Научная статья на тему 'Программа максимум'

Программа максимум Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денис Волков

Игра Angry Birds, созданная еще вчера никому не известной финской компанией, стала безусловным хитом и любимым развлечением владельцев мобильных телефонов. Но на пятки «птичкам» уже наступает российский разработчик ZeptoLab с продуктом Cut The Rope. Рынок программ для телефонов растет как на дрожжах. Но кто снимает сливки?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа максимум»

ДенисВолков

Программа максимум

Кто и как зарабатывает на приложениях для мобильных устройств.

Четырехлетняя дочь тихо, но упорно клянчит: «Папа, ну дай мне поиграть в «Птичек»! Не отстает и коллега по работе. Каждый день требует принести в офис iPad, чтобы «покидаться птицами в свиней». Да что там, даже жена снисходительно прощает невинную забаву, хотя ворох невыполненных домашних дел нарастает с каждым новым ударом по поросячьей цитадели.

Популярность злобных «птичек» граничит с массовым помешательством. Это уже не эпидемия. Это пандемия. В простенькую игру Angry Birds режется нынче и стар и млад. В числе благодарных поклонников разработки — и австралийская поп-дива Кайли Миноуг, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, признавшийся, что прошел все уровни буквально на одном дыхании.

Многие человеческие пристрастия, как известно, иррациональны по своей сути. Понять, почему именно «Птички» прельстили десятки миллионов человек во всем мире, невозможно. Ведь сюжет примитивен до крайности. Свиньи разоряют птичье гнездо и утаскивают оттуда яйца. Разъяренные пернатые начинают мстить. И методично решают поставленную задачу. В техническом отношении пользователю вовсе не обязательно владеть какими-то особыми навыками. Достаточно при помощи рогатки обстреливать птицами крепости, в которых спрятались свиньи. По всем признакам назвать Angry Birds шедевром индустрии развлечений язык не повернется. Но миллионы почему-то уже скачали эту программу на свои сотовые телефоны и прочие портативные устройства.

«Злые птицы» — именно мобильное приложение, что заставляет забыть о критериях оценки, предъявляемых к большинству игр для персональных компьютеров и приставок. Впрочем, один показатель все-таки остается универсальным: популярность. К концу ноября, когда автор пишет эти строки, игру скачали более 10 миллионов пользователей «яблочных» гаджетов (iPhone, iPod Touch и iPad) и еще столько же обладателей устройств на других платформах. Так, поклонники операционной системы

Android в первый же день внесли в копилку загрузок свой вклад, обеспечив миллион скачиваний.

Источник «заразы» — до недавнего момента никому не известная компания Rovio, в штате которой значилось... всего четыре человека. Зато теперь финский разработчик превратился в настоящего идола глобального сообщества создателей компьютерных игр: всем хочется повторить невероятный успех Angry Birds.

И кое-кому это удается. Несмотря на растущую популярность «птичек», у них уже появился достойный конкурент — игра Cut The Rope. «Перерезать веревку» — именно так переводится название продукта — требуется для того, чтобы накормить подвешенными леденцами похожее на лягушку существо Om Nom (по-русски его следовало бы назвать Ням-ням). Игра вышла в начале октября. Уже к концу месяца ее загрузили на свои устройства 2 миллиона человек, а к середине ноября добавился еще миллион пользователей. Так был поставлен очередной абсолютный рекорд динамики скачиваний в «яблочном» интернет-магазине App Store.

Абсолютные цифры завораживают. Но куда важнее другое. Эта игра создана небольшой российской компанией ZeptoLab. И хотя руководители фирмы пока наотрез отказались давать «Бизнес-журналу» интервью, факт остается фактом. Никогда прежде отечественной команде не удавалось достигнуть столь блистательного успеха. Пусть даже и в относительно скромном сегменте мобильных игр. И вот что любопытно. У названных разработчиков, финской Rovio и российской ZeptoLab, один издатель — английская компания Chillingo. Примечателен этот факт хотя бы тем, что позволяет отчасти объяснить популярность обоих продуктов и оценить ту роль, которую на перспективном рынке развлекательного софта для современных мобильных устройств играют издатели. Совсем не случайна и состоявшаяся недавно сделка: за 28 миллионов долларов Chillingo была приобретена мастодонтом отрасли, Electronic Arts.

ЩЯ К концу ноября игру Angry

Birds, созданную финской компанией Rovio, скачали более 10 миллионов пользователей «яблочных» гаджетов

Игра Cut The Rope,созданная российской фирмой ZeptoLab, обрела миллионы поклонников. Никогда прежде отечественной команде разработчиков не удавалось добиться столь блистательного успеха.

Топ, топ, топает малыш

По оценкам Gartner, к концу года во всем мире пользователи загрузят на свои смартфоны 4,5 миллиарда приложений, что в денежном эквиваленте составит $6,8 млрд. И это еще цветочки. Уже через три года и количество установок, и объемы рынка вырастут в четыре раза, уверены аналитики. А ведь еще несколько лет назад никто и предположить не мог, что небольшие программы для мобильных телефонов способны приносить существенный доход!

Разумеется, за последнее время телефоны быстро и заметно «поумнели». Да и сама отрасль из маргинальной ниши превратилась в

V

30%

выручки

забирает себе Apple. Оставшиеся деньги делят между собой разработчик и издатель

настоящую индустрию. Ну а самый важный шаг навстречу настоящему и будущему два года назад сделал глава Apple Стив Джобс, решивший открыть магазин приложений, которые можно было бы легко скачать и установить на iPhone и iPod Touch. Сегодня все кому не лень вопят, что «идея носилась в воздухе». К тому же эта стратегия уже была опробована Apple, предложившей пользователям плееров iPod загружать музыку в онлайновом магазине iTunes. Но в том-то и состоит маркетинговый гений Джобса. Как никто другой, он умеет поместить в яркую и привлекательную обертку даже то, что уже было реализовано прежде.

Успех App Store налицо. За 2 года существования магазина в нем было размещено более 30 тысяч приложений, количество загрузок перевалило за 7 миллиардов, а сама Apple (за вычетом выплат разработчикам и других издержек) сумела заработать около $200 млн. Для крупнейшей ИТ-корпорации, капитализация которой уже превысила стоимость Microsoft, сумма небольшая. Однако в этом, пожалуй, кроется еще одна причина успеха Apple на рынке мобильных приложений: разработчики (а проще говоря, авторы продаваемых

ЩЩ Самый важный шаг навстречу

новому рынку сделал глава Apple Стив Джобс, открыв магазин приложений для пользователей мобильных устройств

программ) получили «на круг» за свои продукты в пять раз большую сумму — $1 млрд.

За Apple, вырвавшейся в лидеры, немедленно устремились преследователи. Первым вдогонку бросился интернет-гигант Google, открывший собственный магазин приложений для телефонов на базе операционной системы Android. Но даже несмотря на неслыханные темпы роста популярности этой платформы, приложений для нее создано пока куда меньше — только 100 тысяч.

Российский рынок приложений и игр для мобильных телефонов, разумеется, выглядит сегодня весьма скромно. Мало того, оценить его фактический объем в точности пока не удается. Менеджер по стратегическому маркетингу i-Free Innovations Илья Чернецкий полагает, что только на игры в общей структуре мобильных контент-услуг в стране ныне приходится около 2,5-3%, что в денежном выражении не превышает скромных $3-3,5 млн. Однако Чернецкий делает важное уточнение: по традиции дополнительные неголосовые услуги мобильной связи входят в структуру доходов оператора. Таким образом, продажи через альтернативные каналы (в том числе покупки, совершаемые россиянами в Apple App Store и Android Market) не учитываются при подсчетах. Между тем, по оценкам специалистов i-Free Innovations, на эти каналы продаж приходится еще около полутора миллионов долларов.

Это, конечно же, тоже крохи. Но Чернецкий уверен: все впереди. Ведь мы присутствуем при рождении огромного рынка. «Нет никаких сомнений, — говорит он, — что появление таких ресурсов (как Apple App Store и Android Market) обеспечивает ощутимый импульс развитию индустрии. А одновременно — меняет ее ландшафт. Ведь если прежде на рынке дополнительных услуг и контента для мобильных устройств многое определяли операторы и контент-провайдеры, то сегодня значительно возросла роль создателей игр и приложений, производителей мобильных устройств, разработчиков мобильных ОС и крупных интернет-ресурсов».

Мал мала меньше

Как утверждают представители Rovio, создание игры Angry Birds обошлось компании в $110 тысяч и потребовало 8 месяцев работы. Ну чем не сказочная история? Ведь до того, как создать «хит всех времен и народов», крошечная финская компания безуспешно пыталась завоевать место под солнцем, выпуская один продукт за другим. Но ни одна из пяти десятков созданных игр даже близко не подбиралась к результатам, продемонстрированным «Злыми птицами».

Фортуна переменчива и непредсказуема. И все-таки: каковы шансы небольшой компании, затратившей приличные (с учетом собственных масштабов) средства на создание очередной игрушки, с ходу «выйти в дамки»?

— В топ-лист App Store, — говорит игровой продюсер Alawar Entertainment Александр Егошин, — может попасть как простая игрушка с интересной механикой, на разработку которой ушло от силы $5 тысяч, так и проект за несколько десятков тысяч. Однако в App Store уже сейчас представлено более 300 тысяч приложений. А значит, вероятность того, что новинка «выстрелит» и ей удастся выйти в лидеры, измеряется теперь не столько параметрами самой разработки (пусть даже весьма удачной), сколько эффективностью маркетинговых мероприятий, применяемых в процессе «раскрутки». Рассылки, перекачка трафика с игры на игру, реклама, работа с форумами и еще сотня инструментов — все должно быть брошено в дело.

Смогли бы Angry Birds и Cut the Rope завоевать сердца (и отворить кошельки!) десятков миллионов пользователей по всему миру, если бы их создатели решили самостоятельно продвигать свои продукты?

г

Вряд ли. Основатели Rovio пытались поначалу следовать этим курсом. Эффект оказался если и не нулевым, то уж точно не впечатляющим. По крайней мере о всемирной славе оставалось только мечтать. Но все изменилось после того, как разработчики изъявили готовность поделиться гипотетическими доходами с известным издателем — Chillingo. И вот тут дела пошли в гору.

Разумеется, бесплатного сыра в бизнесе не бывает. Согласно принятым на площадке App Store правилам, 30% выручки отходит самой Apple. Конечно, если разработчик решит самостоятельно промоути-ровать свои программы, оставшаяся часть прибыли достанется ему. Но этот путь слишком тернист. Ведь рядом копошатся тысячи других, не менее активных программистских фирм. Однако, решив доверить продвижение своего детища компании-издателю, создатели софта снижают не только риск коммерческой неудачи, но и долю в доходах.

Согласно сформировавшимся в сегменте игр для мобильных устройств обычаям, посредник (издатель) заберет себе половину заработанной суммы, оставшейся после уплаты комиссии Apple. Но даже в этом случае, учитывая количество загрузок и стоимость игры в «яблочном» магазине (версия для iPhone стоит $0,99, для iPad — $4,99), Rovio явно не осталась внакладе и смогла заработать несколько миллионов долларов. Вполне вероятно, что подобный финансовый успех повторит и российская ZeptoLab.

Стакан наполовину пуст

Пару лет назад, когда App Store был еще не настолько «многолюден», сотни тысяч разработчиков ринулись на перспективную площадку в надежде, что созданные ими приложения, как по мановению волшебной палочки, взлетят на первые строчки в чартах продаж и принесут баснословные прибыли. Сегмент привлекал еще и тем, что порог выхода на него был практически нулевой и не шел ни в какое сравнение с размерами инвестиций для тех, кто хотел попасть на рынок «больших» игр.

Кроме того, App Store сегодня — это не только сотни тысяч приложений и толпы толкающихся локтями разработчиков, но и крупные игровые компании, которые — по примеру Electronic Arts — заинтересовались многообещающим рынком. И все-таки снежный ком продолжает нарастать.

По словам Александра Егошина, в Alawar Entertainment уже создано 16 игр для iPhone и 8 — для iPad, а еще десятки продуктов находятся в процессе создания. «Направление прибыльное, — утверждает Егошин. — И есть большой потенциал для роста. Например, некоторые наши мультиплатформенные проекты собрали больше денег, чем версии для персоналок».

Alawar — признанный российский лидер другого сегмента компьютерных игр — казуальных. Но у компании есть все шансы добиться заметных результатов и в секторе продуктов для мобильных платформ. Ведь казуальные (несложные по графике и игровой динамике) игры прекрасно подходят для карманных устройств. Тем более что львиная доля приложений, размещенных в App Store, — именно игры. Кроме того, «яблочные» плееры и телефоны, а теперь еще и планшетные компьютеры iPad уже составляют вполне реальную конкуренцию портативным консолям, с каждым годом отбирая у них часть рынка. «По мощности и качеству графики консоли и

Экспресс-доставка

RUSSIAN POST

документов и грузов от двери до двери по всей России и в 190 стран мира

Вызов курьера: 8-800-2005-055

Единая справочная служба. Звонок по России бесплатный.

V

300 тысяч

приложении

уже представлено в магазине App Store. Однако чем больше выбор, тем выше конкуренция между разработчиками

телефоны уже вполне сопоставимы, — считает Илья Чернецкий (i-Free Innovations). — Скорее всего, консолям будет все сложнее конкурировать со смартфонами. Возможно, они останутся только в нише устройств для детей».

По оценкам Александра Егоши-на, себестоимость казуальной игры для ПК составляет в среднем $60 тысяч. Для того чтобы «посадить» уже имеющийся продукт на самые

ЩЩ Android — мобильная

операционная система, быстро набирающая популярность в мире. В США она уже обогнала фаворита — Apple

распространенные мобильные платформы, требуется еще около $40 тысяч. Суммы «пограничные». Совсем небольшим компаниям и «одиночкам без мотора» такие вложения не под силу. Правда, здесь опять так и тянет вспомнить о «птичках».

Несмотря на доминирование развлекательного софта, в магазине приложений Apple можно найти и «серьезные» программы, призванные решать повседневные задачи, с которыми сталкивается каждый из нас. Крупные производители

Робот против яблока

Сравнительные показатели магазинов приложений Apple App Store и Android Market

Apple App Store Android Market

Приложения 300 000 100000

Новых приложений в день 450 000 570 000

Доля платных программ 70% 40%

Доля игр 11% 13%

Средняя стоимость приложения $2,8 $3,2

Источник: данные компаний, i-Free

традиционного «коробочного» ПО, почуяв тренд, столбят места. И не без успеха.

«Наша компания работает на рынке уже более 20 лет, — напоминает заместитель директора департамента продуктов для мобильных платформ российской компании ABBYY Ольга Толстунова. — Мобильный департамент относительно молодой, он появился в 2004 году. Пока доля «мобильного» бизнеса сравнительно невелика, однако каждый год она увеличивается. До недавнего времени у нас был только один продукт для iPhone, но с появлением новых приложений их доля в общих продажах будет занимать еще большую часть».

Несмотря на жесткую конкуренцию, у российских компаний есть шансы отгрызть свой кусок этого пирога, считает основатель мобильной рекламной сети Plusl WapStart Кирилл Рожковский. Он уверен: российский рынок уже достаточно велик. Да и смартфоны, прежде считавшиеся дорогими игрушками для «продвинутой» публики, становятся более доступными по цене. «А таким пользователям нужны не игры и не западные программы, — убежден Рожковский, — а отечественные приложения, решающие повседневные задачи. Сборники рецептов, финансовые программы, приложения, отслеживающие расход бензина, — все что угодно. Я уверен, что продажа таких программ, скажем, по цене в один доллар способна компенсировать расходы на разработку силами небольшой команды из двух-трех человек».

Робот

с человеческим лицом

Мы уже упомянули о том, что App Store — безусловный лидер рынка мобильных приложений, но не единственный его игрок. Есть и Android Store, второй по масштабам онлайновый магазин, в котором можно скачать программы для телефона, работающего под управлением мобильной операционной системы Android. Да, «гугловский» магазин младше «яблочного», что пока сказывается на ассортименте. Однако именно этот факт и оказывается «магнитом» для разра-

ботчиков. Ведь шансы вырваться вперед выше!

По оценкам аналитиков, именно платформа Android — мобильная операционная система, быстрее других набирающая популярность в мире. К слову, в США она уже обогнала Apple и уступает теперь лишь устройствам под маркой Blackberry. Однако не все так просто. «Дело в том, что объемы продаж ПО не всегда напрямую связаны с объемами продаж смартфонов, — предостерегает Ольга Толстунова. — Несмотря на то что сегодня рынок Android-устройств растет очень быстро, рынок платных приложений для этой системы, в отличие от iPhone, пока еще не развит. Да, сегодня это самая быстрорастущая платформа в мире. И мы с интересом смотрим в эту сторону, в ближайшие месяцы планируем выпустить первый продукт для Android. Но пока не хочется делать слишком громкие заявления. Для начала мы проанализируем результаты продаж. Если они будут положительными — расширим продуктовую линейку».

Почему рынок приложений для Android не расширяется, как сверхновая звезда? Прежде всего потому, что сама по себе эта система, вышедшая из недр лабораторий Google, бесплатна для производителей мобильных устройств. С одной стороны, это обстоятельство благоприятно сказалось на популярности платформы, так как возможность производить телефоны на ее основе имеет множество вендоров. C другой — «разношерстность» устройств привела к тому, что разработчикам приложений приходится «подгонять» свои программы буквально под каждую отдельную марку телефона, что в конечном итоге сказывается на себестоимости программы.

По словам Павла Башмакова, исполнительного директора компании Stanfy, стоимость разработки приложения под Android в полтора раза выше, чем для устройств Apple. Есть и другие проблемы. Rovio, выпустив версию Angry Birds для Android, которую в первый же день скачало более миллиона человек, тут же столкнулась с проблемами: обладатели многих смартфонов не смогли запустить игру! Финны потратили немало сил на то, чтобы справиться с нежданным конфузом. Однако по сей день несколько устройств, работающих на базе Android, скучают в «черном списке».

Сказывается и разница в «пас-сионарности» аудиторий. Пользователи Android менее активны в вопросе покупки приложений. Так, если в среднем владелец iPhone использует 37 дополнительно загруженных программ, то хозяева телефонов на базе Android — лишь 22. О многом говорит и простой подсчет количества платных и бесплатных приложений в обоих магазинах: в App Store гораздо больше покупают, чем «берут». Похоже, ореол бесплатности, присущий всем продуктам Google, коснулся и приложений для Android: пользователи в меньшей степени склонны раскошеливаться на программы. Наконец, многочисленные устройства под управлением Android очень недороги (в отличие от статусных продуктов Apple). А значит, и их владельцы — люди далеко не столь обеспеченные, как обладатели «яблочных» гаджетов.

Здесь снова не обойтись без «птичек». Angry Birds для Android, в отличие от размещенной на App Store версии, были и остаются бесплатными. В Rovio пошли на это намеренно, понимая: шансы на успех будут выше, если отдавать игру даром. Конечно, эти финские парни вовсе не бессребреники. В игру встроена реклама, что и должно позволить монетизировать ее, — подход, который сегодня применяют многие разработчики программ для Android и «яблочной» мобильной операционной системы. Универсальное средство? Увы, Кирилл Рожковский полагает, что такой подход работает пока лишь на рынках развитых стран.

Блеск и нищета

Следует напомнить, что лидером рынка смартфонов по-прежнему остается финская Nokia. Сегодня система Symbian установлена на 41% всех смартфонов в мире. А это ни много ни мало 300 миллионов устройств. Телефоны Nokia являются одними из самых распространенных и в России. Но вот количество доступных программ для Symbian не так велико. Мало того, пользователи телефонов на этой платформе, в отличие от владельцев iPhone и Android-устройств, куда менее активны в части потребления мобильного софта. Недавно представители компании заявили, что владельцы телефонов Nokia загружают 2,3 миллиона приложений в день из фирменного магазина приложений — Ovi Store. Много ли это? Еще в начале года пользователи мобильных устройств Apple загружали более 30 миллионов приложений в день.

Среди множества рыночных просчетов, допущенных в последнее время Nokia, самым непростительным, скорее всего, оказалось равнодушие к рынку мобильного ПО. Да, магазин приложений Ovi Store предлагает немало занятных программ. Вот только сам процесс приобретения вызывает у пользователей немало нареканий. Все работает, все правильно — но неудобно. Да и разработка приложений под Symbian — процесс весьма сложный, трудоемкий. По словам Павла Башмакова, чтобы создать программу для телефонов Nokia, разработчикам требуется вдвое больше времени и средств, чем в случае с платформой Apple.

— Усилия, которые нужно приложить, чтобы сделать что-то в телефоне Nokia и в iPhone или Android-устройстве, — это небо и земля, — соглашается Кирилл Рожковский.

Впрочем, расстановка персонажей никак не влияет на интерес к спектаклю. Разработка приложений для мобильных телефонов становится одним из ведущих течений на рынке программного обеспечения. Тысячи софтверных компаний уже оседлали тренд. И тысячи — вскоре последуют примеру первопроходцев. ■

По мощности и качеству графики консоли и телефоны почти сравнялись. Похоже, мобильные игровые приставки сохранятся только в нише устройств для детей. Да и то не для всех.

• регистрация и продажа классических оффшорных компаний

• открытие зарубежных компаний в низконалоговых юрисдикциях

• открытие зарубежного банковского счета

• услуги виртуального офиса

• сопровождение ВЭД

Телефон в Москве:

+7 (495) 785 88 87

www.proffstandart.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.