УДК: 796.011
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО» на основе мобильного обучения
Кандидат педагогических наук, доцент Р.С. Наговицын Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Владыкина
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, г. Глазов Россия
Доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Сенатор
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва
TRAINING PROGRAM TO HIT STANDARDS OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOUR AND DEFENCE» (GTO) BASED ON MOBILE LEARNING R.S. Nagovitsyn, associate professor, Ph.D.
I.V. Vladykina, associate professor, Ph.D.
Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, Glazov, Russia
S.Yu. Senator, professor, Dr.Hab. Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov, Moscow
Key words: mobile learning, training program to hit the standards of the All-Russian sports complex «Ready for Labour and Defence» (GTO), students, physical education classes. The purpose of the present research was to develop methodological and technological foundations for the students training program to hit the standards of the all-Russian sports complex "Ready for Labour and Defence" (GTO) based on mobile learning. Modernization of sports activity of students, based on the introduction of the program for independent physical education classes in the context of mobile learning to prepare for hitting the standards of the all-Russian sports complex "Ready for Labour and Defence" (GTO), facilitates the promotion and activation of the motor activity of young people. This is confirmed by a significant (daily) increase of the number of site users based on special Internet monitoring. Representatives of various age groups, including schoolchildren, students and working young people, were identified among the users of the developed didactic mobile resource, which confirms the relevance and usability of the author's program. Development of the content of independent physical education classes on the basis of the implementation of mobile learning will provide modern demands and needs of young people.
Ключевые слова: мобильное обучение, программа подготовки к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО», обучающиеся, занятия физической культурой.
Введение. В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г в разделе V о создании новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания особо подчеркивается, что результатом ее внедрения должно быть увеличение до 35 % общего числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, объем двигательной активности которых составляет не менее 6 ч. В связи с наблюдающейся в настоящее время недостаточной численностью академических часов, отводимых федеральными стандартами на занятия физической культурой в различных учебных заведениях, выявляется необходимость активизации и популяризации самостоятельных занятий физическими упражнениями среди населения, в частности учащейся молодежи [4].
Разработка научно-методического обеспечения для самостоятельных занятий физической культурой с использованием инновационных технологий, таких как мобильное обучение, позволит активизировать двигательную активность молодежи. В свою очередь, ориентация самостоятельной физкультурной деятельности обучающихся на подготовку к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО» будет содействовать улучшению физического развития населения и увеличению его мотивации к ведению здорового образа жизни.С этой целью нами была теоретически обоснована и внедрена программа самостоятельных занятий физической культурой на основе реализации мобильного обучения для развития физических качеств в контексте подготовки к сдаче контрольных норм учебного пред-
мета «Физическая культура» и Всероссийского комплекса «ГТО».
Цель исследования - разработать методологические и технологические основы программы подготовки учащихся к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО» на основе мобильного обучения.
Методика и организация исследования.
Методологические основы программы базируются на личностно ориентированном подходе, позволяющем обеспечить приоритет личности в контексте образовательно-воспитательного процесса и создать условия для развития ее способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации в физкультурной деятельности. Данный подход предполагает дифференциацию видов двигательной активности и обеспечивает ориентацию на индивидуальность каждого обучающегося или группы на основе учета их физкультурных интересов, потребностей и мотивов, личностных и функциональных характеристик и возможностей, уровня общей и специальной физической подготовленности [1, 2, 3, 5 и др.]. В контексте определения методологических основ выявлен принцип дифференциации и индивидуализации физкультурной деятельности, основанный на положениях личностно ориентированного подхода. Реализация его на практике требует подбора индивидуальных форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих активизацию учащихся, формирование у них возможности и потребности в построении своего индивидуального маршрута деятельности (В. П. Лукьяненко, А. Маслоу, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).
В основе разработки технологических основ реализации программы самостоятельных занятий физической культурой на основе реализации мобильного обучения для развития физических качеств в контексте подготовки к сдаче контрольных норм Всероссийского комплекса «ГТО» лежит последовательный алгоритм действий для каждого ее пользователя:
1. В сети Интернет на сайте Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» необходимо найти информацию о мониторинге физических качеств (http://fizvosp.ru) и определить, какие испытания (тесты) физического развития соответствуют возрастной ступени и полу.
Рис. 1. Окно рубрики «ГТО» на специализированном сайте «Физическая культура личности студента»
Рис. 2. Окно, предоставляющее информацию о содержании приложенного файла «Результаты испытаний»
2. Собрать индивидуальные данные по выявленным выше группам испытаний (при невозможности сбора данных сдать нормативы повторно).
3. В сети Интернет найти специализированный сайт (https://sites.qooqle.com/site/ phvsicaleducationqqpi/qto), на котором в рубрике «ГТО» представлена информация о реализации программы (рис. 1).
4. Открыть приложенный файл «Результаты испытаний» и заполнить графы личными численными значениями испытаний в порядке, основанном на возрастных и гендерных особенностях (рис. 2).
5. На основе полученных данных (процента достижения) по испытаниям выявить два наименьших из всех значения, соответствующих различным физическим качествам, присвоив им ранг из двух (1 - меньшее значение, 2 - большее значение, например «быстрота-выносливость»). Примечание 1: при выявлении наименьших значений одного физического качества необходимо добавить под рангом 2 физическое качество с выявленным наименьшим процентным значением из оставшихся четырех. Примечание 2: среднее
Рис. 3. Окно, представляющее содержание табл. 2 в рубрике «ГТО»
№ 1 • 2015 Январь | ^пиагу
47
значение по проценту достижения выявляется в контексте общей физической подготовки или получения «бронзового» значка (пользователю необходимо самостоятельно выбрать целевую установку занятий).
6. На основе определения среднего арифметического значения полученных результатов по процентам достижения в приложенном файле «Результаты испытаний» по табл. 1, представленной на рис. 3, зафиксировать рекомендуемые уровни сложности реализации тренировок в контексте 6-недельного цикла занятий.
7. По табл. 2, представленной на рис. 3, найти недельный цикл тренировок, учитывая выявленные выше физические качества (например «выносливость-гибкость»), уровень сложности реализации занятий и гендерные особенности (только для физического качества «сила М» или «сила Ж»).
8. На основе предложенного недельного цикла по дням начать тренировку нажатием кнопки с номером тренировки. После нажатия пользователь автоматически переходит на специализированный сайт для тренировок (http://www.mo-bile-coach.ru). Для удобства перехода на сайт по выполнению тренировок пользователю необходимо предварительно зарегистрироваться на данном сайте (логин и пароль представлены на стартовой странице сайта).
9. Запустить тренировку «Начать занятие» на мобильном устройстве (смартфоны, коммуникаторы, планшеты, т.е. устройства, имеющие International Mobile Equipment Identifie - международный идентификатор мобильного оборудования, основанные на операционных системах (Windows Phone, iOS, Android и др.), поддерживающие работу в мобильных сетях 3G и 4G и технологию Wi-Fi).
10. При выполнении физических упражнений нужно учитывать следующие основные рекомендации сайта:
- тренировку невозможно остановить (сделать паузу), ее можно только закончить;
- если Вы хотите пропустить упражнение или ускорить тренировочный процесс, нажмите на кнопку «Закончить упражнение»;
- если Вам необходимо узнать содержание всей текущей тренировки, нажмите на кнопку «Показать/скрыть все упражнения», для закрытия - на эту же кнопку;
- если Вы хотите увидеть текущее упражнение на фото, необходимо нажать на это упражнение (примечание: фото поддерживается не всеми мобильными устройствами);
- если количество повторений или подходов не соответствует Вашим возможностям, допускается выполнение упражнений в индивидуальном режиме.
11. Занятий выполняются в течение 6 недель, на 7-й неделе осуществляется мониторинг физических качеств и на его основе реализуется корректировка (если потребуется) и начинается новый 6-недельный тренировочный цикл.
Результаты исследования и их обсуждение. Модернизация физкультурной деятельности
учащихся, основанная на внедрении программы самостоятельных занятий физической культурой в контексте мобильного обучения для подготовки к сдаче контрольных норм Всероссийского комплекса «ГТО», содействует популяризации и активизации двигательной активности молодежи. Это подтверждается существенным (с каждым днем) увеличением пользователей сайта на основе специального интернет-мониторинга. Среди пользователей разработанного дидактического мобильного ресурса выявлены представители различных возрастных групп, включая школьников, учащуюся и работающую молодежь, что подтверждает актуальность и простоту использования авторской программы.
Вывод. Разработка содержания самостоятельных занятий физической культурой на основе реализации мобильного обучения обеспечит современные запросы и потребности молодежи. Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к сдаче норм «ГТО» в аспекте реализации физкультурной деятельности молодежи на основе дидактических возможностей использования мобильных устройств и технологий существенно повысит его эффективность посредством улучшения показателей физического развития, уровня функциональных возможностей учащихся и мотивации молодежи к формированию физической культуры личности.
Литература
1.
4.
5.
Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
2. Лотоненко, А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 6. - С. 21-24.
3. Лубышева Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. -2011. - № 5. - С. 36-41.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. Режим доступа: http:// fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf Шилько В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 9. - С. 45-49.
References
Balsevich, V.K. Sports-centered physical education: educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 5. - P. 19-22. (In Russian)
Lotonenko, A.V. Priority areas for the solution of problems of physical culture of students / A.V. Lotonenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1998. - № 6. - P. 21-24. (In Russian) Lubysheva, L.I. Pedagogical conditions of formation of the personality sports culture in a comprehensive school / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 5. - P. 36-41. (In Russian)
The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period up to 2020 / Russian sports complex. Mode of access: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ ee/1370.pdf (In Russian)
Shil'ko, V.G. The methodology of organization of personality-centered content of sports activity of students / V.G. Shil'ko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 9. - P. 45-49. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 30.05.2014 г.
2.
3.
4.
5.