониторинга показателей устойчивого развития и организации обратной связи на каждом уровне (региона, территорий, муниципальных образований, предприятий)
regional indicators' system at the level of Arctic zone of the Russian Federation consists in formalization of the region development strategy, conducting and implementation by the local authorities of different levels (territories, municipal institutions, etc) of this strategy, organizing monitoring of permanent development indicators and providing feedback at every level (region, territories, municipal institutions, enterprises)
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, программно-целевой подход, сбалансированная система показателей, комплексные региональные индикаторы, программа развития Арктического пространства РФ, стратегическая карта
Key words: Arctic zone of Russian Federation, goal-oriented planning, complex regional indicators, development program, balanced system of indicators, strategic trajectory
Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 14-38-00009). Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Арктическая зона РФ — уникальное территориальное образование, в которое входят восемь территориальных образований со специфическими характеристиками, среди которых следует выделить следующие: Во-первых, в Арктическом пространстве РФ сосредоточены значительные, разнообразные и не до конца разведанные запасы природных ресурсов. Арктика — это один из крупнейших в мире нетронутых запасов нефти и газа. Регион содержит до 25 % неиспользованных мировых запасов углеводородов; также имеет существенные рыбные запасы и запасы драгоценных металлов [9].
Во-вторых, особое геополитическое значение Арктической зоны, где сосредоточены стратегические интересы многих государств. Помимо пяти стран, которые окружают Северный полюс (Соединенные Штаты, Канада, Россия, Норвегия, Дания
и Гренландия), Европейский союз дал понять явную заинтересованность в Арктике. Кроме того, нетрадиционные участники, такие как Китай и Япония, демонстрируют готовность участвовать в освоении богатств этого региона [7].
В-третьих, экстремальные климатические условия жизнедеятельности. К особенностям природных условий следует отнести отрицательную среднегодовую температуру, низкий радиационный баланс, вхождение в зону вечной мерзлоты и преобладание тундровой растительности и арктических пустынь, что определят также низкую температуру океанических вод. В области распространения дрейфующих льдов в течение всего года температура поверхностного слоя вод (толщиной 100...200 м) близка к 2 °С. В районах, очищающихся ото льда летом, вода нагревается на несколько градусов выше нуля [18].
В-четвертых, полиэтнический состав проживающего в Арктической зоне населения, включая представителей коренных малочисленных народов. В структуре населения многих арктических территорий значительный удельный вес имеют коренные малочисленные народы Севера, что позволило им накопить знания о ландшафтах Арктики, моделях поведения и выживания, сформировать традиционные ценности и уникальную культуру.
По переписи 2010 г. [14] численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет 257895 человек. Самые многочисленные народы среди коренных малочисленных народов данных территорий — ненцы (44640 человек), эвенки (38396 человек), самые малочисленные — кереки (4 человек), энцы (227 человек), сроки (295 человек). К коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся алеуты, телеуты, долганы, нанайцы, ительмены, камчадалы, нивхи, кереки, орочи, кеты, коряки, кумандинцы, вепсы, манси, негидальцы, ненцы, ороки (ульта), алюторцы, саамы, нганасаны, селькупы, тазы теленгиты, тофалары, тубалары, ульчи, ханты, чукчи, сойоты, эвенцы и т.д.
В арктической зоне РФ проживает около 68 тыс. чел. коренного населения (4,8 % населения арктической зоны России) [8].
В-пятых, экологические проблемы промышленного освоения в связи с неустойчивостью природного равновесия.
Арктический регион является не только уникальной и хрупкой экосистемой, это также сложный клубок проблем и новых возможностей. Глобальное потепление в арктическом регионе может оказать существенное воздействие на безопасность человека как в региональном, так и глобальном масштабе. Таяние ледяного покрова влияет на местные экосистемы, а также приводит к катастрофическому росту уровня Мирового океана, что создает угрозу малым островным государствам, и традиционному образу жизни коренного населения. К 2020 г. таяние льдов в северных регионах может
открыть новые возможности: доступ к рыбным запасам, способствовать эксплуатации ресурсов, новые судоходные маршруты, которые сократят длительность маршрута Европа — Восточная Азия на 40 % и, следовательно, значительно сократятся затраты на транспортировку [19]. В настоящее время, арктический маршрут требует ледоколов и является дорогостоящим, а также повышает вероятность аварий [6].
В-шестых, каждая из территорий Арктики РФ имеет свои уникальные особенности. Такие, например, как плотность населения, его образовательный уровень, природно-климатические и экологические условия, удаленность от основных промышленных центров, ресурсоемкость (наличие ресурсов) , уровень экономического развития и развития инфраструктуры, культурные различия и др.
На данный момент сформировалась отраслевая структура промышленности Арктической зоны [3]:
— горнодобывающая промышленность и металлургия;
— лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
— добыча нефти и газа;
— рыболовство и рыбоперерабатывающая промышленность;
— электроэнергетика;
— производство строительных материалов;
— судостроительная промышленность;
— транспортные системы (Архангельский и Мурманский порты входят в число крупнейших морских портов России).
Все это формирует огромный круг проблем, связанных с разработкой и реализацией единой программы развития Арктической зоны. В настоящий момент существует Стратегия развития Арктической зоны до 2020 г., утверждена Президентом [2], но эта программа носит общий характер и не предполагает конкретный порядок шагов по ее реализации для каждой территории Арктической зоны.
При этом дополнительно усложняет процесс разработки и реализации единой стратегии развития Арктической зоны
отсутствие необходимой статистической информации по показателям социально-экономического развития территорий. Например, в сборнике «Регионы России основные социально-экономические показатели» [13] информация представлена исключительно по Федеральным округам и нет возможности выделить показатели развития интересующих территорий.
Актуальность и востребованность новых подходов, позволяющих исследовать вопросы, связанные с разработкой и реализацией стратегии развития Арктической зоны, обусловлены отсутствием предложения в современной литературе единого для всех территорий Арктического пространства подхода, позволяющего учитывать все составляющие развития Арктической зоны в едином комплексе.
Таким образом, целью нашего исследования является разработка и реализация концептуальных положения развития Арктической зоны на основе применения системы сбалансированных показателей (ССП).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. [17] Арктическая зона состоит из следующих территорий:
1) территория Мурманской области;
2) территория Ненецкого автономного округа;
3) территория Чукотского автономного округа;
4) территория Ямало-ненецкого автономного округа;
5) территория муниципального образования городского округа «Воркута» (Республика «Коми»);
6) территория Аллаиховского улуса ( района) , Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия);
7) территория городского округа города Норисльска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Турухан-ского района (Красноярский край);
8) территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Приморский му-
ниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область);
9) земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.
Все территории муниципальных образований по состоянию границ на 1 апреля 2014 г.
При этом актуальным является вопрос о возможности выделении Арктической зоны России в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения. В настоящее время Росстат разрабатывает предложения по актуализации Федерального плана статистических работ с учетом выделения самостоятельного раздела для сбора официальной статистической информации. Панируется собирать данные, отражающие социально-экономические показатели и состояние национальной безопасности Арктической зоны. По итогам обсуждения принято решение о необходимости включения Арктической зоны как самостоятельного раздела Общероссийского классификатора экономических регионов (ОКЭР). Можно ожидать, что включение региона в ОКЭР позволит формировать в автоматизированном режиме официальную статистическую информацию по всем показателям, характеризующим социально-экономическое развитие Арктической зоны [5].
Методологической базой выполненного исследования являются как количественные, так и качественные методы. К первым относятся методы сбора и сравнительного анализа статистических данных, характеризующих социально-экономические показатели регионов и территорий, включенных в Арктическую зону РФ, бенчмаркинг при идентификации наиболее успешных практик и достижений в мировом опыте регионального развития и применения, а также метод комплексных региональных индикаторов, группирующий показатели по определенным признакам классификации.
К качественным методам исследований следует отнести метод аналогий, использованный при обосновании трансформации системы сбалансированных показателей в комплексные региональные индикаторы при описании регионов и территорий Арктической зоны Российской Федерации. К качественным методам относятся также методы анализа и синтеза, в частности, контентный анализ, экспертный анализ. Методы синтеза использованы, в первую очередь, при обобщении результатов кон-тентного анализа. Предложения и разработки, выполненные в настоящем исследовании, имеющие своей методологической базой вышеперечисленные методы, будут объединены с другими исследованиями в рамках выполнения проекта РНФ «Программно-целевое управление Арктической зоной РФ» единой методологией программно-целевого управления.
Программно-целевое управление инновационной деятельностью получило широкое распространение с конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого века особенно в Европейском Союзе (ЕС) [16].
Сущность программно-целевого подхода к решению проблем заключается в постановке целей, достижение которых решает данную проблему и формировании программы действий (мероприятий), необходимых для достижения поставленных целей.
Программно-целевой метод в экономике (goal-oriented planning англ., Zielplanung нем.) увязывает цели с ресурсами при помощи программ. Каждая программа — комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей» [4].
Историческое развитие целевых методов управления привело к появлению концепции Balanced Score Card (Performance Score Card). Русский аналог для этого термина — Система Сбалансированных показателей (ССП).
В связи с тем, что суть концепции Balanced Score Card базируется на целевом подходе, единая концепция развития Арктического пространства может быть разра-
ботана на основе применения программно-целевого подхода. Программно-целевой подход может быть реализован с помощью построения стратегических карт развития каждой отдельной территории на основе применения трансформированной сбалансированной системы показателей (ССП), адаптированной к условиям региона. Данная система является современным инструментом реализации выбранной стратегии развития на основе составления карт реализации стратегии, предложенной Р. Кап-ланом и Д. Нортоном [10], где все цели и показатели сбалансированной системы как финансовые, так и нефинансовые — определяются общей концепцией развития и учитывают характерные особенности каждого из рассматриваемых объектов. Однако авторы концепции ССП исходили из специфики предприятии и организации, как бизнес структур, имеющих целью получение прибыли. Поэтому предлагается трансформировать ССП в комплекс региональных индикаторов (КРИ, Complex Regional Indicators, CRI). Например, такая составляющая как общество (см. рисунок), должна отражать финансовые и нефинансовые интересы всех субъектов Арктической зоны — государства, бизнеса, науки, коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории АЗРФ, а также принимать во внимание геополитическую ситуацию в регионе.
ССП в классическом варианте [11] содержит четыре элемента, называемые «составляющие», которые представляют собой стратегически важные аспекты деятельности организации:
1) финансы (Каковы финансовые результаты реализации стратегии?);
2) клиенты (Как организация организует коммуникации с клиентами для формирования позитивного имиджа?);
3) внутренние бизнес-процессы (Описание внутренних процессов, важных для организации);
4) обучение и развитие (Методы поддержания способности организации к инновационному развитию при реализации ее стратегии).
Сп
Построение эффективной с оци альн о- жон омич еской системы
Программа развития Арктической зоны РФ
Р азвити е ыин ер альн о-сырьевой базы
и
Поиск, путей Повышение Р аци онализация Рациональное Создание
Финансы повышения инвестиционной расходования использование эффективной
региона доходов в привлекательное- бюджетных ресурсов инфраструкту-
регионе ти региона средств (активов) ры региона
Оощесгпзо и рынок
Повышение уровня жизни граждан
Рост конкурентсп особ-ности региональных произв одител ей
Обеспечение потребностей региона
Поддержание экологической безопасности
Повышение образовательного уровня населения
Развитие и Развитие Развитие и Совершенствова-
Промышленность и поддер;кка инновационного поддержка малого ние нормативно-
предприн имат ел ъ стео градообразующих предприятий потенциала и среднего бизнеса законодательных норм
Обучение, развитее и инновации
Развитие человеческого (интел л екгуальн ог о) потенциала
Развитие
информ вци онног о потенциала
Развитие социальных компетенций
Общая стратегическая карта развития Арктической зоны РФ
ш
л
0
1
0
X X
О) Г)
л X О)
1
о л
Комплекс региональных показателей, как трансформация ССП должен строиться на следующих принципах:
1) рассмотрение стратегии на операционном уровне;
2) формирование стратегического соответствия между поставленными целями и планируемыми действиями;
3) соответствие показателей потребностям всех участников реализации стратегии развития Арктической зоны: инвесторов, населения, органов государственной власти и т.д.;
4) взаимосвязь показателей оценки реализации стратегии с ключевыми факторами развития Арктической зоны РФ;
5) выбор целевых значений показателей оценки на основе анализа результатов реализации стратегии развития в прошлом, текущем и будущем периоде;
6) сбалансированность комплекса индикаторов оценки реализации стратегии развития Арктического пространства РФ;
7) стратегия развития как непрерывный процесс.
Тогда описание составляющих комплекса региональных индикаторов будет выглядеть следующим образом.
1. Финансы региона — главный показатель успеха региона. Данная составляющая описывает, как предлагаемая программа развития поможет обеспечить устойчивый социально-экономический рост Арктической зоны РФ. В этой составляющей выделены следующие целевые ориентиры: поиск путей повышения доходов в регионе; повышение инвестиционной привлекательности; рационализация расходования бюджетных средств; рациональное использование ресурсов ( активов) ; создание эффективной инфраструктуры региона.
2. Общество и рынок — успешное сотрудничество с целевой аудиторией есть основной компонент улучшения финансовых результатов. Уровень жизни граждан, их образование и род деятельности определяет потенциальные финансовые возможности региона и является центральным элементом программы его развития. С точки зрения развития общества приоритетными на-
правлениями являются: повышение уровня жизни граждан; создание условий для их социальной безопасности; поддержание экологической безопасности; повышение образовательного уровня населения.
3. Промышленность и предпринимательство — создает среду для успешной реализации бизнес-инициатив граждан, представляющих сферу малого предпринимательства, проектов развития транснациональных компаний, а также других экономических агентов, таких как государство и градообразующие предприятия. Успешное развитие промышленности и предпринимательства возможно, если будет обеспечено развитие и поддержка градообразующих предприятий; развитие инновационного потенциала; развитие и поддержка малого и среднего бизнеса; совершенствование нормативно-законодательных норм.
4. Обучение, развитие и инновации — нематериальная составляющая является основным источником получения конкурентного преимущества данной территории РФ. Она описывает как промышленность, бизнес, общество в целом и отдельные его граждане будут способствовать инновационному развитию Арктического пространства, в частности, необходимо проводить работу в области развития человеческого, в том числе интеллектуального потенциала; информационного потенциала.
Составляющие КРИ взаимосвязаны, они отражают принципиальную логику развития Арктического пространства в целом или каждой его отдельной его структурной единицы, в частности.
Учитывая изложенное, можно предложить следующую общую стратегическую карту развития Арктического пространства РФ (см. рисунок). При формировании карты учтены геополитические, климатические и другие особенности рассматриваемых территорий, основные системообразующие принципы применения КРИ, а также факторы, обусловливающие развитие Арктической Зоны [12].
Программа развития Арктической зоны включает в себя два главных элемента:
1) построение эффективной социально-экономической системы;
2) развитие минерально-сырьевой базы.
Построение эффективной социально-экономической, в том числе на основе развития минерально-сырьевой базы возможно в случае успешной реализации запланированных мероприятий в рамках каждой из составляющих КРИ. Так, увеличить финансовые входящие потоки для региона можно путем повышения доходов за счет развития малого бизнеса, в том числе в традиционных для коренных народов Севера областях: рыболовство, оленеводство, охота, народные промыслы и т.п. В свою очередь нельзя забывать про градообразующие предприятия, такие как, например, ОАО «АЛРОСА», где занято 48 % численности населения г. Мирный [15]. Важным является построение адекватных институциональных связей по встраиванию малых предприятий в общую технологическую цепочку создания стоимости крупного бизнеса. Это все позволит сформировать эффективную структуру региона, что обеспечит повышение занятости в регионе и как следствие — повышение уровня жизни и образования граждан, что отразится в достижении целей составляющей «Общество». Усовершенствованная инфраструктура позволит поддерживать на достойном уровне показатели экологической и социальной безопасности граждан. Все это станет возможным при корректировке существующей нормативно-правовой базы и соответствующих действий по осуществлению контроля со стороны государственных и общественных организаций за ее исполнением. Последним элементом в общей системе целеполаганий разработки программы развития Арктического пространства РФ
является составляющая «Обучение, развитие». Работа в данном направлении должна осуществляться по следующим параметрам: развитие человеческого потенциала; развитие информационного потенциала и развитие социальных компетенций, развитие инновационной деятельности [1]. Следуя основной концепции применения КРИ, для развития объекта исследования формулирование конкретных задач и разработка оценочных показателей их выполнения будет осуществляться по принципу «снизу — вверх», последовательно действуя от составляющей «Обучение, развитие и инновации» к составляющим «Промышленность и предпринимательство», далее — к составляющей «Общество и рынок» и заканчивая «Финансы региона».
Таким образом, данный комплекс индикаторов является «центром управления», на основе которого могут быть определены конкретные задачи и рассчитаны показатели их выполнения для развития каждой территории Арктической зоны, учитывающие ее уникальные характеристики. Использование КРИ также позволит особым образом выделить и эффективно использовать специфические ресурсы Арктического пространства: минерально-сырьевые, интеллектуальные, природно-климатические, производственные, промысловые, геополитические, экономические и нематериальные, которые будут являться основой успешной реализации программы развития региона. Стратегические карты развития региона Арктики представляют собой универсальный и последовательный способ описания программы развития, предоставляющий возможность не только корректировки целей и соответствующих им показателей, но также и возможность управления процессом достижения этих целей.
Литература_
1. Гонин В.Н., Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Повышение конкурентоспособности Забайкальского региона в условиях экономического развития // Вестник Забайкальского государственного университета, 2011. № 12.
2. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366).
3. Дороговцева А.А. Региональная политика России и проблемы регионов Европейского Севера // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2005. № 1.
4. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д. С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. М.: ДИАЛОГ, 2006.
5. Информационное Агентство «Арктика — Инфо». URL: http://www.arctic-info.ru/news/29-05-2014/rossiiskaa-arktika-mojet-stat-ob_ektom-sbo-ra-statistiki (дата обращения 25.10.2024).
6. Кашка М.М., Мантула Н.В., Пономаренко А.В. Опыт и перспективы эксплуатации в Арктике атомного ледокольного флота России // Арктика: экология и экономика. 2012. № 3.
7. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 29.
8. Корчак Е.А. Коренные народы Севера в государственных Арктических стратегиях. ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина» Кольского научного центра РАН, Апатиты.
9. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск, 2012. URL: http:// narfu.ru/aan/Russian_Arctic_Lukin/Russian_Arctic_ Lukin.pdf (дата обращения 21.10.2014).
10. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010.
11. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012.
_References
1. Gonin V.N., Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Vest. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2011, no. 12.
2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Ark-ticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» (State program of the Russian Federation «Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period up to 2020») (approved by the RF Government Decree of April 21, 2014 № 366).
3. Dorogovtseva A.A. Vestnik Severnogo (Ark-ticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Guman-itarnye i sotsialnye nauki (Bulletin of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences), 2005, no. 1.
4. Zhukovsky A.I., Vasiliev S.V., Shtreys D.S. Razrabotka, realizatsiya i otsenka regionalnyh tselevyh programm [Development, implementation and evaluation of regional programs]. Moscow: DIALOG, 2006.
5. Informatsionnoe Agentstvo «Arktika — Info» (Information Agency «The Arctic — info»). Available at: http: //www.arctic-info.ru/news/29-05-2014/ rossiiskaa-arktika-mojet-stat-ob_ektom-sbora-statisti-ki (accessed 25.10.2024).
6. Kashka M.M., Mantula N.V., Ponomarenko A.V. Arktika: ekologiya i ekonomika (Arctic: ecology and economy), 2012, no. 3.
7. Konishev V.N., Sergunin A.A. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost (National interests priorities and safety), 2011, no. 29.
8. Korchak E.A. Korennye narody Severa vgosu-darstvennyh Arkticheskih strategiyah. FGBUN «Insti-tut ekonomicheskih problem im. G.P. Luzina» Kolsk-ogo nauchnogo tsentra RAN (The indigenous peoples of the North in the state's Arctic strategy. FGBUN «Institute of Economic Problems. G.P. Luzin» Kola Science Centre), Apatity.
9. Lukin Yu.F. Rossiyskaya Arktika v izmenyay-ushhemsya mire (Russian Arctic in a changing world). Arkhangelsk, 2012. Available at: http://narfu.ru/ aan/Russian_Arctic_Lukin/Russian_Arctic_Lukin. pdf (accessed 10/21/2014).
10. Robert S. Kaplan, David P. Sbalansirovan-naya sistema pokazateley. Ot strategii k deystviyu [Balanced system of indicators. From strategy to action]: trans. from English. Moscow: ZAO «OlympusBusiness», 2010.
11. Robert S. Kaplan, David P. Norton Strategy Maps. Strategicheskie karty. Transformatsiya nemate-rialnyh aktivov v materialnye rezultaty [Transformation of intangible assets into tangible outcomes]: trans.
12. Наумов В.В., Никулкина И.В. Факторы, влияющие на формирование и развитие арктического пространства // Инновационность экономики России и процессы глобализации: материалы интернет-конференции, 21 ноября-23 декабря 2011 г. / Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2012.
13. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов — 2013 г.» URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm. (дата обращения 30.10.2014).
14. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.
15. Социально-экологический отчет 2012. URL: http://sr2012.alrosa.ru/rus/ekonomicheskaya-effektivnost/vklad-v-ekonomicheskoe-razvitie-regio-na.html. (дата обращения 10.11.2014).
16. Стефанин А.Л. Мировой опыт применения программно-целевого подхода в научно-технической сфере, 2008.
17. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296.
18. Энергия Арктики. О. Моргунова, А.Я. Цуневский / под науч. ред. В.В. Бушуева. М.: ИЦ «Энергия», 2012.
19. Kefferpütz R., Bochkarev D. Expanding the EU's Institutional Capacities in the Arctic Region, 2008.
Коротко об авторах_
Козлов А.В., д-р экон. наук, профессор, зав. каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
Научные интересы: международное экономическое сотрудничество, международный менеджмент, кросскультурный менеджмент, экономика глобальной образовательной среды, региональная экономика
Гутман С.С., канд. экон. наук, доцент каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Инженерно-экономический институт, г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
from English. Moscow: ZAO «Olympus-Business», 2012.
12. Naumov V.V., Nikulkina I.V. Innovatsion-nost ekonomiki Rossii i protsessy globalizatsii: mate-rialy internet-konferentsii, 21 noyabrya-23 dekabrya 2011 g. (Innovation economy in Russia and globalization processes: materials online conference, November 21-December 23, 2011): Russ. econ. Univ. named after G.V. Plekhanov, 2012.
13. Regiony Rossii. Osnovnye sotsialno-eko-nomicheskie pokazateli gorodov — 2013 g. (Regions of Russia. The main socio-economic indicators of the cities — 2013) Available at: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b13_14p/Main.htm. (accessed 30.10.2014).
14. Sotsialno-demograficheskiy portret Rossii: Po itogam Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Socio-demographic profile of Russia: As a result of the National Population Census 2010]: Feder. Gov. statistics. Moscow: IPC «Statistics of Russia», 2012.
15. Sotsialno-ekologicheskiy otchet2012 (Social and Environmental Report 2012) Available at: http:// sr2012.alrosa.ru/rus/ekonomicheskaya-effektivnost / vklad-v-ekonomicheskoe-razvitie-regiona.html (accessed 10.11.2014).
16. Stefanini A.L. Mirovoy opyt primeneniya programmno-tselevogo podhoda v nauchno-tehnicheskoy sfere [World experience of programtarget approach in science and technology], 2008.
17. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 2 maya 2014 g. № 296 (Decree of the President of the Russian Federation dated May 2, 2014 № 296).
18. Morgunov A., Tsunevsky A.Ya. Energiya Arktiki [The energy of the Arctic]: under scientific. ed. V.V. Bushueva. Moscow: IC «Energy», 2012.
19. Kefferputz R., Bochkarev D. Expanding the EU's Institutional Capacities in the Arctic Region [Expanding the EU's Institutional Capacities in the Arctic Region], 2008.
_Briefly about the authors
A. Kozlov, doctor of economic sciences, professor, head of World and Regional Economy department, St.-Petersburg State Polytechnical University, Institute of Industrial Economics and Management, St-Peters-burg, Russia
Scientific interests: international economic collaboration, international management, cross-cultural management, economy of global educational system, regional economy
S. Gutman, candidate of economic sciences, associate professor, World and Regional Economy department, St. Petersburg State Polytechnical University, Institute of Industrial Economics and Management, St-Peters-burg, Russia
Научные интересы: управление проектами, промышленные кластеры, организационные структуры экономических агентов, управление изменениями и реинжиниринг бизнес-процессов
ЗайченкоИ.М., канд. экон. наук, доцент каф. «Мировая и региональная экономика», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, г. Санкт-Петербург, РФ [email protected]
Научные интересы: стратегическое развитие региона и стратегическое корпоративное управление, антикризисное управление, управление персоналом
Scientific interests: project management, industrial clusters, organizational structures of economic agents, change management and reengineering of business processes
I. Zaychenko, candidate of economic sciences, associate professor, World and Regional Economy department, St. Petersburg State Polytechnical University, Institute of Industrial Economics and Management, St-Petersburg, Russia
Scientific interests: strategic development of the region and strategic corporate management, including anti-crisis management, Human Resources Management