УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Media Education Programs
ПРОГРАММА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»*
И.В. Малышева,
кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация. Представлена авторская разработка медиаобразователь-ной программы для младших школьников, выполненная в рамках деятельности научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность». Ключевые слова. Медиаобразование, медиакомпетентность, школьники.
Media educational program of the course "Media education for primary school children"
Dr. Irina Chelysheva, Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education
Abstract. This is the media education program for students, executed in the framework of scientific-educational center "Media Education and Media Competence" Key words. Media education, media competence, students.
* написано при поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров).
1. Целевая группа: программа рассчитана на руководителей образовательных учреждений, специалистов региональных и муниципальных органов управления образования, учителей, работников учреждений дополнительного образования, родителей.
2. Краткая аннотация к программе:
Цель: повышение уровня компетентности в сфере медиаобразо-вания, освоение методов и форм медиаобразовательной деятельности с младшими школьниками.
В результате обучения, слушатели, успешно освоившие программу, смогут:
- получить знания об актуальных проблемах современного ме-диаобразования, основных теоретических и методических подходах к медиаобразованию младших школьников;
- овладеть основными умениями анализа и подготовки медиа-текстов различных видов и жанров;
- использовать базовые навыки разработки и создания медиа-образовательных проектов, разрабатывать презентации собственных медиаобразовательных проектов;
- использовать практические приемы и методы современной медиапедагогики в работе с младшими школьниками.
Освоение данной программы включает сочетание аудиторных занятий, основанных на лекционных и практических формах освоения учебного материала, и работы, ориентированной на включение полученных теоретических знаний и освоенного методического инструментария в реальную практику
медиаобразовательной деятельности с младшими школьниками.
3. Ключевые понятия программы: медиа, медиаобразование, ме-диакомпетентность, методики и технологии медиапедагогики, анализ медиатекста, формы и методы медиапедагогической деятельности с младшими школьниками.
4. Содержательная характеристика программы:
Тема 1. Роль и значение медиа в жизни современного младшего школьника
Тема 2. Влияние современных медиа на здоровье и развитие младших школьников
Тема 3. Что такое медиаобразование и медиаграмотность
Тема 4. Методика организация и проведения медиаобразовательных занятий с младшими школьниками Тема 5. Медиаобразователь-ные упражнения и игры для детей младшего школьного возраста
Тема 6. Совместное медиатвор-чество детей и взрослых
Тема 7. Анализ произведений медиакультуры в работе с младшими школьниками
Тема 8. Презентация медиаобразовательных проектов.
Аудиторные формы организации занятий:
Интерактивный семинар - по-лилоговая форма закрепления и углубления знаний с использованием приемов и техник интерактивного обучения.
Творческая мастерская - форма интерактивного занятия, имеющего прикладной характер. Предус-
матривает освоение разнообразного методического инструментария для реализации индивидуальных и групповых медиаобразова-тельных проектов.
Тренинговые задания - форма работы, моделирующая определенную образовательную ситуацию, позволяющую слушателям на практике апробировать основные приемы и методы работы с медиа-материалом.
Иные формы работы - групповые, индивидуальные и коллективные формы работы над проектами, практика деловых, ролевых и имитационных игр на медиаматериа-ле, анализ и осуждение медиатек-стов различных видов и жанров, презентация медиаобразователь-ных проектов.
Формы итогового контроля: презентация и защита медиаобра-зовательных проектов.
Общая продолжительность программы - 72 часа 9. Перечень основных источников, которые будут освоены слушате-
лями: книги, научные статьи по проблемам медиаобразования, интернет-ресурсы, посещение медиаобразовательных интернет-сайтов. По окончанию работы слушателям будет предложен учебно-методический комплекс на электронных носителях, который будет включать основной теоретический и методический материал по проблематике медиаобразования младших школьников.
Основная литература
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 176 с. Баранов О.А. Экран становится другом. М,: Просвещение, 1979. 96 с. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2004. 174 с. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Сиб. фил. ин-та культурологии, 2000. 91 с.
Тематический план
№ п/п Тема занятия Количество часов
1 Роль и значение медиа в жизни современного младшего школьника 9
2 Влияние современных медиа на здоровье и развитие младших школьников 9
3 Что такое медиаобразование и медиаграмотность 9
4 Методика организация и проведения медиаобразовательных занятий с младшими школьниками 9
5 Медиаобразовательные упражнения и игры для детей младшего школьного возраста 9
6 Совместное медиатворчество детей и взрослых 9
7 Анализ произведений медиакультуры в работе с младшими школьниками 9
8 Презентация медиаобразовательных проектов. 9
ИТОГО 72
Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М.: Академический проект, 2004. 240 с. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. 304 с. Заир-Бек С.И.Критическое мышление. М., 2002.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И .В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 175 с. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ППРО, 2005. 101 с.
Валькова И.П. и др. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии). Бийск: ФПОИ, 2005. 286 с. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О.Варшавер. М.: ЦГЛ, 2005. 80 с.
Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 5. С. 22-23. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с. Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с. Основы экранной культуры. Цикл программ / Рук. Ю.Н.Усов. М., 1998. 60 с. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.
Стил, Дж. и др. Популяризация критического мышления: пособие. М., 1997. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 1997.
Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 с. Спичкин А.В. Что такое медиаобразо-вание. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. 114 с. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразова-ния(на материале рекламы). Таганрог,
2006. 160 с.
Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования ХХ! века. Н. Новгород: Арабеск, 2001. 272 с. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: SvR-Аргус, 1995. 224 с. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и ме-диаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с. Федоров А.В. Методика анализа меди-атекстов на занятиях со студентами: практика кинообразования. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 188 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпе-тентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.:
2007. 615 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпе-тентности студентов в процессе ме-диаобразования. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2010. 572 с. Федоров А.В., Левицкая А.А. Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 616 с. Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиаоб-разовательные центры: научные ис-
следования и практическая деятельность. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 476 с. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаоб-разование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиа-образование в современной России: основные модели//Высшее образование в России, 2004. № 8. C. 34-40. Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. Проблемы медиаобразования: научная школа под руководством А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во ТГПИ,
2007. 212 с.
Федоров, А.В. Заметки о российском кино: общий и крупный план. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 472 с. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с. Челышева И.В., Шаповалова В.С, Ме-диаобразование и менеджмент: история развития: учебное пособие. Таганрог: изд-во ТГПИ, 2007. 216 с. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008. 300 с. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной меди-аграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ,
2008. 184 с.
Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт М.: АПН СССР, 1990. 66 с.
Интернет-сайты /Webs:
• http://edu.of.ru/mediaeducation
• http://edu.of.ru/medialibrary
• http://edu.of.ru/mediacompetence
• http://www.mediagram.ru
References
Bakulev, G.P. (2005). Mass communication: Western theories and concepts: Textbook. Moscow: Aspekt Press, 176 p. Baranov, O.A. (1979). The screen becomes a friend. M: Education, 96 p. Berezin V. (2004). Mass communication: the essence, the channels of action. Moscow: RIP-Holding, 2004. 174 p. Bondarenko, E.A. (2000). Theory and methods of social rehabilitation by means of creative audio-visual cultures. Omsk, 91 p. Chelysheva, I.V. (2006). Theory and History of Russian media education. Taganrog: Kuchma, 206 p. Chelysheva, I.V. (2008). Development of critical thinking and media competence of students in the analysis of audiovisual media texts Taganrog: Center of personality development, 300 p. Chelysheva, I.V. (2008). Media education for parents: the development of family literacy. Taganrog: TTI, 184 p. Chelysheva, I.V., Shapovalova, V.S. (2007). Media Education and Management: The history of development: a training manual. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 216 p. Fedorov, A.V. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 708 p.
Fedorov, A.V. (2004). Media education and media literacy. Taganrog: Kuchma, 340 p. Fedorov, A.V. (2005). Media education of future teachers. Taganrog: Kuchma, 314 p. Fedorov, A.V. (2007). The development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICO "Information for All", 2007, 615 p.
Fedorov, A.V. (2010). The development of media competence of students in media education. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 572 p. Fedorov, A.V. (2011). Notes on the Russian cinema: a general and a close-up. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 472 p.
Fedorov, A.V. (2011). The method of analysis of media texts in the classroom
MEflMA0EPA30BAHUE № 2/ 2012
with the students: the practice of film education. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 188 p. Fedorov, A.V., Chelysheva, I.V. (2002). Media Education in Russia: a brief history of the development. Taganrog: Cognition, 266 p. Fedorov, A.V., Chelysheva, I.V. (2004). Media Education in Modern Russia: basic models. In: Higher education in Russia, 2004, № 8, p.34-40.
Fedorov, A.V., Chelysheva, I.V., Novikova, A.A. (2007). The problems of media education: Scientific School under the direction of A. Fedorov. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2007, 212 p. Fedorov, A.V., Levitskaya A.A. (2011). Mass media education in the world: past and present. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 616 p. Fedorov, A.V., Levitskaya A.A. (2011). Media education centers: research and practice. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011, 476 p. Galician, E.O. (2004). Dialogue in education as a way of becoming tolerance. Moscow: Academic Project, 240 p. Grachev, G.V. (2003). The individual and society: information-psychological security and psychological protection. M.: PER SE, 304 p.
Halpern, D. (2000). Psychology of critical thinking. S-Petersburg: Piter. Ivanov, D.A., Mitrofanov, K.G., Sokolova, O.V. (2005). Competence-based approach to education. Problems, concepts, and tools. Educational tools. Moscow: APC and PPRO, 101 p.
Masterman, L. (1993). Education for Media Language. Specialist, 1993. N 5, p.22-23. Muryukina, E.V. (2006). Media education high school students on the material of film. Taganrog: Kuchma Publishing House, 200 p. Muryukina, E.V., Chelysheva, I.V. (2007). Development of critical thinking of students of pedagogical universities in the specialization "Media Education". Taganrog: Kuchma Publishing House, 162 p.
Penzin, S.N. (1987). Film and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh State University, 176 p. Pocheptsov, G.G. (1997). Theory of Communication. Moscow, 1997. Rabinovich, Y.M. (1991). Cinema, literature and all of my life. Kurgan: Periodika, 120 p. Raven, J. (2002). Competence in modern society. Moscow: KOGITO CENTER. Ryzhukh, N.P. (2007). Media education students teaching high school English on the material of Screen Arts. Taganrog: Kuchma Publishing House, 188 p. Sharikov, A.V. (1990). Media Education: World and domestic experience. Moscow: Academy of pedagogical science, 66 p. Spichkin, A.V. (1999). What is media education. Kurgan, 114 p. Steel, J. and all (1997). Popularization of critical thinking: A guide. Moscow, 1997. Stolbnikova, E.A. (2006). Development of critical thinking of students of pedagogical universities in media education (based on advertising). Taganrog, 160 p. Technology development of critical thinking in high school: Prospects for the twenty-first century schooling. N. Novgorod: Arabesque, 2001. 272 p. Usov, U.N. (1998). Fundamentals of screen culture. Series of programs. Moscow, 60 p. Usov, Y.N. (1995) In the world of screen arts. Moscow: SvR-Argus, 224 p. Valkova, I. P. and all (2005). How to develop critical thinking (the experience of pedagogical reflection) method. iysk: FEIS, 2005. 286 p.
Varshaver, A. (Ed.) Critical thinking and new forms of literacy. Moscow: TSGL, 2005. 80 p. Volkov, E.V. (2004). The development of critical thinking. Moscow. Zaire-Beck, S. (2002). Critical thinking. Moscow.
Zaire-Beck, S. Mushtavinskaya, I.V. (2004). Critical Thinking in the Classroom. Moscow: Education, 175 p.