Научная статья на тему 'ПРОГРАММА КУРСА ЭКОЛОГИИ С ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ДУЭЗ) ПРИ КИРОВСКОМ ОБЛАСТНОМ ДВОРЦЕ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ И МОЛОДЁЖИ'

ПРОГРАММА КУРСА ЭКОЛОГИИ С ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ДУЭЗ) ПРИ КИРОВСКОМ ОБЛАСТНОМ ДВОРЦЕ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ И МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копысов В.А.

Автором представлена программа дополнительного образования детей курса экологии с охраной природы, реализация содержания которой позволит педагогу обеспечить формирование и развитие у обучающихся экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА КУРСА ЭКОЛОГИИ С ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ДУЭЗ) ПРИ КИРОВСКОМ ОБЛАСТНОМ ДВОРЦЕ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ И МОЛОДЁЖИ»

5. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога : монография / Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», Шуйский гос. пед. ун-т. Шуя, 2011. 190 с.

В. А. Копысов

Программа курса экологии с охраной природы для Детского университета экологических знаний (ДУЭЗ) при Кировском областном дворце творчества юных и молодёжи

Автором представлена программа дополнительного образования детей курса экологии с охраной природы, реализация содержания которой позволит педагогу обеспечить формирование и развитие у обучающихся экологического сознания.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, программа дополнительного образования, содержание дополнительного образования, охрана природы, экологические знания, экологическая деятельность, экологическое сознание.

Пояснительная записка

В условиях растущей экологической опасности все более осознается недостаточность школьного экологического образования.

Наблюдается противоречие между запросами общества в людях, имеющих развитое экологическое сознание, и отставание современного образования в экологической подготовке детей к жизни. Возникает задача формирования у подрастающего поколения экологического сознания.

Когда речь идет об экологическом сознании, то имеют в виду ряд его характеристик:

- интерес к проблемам окружающей среды;

- озабоченность экологическими позициями родителей, педагогов, детей, населения в целом;

- сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастности к решению данных проблем;

- готовность к экологической деятельности.

Экологическое сознание - сложный феномен, его развитие предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю ребенка. Этого трудно достичь при изучении только школьных предметов естественнонаучного цикла.

В настоящее время стало уже очевидным, что требуется дополнительная экологизация школьного образовательного процесса. В связи с этим программа курса экологии с охраной природы является особенно актуальной. Она является дополнением к школьным программам по экологии в формировании и развитии у обучающихся экологического сознания.

Дополнительная образовательная программа курса экологии с охраной природы имеет эколого-биологическую направленность, предназначена для формирования у обучающихся основ экологических знаний.

Новизна программы курса экологии с охраной природы заключается в решении проблем становления и развития у детей экологического сознания биоцентрического типа, т. е. дети не только знают, но и мыслят, и ведут себя экологически грамотно, ощущая себя как часть живой природы.

Ведущей идеей программы является гуманно-личностный подход, который ставит в центр образовательного процесса развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель программы курса экологии с охраной природы - создание условий для формирования у детей 10-16 лет личностно значимого отношения к природе и человеку.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- образовательные:

расширить и углубить знания о многообразии взаимоотношений живых организмов в природе;

сформировать знания о единстве и взаимном влиянии живой и неживой природы;

- воспитательные:

воспитать эстетические чувства (умение видеть красоту природных объектов и явлений);

воспитать чувство экологической грамотности, культуры, сознательности;

воспитывать чувство ответственности за будущее природы;

- развивающие:

развивать внимание и наблюдательность к природным объектам и явлениям;

развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи при наблюдении за природными объектами и явлениями;

способствовать становлению и развитию экологического сознания;

способствовать формированию мировоззрения.

После прохождения программы курса экологии с охраной природы учащиеся должны ЗНАТЬ:

- о том, что изучает наука экология, какое место она занимает в системе наук, ее значение;

- о многообразии, уникальности и неповторимости живых организмов нашей планеты, их взаимосвязях друг с другом и с неживой природой;

- об антропогенных воздействиях на природу и способах устранения последствий этих воздействий.

УМЕТЬ:

- применять на практике знания, полученные в процессе освоения курса;

- предвидеть последствия тех или иных воздействий на природные комплексы.

ДЕЙСТВОВАТЬ:

- гуманно и бережно по отношению к окружающей природе и своему здоровью;

- привлекать к этому друзей, одноклассников и взрослых.

Курс экологии с охраной природы изучается в ДУЭЗ параллельно с другими школьными естественными дисциплинами, такими как биология, география, химия, физика и др. Потому предусматривает тесную взаимосвязь с ними, особенно в вопросах о состоянии окружающей среды и взаимозависимости жизни от меняющихся условий обитания.

Курс рассчитан на 68 часов в учебном году, то есть 2 часа в неделю.

№ п/п Разделы курса Количество часов

1 Введение 2

2 Среды жизни на Земле 11

3 Многообразие проявления жизни на Земле 12

4 Человек и его место в биосфере 9

5 Здоровье и потребности людей 10

6 Социальная роль человека в природе 12

7 Природопользование 10

8 Роль знаний по экологии 4

9 Заключение 2

Программа

1. Введение (2 ч)

Взаимодействие природы, живых организмов и человека; понятие об экологии.

Экскурсия «Парк (лес) как рекреационная зона города и людей».

2. Среды жизни на Земле (11 ч.)

Понятие «Среда жизни». Особенности сред жизни на Земле (водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной).

Экологические факторы и адаптации организмов к ним.

Жизнь организмов в природе. Жизнь особей, популяций и сообществ в природе. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Естественные и культурные экосистемы.

Пределы устойчивости экосистем.

Экскурсия «Среда жизни и ее обитатели (водная, наземно-воздушная)».

3. Многообразие проявления жизни на Земле (12 ч.)

Понятия о жизни, о живом, косном и биокосном веществе. Основные функции живого вещества.

Биологическое разнообразие на планете Земля:

- Видовое разнообразие живого (Царства: Растения, Животные, Грибы и др.).

- Генетическое разнообразие (дикие и культурные представители).

- Экологическое разнообразие (экологические группы, жизненные формы, экологические ниши).

- Разнообразие экосистем.

- Структурное разнообразие живого (уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотиче-ский и биосферный).

Ценность биологического разнообразия в жизни человека и в жизни природы.

Проблема сохранения биологического разнообразия.

Экскурсия «Осенние явления в природе».

4. Человек и его место в биосфере (9 ч.)

Человек как уникальный вид, его биосоциальные свойства.

Среда жизни человека, природные и социальные факторы среды обитания человека. Взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Биогеохимическая функция человека на Земле. Человек как естественный компонент биосферы.

Человек как этап развития биосферы. Человечество в биосфере.

Биосоциальный характер человеческого фактора в природе. Состояние системы: Человек - Природа - Общество и перспективы ее развития в настоящее время и в будущем. Идея ноосферы как новый этап развития биосферы.

5. Здоровье и потребности людей (10 ч.)

Понятия: «Здоровье человека», «Адаптация», «Реадаптация», «Болезнь». Образ жизни человека. Потребности людей: биологические, социальные, экономические и др.

Условия биологического жизнеобеспечения человека (воздух, вода, пища, сон, труд, отдых, семья, дом и др.). Воздействие вредных веществ и радиации

на организм человека. Болезненные реакции организма на воздействие среды. Условия социального жизнеобеспечения человека (труд, быт, культура, права, образ жизни).

Город и село как условия жизни людей. Жизнь в космическом корабле. Понятие о рекреационных зонах. Понятия «Экологически чистая среда», «Экологически чистые продукты», «Экологически рациональные потребности». Экология в быту. Значение бытовых и природных условий для здоровья и трудоспособности человека. Здоровье как реакция человека на окружающую среду.

6. Социальная роль человечества в природе (12 ч.)

Народонаселение планеты в настоящее время, его потребности и качество жизни. Экологическая демография. Рост численности человечества. Биологические основы численности. Факторы, лимитирующие рост численности людей (климат, болезни, дефицит пищи, войны, экстремальные ситуации и др.). Демография в зависимости от природных и социальных условий.

Демография России, Социально-экономические условия преодоления экологического кризиса страны.

Виды связей человека и общества с природой. Формы отображения взаимосвязей с природой (религия, мораль, право, искусство, наука, хозяйствование).

История человечества и масштабы его влияния на развитие природы планеты Земля. Смена форм хозяйствования в природе. Освоение новых источников энергии. Научно-техническая революция. Противоречия в системе «Общество - Природа».

Трудовая деятельность как основа существования людей и как фактор воздействия на природу. Деятельность людей как причина эволюции биосферы. Идея становления учения о ноосфере. Концепция устойчивого развития природы и общества. Программа перехода России к устойчивому развитию.

Культура как отражение норм взаимодействия людей друг с другом и с природной средой, как способ выживания и адаптации человечества.

7. Природопользование (10 ч.)

Ограниченность ресурсов Земли и рост потребностей общества. Интенсификация использования ресурсов.

Современные проблемы экологического кризиса на Земле: загрязнения, истощение ресурсов, потери биологического разнообразия, их масштабы и значение.

Глобальные, региональные и локальные (местные) экологические проблемы. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Глобальные и региональные мониторинги и кадастры.

Экологические проблемы России и пути их решения.

Роль экономики, производств, техники, технологий и культуры людей в решении экологических проблем природопользования. «Венок Законов» природопользования (по Б. Коммонеру).

Научные основы рационального природопользования. Проблема экологизации различных сфер человеческой деятельности и быта людей.

Приоритет экологических ценностей. Использование законов экологии в природопользовании. Пределы роста использования природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экскурсия «Антропогенное воздействие в природной среде».

8. Роль знаний по экологии (4 ч.)

Значение экологии как науки в решении проблем сохранения биосферы и человечества. Прикладная экология, ее виды и значение.

Необходимость экологического образования как части культуры современного человека. Формирование экологической культуры как основы рационального природопользования.

Роль школы в решении социально-экологических проблем.

9. Заключение (2 ч.)

Общие выводы по курсу.

Экскурсия «Окружающая среда как условие жизни человека и других организмов в ней».

Программа лабораторного практикума по экологии

1. Методы экологических исследований состояния природы.

2. Вода как среда жизни. Изучение ее свойств. Загрязнение и методы анализа.

3. Анализ адаптивного состояния растений в аудиторных (комнатных) условиях.

4. Выявление приспособлений к среде обитания на примере комнатных растений.

5. Анализ загрязнения снега и льда из водоема (засоренность, кислотность и др.).

6. Определение острой токсичности водных проб методом биотестового анализа.

7. Оценка окружающей среды на основе анализа карт экологического атласа Кировской области.

8. Свойства экологических групп организмов на примере гидрофитов, гигрофитов, мезофитов и ксерофитов.

9. Защитные свойства у почек возобновления зимующих растений.

10. Эколого-фенологические особенности развития растений весной.

11. Экологическая классификация животных.

12. Биологическое разнообразие - основа поддержания жизни на Земле.

13. Взаимоотношения типа паразит - хозяин на примере галлообразую-щих членистоногих.

14. Популяция как надорганизменная система (теоретические и прикладные аспекты).

15. Методы изучения экологии популяций.

16. Решение экологических задач.

17. Биоценология, основные понятия. Дендропарк как пример природного биогеоценоза (культурцентра).

18. Методы экосистемного исследования. Моделирование экосистемы.

19. Моделирование динамики многовидовых сообществ. Создание и изучение упрощенной лабораторной модели сукцессии на примере сукцессии в сенном настое.

20. Методика определения продуктивности экосистемы и ее биомассы.

21. Растительный покров и животный мир города как примеры биологического разнообразия.

22. Перспектива выживания человечества - рациональное природопользование.

23. Проблемы глобальной экологии.

24. Проблемы космической экологии.

Уровни экологической компетенции учащихся

№ п/п Название уровня Требования

1 Высший уровень Творческое решение экологических проблем

2 Профессионально достаточный уровень Обеспечение экологически устойчивого развития человека на основе развития личности, приобщения к здоровому образу жизни

3 Высокий образовательный уровень Ориентирование в особенностях структуры и специфических проблемах классической экологии, экологии человека, глобальной и социальной; обоснование путей «устойчивого» развития и возможных способов их реализации

4 Продвинутый уровень Ориентация в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владение здоровым образом жизни

5 Уровень элементарной экологической компетенции Определение уровня и закономерностей экосистем своей местности: школа - пришкольный участок -микрорайон - населённый пункт - регион; экология живых организмов и их сообществ; экология человека

6 Начальный уровень Усвоение основных терминов и понятий, раскрывающих основные признаки и свойства экосистем.

Требования к общеобразовательной подготовке выпускника школы

Составлены на основе проекта государственного стандарта

Биосфера

Знать:

Космические условия, обеспечивающие жизнь на планете. Формулировать закон однонаправленности потока энергии в биосфере.

Уметь объяснять:

Химические основы круговорота вещества и преобразования энергии, причины разнообразия живого вещества и единичных экосистем.

Уметь использовать:

Информацию в ситуациях экологической опасности, «парникового эффекта», загрязнения сред обитания живых существ; общения с организациями и должностными лицами, от которых зависит состояние окружающей среды

Экосистема биосферы

Знать:

Последовательность описания экосистемы. Находить экологические компоненты, экологические взаимодействия, экологические противоречия. Экологическое развитие. Экологическую устойчивость экосистем.

Уметь объяснять:

Причинно-следственные связи экологических и эволюционных явлений, влияние человека на экологические явления.

Уметь использовать:

Поиск способов разрешения экологических проблем.

Человек в биосфере

Знать:

Термины и понятия: здоровье общества, демография.

Уметь объяснять:

Различия индивидуального и популяционного, духовного и физического видов здоровья, причины и следствия образа жизни человека; свойства экологически комфортной среды.

Уметь использовать:

Оценки состояния здоровья населения, состояния окружающей среды по имеющимся данным; анализа родословных; поиска идеала нравственно и физически здорового человека.

Список литературы

Основная

Гиляров А. М. Популяционная экология. М. : Изд-во МГУ, 1990. Христофорова Н. К. Основы экологии. Владивосток : Дальнаука, 1999. Чернова Н. М., Былова А. М. Общая экология : учеб. для студ. пед. вузов. М. : Дрофа, 2004. 416 с.

Шилов И. А. Экология. М. : Высш. шк., 1997. Дополнительная

Акимушкин И. Невидимые нити природы М. : Мысль, 1985. 288 с. Бабьева И. П., Зенова Г. М. Биология почв. М. : Изд-во МГУ, 1989. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология: особи, популяции, сообщества : в 2 т. М. : Мир, 1989. Т. 1. 667 с. Т. 2. 478 с.

Горышина Т. К. Экология растений. М. : Высш. шк., 1979. Дажо Р. Основы экологии. М. : Прогресс, 1975. 415 с. Константинов А. С. Общая гидробиология. М. : Высш. шк., 1986. Лархер В. Экология растений. М. : Мир, 1978.

Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология : учеб. пособие для 9-11 классов. М. : «Школа - Пресс», 1996. 462 с.

Наумов Н. П. Экология животных. М. : Высш. шк., 1963. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1, 2. М. : Мир, 1993. Т. 1. 420 с. Т. 2. 330 с.

Никитин Д. П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек. М. : Высш. шк., 1980. 424 с.

Никольский Г. В. Экология рыб. М. : Высш. шк., 1974. Новиков Г. А. Очерк истории экологии животных. Л. : Наука, 1980. Одум Ю. Экология : в 2 т. М. : Мир, 1986. Т. 1. 328 с. Т. 2. 375 с. Пианка З. Эволюционная экология. М. : Мир, 1981.

Прохоров Б. Б. Экология человека. - М.: Издательский центр «Академия». 2010. - 320 с.

Работнов Т. А. Фитоценология. М. : Изд-во МГУ, 1978. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания : в 4 кн. М. : Мир, 1994, 1995. Т. 1. 340 с. Т. 2. 296 с. Т. 3. 292 с. Т. 4. 192 с.

Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. М. : Просвещение, 1988. 319 с.

Риклефс Р. Основы общей экологии. М. : Мир, 1979. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В Социальная экология. М. : Академия, 2000. 275 с.

Тишлер В. Сельскохозяйственная экология. М. : Колос, 1971. 456 с. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М. : Прогресс, 1980. 328 с.

Чернов Ю. И. Природная зональность и животный мир суши. М. : Наука,

1975.

Чернышев В. Б. Экология насекомых. М. : Изд-во МГУ, 1996.

Шилов И. А. Физиологическая экология животных. М. : Высш. шк., 1985.

328 с.

Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М. : Мир, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.