Научная статья на тему 'Программа про литературе для 9 класса'

Программа про литературе для 9 класса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа про литературе для 9 класса»

24. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Собрание поучений. Т. 1-2. М.: Московский патриархат, 1993.

25. Изнанка и лицо. М.; Харьков: Эксмо-пресс; Фолио, 1998. 863 с.

26. Каргина М.И. Пространство и время в мифологии мордвы. Автореф. ... канд. филос. наук. Саранск, 1997.

27. Кудаева Н.В. Особенности мордовского космо-психо-логоса. В кн.: Акт. проб, лингвистики в школе и вузе. Материалы конф. Всерос. шк. молод, линг. 24-28 марта 1998 г. М.; Пенза, 1998. С.46-49.

28. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995. 311с.

29. Ломшина Е.Н. Нравственная культура мордовского этноса. Автореф. ... канд. дис. филос. наук. Саранск, 1994.

30. Марченко Г. И. Паремиологические жанры в культурном пространстве мордовского фольклора Автореф.... канд. филос. наук. Саранск, 1998.

31. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга. 1993. 600 с.

32. Сепир Э. Язык. М.-Л.: ОГИЗ, СОЦЭКГИЗ, 1934. 223 с.

33. Тихонов Р.В. Языковые детерминанты китайского человека. В кн.: Актуальные пр. линг. в в\зе и шк. Материалы конф. Всерос. школы мол. линг. Пенза, 24-28 марта 1998. М.; Пенза, 1998, с. 50-51.

34. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж: YMCA-PRESS, 1983. 599с.

35. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М.: Паломник, 1992. 239 с.

36. Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VII1 вв. М.: Паломник, 1992.260 с.

37. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

38. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

39. Шестун E., священник. Православная педагогика, Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. 576 с.

40. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.591 с.

41. Юнг К.Г. Ответ Иову. М.: Канон^ОИ "Реабилитация' , 1998. 383 с.

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

(ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ТЕМЫ К ОСНОВНОМУ КУРСУ)

ТА. Наумова, доцент МГПИ им. М.Е. Евсевьева, к.пед.н.

Литература XVII века

1. «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне». Отвержение «сокровищ на земле». Моральный кодекс времени: идеал и система поведения по религиозным заповедям. Тема бесовства в повестях.

2. «Житие протопопа Аввакума» как шедевр русской литературы. Проблема праведности, святости, душевной стойкости, твердости духа, презрения к любым лишениям во имя своих убеждений. Трагедия Аввакума.

Литература XVIII века.

3. Ломоносов М.В. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величии». Соединение научных позна-

«г

ний, воплощенных в поэтическом образе, с религиозным благоговением перед величием зиждителя. Молитвенная хвала богу. Зарождение традиций переложения священных текстов.

4. Державин Г.Р. Ода «Бог». Восславление Создателя и возвеличивание Человека. Пафос оды - личное славословие сознающего себя творения, обращенное к личности Творца. «Бог» Державина и «Бог» Батюшкова. Ода «Бессмертие души». Тема человеческого бессмертия. Ода «Властителям и судиям» как поэтическое переложение библейского текста, переложение 81-го Псалма. Тема обличения неправедных и отвержения земной власти как жизненной ценности, «ибо она есть «сокровище на земле», которое крадет смерть. Ода «На смерть князя Мещерского». Тема всесилия смерти. Образы времени, счастья, вечности, смерти. Державин -Человек, Художник, Философ в «Похвале сельской жизни» и в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская».

5. Болотов А.Т. Многогранность, неповторимость, оригинальность Личности. «Детская философия» Болотова. Философский трактат «Путеводитель к истинному счастью». Истинные ценности в трактате: смирение, кротость.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

отсутствие зависти, трудолюбие, щедрость. Безнравственность любословия, властолюбия, самолюбия, корыстолюбия.

Литература XIX века

6. Жуковский В. А. - философ, переводчик; духовная поэзия Жуковского. «Энеида» - героическая поэма. «Ундина», «Гимн Богу». «Библия», «Песнь Русскому царю», «Сельское кладбище», «Лесной царь», «Путешественник и поселянка».

7. Вяземский П.А. Соединение в поэте «богатства знатного рода с возвышенным умом, простодушия с язвительной улыбкой» (A.C.Пушкин). Прославление православной мудрости, молитвенный настрой поэзии Вяземского. «Смерть жатву жизни косит», «Объясненное сомнение», «Фонвизин».

8. Козлов И.И. «Молитва». Прославление православного религиозного чувства. «Молитва» Вяземского, Веневитинова, Лермонтова, Языкова, Никитина. «Наталья Долгорукая» как художественная поэма.

9. «Вечерний звон», «Бездемоны», «К радости», сонеты. Отдельные произведения Карамзина, Загоскина, Лажечникова, Глинки, Языкова, Бенедиктова, Кольцова. Веневитинова. Плетнева, графа Сологуба, Д.Давыдова, Дельвига. Батюшкова, А.Хомякова в обзоре по выбору учителя.

10. Грибоедов A.C. «Горе от ума». Духовные потребности, религиозные искания, мучительные раздумья над вечными вопросами бытия.

11. Пушкин A.C. «Капитанская дочка». Ценностные ориентации персонажей и различные культурные традиции. «Капитанская дочка» -эстетический образец православной этики: христианское отношение к ближнему, благодатное единение (соборность), надежда и вера в любого человека. Проблема благословения, напутственное отцовское слово. Образ дома в повести. Христианское неприятие «смертоубийства». Честь и христианская совесть как атрибуты благодати. Соборная душа повести.

«Борис Годунов». Первостепенность образа Пимена. Проблема «русской души» в трагедии. Взаимодействие человека с волею Создателя или противодействия ей. (Другие темы и про-

блемы профессионально обозначены в ныне действующих программах политературе).

«Пиковая дама», «Скупой рыцарь». Тема поклонения «златому тельцу», роковое и губительное воздействие власти денег на душу человека.

«Моцарт и Сальери». Итог безверия - гибель, смерть, разрушение. Конфликт трагедии.

«Евгений Онегин». «Духовные уныния» Онегина, их истоки. Проблема «лишнего» (неординарного) человека. Онегин - праздный скиталец. Решение его проблем: смирение. «Смиренно одолев дух праздности, узреть правду (Дунаев М.М.). Религиозный смысл образа Татьяны, ее самопожертвование, самоотречение. Значение Пушкинской речи Ф.М.Достоевского.

«Странник» как духовная автобиография поэта. Странничество как духовное состояние.

«Пророк» как шедевр духовной лирики. «Духовная жажда» жажда спасения, философия творчества. Утверждение идеи пророческого служения поэта.

«Дар напрасный, дар случайный». Тема разделения греховного человеческого и возвышенного пророчества. Противопоставление ценностей небесных и ценностей земных в стихотворении.

ч

«Два чувства дивно близки нам». Проблема исторической памяти, соборности, духовных жизненных ценностей в стихотворении.

«Отцы пустынники и жены непорочны» как шедевр духовной лирики Пушкина, духовное переживание величественной молитвы, предназначенной для сугубого очищения души от греха.

12. Гоголь Н.В. «Старосветские помещики». Христианский подтекст гоголевской поэтики. Противопоставление покоя и страсти «злого духа». Новое отступничество от Бога, который есть любовь. Повесть о любви человека к человеку.

«Тарас Бульба». Совпадение сверхличного «долга» и свободного самоопределения героев. Образ соборного единения в повести и конкретно в «Слове» Тараса. Истоки героизации - православная вера. Тема братоубийственной войны.

«Мертвые души». Духовное возрождение падшего человека. Замена нравственного и религиозного юридическим началом («мертвые души» по закону, по спискам живы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.