Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕЙ МЕДСЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ'

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕЙ МЕДСЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
934
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШАЯ МЕДСЕСТРА / ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ДЕОНТОЛОГИЯ УХОДА / ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / JUNIOR NURSE / BASICS OF PATIENT CARE / DEONTOLOGICAL ASPECTS OF PATIENT CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скворцов В.В., Калинченко Е.И., Семенов Д.А., Скворцова Е.М.

Представлены вопросы профессиональной образовательной программы для младшей медсестры, занимающейся уходом за больными. Падение престижа труда младших и средних медицинских работников имеет немаловажное значение, что требует внимания медицинской общественности и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A JUNIOR NURSE AND HER ROLE IN PATIENT CARE

The paper gives the issues of a professional education program on the tasks and role of a junior nurse in caring for patients. The decline in the occupational prestige of middle-level health workers is of no small importance, which requires the attention of the medical community.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕЙ МЕДСЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

DOI: 10.29296/25879979-2018-03-02

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕЙ МЕДСЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

В.В. Скворцов, докт. мед. наук, Е.И. Калинченко, канд. мед. наук, Д.А. Семенов, Е.М. Скворцова

Волгоградский государственный медицинский университет Российская Федерация, 400066, Волгоград, пл. Павших Борцов, д. 1 E-mail: vskvortsov1@ya.ru

Представлены вопросы профессиональной образовательной программы для младшей медсестры, занимающейся уходом за больными. Падение престижа труда младших и средних медицинских работников имеет немаловажное значение, что требует внимания медицинской общественности и государственных структур.

Ключевые слова: младшая медсестра, основы ухода за больными, профессиональная подготовка, деонтология ухода, паллиативная помощь.

Для цитирования: Скворцов В.В., Калинченко Е.И., Семенов Д. А., Скворцова Е.М. Программа обучения младшей медсестры по уходу за больными. Медицинская сестра. 2018; 20 (3): 6-11. БОТ: 10.29296/25879979-2018-03-02.

В современном здравоохранении нельзя недооценивать роль младшей медсестры. В системе паллиативной помощи, когда все пациенты нуждаются в квалифицированном уходе, младшая медсестра является просто незаменимым специалистом. В общем процессе ухода за тяжелобольными она чаще остальных медицинских работников находится в палате с пациентом, а следовательно - и ближе к нему.

Младшая медсестра не только осуществляет уход, но и своим внимательным отношением, чуткостью и добротой стремится улучшить качество жизни пациента, поскольку правильное общение медицинского работника с пациентом уже является своего рода лекарством.

Младший специалист по уходу, прошедший обучение, курсы, квалифицированно и эффек-

тивно выполняет свои функциональные обязанности, применяя на практике теоретические знания и умения.

Основная профессиональная образовательная программа по профессии среднего

профессионального образования 34.01.01

Профессиональная подготовка направлена на формирование у обучающихся и выпускников общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности по профессии 34.01.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Характеристика подготовки по специальности (профессии). Нормативный срок освоения программы базовой подготовки по профессии 34.01.01 «Младшая медсестра по уходу за больными» при очной форме получения образования на базе среднего общего образования - 10 мес, на базе основного общего образования - 1 год 10 мес.

Срок освоения базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

• на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

• на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца:

• для лиц, поступающих на базе среднего общего образования, - аттестат о среднем общем образовании или диплом о начальном профессиональном образовании;

• для лиц, поступающих на базе основного общего образования, - аттестат об основном общем образовании.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников, область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников: осуществление ухода за больным в системе первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи.

■А1КТУАЛ Ь Н АЯ ТЕМА 1 И Е 1 1 и 1 1 хпп

I I Я 1 ж ► 1

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

• пациент, нуждающийся в профессиональном уходе;

• окружение пациента;

• бытовые условия проживания пациента;

• условия больничной среды;

• средства ухода за больным;

• средства обеспечения безопасной больничной среды.

Виды профессиональной деятельности и компетенции (базовый уровень)

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода:

ПК* 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 1.3. Осуществлять уход за пациентами разных возрастных групп в условиях учреждения и на дому.

ПК 1.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

ПК 2.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 2.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветитель-ской работе среди населения.

ПК 2.4. Владеть основами гигиенического питания.

ПК 2.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Общие компетенции выпускника

ОК** 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

*ПК - профессиональная компетенция.

* ОК - общая компетенция.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эф -фективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, по -жарной безопасности и техники безопасности.

На должность младшей медсестры по уходу за больными назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку на курсах младших медсестер по уходу за больными без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку на курсах младших медсестер по уходу за больными и стаж работы по профилю не менее 2 лет.

Назначение на должность младшей медсестры по уходу за больными и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.

Младшая медсестра по уходу за больными должна знать:

• законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;

• организационную структуру учреждения здравоохранения;

• приемы проведения несложных медицинских манипуляций;

• правила санитарии и гигиены, ухода за больными;

• основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

• основные методы и приемы оказания доврачебной медицинской помощи;

• этические нормы поведения при общении с больными;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты.

|щ Д 1 U 3 хил

и й ] т

ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА

Младшая медсестра по уходу за больными:

• проводит несложные медицинские манипуляции, такие как постановка банок, горчичников и компрессов;

• осуществляет контроль чистоты и порядка в помещениях медицинского учреждения;

• оказывает помощь в уходе за больными под руководством медсестры;

• следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения;

• участвует в транспортировке тяжелобольных;

• производит смену постельного и нательного белья;

• контролирует соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима при использовании и хранении предметов ухода за больными.

Согласно современным представлениям, уборка помещений больницы должна осуществляться сторонними организациями, нанимаемыми для этих целей администрацией лечебно-профилактического учреждения (аутсорсинг). В этом случае младшие медсестры могут заниматься только уходом за больными.

Деонтологические аспекты ухода за больными

Любая специальность характеризуется существованием своих определенных этических норм, правил поведения. Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos - долг, должное; logos - учение) представляет собой науку о профессиональном долге медицинских работников. Близко по значению понятие медицинской этики - науки о морально-нравственных аспектах медицины.

Деонтологические аспекты ухода за больными приобретают в настоящее время все большее значение. К сожалению, черствость, грубость, раздражительность, равнодушие, корыстные побуждения стали нередкими явлениями в работе медицинского персонала.

Немаловажное значение имеет падение престижа труда медицинских работников. В последние 20 лет в нашей стране практически исчезла категория младшего медицинского персонала, что сделало чрезвычайно актуальной задачу улучшения ухода за престарелыми людьми, тяжелобольными, инвалидами, а также повышения престижа профессии младшей медсестры и санитарки.

Круг проблем, которыми занимается медицинская деонтология, чрезвычайно многообразен. Это - вопросы, касающиеся взаимоотношений между врачом, медсестрой и больным, врачом, медсестрой и родственниками больного, медицин-

ских работников между собой. Многие области медицины имеют, кроме того, свои собственные де-онтологические особенности. Определенные деон-тологические проблемы возникают в связи с более широким внедрением результатов научно-технического прогресса в медицину.

Такие человеческие качества, как чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание, требуются от медицинских работников ежечасно в повседневной работе и при осуществлении ухода за больными.

Деонтологические принципы обусловливают и определенные требования к внешнему виду младшего медицинского персонала, осуществляющего уход за больными. На работе необходимо пользоваться сменной обувью, халат должен быть безукоризненно чистым и выглаженным, ногти -подстриженными очень коротко; волосы рекомендуется аккуратно заправлять под шапочку или косынку. Несвежий халат, уличная обувь, грязные руки, плохо подстриженные ногти недопустимы с точки зрения санитарии и гигиены и, кроме того, производят удручающее впечатление. Необходимо весьма осторожно и умеренно пользоваться косметическими и парфюмерными средствами, так как у больных с аллергией они могут вызвать ухудшение состояния - спровоцировать приступ бронхиальной астмы, крапивницу.

Уход предполагает и определенные правила общения с пациентами. Следует иметь в виду, что больные люди нередко становятся возбудимыми, раздражительными, вспыльчивыми, капризными, а иногда, напротив, подавленными, безучастными. При уходе за ними важно проявить максимум внимания, успокоить, разъяснить необходимость соблюдения режима, регулярного приема лекарственных препаратов, убедить в возможности выздоровления или улучшения состояния.

Следует соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз, особенно в случаях неблагоприятного прогноза. Такие пациенты нередко догадываются о наличии у них злокачественной опухоли и стремятся всеми возможными путями подтвердить свои предположения. Поэтому необходимо тщательно следить, чтобы в руки больных не попадали данные обследования с указанием диагноза опухоли, истории болезни. Из этих же соображений не следует сообщать по телефону результаты обследования.

К деонтологическим аспектам ухода за больными можно отнести также и необходимость строгого сохранения врачебной тайны. Медицинским работникам подчас могут стать известны сведения о больном, носящие глубоко

■МТУАЛ Ь Н АЯ ТЕМА 1 И Е 1 1 и 1 1 хпп

I I Я 1 ж ► 1

личный, интимный характер, которые они не имеют права разглашать. Это требование ни в коей мере не относится к тем ситуациям, когда в процессе наблюдения за больным выявляются обстоятельства, которые могут представлять опасность для других людей (сведения об инфекционных и венерических заболеваниях, отравлениях и т.д.). В таких случаях медицинские работники, напротив, обязаны незамедлительно сообщить полученные сведения в соответствующие организации.

Тактика выполнения младшей медсестрой ее основных функциональных обязанностей

Младшие медсестры принимают участие в санитарной обработке больных. Санитарно-гигиеническую обработку осуществляют в санпропускнике приемного отделения. Санпропускник приемного отделения обычно состоит из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где больные одеваются.

В смотровом кабинете больного раздевают, осматривают на педикулез и готовят к санитарно-гигиенической обработке.

Если белье чистое, его складывают в мешок, а верхнюю одежду вешают на плечики и сдают в камеру хранения. Список вещей (приемную квитанцию) составляют в 2 экземплярах: 1 сдают с вещами в камеру хранения, другой приклеивают к истории болезни и при выписке по нему получают вещи для больного. Имеющиеся ценности и деньги под расписку сдают старшей медсестре для хранения их в сейфе.

Если у больного выявлено инфекционное заболевание, белье закладывают в бак с хлорной известью или хлорамином Б на 2 ч и направляют в специальную прачечную. При завшивленности белья его предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором и направляют в дезинфекционную камеру для специальной обработки. На мешках с такой одеждой должна быть соответствующая надпись - «Педикулез».

Этапы санитарно-гигиенической обработки больных:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осмотр кожных и волосяных покровов больного;

• стрижка волос, ногтей, бритье (при необходимости);

• мытье под душем или гигиеническая ванна.

Осмотр кожных и волосяных покровов больного

Осмотр кожных и волосяных покровов больного проводят с целью выявления педикулеза (вшивости). Педикулез (лат. ргйгсиЫт - вошь) - поражение кожных и волосяных покровов человека в результате паразитирования на теле вшей.

Признаки педикулеза:

• наличие гнид (яиц вшей, которые приклеиваются самкой к волосу или ворсинкам ткани) и самих насекомых;

• зуд кожных покровов;

• следы расчесов и импетигинозные (гнойничковые) корки на коже.

В случае выявления педикулеза проводят специальную санитарно-гигиеническую обработку больного; медсестра вносит запись в «Журнал осмотра на педикулез» и ставит на титульном листе истории болезни специальную пометку («Р»), а также сообщает о выявленном педикулезе в санитарно-эпидемиологическую службу. Можно провести частичную или полную санитарно-гигиеническую обработку. Частичная санитарно-гигиеническая обработка заключается в мытье больного с мылом и мочалкой в ванне или под душем, дезинфекции и дезинсекции его одежды и обуви. Под полной санитарно-гигиенической обработкой подразумевают обработку постельных принадлежностей и жилых помещений.

Все данные по обработке поступившего больного необходимо записывать в историю болезни, чтобы палатная медсестра могла через 5-7 дней произвести повторную обработку.

Различают несколько видов дезинсектицидных растворов: 20% раствор эмульсии бензил-бензоата; специальные шампуни (например, «Элко-инсект»); специальные лосьоны (например, «Ниттифор»).

Порядок выполнения дезинсекции при наличии противопоказаний к использованию дезинсектицидных растворов

• подготовиться к проведению санитарно-гигиенической обработки: разложить необходимое оснащение и надеть защитную одежду;

• постелить на табуретку (кушетку) клеенку, усадить на нее больного и покрыть ему плечи полиэтиленовой пеленкой; при необходимости остричь волосы над подготовленным тазом;

• обработать волосы (не кожу головы) подогретым 6% раствором уксуса, механическим способом выбирая и уничтожая вшей;

• завязать голову полиэтиленовой косынкой и сверху полотенцем, оставив на 20 мин;

• развязать головную косынку и промыть голову теплой проточной водой, затем - шампунем, высушить полотенцем;

• наклонить голову пациента над белой бумагой и тщательно вычесать по прядям волосы частым гребнем, затем повторно осмотреть волосы пациента;

• сжечь остриженные волосы и бумагу в тазу;

3 11111

5 от 1 ] т 1

ТУАЛ ЬНАЯ ТЕ МА

• сложить одежду больного и защитную одежду медсестры в клеенчатый мешок и отправить в дезинфекционную камеру; гребень и ножницы обработать 70% спиртом, помещение - дезинсектицидным раствором.

Перемещение пациента в постели

Перемещение пациента в постели осуществляется поэтапно:

• оценить способность пациента к участию в процедуре, а именно: его подвижность, мышечную силу, адекватную реакцию на слова;

• поднять постель на максимально удобную для работы с пациентом высоту;

• убрать с постели подушки и прочие предметы, мешающие перемещению пациента;

• при необходимости заручиться помощью медсестры, врача;

• объяснить пациенту смысл процедуры, чтобы успокоить его и побудить к сотрудничеству;

• придать постели горизонтальное положение, зафиксировать колеса;

• для снижения риска инфекции проводить процедуру в перчатках;

• после перемещения пациента опустить кровать, поднять поручни для обеспечения безопасности пациента;

• проверить правильность положения тела пациента; спина должна быть выпрямлена; исключаются любые искривления, напряжение; выяснить, удобно ли пациенту.

Перемещение беспомощного пациента в постели

• повернуть пациента на спину, проверить правильность положения тела;

• опустить изголовье постели в горизонтальное положение;

• подушку положить в изголовье, чтобы пациент не ударился головой о спинку кровати;

• встать лицом к изножью постели под углом 45° и передвинуть ноги пациента по диагонали к изголовью кровати;

• процедура начинается с перемещения ног, так как они легче других частей тела и их удобнее передвигать;

• переместиться вдоль бедер пациента;

• согнуть ноги в бедрах и коленях, чтобы руки находились на уровне туловища пациента;

• передвинуть бедра пациента по диагонали к изголовью;

• переместиться вдоль туловища пациента параллельно верхней части его тела;

• подсунуть руку, находящуюся ближе к изго-

ловью, под плечо пациента, снизу обхватив его плечо; плечо надо одновременно поддерживать кистью руки;

• другую руку подсунуть под верхнюю часть спины; поддержка головы и шеи обеспечивает надлежащую выпрямленность тела пациента и предупреждает травматизм, а поддержка туловища уменьшает трение;

• передвинуть туловище, плечи, голову и шею пациента диагонально по направлению к изголовью;

• поднять боковой поручень кровати для предотвращения падения пациента с постели и перейти на другую сторону кровати;

• переходя с одной стороны постели на другую, повторять процедуру до тех пор, пока тело пациента не достигнет желаемой высоты;

• переместить пациента на середину постели, точно также поочередно манипулируя 3 отделами его тела, до достижения поставленной цели;

• поднять боковые поручни для обеспечения безопасности пациента;

• снять перчатки, вымыть руки.

Обработка пролежней

Пролежни возникают у ослабленных больных, длительное время находящихся в постели, в результате дистрофических язвенно-некротических процессов. Чаще всего пролежни образуются в области лопаток, крестца, большого вертела, на локтях, затылочной области, задней поверхности пяток.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое перестилание. Один из первых признаков пролежней -бледность кожи и смятость с последующим покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса. Затем появляются пузыри и некроз кожи. Присоединение инфекции может привести к сепсису и стать причиной смерти.

Профилактика пролежней:

• поворачивать больного на бок несколько раз в день, если позволяет его состояние (изменять позу больного);

• ежедневно несколько раз в день стряхивать простыню, чтобы не было крошек в постели;

• следить за тем, чтобы на постельном и нательном белье не было складок и заплаток;

• тяжелобольным, длительно находящимся в постели, подложить надувной резиновый круг, на который надета наволочка, так, чтобы крестец находился над отверстием круга;

1АК ТУАЛЬНАЯ ТЕМА 1 M E 1 ■ U 1 1 JJJJJ

S I 1 1 m ►

• ежедневно протирать кожу дезинфицирующим раствором: камфорным спиртом, водкой, одеколоном, а при их отсутствии протирать кожу полотенцем, смоченным теплой и мыльной водой, и вытирать насухо, слегка растирая при этом кожу. Для протирания конец чистого полотенца смачивают дезинфицирующим раствором, слегка отжимают и протирают шею, за ушами, спину, ягодицы, переднюю поверхность грудной клетки и подмышечные впадины. Особое внимание следует обращать на складки под молочными железами, где у тучных женщин могут образоваться опрелости. Затем кожу вытирают насухо в том же порядке.

Эти процедуры младшие медсестры производят ежедневно на ночь тем больным, которые не могут еженедельно принять гигиеническую ванну, а также больным, находящимся в бессознательном состоянии. Таким образом, при правильном уходе кожа больного должна быть всегда сухой и чистой.

Кормление тяжелобольных пациентов Уход за тяжелобольными пациентами требует от младшей медсестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимы, часто бывают капризными, нетерпеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а связаны с влиянием болезни на его психику, поведение. Необходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для больного человека еда и питье приобретают особо важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания.

Перед тем как приступить к кормлению, необходимо выполнить все лечебные процедуры, помочь пациенту осуществить физиологические отправления. После этого необходимо проветрить палату и вымыть руки пациента (в этом медсестре может помочь санитарка). Лучше всего, если позволяет состояние больного, придать ему положение полусидя, повернуть его голову набок. Большое подспорье в кормлении тяжелобольного - функциональная кровать, снабженная специальным надкроватным столиком. Если же таковой нет, вместо столика можно использовать тумбочку. Грудь пациента надо накрыть салфеткой, при необходимости - подложить клеенку. Пища должна быть полужидкой и теплой.

Каждый врач хорошо знает, насколько велика роль младших медсестер в лечении и уходе за больными. Младшие медсестры нередко имеют дело с очень тяжелыми больными с выраженными нарушениями двигательных функций, недержанием мочи и кала, которым приходится несколько раз в день менять белье, проводить санитарно-гигиеническую обработку, которых надо кормить с ложки. Уход за ними требует огромного терпения, такта, сострадания.

Рекомендуемая литература

Григорьев К. И. Уход за лежачими больными: современ -ные технологические приемы. Медицинская сестра, 2007; 4; 26-7.

Казьмин В.Д. Справочник для медицинских сестер и санитарок (в вопросах и ответах). 2009.

Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Петровский Б.В. Деонтология в медицине. М.: Медицина, 2010.

Профессиональный стандарт «Младшая медицинская сестра по уходу за больным», 2017.

Руководство для средних медицинских работников. Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Справочник медицинской сестры. М.: Издательство Эксмо, 2006.

Хетагурова А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры. Приложение к журналу «Сестринское дело». 2008; 1.

A JUNIOR NURSE AND HER ROLE IN PATIENT CARE V.V. Skvortsov, MD; E.I. Kalinchenko, Cand. Med. Sci.; D.A. Semenov; E.M. Skvortsova Volgograd State Medical University 1, Pavshikh Bortsov Square, Volgograd 400066, Russian Federation The paper gives the issues of a professional education program on the tasks and role of a junior nurse in caring for patients. The decline in the occupational prestige of middle-level health workers is of no small importance, which requires the attention of the medical community.

Key words: junior nurse; basics of patient care; professional training; deontological aspects of patient care.

For citation: Skvortsov V.V., Kalinchenko E.I., Semenov D.A., Skvortsova E.M. A junior nurse and her role in patient care. Meditsinskaya sestra, 2018, 3(20): 6-11 (In Russian). DOI: 10.29296/25879979-2018-03-02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.