Научная статья на тему 'Программа курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали'

Программа курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / КУРС / COURSE / ФОРМИРОВАНИE / FORMATION / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулибали Усман

В статье рассматривается актуальность разработки курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали. Представлены цель, задачи и содержание данного курса, а также педагогические требования к его проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE PROGRAM FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN MALI

The article discusses the relevance of the development of course for the formation of professional culture of future teachers in Mali. Therein the goal, objectives and content of the course, as well as pedagogical requirements for its implementation are presented.

Текст научной работы на тему «Программа курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали»

УДК 378.026.9(0738)

UDС 378.026.9(0738)

УСМАН КУЛИБАЛИ

аспирант, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет E-mail: ouscoul6@gmail.com

OUSMANE COULIBALY

Graduate student, Department of General Pedagogy, Orel

State University E-mail: ouscoul6@gmail.com

ПРОГРАММА КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В МАЛИ

THE COURSE PROGRAM FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN MALI

В статье рассматривается актуальность разработки курса по формированию профессиональной культуры будущих педагогов в Мали. Представлены цель, задачи и содержание данного курса, а также педагогические требования к его проведению.

Ключевые слова: профессиональная культура, национальная культура, курс, формирована, будущий педагог.

The article discusses the relevance of the development of course for the formation of professional culture of future teachers in Mali. Therein the goal, objectives and content of the course, as well as pedagogical requirements for its implementation are presented.

Keywords: professional culture, national culture, course, formation, future teacher.

Начало XXI века характеризуется несомненным прогрессом СМИ и новых информационных технологий. Сокращение расстояний, развитие телекоммуникаций и транспорта привели к отчуждению человека от окружающей среды, к потере причастности, философского и культурного освоения традиционных ценностей истории и культуры человечества.

В современной социокультурной ситуации многие науки констатируют кризисное состояние культуры, ее дезориентировку и потерю смыслов, рассогласование оснований и систем ценностей, в том числе, в африканских странах в целом и в Мали в частности.

Мали, страна традиционных ценностей, уважения к достоинству личности, все более и более заметно становится «культурной свалкой», где все отвергнутые моралью идеи, часто пришедшие извне, находят приют и приживаются, не вызывая у людей смущения и отторжения. Молодежь потеряла свои ориентиры и полагается на архетипы, которые ей прививает небезупречное меньшинство привилегированных людей, получивших известность и внешнее признание: звезды музыки, кино или сериалов, "новые богачи".

В связи с опасностью принятия и распространения определенных антиценностей (добыча легких денег, проституция, ношение неприличной одежды, столкновение компроматов, отсутствие солидарности, предательство, казнокрадство, коррупция, бесхозяйственность, должностное злоупотребление, неуважение к старшим (за исключением близких) и т.д.), для нашей страны стала необходимой пропаганда своей культуры, переориентация культурной политики, что позволит молодым малийцем впитать реляционные и человеческие ценности, которые транслирует традиция.

В связи с этим, мы разработали курс (вариативный блок,) «Этнокультура в профессиональной культуре педагога» по направлению подготовки «Педагогическое образование», в которой представлена систематизация знаний и компетенций студентов, касающихся:

- понятия «культура» и ее основных видов (национальная культура, профессиональная культура);

- этнокультурных ценностей малийского народа;

- основных традиций и обычаев национальной культуры;

- педагогической культуры будущих педагогов Мали.

Основная часть содержания курса посвящена главным ценностям национальной культуры. Логика построения курса обусловлена системой последовательной работы по овладению ценностей национальной культуры от осознания, осмысления идеалов, к постижению путей и средств развития профессиональной позиции и формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали.

Цель дисциплины

Основная цель - способствовать формированию у студентов профессионально-педагогической и личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию малийского народа, заложить прочный фундамент в освоение студентами национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом малийского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, как базой профессиональной культуры педагога, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Для выполнения поставленной цели предлагается

© Усман Кулибали © Ousmane Coulibaly

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (64), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 64. 2015

решить следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание национальной культуры;

- дать общее представление об основных ценностях, традициях и обычаях, обрядах и праздниках, произведениях декоративно-прикладного искусства ма-лийского народа в контексте истории его становления и развития;

- рассмотреть этнокультурные ценности и механизмы интериоризации будущими педагогами, механизмы формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Мали;

- дать представление об особенностях культурных ценностей малийского народа;

- изучить историю становления и развития малий-ского народа.

В программе курса реализуются межпредметные связи с различными науками: философией, историей, социологией, социальной психологией, этикой, этнологией и др.

Ориентируясь на ФГОС ВПО третьего поколения, можно предположить, что курс «Этнокультура в профессиональной культуре педагога» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК-14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Мы предполагаем, что формирование у студентов компетенций ОК-3 и ОК-14 возможно только при реализации этнокультурного контекста в высшем образовании, что даст основания для формирования у студентов в Мали профессиональной культуры будущих педагогов.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения данного курса студент должен иметь базовые представления:

- о национальной культуре как особой форме традиционной культуры;

- об особенностях национальной культуры в прошлом и настоящем;

- об исторической динамике национальной культуры в Мали;

- о современном состоянии этнокультуры культуры.

Знать:

- теоретические основы культуры, ее различные виды;

- соотношения понятий «национальная культура», «этнокультура» и «профессиональная культура педагога»;

- историю становления и развития малийского народа;

- основные этнокультурные ценности малийского

сообщества;

- связи явлений культуры с религиозными верованиями;

- этнокультурные ценности как основу формулирования профессиональных ценностей в структуре профессиональной культуры будущих педагогов;

- основные культурные традиции, обычаи, обряды национальной культуры Мали.

Уметь:

- использовать многообразие культурных традиций в педагогической деятельности;

- совершенствовать свои личностно-нравственные качества и профессиональную позицию, необходимые в будущей профессиональной деятельности;

- проявлять уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям своего народа;

- разрешать противоречия и дилеммы в педагогической деятельности;

- повышать уровень сформированности профессиональной культуры будущих педагогов.

Владеть:

- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, ведения дискуссии по вопросам национальной культуры;

- способами предотвращения и разрешения проблемных ситуаций на основе национально-культурных ценностей.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость курса составляет 2 зачетные единицы. В курсе предусмотрены такие виды учебной работы, как подготовка и выступление с теоретическими и научно-практическими докладами по избранным студентами темам. Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, просмотр видеоматериалов, изучение дополнительных тем занятий, выполнение индивидуальных творческих заданий.

Данная программа рассчитана на один учебный год и предназначена для студентов 1-ого курса по направлению подготовки «Педагогическое образование», степень «бакалавр».Занятия данного курса должны проводиться один раз в неделю по 2 часа аудиторной работы, общее количество аудиторных учебных часов по составляет 36.

Формы и методы работы

Основная форма проведения занятий данного курса - лекция.Однако для более эффективной реализации задуманной программы важнейшее значение приобретает и внеурочная работа, формы проведения которой могут быть разнообразны:

- творческие встречи с интересными людьми, старожилами села, местным фольклорным коллективом;

- национальные праздники (участие или симуля-

ция), экскурсии, посещение музеев, выставок, ремесленных центров, памятных мест;

- просмотр отечественных кинофильмов, сериалов и поэтапное обсуждения их тематики, сюжета, композиции, развития событий и т.п.;

- творческие конкурсы, концерты, викторины, литературно-музыкальные композиции.

Содержание курса

Содержание дисциплины представлено в форме тематического плана.

Тема 1. Сущность культуры в современной гуманитарной науке. Виды и формы культуры. Национальная культура как особая форма существования культуры этноса. Понятия «нация», «этнос».Трактовки категории «Этнокультура», «Национальная культура». Связь категорий «Национальная культура» и «профессиональная культура педагога».

Тема 2 .История становления малийского народа. Особенности развития малийской государственности и ее влияние на другие государства в регионе. Основные королевства в истории Мали. Героическое прошлое малийского народа. Великие деятели антиколониального сопротивления.

Тема 3. Традиция как «коллективная память» социума. Категория «традиция» в культурологии. Понятие традиционной культуры. Роль традиции в формировании национальной культуры. Понятие ценности. Этнокультурные ценности. Традиционные ценности малийской культуры. Гриот - хранитель традиций, его социальная функция.

Тема 4. Ритуалы, обряды и обычаи малийского народа. Понятие «Ритуалы», «обряды», «обычаи» в куль-турологиии в педагогике. Разновидностиобрядов и их значение в жизни народа (свадьбы, рождения, крещения, похорон, новоселья и т.п.). Понятия «тотем», «запрет» и их различия.

Тема 5. Праздник его роль в национальной культуре. Праздник и обряд: сходство и различия. Семейно-бытовые праздники. Религиозные праздники.

Тема 6. Предметный мир малийской национальной

культуры. Национальный костюм и его роль в культуре. Орехи колы и его социальные ценности. Боголан - старинный способ крашения. Маски и марионетки.

Тема 7. Народные верования как составная часть национальной культуры. Миф и легенда, их роль в культуре. Основные мифы и легенды малийского народа.

Самостоятельная работа и ее организация

Виды письменных работ

1. Письменные работы (эссе, рефераты).

2. Выполнение творческих индивидуальных заданий.

3. Презентация-обзор Интернет-ресурсов, посвященных национальной культуре Мали.

Темы письменных работ

1. Роль традиции в формировании национальной культуры.

2. Мифы и легенды малийского народа.

3. Семейно-бытовые праздники и обряды.

4. Праздник как составляющая часть национальной культуры, его роль и функции.

5. Религиозные праздники в национальной культуре.

6. Традиционный костюм и его роль в культуре.

7. Социальная функция гриота.

8. Великие княжества Мали.

9. Бытовой и обрядовый фольклор.

10. Ислам в малийской национальной культуре.

В заключение следует отметить, что в связи с гло-бализациией, когда ценности, пришедшие с Запада, начинают вытеснять подлинные национальные ценности, многие африканские страны осознали необходимость ориентировать свою культурную политику на создание системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных нравственных ценностей. Поэтому введение в образовательную программу профессиональной подготовки будущих педагогов такого курса, как «Этнокультура», поможет решить данные задачи. Он способствует приобщению молодежи к нравам и обычаям родного края и, следовательно, сохранению наследия культурной самобытности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Туре К., Диарра М.Л, Карсенти T. и др. Размышления о культурном империализме и педагогических возможностях, вытекающих из знакомства африканской молодежи с Интернетом. (2008). www.rocare.org/.../ch03-ICTandChangingMind

2. Диоп Бубакар Борис. Африканская идентичность и глобализация. 2007.«Африкультур». №. 41 www.revues-plurielles.org/.../ index.php?.

References

1. Toure K., Diarra M.L., Karsenti T. et al. Reflections on сиНига1 imperialism and pedagogical possibilities emerging from familiarity of young African people in with internet. (2008) www.rocare.org/.../ch03-ICTandChangingMind

2. DiopBoubacarBoris. African identity and globalization. 2007. Africultures».№. 41 www.revues-plurielles.org/.../index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.