Научная статья на тему 'Программа обучения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями'

Программа обучения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Людмила Геннадьевна

Данная статья рассматривает проблемы взаимодействия социальных педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями как одно из условий успешной социализации детей-инвалидов. Главной мыслью является то, что эффективность процесса социализации зависит от участия родителей в программах обучения, их педагогических умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа обучения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями»

ПЕДАГОГИКА

Л.Г. Моисеева*

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Данная статья рассматривает проблемы взаимодействия социальных педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями как одно из условий успешной социализации детей-инвалидов.

Главной мыслью является то, что эффективность процесса социализации зависит от участия родителей в программах обучения, их педагогических умений.

Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей-инвалидов, в том числе связанных с их воспитанием и обучением. Создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями является одной из задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарных исследований и практических поисков.

Процесс воспитания и обучения детей-инвалидов основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем. Инвалидность ведет к ограничению возможностей, затрагивающему физическую, интеллектуальную, эмоциональную и социальные сферы, что затрудняет процесс социализации детей-инвалидов.

В нашей стране до недавнего времени доминировала концепция полезности человека для общества, и дети-инвалиды считались бесперспективными в социальном плане. Современная наука доказывает, что процесс социализации может быть успешным. Принципиально новый взгляд на проблему детей с ограниченными возможностями связан с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства». В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество [1-3].

Дети-инвалиды — это особая социально-демографическая группа, имеющая специфические черты [4-6] Основой определения «инвалидность» являются «ограничения жизнедеятельности», которые уменьшаются в результате проведения реабилитационных мероприятий. Они представляют собой процесс и систему государственных, медицинских, педагогических, социально-экономических, профессиональных, психологичес-

* © Моисеева Л.Г., 2005

Моисеева Людмила Геннадиевна — кафедра педагогики Самарского государственного университета.

ких, юридических мер, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, его социальная адаптация, изменение качества жизни ребенка и его семьи [7-9].

Через специфику самой категории «ограниченные возможности» проявляется процесс социально-педагогической адаптации детей-инвалидов. Трудности этого процесса состоят в противоречии между имеющимися потенциальными возможностями к социальной адаптации у детей-инвалидов при определенных условиях социальной среды и невозможностью реализовать эти способности вследствие неподготовленности самой среды. Педагоги в данной ситуации выступают в качестве ведущих специалистов по оказанию помощи в процессе адаптации детей с ограниченными возможностями посредством использования организационно-педагогических средств комплексной реабилитации.

По мнению М.А. Беляевой, основой социального развития детей с ограниченными возможностями является успешная комплексная реабилитация, которая определяется как процесс освоения индивидом социального опыта [10]. Источником социализации индивида, в частности ребенка, служит передача культуры человека через семейный и другие социальные институты, прежде всего, через систему воспитания и образования, а в дальнейшем — через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности [11].

Проблема социализации детей-инвалидов является чрезвычайно актуальной. Имеющиеся в этой области наблюдения и исследования наглядно свидетельствуют о том, что значительная часть дошкольников оказывается неспособной самостоятельно войти в сферу социальных отношений. В то же время именно дошкольный возраст оказывается особенно сензитивным к социальным влияниям. Для формирования основных психических функций и элементарных форм общественного поведения важен первоначальный опыт, связанный с периодом раннего детства. Применительно к детям-инвалидам показатели социализации должны рассматриваться в аспектах самообслуживания ребенка, его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников [12, 13].

Для современного этапа развития социальной педагогики характерно обращение к практическим потребностям детей с ограниченными возможностями: постоянно расширяется спектр социальных услуг, оказываемых специалистами, в частности, социальными педагогами различных учреждений. Речь идет о компенсаторном обучении, создании оптимальных условиях для социального развития детей, а также об оказании социально-педагогической помощи не только детям, но и их родителям.

Важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями — сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи.

Для семей, воспитывающих ребенка-инвалида, характерен комплекс психологических, социальных и педагогических проблем, касающихся непосредственно ребенка и всей семьи в целом. Порой положение родителей можно охарактеризовать как «внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик». Дети зачастую лишены квалифицированной реабилитационной помощи, ограничено общение всех членов семьи, возникают серьезные проблемы в сфере межличностных отношений, семьи малообеспечены и т.д.

Установлено, что для эффективного взаимодействия с семьей ребенка-инвалида необходимо создание комплексной системы многоаспектной оценки характеристик условий ее существования, функциональных особенностей и потребностей. Многоаспектная оценка в данном случае заключается в получении следующих характеристик: 1) со-

циальный и материальный статус, жилищно-бытовые условия, функциональные возможности и потребности в плане жизнеобеспечения, производственной и учебной деятельности; 2) получение различных социально-педагогических характеристик, включающих готовность к труду, социальную активность, приспособленность к жизненным обстоятельствам и т.д. [14].

В результате изучения проблем семьи ребенка-инвалида сложилось представление о необходимости оказания комплексной реабилитационной помощи не только самому ребенку, но и его семье. Значимость работы специалиста реабилитационного центра с семьей обусловлена необходимостью раннего выявления проблем ребенка, раннего начала коррекционной работы, активностью родителей в поиске информации и желанием помочь ребенку, а также социальной значимостью этих проблем в целом.

В настоящее время, на наш взгляд, отсутствует научно обоснованная и экспериментально отработанная модель взаимодействия социальных педагогов различных учреждений с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Это оказывает негативное влияние на эффективность воспитания и обучения такого ребенка и его социализацию.

Для того чтобы понять роль педагога при взаимодействии с семьей, необходимо рассмотреть модель функционирования семьи ребенка с особыми нуждами, предложенную Е.Р. Ярской-Смирновой [15]. Функциональная позиция педагога находится в мезосис-теме, т.е. согласно этой модели, педагог является посредником между семьей ребенка (микросистема) и более высокими уровнями — экзосистемой (учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения) и макросистемой (представителями законодательного, политического, культурного уровней). Кроме того, педагог функционирует и внутри мезосистемы, осуществляя взаимодействие в процессе социализации ребенка с родственниками, врачами, психологами, педагогами.

Сотрудничество с семьей предполагает привлечение родителей к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей ребенка. В связи с тем, что родители в основном не компетентны в вопросах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, им необходима помощь специалистов. Ошибки и просчеты воспитания с первых дней жизни ребенка могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, различных отклонениях в развитии личности.

В своей работе с семьей педагог ставит такие цели: оказать квалифицированную поддержку родителям, создать комфортную психологическую среду для ребенка, а также условия для самореализации родителей и их социализации, способствовать формированию адекватных отношений ребенка и взрослых, ребенка и социума, взрослых и социума.

Отношения семьи и специалистов должны носить целенаправленный и планомерный характер. Конкретизация целей общения специалистов с родителями дает возможность грамотно подобрать соответствующие формы и методы взаимодействия, что повысит результативность процесса обучения и воспитания ребенка и оптимизирует взаимоотношения родителей и специалистов. В зависимости от целей педагог должен определить план работы и определить формы взаимодействия.

Взаимодействие социального педагога и семьи детерминировано интересами семьи и условиями проведения реабилитационных мероприятий. Равноправное, творческое, заинтересованное сотрудничество семьи и учреждения ориентировано на семью и зависит от психологического климата в семье, материального статуса семьи, условий проживания, наличия других детей; от желания родителей заниматься обучением и воспитанием ребенка, их образовательного ценза, от общего уровня культуры и познавательной активности и ряда других факторов.

Для успешного обучения ребенка необходимы единые подходы, которых должны придерживаться все педагоги и члены семьи. В связи с тем, что родители детей-инвалидов часто неадекватно оценивают возможности своего ребенка, нужно при общении с ними соблюдать принципы этики и деонтологии [16-18]. В работе с семьями с особыми нуждами важны не только профессионализм, но и тактичность, гибкость, культура общения, психологическая грамотность, способность к эмпатии, физическая и психологическая выносливость, желание работать с такой специфической семьей.

Результаты взаимодействия специалистов и родителей должны контролироваться и корректироваться. Взаимодействие специалистов и родителей происходит более эффективно, если родители занимают активную позицию и демонстрируют готовность к сотрудничеству. Обычно такие родители по собственной инициативе идут на контакт со специалистами, обсуждают проблемы, успехи ребенка, активно ищут пути решения проблем, занимаются самообразованием. В то же время большинство родителей пассивны в воспитании и обучении ребенка, склонны к снятию с себя ответственности в проявлении инициативы и к передаче решения этих вопросов специалистам. Кроме того, часть родителей не проявляет интереса к общению с педагогами

Содержание работы педагога с семьей определяется проблемами клиентов. Оно включает в себя информационное обеспечение; посредническую и организаторскую, просветительско-обучающую деятельность. Используются разнообразные формы работы с семьей (неформальные группы, совместная деятельность родителей с детьми, день открытых дверей и др.). Информационная помощь семье выражается в разработке методических пособий и информационных листков для родителей, проведении анкетирования, в общении с родителями с целью обмена информацией и расширения социальных связей. Таким образом, обмен информацией идет в двух направлениях — от специалистов к семье и обратно.

Организаторская помощь предполагает включение родителей в процесс реабилитации с первых шагов обучения и воспитания ребенка-инвалида. С самого начала специалисты должны ориентировать родителей на взаимодействие с официальными учреждениями.

Нами выделены этапы работы с семьей На первом этапе предполагается сбор эмпирической информации о семье, определение возможностей партнерства, т.е. создание информационной платформы для дальнейшей реабилитационной работы. На втором этапе проводятся анализ полученной информации и выбор направлений, способов, средств работы с семьей.

Третий этап содержит разработку и реализацию (по необходимости, и корректировку) программы поддержки семьи, что включает в себя образовательную, психологическую, посредническую, информационную, организационную помощь. Программа может быть рассчитана на решение одной проблемы или комплекса проблем, может быть кратковременной или долговременной, что диктуется имеющимися у семьи проблемами.

Социальный педагог прекращает работу с семьей в трех случаях: по достижении ребенком 18-летнего возраста, в связи со снятием статуса инвалида или в результате окончания какого-то этапа реабилитации ребенка. В последнем случае продолжается взаимодействие с семьей, что позволяет педагогу быть информированным о развитии ребенка, об условиях его проживания.

Просвещение родителей по вопросам реабилитации, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями происходит через образовательную программу «Родительского университета». Специалисты в ходе занятий ориентируют родителей на конструктивное восприятие интеллектуальных, эмоциональных, бытовых и других проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка. Работа в рамках «Родительского университета» способствует повышению педагогической подготовленности родителей, их

психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения к воспитанию и обучению детей.

Еще М. Лютер, Я.А. Каменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие исследователи говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Но родители детей с ограниченными возможностями в достаточной мере не владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах ухода, воспитания и обучения. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Следовательно, необходимо обучение родителей. М. Фин определяет этот процесс как систематическую и содержательную программу, целью которой является распространение информации, знаний и навыков в разных аспектах деятельности родителей [19].

Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для социального развития ребенка зависят от развития и углубления их педагогических представлений, от их педагогической подготовленности, уровень которой и предполагается повысить в процессе обучения родителей.

Содержание многопрофильной образовательной программы для родителей разрабатывалось с учетом проблем детей-инвалидов. Ее цель заключалась в обучении родителей решению вопросов реабилитации детей-инвалидов, а задачами были формирование родителей как воспитателей, стимулирование их потребности к самообразованию. Обучение родителей строилось в соответствии с принципами: опора на опыт обучающихся, сосредоточенность на проблемах реабилитации, индивидуализация, актуализация результатов обучения, совместная деятельность специалистов и родителей, осознанность обучения, прикладной характер знаний [20]. Обучение родителей должно не только развивать их как воспитателей, давать определенную сумму знаний, но и стимулировать их к самообразованию, самосовершенствованию, развитию их образовательных потребностей.

Программа включала организационно-информационный, медицинский, психологопедагогический, социальный и правовой разделы. Разработана система оценки результатов обучения родителей, включающая в себя изучение мнения родителей о программе, повышение самостоятельности ребенка, активное включение родителей в процесс реабилитации ребенка. До начала обучения родители не считали себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (93,5 %), лечения (38,9 %) , воспитания (83,9 %), обучения (35,5 %), общения (77,4 %), развития (41,9 %). После окончания обучения все родители отметили необходимость занятий. Участие в программе способствовало тому, что они стали более компетентными в вопросах ухода за ребенком (100 %), общения с ним (98,1 %), воспитания (94,6 %), развития ребенка (88,9%), обучения (76,2 %), лечения (54,2 %).

В конечном итоге эффективность работы социального педагога с семьей оценивается нами через изменение качества жизни семьи, результаты социализации ребенка. Например, положительное изменение внутрисемейных отношений, изменение самооценки родителей, увеличение объема навыков самообслуживания ребенка и т.д.

Таким образом, активное участие родителей в процессе обучения и воспитания и повышение их педагогической подготовленности посредством обучения в рамках многопрофильной образовательной программы, помощь и поддержка социальных педагогов в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, являются условием повышения эффективности социализации ребенка.

Библиографический список

1. Баусов Ю.Н. Морально-ценностный аспект проблемы отношения «инвалид — общество»: Дис. ... канд. филос. наук. — М., 1991. 141с.

2. Линьков В. В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования // Дефектология. 1999. №1. С. 5 — 11.

3. Романина Л.А. Дифференцированная профессиональная ориентация молодых инвалидов средствами социально-педагогической работы: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1998. — 207 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Проблемы общей психологии. — М., 1976.- С. 253-382.

5. Грачев Л.К Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1992.-72 с.

6. Добровольская Г.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Со-циол. исслед., 1992.- №5.- С. 103 —106.

7. Реабилитация/Словарь основных терминов: Пособие для специалистов в области реабилитации больных и инвалидов. — СПб.: Турусел, 1997. — 79 с.

8. Василенко Л.В. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации: Дис. ... канд. социол. наук. — М. 1992.- 174с.

9. Большая Советская энциклопедия. Реабилитация. В 30 т. — 3-е изд. Т. 10. — М.: Сов. эн-цикл., 1972. — С. 591.

10. Беляева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка—инвалида: Дис. ... канд пед. наук. Екатеринбург, 1997. 160 с.

11. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. — М.: Сентябрь, 1997. — 95 с.

12. Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Дис. ... канд. пед.наук. — М., 1998.

13. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология, 1998.- № 1.- С. 42-46.

14. Самсонова Е.Н., Тащева А.И. Особенности взаимоотношений в семьях с детьми, страдающими церебральным параличом // Современная семья: проблемы и перспективы. — Ростов н/Д., 2004.- С. 109 — 112.

15. Ярская — Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов: СПУ, 1997

16. Беличева С. А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика, 1992.- №7/8. С.23 — 27.

17. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей-инвалидов // Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. — Архангельск: Поморский ун-т, 2000 — С. 265 — 268.

18. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей // Вестник образования, 2001.- №8.- С. 24 — 33.

19. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: основания социальной реабилитации // Дорога-это то, как ты по ней идешь.-Саратов: ПФРЦЦ, 1996-С.8.

20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы / Пер. с фин. — М.: Просвещение, 1993. — 112 с.

L. Moiseeva

THE TRAINING PROGRAM FOR PARENTS UPBRINGING HANDICAPPED CHILDREN

This article deals with the problem of interaction of child welfare worker with the parents of handicapped children as one condition of successful socialization. The main idea of it that the effect of social development of children depends from participation of parents in the training program, their pedagogical skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.